Научная статья на тему 'Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова'

Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
модернизм / абстракция / дизайн / монументально-декоративное искусство / Вениамин Степанов / Сенежская студия / modernism / abstraction / design / monumental and decorative art / Veniamin Stepanov / Senezh studio

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Копосова Любовь Валентиновна

В статье затрагивается тема одного из вариантов формирования модернистских абстрактных и тяготеющих к абстракции форм творчества. Рассматривая подходы и характер деятельности одного из наиболее интересных художников Свердловска/Екатеринбурга Вениамина Степанова, автор проводит параллели эстетических предпочтений, характера его художественного видения в области дизайна, монументально-декоративного искусства, графики и станковой скульптуры. Сформировавшийся в период трансформации подходов в художественном творчестве, проникновения в страну общемировых тенденций в области искусства художник оказался, в том числе в силу своего характера, на передовой возрождающейся системы дизайнерского образования и творчества. Уникальное сочетание дизайнерского, структурного мышления, силы восприятия, свойственной художникам монументалистам, великолепного чувства материала и внутренней свободы позволило Вениамину Степанову на всём протяжении творческого пути находиться в сфере нового, востребованного и до сих пор актуального искусства. Рассмотрение на равных различных сфер художественной деятельности — скульптуры, графики и дизайна, который часто вообще выводят за пределы художественного поля, — позволяет определять их как единую составляющую, сформировавшую оригинального и разностороннего художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The path to abstraction through the mode of design thinking: artistic experiments by Veniamin Stepanov

The article touches upon the subject of one of the options for the formation of modernist abstract and gravitating towards abstraction forms of creativity. Considering the approaches and nature of the activities of one of the most interesting artists of Sverdlovsk/Yekaterinburg, Veniamin Stepanov, the author draws parallels between aesthetic preferences, the nature of his artistic vision in the field of design, monumental and decorative art, graphics and easel sculpture. Formed during the period of transformation of approaches in artistic creativity, the penetration of global trends in the field of art into the country, the artist found himself, among other things, by virtue of his character, at the forefront of the resurgent system of design education and creativity. A unique combination of design, structural thinking, the power of perception inherent in monumental artists, a great sense of material and inner freedom allowed Veniamin Stepanov to be in the field of new, sought-after, and still relevant art throughout his creative path. Consideration on equal terms of various spheres of artistic activity design, which is often generally taken out of the artistic field, sculpture, graphics, allows us to define them as a single component that formed an original and versatile artist.

Текст научной работы на тему «Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова»

Искусство Евразии. 2022. № 3 (26). С. 158-167. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (3), pp. 158-167. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 7.036/.037+721.012

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.03.013

Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова

Копосова Любовь Валентиновна а

3 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 3 dobryvecher@mail.ru

Аннотация. В статье затрагивается тема одного из вариантов формирования модернистских абстрактных и тяготеющих к абстракции форм творчества. Рассматривая подходы и характер деятельности одного из наиболее интересных художников Свердловска/Екатеринбурга Вениамина Степанова, автор проводит параллели эстетических предпочтений, характера его художественного видения в области дизайна, монументально-декоративного искусства, графики и станковой скульптуры. Сформировавшийся в период трансформации подходов в художественном творчестве, проникновения в страну общемировых тенденций в области искусства художник оказался, в том числе в силу своего характера, на передовой возрождающейся системы дизайнерского образования и творчества. Уникальное сочетание дизайнерского, структурного мышления, силы восприятия, свойственной художникам монументалистам, великолепного чувства материала и внутренней свободы позволило Вениамину Степанову на всём протяжении творческого пути находиться в сфере нового, востребованного и до сих пор актуального искусства. Рассмотрение на равных различных сфер художественной деятельности — скульптуры, графики и дизайна, который часто вообще выводят за пределы художественного поля,— позволяет определять их как единую составляющую, сформировавшую оригинального и разностороннего художника. Ключевые слова: модернизм, абстракция, дизайн, монументально-декоративное искусство, Вениамин Степанов, Сенежская студия

Благодарности. Автор благодарит за предоставленные фотографии Издательский дом «Автограф» и лично Виктора Ивановича Реутова.

Для цитирования: Копосова Л.В. Путь к абстракции через модус дизайнерского мышления: художественные эксперименты Вениамина Степанова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 3 (26). С. 158-167. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.013. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/899

© Копосова Л.В., 2022 158

Original article

The path to abstraction through the mode of design thinking: artistic experiments by Veniamin Stepanov

Lyubov V. Koposova a

a Ural Federal University, Ekaterinburg, Russian Federation a dobryvecher@mail.ru

Abstract. The article touches upon the subject of one of the options for the formation of modernist abstract and gravitating towards abstraction forms of creativity. Considering the approaches and nature of the activities of one of the most interesting artists of Sverdlovsk/Yekaterinburg, Veniamin Stepanov, the author draws parallels between aesthetic preferences, the nature of his artistic vision in the field of design, monumental and decorative art, graphics and easel sculpture. Formed during the period of transformation of approaches in artistic creativity, the penetration of global trends in the field of art into the country, the artist found himself, among other things, by virtue of his character, at the forefront of the resurgent system of design education and creativity. A unique combination of design, structural thinking, the power of perception inherent in monumental artists, a great sense of material and inner freedom allowed Veniamin Stepanov to be in the field of new, sought-after, and still relevant art throughout his creative path. Consideration on equal terms of various spheres of artistic activity — design, which is often generally taken out of the artistic field, sculpture, graphics, allows us to define them as a single component that formed an original and versatile artist.

Keywords: modernism, abstraction, design, monumental and decorative art, Veniamin Stepanov, Senezh studio

For citation: Koposova, L.V. (2022) 'The path to abstraction through the mode of design thinking: artistic

experiments by Veniamin Stepanov', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (3), pp. 158-167.

doi:10.46748/ARTEURAS.2022.03.013. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/899 (In Russ.)

Acknowledgments. The author thanks the Autograph Publishing House and personally Viktor Reutov for the photographs provided.

Введение

Уже давно ушла в прошлое тенденция прописывать модернистские и постмодернистские формы искусства исключительно в столицах — Москве и Петербурге. Децентрализация, большая оттепельная открытость пусть совсем на короткий срок привели к появлению локальных очагов художественной культуры. И одним из наиболее значимых среди таких центров был Свердловск/ Екатеринбург.

Триггером активизации художественной жизни Екатеринбурга стал комплекс обстоятельств, хотя даже он не всегда способен объяснить тот всплеск в различных креативных сферах (литературе,

театре, кино, живописи, дизайне и т.д.), который произошел в 1970-1990-е годы в Екатеринбурге [1, 2, 3]. «Все отмечали, что на Урале появляется крупный центр монументального искусства, всерьез говорили об "уральском стиле", об "уральском почерке". Действительно, традиции дореволюционного промышленного искусства и декоративно-прикладного творчества края давали о себе знать. Художники-монументалисты в 1970-х годах тяготеют больше к созданию монументально-декоративных композиций, а сюжеты советской истории и образы деятелей коммунистического движения стремятся решить с большей стилизацией и декоративностью» [4, с. 65].

Особенности художественной жизни

второй половины XX века

в Советском Союзе

«В начале 1990-х творческая жизнь в российских регионах концентрировалась вокруг лидеров, чей профессиональный авторитет сформировался в 60-70-е годы XX столетия. Именно они задавали тон на художественных выставках» [5, с. 42]. Одним из таких ярких представителей нового искусства на Урале стал Вениамин Степанов. 1963 — год окончания В. Степановым Уральского училища прикладных искусств в Нижнем Тагиле — совпал с первой (послевоенной) волной интереса к дизайну. Художник начинает свою деятельность в Специальном художественно-конструкторском бюро в качестве художника-конструктора, параллельно выполняя монументально-декоративные работы, до сих пор украшающие Екатеринбург. Любопытно, что при формальном отклонении большого числа монументальных произведений (особенно неидеологической тематики — мозаик, росписей, рельефов) от стилистики соцреализма художники монументально-декоративного искусства негласно находились практически на вершине художественной иерархии. Вениамин Степанов, в частности, вспоминал, что при почти каждом приеме его эскизов для монументальных работ или самих работ ему высказывались претензии в формалистских поисках, и всё же работы принимались «в последний раз». То, что его художественные поиски с трудом, но всё же в очередной раз принимались, говорит в первую очередь об очевидной и неоспоримой мощи его таланта.

Искусство играет очень важную и сложную роль в формировании ментальности, встраиванию отдельной личности в меняющуюся действительность. И в художественной среде, частично в официальной, но большей частью в неофициальной в 1960-1980-х годах происходили значительные изменения в области эстетики и эпистемологии художественного творчества. Однако в рамках официальной системы художественного образования, в наиболее значимых с точки зрения идеологии формах визуального искусства — живописи и скульптуре — отсутствовала возможность формальных поисков, экспериментов. Это вынуждало художников, ищущих нового понимания искусства и способов выразительности, уходить в гораздо менее идеологически регламентированные формы творчества — от книжной иллюстрации до дизайна. Именно в этих областях подчас закладываются и развиваются направления и формы российского модернизма. Мы остановимся на истоках только одного из них — абстракции.

Абстрактная живопись и скульптура по сути своей кардинально отличается от живописи на основе нарратива. Современные

исследования особенностей визуального восприятия позволяют определить классическую, сюжетную и абстрактную живопись как различные формы деятельности мозга. Другими словами, мастера сюжетной и абстрактной форм, можно сказать, по-разному мыслят. И при формальном главенстве соцреализма с его принципами изобразительности, нарративности должны были существовать сферы художественной деятельности или факторы, благодаря которым художники, мыслящие иным образом, могли реализоваться и совершенствовать свое художественное видение. Таких факторов было несколько. Однако для нас важны две сферы, подпитывавшие абстракционистские, поставангардные искания художников,— монументально-декоративное искусство и возродившийся к 1960-1980-м годам интерес к сфере дизайна как системе эстетической организации объектов быта и промышленности, подхватившего эстафету от традиционных форм декоративно-прикладного искусства. Генетически связанный не с изобразительной стороной искусства, а с обобщенной, абстрагированной образностью прикладного искусства дизайн в СССР имел еще один источник, связанный с трансформациями чистой формы и пространства,— архитектуру. Часто именно архитекторы начинали успешно заниматься дизайном. Почти столь же нежанровым и формалистским в своих проявлениях, при декларируемом наличии сюжета, было монументально-декоративное искусство. Изменение структуры изобразительности, декоративность, стилизация до уровня беспредметности легко оправдывались особым языком монументального искусства.

Именно эти две сферы художественной деятельности часто и становились в советское время истоком формирования абстрактной и тяготеющей к абстракции форм художественного творчества — от живописи и скульптуры до инсталляций и элементов перформансов.

Существенным отличием в функционировании искусства на Западе и в советском пространстве является не только временная несоотнесенность, но и очень разный характер встраивания художественных процессов в структуру общества. Для официального советского искусства основной, если не единственной, функцией искусства была идеологическая, воспитательная, в то время как искусство за рубежами Советского Союза имело возможность проявлять себя гораздо разнообразнее. Естественным следствием такой ситуации стала многоликость форм художественной деятельности — от классической и абстрактной живописи до дизайна, от костюма в кино и на сцене до fashion- и textile-арта. И всю эту многомерную структуру искусства вмещала в себя гораздо более свободная система образования, задачей

которой и было осознание быстро меняющихся ментальных, художественных, технических процессов в обществе [6, с. 46-47].

Как правило, необходимая для трансформации общества критическая масса новаторски мыслящих людей, художников в том числе, традиционно формируется в структуре системы образования. На западе она формировалась в заведениях, подобных Баухаузу, а позже в школах искусств типа колледжа Блэк-Маунтин (Black Mountain College) или Высшей школы искусств Милтона Эйвери (Milton Avery Graduate School of the Arts). Система художественного образования в Советском Союзе кардинально отличалась централизованностью, зарегулированностью, невозможностью свободного развития и использования альтернативных методик образования. Ростки независимого художественного образования, основанного на авторских методиках и подходах, подобных московской Студии Белютина, были единичны и не имели возможности продвижения. Однако в 1960-х годах появилась образовательная структура, не являвшаяся официально учебным заведением, однако вклад в распространение передовых идей которой, особенно в области дизайна, сложно переоценить: «В 1964 г. в Доме творчества была создана экспериментальная студия "Сенеж" под руководством Е.А. Розенблюма и К.М. Кантора. <...> В Сенежской студии (с 1967 г. Центральная учебно-экспериментальная студия художественного проектирования) дизайнеры занимались не только конструированием различных объектов, но и рисованием, живописью, фотографией. Главная идея заключалась в создании целостного художественного пространства, пригодного для всех сторон творческой деятельности человека» [7, с. 15].

Истоки образности в творчестве

Вениамина Степанова

Очевидно, что на формирование творческой личности Вениамина Степанова оказала влияние его учеба в 1966-1970 гг. в организованной всего несколько лет назад Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенежская студия), сыгравшая большую роль в развитии теории и практики различных направлений дизайна. В качестве консультантов и лекторов в студию приглашались признанные в этой области отечественные и зарубежные практики и теоретики архитектуры и дизайна.

На новаторские художественные тенденции, в которые художник погрузился в процессе обучения в студии, наложилось его умение как камнереза чувствовать и работать с материалом, фактурой,

объемом, что отразилось в его многочисленных монументально-декоративных произведениях, работах над эскизами городской скульптуры, ни один из проектов которой, к сожалению, не был реализован. Передовой характер мышления В. Степанова проявлялся не только в его творчестве, но и всём строе жизни. Окончив училище, он начинает работать художником конструктором в недавно организованном Специальном художественно-конструкторском бюро, в последующем ставшем уральским филиалом ВНИИТЭ1. После ухода из института технической эстетики в начале 1970-х годов Вениамин Степанов становится одним из организаторов (совместно с В. Малиновым, В. Дьяченко, Е. Арбеневым, Л. Скворцовым) Дизайн-центра на ул. Красноармейской. Первоначально это было больше похоже на клуб по интересам, для самообразования, где организовывали лекции по философии, встречи со значимыми и интересными художниками, искусствоведами. Будучи единственным в достаточно большой команде членом Союза художников с опытом выставочной работы, Степанов занимался экспозиционной деятельностью Центра. Необычным для Екатеринбурга в этих выставках было в первую очередь то, что выставляли не классические формы искусства и даже не образцы или эскизы монументальных работ, на которых все в той или иной мере зарабатывали, а в основном дизайнерские проекты.

Уже это стремление показать не некий изобразительный мотив, а образ, структуру, форму и через них выразить идею свидетельствовало о стремлении дойти до чистой, структурной, концептуальной конструкции, самодостаточной своей, возможно, сдержанной эстетикой для выражения сути. Своеобразный супрематизм, соединенный с уходящим в восточную традицию пониманием структуры и материала. Подобный подход в творчестве потом не раз проявится в различных циклах работ В. Степанова. Творчеству художника всегда была присуща «встроенность», диалогичность с мировым художественным процессом. Кроме того, художнику, вероятно, была близка идея Павла Филонова о сделанности картин и рисунков, которые должны быть такими, чтобы люди всех стран мира приходили на них молиться, его принцип разъятия видимого на составляющие элементы и собирания из них нового мира. «Делайте картины и рисунки, равные нечеловеческим напряжением воли каменным храмам Юго-Востока, Запада и России»2 (Цит. по: [8, с. 71]).

Абстрактность работ В. Степанова происходит из природных растительных форм. Особенно интересными нам кажутся циклы с травами. Графические, похожие то на распускающиеся

1 ВНИИТЭ — Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики.

2 Филонов П.Н. Интимная мастерская живописцев рисовальщиков «Сделанные картины». СПб.: Мировый расцвет, 1914.

1 3

2 4

1. В.А. Степанов. Травинка. Серия «Травы».

2002.

Жесть, цинк. 47 х 10 х 10. Фото: ИД «Автограф»

2. В.А. Степанов. Малый храм в траве. Серия «Травы».

2002.

Жесть, цинк. 45 х 25 х 20. Фото: ИД «Автограф»

3. В.А. Степанов. Травинка. Серия «Травы».

2002.

Жесть, цинк. 47 х 25 х 15. Фото: ИД «Автограф»

4. В.А. Степанов. Травы, несущие упавший лист.

2012.

Аппликация

по деревянному каркасу.

45 х 45 х 55.

Фото: ИД «Автограф»

5. В.А. Степанов. Серия «Времена года».

1984.

Цветная линогравюра. 45 х 60.

Фото: ИД «Автограф»

цветы, то на тянущийся к свету тростник, то россыпью мелких листьев-стрел растворяющиеся в пространстве, скульптурные «травянистые» объекты обладают самодостаточностью и особым магнетизмом при абсолютной простоте и чистоте форм и линий. В графических циклах и скульптуре Вениамина Степанова травы предстоят совершенно особым, параллельным миром, образность и структура которого уходит корнями в архаическую, мифопоэтическую реальность. Этот мир, имея необходимую полноту и глубину, подойдя к состоянию подлинной структурности, включает в себя ощущение мистериальности, эпо-мифологическую трансформацию временного и пространственного континуума. Поэтому графические образы так легко и естественно, не нарушая целостности ощущения материала, переходят в скульптуру, перетекают из материала в материал, причем часто с диаметрально противоположными его характеристиками,— от жести и керамики до текстиля (рис. 1-4). Растительный мир предстает у Степанова в различных ипостасях — от храма природы с готическими нервюрами

ветвей до жизни куста во «Временах года» (1984, рис. 5) с образностью пространства и семантикой, характерной для народного орнамента.

Художник начинает работать с этой темой еще с 1970-х годов, впервые завороженный образами болотных трав («Трава на болоте», 1975, рис. 6). Травы постоянно сопровождают его в творчестве (рис. 7) — сухие, закованные в панцирь смерти, но уже отдавшие свою душу молодой траве, пассионарные, заполняющие пространство «до неба», одинокие, устремленные ввысь, сломанные...

Мир трав Степанова архаичен, заветен. Для профанного мира естественно различение пространства и времени, сакральное же пространство их соединяет, «растворяет временность и смертность отдельного знака в бессмертии его общего значения» [9, с. 190]. Поэтому, вероятно, совершенно не случайны образные параллели Степанова в циклах трав и «Иконных пейзажах» (1992, рис. 8), где персонажи традиционного иконографического сюжета оказываются той же системой естественной природной структуры. Весь простор «травности» Степанова направлен

6. В.А. Степанов. Трава на болоте.

1975.

Цветная линогравюра. 86 х 61.

Фото: ИД «Автограф»

7. В.А. Степанов. Лист 2.

Серия «Сухие травы».

1998. 85 х 60.

Бумага, типографская краска.

Фото: ИД «Автограф»

на «самораскрытие пространства как такового, на сотрудничество с ним, складывающееся в процессе обживания, оживотворения, одухотворения пространства... Во всяком случае для мифопоэ-тического сознания пространство принципиально отлично и от бесструктурного, бескачественного геометрического пространства, доступного лишь измерениям, и от реального пространства естествоиспытателя, совпадающего с физической средой, в которой наблюдаются соответствующие физические явления» [10, с. 58]. Отсюда особая образность и названий работ и циклов, от достаточно привычного «Поклонения цветущему кусту» (1993) до «Панциря мертвой травы» (1991, рис. 9).

Травы Степанова овеществляются совершенно особым образом — так же, как в восточной традиции вещь, объект становится имманентной концентрацией пространства, пронизанного единой энергией. При этом художник как будто стремится оторвать объект от субъекта, познающего его, остранить для нас мир травы, он заставляет нас «вслушиваться» в суть сакрализованно-го пространства и вещи-травы, почувствовать

их вибрации. «Трава всегда интересовала и волновала своей сезонной живучестью и похожестью жизненных ситуаций на человеческие взаимоотношения. Трава, так же как и человеческие сообщества, может быть воинственной и мирной, взрываться, любить или ненавидеть — как люди» [11, с. 4].

Выполненные различными материалами растения постоянно варьируют уровень своей проявленности, от почти иллюстративных, эмоциональных («Травы», 1978) до абстрактно-орнаментальных (серия «Травы и бетон», 1989; серия «Орнамент», 2000).

Степанов увлекался язычеством. И особую образность, характерную именно для архаического, мифологического сознания, синтетичную и синестезийную, мы можем проследить во всём творчестве художника. Переживание одухотворенного материала и вещи находит отражение в скульптурных травах с использованием текстиля — «потому, что травам тоже бывает холодно и их надо одеть»3. Они тесно, почти по-родственному связаны с одетыми в текстиль (потому что им тоже холодно) опавшими листьями, превратившимися в забавные травы-листья-существа.

3 Интервью Л.В. Копосовой с В. Степановым, 2018. Архив Л.В. Копосовой (не опубликовано). 164

8. В.А. Степанов. Предстоящие. Серия

«Иконные пейзажи».

1992. Бумага,

типографская краска. 85 х 60.

Фото: ИД «Автограф»

9. В.А. Степанов. Панцирь мертвой травы.

1991.

Картон, гуашь. 90 х 30.

Фото: ИД «Автограф»

Образ растения, как «языческий знак, рождающийся из семени травы. Прорастает семя — меняется пейзаж, формируется — прорастает и созревает — небо. Изменение пейзажа — как программа, заложенная в семени» [12]. Травы живут своей жизнью. Они хотят летать или быть человеком, они любят и душат, живут и страдают. Текстильная скульптура становится уютным памятником листу, героически упавшему с высоты дерева, высоты, которую трава не в состоянии осознать. Лист, падающий сверху на траву, оказывается в таком же заколдованном мире живущих своей жизнью травинок, прихотливых кружев металлических то ли деревьев, то ли пенистой волны, поднятой ветром, стрелок бутонов, тянущихся из земли и готовых раскрыться фантастическим цветком или всё же превратиться в опавший замерзший, окуклившийся лист, закутанный в текстиль.

Выводы

Особенностью принципа абстрагированности в творчестве В. Степанова становится не импульсивная, импровизационная, основанная на случайности композиция работы, а соответствующая четкой организованности дизайнерского

характера мышления конструктивность, крепкая «сделанность», продуманность.

Стилизованные, почти абстрактные образы из серии «Травы и бетон» (1989, рис. 10) перетекают в структуры и формы орнаментальные, декоративно-народные («Четыре праздника года», 1984), возвращаются обратно в изобразительность и вновь концентрируются, сворачиваются почти до знака, как в серии 2007 года «Чертежи» («Чертеж свежего ветра», 2007, рис. 11), однако не теряют своей художественности и внутреннего напряжения. Художник в своем творчестве создает своеобразный круговорот образов, обобщений, структур, единый и неповторимый. Естественный, природный цикл жизни воплощается в творчестве художника с особенным видением, соединяющим архаичную чувственность вещи, объекта и структурность нового мышления.

Уникальность творчества Вениамина Степанова, таким образом, сложилась на основе нескольких факторов, напрямую связанных с деятельностью мастера в области дизайна и монументально-декоративного искусства. Передовой характер мышления выразился не только в том, что он творил в период становления дизайна в стране. Он воплотился в постоянном

10. В.А. Степанов. Серия «Травы и бетон».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1989. Офорт. 50 х 35.

Фото: ИД «Автограф»

11. В.А. Степанов. Чертеж свежего ветра. Серия «Чертежи».

2007. 75 х 50.

Цветной картон, типографская краска. Фото: ИД «Автограф

поиске новых форм выразительности, свободе работы с различными материалами, легкостью перехода от одной формы творчества к другой, от одного материала к другому в зависимости от концепции работы и поиска новых, неожиданных возможностей. В отличие от работ наследия

художников 1970-1990-х, творчество Вениамина Степанова на всём протяжении оставалось цельным по эстетической программе и разнообразным по приемам. Все его работы, будь то графические серии, монументально-декоративные работы или станковая скульптура, и по сей день актуальны.

Список источников

1. Галеева Т. А. Скандал на улице Сурикова, 31. Свердловские неформалы в 1987 году // Вестник Уральского отделения РАН. 2012. № 1 (39). С. 135-148.

2. Галеева Т.А. Альтернативные художественные практики позднего социализма и эпохи перестройки в регионах России: случай Свердловска/Екатеринбурга //

ЬШи'Ш [Отчеты об исследовательском проекте Высшей школы гуманитарных и социальных наук Университета Тиба]. Вып. 313. Тиба: Высшая школа гуманитарных и социальных наук, Университет Тиба, 2017. С. 7-20. URL: https://opac.ll.chiba-u.jp/da/curator/103062/S18817165-313-P007-GAL.pdf

3. Галеева Т.А. Современное искусство Екатеринбурга. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. 76 с.

4. Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. 152 с.

5. Бойцова Т.И. Социокультурный аспект художественной жизни российских регионов 1990-х годов. Традиции и новая культурная парадигма // Трансформация старого и поиски нового в культуре

и искусстве 90-х годов XX века : материалы научной конференции / ред. С.Н. Левандовский. Санкт-Петербург: Рейвснаб, 2020. С. 39-45.

6. Levy R. Design Education: Time to Reflect // Design Issues. 1990. Vol. 7, № 1. P. 42-52. https://doi.org/10.2307/1511470

7. Власов В.Г Объект, предмет, вещь: симулякры предметного творчества и беспредметного искусства. Исследование соотношения понятий. Часть 2. Вещный мир и его проекция в дизайне // Архитектон: Известия вузов. 2019. № 4 (68). URL: http://archvuz.ru/2019_4/20/

8. Павел Филонов и его школа / сост.: Е. Петрова, Ю. Хартен. Köln: DuMont, 1990. 343 с.

9. Пастернак Б.Л. Замечания к переводам из Шекспира // Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Искусство, 1990. С. 175-191.

10. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянских культур, 2004. 814 с.

11. Вениамин Степанов. Графика. Скульптура : каталог выставки. Екатеринбург: Автограф, 2012. 48 с.

12. Вениамин Степанов. Живопись, графика. Екатеринбург: Автограф, 2008. 333 с.

References

1. Galeeva, T.A. (2012) 'Scandal on Surikov Street, 31. Sverdlovsk informals in 1987', Vestnik Ural'skogo otdeleniya RAN = Bulletin of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1(39), pp. 135-148. (In Russ.)

2. Galeeva, T.A. (2017) 'Alternative artistic practices of late socialism and the era of perestroika in the regions of Russia: the case of Sverdlovsk/Ekaterinburg', in Chiba University Graduate School of Humanities and Social Sciences Research Project Reports, issue 313, pp. 7-20. Chiba: Chiba Daigaku Daigakuin Jinbun Shakai Kagaku Kenkyüka. Available from: https://opac.ll.chiba-u.jp/da/curator/103062/S18817165-313-P007-GAL.pdf (accessed 01.02.2022). (In Russ.)

3. Galeeva, T.A. (2017) Contemporary art of Ekaterinburg. Ekaterinburg: Ural University. (In Russ.)

4. Alekseev, E.P., Cherepov, V.A. and Yarkov, S.P. (2008) Monuments of monumental art of the Sverdlovsk region. Ekaterinburg: Socrates. (In Russ.)

5. Boytsova, T.I. (2020) 'Sociocultural aspect of the artistic life of Russian regions in the 1990s. Traditions and a new cultural paradigm', in Lewandowskiy, S.N. (ed.) Transformation of the old and the search

for the new in culture and art of the 90s of the XX century, pp. 39-45 [Conference proceedings]. Saint Petersburg: Reyvsnab Publ. (In Russ.)

6. Levy, R. (1990) 'Design Education: Time to Reflect', Design Issues, 7(1), pp. 42-52. doi: 10.2307/1511470.

7. Vlasov, V.G. (2019) 'Object, subject, thing: simulacra of objective creativity and non-objective art. Study of the correlation of concepts. Part 2. The real world and its projection in design', Architecton, 4(68). Available from: http://archvuz.ru/2019_4/20/ (accessed 01.02.2022). (In Russ.)

8. Petrova, E. und Harten J. (comp.) (1990) Pawel Filonow und seine Schule. Koln: DuMont. (In German)

9. Pasternak, B.L. (1990) 'Comments on translating Shakespeare', in Pasternak, B.L. About art, pp. 175-191. Moscow, Iskusstvo. (In Russ.)

10. Toporov, V.N. (2004) Studies in etymology and semantics. Volume 1: Theory and some of its particular applications. Moscow, Yazyki slavyanskikh kul'tur. (In Russ.)

11. Anon. (2012) Veniamin Stepanov. Graphics. Sculpture [Exhibition catalog]. Ekaterinburg: Autograph. (In Russ.)

12. Anon. (2008) Veniamin Stepanov. Painting, graphics [Exhibition catalog]. Ekaterinburg: Autograph. (In Russ.) Информация об авторе

Копосова Любовь Валентиновна, преподаватель, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация, dobryvecher@mail.ru

Information about the author

Lyubov Valentinovna Koposova, Lecturer, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation, dobryvecher@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 27.07.2022; принята к публикации 30.07.2022.

The article was received by the editorial board on 11 May 2022; approved after reviewing on 27 July 2022; accepted for publication on 30 July 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.