Научная статья на тему 'Пушкин С. А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание'

Пушкин С. А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пушкин С. А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Пушкин С.А.

СОВЕТСКИЕ КОМИКСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ*

Pushkin S.A. The soviet comics as an instrument to influence mass consciousness

Советские идеологи считали, что комиксы, являясь продуктом буржуазной массовой культуры, растлевают детские души. Особенно беспощадной критике подвергались американские комиксы. Поэтому, чтобы оградить советских людей от американского тлетворного влияния, даже само слово «комикс» в СССР на долгие годы оказалось под запретом. Однако забавные истории и рассказы в картинках, очень напоминавшие американские комиксы, тем не менее в Советской России издавались.

Первыми произведениями в формате комикса в России явились «Окна РОСТА», которые обозначили начало становления советского комикса как одного из сегментов советской массовой культуры. Впоследствии появились такие сатирические журналы, как «Крокодил»,

* Пушкин С.А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2018. - № 11(97), Ч. 2. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/sovetskie-komiksy-kak-mstrument-vozdeystviya-na-таББОУое-БОЕпаше

Пушкин С.А.

«Бегемот», «Красный перец», где начали публиковаться первые комиксы для взрослых.

Советские партийные руководители, ответственные за идеологическую работу, прекрасно понимали эффективность воздействия на сознание масс ярких рисунков, сопровождаемых понятными и лаконичными текстами, и поэтому с самого начала советской власти комиксы стали широко использоваться в качестве инструмента агитации и пропаганды.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Великой Отечественной войны практически все комиксы выполняли агитационно-пропагандистскую функцию. С помощью стратегии демони-зации врагов и героизации защитников Отечества происходило целенаправленное воздействие на сознание людей. Осуждались и высмеивались поступки, несовместимые с принципами социалистического общежития и с положениями кодекса строителя коммунизма. В фокусе внимания оказывались нэпман, кулак, бюрократ, стяжатель, пьяница, поп и другие деклассированные элементы, мешающие строительству социализма.

В годы Великой Отечественной войны комиксы продолжали выполнять агитационно-пропагандистскую функцию. Одним из положительных персонифицированных персонажей на протяжении всей истории советских комиксов выступал советский солдат, самым ярким положительным примером которого явился персонаж Василий Теркин. Это был советский аналог американского супергероя - Капитана Америка, представлявшего собой мобилизующий символ надежного защитника своей родины. Вася Теркин, идеализированный образ советского солдата, был наделен исключительно положительными чертами. Он отличный боец, меткий стрелок, сильный, ловкий, смекалистый, чистоплотный. Предполагалось, что юные читатели будут гордиться Васей Теркиным, стараться быть похожими на него. В разное время появлялись также и отрицательными персонажи: белогвардейцы, финны, фашисты, американцы и их союзники.

Послевоенное время можно считать новым этапом в развитии индустрии комиксов в СССР. Произошла возрастная дифференциация комиксов. Широкое распространение получили журналы детских комиксов - «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный техник», «Пионер». Наиболее известными персонажами советских комиксов для де-

Советские комиксы

тей явились простые советские дети: Петя Рыжик, Вася Дотошкин, Петя Верхоглядкин, Боба и Гога Белоручкины, вымышленные персонажи Смехотрон и Полиглот. При этом советский мальчик Петя Рыжик очень напоминал Тинтина, популярного персонажа франко-бельгийских комиксов, но был представлен как образец (по аналогии с Васей Теркиным) идеального советского мальчика. Врагами Пети Рыжика в традициях второй половины прошлого столетия выступали богатые американцы и англичане.

Стараясь следовать канонам общепризнанных комиксов в формальном плане, авторы одновременно стремились совершенствовать свои агитационно-пропагандистские и культурно-просветительские издания с целью повышения эффективности их воздействия на сознание масс. Ярко выраженный образовательный характер советских детских комиксов, которые учили детей выполнять различные ремонтные работы в доме, мастерить простые приборы и т.д., сопровождался воспитательной работой, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей человека новой социалистической общности.

Пик расцвета советского комикса приходится на конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия. Появляются первые советские графические романы, например, «1825-й: заговор», повествующий о восстании декабристов, и «Георгий Жуков», являющийся биографией маршала, что свидетельствует о распространении комиксов за рамки развлекательной продукции. Можно сказать, что советские комиксы этого периода, используя такие новые жанры, как фэнтези, научная фантастика, боевик, практически по всем параметрам приблизились к аналогичной продукции США и стран Западной Европы.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.