Научная статья на тему 'Путь к успеху современной компании: подход методологии И. Адизеса'

Путь к успеху современной компании: подход методологии И. Адизеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конарева Л. А.

Так называлась конференция, прошедшая в Москве 26 апреля 2011 г. и организованная консультационной организацией «Институт Адизеса» (Adizes Institute,США, Калифорния) и ее официальным коммерческим партнером в России тренинговой компанией «БЕСТ-Тренинг». Институт Адизеса всемирно известная консультационная компания, основателем и бессменным руководителем которой является доктор Ицхак Калдерон Адизес (Dr. Ichak Kalderon Adizes), который вполне обоснованно и давно входит в круг всемирно признаваемых и почитаемых гуру в области менеджмента. Личность Адизеса бакалавра гуманитарных наук, магистра экономики и управления, доктора философии, получившего блестящее образование, владеющего несколькими языками, не понаслышке знакомого с разными культурами, настолько неординарна и значительна, что сама по себе достойна быть объектом не только изучения, но и подражания для российских менеджеров. На конференции доктор Адизес выступил с тремя лекциями. Основные положения первой из них излагаются в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь к успеху современной компании: подход методологии И. Адизеса»

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч

ва

ваа

ваа

аа

в

АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Путь к успеху современной компании:

подход методологии И. Адизеса

Биография И. Адизеса

Ицхак Калдерон Адизес родился в Скопье, столице Македонии, в 1937 г. Как он пишет в автобиографическом очерке, его семья - потомки евреев, изгнанных из Испании в конце ХУ века за отказ принять христианство. В марте 1943 г. евреев, живших в Македонии, депортировали в концентрационные лагеря, где большинство из них было уничтожено. Спаслись лишь 12 семей, среди которых оказалась и семья Адизеса (впрочем, уцелели лишь его родители и самые близкие родственники). Причиной удивительного спасения стало то, что еще в начале ХХ века консул Испании в Югославии обнаружил, что македонские евреи - выходцы из Испании - все еще говорят на средневековом испано-еврейском языке ладино. Именно на нем говорили дома в семье Адизеса. И консул убедил правительство своей страны предоставить желающим чле-

Л.А. КОН АРЕВА,

к.э.н., ст. науч. сотрудник Центра проблем управления Института США и Канады РАН, член Международной академии проблем качества, член Американского общества качества, член Гильдии профессионалов качества

Так называлась конференция, прошедшая в Москве 26 апреля 2011 г. и организованная консультационной организацией «Институт Адизеса» (Adizes Institute,США, Калифорния) и ее официальным коммерческим партнером в России тренинговой компанией «БЕСТ-Тренинг».

Институт Адизеса - всемирно известная консультационная компания, основателем и бессменным руководителем которой является доктор Ицхак Калдерон Адизес (Dr. Ichak Kalderon Adizes), который вполне обоснованно и давно входит в круг всемирно признаваемых и почитаемых гуру в области менеджмента. Личность Адизеса - бакалавра гуманитарных наук, магистра экономики и управления, доктора философии, получившего блестящее образование, владеющего несколькими языками, не понаслышке знакомого с разными культурами, -настолько неординарна и значительна, что сама по себе достойна быть объектом не только изучения, но и подражания для российских менеджеров. На конференции доктор Адизес выступил с тремя лекциями. Основные положения первой из них излагаются в этой статье.

Лекция 1.

Управление компанией: диагностика текущей ситуации, взгляд в будущее, работа с изменениями

Это выступление доктор Адизес начал с того, что обратился к аудитории с вопросом: «Что такое менеджмент?». Если таким вопросом задается специалист, столько лет посвятивший преподаванию менеджмента, стало быть, вопрос этот далеко не праздный. Он подчеркнул, что понятие «менеджмент» весьма многогранно и во многих языках, в том числе русском, отсутствует адекватный перевод. В своей книге «How to Solve the Mismanagement Crisis», которую он впервые опубликовал в 1979 г, то есть уже имея значительный опыт научно-преподавательской деятельности, доктор Адизес пишет, что он просмотрел несколько толковых словарей, и каждый из них давал различные синонимы понятия «менеджмент», а в

34

век| КАЧЕСТВА № 4 • 2011

энциклопедии Британика вообще нет определения этого понятия. Доктор Адизес не раз предлагал своим слушателям подобрать синонимы к этому слову и в результате получился внушительный список из 50 слов, в числе которых были: «управлять», «контролировать», «направлять», «координировать», «организовывать», «руководить», «регулировать» и др. В этом своем выступлении он дал такое определение: «Менеджмент - это решение проблем во время изменений».

«Окружающий нас мир и мы сами непрерывно меняемся. Именно изменения порождают проблемы. Только у мертвого нет проблем. «Итак, у вас проблемы. Что ж, возблагодарите Бога!.. Торжествуйте! Без проблем вы бы уже умерли», - такими словами Адизес начинает свою книгу «Стремление к расцвету».

К проблеме можно относиться по-разному. По аналогии с китайским языком, в котором понятия «проблема» и «возможность» обозначаются одним словом, Адизес придумал комбинацию из двух английских слов opportunity (возможность) и threat (угроза) -Opporthreat - слово, не существующее в английском и не переводимое на русский язык. Этот термин, обозначающий одновременно возможность и угрозу, он зарегистрировал как свою торговую марку (trade mark). Любое изменение может обернуться и тем, и другим в зависимости от принятого решения, однако каждое решение вновь порождает проблему. Можно принять решение ничего не менять, но это - самоубийство, считает Адизес.

И люди в своей повседневной жизни, и менеджеры организаций должны постоянно принимать решения в условиях изменений, порождающих проблемы. Изменения происходили на протяжении миллиардов лет, но в наш век под влиянием растущей конкуренции в условиях стремительных и непрерывных экономических, политических и технологических трансформаций перемены становятся все стремительней. В результате у каждого человека и у каждого менеджера появляется больше проблем, чем он может своевременно решить.

«Так почему же изменения порождают проблемы?», - задается вопросом Адизес.

Все, существующее в этом мире, представляет собой систему, состоящую из множества подсистем. В любой организации маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, производственнотехнологические операции и др. - это набор подсистем, которые не изменяются одновременно. В результате возникают разрывы в их взаимодействии, и система разваливается на части, она дезинтегрируется, и именно это порождает проблемы. Любая дезинтеграция, будь то в человеческом организме или в организации, -это болезнь, которую надо лечить, а лечение заключается в поиске путей интеграции отдельных частей системы, в чем и состоит роль менеджмента. Адизес призывает не уклоняться от проблем, а смотреть на их наличие здраво. Решая проблемы, мы чему-то учимся, обретаем новые знания.

Роль менеджмента

Менеджеры должны задать себе вопрос: «Какой результат мы хотим получить от деятельности своей организации?» Ведь не все результаты желательны. Ответ состоит в том, чтобы сочетать результативность с эффективностью. Получение прибыли - неправильный результат. Управлять, ориентируясь только на него, нельзя. Нужно управлять так, чтобы получать прибыль, но не во имя ее.

Желаемый результат можно получить, отвечая на вопрос: «Зачем существует наша организация?» Она существует, чтобы удовлетворять требования своих потребителей, а этот

5

□г

АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА МЕТОДОЛОГИЯ

□ С

a

нам еврейской общины испанское гражданство. Так отец Адизеса получил испанский паспорт. Вот почему члены его семьи как граждане Испании - союзницы Германии - получили право покинуть концентрационный лагерь. Они выехали в Албанию, где скрывались под видом мусульман - выходцев из Боснии. Как выяснилось спустя много десятилетий, мусульманская семья, приютившая Адизесов, знала о том, что Адизесы евреи, но не выдала их. После войны Ицхак переехал в Израиль, где отслужил в армии и получил университетское образование. В 1963 г. он перебрался в США, защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. В течение 30 лет И. Адизес был штатным преподавателем школы менеджмента Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и работал в качестве приглашенного преподавателя в Стэнфордском и Колумбийском университетах, а также в Еврейском университете в Иерусалиме и в университете Тель-Авива.

Адизес владеет четырьмя языками, читает лекции на иврите, английском, сербо-хорватском и испанском языках. Его слушателями были более 100 тыс. человек в 52 странах мира. Журнал «Leadership Excellence Journal» включил доктора Адизеса в список 30 Высших лидеров мысли США (Thought Leaders of America), а журнал «Executive Excellence Journal» - в список 30 ведущих консультантов США. За свой вклад в теорию и практику менеджмента И. Адизес удостоен звания почетного доктора в 15 университетах, он является почетным гражданином двух стран, членом Международной академии менеджмента. Адизес - поистине «гражданин мира»: его книги переведены на множество языков, а консультационная практика распространяется почти на все континенты.

В 1979 г. Адизес создал институт (Adizes Institute), который ведет исследования и обучение, реализует консультационные проекты и занимается издательской деятельностью. Более 200 дипломированных выпускников института обслуживают организации по всему миру. Применение методологии организационной терапии, разработкой которой И. Адизес занимается с 1975 г. и которая носит его имя, помогло коммерческим и некоммерческим организациям многих стран - всего в этом списке более 1 тыс. компаний, расположенных более чем в 40 странах мира. Среди компаний-клиентов: Northrop Aviation, CBS Television, Metropolitan Life, VISA Group, Volvo, Bank of America, Coca-Cola, IBM, Scandinavian Airlines System (SAS), Spanish Association of Savings Banks и др. Его клиентами также были президенты и премьер-министры Бразилии, Ганы, Греции, Израиля, Македонии, Мексики, Швеции. Он работал в самых разных отраслях - от банковского сектора до индустрии общественного питания - и в самых разных структурах - от церквей до правительств. В 2010 г. за свой вклад в развитие человечества доктор Адизес удостоен специальной награды от Национальной этнической коалиции организаций (NECO). С 2006 г. доктор И. Адизес является научным руководителем программы ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.

№ 4 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА

в \ на

МЕТОДОЛОГИЯ наа АКАДЕМИЯ менеджмента

на а

результат не всегда измеряется полученной прибылью.

Например, для владельца ресторана самый важный вопрос «А придут ли посетители в ресторан еще раз?». Разумеется, если организация является монополистом, то у потребителя выбора нет. Но в условиях выбора наиболее важный измеритель результативности организации - процент повторяющегося дохода, а это зависит от того, обращаются ли клиенты в организацию еще раз.

Эффективность измеряется количеством ресурсов, потраченных на достижение результата. Если системы построены, процедуры разработаны и распоряжения отдаются (все это входит в понятие администрирования) таким образом, чтобы обеспечить минимальное потребление ресурсов для достижения желаемого результата, то компания управляется эффективно.

ной, она должна быть менее эффективной. Казалось бы, парадоксальная логика. Но на самом деле если результативность определяется удовлетворением потребителя, то эта цель зачастую требует больше ресурсов, что неизменно сказывается на размере получаемой прибыли. Экономия на ресурсах при игнорировании требований потребителя может приводить к чудовищным результатам, нередко чреватым угрозой для жизни и безопасности людей. Мы, жители России, к сожалению, каждодневно являемся свидетелями подобных ситуаций.

Для достижения результативности менеджеры должны быть проактивными, что означает необходимость предпринимать сегодня такие действия, которые дадут желаемый результат завтра. Иными словами, менеджеры должны обладать даром предвидения. Предпринимать какие-то действия после того, как что-то уже произошло, слишком поздно. Ади-

ВХОД ДОБАВЛЕННАЯ ВЫХОД

ЦЕННОСТЬ У

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

}

•}

ДОЛГОСРОЧНЫЙ

ЭФФЕКТ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭФФЕКТ

Схема процесса

Менеджмент представляет собой не что иное, как управление процессами, а любой процесс - это ряд действий по преобразованию входов в выходы, обеспечивающих добавление ценности (см. рисунок). Сочетание эффективности и результативности на выходе может носить краткосрочный характер, но цель менеджмента - обеспечить, чтобы это сочетание носило долгосрочный характер. Прибыль же определяется размером добавленной ценности. Если ресурсы, вложенные на входе в процесс и потребленные в ходе преобразования, минимальны, но при этом добавлена максимальная ценность к результату на выходе (получен желаемый результат), то при управлении обеспечивается оптимальное сочетание эффективности и результативности. При этом менеджмент должен стремиться к тому, чтобы такое сочетание носило долгосрочный характер.

Все бюрократии, считает Адизес, эффективны, но не результативны. Чтобы организация была более результатив-

зес приводит здесь пример с игроками в теннис. Чтобы отразить удар, теннисист должен предвидеть, куда будет падать мяч соперника еще до того, как последний послал его. Предприниматель должен уметь брать на себя риск.

Адизес считает, что есть два типа систем - органические и механистические. В последних нет взаимозаменяемости частей, а внутренняя взаимозависимость между ними осуществляется не на физическом уровне. По настоящему эффективными могут быть только интегрированные органические системы, в которых господствуют взаимоотношения между людьми, построенные на принципе: «Твоя боль - моя боль, твое счастье - мое счастье».

«Чем больше я знаю, тем больше осознаю, как многого я не знаю», - такими словами закончил Адизес эту свою первую лекцию. ■

Продолжение следует

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Глобальное исследование по информационной безопасности

Компания Check Point® Software Technologies Ltd., мировой лидер в сфере обеспечения Интернет-безопасности, и Ponemon Institute, ведущая исследовательская компания в сфере обеспечения конфиденциальности и управления информацией, провели глобальное исследование, которое показало, что за последней год 77% опрошенных организаций столкнулись с проблемой потери данных. В докладе «Обоснование вопроса сложности обеспечения безопасности в сфере ИТ в XXI веке» (Understanding Security Complexity in 21st Century IT Environments) указано, что наиболее распространенным видом информации, подвергшейся несанкционированному разглашению, является информация о клиентах (52%), интеллектуальная собственность (33%), информация о сотрудниках (31%) и корпоративные планы (16%).

По данным опроса свыше 2400 администраторов ИТ-безопасности, основной причиной потери данных является утеря или кража оборудования, вслед за ней идут сетевые атаки, ненадежные мобильные устройства, приложения стандарта Web 2.0 и приложения для совместного использования файлов, а также случайная отправка сообщений по электронной почте тем получателям, которым они не предназначались. Кроме того, 49%

всех респондентов считают, что их сотрудники мало информированы или вообще не имеют представления об обеспечении безопасности данных, о соблюдении требований и политиках безопасности, указывают на необходимость обеспечения компаниями большей осведомленности пользователей в качестве одной из составляющих стратегии защиты данных, поскольку именно персонал зачастую является первой линией обороны.

Поскольку предотвращение потерь данных является приоритетным вопросом информационной безопасности, для предприятий важно определить основные причины потери данных и создать комплекс мер безопасности для предотвращения несанкционированного доступа к информации, например:

^ определить потребности организации в сфере безопасности;

^ классифицировать конфиденциальные данные;

^ согласовать политики безопасности с потребностями;

^ обеспечить безопасность данных на протяжении всего времени их существования;

^ определить требования правительственных и промышленных стандартов и то, как они влияют на безопасность организации и бизнес-процессы;

^ уделять особое внимание осведомленности и вовлеченности пользователей. ■

www.checkpoint.com

век КАЧЕСТВА № 4 • 201

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.