ПОСТНИКОВ Валерий Валентинович,
сотрудник ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
Путешествие на Запад: наследие китайской цивилизации в культурных центрах Европы
Тысячелетнее культурное наследие Китая находится не только в Азии. Интереснейшие коллекции и достопримечательности, связанные с его историей и культурой, можно найти и в Европе. Среди них - «китайский» дворец под Дрезденом, залы восточноазиатско-го искусства в Эрмитаже С.-Петербурга и коллекции восточного оружия в Москве. Они дают повод для впечатлений и наблюдений, которыми автор делится в этом очерке.
«Китай» в центре Европы. В различных местах Европы можно увидеть старинные постройки в китайском стиле. Это архитектура ши-нуазри (франц. chinoiserie - «китайщина») - псевдокитайского стиля, который был очень популярен в европейской культуре XVIII в. Ши-нуазри относится не только к архитектуре или изобразительному искусству, но имеет и общекультурное значение. Китайская тематика занимала даже философов, и в целом выражала идиллические представления об общественном устройстве в эпоху Просвещения, которые нередко были связаны с Китаем.
Интересно, что крупнейший архитектурный комплекс этого стиля находится не во Франции или Англии - ведущих державах Западной Европы того времени, - а в Восточной Германии, в центре европейского континента. Это дворец Пильниц в Дрездене, который к тому же считается и одним из самых ранних памятников шинуазри [8], (рис. 1а). Но при всей своей уникальности, дворец в Пильнице малоизвестен у нас. Предлагаем познакомиться с ним и увидеть его на общем фоне культа Китая в Европе XVIII в.
Как сообщает исследовательница шинуазри Доон Джекобсон, «китайский» стиль стал распространяться в Европе во второй половине XVII в. [2, с. 30-41]. В 1670-1671 году Людовик XIV построил для своей фаворитки «фарфоровый» дворец в Трианоне. Через 17 лет он был снесён, но мода продолжилась. В 1700 году король праздновал новый год по китайскому календарю, и это было символично - так Европа совершала переход в XVIII век. В то время в аристократическом быту получили распространение кабинеты, оформленные в китайском стиле, фарфоровая посуда и чаепития. Вслед за бытом мода на Китай стала распространяться в других сферах жизни, начал развиваться псевдокитайский стиль, а его элементы стали частью формирующегося стиля рококо.
Особую роль в развитии «китайского» стиля сыграли немецкие аристократы. Благодаря своим многочисленным династическим связям они распространили его по всей Европе - от Сицилии до Балтики. В 1705 году курфюрст Лотар Франц фон Шенборн в своей резиденции в Бамберге оборудовал китайскую комнату, украшенную лаковыми панелями. В 1719 году был построен Пагоденбург (от слова «пагода», конечно) - «восточный» павильон во дворце Нимфенбург в Баварии.
Но главным продолжателем шинуазри после Людовика стал саксонский курфюрст Август Сильный (1694-1733) [2, с. 38].
Август владел не только Саксонией, но и был избран королем Польши, что делало его одним из крупнейших монархов Европы своего времени. Желая демонстрировать своё могущество, он покровительствовал шинуазри. Значение его столицы, Дрездена, одного из растущих культурных центров Европы, усилило открытие придворными алхимиками Августа рецепта изготовления фарфора в 1709 г. В Саксонии были открыты фарфоровые мастерские, где в подражание китайским образцам изготавливали посуду, вазы и статуэтки.
В 1720-1724 году архитектор Маттеус Даниель Пёппельман построил для Августа в Пильнице на берегу Эльбы летний увеселительный дворец в восточном стиле. Первоначально он состоял из двух отдельных зданий - находящегося на берегу реки Водного дворца (1720-1722) и такого же, построенного в некотором удалении Нагорного дворца (1723-1724). Между ними был разбит регулярный парк, а в 1725 г. Водный дворец соединила с рекой лестница-пристань, украшенная сфинксами. В конце XVIII в. к старым корпусам были сделаны пристройки, а после пожара, уничтожившего дворец в 1818 г., был построен Новый дворец, соединивший реставрированные старые корпуса.
Старый дворец 1720-1725 гг. представляет собой раннее шинуаз-ри: в действительности это вполне характерная барочная архитектура, китайский акцент которой придают двускатные вогнутые крыши с выступающими карнизами и декоративные росписи карнизов и стен. Основные сюжеты рисунков - пагоды, экзотические растения, птицы, музыканты, охотники, торговцы, беседы, молитвы, игры (рис. 1б-в). Эти росписи организованы в виде бесконечной череды этюдов, опоясывающих карнизы зданий. Они представляют подобие «мультфильма» из «китайских» картинок и создают впечатление созерцательного дрейфа по Китаю, наблюдения за течением жизни далёкой восточной страны.
Китайские мотивы - только часть художественного замысла, они сочетаются с античными образами в оформлении дворца. Но, несмотря на поверхностный характер «китайского» стиля в Пильнице, этот дворец уникален. Большинство памятников шинуазри локальны: павильоны, кабинеты, парки. В Пильнице вы оказываетесь в целом дворцово-парковом комплексе, который окружает вас и представляет условный образ Востока. Это некое экзотико-пасторальное пространство, убежище от городской европейской цивилизации, «сказочный Китай» в центре Европы. И это один из главных памятников шину-азри, наравне с китайской деревней в Стокгольме, Большой пагодой в Лондоне, и дворцово-парковыми комплексами под Петербургом, которые относится к середине - второй половине XVIII в.
Древняя буддийская живопись Дальнего Востока. В Эрмитаже С.-Петербурга есть зал искусства Дальнего Востока и Центральной Азии, где выставлены произведения буддийской живописи ХП-Х^ вв. [6]. Они были найдены в начале XX в. в мёртвом городе Хара Хото, который находится в Северном Китае, недалеко от южной границы Монголии, и в своё время принадлежал центральноазиатской державе тангутов Западное Ся (Си Ся). Эти живописные полотна уникальны своим возрастом. Культовые буддийские изображения
на ткани - танка, относящиеся к XVII-XVIII вв., - хорошо известны любителям искусства. Произведения из Хара Хото представляют собой хорошо сохранившиеся образцы буддийской живописи более древних времён. Одно из самых ранних относится к началу XII в. На этом шёлковом свитке изображён Будда Теджапрабха в окружении божеств планет. Большинство танка в этой коллекции относится ко второй половине XII-XIII вв., но выглядят они совсем не архаично. Например, портрет императорского наставника, датируемый около 1200 г., по качеству исполнения вполне напоминает парадные портреты эпохи Мин и Цин.
Эти артефакты могут быть особенно интересны для любителей древностей нашего региона. Надо полагать, примерно так же выглядели буддийские изображения в чжурчжэньских храмах XII-XIII вв. в Приморье. Например, танка, изображающая встречу праведника на пути в Чистую землю Будды Амитабхи (свиток на холсте, краски, XIII в., рис. 2б). На ней нарисован Будда, бодхисатвы и маленькая фигурка путника. Над ними изображён парящий на облаке храм и музыка в виде летающих музыкальных инструментов. Здесь различаются восемь разновидностей инструментов, среди них - лютня, бубен, флейта, медные тарелки, кастаньеты и другие инструменты (рис. 2в). На буддийском Востоке этот изобразительный сюжет был хорошо известен. Как утверждал археолог Э. В. Шавкунов, изображения летающих в рае Будды Амитабхи музыкальных инструментов, которые «не касаемо, сами звучат», получают распространение в буддийской иконографии тангутов, о чём свидетельствует материалы из Хара Хото. Этот сюжет присутствует на бронзовом зеркале, обнаруженном на Шайгинском городище XII-XIII в. Приморье, и на нескольких аналогичных, найденных в сопредельных с Монголией регионах. На этих Рис. 1-а. Дворец зеркалах изображены 11 музыкальных инструментов, перевязанных (фж^вто^а^Во^ лентами: бубен, свирель, двусторонний ручной барабан, ксилофон дныйдворец, вид в виде рамы, лира, губной орган, лютня, поперечная флейта, много-со стороны парка ствольная флейта, цитра. Зеркало из Шайги с изображением музы-
кальных инструментов, символизирующих рай Амитабхи - вполне Рис- 1-б> ■ ДвоРец достоверное свидетельство чжурчжэньско-тангутских культурных ПфотонаиЦго][еа)МаниЯ связей [7, с. 98]. Для нас эти аналогии - наглядные свидетельства Росписи экстерьера распространения буддийской иконографии и буддийских предметов дворца культа в Приморье в то время.
Надо полагать, тангутская культура и государственность имели особый авторитет для чжурчжэней. Известно, что центральноази-атский регион сыграл ключевую роль в распространении буддизма на Дальнем Востоке, стал его форпостом в регионе. Здесь находится Дуньхуан - ворота в Китай на Великом шёлковом пути, место проникновения буддизма в Китай, и такое значимое культовое место, как буддийский пещерный монастырь Цяньфодун. Эти территории, известные своими буддийскими святынями, принадлежали в XI - начале XIII вв. государству Западное Ся. К тому же считалось, что буддийский рай находится на западе. Поэтому вполне логично, что Западное Ся и буддизм Центральной Азии привлекали чжурчжэней, и некоторые из них совершали туда паломничества, а религиозные тексты и изображения, привезённые оттуда, могли иметь большую ценность и копироваться.
Об особом статусе Западного Ся для чжурчжэней свидетельству- Рис■ 1-в■ Дворец ют и события истории. Как известно, завершающий этап чжурчжэнь- Пи^ни^ Германия
г г ^ 1 г (фото автора).
ской империи Цзинь связан с монгольской экспансией и историей Росписи экстерьера
государства Восточное Ся (Дун Ся). В ходе политических событий дворца
Рис. 2. Буддийская живопись из Хара Хото (фото автора) 2а - Будда Амитаб-ха в горном пейзаже. Фрагмент танка на холсте, краски. Вторая половина 12 - 13 вв. 2б - Встреча праведника на пути в Чистую землю Будды Амитабхи.
1216-1217 гг. чжурчжэньский военачальник Пусянь Ваньну провозгласил создание Восточного Ся [1, с. 544-545]. Почему он принял такое название? Вероятно, это имело особый политический смысл. Государство Западное Ся (982-1227) в начале XIII в. представляло собой редкий для Восточной Азии пример двухвековой стабильности на фоне возвышающихся и погибающих династий. Поэтому, надо полагать, чжурчжэни видели в нём особый символ стабильности и могущества. Но в 1210 г. Западное Ся потеряло независимость. Можно предположить, что провозглашение Восточного Ся было заявлением о создании нового государства, которое должно было стать преемником столь могущественной державы.
После провозглашения Восточного Ся в начале XIII в. началось масштабное строительство чжурчжэньских городов и крепостей в Приморье. Среди открытий археологов - буддийские храмы, а также культовые предметы, которые имеют связь с Центральной Азией. Несомненно, среди них были и танка. Наиболее очевидные и вероятные их сюжеты - различные изображения Будды и буддийского рая. Например, в коллекции из Хара Хото изображения Будды и Читой земли Будды Амитабхи - буддийского рая, встречаются наиболее часто (рис. 2). Так, в чудом сохранившихся древних танка, хранящихся в Эрмитаже, мы можем видеть не только буддийскую живопись, но и более широкую картину исторического прошлого Дальнего Востока.
Китайская «азбука» холодного оружия. Историческое наследие Китая было своеобразно представлено на выставке «Смертельная красота», которая проходила весной 2015 года в Государственном музее искусства народов Востока (Москва). На ней были показаны предметы индийского и китайского холодного оружия ХУ!-ХХ вв. из
собраний московских коллекционеров и фондов музея [3]. Большинство экспонатов из китайской коллекции относится к XIX - началу XX вв., и мы можем представить, как с этим оружием сталкивались наши солдаты в 1900 г., во время боксёрского восстания в Китае, или в стычках с хунхузами.
Если индийское оружие замечательно своей красотой и отделкой, то китайское - скорее экзотикой (рис. 3). Их названия: алебарда ущербной луны, боевые крюки, меч «бычий хвост», боевой серп - обращают нас к китайскому языку и своеобразной классификации, особой «грамоте» китайского холодного оружия.
Среди экспонатов наиболее разнообразны «сабли»: люедао (ивовый лист), нювэйдао (бычий хвост), яньмаодао (гусиное перо), водао (двуручная сабля), пэйдао и др.1 (рис. 3а). В основе этих названий слово «дао» - меч. Но это меч в китайском понимании, а по нашим представлениям это скорее сабли - однолезвийное рубящее-режущее холодное оружие, как правило, изогнутой формы. Интересно, что один из вариантов перевода «дао» - «тигровый зуб» [4, с. 285]. Некоторые дао, которые насаживались на длинную рукоять, напоминающую древко, называют алебардами: яньюэдао (алебарда ущербной луны), чуаньвэйдао (алебарда «корма корабля»). Распространённым видом такого оружия были тесаки (худедао). Более подробное описание оружия типа дао можно найти в Интернете [5].
Интерес представляют цимадао - кавалерийские палаши. Это оружие эпохи самоусиления Китая, появившееся под влиянием европейцев. По своему виду они напоминают европейские шпаги, но эфесы
Рис■ 2■ Буддийская живопись из Хара Хото (фото автора). 2в - Встреча праведника на пути в Чистую землю Будды Амитабхи. Фрагмент с изображением музыкальных инструментов.
1 Китайские названия оружия приводятся в соответствии с табличками на выставке.
Рис. 3. Китайское оружие на выставке «Смертельная красота» (фото автора)
3а - Стенд с выставки: 1 - парные сабли бычий хвост (конец XIX в.);
2 - сабля бычий хвост (вторая половина XIX в.);
3 - палица цзянь (XVII в.); 4 - палица цзянь (XVIII-
XIX вв.); 5 - палица цзянь в ножнах (XVIII-XIX вв.);
6 - меч цзянь (вторая половина XIX - начало
XX вв.).
этого оружия украшает традиционный китайский декор - драконы. Они изготавливались в Китае в конце XIX - начале XX вв. по немецким образцам 1889 г. или производились в Германии по заказу Китая.
От дао нужно отличать оружие цзянь. Такого типа были мечи - короткие (около 0,5-1 м.), прямые, двулезвийные, скорее напоминающие длинные кинжалы (рис. 3а). Цзянь - это и разновидность палиц. Своим обликом и размером они похожи на мечи-кинжалы, но вместо лезвия у них четырёхгранник, а острие срезано, образуя тупой конец. Это оружие, внешне напоминающее стилет, выполняло ударные функции и помогало в защите. Палицей-цзянь можно было затупить и сломать холодное оружие противника, нанести ему травмы и «умиротворить», но чтобы убить, нужно приложить специальные усилия. Поэтому такое оружие относят к разновидности нелетального. В Китае было известно и обычное ударное оружие - палицы, которые назывались чуй (боевой молот).
Зачастую оружие (сабли, мечи, тесаки, палицы) делались парными и укладывались в двойные ножны. Парное оружие в Китае называлось шуан (шуан люедао, шуан цзянь и т.п.). Среди такого оружия наиболее экзотичны и впечатляющи парные боевые крюки шуангоу. Основой этого оружия является стальная полоса, один конец которой загнут в виде крюка, а второй конец у рукояти заострён. К рукояти с помощью двух креплений присоединена гарда в виде месяца, острые концы которого направлены наружу. Затачивалась передняя часть клинка, вогнутая часть «месяца» и внешняя сторона крюка. Общая длина оружия - около 1 м. Можно представить, что такое жуткое ору-
жие в действии может произвести эффект мясорубки. Но, возможно, его сложная конструкция не настолько эффективна и больше выполняла символические функции. Такие крюки до нашего времени используются в искусстве ушу.
Нужно отметить, что ношение боевого оружия в Китае тех времён было запрещено для простолюдинов, поэтому получили распространение замаскированные средства защиты. Примеры такого оружия на выставке - палица-посох, палица-линейка, боевые кольца, даже боевые палочки для еды (рис. 3б).
Рассмотрение старинного китайского оружия наводит на мысли о его особой философии. Оно демонстрирует не только церемониальный характер, но и своеобразную рациональность китайских традиций. Изучение философии китайского оружия может быть одним из способов углублённого понимания мировоззрения китайцев, социально-политических отношений в Китае.
Литература
Рис■ 3■ Китайское оружие на выставке «Смертельная красота» (фото автора). 3б - Фрагмент экспозиции: сверху - комбинированное древковое оружие боевых искусств, слева - трехзвен-ный боевой цеп саньцзегунь, ниже слева направо - палица «железная линейка», стальные палочки для еды, парные боевые крюки, боевой серп, боевые кольца, боевые цепи, парные палицы в форме стилетов.
1. Артемьева Н. Г. Города чжурчжэней Приморья // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. - Владивосток: Дальнаука, 2005. - С. 542-591.
2. Джекобсон Д. Китайский стиль. - Москва - Гонконг: Искусство-XXI век, 2004. - 240 с.
3. Карлова Е. М., Пастухов А. М., Попов А. Ю., Успенская Е. Н.
Смертельная красота. Оружие Индии и Китая. Каталог выставки. - М.: ГМВ, 2015. - 368 с.
4. Пастухов А. М. Китайское холодное оружие XIX в. из собрания ПГОМ имени В. К. Арсеньева // Военное дело в Азиатско-Тихоокеанском регионе с древнейших времен до середины XX века. Т. 1. Изд. 2-е. - Владивосток: Издательский дом ДВФУ, 2012. - С. 279-288.
5. Профатилов И. Китайские однолезвийные мечи дао [Электронный документ]. URL: http://magazeta.com/2013/11/sword-history/ (Дата обращения 05.04.2016 г.).
6. Самосюк К.Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П.К. Козлова. - СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2006. - 424 с.
7. Шавкунов Э.В. Первое археологическое свидетельство чжурч-женьско-тангутских связей // Медиевистские исследования на Дальнем Востоке России. - Владивосток: Дальнаука, 1994. - С. 94-99.
8. Schloss Pillnitz [Электронный документ]. URL: http://www.skd. museum/en/museums-institutions/schloss-pillnitz/index.html (Дата обращения 05.04.2016 г.).