ПУШКИН И МУЗЫКА
Умида Икрамовна Хабибуллаева Узбекский государственный университет мировых языков
Аннотация: В статье рассматривается связь литературного творчества А.С.Пушкина с музыкой. Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение многих композиторов. Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, - он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя музыкальную мысль.
Ключевые слова: народные песни, опера, романсы, сюжетная глубина, драматичность образов, поэтическое вдохновенье, симфонические произведения
PUSHKIN AND MUSIC
Umida Ikramovna Khabibullaeva Uzbekistan State University of World Languages
Abstract: The article examines the connection between A.S. Pushkin's literary work and music. His poems, dramas and stories, his folk tales and lyric poems captivated the imagination of many composers. Pushkin's multi-faceted talent with its inherent diversity of ideas and genre forms, the figurativeness and musicality of verse evokes a deep resonance in all of the mentioned types of art, and the musical life of Pushkin's works is so significant that it deserves special discussion. Pushkin's genius not only accompanied the national musical culture, he actively participated in its construction, directing and inspiring musical thought.
Keywords: folk songs, opera, romances, plot depth, dramatic images, poetic inspiration, symphonic works
"Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь -мелодия!" А.С.Пушкин
Силa вoздeйcтвия музыки та Пушкита былa o4ern вeликa. 4acTO, yпoeнный зву^ми, шэт пpoизнocил: «И зaмepeть и yмepeть мoжнo...»
ПсТГта^^В! 418 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
А.С.Пушкин - единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Поэт часто обращается в своём творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике» и многие другие. Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство - будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка. Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. На основе народной поэзии появились некоторые поэмы балладного склада поэта. Кроме того, народность произведений Пушкина звучит и в его повестях и романах, пьесах и поэмах.
Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихи Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар. С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина.. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А.Верстовского, «Зимний вечер» М.Яковлева, «Погасло дневное светило» И.Геништы). Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева - лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение « Я здесь, Инезилья » с музыкой М.И.Глинки.
Среди имён композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта. Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
Гениальная опера «Руслан и Людмила» М.Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Стихотворение Пушкина «Песня Земфиры» («Старый муж, грозный муж») было переложено на музыку при его жизни четырьмя композиторами (Верстовским, Виельгорским, Гурилевым, Ганнибалом-дядей Пушкина). Даргомыжский не раз в переписке отмечал свою особую любовь к творчеству Пушкина, и не раз говорил «... не могу шагу без него». Им написано на тексты Пушкина 17 романсов и 3 оперы («Торжество Вакха», «Русалка» и
ПссШ^^Ш] 419 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
«Каменный гость»). В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Н.А. Римский - Корсаков создает оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановича и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто к этой опере написал В.Н. Бельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет. Сюжет сатирической по силе «Сказке о золотом петушке», лег в основу последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», в котором композитор задался целью «Дадона осрамить окончательно»
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Пушкин не был специалистом-музыкантом; он не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но все это совершенно не исключает его музыкальной одаренности и постоянного, живого и искреннего внимания к музыке, проникновения в ее сущность. Жизнь поэта была наполнена музыкальными впечатлениями: от народных песен до итальянской оперы, от балетов Шарля Луи Дидло и водевилей до симфоний Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, до первых русских опер...
С произведениями Александра Сергеевича Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов.
В 1842 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. В период с середины XIX - начала ХХ века были поставлены следующие произведения: опера «Пиковая дама» Ф. Галеви, оперы «Русалка», «Каменный гость» А.С.Даргомыжского, оперы «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи, балет «Золотая рыбка» А. Сен-Леона на музыку Л.Минкуса, опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, опера «Алеко» С.В.Рахманинова, опера «Дубровский» Э.Ф.Направника, оперы «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Скупой рыцарь», «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова, балет «Египетские ночи» А.С.Аренского. оперы «Евгений Онегин, «Мазепа» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского.
Многие узбекские композиторы писали музыку на произведения А.С.Пушкина. Одним из ярких представителей плеяды классиков узбекской музыки XX века является Лауреат Государственной премии, народный артист Узбекистана Сулейман (Соломон) Юдаков. Его глубоко национальное
420
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
твopчecтвo opгaничнo вoшлo в жизнь yзбeкcкoгo нapoдa, кoтopый xopoшo знaeт и c любoвью иcпoлняeт пpoизвeдeния кoмпoзитopa. 1
В 1948 гoдy Юдв^в пишeт poмaнcы нa cтиxи А.Пушкита - «Нoчнoй зeфиp», «Я здecь, Инeзилья», «Ha xoлмax Гpyзии», «He шй, кpacaвицa, пpи мте... ».
Любoвь и тягoтeниe кoмпoзитopoв к твopчecтвy Пушкино oбъяcняeтcя тeм, что мьюли и чyвcтвa пoэтa близки вceм людям, вce eгo пpoизвeдeния яpки и эмoциoнaльны. Бecкoнeчнoe paзнooбpaзиe тeм и oбpaзoв пoзвoляeт кaждoмy нaxoдить y ПУШКИНО poднoe, близкoe cвoeмy внyтpeннeмy миpy, зaжигaтьcя ere пoэтичecким вдoxнoвeниeм.
Пушкидоквя тeмaтикa иcпoльзyeтcя в oгpoмнoм кoличecтвe музыкальных пpoизвeдeний - oпepы и poмaнcы, cимфoничecкиe пpoизвeдeния и мyзыкaльныe дpaмы, бaлeты и нapoдныe пecни. Heт дpyгoгo тaкoгo пoэтa, ток вдoxнoвлявшeгo кoмпoзитopoв! Haвepнoe, цeлoй жизни нe хвотит, чтoбы изучить вce пpoизвeдeния А.С.Пушкита, пoлoжeнныe но музыку. Сoвepшeннo cпpaвeдливo мнeниe Гeopгия Свиpидoвa o том, что «^ликий и вeчный Пушкин ^ пpинaдлeжит иcключитeльнo кaкoмy-либo вpeмeни, кaждoe вpeмя пoeт eгo м-cвoeмy», и мoлoдыe музыквнты coвpeмeннocти ток жe, кок их пpeдшecтвeнники oтдaют и будут oтдaвaть донь eгo бeccмepтнoй мyзe. Пyшкинcкaя шэзия но вce вpeмeнa. Кaждoe пoкoлeниe видит ceбя в нeй кок в зepкaлe. Пушкин бecкoнeчнo paзнooбpaзeн и в жaнpax, и в crnne, нo в любoм пpoизвeдeнии oн глyбoкo пpoницaтeлeн. Кpиcтaлл Пушкино мнoгoгpaнeн, и вce гpaни твлвнто cвepкaют ocлeпитeльнo яpкo. Егo музо чeткo oткликaeтcя но вce пopывы чeлoвeчecкoгo cepдцa. Кок вeчны шнятия чecти и coвecти, дoбpa и любви, етыдо и милocepдия, ток вeчнa пoэзия Пушкино, пpaвдивo pacкpывaюш,aя эти пoнятия. Имeннo пoэтoмy, кoмпoзитopaм вcex вpeмeн лeгкo былo, ec^ и бyдeт чepпaть из oгpoмнoй зoлoтoй чоши Алeкcaндpa Сepгeeвичa Пушкино.
Ру^квя музыко являютcя нeoплaтными дoлжникaми Пушкино. Heт в миpe пиcaтeля, кoтopый бы дол мyзыкe cтoлькo тeм, cкoлькo дол Пушкин. №т ни oднoгo лиpичecкoгo cтиxoтвopeния Пушкино, кoтopoe нe былo бы мнoгoкpaтнo иcпoльзoвaнo кoмпoзитopaми для poмaнcoв; ^т ни oднoгo cкoлькo-нибyдь кpyпнoгo пpoизвeдeния Пушкино, но кoтopoe нe былo бы нaпиcaнo oпepы, бaлeтa. В иcтopии миpoвoй литepaтypы вpяд ли мoжнo тайга имя пиcaтeля или мэто, твopчecтвo кoтopoгo ток жe шиpoкo oтpaзилocь в мyзыкe, кок твopчecтвo Пушкино. Сюда вxoдят oпepы и poмaнcы, cимфoничecкиe пpoизвeдeния и музык^ль^ю дpaмы, бaлeты. «Пушкин - нeиcчepпaeмый poдник для pyccкoй
1 Давыдова Т.Ю. Современное состояние симфонического творчества // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Ответственный редактор: доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов-Яновская. Т., 2008. https://rizoakhmad.blogspot.com/2021/08/1916-1990.html
ПссШ^^Ш] 421 ^БЫ 2181-063Х / 1трас( РасЬг 4.311 (БЛР 2022)
"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / https://oac.dsmi-qf.uz Volume 5 Issue 1 / February 2024
музыки», - писал А.Н.Серов. А замечательный русский композитор А.К. Лядов говорил: «О, Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник ... Вот перед кем я могу стоять на коленях!»
Использованная литература
1. Овчинников М.А. "Творцы русского романса" - М.:Музыка,1992.
2. СмирноваЭ. "Русская музыкальная литература" - М. Музыка, 2001.
3. Соболева Галина "Русский романс" - М. АОЗТ РИФМЭ, 1995.
4. В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.
5. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.
6. Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
7. https://rizoakhmad.Ыogspotcom/2021/08/1916-1990.html
422
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)