Научная статья на тему 'Путешествие на Святую Гору Афон: воспоминания паломников Удмуртии'

Путешествие на Святую Гору Афон: воспоминания паломников Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОН / ВИЗАНТИЯ / ГРЕЦИЯ / МОНАСТЫРЬ / МОНАХИ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СВЯТЫНЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спасский Протоиерей Алексий

В статье описан опыт паломнической поездки группы представителей Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП на Святую гору Афон. Отмечено культурно-историческое значение Афона для духовной жизни Руси России. Показаны некоторые особенности уклада и деятельности Свято-Пантелеимонового монастыря и других святых мест Монашеского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие на Святую Гору Афон: воспоминания паломников Удмуртии»

А. Спасский

ПУТЕШЕСТВИЕ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН: ВОСПОМИНАНИЯ ПАЛОМНИКОВ УДМУРТИИ

В статье описан опыт паломнической поездки группы представителей Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП на Святую гору Афон. Отмечено культурно-историческое значение Афона для духовной жизни Руси - России. Показаны некоторые особенности уклада и деятельности Свято-Пантелеимо-нового монастыря и других святых мест Монашеского государства.

Ключевые слова: Афон, Византия, Греция, монастырь, монахи, паломничество, православие, просвещение, святыня, христианство, церковь.

Рассказ об Афоне - задача не легкая, можно сказать трудная. Трудность ее происходит из того факта, что очень много написано об этом чудном месте. Такое изобилие, несомненно, указывает на непрерывный и живой интерес к этому Монашескому государству в течение многих веков и до сего времени, как со стороны восточного православного мира, так и со стороны западного католического мира в равной степени.

Афонский полуостров - это восточный выступ полуострова Халки-дики, находящийся в северо-восточной части Греции, с древних времен именуемый Святая Гора.

Практически находясь в самом центре цивилизации, Афон более десяти веков сохраняет свой самобытный уклад, никак не похожий на

Протоиерей Алексий Спасский - руководитель паломнического отдела, руководитель миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ (Московский Патриархат).

жизнь остального современного мира, который окружает это Монашеское государство со всех сторон.

Святая гора Афон имеет особое, исключительное значение для каждого христианина в отдельности и для Православия в целом. Будучи на протяжении тысячелетия признанным центром духовной жизни, Афон сыграл колоссальную роль в развитии и становлении духовного и культурного облика православных народов. Освященный стопами Божией Матери, избранный Промыслом Божиим для особого служения, воспитавший огромное количество святых подвижников и угодников Божиих, Афон до сих пор является мощным полюсом притяжения христианских народов, традиционно считающихся православными, среди которых свое особое место занимает русский народ, издревле представленный на Святой Горе своим собственным Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем.

2016 год является особым годом в истории Русской Православной Церкви и Святой Горы Афон, ибо овеян тысячелетним присутствием русских людей на Афоне, явивших всему христианскому миру глубокую веру, высокие духовные труды и благочестие. С тех пор, не смотря ни на какие политические катаклизмы и экономические трудности, никогда не иссякал поток русских в обители Святого Афона. Сегодня, с возрождением Православной жизни и христианского благочестия в современной России, желанием значительной части наших соотечественников соотносить свою личную жизнь и жизнь своих ближних с требованиями Православной веры и Закона Божия поток людей, ищущих высокие духовные ориентиры сильно возрос. Одно только словосочетание «Святая Гора Афон» в сердце православного русского человека вызывает трепетные и благоговейные чувства.

Попасть на Святую Гору, приобщиться к ее благодатным святыням -заветная мечта тысяч и тысяч русских православных людей. Именно отсюда тысячу лет назад на Русь было принесено православное монашество. Отсюда веками изливался на Русь поток святоотеческого книжного просвещения, подвижничества и аскетизма, преобразивший некогда варварский край в Святую Русь. Но еще более важно для православного то, что именно Афон избрала своим Уделом сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всем христианском мире издревле называют Уделом Божией Матери. Побывать в этом единственном в мире Монашеском государстве, главой и игуменией которого считается сама Богородица,

поклониться многочисленным чудотворным афонским святыням, помолиться и исполнить подвиг послушания, получить рецепты духовного исцеления от афонских старцев - все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением славянской православной души.

Вот только осуществить благочестивое паломничество на Святую Гору возможно не каждому. По воле Божией Матери вход на Афон разрешен только мужчинам. Но и не каждый из мужчин, при всем желании, может побывать в этом благодатном и неповторимом святом месте. Лишь милость и благословение самой Богородицы - Игумении Горы Афонской дает возможность нам приобщиться к Ее великим святыням. Поэтому, прежде чем отправляться в паломничество на Святую Гору, старцы настоятельно рекомендуют подготовиться духовно, молитвенно испросить благословения у Божией Матери. Сюда не едут случайные люди. Афон не обещает комфортного отдыха, веселья или развлечения. В обители Афона стремятся попасть мужчины-паломники, ищущие ответы на свои духовные вопросы и искания, желающие обогатить свой духовный опыт примерами аскетических трудов и сугубой молитвы насельников обителей Афона.

Божиим Промыслом я был на Святом Афоне в четвертый раз. Предыдущая моя паломническая поездка была в 2013 г., после которой появилось непреодолимое желание вернуться на Афон вскоре, спустя месяц или два. Но рутина житейских проблем, служебные пастырские обязанности и быт не давали осуществить задуманное. Шло время. Воспоминания об Афоне обжигали душу и совесть, а невозможность что-либо изменить в привычном ходе событий приводили в печаль. Милостью Божией в этом году наш Владыка, Митрополит Викторин, благословил собрать группу и организовать паломническую поездку на Святую Гору, в ознаменование юбилейных торжеств. Радости не было конца. Хлопоты с подготовкой поездки, формированием группы и оформлением шенгенских и афонских виз тонули в радостном ожидании скорого паломничества. И вот наступило долгожданное время нашей поездки. На мои плечи давил груз ответственности, ибо из девяти человек нашей группы на Афоне был я один. Я благодарен Богу и судьбе, что руководителем нашей паломнической группы был Владыка Викторин, потому что силу его благословения и молитвенную поддержку ощущали мы все. После перелета из Москвы в Салоники и автобусного трансфера мы вступили на гостеприимную землю города Уранополиса (Небесного города). Тропические ландшафты, живописные

горные горизонты, чистейшая вода Эгейского моря располагали к беззаботному и безмятежному отдыху. Это было последнее искушение мира перед вхождением паломника на Святую землю благословенного Афона.

На следующий день, получив Диаматирион (Афонскую визу), мы на пароме отправились на Афон. Перед нашим взором открылись виды суровых скал, на вершинах и расселинах которых располагались крохотные келии-каливы, в которых жили отрекшиеся навсегда от мира отшельники и старцы. Надо сказать, что на Афоне 20 действующих монастырей. Число это неизменно, и согласно Уставной Хартии Святой Горы основание двадцать первого монастыря запрещено. С палубы парома прекрасно можно рассмотреть незатейливость пристани Зографского монастыря, древность крепостных стен Ксенофонтова монастыря и монастыря Дохиар, где бережно хранится Чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». И вот во всем величии пред нами открывается панорама Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. По прибытии в любой монастырь на Афоне, паломников провожают или просят пройти в Архондарик, некую гостиную комнату для прибывающих паломников. В Архондарике паломники имеют возможность немного отдохнуть от длительного переезда или перехода, испить, гостеприимно предложенный, чай с лукумом, после чего монах, несущий послушание в Архондарике всех распределяет по калиям. Отца-монаха архондаричного зовут о. Евстратий. Вначале он показался нам угрюмым и неприветливым, но впоследствии все наши подозрения развеялись, т.к. о. Евстратий проявил к нам истинно христианскую заботу и внимание, ознакомил с внутренним распорядком, проследив, чтоб мы сделали все правильно. Оказывается, на Афоне монахи живут не только по гражданскому времени, по которому имеют контакты с внешним миром, но и по византийскому времени, по которому организуют внутреннюю жизнь в монастырях, по которому совершают богослужения. Что б определить византийское время, надо к греческому (московскому) времени прибавить три с половиной часа. На колокольне в Свято-Пантелеймонова монастыря находятся огромные старинные часы, которые и показывают византийское время. Поэтому там бытует выражение «живем по башне».

Устав в Свято-Пантелеимоновом монастыре очень строгий, впрочем, как во всех монастырях Афона. Когда в миру говорят, что монахи в монастырях

молятся за себя, Церковь и весь Мир, то у большинства людей в миру невольно возникают сомнения и срывается с уст фраза: «знаем мы, как они там молятся», соотнося свою критику с язвительными высказываниями и карикатурными изображениями в миру в адрес монахов. Такая негативная позиция наблюдается у людей, которые, как правило, не имеют даже малейшего представления о Вере, Церкви, и уж тем более о православном монашестве. Здесь во всей полноте пред нами предстала суровая правда о жизни людей, покинувших сей суетный мир. И эта суровая правда заключается в том, что афонские монахи находятся в непрестанной келейной личной сугубой молитве, молитвенном стоянии на длительных богослужениях, а еще нести личное послушание в монастыре и тяжелом труде. Здесь нет ни званий, ни регалий, все равны. Старшими являются игумен монастыря и духовник братии, избранные на эти высокие посты всей братией монастыря. Все подчинено принципу монашеского послушания и исполнения того, что благословят. Я сам видел монаха, который очень талантливо управлял хором на богослужении, он имел прекрасный голос, отлично пел. Во всех его действиях угадывались собранность, абсолютное спокойствие, профессионализм, глубокое уважение к тем, кем он руководил, и у меня грешного промелькнула мысль, что он мог сделать головокружительную карьеру певца в миру и достичь всего, чего только пожелал бы. Но... Он здесь, равный среди равных, обильно наделенный от Бога различными талантами, но вменивший все это ни во что, дабы через молитву, послушание и смирение обрести Бога и истинный смысл своей земной жизни. На следующий день я его увидел так же спокойно, с молитвой, подметающим монастырский тротуар и возившим в тачке землю. Евангелие от Матфея нам передает слова Иисуса Христа: «Кто хочет за Мной идти, да отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (16:24), «Кто хочет быть первым да будет последним, кто хочет быть старшим да будет всем слугой» (Мф. гл. 20). Эти люди так возлюбили Христа, что отверглись себя и пошли за Ним.

Неизгладимое впечатление на все без исключения произвел Храм-костница в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. На Афоне есть закон, согласно которому тела умерших монахов предают земле на 3-5 лет. По прошествии этого срока останки тел изымаются из земли. По мощам определяется праведность умершего монаха. Кости собираются и бережно хранятся на стеллажах и антресолях в храме. Здесь же хранятся черепа. Заходя в храм, и привыкнув к полумраку, глаз нащупывает всю

это торжественно-печальную картину внутреннего убранства храма, освещаемую небольшим количеством лампад. Абсолютно разные чувства и переживания охватывают душу, но взглянув на картину-икону святого Марка гробокопателя, указывающего на тебя со словами: «И ты будешь таким», душа обретает покой, ибо нельзя не согласится с ним. Да и я буду таким, вопрос времени.

[...] На следующий день, помолившись на Божественной Литургии, приложившись к главе Великомученика и целителя Пантелеимона, испросив благословение у Владыки Митрополита Викторина и у духовника обители о. Макария часть нашей группы отправилась на восхождение, на Гору Афон.

Наша группа вместе с другими паломниками сели на шедший по расписанию паром до пристани Дафни, на которой мы пересели на катер с красивым названием «Святая Анна». У нас не было в планах подниматься на Гору в этот день, потому что был уже полдень, день стоял жаркий. И накануне было принято остановиться на ночлег в монастыре Святого Павла или в скиту Святой Анны, а рано утром начать восхождение. Но причалив к пристани у подножия Горы Афон, я увидел, как оживилась наша группа, и было высказано коллективное решение начать подъем, не дожидаясь следующего дня. Помолившись и еще раз посоветовавшись мы начали подъем на Святую Гору. Высота Горы от уровня моря 2030 метров. Каждый, кто поднимается на Гору Афон, внутри себя преодолевает свою внутреннюю гору. Гору своих грехов, пороков и страстей. Во время подъема на Гору и совершения внутренней молитвы, есть уникальная возможность погрузиться внутрь себя. Увидеть то, что в обычной суетной мирской жизни не увидишь. В памяти всплывают совершенные греховные поступки, давние обиды. Ты способен во время этого молитвенно-духовного делания, сопряженного с физическими трудами увидеть свое несовершенство, а порой просто духовное уродство. Наступает чувство стыда и непреодолимое желание сбросить с себя груз пороков и страстей посредством горячей молитвы и искреннего покаяния, омыть свою христианскую душу и совесть. Тяжело было всем, без исключения, но именно в этом испытании еще более сплачивалась наша паломническая группа. Кому было легче, помогали тому, кому было сложно и тяжело, делились друг с другом водой, которой все время не хватало, и цену которой ты узнал только

здесь. Именно здесь я увидел воплощение принципа призыва апостола Павла: «друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов». Весь путь восхождения разбит на три отрезка. От подножия Горы до Креста, от Креста до Панагии, от Панагии до Вершины. Путь от начала нашего пути до Панагии занял у нас семь часов. В Панагии мы обрели возможность приготовить себе нехитрую трапезу, пополнить запасы воды из чудного колодца, и остаться на ночлег. Необходимо сказать, что Панагия - это каменное строение, в котором располагаются храм, притвор-гостиная с колодцем и камином-очагом, комната для ночлега паломников с двуярусными кроватями. Здесь есть все для приходящих сюда паломников, потому что существует негласное правило, что когда человек уже спускается с горы, он оставляет здесь свой провиант и даже спальный мешок, памятуя о том, что все это пригодиться другим. Благополучно переночевав в храме, рано утром мы вышли из Панагии, дабы завершить наше восхождение и подняться на Вершину. Через полтора часа мы были на вершине, благодаря Бога и Пречистую Деву Марию, что нам это удалось. У многих были слезы радости и умиления. Непреодолимое желание поделиться этой радостью со всеми. Погода была чудная, ясная. С высоты двух километров над уровнем моря мы созерцали живописный вид Монашеского государства, представшим пред нами как на ладони с монастырями и бесконечным количеством келий. Взгляд цеплял близлежащие полуострова и острова. Так и хотелось воскликнуть словами апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Мы все вспомнили о своих родных и близких, о тех, кто просил нас помолиться о них. В едином духовном порыве мы встали на молитву, прочитав акафист Божией Матери, помянули ближних и дальних. Пресвятая Богородица спаси нас! Уходить совсем не хотелось. Но шло время, и нам предстоял путь обратно.

Милостью Божией, мы спускались с Горы, встречая на пути все новых и новых паломников поднимающихся на гору, из разных концов Земли, людей разных культур, говорящих на разных языках, но собранных здесь Божией Материю, объединенных верой в Бога, желающих обрести истинный смысл своей земной жизни, желающих Спасения. Мы приветствовали и нам отвечали, нас приветствовали и мы отвечали словами вечными и жизнеутверждающими, понятными на любом языке «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Мы посетили Великую Лавру Святого Афанасия Афонского, основанную в 963 году, Ватопедский монастырь, основанный в 972 году. В Ватопедском монастыре хранятся большое количество святынь, среди которых особое место занимают икона Божией Матери «Всецарица» и пояс Пресвятой Богородицы.

Особое значение для меня имеет, как для настоятеля строящегося храма Иверской иконы Божией Матери, посещение Иверского монастыря или Иверона. Именно здесь мы имели уникальную возможность молиться пред чудотворной иконой Божией Матери Иверской.

Все монастыри пройденные нами поражают своей древностью, обилием святынь, собранных в них, невероятными историями выживания во времена пиратских грабежей, осад сарацин и турок. Неподкупная вера, самоотречение, стойкость, преданность однажды избранному пути поражают всякое воображение. Это воистину воины Христовы, люди Божии, возлюбленные Им, и откликающиеся Ему своей сыновней любовью и бесконечной преданностью.

Проделав не малый путь по Афону, греческим монастырям мы благополучно вернулись в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. И именно сейчас, по возвращении, мы глубоко осознали, мы дома. Это дивная обитель вдали от России и является тем тихим пристанищем, тем уютным уголком, где ты, русский, обретаешь тот покой и уют, который можешь обрести только дома. Здесь тебя ждут о. Макарий с братией, абсолютно добрый и заботливый архондаричный отец Ев-стратий, родная речь, льющаяся из уст монахов поющих Литургию, все те русские, которые обрели здесь вечный покой. Да будет вечно храним Богом и Пресвятой Богородицей этот благословенный островок России на Афоне! Пусть вечно Богом будет храним АФОН!

Я искренне желаю всем православным мужчинам побывать на Афоне. Открыть для себя СВЯТОЙ АФОН!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.