Научная статья на тему 'Путь к профессиональному успеху начинается в школе'

Путь к профессиональному успеху начинается в школе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ УСПЕХА / IMAGE OF SUCCESS / МЕРКИ УСПЕШНОСТИ / MEASURE OF SUCCESS / ЖИЗНЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / LIVING MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / PLANNING CAREER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Решетников Олег Викторович

В своей статье автор анализирует проблему подлинного и ложного жизненного успеха и дает приемы и методы, позволяющие направить подростка по пути достижения успеха подлинного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way to a professional success begins at school

In the article the author analyses the problem of true and false living success and gives the ways and methods, affording to direct teenager to the true achievement of success.

Текст научной работы на тему «Путь к профессиональному успеху начинается в школе»

Путь к профессиональному успеху начинается в школе

Олег Викторович Решетников,

директор Института общественного служения, психолог средней школы № 1910, кандидат педагогических наук, dobrovolec@inbox.ru

• образ успеха • мерки успешности • жизненный менеджмент • профессиональная деятельность • планирование карьеры •

Современный образ успеха

В русской национальной культуре успех в большей мере, чем в европейской традиции, связывается не с собственными, порой доходящими до маниакальности, настойчивости и упорстве, а с везением, удачей, божьим благоволением. Примеры тому из наших настраивающих ум сказок — Иванушка-дурачок, Емеля на печи, Волк из «Ну, погоди!». Но соль этих сказок и многих историй из нашей реальной жизни не в том, чтобы не прикладывать усилий к достижению цели. Суть в том, что в нашей жизни усилия не всегда справедливо вознаграждаются материально, но всегда получают достойную награду — любовь и признание.

Русские купцы-староверы, создавшие в конце XIX — начале XX века русское экономическое чудо — Морозовы, Третьяковы, Нечаев-Мальцов, Боткины, Филатовы и многие другие, значительную часть своих баснословных богатств отдавали на благотворительность и успех своего бизнеса видели в тех благах, которые они могли даровать российскому обществу. Во главе успеха для русского человека была возможность служения другим людям, а всякое дело, направленное исключительно на самообогащение и самоудовлетворение, по определению было противно успешности.

Путь человека к настоящему успеху во все века был один — любовь, труд и жизненная стойкость, готовность всё начинать заново, остаться без внешней награды, но внутренне несломленным. Для тех, кто хочет играть

в лотерею со своей собственной судьбой, обойти гору, идти по головам или проползти всю жизнь на животе, секрет успеха навсегда останется секретом. Но для тех, кто готов учиться на собственных ошибках, платить за счастье его настоящую цену и ставить свою судьбу в зависимость только от собственных усилий, надо становиться сильным как можно раньше.

Если подойти к вопросу об успешности с современными мерками и понятиями, то речь идёт о том, чтобы овладеть таким искусством, как управление своей жизнью и карьерой (то, что в Европе называется «жизненный и карьерный менеджмент»). Современные юные европейцы овладевают это наукой с 5 лет. Жизненный менеджмент складывается из трёх сфер:

• Человек и его нравственные ценности, сущностные личностные потребности (стремление к истине, справедливости, общности и любви, готовность к служению и состраданию, потребность исполнить своё личностное предназначение и сохранить человеческое достоинство).

• Человек и общество (творчество, самореализация, взаимодействие и взаимопонимание с другими людьми, семейные отношения, гражданское и общественное служение).

• Человек и труд, профессиональная деятельность (раскрытие своего индивидуального личностного потенциала в профессиональной деятельности, честный и от-

136

ветственный труд, высокий профессионализм, польза для общества).

Профессиональная деятельность как залог личностного успеха

По древнему мудрому изречению, всякое дерево, не приносящее плода, надлежит сжечь. Ничего не изменилось и в современной жизни — тот, кто не приносит обществу пользу, сгорает от невостребованности, забвения, праздности и бессмысленности своего существования. Для тех, кто верит в загробную жизнь — душа предстанет перед высшим судом, и её польза в течение земной жизни будет оценена по достоинству. Для тех, кто в это не верит, существуют земные «оценщики душ» — рекрутеры. Они, конечно, не отмечены специальной божественной печатью, но дело своё знают досконально. Состоит это дело в том, чтобы определить простые земные души на профессиональные должности, подобрать в соответствии с талантами и возможностями тех, кто востребован в бизнесе или на государственной службе, и указать тем, кто соответствующих качеств не имеет. Работа эта нелёгкая, поскольку количество рабочих мест обладающих явными достоинствами (зарплата, интерес) обратно пропорционально количеству претендентов. Но процесс этот не тайный, не сокрыт в древних манускриптах, и уже сегодня каждый желающий, а таковых в юные годы должно быть большинство, должен примерить на себя их требования.

Главных вопроса три:

Планируешь ли ты свою карьеру? Есть ли у тебя необходимый опыт? Какими навыками (компетенциями) и личными качествами ты обладаешь?

Планируешь ли ты свою карьеру?

Первый вопрос, который задаётся всякому соискателю на приличную должность — есть ли у него карьерное порт-фолио? Это означает, планируешь ли ты уже сегодня свой карьерный, личностный и профессиональный рост, управляешь ли ты ситуацией или плывёшь по волнам сти-

хии, полагаешься на волю случая. Карьерное портфолио — это самый первый документ, свидетельствующий о твоём профессионализме, который включает в себя:

• Какие планы ты ставишь перед собой на ближайшее время и более отдалённую перспективу (научиться, приобрести опыт, научить чему-то других, развить необходимые личностные качества).

• Твои достижения (грамоты, сертификаты, победы в конкурсах и олимпиадах, творческие работы, реализованные проекты и т.п.).

• Твой реальный опыт профессиональной деятельности (если ещё школьник, то добровольческой, общественной, помощь в профессиональной деятельности родителям и родственникам).

• Твоя социальная характеристика (компетенции — то, что ты умеешь и реализуешь на практике, личностные качества и характеристики, необходимые для профессиональной деятельности и взаимодействия с людьми).

Отсутствие системного, структурированного, обоснованного карьерного портфолио — это первый сигнал: пришёл человек случайный, ненадёжный, не способный управлять своей судьбой.

КАРЬЕРНОЕ ПОРТФОЛИО является документом, отражающим достижения владельца в актуальных направления профессионального и личностного роста — образование, профессиональный опыт и профессиональные компетенции, социальный опыт и социальные компетенции. Стандартизированная форма карьерного портфолио требуется для поиска профессиональной занятости, продолжения обучения, карьерного роста в общественных и профессиональных сферах.

Стандартное европейское портфолио включает следующие разделы:

• Рабочий опыт, включая добровольческий.

• Образование и тренинги.

• Языковые навыки и компетенции.

• Социальные навыки и компетенции (включая опыт общественной работы).

137

Организационные навыки и компетенции. Технические навыки, в т.ч. компьютер. Творческие навыки.

Стандартизированная европейская программа учёта карьерного портфолио работодателями называется Еигораээ, и с ней можно для примера ознакомиться на соответствующем сайте.

Длительные исследования, которые проводились в США и Западной Европе в начале XXI века, показали прямую взаимосвязь с тем, какие усилия прилагали молодые люди в школьные годы для своего личностного развития, и какой доход в дальнейшем через 10-15 лет после окончания школы они получали от своей профессиональной деятельности.

Например, дотошные американские социологи выявили такую закономерность между зарплатой и тем временем, которое школьник тратит на своё личностное развитие (включая учёбу, творчество, спорт, общественную деятельность, чтение и т.п.):

4-5 ч. в день — зарплата ниже среднего; 6-8 ч. в день — зарплата средняя;

9-10 ч. в день — зарплата выше среднего;

10-12 ч. в день — зарплата значительно выше средней.

В этой связи во многих странах сложилась устойчивая социальная практика ведения личного карьерного портфолио с 14 лет, а в некоторых странах — даже с 1012 лет.

Предлагаем методику, которая позволяет выявить факторы личностного развития, влияющие на дальнейшую профессиональную карьеру. Полученные баллы можно соотнести с уровнем ожидаемой зарплаты.

Инструкция

На качество Вашей профессиональной деятельности, а следовательно, и на уровень приносимых этой деятельностью денежных доходов, прямым образом влияют те усилия, которые Вы затрачиваете на собственный личностный рост в школьные годы. Если бы Вам сегодня пришлось представить работодателю своё карьерное портфолио, то на что бы Вы могли претендовать? Подсчитайте баллы по предлагаемой схеме, включающей в упрощённом виде основные разделы европейского карьерного портфолио.

КАРЬЕРНОЕ ПОРТФОЛИО — ПЕРВИЧНАЯ ПРОЕКЦИЯ

ФАМИЛИЯ ИМЯ ДАТА РОЖДЕНИЯ

Рабочий опыт, включая добровольческий Сколько часов в неделю Вы работаете как доброволец

Нескл. раз в год 2-4 ч. в мес. 1-2 ч. в нед. 3-4 ч. в нед.

1 2 4 7

Источник знаний о выбранной вами профессиональной деятельности (сумма)

СМИ и книги Общение со специалистами Бывал на рабочем месте Имею первичный профессиональный опыт

1 1 1 2

138

Образование и тренинги Я учусь в меру своих сил

Часто учусь не в полную силу Учусь в соответствии со своими возможностями Ставлю учебные задачи, несколько превосходящие мои возможности

1 2 4

На самостоятельное образование я затрачиваю (научно-популярные книги, поиск образовательной информации в Интернете, посещение музеев, лекции и т.д.)

2-4 ч. в мес. 1-2 ч. в нед. 3-4 ч. в нед. 1-3 часа в день

1 2 3 6

Я дополнительно обучаюсь (регулярно)

1

1

1

1

Я обучался на тренингах и образовательных курсах (за последний год)

2-3 дня 5-6 дней 7-10 дней 11-18 дней

1 2 3 4

За последнее время я читаю книг (помимо школьной программы)

1-2 за три месяца 1-2 за месяц 3 за месяц 1-2 за две недели

1 2 3 4

Языковые навыки и компетенции

Чтение со словарём Первичный разговорный уровень Чтение без словаря Свободное владение языком

1 2 4 7

Социальные навыки и компетенции Общественные поручения и обязанности

Редко задействован в общественных мероприятиях Выполняю разовые общественные поручения Имею постоянные общественные поручения

1 3 5

Членство в общественных организациях

Был членом общественной организации непродолжительное время Периодически участвую в жизни общественной организации Являюсь активным членом общественной организации

1 2 5

Участие в социальных проектах (за последний год)

Не более одного проекта Два-три непродолжительных проекта Продолжительное время вовлечения в реализацию социальных проектов

1 2 4

139

Организационные навыки и компетенции В течение последнего года я выступал активным организатором и инициатором мероприятий

Один-два раза в год Один-два раза в несколько месяцев Регулярно

2 4 7

Технические навыки, в т.ч. компьютер Я работаю с персональным компьютером (помимо игр и проч.)

1-2 часа в неделю 3-4 часа в неделю 1-2 часа в день

1 3 5

Технические навыки и техническое творчество

1

1

1

Творческие навыки

Музыка Литература, поэзия Танец Худ. фото Рисунок и дизайн Другое

1 1 1 1 1 1

Спорт (помимо школы)

1-2 часа в неделю 3-4 часа в неделю 1 час в день

1 2 4

ВСЕГО БАЛЛОВ 1 2 3 4 5 6 7 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За основу заработной платы взяты средние показатели по экономике в Москве в 2013 году. (По данным Росстата в 2013 году размер средней заработной платы в Москве составил 53 393 р.)

До 19 баллов — средний и ниже среднего ежемесячный доход (от 20 000 до 39 000 р.).

20-39 баллов — уверенно средний (40 00059 000 р.).

40-59 баллов — выше среднего (60 00079 000 р.).

60-80 баллов — 80 000 т.р.).

высокий доход (от

Планирование своего карьерного и личностного роста, учёт достижений и ошибок, своих слабых и сильных сторон — это первый шаг на пути к тому, чтобы не подчи-

няться чужой воле и стихийным обстоятельствам, а твёрдо брать ответственность за свою жизнь в собственные руки.

Есть ли у тебя необходимый опыт?

Второй важнейший вопрос готовности к самостоятельной трудовой жизни — наличие необходимого практического опыта. В наше время, когда многие отношения становятся виртуальными, реальность постоянно течёт и изменяется, а информация устаревает быстрее, чем её успевают сформулировать и осмыслить, реальный практический опыт является наилучшим вложением в собственное развитие и образование. В европейской модели образования постепенно внешкольная социальная деятельность становится более важной, чем посещение уроков. Получение теоретических знаний может осуществлять-

140

ся дистантно, с использованием современных коммуникационных технологий (например, вебинары, консультации по скайпу и т.д.). Даже привычные социальные связи и отношения, которые раньше традиционно складывались в учебном заведении, становятся всё менее актуальными, поскольку студенты посещают занятия по индивидуальному графику, в малых группах, в быстро меняющихся по составу коллективах.

Всё это приводит к тому, что практический опыт, необходимый для современного образования, и реальные социальные отношения постепенно переносятся во внешкольную деятельность. Без наличия социальной практики, опираясь только на школьные теоретические знания, сегодня не может быть сформирован специалист, претендующий на значимые позиции в профессиональной деятельности. Из чего же складывается реальный социальный опыт школьника в 13-14 лет?

Во-первых, добровольческая деятельность. Без участия в волонтерской (добровольческой) деятельности невозможно получить собственный ценный практический опыт, который поможет:

• выбрать профессиональную деятельность не по чужим рассказам и медийным картинкам, а опираясь на собственный опыт и ощущения;

• сформировать у себя первичные навыки трудовой деятельности, дисциплины и организаторских качеств, профессионального мышления;

• установить и поддерживать реальные, а не виртуальные, социальные контакты и отношения, приобрести опыт командной работы;

• оказаться в ситуации социальной ответственности и активной гражданской позиции, доказать приверженность демократическим ценностям и любовь к стране конкретными полезными делами.

В среднем европейские школьники занимаются добровольческой работой не менее 50 часов в год, то есть 2-3 часа в течение каждой учебной недели как минимум. Это может быть добровольческая работа в сфере выбранной профессиональной деятельности (организация событий и культурных мероприятий, информационные техноло-

гии, организационно-педагогическая деятельность, инженерно-конструкторская и прочее), в учебном заведении, в местном сообществе (по месту жительства), помогая тем, кто нуждается в твоей помощи. Вне зависимости от места и характера добровольческой деятельности она приближает к реальности, даёт ценный опыт, учит не теоретическими, а жизненными, практическими методами.

Во-вторых, общественная работа. Участие в работе детских и молодёжных общественных организаций, выполнение общественных поручений в учебном заведении, самостоятельная инициативная реализация социальных проектов. Выполнение общественной работы, оказание социальных услуг, помимо своей несомненной значимости для улучшения качества нашей жизни, имеет ещё и важнейшее практическое значение. Экономика услуг, в целом сфера оказания услуг занимает всё больше места в структуре национальных экономик. Например, в США в сфере услуг работает больше 80% населения, а в России — около 50% по стране и те же 70-80% — в крупных мегаполисах.

Это означает, что опыт и практика социального взаимодействия являются основой современной экономики. Кроме того, участие в общественной жизни позволяет сформировать необходимые условия для нормального качества жизни в стране, потому что это качество всё в большей мере измеряется социальными факторами — дружелюбие, доверие людей друг к другу, готовность к взаимопомощи, личное участие в решение национальных проблем.

Наконец, в-третьих, опыт приобретается тогда, когда формируются индивидуальные потенциальные возможности и интересы — спорт, творчество, внешкольные научно-исследовательские работы, актуальные хобби и увлечения.

Если по всем трём пунктам у соискателя не набирается больше 2-3 строк, чтобы рассказать о собственном опыте — значит, речь идёт о виртуальном человеке, живущим вне школы, между компьютером и тусовками (встречи без цели и реального смысла). Работодатель будет прав, если отправит подобного соискателя получать вир-

141

туальную зарплату и содержаться своими тусующимися друзьями.

Человек, который не знает, что он может и хочет, что ему от самого себя ждать и на что рассчитывать не приходится, не испытавший на своей «собственной шкуре», что такое ответственность, мало интересен тем, кто идёт своей дорогой к выстраданной цели.

Какими навыками (компетенциями) и личными качествами ты обладаешь?

Современное образование отнюдь не сводится к аттестату или диплому. Для того, чтобы сформировать собственное реальное представление об окружающем мире и найти собственный образ действий в этом мире, надо выходить за стены учебного заведения. Более того, погружение в формальный учебный процесс как единственный путь к личностному и интеллектуальному совершенству — это самообман. Учебный процесс в современном его виде, это, во-первых, инициация, то есть испытание терпением, настойчивостью, дисциплиной, последовательностью, послушанием, умственными усилиями. Во-вторых, это возможность приобрести азы наук и сориентироваться в их множестве и многообразии. В-третьих, это, что немаловажно, шанс сравнить себя с другими, померяться интеллектуальными силами. Всё это важно, но совершенно недостаточно для успеха в самостоятельной жизни, поскольку остаётся ещё множество индивидуальных личностных составляющих, которые этот успех будут приближать, либо отдалять. Школьная учёба — это как тренировка в сухом бассейне перед соревнованиями в открытой воде.

Специалисты по работе с кадрами, те самые рекрутеры, давно обратили внимание на то, что выпускники учебных заведений с одинаковыми оценками и учебными показателями могут существенно различаться в результатах своей профессиональной деятельности. Более того, высокие оценки не всегда становятся залогом высоких трудовых показателей.

Внешне люди делают вроде бы одно и то же одинаковыми способами, но получают разные результаты. Одним из секретов успеха были названы необходимые личностные качества и навыки, способствующие эффективной профессиональной деятельности. Традиционные навыки, компетенции формируются в образовательных учреждениях — учебные и научные компетенции, владение профессиональными технологиями и методиками, профессиональная информация и т.д. Такие основные профессиональные навыки стали называть hard skills (жёсткие, базовые навыки). Но для современной профессиональной ситуации оказываются не менее, а то и более востребованы навыки общения и взаимодействия, работы в команде, способности учиться, строить реальные жизненные планы, быть честным и ответственным, преодолевать стрессы и т.п. Социальные и личностные навыки стали называть soft skills.

Опрос, проведённый среди ведущих российских предпринимателей, показал, что из всех качеств и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, 90% из них поставили на первое место умение общаться с людьми. Что значит общаться с людьми? Это и конкретные социальные компетенции:

• эффективная коммуникация;

• умение выразить собственные мысли;

• вести переговоры;

• работать в команде и взаимодействовать;

• находить общий язык с разными людьми;

понимать людей и предлагать им то, в чём они нуждаются.

142

Но в ещё большей степени общение зависит от личностных качеств:

• готовность отвечать за свои слова;

• принимать на себя ответственность;

• видеть себя со стороны и ставить себя на место другого;

• умение чувствовать и сопереживать;

• быть не терпимым к собственным слабостям и прощать чужие;

• помогать людям достигать их цели без ревности и зависти;

• быть открытым и искренним;

• жить и жертвовать ради общих целей.

Среди наиболее востребованных российскими работодателями soft skills, социальных компетенций выделяются следующие:

1. Умение общаться и взаимодействовать Коммуникабельность, способность устанавливать доверительные отношения, строить реальные социальные сети, поддерживать партнёрские отношения, способность выражать свои мысли и идеи.

2. Стрессоустойчивость и оптимизм Способность выполнять несколько задач одновременно и сохранять уверенное спокойствие, работать в режиме аврала, начинать всё заново, быть готовым к любым неожиданностям, понимание причин руководящего недовольства, трезвый анализ собственных просчётов, умение быстро восстановиться и пережить несправедливую критику, видеть чужой успех и при этом оставаться оптимистом — без этих навыков лучших работников бизнес в России уже бы давно рухнул.

3. Работа в команде

Никогда не перекладывать на других свои дела и, по возможности, хотя бы по чуть-

чуть брать на себя чужие, чувство локтя и плеча, доверие к партнёрам по команде, но при этом готовность исправлять их ошибки, вносить наибольший свой личный вклад, но праздновать всегда общую победу.

4. Обучаемость

Секрет обучаемости — в любопытстве, сохранении искреннего интереса ко всему новому и хорошо забытому старому, критический анализ всех своих достижений и видение того, к чему следует стремиться, умение найти своего лучшего учителя и не забыть выразить ему благодарность, учиться самому, обучая других, постоянно совершенствовать свои навыки и способности, сколь бы блестящими они ни казались окружающим.

5. Креативность

Творчество — это не просто мусорное ведро на снеговике. Это стремление понять суть явлений и их скрытую взаимосвязь, находить новые ассоциации и связи, взглянуть на привычный предмет по-новому, внести своё индивидуальное видение, отражающее ваше миропонимание, даже если вы изготавливаете бельевые прищепки; а, значит, всегда оказываться там, где другие ещё не были, быть первооткрывателем и законодателем мод и трендов, смотреть глазами, но видеть сердцем.

6. Ответственность и инициативность

Это краеугольный камень всякого дела — отвечать на вопрос, который тебе ещё не задали, принимать на себя общие заботы и проблемы, держаться до последнего, если дал слово, быть последовательным и предсказуемым, всегда делать на один шаг вперёд и увлекать за собой других.

143

7. Исполнительность и дисциплина Скучные для русского сознания ценности тем более актуальны, что нам их всегда не хватает. Даже там, где нет творчества, новаторства, передовых технологий и секрета фирмы, исполнительность и инициатива всегда проложат путь к победе.

Особенно важно рационально и дисциплинированно использовать самое ценное исчислимое, что есть у современного человека — время. Таймменеджмент позволяет научиться благодаря организованности и чёткой дисциплине, получать дополнительные, скрытые возможности для своей успешной жизни.

8. Осознанная индивидуальность

Это означает знать свои слабые и сильные личностные стороны, уменьшать недостатки и увеличивать преимущества, понимать свой личный уникальный путь к успеху, уметь предложить людям то, что кроме вас им никто не предложит, не «обезьянничать», подражая чужой индивидуальности, но и не «кривляться», тужась прослыть особенным, но чётко строить свой план, основанный на собственных ценностях и возможностях, отражающий личный уникальный неповторимый потенциал, но имеющий пользу для других индивидуумов, служащий вашим способом достижения общего благоденствия.

9. Когнитивные навыки и стратегическое мышление

Умение мыслить, работать с информацией, предвидеть и ставить перспективные задачи, находя оптимальные пути их решения, всегда было важнейшим инструментом всякой деятельности, но для современного человека эти навыки особенно актуальны. Очень часто у современных людей острый ум подменяется ворохом никому не нужной информации, заполняющим всё мыслительное пространство человека, создающим иллюзию его мудрого всесилия, которое на деле оказывается бес-

- помощным дилетантством. Всегда в цене глубокий ум, аналитические способности, умение из огромного количество информации выделить, разли-

1 Решетников О., Решетникова О.

«СЛИПЗ: (Социум, личность, интеллект, профессия, здоровье). Программа формирования социальных компетенций старшеклассников». Программа экспериментально реализуется на базе Школы № 1910 ЮВАО г. Москвы (директор Ков-тун Л.И.)

чить, обработать ту малую толику, которая необходима и достаточна для решения проблемы сегодня и построения перспективной стратегии действий на завтра.

10. Здоровый образ жизни То, что для работы, какой бы характер она ни носила, требуются люди здоровые, без вредных привычек и странных зависимостей, не сидящие постоянно на больничном, излучающие уверенность и бодрость — не секрет, это было понятно уже на заре человечества и остаётся важным на ближайшую тысячу лет.

Ответив положительно на все приведённые вопросы и требования или, по крайней мере, на их большую часть, убедившись, что ты уже сегодня делаешь всё необходимое в указанных направлениях самопоиска и самостроительства, можно рассчитывать на успех если и не в личной жизни, то уж во всяком случае в деловой. А тем, для кого эти вопросы прозвучали впервые, самое время начать на них отвечать положительно, чтобы не отстать от первых.

Ещё важно научиться правильно мечтать. Мы часто мечтаем о костылях, вместо того, чтобы думать о прямой, самостоятельной и гордой походке. Мы думаем: вот если у нас будут деньги, власть, везение, всеобщее признание, то обязательно следом придёт счастье. Но за деньгами идут большие деньги, за чинами — ещё более высокие должности, за всеобщим признанием — всеобщая истерика, а счастье всё время идёт другой дорогой. Поэтому лучше сразу мечтать о том, чтобы иметь возможность реализовать свой уникальный потенциал, быть нужным и востребованным многими, любимым для близких, заниматься делом, которое по душе и которое само по себе безо всяких внешних атрибутов, чинов и наград уже является счастьем.

В заключение хотелось бы привести фрагмент программы развития социальных компетенций (СЛИПЗ), относящихся к выбору и освоению профессиональной деятельнос-ти1. Программа включает пять блоков:

• Социум.

• Личность.

• Интеллект.

• Профессия.

• Здоровье.

144

В программе выделены основные направления саморазвития и необходимые для этого современные практические навыки, личностные качества, вопросы для самоанализа.

Блок «ПРОФЕССИЯ»

Карьера

1. Построение индивидуальной траектории карьерного роста.

2. Определение индивидуальной профессиональной занятости (полная занятость, самозанятость, контрактная занятость, фриланс, наём работников).

3. Непрерывная модель образования (работа до учёбы, учёная степень, широкий профиль, узкий профиль).

4. Ведение карьерного портфолио (анализ).

5. Презентация профессиональных навыков и достижений (резюме, карьерное портфолио).

6. Профессиональные потребности (внешние — деньги, комфорт, карьерный рост; внутренние — смысл, интерес, самореализация, польза).

Учёт индивидуально-личностных особенностей при выборе профессии. Построение индивидуальной профессиограммы

1. Стиль взаимодействия — фрилансер, коллективный стиль, посредник (брокер или медиатор), работа в команде, индивидуальный специалитет.

2. Организованность — способен работать без контроля, требуется контроль и организация, способен к самоорганизации, способен организовывать других.

3. Роль в производственном процессе — генератор идей, профессионал, лидер, принимающий ответственность.

4. Стрессоустойчивость — длительная стрессоустойчивость, устойчивость к монотонному труду, к быстрой смене деятельности, давление, авралы, неопределённость.

5. Социальная роль — исполнитель, лидер, корректор, тренер (коучер), член команды.

6. Личностная позиция — работа даёт смысл жизни, приносит пользу людям, со-

здаёт материальные условия для моей жизни, долг каждого, необходимая повинность, то, что объединяет.

Компетенции для профессиональной деятельности

1. Коммуникативные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Организационно-служебные.

3. Художественно-эстетические.

4. Информационно-аналитические.

5. Инженерно-технические.

6. Физические способности.

Компетенции для предпринимательской деятельности

1. Проблематизация — видение проблемы, потребности, ожиданий — между всё хорошо и всё плохо; понимание несоответствия.

2. Инновационность — применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие, изобретательность; новизна.

3. Готовность к риску — удержание или приобретение; готовность изменять и изменяться против сохраняться и удерживать; смелость, дерзость.

4. Принятие ответственности — локус контроля, инициативность, миссия.

5. Прогнозирование — видение будущего, виртуальная модель, вербализация ощущений.

6. Харизма — убедительность, вера в себя, умение вести и привлекать.

Деловое поведение и профессиональная ответственность

1. Ценить себя (вести себя с достоинством, профессиональная этика и поведение, деловой этикет).

2. Ценить своё дело (профессиональная ответственность).

3. Ценить время (тайменеджмент).

4. Ценить силы и ресурсы (эффективность).

5. Ценить клиентов (гуманность бизнеса).

6. Ценить общество и страну (социальная ответственность и гражданственность). □

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.