Научная статья на тему 'ПУТЕШЕСТВИЕ АВИАТРАНСПОРТОМ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СПОРОВ'

ПУТЕШЕСТВИЕ АВИАТРАНСПОРТОМ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ АВИАТРАНСПОРТОМ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РУЧНАЯ КЛАДЬ / СДАЧА БАГАЖА / ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / МЕДИАЦИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуренкова Светлана Сергеевна, Алексеев Алексей Владимирович

В статье рассматриваются особенности гражданско-правового и локального регулирования отношений, возникающих между пассажиром - музыкантом или владельцем музыкального инструмента, а также перевозчиком. Автор рассматривает правила перевоза музыкальных инструментов в ручной клади и в багаже, принятые в основных российских и зарубежных компаниях. На основании проведенного анализа, автор делает вывод о допустимости существующего регулирования, а также отмечает потенциальную роль внесудебных способов урегулирования споров в случае их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шуренкова Светлана Сергеевна, Алексеев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVELING ON THE PLANE WITH MUSICAL INSTRUMENTS: LEGAL BASIS AND OUT-OF-COURT WAYS OF DISPUTES RESOLUTION

The article considers features of the civil-legal and local regulation of the relations, arising between passenger - musician or owner of the musical instrument -, as well as transporter. The author considers the rules of the musical instruments transfer at the hand luggage and via luggage drop in the main Russian and foreign companies. Based on the carried analysis, the author concluded, that current regulation is appropriate, as well as there is potential role of out-of-court ways of disputes resolution in case of its existence.

Текст научной работы на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ АВИАТРАНСПОРТОМ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СПОРОВ»

10. Roseland Plantation LLC v. United States Fish and Wildlife Service et al. (2006 U.S. Dist. LEXIS 29334).

11. Ibarra Sarlat, R. (2022). Particularities of the Legal Framework for the Mexican Emissions Trading System // Lucatello, S. (eds) Towards an Emissions Trading System in Mexico: Rationale, Design and Connections with the Global Climate Agenda. Springer Climate. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-82759-5_6 (дата обращения: 05.06.2023).

12. Liang, Chuwen, Shijie Liu and Xin Pan. Legal Nature of The Emission Allowance in China's National Carbon Trading Scheme. 2018.

13. German Environment Agency. The Korea Emissions Trading System and electricity market. Influence of market structures and market regulation on the carbon market // Case study report. May 2021.

14. Углеродные рынки: зачем продают и покупают СО2. РБК Тренды. // Электронный ресурс. // URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6389e4b59a79476986c8d5e9 (дата обращения: 01.06.2023).

References and Sources

1. Bashkatov M., Vitol' E., Fyodorov D., Leone Yu., Zikun I., Shugaev R. Doklad «Podhody zarubezhnyh stran k opredeleniyu pravovoj prirody uglerodnyh edinic». 2022. Fond «Centr strategicheskih razrabotok» // Elektronnyj resurs. URL: https://www.csr.ru/ru/research/podkhody-zarubezhnykh-stran-k-opredeleniyu-pravovoy-prirody-uglerodnykh-edinits/ (data obrashcheniya 02.06.2023).

2. Sokolova N. Uglerodnye edinicy v pravovom pole - mirovaya praktika opredeleniya yuridicheskoj prirody. 2022 g. // Elektronnyj resurs. URL: https://climate-change.moscow/article/uglerodnye-edinicy-v-pravovom-pole-mirovaya-praktika-opredeleniya-yuridicheskoy-prirody (data obrashcheniya: 11.06.2023).

3. Directive 2003/87/EC of the European Parliament and of the Council of 13 October 2003 establishing a scheme for greenhouse gas emission allowance trading within the Community and amending Council Directive 96/61/EC.

4. European Commission, Legal nature of EU ETS allowances, Final report. December 2018.

5. Armstrong DLW GmbH v. Winnington Networks Ltd (High Court of England and Wales, 2012, EWHC 10).

6. Wagner S. Zivilrechtliche Aspekte des Handels mit sog. Emissionszertifikaten // Juristen Zeitung. 2007.

7. Stephan W. Beschattung von Emissionszertifikaten durch öffentliche Auftraggeber // NZBau - Neue Zeitschrift für Bau- und Vergaberecht Heft. 2007 №.10. S. 623-628.

8. Oficial'nyj sajt normativnyh pravovyh aktov Francii // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/article_lc/LEGIARTI000019280790/2008-08-03 (data obrashcheniya 02.06.2023)

9. International Carbon Action Partnership. Emissions trading worldwide. Status report 2022.

10. Roseland Plantation LLC v. United States Fish and Wildlife Service et al. (2006 U.S. Dist. LEXIS 29334).

11. Ibarra Sarlat, R. (2022). Particularities of the Legal Framework for the Mexican Emissions Trading System // Lucatello, S. (eds) Towards an Emissions Trading System in Mexico: Rationale, Design and Connections with the Global Climate Agenda. Springer Climate. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-82759-5_6 (data obrashcheniya: 05.06.2023).

12. Liang, Chuwen, Shijie Liu and Xin Pan. Legal Nature of The Emission Allowance in China\'s National Carbon Trading Scheme. 2018.

13. German Environment Agency. The Korea Emissions Trading System and electricity market. Influence of market structures and market regulation on the carbon market // Case study report. May 2021.

14. Uglerodnye rynki: zachem prodayut i pokupayut SO2. RBK Trendy. // Elektronnyj resurs. // URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/6389e4b59a79476986c8d5e9 (data obrashcheniya: 01.06.2023).

ХАКИМОВА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ([email protected]).

ВАСИЛЬЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант юридического факультета, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ([email protected]).

KHAKIMOVA, ZHANNA A. - Senior Lecturer, Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law, Faculty of Law, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov). (zhanvas@)yandex.ru).

VASILIEVA, ALINA A. - undergraduate of the Faculty of Law, Buryat State University named after Dorji Banzarov ([email protected]).

УДК 347.412.3 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-131-136

ШУРЕНКОВА С.С., АЛЕКСЕЕВ А.В. ПУТЕШЕСТВИЕ АВИАТРАНСПОРТОМ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СПОРОВ

Ключевые слова: договор перевозки авиатранспортом, музыкальные инструменты, ручная кладь, сдача багажа, внесудебные способы разрешения споров, медиация, переговоры.

В статье рассматриваются особенности гражданско-правового и локального регулирования отношений, возникающих между пассажиром - музыкантом или владельцем музыкального инструмента, а также перевозчиком. Автор рассматривает правила перевоза музыкальных инструментов в ручной клади и в багаже, принятые в основных российских и зарубежных компаниях. На основании проведенного анализа, автор делает вывод о допустимости существующего регулирования, а также отмечает потенциальную роль внесудебных способов урегулирования споров в случае их возникновения.

SHURENKOVA, S.S., ALEKSEEV, A.V. TRAVELING ON THE PLANE WITH MUSICAL INSTRUMENTS: LEGAL BASIS AND OUT-OF-COURT WAYS

OF DISPUTES RESOLUTION

Key words: plane transfer contract, musical instruments, hand luggage, luggage drop, out-of-court disputes resolution, mediation, negotiations.

The article considers features of the civil-legal and local regulation of the relations, arising between passenger - musician or owner of the musical instrument -, as well as transporter. The author considers the rules of the musical instruments transfer at the hand luggage and via luggage drop in the main Russian and foreign companies. Based on the carried analysis, the author concluded, that current regulation is appropriate, as well as there is potential role of out-of-court ways of disputes resolution in case of its existence.

Организация путешествия авиатранспортом всегда требует тщательного планирования со стороны путешественника. Отдельное внимание в процессе подготовки уделяется не только выбору рейса или авиакомпании, но и условиям перевоза багажа. Особенно это актуально людям, путешествующим с музыкальными инструментами, в частности, музыкантам различных коллективов и оркестров, ведь музыкальный инструмент, будучи необходимым средством осуществления профессиональной деятельности, обладает рядом свойств, затрудняющих перевозку. В дополнение, не каждый музыкант готов расстаться со своим инструментом даже на время перелета, а в условиях, например, гастролей, такие перелеты могут быть частыми.

В настоящей статье мы проанализируем правовые основы перевозки музыкальных инструментов авиатранспортом, определим перечень локальных нормативных актов, регулирующих данную сферу, а также рассмотрим вопросы разрешения споров, возникших в процессе перевозки данного вида багажа.

Для определения источников регулирования перевозки музыкальных инструментов авиатранспортом необходимо, в первую очередь, определить вид перевозки: международная или внутригосударственная.

Международные перевозки подпадают под действие Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (далее - Монреальская конвенция) [1], Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (далее - Варшавская конвенция) [2], а также дополнений к Варшавской конвенции от 1955 и 1961 гг. Однако данные акты содержат лишь общие положения, касающиеся самой процедуры перевозки пассажиров и багажа на международных рейсах. В данной связи, необходимо обращаться к национальным законодательствам перевозчиков как лиц, непосредственно осуществляющих перевозку.

Исходя из сущности общественных отношений, возникающих между пассажиром (владельцем музыкального инструмента) и авиаперевозчиком, договор между ними имеет все черты договора перевозки (далее - договор перевозки), описанного в ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [3]. В соответствии с вышеназванной статьей, «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату» [3]. В данной связи, отметим, что данный договор регулирует отношения как в случае сдачи музыкальных инструментов в багаж, так и в случае их оставления в качестве ручной клади.

Важными также представляются положения ст. 796 ГК РФ, регулирующие ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. В частности, перевозчик обязан возместить убытки в случае повреждения (порчи) груза или багажа, но в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, за исключением случаем невозможности восстановления поврежденного груза. В данном случае возмещается полная его стоимость.

Также важно отметить, что в соответствии со ст. 797 ГК РФ, существует возможность предъявления иска в сторону авиаперевозчика в связи, например, с порчей груза, однако необходимо соблюсти претензионный порядок по правилам специального законодательства и только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию или в случае отсутствия ответа с его стороны в тридцатидневный срок. Особо отметим, что сроком исковой давности по данным делам устанавливается в один год с даны, установленной уставами и кодексами.

В данной связи, отметим, что внутригосударственное регулирование данной сферы не ограничивается ГК РФ. Авиаперевозки, в частности, регулируются нормами Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) [4].

Например, возвращаясь к вопросу о претензионном порядке и сроке исковой давности (ст. 797 ГК РФ), в соответствии со ст. 128 ВК РФ для авиаперевозок днем начала течения срока исковой давности устанавливается день, «когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка багажа, груза или почты, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты» [4]. При этом, претензия к перевозчику, в соответствии со ст. 126 ВК РФ, может быть предъявлена в течение шести месяцев. При этом, срок исчисляется в

зависимости от вида претензии. Анализ данных положений показал, что претензии о повреждении либо утрате багажа можно отнести к категории «о возмещении вреда во всех остальных случаях», поскольку в специально определенных случаях не фигурирует само понятие «багаж». Таким образом, в случае утраты или повреждения музыкального инструмента по вине перевозчика срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Обязанность перевозчика рассмотреть поступившую в его адрес претензию в тридцатидневный срок также констатируется ст. 127.1 ВК РФ.

Анализ положений ст. 124 ВК РФ, в которой законодатель указал порядок предъявления требований в случае нарушения договора перевозки показывает, что основанием претензии является коммерческий акт, который по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя, обязан составить перевозчик. Такой акт выдается в случае несоответствия фактического наименования груза, его количества и несовпадения иных количественных характеристик; повреждения или порчи груза; недостачи или повреждения багажа, обнаружения багажа или груза без перевозочных документов [4]. Иными словами, по основаниям, указанным в ст. 796 ГК РФ.

Таким образом, мы видим, что ГК РФ в части регулирования договорных отношений между пассажиром с музыкальным инструментом и перевозчиком вносит больше конкретики, по сравнению с международными актами, однако оставляет регулирование более специфических вопросов на специальное законодательство, разделенное в зависимости от используемого для перевозки транспорта. Такой подход представляется нам рациональным и логичным, поскольку специфика перевозки багажа, например, самолетом сильно отличается от перевозки багажа автомобильным, железнодорожным или морским транспортом. В свою очередь, ГК РФ, выступая в роли общего базиса гражданско-правовых отношений между пассажиром с багажом и перевозчиком, декларирует основные права и обязанности сторон договора перевозки.

Однако регулирование не ограничивается кодифицированными актами, поскольку регулирование провоза багажа на рейсах каждой авиакомпании может различаться. Иными словами, итоговое регулирование, с учетом норм международного и внутригосударственного права, находит свое отражение в локальных актах компаний-перевозчиков, например, Правил перевозки пассажира и багажа.

На практике наиболее часто проблема, возникающая в процессе перевозки музыкального инструмента, - определение музыкального инструмента как ручной клади. Разумеется, если мы говорим о массивном музыкальном инструменте как рояль, барабанная установка или контрабас, пронос его в салон самолета качестве ручной клади не представляется возможным в силу физических особенностей таких инструментов. Однако пронос музыкальных инструментов в мягких кофрах, таких как акустическая или электрогитара, бас-гитара, скрипка, балалайка и т.п. как ручной клади на первый взгляд не вызывает сомнений. Все такие ситуации, как было сказано ранее, регулируются правилами воздушных перевозок и багажа. В данной связи, рассмотрим правила перевозки музыкальных инструментов в основных российских и зарубежных компаниях.

В первую очередь, следует отметить, что в силу абз. 6 ч. 1. ст. 103 ВК РФ, перевозчик обязан информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира [4]. По общему правилу, договор между пассажиром и авиаперевозчиком заключается в момент приобретения билета на рейс. Таким образом, пассажиру следует ознакомиться с правилами провоза багажа, а перевозчику обеспечить доступность данной информации, до покупки билета.

Рассмотрение локальных актов, регулирующих отношения между авиаперевозчиком и пассажиром, предлагается начать с крупнейшего российского авиаперевозчика - ПАО «Аэрофлот». Актуальные Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» утверждены приказом ПАО «Аэрофлот» от 18 августа 2022 г. № 265 (далее - Правила) [5]. Вопросам перевозки музыкальных инструментов отведен п. 5.3.4 Правил. В соответствии с данным пунктом, перевозка осуществляется как в багажном отделении, так и в пассажирском салоне. В качестве ручной клади к перевозке допускается музыкальный инструмент с габаритами, не превышающими 135 см. по сумме трех измерений на каждое одно место ручной клади. При этом, допускается перевозка в качестве ручной клади гитары, несмотря на превышение границы суммы трех измерений, однако требуется предварительное согласование данного обстоятельства

с компанией не менее, чем за 36 часов до времени вылета рейса по расписанию. Также отметим, что количество принимаемых к перевозке в салоне самолета гитар ограничено.

Если же габариты перевозимого музыкального инструмента превышают 135х50х30 см., возможно применение правил перевозки багажа в пассажирском кресле по правилам п. 5.3.3 Правил. Иными словами, пассажир, уведомив кампанию не позднее, чем за 36 часов до времени вылета по расписанию, должен оплатить билет на дополнительное посадочное место по тарифу, применяемому при перевозке взрослого пассажира с взиманием всех сборов. Требования к багажу также немного изменяются: его вес не может превышать 80 кг., также он должен быть упакован таким образом, чтобы исключить при его транспортировке повреждение оборудования салона самолета. Ответственность за целостность и сохранность багажа, в данном случае, несет пассажир

[5].

Перевозка музыкальных инструментов в багажном отсеке по правилам провозки бесплатного либо сверхнормативного багажа допускается только в кофрах, обеспечивающих сохранность инструмента при транспортировке.

Похожие правила применяются к рейсам авиакомпании «Ural Airlines», однако при перевозе гитар в качестве ручной клади не допускается превышение габаритов в сумме трех изменений (135 см.), а также вес ограничивается 5 кг. Габариты для перевозки ручной клади с предоставлением отдельного пассажирского кресла также отличаются: 120х75х45 см. [6].

Однако не все компании предоставляют такие условия. Например, авиаперевозчик «Utair» предлагает своим пассажирам, перевозящим музыкальные инструменты, пользоваться исключительно правилами перевозки багажа в салоне воздушного судна, поскольку в соответствии с п. 5.7.1 Правил перевозки на такой багаж не распространяется норма бесплатной перевозки багажа [7].

Перевозка музыкальных инструментов в иностранных компаниях, в целом, схожа с регулированием данного вопроса авиакомпанией «Аэрофлот». Так, например, «Turkish Airlines» допускают бесплатный провоз гитар, саз и т.п. в качестве ручной клади, если сумма сторон трех измерений музыкального инструмента не превышает 118 см. Для остальных инструментов применяется правила перевоза с приобретением отдельного места (сумма сторон трех измерений не более 140х42х25 см., вес - не более 75 кг.) с обязательным согласованием с компанией не позднее, чем за 48 часов до вылета. Также разрешается сдача музыкальных инструментов в багаж только в жестких чехлах [8]. Следует отметить, что аналогичные правила, но с иными габаритами, устанавливаются и в других иностранных авиакомпаниях. Например, «China Airlines» позволяется бесплатный провоз музыкальных инструментов с габаритами не более 100х36х23 см. и 7 кг., провоз гитар на пассажирском сиденье с выкупом места и более тяжелые музыкальные инструменты в твердом чехле в багажном отсеке [9]. «British Airways» устанавливают еще меньшие габариты: для бесплатного провоза - 80х45х25 см., для выкупа места - не более 140х50х40 см., остальные инструменты - в багажном отсеке в твердом кофре [10].

Таким образом, мы видим, что в международной практике принято предоставлять возможность провоза небольшого музыкального инструмента (а, иногда, и средразмерного, как гитара) бесплатно в качестве ручной клади. Среднеразмерные музыкальные инструменты можно перевозить с выкупом пассажирского места. Большие музыкальные инструменты принято перевозить в багажном отделении в твердых чехлах.

Актуальным также остается вопрос разрешения споров в случае нарушения прав пассажира, путешествующего с музыкальным инструментом. Нарушение его прав может выражаться не только в неправомерном отказе в перевозке музыкального инструмента как ручной клади или багажа, но и в случае его повреждения, уничтожения или утраты.

Как было сказано ранее, большинство авиаперевозчиков предпочитают уведомительный порядок предъявления требований о компенсации в связи с повреждением, уничтожением либо утерей багажа. В качестве подтверждения суммы компенсации могут быть предъявлены документы, подтверждающие сумму причиненного ущерба: чеки или счета, подтверждающие стоимость багажа, а также чеки, счета или иные документы, подтверждающие стоимость произведенного ремонта [5, 6, 7]. Примечательно, что Плавила, зачастую, не оговаривают вопросы разрешения споров в случае несогласия компания с выставленной суммой либо в случае несогласия пассажира с суммой компенсации.

Говоря о музыкальных инструментах, наиболее частой проблемой может стать повреждение определенной части музыкального инструмента, что влечет необходимость произведения ремонтных работ. Однако ситуация осложняется тем, что музыкальные инструменты могут обладать уникальными характеристиками (например, антикварные музыкальные инструменты или редкие работы мастеров, кастомизированные инструменты и т.п.), что затрудняет адекватную оценку стоимости как самого инструмента, так и его ремонта. В данной связи, на наш взгляд, важно отметить роль медиации как института, способного разрешить данную проблему и не допустить усложнения конфликта вплоть до обращения в суд. Медиация как альтернативный способ разрешения споров позволит в рамках переговоров между музыкантами и представителями компании адекватно определить все обстоятельства, влияющие на стоимости музыкального инструмента или затраты на его ремонт, снизит общую напряженность произошедшей ситуации, а также позволит разрешить спор с меньшими затратами (например, затраты на оценку специалистом и т.п.) как для музыканта, так и для авиакомпании.

Анализ действующего международного и российского законодательства, а также локальных актов авиаперевозчиков показал, что вопрос урегулированности отношений между пассажиром, перевозящим музыкальный инструмент, и авиаперевозчиком находятся на высоком уровне. Выбранная законодателем модель регулирования данных общественных отношений эффективна и удобна. Тем не менее, предлагается установить единый минимальный норматив габаритов музыкального инструмента по сумме трех измерений для избежания ситуаций невозможности провоза небольшого музыкального инструмента в качестве ручной клади. С таким предложением, на наш взгляд, может выступить Министерство транспорта Российской Федерации. Также учитывая существование в Российской Федерации претензионного порядка разрешения споров по поводу утраты или повреждения багажа пассажира, видим логичным установление дополнительного внесудебного способа урегулирования споров в виде переговоров и процедуры медиации.

Литература и источники

1. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 г. Монреаль // СПС «Консультант Плюс».

2. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12.10.1929 г. (с Дополнительными протоколами). Варшава. // СПС «Консультант Плюс».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».

4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СПС «Консультант Плюс».

5. Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» (утв. Приказом ПАО «Аэрофлот» № 265 от 18.08.22 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/rules/rules_of_aeroflot_pjsc_for_air_carriage_of_passengers_and_baggage_ru.pdf7999/ (дата обращения: 06 декабря 2022 г.)

6. Ural Airlines. Перевозка музыкальных инструментов // [Электронный ресурс] URL: https://www.uralairlines.ru/rules/perevozka-muzykalnykh-instrumentov/ (дата обращения: 06 декабря 2022 г.)

7. Utair. Правила перевози // [Электронный ресурс] URL: https://www.utair.m/information/transport-regulations/#obshchie-pravila-perevozki_part4_5-7-perevozka-bagazha-v-salone-vozdushnogo-sudna-/ (дата доступа 06 декабря 2022 г.)

8. Turkish Airlines. Musical instruments // [Электронный ресурс] URL: https://www.turkishairlines.com/en-gb/any-questions/musical-instruments/index.html/ (дата доступа 06 декабря 2022 г.)

9. China Airlines. Musical Instruments // [Электронный ресурс] URL: https://www.china-airlines.com/us/en/fly/prepare-for-the-fly/baggage/musical-instruments/ (дата доступа 06 декабря 2022 г.)

10. British Airways. Musical instruments // [Электронный ресурс] URL: https://www.britishairways.com/en-us/information/baggage-essentials/musical-instruments/ (дата доступа 06 декабря 2022 г.)

References and Sources

1. Konventsiya dlya unifikatsii nekotorykh pravil mezhdunarodnykh vozdushnykh perevozok ot 28.05.1999 g. Monreal' // SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Konventsiya dlya unifikatsii nekotorykh pravil, kasayushchikhsya mezhdunarodnykh vozdushnykh perevozok, ot 12.10.1929 g. (s Dopolnitel'nymi protokolami). Varshava. // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 01.07.2021, s izm. ot 08.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SPS «Konsul'tant Plyus».

4. Vozdushnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 19.03.1997 N 60-FZ (red. ot 14.03.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2022) // SPS «Konsul'tant Plyus».

5. Pravila vozdushnykh perevozok passazhirov i bagazha PAO «Aeroflot» (utv. Prikazom PAO «Aeroflot» N° 265 ot 18.08.22 g.) // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/rules/rules_of_aeroflot_pjsc_for_air_carriage_of_passengers_and_baggage_ru.pdf7999/ (data obrashcheniya: 06 dekabrya 2022 g.)

6. Ural Airlines. Perevozka muzykal'nykh instrumentov // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.uralairlines.ru/rules/perevozka-muzykalnykh-instrumentov/ (data obrashcheniya: 06 dekabrya 2022 g.)

7. Utair. Pravila perevozi // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.utair.ru/information/transport-regulations/#obshchie-pravila-perevozki_part4_5-7-perevozka-bagazha-v-salone-vozdushnogo-sudna-/ (data dostupa 06 dekabrya 2022 g.)

8. Turkish Airlines. Musical instruments // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.turkishairlines.com/en-gb/any-questions/musical-instruments/index.html/ (data dostupa 06 dekabrya 2022 g.)

9. China Airlines. Musical Instruments // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.china-airlines.com/us/en/fly/prepare-for-the-fly/baggage/musical-instruments/ (data dostupa 06 dekabrya 2022 g.)

10. British Airways. Musical instruments // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.britishairways.com/en-us/information/baggage-essentials/musical-instruments/ (data dostupa 06 dekabrya 2022 g.)_

ШУРЕНКОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат социологических наук, доцент, директор «Института медиации и переговоров», главный редактор журнала «Вестник медиации в ЕврАзии».

АЛЕКСЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - специалист в киберискусстве Компании МЦОП «POSREDNIK»; узыкант, гитарист группы «НАШИ».

SHURENKOVA, SVETLANA S. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Director of the Institute of Mediation and Negotiations, Editor-in-Chief of the Journal of Mediation in EurAsia ([email protected]).

ALEKSEEV, ALEXEY V. - Specialist in cyber art Companies ICOP "POSREDNIK", Musician, guitarist of the group "NASHI".

УДК 347.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-136-139

СЕЛЮТИНА О.Г., ГРИШИН А.В., ШВЕЦОВ И.П.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ключевые слова: несовершеннолетний, институт защиты прав несовершеннолетних, органы опеки, наследование имущества, отказ от наследства.

В статье анализируются особенности правового статуса несовершеннолетних, раскрываются проблемы реализации данной категорией лиц гражданских прав при вступлении в наследство. Приводятся примеры нарушения прав несовершеннолетних лиц при наследовании, определяются способы их защиты. В частности, обращено внимание на тот факт, что, хотя в соответствии со ст. 1149 ГК РФ, несовершеннолетний входит в категорию «обязательных наследников», в нотариальной практике нередко можно встретить отказ данной категории лиц от причитающегося наследства. Существующий особый порядок реализации права на отказ от наследства и раздел наследства направлен на недопущение нарушения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего. Достижение этой цели обеспечивается системным применением специальных норм наследственного права и общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о дееспособности граждан с учетом норм, регламентирующих деятельность органа опеки и попечительства, а также нотариуса.

SELYUTINA, O.G., GRISHIN, A.V., SHVETSOV, I.P.

CURRENT PROBLEMS OF INHERITANCE RIGHTS OF MINORS

Key words: minor, institute for the protection of the rights of minors, guardianship authorities, inheritance of property, renunciation of inheritance.

The article analyzes the features of the legal status of minors, reveals the problems of realization of civil rights by this category of persons when entering into an inheritance. Examples of violation of the rights of minors during inheritance are given, ways of their protection are determined. In particular, attention is drawn to the fact that, although in accordance with Article 1149 of the Civil Code of the Russian Federation, a minor is included in the category of "obligatory heirs", in notarial practice one can often find a refusal of this category of persons from the due inheritance. The existing special procedure for exercising the right to refuse inheritance and division of inheritance is aimed at preventing violation of the property rights and interests of a minor. The achievement of this goal is ensured by the systematic application of special rules of inheritance law and the general provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the legal capacity of citizens, taking into account the rules governing the activities of the guardianship and guardianship authority, as well as the notary.

Несмотря на свой несовершеннолетний возраст, данная категория граждан также обладает определенными гражданскими правами, закрепленными за ними с учетом особенностей их правового статуса.

Необходимо отметить, что гражданское и семейное законодательство закрепляет за несовершеннолетним различные категории прав, в соответствии с наступлением соответствующего возраста. Так, например, с рождения несовершеннолетний обладает такими правами, как право на жизнь, здоровье, достойное существование, уважение человеческого достоинства, имя, отчество и фамилию, право воспитываться в семье, заботу и воспитание со стороны родителей. С 6 лет на несовершеннолетнего распространяются права на совершение мелких бытовых сделок, а также безвозмездные сделки, не требующие нотариального заверения или регистрации в соответствии с установленным государством порядком. Начиная с 10 лет, несовершеннолетний может высказывать свое мнение в семье при решении вопросов, затрагивающих его интересы, давать согласие на изменение фамилии, а также восстановление родительских прав или усыновление.

Важно отметить также значение такого рубежа, как 14-летие. В соответствии с Семейным кодексом РФ, с этого времени несовершеннолетний может обращаться за защитой своих прав в суд, требовать отмены факта своего усыновления, трудоустраиваться на работу с легкими условиями труда и с согласия родителей, становиться обладателем авторских прав, с согласия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.