Научная статья на тему 'Путешествуя по Алтаю'

Путешествуя по Алтаю Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / культура / Чуйский тракт / музей / памятник / Телецкое озеро / река Катунь / храм / водопад / остров Патмос / горы / пейзаж / экскурсия. / patriotism / culture / a Chuisky tract / a museum / a monument / Lake Teletskoye / the Katun river / a tem- ple / a waterfall / Patmos / mountains / landscape / an excursion.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна

Автор знакомит читателей с Алтаем, одним из удивительных заповедных мест России. В статье речь идёт о природных жемчужинах Алтая – Телецком озере, реке Катуни, острове Патмос, Камышлинском водопаде, Красных воротах, о восхождении на Семинский перевал и Чёртов палец, о Сростках – родине В.М. Шукшина. Все эти места находятся в непосредственной близости от Чуйского тракта, своеобразного памятника автодорожного строительства. Описания окрашены авторским восприятием и осмыслением Алтая как духовной составляющей нашей жизни, без которого немыслимо такое понятие, как патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVELING ALONG ALTAI

The author introduces readers to Altai, one of the most amazing nature reserves in Russia. The article deals with natural pearls of Altai ‒ Lake Teletskoye, the Katun River, Patmos Island, Kamyshlinsky Falls, the Red Gate, climbing the Seminsky Pass and the Devil’s Finger, Srostki ‒ V.M. Shukshin’s native soil. All these places are close to the Chuisky tract, a unique monument of road construction. L.A. Kholopova describes Altai with her own perception and understanding as the spiritual component of our life, without which such a thing as patriotism is unthinkable.

Текст научной работы на тему «Путешествуя по Алтаю»

УДК 910.4 ГРНТИ 39.23.15

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО АЛТАЮ

Л.А. Холопова

Юргинский технологический институт (филиал)

Национального исследовательского Томского политехнического университета Россия, 652055, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26

Автор знакомит читателей с Алтаем, одним из удивительных заповедных мест России. В статье речь идёт о природных жемчужинах Алтая - Телецком озере, реке Катуни, острове Патмос, Камышлинском водопаде, Красных воротах, о восхождении на Семинский перевал и Чёртов палец, о Сростках - родине В.М. Шукшина. Все эти места находятся в непосредственной близости от Чуйского тракта, своеобразного памятника автодорожного строительства. Описания окрашены авторским восприятием и осмыслением Алтая как духовной составляющей нашей жизни, без которого немыслимо такое понятие, как патриотизм.

Ключевые слова: патриотизм, культура, Чуйский тракт, музей, памятник, Телецкое озеро, река Катунь, храм, водопад, остров Патмос, горы, пейзаж, экскурсия.

TRAVELING ALONG ALTAI L.A. Kholopova

Yurga Technological Institute (Branch) of the National Research Tomsk Polytechnic University

Russia, 652055, Kemerovo Region, Yurga, Leningradskaya, 26

The author introduces readers to Altai, one of the most amazing nature reserves in Russia. The article deals with natural pearls of Altai - Lake Teletskoye, the Katun River, Patmos Island, Kamyshlinsky Falls, the Red Gate, climbing the Seminsky Pass and the Devil's Finger, Srostki - V.M. Shukshin's native soil. All these places are close to the Chuisky tract, a unique monument of road construction. L.A. Kholopova describes Altai with her own perception and understanding as the spiritual component of our life, without which such a thing as patriotism is unthinkable.

Keywords: patriotism, culture, a Chuisky tract, a museum, a monument, Lake Teletskoye, the Katun river, a temple, a waterfall, Patmos, mountains, landscape, an excursion.

Сегодня много говорят о патриотизме. Однако глубина такого понятия, как патриотизм, начинается с осмысления себя, своей сути, с малой родины, с той самой пресловутой берёзки у родного крыльца, с красоты родной природы, традиций и культуры народов, населяющих большую родину, Россию, её заповедных мест. Думается, сопричастность к великой истории и культуре России есть некая духовная составляющая нашей жизни, без которой немыслим патриотизм. Поэтому вдвойне приятно осознавать, что существуют организации, подобные Петровской академии наук (Омское региональное отделение), одним из видов деятельности которой является «вклад в духовное возрождение России.

Всегда хочется спросить своих соотечественников, бодро и с некоторой долей превосходства рассказывающих, в каких странах они побывали и что повидали, словно давая отчёт: а

© Холопова Л.А., 2019

что они видели здесь, в России, что знают о её истории и исторических памятниках, какие культурные центры, заповедные места посетили. Я уж не говорю о том, что они сделали для духовного возрождения своей страны.

Сколько удивительных мест в нашей стране, которые являются не просто памятниками и заповедниками, а неким духовным причалом. Это и Тарханы, и Ясная Поляна, Пушкинские Горы и, конечно, Алтай - неповторимый край со своими традициями и легендами, первозданной и удивительно красивой природой!

Впервые я услышала о нём от моей, ныне покойной, подруги Аллы где-то в конце 80-х - начале 90-х годов. Она отдыхала на Те-лецком озере. Восхищению и рассказам об этом удивительно и красивом чуде природы среди гор не было конца. Здорово встречать рассвет, когда солнце поднимается из-за гор и

/SSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)

постепенно освещает всё вокруг; любоваться закатом, купаться в холодной до судорог воде, чувствуя потом приятное пощипывание во всём теле и постепенно согреваясь; засыпать под шум дождя, а утром снова просыпаться и видеть солнце.

Такие же ощущения испытала и я, оказавшись на Телецком озере в 2011 году в составе группы участников конференции по экологии, проводимой Барнаульским университетом. Озеро манило вдаль, за каждым новым поворотом подавало надежду, что там, дальше, будет ещё лучше. Туман, который в начале путешествия сопровождал наш теплоход, постепенно отступал, рассеивался. Мы причаливали к берегу, чтобы полюбоваться водопадами, которых здесь было множество. Затем шли дальше. Открывались высокие берега, покрытые лесами, маленькие станции метеорологов на красивых пятачках у подножия гор. За бортом переливалась, журчала такая чистая вода, что и на большой глубине можно было рассмотреть каждый камешек и стайки мелких рыбёшек. А вечером были стихи и песни под гитару нашего самого маститого учёного -профессора Анны Натановны Быстровой. Она подарила мне две книжечки со стихами, такими лёгкими для восприятия и в то же время с глубоким философским смыслом. Стихи о жизни, её неповторимости и быстротечности уходящего времени.

Как моя молодость сорила Словами - чаще про любовь! Как, невесомая, парила Над временем и над судьбой. Как, отложив на послезавтра Любые срочные дела, Не ради почестей и лавров По жизни жизнь меня влекла! Казалось, нет и ей предела, А всё, что тяготит - потом! Зачем и помышлять о том? ... А жизнь взяла - и пролетела.

По окончании нашего путешествия я тоже посвятила ей стихотворные строки, но так и не отправила. С той памятной поездки на Алтай прошло семь лет. И вот снова я на Алтае. Вместе с сыном Денисом и внуками. Восемь удивительных дней! С маршрутом определились заранее: едем по Чуйскому тракту и смотрим все достопримечательности и инте-

ресные места рядом. За это время мы проделали путь в три тысячи километров - как на самолёте от Новосибирска до Москвы.

Чуйский тракт

Коль речь зашла о Чуйском тракте, нужно остановиться на этом своеобразном памятнике российского автодорожного строительства более подробно (рис. 1). В энциклопедиях о нём сказано следующее: «Чуйский тракт, или, если выражаться современным официальным языком, трасса М-52 Новосибирск - Бийск-Ташанта - автомобильная дорога, соединяющая Алтайский край с западными районами Монголии. Начинается в городе Бийске и заканчивается в монгольском селении Цаганур. Общая протяжённость - 619 км». Это исторический Чуйский тракт. Он является частью современной дороги общей протяжённостью 968 км.

Рис. 1. Чуйский тракт в 30-е годы ХХ в.

В 1913 г. Министерством путей сообщения в распоряжение тогдашнего Томского округа (в состав которого входил и Алтай) было отпущено 60 тыс. руб. на «...производство изысканий и составление проекта действительного тракта от Бийска до приграничной таможни Кош-Агач» [2]. Геодезическими работами, проведёнными в 1913-1914 гг. вдоль действовавшего тогда пути, руководил техник путей сообщения В.Я. Шишков, впоследствии известный русский и советский писатель. Из-за начавшейся Первой мировой войны в 1914 г. работы были свёрнуты, и лишь тринадцать лет спустя новая экспедиция вышла в горы.

О попытках автомобилизации тоже сохранилось много исторических фактов. Первая

попытка добраться до Монголии на автомобиле была предпринята ещё в 1910 г. бийским купцом Мазеневым в купленном за 3000 руб. «самодвижущемся экипаже». Однако, выехав в южном направлении в этом экипаже, купец вернулся назад на лошадях.

Первой машиной, преодолевшей путь от Кош-Агача до Бийска, согласно сохранившимся источникам, стал французский открытый легковой «ВегНеЪ». Машина принадлежала «СовМонгТоргу» - организации, созданной по типу «Внешторга» для торговых отношений с только что возникшей Монгольской Народной Республикой, и была приобретена за границей. Было это в середине 1924 г.

В 1925 г. водитель Николай Михайлов вдвоём с напарником преодолели всю трассу на легковом автомобиле «форд». Целью поездки была встреча в Бийске высокого начальства. Но официальные лица, увидев и трассу, и машину, поспешили в бричку и были, в принципе, правы. «Форд» вернулся в гараж только через неделю, отстав от своих пассажиров на два дня. Этим поездкам предшествовали серьёзные дорожные работы по улучшению пропускной способности тракта.

В 1923-1924 гг. были восстановлены места, пострадавшие во время Гражданской войны (переправы через реки, мосты и т. д.). Началось расширение труднодоступных мест. После этого стали более-менее часто предприниматься многодневные экспедиции, каждый рейс длился по 15 и более суток. И только к 1928 г. Чуйский тракт стал в буквальном смысле трактом, стал пригоден для того, чтобы пропускать большие грузовики.

Часть дороги была сделана «с нуля», проложена по новому маршруту. Ликвидированы сложные повороты, расширены многие участки. В 1931 г. начались регулярные грузоперевозки (рис. 2). Профессия шофёра в тех местах требовала профессионализма и выдержки. Чего стоит Семйнский перевал - 9 километров подъёма и 11 - спуска. А перевал Чике-Та-ман - по 5 с лишним километров не-прерыв-ного подъёма и спуска; высоты - около 2000 метров над уровнем моря. Крутые повороты, извилины, узкие места. Машину вести очень трудно, порой невозможно, под колёса часто попадают камни. Большие камни представляли большую опасность: не увидит шофёр, и машина пойдёт под откос. «То тут, то там, далеко внизу, как использованные спи-

чечные коробки, виднелись разбитые вдребезги ржавеющие останки несчастных машин» [2]. Не всякий мужчина отважился ездить в те годы по тракту, а для женщин такие поездки были вообще за гранью реальности. В 1930 г. пришла устраиваться на работу в контору «Союзтран-са» 18-летняя Мария и сказала: «Берите шофёром! Разве юбка причина для отказа? А с виду была - чёлка на лоб, косички по сторонам. И всё-таки взяли» [2]. Но однажды у Марии в Урайской степи заглох мотор. Кругом пусто. Появились голодные волки, окружили машину. До утра просидела Мария в машине, пока не подоспел на помощь случайный грузовик.

Рис. 2. В 1931 г. начались регулярные грузоперевозки

С 1934 г. сам тракт стал иметь и стратегическое значение, что было подчёркнуто и в статусе, и в названии: Чуйский военный тракт (ЧВТ), а обслуживавшие его водители были взяты на армейское содержание. Этим мероприятиям предшествовал испытательный автопробег Бийск - Кош-Агач - Бийск, совершённый на АМО-3 и ЗИС-5 в июне 1934 г., показавший хорошие результаты для масштабных грузоперевозок.

Война вторглась в налаженную работу на тракте неожиданно, как, впрочем, и во всю остальную мирную жизнь страны. Шофёры призывались вместе со своими машинами. На войне водители с Чуйского тракта были в большой цене.

Многие водители трудились на легендарной «Дороге жизни», снабжая всем необходимым блокадный Ленинград и эвакуируя из него людей. После войны, когда шло восстановление разрушенных войной городов, заводов, приходилось ездить на довоенных демобилизованных из армии ЗИС-5, которые постоянно ломались, рейсы длились порой

/SSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)

месяцами. Поэт В. Лифшиц в «Балладе о чёрством куске» напишет позднее об этом времени [4]:

По безлюдным проспектам оглушительно звонко Грохотала на дьявольской смеси трёхтонка. Леденистый брезент прикрывал её кузов, Драгоценные тонны замечательных грузов. Молчаливый водитель, примёрзший к баранке, Вёз на фронт концентраты, вёз он хлеба буханки.

В 50-е гг. стали появляться машины ГАЗ-ММ. Чуйский тракт стал дальше развиваться и осваиваться. Сейчас это прекрасная шоссейная дорога, по которой легко и комфортно путешествовать на легковом автомобиле. Вот по такой исторической дороге мы и осваивали Алтай.

На Родине В.М. Шукшина

Погода в начале нашего путешествия была отличная. В первый день, переночевав в Бийске, мы отправились дальше и остановились в Сростках, на родине Василия Макаровича Шукшина. Я с нетерпением ждала встречи с этим памятным местом. Вот и домик, где провёл детские и юношеские годы знаменитый писатель, режиссёр и актёр (рис. 3). Дом скромный, даже не дом, а половина дома.

Рис. 3. Дом-музей В.М. Шукшина, где он провёл детские и отроческие годы

Во дворе небольшая баня, сарай для скота, колодец и тут же огород, где выращивали картофель и овощи. В прихожей (она же и кухня) большая, огромная печь, где спали дети. В комнате железная кровать, швейная машинка, стол с патефоном. На крашеном полу домотканые половики. Отчим маленького Васи (отец был репрессирован) неплохо зарабатывал, поэтому был деревянный пол. А вообще, у селян в

домах в то время в основном были земляные полы.

Посетили мы и другой музей, организованный в школе, где учился Шукшин. Школа бревенчатая (рис. 4). Сохранился класс со старыми партами, у которых откидывались крышки, а столешницы имели наклон, поэтому такие парты были очень удобны. В музее много личных вещей писателя, большие экспозиции его фильмов и фильмов с его участием. Сколько создано! А сколько не успел! -Как всегда, мы думаем в таких случаях. Ушёл рано во время съёмок фильма «Они сражались за Родину», в возрасте сорока пяти лет.

Нельзя было не подняться на гору Пикет к памятнику Василию Макаровичу Шукшину, установленному здесь 25 июля 2004 г. Авторы: скульптор Клыков Вячеслав Михайлович и архитектор Пасенко Виктор Вячеславович. Шукшин изображён сидящим, он смотрит задумчиво в ту сторону, где находятся его любимые Сростки. Надпись на памятнике гласит: «Василию Макаровичу Шукшину с любовью русские люди». Лучше не скажешь! Все произведения, все фильмы Шукшина тоже наполнены любовью к простому человеку, труженику, без которого «не стойт ни село, ни вся земля наша». Сергей Залыгин, советский писатель, характеризуя творчество Василия Шукшина, отмечает: «Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действующих на наше сознание серьёзно» [3].

Чемал

Ближе к ночи, уставшие, мы добрались до места нашего ночлега с помпезным названием «Фараонова дача», предварительно поплутав. Следующее утро нас встретило прекрасной, солнечной погодой. День выдался насыщенный. Осматривали интересные места в районе села Чемал и места, где река Чемал впадает в Катунь (рис. 6). Это облагороженный Камышлинский водопад, до которого шли пешком сначала по висячему мосту, потом по тропе около двух километров. Но это того стоило.

Камышлинский водопад - место духовное. Там раньше монахи заряжались силой камы. Поэтому, видимо, многие путешественники купались в нём, получая таким образом силу. Надеюсь, получили. Дети радовались кроликам, которые свободно бегали по всей территории. Но, пожалуй, больше мне понравился водопад, ещё не тронутый цивилизаци-

ей, за исключением небольшого домика, в котором местные алтайцы, муж и жена, готовят чай и пекут удивительные лепёшки. Мы долго смотрели на падающую воду, которая сверкала и переливалась в лучах солнца. Разувшись, бродили вблизи отвесной струи, наступая на острые камешки, любовались первозданной чистотой этого Богом данного сокровища и пили чистейшую воду. Поднимались на камни, чтобы согреть ноги, и снова опускали их в холодные струи водопада. Потом ещё долго ощущалось это приятное покалывание и свежесть холодных струй.

Чемальская ГЭС - место, где много туристов - расположена на месте слияния Кату-ни и Чемала. Кстати, Катунь в переводе с древнетюркского языка - госпожа, хозяйка. Это так и есть. Это одна из основных водных артерий Алтая длиной 688 км. Сливаясь с рекой Бией, она образует крупнейшую сибирскую реку - Обь. Катунь и Чемал - реки, разные по цвету: в это время года Катунь светло-молочная, Чемал - бирюзовый. На слиянии видны две мощные струи разного цвета.

Потом предстояло испытание - Козья тропа. Название говорило о том, что путь непростой. Местами идти было страшно. Шли, прислонившись к горе, подальше от обрыва в реку. А внизу всё было маленьким, игрушечным. Мы были не одни. Видимо, все туристы хотели освоить эту тропу и получить определённую долю адреналина.

Тропа нас привела на красивый остров, омываемый со всех сторон Катунью. Остров своим названием обязан небольшому греческому острову Патмос, куда был сослан Иоанн Богослов - один из учеников Иисуса Христа. Ему, когда он пребывал на острове Патмос в Эгейском море, привиделись два православных храма: один - в Греции на острове Пат-мос, а другой на «краю Земли» в Алтайской глубинке. И снизошло откровение Господне, в результате которого он написал Апокалипсис («Откровение о судьбах мира»). Алтайский остров Патмос освящён в 1855 г. епископом Парфением, храм - в 1915 г., в 1920-х гг. был уничтожен. В 2000 г. крошечный храм (в нём живут монахи) отстроен заново как храм Иоанна Богослова (рис. 5).

К месту нашего нового жительства в Онгудай опять приехали ночью. База отдыха, как везде в этих местах, с броским названием «Барская усадьба». Там мы ночевали три ночи, и, путешествуя дальше по Горному Ал-

таю, возвращались туда же. Наш домик не имел ни туалета, ни воды. Всё было в здании рядом. Но это неудобство с лихвой окупалось предметами «барского быта» (именно таким его представляли хозяева усадьбы): облицованным цветной плиткой камином, шкурой медведя на полу, лосиными рогами и головой медведя на стене. Всё самое настоящее! Только пистолет бутафорский.

Следующие поездки мы совершали из Камлака, где прожили ещё три дня. Жили в большой усадьбе, в домике на втором этаже, в целях экономии в маленькой комнатке все вместе. Из мебели - две кровати и раскладной диван. Удобства на улице. В беседке готовили завтраки и ужины. Однако усадьба находилась в красивом месте. За изгородью шумел ручей, из окна были видны горы. Простор!

Перевалы

Были в нашем путешествии и восхождения. Хотелось попасть на снежные вершины, но отложили до следующей поездки. Но на известный Семйнский перевал всё-таки поднялись (рис. 7). Восхождение на него началось со спортивной базы, где в советское время готовили олимпийский резерв. Сейчас база выполняет те же функции. Такое ощущение, что здесь время остановилось: здания из той советской поры, работает столовая, тренируются спортсмены. Глядя на них, мы стали бодро подниматься вверх. Но потом пыл поубавился, особенно у меня, и восхождение далось мне с трудом. Но вид сверху захватывающий. Далеко внизу река, игрушечные домики и мосты, а ты мысленно паришь над всей этой далью. «Почему люди не летают так, как птицы?» В такие моменты очень хочется оторваться от земли и взлететь. Дух захватывает от этого желания даже сейчас, когда пишу эти строки.

Ещё одно восхождение наша семья совершила на гору Чёртов палец (рис. 8). Откуда такое название? Видимо, от очень узкого и длинного отростка горы, который отходит в сторону, словно палец на руке. Мои дети Денис, Маша и внук Марк поднимались на самый верх. А мы с внучкой туда не ходили. Таечка ещё мала, а я не смогла без страха даже смотреть на этот «палец». Действительно, могла полететь и, конечно, не как птица. Но зрелище и с нашей с Таей высоты было завораживающее.

Перевал Чике-Таман находится тоже на Чуйском тракте, там все туристы делают оста-

/SSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)

новку (рис. 9). Место примечательно не только красивыми пейзажами, но и памятником строителям этой дороги. За памятником поднимается дальше в горы старая дорога. Мы прошлись немного по ней. Места трудно проходимые из-за резких поворотов и обилия камней, а по ней надо было ездить.

Чуть дальше находится место, где сейчас тоже памятник, связанное с известной песней о трагической судьбе Кольки Снегирёва. Инициатором установки памятника стал Глава Республики Алтай Александр Васильевич Бердников. Его отец, фронтовой водитель, большую часть своей послевоенной жизни провёл за рулём автомобиля на Чуй-ском тракте. Находится памятник недалеко от отвесной скалы Белый Бом.

Памятник представлен двумя машинами, прототипами старых машин «форд» и АМО, о которых поётся в песне. На гранитном камне высечены полностью слова той самой песни о Кольке Снегирёве. Песня появилась в 1931 г. «Среди классических фольклорных шлягеров эта романтическая и колоритная история о лихом шофёре пользуется особой популярностью. Но главное, песня резко выделяется своей прочной географической привязкой к Алтаю. Раньше считалось, что слова и музыка народные. Однако в 1960 г. Юрий Яковлевич Козлов, корреспондент газеты «Бийский рабочий», выяснил, что слова написал Михаил Михеев, впоследствии ставший писателем и перебравшийся в Новосибирск. Удалось установить, что и реальные герои существовали, только их история, в отличие от песенной, закончилась благополучно. Николай Петрович Сапцын предложил популярную тогда мелодию «Коломбины» [2]. Осмелюсь привести слова песни полностью:

Расскажу, где машины буксуют, Где дороги заносит пурга, Где алтайские ветры бушуют, Там шофёрская жизнь нелегка.

Есть над Чуей-рекою дорога. Много ездит по ней шоферов. Но один был, каких, брат, не много, Звали Колька его, Снегирёв.

Он машину трёхтонную АМО, Как родную сестрёнку любил, Чуйский тракт до Монголии самой Он на АМО своей изучил.

А на «Форде» работала Рая. И бывало, над Чуей-рекой «Форд» зелёный и Колина АМО Друг за другом несутся стрелой.

Полюбил крепко Раечку Коля И всегда, где бы он ни бывал, Средь просторов Курайского поля «Форд» зелёный глазами искал.

Он однажды открылся ей шибко, Только Рая сурова была, Посмотрела на Колю с улыбкой И по «форду» рукой провела

И сказала: - Мой миленький Коля, Знаешь, Коля, что думаю я? Если АМО мой «форд» перегонит, Значит, Раечка будет твоя.

Из далёкой поездки с Алтая Возвращался наш Коля домой. «Форд» зелёный с весёлою Раей Мимо Коли промчался стрелой.

Вздрогнул Колька и сердце заныло, Вспомнил Раечкин он уговор, И рванулась по тракту машина, И запел свою песню мотор.

Ни ухабов, ни круч, ни обрывов -Ничего Николай не видал. Шаг за шагом, всё ближе и ближе Грузный АМО «форда» нагонял.

Поравнялись у самого края, Коля Раю в лицо увидал, Крикнул: «Рая моя дорогая!» И на миг позабыл про штурвал.

Тут машина, дороги не чуя, Вниз рванула с обрывистых скал, И в волнах перекатистой Чуи Коля жизнь за девчонку отдал.

На могилу лихому шофёру, Что боязни и страха не знал, Положили зелёную штору И от АМО согнутый штурвал.

И с тех пор уж не мчит, как бывало, «Форд» зелёный над Чуей-рекой. Он тут едет, как будто усталый, И баранка дрожит под рукой.

Кстати, о музыке.Даже если вы не знаете такой песни, то мелодию точно слышали. В несколько ускоренном темпе она звучит в фильме Василия Шукшина «Живёт такой

Рис. 4. Школа, в которой учился В.М. Шукшкин. Сейчас музей

Рис. 5. Остров Патмос

Рис. 6. На снимке автор статьи

Рис. 7. Семинский перевал

Рис. 8. Чёртов палец

Рис. 9. Перевал Чике-Таман

Рис. 10. Гейзерово озеро

Рис. 11. Красные ворота

ISSN222l-77ll Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)

парень». Причём не просто звучит, а проходит через весь фильм лейтмотивом. Фильм повествует о том же Чуйском тракте, о шофёрах и о любви. Случайно ли Василий Макарович выбрал для своей первой ленты шофёрские истории? Вряд ли. Вся тогдашняя жизнь кипела возле тракта, все события так или иначе были тесно связаны с ним. Шукшин это хорошо знал и помнил с детства. Натурные съёмки фильма проходили здесь же, на Алтае, на том же Чуйском тракте, только уже в 1963 г., спустя три десятилетия после появления песни.

Опять же по Чуйскому тракту, пройдя метров двести от дороги, можно видеть, как Чуя несёт свои воды в Катунь. Что-то нереальное во всей этой красоте. Две реки, за ними горы, покрытые лесами вверху и обнажённые внизу, бегущие к рекам тропинки и дороги, по которым движутся малюсенькие автомобили и машины. Так это видится с высоты.

Однако на Алтае не чувствуешь себя маленьким, ничтожным существом. Скорее, наоборот. Алтай даёт тебе силу и внутреннюю мощь, особенно в горах, где природа перво-зданна. Примечательно Гейзерово озеро (рис. 10). Глядя на него, не перестаёшь удивляться разнообразию алтайской природы. Только что были горы, и вдруг огромная поляна, дальше болотце, через которое можно идти по мосткам, сделанным из упавших деревьев, ещё дальше в низине озеро с водой удивительного цвета, бирюзово-фиолетовой. От берегов озера поднимаются горы, словно обрамляя его.

Курайская степь - самое дальнее место в нашем путешествии, через сто километров Монголия. Вдалеке хребты гор, покрытые снегами. Такое я видела впервые!

На третий день, когда мы отправились смотреть Красные Ворота (рис. 11), сильный дождь не прекращался весь день, временами переходя в ливень. Но мы осмотрели это чудо

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Союз науки и искусства: Петровская академия наук и искусств. 25-летию Омск. регион. отд-я посвящ. Омск: ООО ИЦ «Омский научный вестник», 2018. С. 11.

2. История Чуйского тракта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cars-repaer.ru/stati/neus 105.html (дата обращения 09.11. 2018).

3. Биография Василия Шукшина [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1йр://пи1-ек5рептеп1 org/post/20170427-biografiya-vasiliya-shukshina (дата обращения: 28.12. 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лифшиц В. Баллада о чёрством куске // Ру-Стих [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rustih.ru/vladimir-lifshic-ballada-o-cherstvom-kuske (дата обращения: 05.02.2019).

природы. С обеих сторон дороги горы из породы красного цвета, образуют своеобразные ворота. Открылись они неожиданно из-за поворота, и вырвалось удивлённое: «Вот это да!».

Мы осмотрели целую гряду озёр. Были в нашей поездке и экскурсии. Например, в зубровый питомник, палеологический музей, ботанический сад под открытым небом. До зубров я не дошла. Надо было лезть в гору. Поэтому, пройдя немного, спустилась вниз. Там мне любезно предложили выпить чая на травах, что я и сделала с большим удовольствием, ожидая моих детей.

В музее нам больше всего понравились коллекции камней, привезённых из разных стран. Продавец камней подробно рассказала об особенностях каждого камня. Внук долго смотрел на них и не хотел уходить, заручившись обещанием, что я куплю ему камень. Внучке понравились раскопки, импровизированные для детей, чтобы они отыскивали интересные предметы, как археологи. В ботаническом саду представлены разные породы деревьев, растений и цветов, которые растут не только на Алтае, но и в Сибири. Много сосен, рядом река, воздух очень чистый. Всё это расслабляет и успокаивает.

Сейчас, когда впечатления отстоялись, я могу сказать, что путешествие было замечательным. Алтай покорил меня многообразием природы, неповторимой красотой, ощущением свободы, лёгкости, полёта, счастья и радости. А сколько там пастбищ! Повсюду отары овец, стада коров, коз. Много лошадей. Алтайцы живут на этих землях в маленьких домиках, очень скромных. Изо дня в день трудятся на благо своего края, преумножая его процветание и богатство. Кто они? Патриоты? Безусловно. Изо дня в день трудятся на благо своего края, преумножая его процветание и богатство.

REFERENCES

1. Soyuznauki i iskusstva: Petrovskaya akademiya nauk i iskusstv. 25-letiyu Omsk. region.o otd-ya posvyasch. Omsk: OOO ITs «Omskiy nauchny vestnik», 20i8. S. ii.

2. Istoriya Chuyskogo trakta [Elektronny resurs]. URL: http://cars-repaer.ru/stati/neusi05.html (data obrascheniya 09.ii.20i8).

3. Biografiya Vasiliya Shukshina [Elektronny resurs]. URL: http://md-eksperiment.org/post/20i70427-biografiya-vasiliya-shukshina (data obrascheniya: 28.i2.20i8).

4. Lifshits V. Ballada o cherstvom kuske // RuStikh [Elektronny resurs]. URL: http://rustih.ru/vladimir-lifshic-ballada-o-cherstvom-kuske (data obrascheniya: 05.02.20i9).

Холопова Любовь Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент ТПУ, отличник народного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.