ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ
Епископ Алексий (Елисеев)
ПУТЬ ОТ УЧЕНИЯ К СЛУЖЕНИЮ
Епископ Галичский и Макарьевский Алексий (Елисеев), управляющий Галичской епархией
Удивительнейшим образом сложилось моё поступление и обучение в Костромской Духовной Семинарии. После поступления в братию Спасо-Преобра-женского Валаамского монастыря в 1995 году, я не единожды высказывал свое желание о поступлении в семинарию, но игумен монастыря, архимандрит Пан-кратий (ныне епископ) не благословлял мне поступать в семинарию, считая, что мне это будет не полезно, да и с моими послушаниями для этого у меня нет времени, чтобы достойно пройти курс обучения. С открытием ЦДО Свято-Тихоновского Православного Университета на Валааме, в связи с тем, что я имел высшее светское образование, игумен благословил мне поступить в выше названный университет. На вопрос, сколько времени у меня есть для подготовки
для поступления я получил ответ «Два дня». Не смотря на столь короткий срок, я успешно сдал вступительные экзамены и приступил к получению столь долгожданного теологического образования, но радость моя была не столь долгой, не смотря на все сложности с отсутствием свободного времени, я смог проучиться в Свято-Тихоновском университете фактически четыре курса. В связи с тем, что я был переведен с центральной усадьбы монастыря на Валааме на Санкт-Петербургское подворье, с изменением послушания (благочинного подворья и помощника игумена по землеустройству и делам собственности) возникли трудности с дальнейшим обучением.
При Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря в 2005 году мне было поручено реорганизовать воскресную школу для взрослых в «Катехизаторские Курсы», с регулярностью занятий два академических часа по два раза в неделю. Вообще мой перевод на Питерское подворье очень сильно повлиял на мое дальнейшее становление. Открылась возможность чаще бывать с паломничеством по монашеским обителям, бывать у старцев, почти каждую неделю бывать у протоирея Василия Ермакова, посещать протоирея Феодора Иванова в Ярославской епархии. Неожиданно для себя, будучи монахом и жаждавшим уединения, вопреки
моему желанию я активно стал участвовать в приходской жизнедеятельности, в социальном служении, в преподавании, в организации выставок и в научных конференциях. Вспоминаю то, как игумен решил о моем переводе на Питерское подворье, для меня казалось, что меня отправляют на подворье как на войну. Сейчас я вижу ту мудрость в решении, которую тогда я отказывался видеть. Лишний раз это указывает нам насколько важно монашествующим жить в послушании у духовника. На новом послушании приходилось вспоминать и применять на деле, все те академические знания, которые я получил в светском учебном заведении. При работе и встречах с государственными чиновниками приходилось часто вести беседы не только на профессиональные темы, но и открывать им, что религиозность и вера это не удел фанатиков, а людей живущих иным мировосприятием. Оборачиваясь назад и всматриваясь в бурные потоки «житейского моря» - как мне тогда казалось, начинаешь только сейчас понимать, насколько удивительно действует в человеке «промысл Божий», и насколько чудным образом Господь участвует в жизни каждого. Важно не противиться своему призванию, но как это легко сказать и как тяжело принять?!
Сегодня вспоминается с благодарностью каждый мой день общения и встреч с Боголюбивыми пастырями Церкви Христовой, с которыми мне судил Господь встретиться на моем пути. Тот неоценимый опыт, советы, пламенная молитва и дерзновение которыми они показывали пример жизни в Церкви, то, как учили меня тому «как не нужно приводить человека к Богу, как необходимо поступать и какими советами руководствоваться не книжно а житийно»1, многое тогда воспринималось так, как будто это говорят не мне, а в настоящее время этими советами и руководствуюсь и живу.
Однажды отец Василий2, расспрашивая у меня про работу молодежных лагерей, спросил «как там поживает в Костроме отец Геннадий»3 и хитро прищурившись, заметил «..а почему ты не спрашиваешь благословения у игумена на поступление в Костромскую семинарию?, мне кажется вот куда тебе нужно поступать..», этот вопрос и решил мою дальнейшую судьбу с получение духовного образования. До сего дня вспоминаю мудрость и рассудительность этого народного пастыря, как его часто называли духовные чада, ту рассудительность и любовь, которую он имел, то умение подобрать необходимые слова, - которые начинали жить в сердцах слышавших это живое слово.
Благодаря благословению протоирея Василия Ермакова, игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий, дал мне благословение поступать в Костромскую Духовную Семинарию. Как то так сложилось, что
1 Слова архимандрита Иоанна Крестьянкина при одном из посещений .
2 Протоирей Василий Ермаков, настоятель храма прп. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге, кандидат богословия.
3 С 1996-2010 гг ректор КоДС, архимандрит Генадий (Гоголев).
114
чудным образом на подготовку к поступлению в семинарию у меня было не более нескольких дней.
Собрав необходимые документы, я отправился в Кострому. По приезду, сразу отправился в семинарию, где уже начались вступительные экзамены. Вспоминая сегодня те дни, не перестаю удивляться промыслу Божию, и тому, как все возникавшие проблемы разрешались без всяких эксцессов. Нахождение рядом с древнейшими святынями Земли Русской, где каждый камень просто «дышал» историей, внимание и такт преподавателей семинарии, та свобода духа, которой как мне казалось, дышало все вокруг. Не передать того чувства благодарности, которые я при каждой встрече с моими педагогами стараюсь им выразить, лекции архимандрита Серафима Фирстова с его остроумием и знанием нюансов истории окунули тогда меня в мои студенческие годы, неподражаемость преподавания Ветхого Завета иереем Евгением Ивановым, преподавание нравственного Богословия протоиреем Виталием Шастиным и возможность общения с ним на темы нравственности, мудрые замечания и проникнутые глубокой верой и академизмом беседы о литургии с протоиреем Сергием Ивановым, возможность консультаций по юридическим вопросам и обсуждение тонкостей канонического права с Гарановой Е.П, общение с матушкой Наталией4, вечерние чаепития с ректором семинарии отцом Геннадием5, не перечислить в данной статье всех тех Боголюбивых преподавателей благодаря которым происходило становление моего духовного образования. Тогда это для меня стал как глоток свежего воздуха, неожиданно я нашел отклик на те вопросы, которые меня интересовали и волновали в Богословии с детства. Вспоминается самое важное, для меня в тот период, мне давали возможность выбора и направляли в «нужное» русло. Это при всем том, что ученый совет семинарии дал возможность мне учиться и сдавать экзамены совместно с очниками, и таким образом в мои приезды на сессии и семинары я проживал совместно со студентами, что также дало возможность более глубокого погружения в семинарскую среду.
Вспоминаются наши долгие беседы и общение со многими преподавателями, которых я вспоминаю за каждой литургией с благодарностью. И каждый день моих бесед, с паломниками, посещающими Святую Землю со всех сторон света и уголков, и каждая встреча наполняется в общении теми знаниями, которые с нивелированы и упорядочены в моей «alma mater». И вероятно никак и не назвать мои годы обучения в КоДС, как годами подготовки служения на Святой Земле. Дело в том, что фактически спустя неделю после защиты дипломной работы и выпуска, меня направили для ознакомления с будущим местом моего нового служения.
4 Балуева Наталья Вениаминовна, руководитель Регентского отделения, преподаватель КоДС, кандидат искусствоведения.
5 Ныне епископ Каскеленский Генадий (Гоголев), управляющий делами Казахстанского Митропольечего округа, ректора Алмаатинской Духовной семинарии, кандидат богословия.
Так, я в 2009 году, в июне месяце посетил впервые Святую Землю. А в октябре 2009 года стали готовить документы на оформление моего перевода в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме с целью восстановления монашеского братства Свято-Троицкого монастыря Святых Праотец Авраама и Сарры в Хевроне6. Его Святейшество Патриарх Кирилл подписал указ о моем переводе в братию Свято-Троицкого монастыря в Хевроне 30 июня 2010 года, и 2 августа я уже приступил к своему служению в Свято-земельских пределах.
Вспоминая свой приезд на Святую Землю, мне в первую очередь вспоминается то ощущение и чувства, которые я испытал, выйдя из салона самолета, это «маслянистый» воздух наполненный запахом трав и пыли, солнечный свет который как мне казалось, проникает всюду, смешанный национальный колорит на автобусной остановке, различные запахи, которые наполняли воздух и неизъяснимый трепет. С каждым шагом эта земля открывалась совсем иначе, чем я представлял её себе. Не покидало чувство, что все изменилось только внешне, и что суть бытия осталась та же что была и две и четыре тысячи лет тому назад. Внешне все изменилось, но внутренне звучание осталось таким же. Перед поездкой меня предупреждали о том отношении, которое существует в ортодоксальном иудейском обществе по отношению к христианскому присутствию на Святой Земле, что священнику, а тем более монаху необходимо быть готовым к тому, что к тебе могут отнестись агрессивно. Так случилось, что меня в аэропорту не смогли встретить члены РДМ, и мне пришлось добираться самостоятельно до
Иерусалима. Я «ничтоже сумня-шеся» отправился на остановку маршруток, и, выяснив у водителей маршрут движения, спокойно сел в маршрутку, которая шла в Иерусалим до Яффских ворот. С каждым пассажиром у меня, почему то все спрашивали; в ту ли «маршрутку» я сел, не перепутал ли я что-то случайно, на все вопросы и недоумения в мой адрес я
6 На месте явления трех ангелов патриарху Аврааму в Мамврийской дубраве.
116
отвечал утвердительно. Так как перелет был очень сложный, то присев на сидение я фактически сразу уснул. Спустя некоторое время я проснулся от того что, меня удивила тишина в маршрутном такси, не смотря на то оживление которое было на остановке. Осмотревшись вокруг, я понял что салон заполнен представителями ортодоксальной части иудейского сообщества и что только две «белые вороны» это я и рядом со мной сидящий студент Варшавского университета, - который также как и я впервые совершал паломничество на Святую Землю. Большинство пассажиров на нас смотрело с недоумением и удивлением, и к тому же как я выяснил, маршрут такси проходил через кварталы, в которых живут в основном ортодоксальные иудеи. Ни какой агрессии в мою сторону, о которой меня предупреждали, я не испытал тогда, все это уже было позже. Были и плевки, и бросание камнями в машину, было и чувство страха когда, возвращаясь от «Гроба Господня» я заблудился в старом городе и оказался в толпе ортодоксальных иудеев. Потом было многое, о чем и не хочется вспоминать, но все это было потом. А в самом начале первых шагов по Святой земле все было как во сне, все происходило как бы не со мной, или же не в этой бытийной реальности. Вспоминается мое первое посещение Храма Воскресения Господня с Живоносным Гробом и Голгофой, вспоминается Гефсимания и «Крестный путь», вспоминается чувство трепета и неизъяснимой радости от того что я здесь и сейчас.
Первое посещение Хеврона и места явления Трех Ангелов патриарху Аврааму поразило меня тем, что иконография Андрея Рублева передает даже рельеф местности. Остановившись у «Дуба Авраама» меня не покидало чувство того, что икона «Троицы» Андрея Рублева ожила, что простому человеку, который даже не был в этом месте не возможно так точно передать иконографически пространство и рельеф этого святого места. Стали понятны
117
слова Шишкина «истинный художник всего лишь кисточка в руках Творца». Поклонение гробнице патриархов в «Махпеле», стопа Адама, отпечатавшаяся в камне, лампады в колодце Адама, закладная доска в стене храма византийского периода, все это и многие другие события оставили неизгладимое впечатление о встрече со Святой Землей. Но то посещение тогда меня и повергло в уныние, меня ужаснул тот объем работ, который меня ждал. Ужаснуло и удивило то, как такая величайшая святыня всех трех монотеистических религий, находится в таком состоянии. Опять же вспоминается комментарий, по поводу моих впечатлений от посещения святынь, протоирея Иоанна Миронова: «отченька, неужели ты забыл, где великая святыня там и изобилует грех, это как на белой стене, все неровности и шероховатости отчетливо видны...». Но так же удивило и согрело то первое чувство которое я испытал, это то как будто мне все здесь знакомо и родное, чувство того что здесь Священное Писание не оживает а живет.
Хеврон и его окрестности овеяны ветрами истории человечества и библейскими событиями, происходившими здесь и повлиявшими на весь ход истории человечества. От сотворения человека и вплоть до событий настоящего времени коснулось и Хеврона.
Взирая на сегодняшний Хеврон, с его современной атрибутикой, сложно представить те самые горы и долины, на которые взирали патриархи, сложно представить и Небошественное явление ангелов патриарху Аврааму. Но соприкасаясь с теми археологическими и природными памятниками, которые время сохранило для нас, вчитываясь в тексты священного писания и записи паломников, всматриваясь в иконографию и сравнивая сохранившийся рельеф местности, начинаешь воспринимать окружающий мир как историческую реальность. Святая земля, это реальность, где «время, место и пространство», «история, география и религия» соединились в одно целое.
В то мое первое посещение Святой Земли не перечислить и не описать в этой короткой статье всех моих впечатлений и воспоминаний. Так как это было похоже на то, как будто я только начинаю познавать мир как
118
новорожденный.
Второй приезд на Святую Землю, охватил период в мое трехмесячное пребывание, по благословению священноначалия с целью определения моего согласия на решение о переводе в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Святая земля открылась с другого ракурса.
Если описать кратко, то это можно выразить сравнением с человеком, который вышел из подвала на ярко освященную улицу. Окружающий мир стал восприниматься совсем иначе, чем ты воспринимаешь его в родной стране. Стало открываться «живое евангелие» если так можно выразиться. Но с этим открытием начало приходить осознание красоты и величия церковного служения сопряженного с искушениями и борьбой.
Постоянно бороли помыслы: «правильно ли поступаю?, не гонит ли меня бес из моего монастыря?, есть ли воля Божия нести мне на Святой земле свое служение?, что вокруг все чужое, и многое, многое-многое иное не оставляло...», но как только «наступал рассвет» все освещалось иными красками, и начинал с восхищением взирать на все то наследие, которое имеет Русская Православная Церковь на Святой Земле. А самое главное это то, что согревало душу, что иду не по самочинию а по Благословению Священноначалия. И тогда стали понятны слова, которые мне сказал отец Иоанн Крестьянкин в 1994 году, «не переживай, придет время и будешь служить у Троицы...», тогда я и не мог помыслить что эти слова исполняться буквально, тогда я помышлял что он так меня утешает в моей утрате, смерти моей матери.
В тот период мне удалось посетить фактически все места связанные с событиями Ветхого и Нового Заветов. Сейчас я понимаю, что тогда Господь авансом дал мне возможность посетить те святые места, рядом с которыми я стал нести свое служение, не имея времени и возможности бывать там. Вспоминается посещение колодца Иакова, где оживает беседа Господа с Самарянкой. Вспомнилось, как митрополит Питирим (Нечаев)7 однажды говорил о важности отклика души на призыв Божий, вот у этого колодца я тогда и вспомнил и понял те слова, что были сказаны так давно, но теперь они ожили с новой силой.
Удивило и поразило посещение крепости Ирода, где произошло усек-
7 Питирим, митрополит Волокаламский.08.01.1926-04.11.2003гг.родился в г. Мичуринск, Тамбовской области в семье священника. Видный церковный деятель хх века. Более 30 лет был Председателем Издательского совета Московской Патриархии.
119
новение Иоанна Крестителя, место, где каждый камень как бы вопиет о происшедшем. Тогда возникло желание, когда-нибудь, совершить на этом месте литургию, к моему сожалению пока это невыполнимо.
Вспоминаю с теплотой мои беседы со схимонахиней Марией в Горненском монастыре8. В каждой беседе присутствовало чувство, что я вернулся в детство. Рассудительность и простота, житейская хитринка и открытость, старость с мудростью уживавшиеся в одном человеке, многое можно сказать о матушке Марии. Сейчас с благодарностью вспоминаю её в своих молитвах за проявленную с её стороны ко мне материнскую любовь. Тогда мне открылось сестричество Горненской обители с той стороны, которую часто мы пропускаем в суете паломнической беготни. Непростые условия, овеянные подвигами предшествующих сестер и современное служение миру и церкви.
Вспоминается то, с каким чувством я уезжал тогда в Россию. Было чувство, что я больше не увижу эту обетованную Землю, не пройдусь по камням, по которым ступали ноги патриархов, не приклоню колен на месте распятия Господа, не смогу взирать на место где был положен Господь, было чувство, что я прощаюсь со святой Землёй. Но прошло чуть менее полугода, и я уже отправился по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на свое новое место служения, на котором я и служу до сего времени. Но это легко писать сейчас, а тогда мысли были о том: как и с чего, начинать? как и откуда собрать братию? как сложатся отношения на новом месте служения? Как, как, как??? Все это было и остается связанным с тем, что Хевронский монастырь Святой Троицы находится в одном из древнейших городов мира, но в тоже время в одном из основных городов форпостов Ислама на ближнем востоке. В городе, где нет ни одного христианина и не откуда ждать помощи. Свято-Троицкий монастырь в Хевроне с единственным христианским храмом на весь город и на всю окрестную область. И тогда стали понятны мысли и переживания об этом месте архимандрита Антонина Капустина9 в момент
8 Приобретен участок начальником РДМ архимандритом Антонином Капустиным в 1869 году. С 1871 года там уже селятся монахини. Статус монастыря с 1898 года. с 1991 года по настоящее время игуменья монастыря Георгия (Щукина).
9 Архимандрит Антонин Капустин, в миру Андрей Иванович Капустин,
12/24 августа 1817 года по 24марта/ 5 апреля . ученый -византист, библейский археолог, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. (Паломничество на Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Москва. 1997. С.323.
становления Русского Присутствия на Святой Земле.
С именем Антонина Капустина связанно на Святой Земле такое понятие как «Русская Палестина». За время его начальничества, через многие попечительные заведения организоанные при его деятельном участи было открыто 107 школ по всему ближнему востоку, две больницы и более 400 амбулаторных пунктов, действовало две учительских семинарии (ныне это был бы Педагогический Университет).
Его друзьями и сподвижниками являлись известные нам святые подвижники; святитель Николай Японский и святитель Феофан Вышенский, архимандрит Гавриил Валаамский и многие другие. Помимо устройств, всех ныне нам доступных Русских участков на Святой земле, отцу Антонину удалось изменить отношение Восточных патриархов и самого арабского населения к Русской Церкви и к священству, ему удалось открыть всему миру «необъятную и неописуемую загадку души русского человека», и поднять авторитет России на высокий уровень отношений. Используя свой накопленный административный и исследовательский опыт за предшествующие годы, он смог наладить и развить активную деятельность на новом своем месте служения в качестве начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он смог придать совершенно иной характер свидетельству русского православия в Палестине - характер живого и ощутимого присутствия Русской Православной Церкви в этом регионе вместе с землею, храмами, благотворительными заведениями, с людьми.
В своем стремлении в укреплении православия в ближневосточном регионе и помощи русским паломникам, отец Антонин развил активную деятельность по приобретению земельных участков по всей Палестине. Впервые за многие столетия возникла альтернатива активной миссионерской деятельности католиков и протестантов, скупавших активно земли и строивши на них свои храмы и учреждения.
Самым первым приобретением архимандрита Антонина стал знаменитый Мамврийский дуб (ноябрь 1868 г.), возле которого, согласно Священному Писанию, Патриарх Авраам оказал гостеприимство Трем Ангелам, предвозвестившим рождение от него сына. Кроме этого библейского памятника, на территории подворья сохранилось древнее кладбище, состоящее из пяти пещер. Одна из последних гробниц обретенных 2 года назад интересна тем, что подтверждает теорию архимандрита Антонина о существовании на участке землепользования в византийский и более поздний период монастыря. Найденная пещера, требует отдельного описания, так как по форме и расположению, по стройству и многим другим признаком это гробница Хананейского периода и в Византийским пери-
121
од использовалась как монастырская костница. Сохранился пещерный храм, в руинированом состоянии с византийского периода. Сохранилась жилая пещера, древняя каменоломня, «Миква» - чаша для ритуального омовения, остатки виноградных и масличных давилен. Археологические памятники на находящиеся на участке требуют отдельного описания и публикации в отдельной статье.
И 22 мая 1871 года, у дуба Мамврийского была отслужена первая Божественная литургия. В 1874 году, невдалеке от Авраамова гостеприимства, чаянием и стараниями отца Антонина был построен каменный двухэтажный Странноприимный Дом, в последующем ставший келейным корпусом монастыря. По причине указанной выше (в городе в основном проживали мусульмане) вопрос о постройке храма не могли решить вплоть до 1904 года. Лишь при начальнике Русской Духовной Миссии, архимандрите Леониде (Сенцове), эту ситуации смогли изменить и начать тяжелый процесс строительства храма. В период с 1904 года по 1914 год, параллельно начатому строительству отцом Леонидом (Сенцовым), проходил тяжелый процесс получения турецкого фирмана на строительство и освящение храма. Для чего было использовано даже торжественно праздновавшееся трехсотлетие дома Романовых и рождение наследника, ради чего в честь покровителя цесаревича святителя Алексия Московского, было решено устроить один из престолов Церкви в Хевроне. К тому же, в 1914 году планировалось посещение царственным семейством Святой Земли и освящение Хевронского храма. Но Господь судил все иначе. В 1914 году началась первая мировая война, затем революции и войны за влияние над Палестиной. И только в 1925 году, 31 мая при стечении Палестинских Христиан и живших тогда в Палестине Русских эмигрантах, патриархом Иерусалимским Дамианом при активном участии, валаамского постриженика и исполнявшего на тот момент должность начальника Русской Духовной Миссии, архимандрита Миллетия10. Необычно происходило освящения храма, изначально храм задумывался с центральным престолом в честь Живоначальной Троицы и два боковых придела в честь праотцев Авраама и Сарры и святителя Алексия Московского, а в момент освящения патриарх Дамиан центральный престол освятил в честь святых праотец Авраама и Сарры, южный придел в честь Живо-начальной Троицы, а северный придел для всех неожиданно в честь святителя Николая Мерликийского. По окончанию богослужения он разрешил недоумение богомольцев и сослуживших в своем слове, в котором как вспоминают, отметил, что наступит время и царя Николая со всем его семейством прославят (чему мы и являемся свидетелями), но сейчас я освятил придел в честь его покровителя. Центральный придел был освящен в честь праотцев Авраама и Сарры в исполнение Божией правды, так как
10 Архимандрит Миллетий, в миру Михаил Николаевич Розов. 27.11-9.12. 1872 год -6.09.1952 год.( По материалам РДМ). Валаамский постриженик, сотрудник начальника РДМ Леонида (Сенцова).
в Бытность Царицы Елены первым освященным храмом в Хевроне был храм в честь Авраама и Сарры, а южный придел в честь Святой Троицы, как самое близкое место к месту беседы Авраама с Богом и к Авраамо-ву Гостеприимству. До 1931 года участок с Храмом у Дуба Маврийского был Подворьем Русской Духовной Миссии. В 1931 году в образовавшийся Свято-Троицкий монастырь в Хевроне был направлен первый настоятель - игумен Нифонт, которого в 50-е годы сменил игумен Игнатий (Ракша). В 1952 году, в связи с разделом Палестины на Израиль и Трансиорданию, Хевронский монастырь стал находиться в ведении Русской Зарубежной Церкви. После смерти о. Игнатия в 1986 году, в монастыре постоянно проживал монах Георгий Крылосов с послушником, и несли послушание несколько сестер Елеонского Спасо-Вознесенского женского монастыря.
В 1997 году, 5 июля монастырь с Дубом и всеми постройками был возвращен Московскому Патриархату и первым игуменом в лоне родной церкви стал игумен Гурий.11
Моим предшественником был протоирей Владимир Глазачев, ныне несущий своё служение в Ереване. Он стал ключарем подворья Святых праотец Авраама и Сарры в Хевроне. Когда я прибыл в монастырь 2 августа 2010 года, на тот момент там проживал инок Авраам (Евсеев), две сестры с Горненского монастыря и одна трудница, вот таков был на тот момент единственный русский мужской монастырь на Святой Земле.
В течении двух лет нам удалось пополнить братство монастыря, с единственного насельника до 4 насельников и попеременно труждающих-ся двух-трех трудников. 5 декабря 2012 года, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, впервые почти за тридцать лет был совершен монашеский постриг инока Авраама (Евсеева) и инока Глеба (Бурашникова), иноку Аврааму в монашестве дано имя Авраамий, в честь святого преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, иноку Глебу - Георгий, в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Ту радость которую я испытал тогда, можно сравнить с рождением долгожданного ребенка, наконец то монастырь живет: совершаются постриги, братия начала пополняться. Затем было облачение трех послушников, введение братского правила и многое другое, но это было позже. А впереди ждала работа и служение, бесконечный поиск благотворителей, судебные проволочки, выстраивание отношений, процесс с регистрацией землепользования, который до сих пор идет, рекультивация земель и многие другие дела.
Последние два года мы активно начали формировать братскую библиотеку, об этом тоже можно много рассказывать и писать, так как это соделывается не в свободном доступе к Российским Издательствам и книжным развалам, такого «богатства» в Израиле и Палестине вы не най-
11 Ныне архимандрит Гурий (Данилов), член РДМ с 1992 по 2004 годы, из них с 1997 по 2002 год игумен в Хевроне. В настоящее время благочинный 3-го округа Чебоксарской епархии, настоятель храма Новомученников и Исповедников Российских.
123
дете. Также большие трудности возникают по той простой причине, что книжный фонд не просто нужно сформировать и приобрести, но решить вопрос финансов и транспортировки, а до всего этого нужно было отремонтировать и приспособить имеющееся помещение, приобрести необходимую мебель. К примеру; светильники для библиотеки пришлось заказывать в Китае и доставлять через Россию, часть домашней библиотеки отправленной почтой пришлось «вызволять» из таможни более месяца. При любом решении вопроса, будь то реставрация или же приобретение посадочного материала, возникает много побочных проблем, которые в срочном прядке приходится решать. Для нормальной жизнедеятельности монастыря необходимо ориентироваться и разбираться не только в местных традициях, но и знать особенности «регионального законодательства и делопроизводства», учитывать те особенности, которые существуют в данное время и в данной местности.
Как то так сложилось, что с первых дней моего служения мне поручили дополнительно курировать Иерихонский участок и подменять священника на Яффском участке с храмом в честь праведной Тавифы и в редких случаях в Хайфе в Храме в честь Ильи пророка. Также некоторое время вести занятия в воскресной школе в Иерусалиме при Троицком соборе. Курировать ландшафтные и земельные работы на всех участках миссии. Это время дало возможность приобретения неоценимого опыта приходской жизни и административного управления в инославной среде вне своей отчизны. В последние два года мне приходится вести занятия Дискуссионного клуба «Истоки» в Вифлиемском Центре Науки и Культуры. Это послушание приходится выполнять в непростой ситуации соотношения миссионерства и проповеди, связанно это с тем, что Русская Духовная Миссия находится на канонической территории Иерусалимского Патриархата (Греческий Патриархат). И сложность в том, что необходимо готовить занятия и темы с учетом что на встречи приходят представители всех трех монотеистических религий, и поэтому необходимо знание не только Православного вероучения, но и свободно толковать как Коран так и Тору, великолепно ориентироваться в особенностях Католического учения (Латинского) и знать принципы проповеди реформаторской церкви. Основная задача дискуссионного клуба, это объединить людей вокруг основных нравственных ценностей и открыть им красоту Православия. Дать возможность обсуждения и разъяснения острых и непонятных вопросов возникающих при изучении Православного вероучения. Это одновременно сложно, но и интересно. Встречи проходят по заранее объявленным темам в стиле свободной лекции и с последующим обсуждением темы встречи. Как я и говорил, эти встречи посещают и сотрудники центра, и местные жители. В основном это русскоговорящая часть палестинского общества. Если сравнивать приходскую жизнь в России и тут, то она кардинально отличается. На многих приходах ведется активная работа с молодежью, но в тоже время фактически отсутствуют катехизические беседы или курсы, в бытовом плане православный образ жизни размыт, традиции и уклад почти не отличается от светской части общества, но при всем этом
124
очень важен авторитет священства и его роль в разрешении семейных вопросов. Не просто складывается жизнь христиан, как в Палестине, так и в Израиле. Много трудностей политическо-экономического порядка. Из Палестины, за последние 10 лет, эмигрировало более четырех тысяч человек, для местной диаспоры это ощутимый отток. Причин этому много, но на основную причину указывают то, что они не видят в этой стране своего будущего, в основном эмигрируют в Австралию и Канаду, также в Южную Америку. Причиной выбора для выезда, именно этих стран, называется стабильная экономика, христианский уклад жизни, возможность приобретения образования и активная приходская жизнь. Насколько эти причины являются действительными можно выяснить только при общении с выехавшими в названные страны. Говорится часто о том, что они чувствуют сильную разобщенность в христианском обществе, проблемы при устройстве на работу, отсутствие культурного досуга. В Израильской части общества дети часто испытывают давление на себе даже просто за ношение нательного креста, поэтому чаще всего дети носят нательные крестики приколотыми с внутренней стороны одежды, хотя это не повсеместно. Активная приходская жизнь на Яффском подворье Русской Духовной Миссии привлекла к этому храму большое количество новых прихожан. Все это было связанно с тем, что в воскресной школе имеется несколько возрастных классов, что дает возможность разностороннего развития и воспитания детей в привычной для них атмосфере, а также дает им возможность не переставать быть носителями русского языка и сохранять культурные и семейные традиции.
Но самое удивительное и радостное это встречи с людьми несущими служение в самых различных уголках мира. Сейчас с благодарностью вспоминаю эти встречи, согревающие своей благодарностью наше житие в Хевронском монастыре. Это и близкое знакомство с патриархом и католикосом всея Грузии Илией, масштаб личности которого не перестает удивлять меня. Это и многие архипастыри и пастыри со всех уголков мира. Это и поклонники из русской глубинки или паломники из Эфиопии, румынские и греческие, австралийцы и жители Океании, не перечислить всех тех, кого Господь приводил и приводит к святыням Земли Обетованной. Все эти встречи, открывают чудный замысел миссионерства образом жизни и свидетельством о Христе внешнему миру начатым нашими отцами предшественниками, сестрами подвижницами, поклонниками и паломниками к вечным святыням Живоносного Гроба Господня и к яслям Рождества. К месту начала истории человечества и Богопочитания, Бого-общения и Откровения, Поклонения в Духе истине и утверждения веры.
Библиография
1. Иоанн Крестьянкин архим. Слова при одном из посещений.
2. Ермаков В. Прот., настоятель храма прп. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге, кандидат богословия.
3. Капустин А. архим., ученый -византист, библейский археолог, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. (Паломничество на Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Москва. 1997.
4. Миллетий архим., в миру Михаил Николаевич Розов. 27.11-9.12. 1872 год -6.09.1952 год.( По материалам РДМ). Валаамский постриженик, сотрудник начальника РДМ Леонида (Сенцова).