Научная статья на тему 'ПУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ: МОДЕЛЬ МАЯТНИКА '

ПУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ: МОДЕЛЬ МАЯТНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
время / пространство / шифровка / дешифровка / композитор / исполнитель / time / space / encryption / decryption / composer / performer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анна Александровна Окишева

Рассматривается временной путь музыкального произведения искусства, где имеет значение тандем композитора и исполнителя. Исполнитель словно «возрождает» произведение, написанное несколько веков назад, переосмысливая его заново при каждом проигрывании. Жизнь музыкального произведения сопоставляется с «качанием» маятника движением от «зашифровки» композитора к «дешифровке» музыкального текста исполнителем. На примере моно-опер М. Таривердиева «Ожидание» и Е. Приходовской «Под часами» можем проследить действие пространственно-временного континуума, где параметр пространства в самом музыкальном звуке, а модель маятника отражает параметр времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Анна Александровна Окишева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATH OF A WORK OF ART IN TIME: THE PENDULUM MODEL

Any work of art from the creator to the addressee (viewer, listener, reader) goes through a certain time path. Time is not an art criticism, but a philosophical problem but in art, especially musical art, it has its own specifics of existence. Music, as you know, is a lasting art, chronologically organized. It is here that it makes sense to talk about the space-time continuum, known since the time of A. Einstein and his theory of relativity, within the framework of the physical understanding of the world. The life path of a musical work appears to be organized cyclically, since the work, being created and recorded once, is subjected to repeated reinterpretation during subsequent performances. A pendulum model is formed: the work exists constantly between a fixed and a sounding state, without a sounding state it practically loses its existence it does not “reach” the listener to whom it was originally addressed. If the pendulum model is subordinated to the lifetime of a work of art, the spatial parameter of this life is the language of art. Regardless of the language of a particular art form, we observe a space-time continuum here. The pendulum model reflects the time parameter; the space parameter is reflected in the musical sound itself. Musical sound has a number of acoustic and wave properties that inevitably connect it with the space in which the sound wave reaches the eardrums. As an interesting example of the action of the space-time continuum, we will focus on two mono-operas (“Waiting” by M.L. Tariverdiyev and “Under the Clock” by E.A. Prikhodovskaya). These two monoopers are similar in many ways. A person here for a short period of time seems to live a whole life, is at the mercy of circumstances. Using the example of a piece of music which we can interpret as a special case of any work of art we can see how the temporal and spatial parameters of the space-time continuum work. Space and time exist outside and independently of us. These are the forms by which our consciousness organizes the experience we receive from the sensory organs.

Текст научной работы на тему «ПУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ: МОДЕЛЬ МАЯТНИКА »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 215-219. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 215-219.

Научная статья УДК 115.4

doi: 10.17223/22220836/52/18

ПУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ: МОДЕЛЬ МАЯТНИКА

Анна Александровна Окишева

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

larianna. ok@mail. ru

Аннотация. Рассматривается временной путь музыкального произведения искусства, где имеет значение тандем композитора и исполнителя. Исполнитель словно «возрождает» произведение, написанное несколько веков назад, переосмысливая его заново при каждом проигрывании. Жизнь музыкального произведения сопоставляется с «качанием» маятника - движением от «зашифровки» композитора к «дешифровке» музыкального текста исполнителем. На примере моноопер М. Таривердиева «Ожидание» и Е. Приходовской «Под часами» можем проследить действие пространственно-временного континуума, где параметр пространства - в самом музыкальном звуке, а модель маятника отражает параметр времени.

Ключевые слова: время, пространство, шифровка, дешифровка, композитор, исполнитель

Для цитирования: Окишева А.А. Путь произведения искусства во времени: модель маятника // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 215-219. doi: 10.17223/22220836/52/18

Original article

THE PATH OF A WORK OF ART IN TIME: THE PENDULUM MODEL

Anna A. Okisheva

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, larianna.ok@mail.ru

Abstract. Any work of art from the creator to the addressee (viewer, listener, reader) goes through a certain time path. Time is not an art criticism, but a philosophical problem - but in art, especially musical art, it has its own specifics of existence. Music, as you know, is a lasting art, chronologically organized.

It is here that it makes sense to talk about the space-time continuum, known since the time of A. Einstein and his theory of relativity, within the framework of the physical understanding of the world. The life path of a musical work appears to be organized cyclically, since the work, being created and recorded once, is subjected to repeated reinterpretation during subsequent performances. A pendulum model is formed: the work exists constantly between a fixed and a sounding state, without a sounding state it practically loses its existence - it does not "reach" the listener to whom it was originally addressed. If the pendulum model is subordinated to the lifetime of a work of art, the spatial parameter of this life is the language of art. Regardless of the language of a particular art form, we observe a space-time continuum here. The pendulum model reflects the time parameter; the space parameter is reflected in the musical sound itself. Musical sound has a number of acoustic and wave properties that inevitably connect it with the space in which the sound wave reaches the eardrums.

© А.А. Окишева, 2023

As an interesting example of the action of the space-time continuum, we will focus on two mono-operas ("Waiting" by M.L. Tariverdiyev and "Under the Clock" by E.A. Prikhodovskaya). These two monoopers are similar in many ways. A person here for a short period of time seems to live a whole life, is at the mercy of circumstances. Using the example of a piece of music - which we can interpret as a special case of any work of art - we can see how the temporal and spatial parameters of the space-time continuum work. Space and time exist outside and independently of us. These are the forms by which our consciousness organizes the experience we receive from the sensory organs. Keywords: time, space, encryption, decryption, composer, performer

For citation: Okisheva, A.A. (2023) The path of a work of art in time: the pendulum model. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 215-219. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/18

Любое произведение искусства от создателя до адресата (зрителя, слушателя, читателя) проходит некоторый времендай путь. Для продления этого пути искусство в разных модификациях пользуется такими «сопутствующими» видами творческой деятельности, как исполнение произведения или реставрация. В принципе, и исполнение, и реставрация служат способами сохранения произведения, продолжения его жизненного пути.

Одним из показательных для этого процесса образцов видим музыкальное искусство - музыкальное произведение, хоть и обладает рядом специфических свойств, можно рассматривать как частный случай жизни во времени произведения искусства.

Время является не искусствоведческой, а философской проблемой, но в искусстве, особенно искусстве музыкальном, располагает собственной спецификой бытования. Музыка, как известно, - искусство длящееся, хронологически организованное. Опираясь на это - достаточно давно известное -свойство музыкального искусства, предложим некоторые соображения.

Есть распространенное мнение, что творчество продлевает человеческую жизнь: согласно знаменитой латинской фразе, vita brevis, ars longa. Соответственно, создавая музыкальное произведение, композитор становится «гражданином мира», а его жизнь длится до тех пор, пока звучит его музыка.

Именно здесь имеет смысл говорить о пространственно-временном континууме, известном со времен А. Эйнштейна и его теории относительности, в рамках физического понимания мира. Пространство понимаем как некоторый художественный объект, располагающий уникальным «облаком» смыслов, а время - как его существование и преобразование (известен факт прироста смыслов) во множестве воспринимающих сознаний. «Аристотель служит предшественником тех, кто рассматривает время как фундаментальное понятие, поскольку он утверждал, что имеется реальное «становление» («comings-into-being») и что мир имеет в своей основе временную структуру» [1. C. 9].

Однако восприятие любого музыкального произведения возможно только тогда, когда оно звучит: таким образом, возникает тандем «композитор -исполнитель», присутствующий только в единстве в музыкальном произведении. Без исполнителя замысел композитора не «дойдет» до слушателя. Исполнение произведения происходит неоднократно в течение будущих времен -следовательно, произведение Ф. Шопена, например, звуча «в руках» современного пианиста, оказывается «живущим» в XXI в. Именно этот тандем создает более значительную протяженность жизни произведения.

Жизненный путь музыкального произведения представляется организованным циклически, так как произведение, будучи созданным и зафиксированным однажды, подвергается многократному переосмыслению при последующих исполнениях. Образуется модель маятника: произведение существует постоянно между фиксированным и звучащим состоянием, без звучащего состояния оно практически теряет свое существование - не «доходит» до слушателя, которому изначально адресовано.

Письменная фиксация производится средствами, понятными только исполнителю - слушатель нот, как правило, не знает, а также к ним при прослушивании произведения не обращается. Если композитор в тексте производит «зашифровку» того, что хочет передать слушателю, - исполнитель с той же целью производит его «дешифровку».

Таким образом, жизнь произведения происходит как постоянное «качание» между однажды зафиксированным текстом и множеством его слуховых воплощений.

Если модели маятника подчинено время жизни произведения искусства, пространственным параметром этой жизни выступает язык искусства: «Язык -система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением».

Язык может быть не только вербальным: в живописи это язык линий и красок, в танце - язык пластики, в инструментальной музыке - язык невербальной интонации, в вокальной музыке - синтетический язык и т.д.

Независимо от языка того или иного конкретного вида искусства, наблюдаем здесь пространственно-временной континуум. Модель маятника отражает параметр времени; параметр пространства отражается в самом музыкальном звуке. Музыкальный звук располагает рядом акустических и волновых свойств, неизбежно связывающих его с пространством, в котором звуковая волна достигает барабанных перепонок.

В качестве интересного примера действия пространственно-временного континуума остановимся на двух монооперах, одна из которых является сюжетным продолжением первой. Они появились в разное время, о стилевом единстве здесь, кроме принципиального сходства (оба произведения - крупные и вокальные), говорить не приходится.

Следует обратиться к моноопере «Ожидание» М.Л. Таривердиева по поэме Роберта Рождественского «Ожидание (монолог женщины)» (1982). Единственный персонаж - женщина, которая пришла на свидание раньше своего спутника. И за все это время она словно проживает новую жизнь, состоящую из потока бурных эмоций, тревоги и опасения из-за неизвестности и воспоминаний. Все это раскрывается в ее монологе.

«Вот ведь как - явилась первой, Надо было опоздать, Где-нибудь в сторонке встать. Что поделать - сдали нервы. Шла, как будто на экзамен,

С пятницы считала дни, Как же: встреча под часами... Под часами? Вот они... А его на месте нет. Как некстати нервы сдали. Ну, еще бы, на свиданье Не была я столько лет!.. Даже страшно сосчитать».

«Ночь окончится, боль останется, день сначала, сначала закрутится. Одинокими не рождаются - одиночеству учатся». Интересно, что в моноопере М. Таривердиева «Ожидание» персонажам не даны имена - ни одному, ни второму.

Неким ответом и продолжением истории данного произведения послужила моноопера Е.А. Приходовской «Под часами». Здесь уже персонажем является молодой человек, собирающийся на свидание:

Под большими часами,

Под светлыми небесами

Встретимся мы, любимая,

Тебя я увижу опять!

Пусть холодный начнется дождь,

Пусть в назначенный час не придешь -

Значит, до вечера буду ждать!

Но вновь главного героя захватывает череда непредвиденных обстоятельств. Перед молодым человеком предстает выбор: спасти соседку, дождавшись приезда врача, или успеть на свидание к Тане.

Терзаясь в сомнениях, молодой человек решает спасти соседку в надежде на то, что его возлюбленная поймет его и простит:

Ты простишь меня, ты поймешь, Мы с тобой встретимся снова. А жизни потом не спасешь!

Эти две монооперы во многом сходны между собой. Человек здесь за небольшой период времени словно проживает целую жизнь, находится во власти обстоятельств.

Итак, на примере музыкального произведения - которое можем трактовать как частный случай любого произведения искусства - можно увидеть, как действуют временной и пространственный параметры пространственно-временного континуума. Пространство и время существуют вне и независимо от нас. Это формы, при помощи которых наше сознание упорядочивает опыт, получаемый нами из органов ощущения.

Список источников

1. Уитроу Дж. Естественная философия времени : пер. с англ. / общ. ред. М.Э. Омелья-новского. 2-е изд., стереотип. М. : Едиториал УРСС, 2003. 400 с.

References

1. Withrow, J. (2003) Estestvennaya filosofiya vremeni [Natural Philosophy of Time]. Translated from English. 2nd ed. Moscow: Editorial URSS.

Сведения об авторе:

Окишева А.А. - аспирантка кафедры культурологии и музеологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: larian-na.ok@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Okisheva A.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: larianna.ok@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.09.2023; одобрена после рецензирования 02.10.2023; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 23.09.2023; approved after reviewing 02.10.2023; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.