Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:
Абросимов В.В. — Punk not dead? : ретроспективный анализ субкультур в России // Политика и Общество. -2021. - № 3. - С. 48 - 54. DOI: 10.7256/2454-0684.2021.3.36712 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php? id=36712
Punk not dead? : ретроспективный анализ субкультур в России
Абросимов Виктор Викторович
ORCID: https ://orcid .org/0000-0002-9180-8683 кандидат культурологии
доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее
военное училище имени генерала армии С. М Штеменко
350047, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красина, 4
И vic-abrosimov@mail.ru
Статья из рубрики "МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА"
DOI:
10.7256/2454-0684.2021.3.36712
Дата направления статьи в редакцию:
26-10-2021
Дата публикации:
31-12-2021
Аннотация: Объект статьи - субкультуры панка, предмет статьи - генезис субкультур панка. Цель работы - ретроспективный анализ субкультур панка для получения объективной картины субкультурного пространства и построения гипотез дальнейшего развития духовных и материальных элементов субкультур. Методологической основой стал анализ генезиса панк-культуры с учётом наблюдаемых сегодня изменений во времени к периоду ее появления на культурном пространстве. Ретроспективный анализ позволяет выявить все изменения в качественном и количественном состоянии за определенные временные промежутки, в нашем случае с момента зарождения субкультур во 2-й половине XX в. до наших дней для оценки динамики развития субкультур. В статье проведено ретроспективное рассмотрение генезиса субкультур панка в России. При проведении анализа в статье сравниваются выдвигавшиеся субкультурами идеи с достигнутыми итогами. Применение надежных социологических методов в современных условиях ухода субкультур в интернет-стримы и ограничительных мер вследствие распространения коронавируса, которым пока не видно окончания, представляется крайне затруднительным и даже невозможным. В работе показывается постепенная коммерциализация контр- и суб- культур в начале XX века, их частичное вливание продюсерами и менеджерами в массовую популярную
культуру, отход от анархической философской традиции и отмирание нигилистических тенденций. Учет прошлого опыта дает возможность оптимизировать социокультурные процессы и управлять рисками социокультурного развития в будущем.
Ключевые слова: субкультура, контркультура, элементы культуры, панк, ска-панк, эмо-панк, массовая культура, доминантная культура, готы, хип-хоп
Непременной характеристикой общества постмодерна стал полифонизм субкультур, стремительно распространяющихся в социальном пространстве национальных, доминантных, религиозный культур современного мозаичного мира, как результат непрекращающейся социальной, экономической и политической трансформации современной цивилизации. Ученые всех стран различных областей знаний неоднократно исследовали различные субкультуры в их всевозможных вариациях, национально-религиозно-территориальных интерпретациях, особенностях появления, генезиса, трансформации и взаимного влияния. Тем не менее, субкультурная динамика в современном мире постоянно дает различный результат, изменчивость которого заложена в самой субкультуре, во внутренних процессах этого культурного феномена. Постоянная изменчивость субкультуры связана с возникновением новых и реализацией имеющихся ценностей жизнедеятельности субкультур.
Субкультуры по своей инновационной природе недолговечны, что не позволяет построить и изучить их синергетическую модель в отрыве от социокультурного влияния других суб-, контр-, этнических, национальных и доминантных культур. Культурные ценности, элементы материальной и духовной культур, слишком быстро в современном обществе подвергаются апробации, критике и принятию, так быстро, что сложно отследить динамику трансформации культурной ценности: еще недавно общество воспринимало некую ценность как контркультурную, находящуюся в противопоставлении ценностям и нормам доминантной культуры, буквально вчера эти же элементы культуры уже принимались обществом как субкультурная часть доминантной культуры, в отдельных аспектах отличающиеся от общепринятых ценностей, а сегодня эти же элементы культуры являются доминантными ценностями, и, очень даже часто, некоторые вчерашние критики начинают искать у этих недавно еще контркультурных элементов глубинные религиозные или этнические корни. Тем становится интереснее и актуальнее ретроспективный взгляд на суб- и контр- культуры нашего недавнего культурного прошлого, которые отчасти мы стали уже забывать и которые кажутся утратили свою актуальность, но духовные и материальные элементы которых мы устойчиво воспроизводим и транслируем в доминантной культуре.
Панк - это изначально контркультура, позднее ставшая субкультурой, которая возникла во времена, когда еще была жива но отмирала крупнейшая субкультура по численности и величайшая по своему культурному значению и оказанному влиянию на общество из когда либо возникавших на Земле - хиппи, в середине 1970-х гг. в г. Нью-Йорк (США) и г. Лондон (Великобритания), когда на пике своего могущества и популярности были диско и хард-рок. Диско и хард-рок предполагали владение сложными техническими навыками владения музыкальными инструментами и создатели культурных элементов этих субкультур были профессионалами, культурное нормотворчество которых подкреплялось усилиями маркетологов и менеджеров для тиражирования элементов субкультур, их продажи и потребления. На какой-то момент в обществе накопилась усталость и пресыщение от переизбытка и чрезмерной коммерциализации элементов этих субкультур и возник запрос на «уличную, народную» культуру. Панк-рок отчасти
является возвратом к истокам рок-н-рола 1950-х гг., который появился немного «грязненький», «неаккуратный», «неопрятный» по сравнению с тем, что доминировало до рок-н-ролла. Элвиса Пресли долго не хотели пускать на радио, так как видели в его голосе и манере уличные манеры афроамериканцев и радиоведущим по началу приходилось всячески подчеркивать перед выступлениями Элвиса Пресли что исполнитель имеет белый цвет кожи. Появление панк-рока имеет еще и очень важную политическую составляющую в своих духовных элементах. Панк-рок в целом ассоциируется с анархией, крайне левым проявлением политической мысли, что позволяет отнести их к анархо-нигилистическим субкультурам. В период появления в России в 1980-х гг. субкультура панка встретила агрессивное сопротивление не только власти и даже скорее не столько советской власти, сколько непринятие доминантным обществом и, особенное агрессивное непринятие маргинальной средой советского общества, что нашло свое выражение в массовых драках, избиениях и даже убийствах панков представителями криминально-эскапистских субкультур гопников, люберов и
других -Ш. Группа ДДТ даже выпустила хит по проблеме взаимоотношений криминогенных субкультур с иными субкультурами «Я любера люблю»: «...каждый день из Москвы он мне приносит трофей: скальпы вражеских панков, амулеты хиппей...».
Ска-панк - это анархо-нигилистическая контркультура, позднее ставшая в своих коммерческих проектах субкультурой, крайне левое очень политизированное проявление панк-рока, попавшее в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х гг., имеющее глубокие философские корни анархизма, часто революционно настроенное движение, которое привлекло очень много сторонников из маргинальной среды и вместе с ними много национальных элементов культуры раскрасили ска-панк в этнический колорит различных регионов мира ^^ Некоторые исполнители утверждают, что в ска-панке много элементов субкультуры взято от регги. Большое внимание субкультура ска-панка уделяет общечеловеческим ценностям добра, взаимопомощи, взаимовыручки, позитивного жизненного настроя. Ценности современного толерантного общества, заботящегося о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, были актуализированы именно ска-панком 3 волны в 1980-1990-х гг., а в дальнейшем вошли нормами морали в доминантную культуру большинства наций.
Эмо-панк - это гедонистическо-развлекательная субкультура, вышедшая из смешения панка и хардкора (hardcore) стала самой популярной культурой в 2007 г. под влиянием фактора моды и самой коммерционализированной из всех известных субкультур. Эмо-панк в кратчайшие сроки вошел в мейнстрим и передал часть культурных, в основном материальных, элементов доминантной культуре. Однако, как быстро элементы культуры были восприняты, так же скоротечно они были утрачены, так и не став культурным наследием, оставшись андеграундной субкультурой.
Готы - это романтико-эскапистская субкультура не однозначно относимая культурологами к панку, но вышедшая из пост-панка (post-punk), продолжения панка тяготевшего не к философско-политическому наполнению смыслами культурных элементов, а к созданию романтико-эстетических элементов культуры, зародилась в Великобритании в самом конце 1970-х - начале 1980-х гг. Сегодня к готам относят не только самих готов. но и около готические направления.
Хип-хоп - это изначально гедонистическо-развлекательная контркультура бедный районов компактного проживания «цветных» этнических меньшинств, позднее ставшая анархо-нигилистической субкультурой, которая возникла в середине 1970-х гг. в г. Нью-Йорк (США) параллельно с панком, но вышла из контркультурного андеграунда позже
других только в 1990-х гг., почти сразу быстро распространилась по миру в виде коммерческих проектов продюсируемыми Battlecat, Dr. Dre, Timbaland, включавших мощный мерчандайзинг, в т. ч. попала в Россию и тоже как коммерческий проект. Хип-хоп ко времени своего появления в глобальном сообществе имел уже крайнюю леворадикальную философско-политическую окраску, которая с течением времени только усиливалась, доходя часто до экстремистских форм проявления культуры: пропаганда насилия и преступного образа жизни, граффити на грани вандализма к культурному наследию и эстетике места жительства, неприемлемые формы поведения, нарушающие нормы морали и приличия.
Такая мозаичность на контр- и суб- культурном пространстве не могла не вызвать столкновений субкультур. Центрами столкновений российских субкультур становились традиционные места тусовок представителей субкультур: ЦПКО им. М. Горького, «девятка» (район дома № 9 на Кутузовском проспекте, «горбушка» (ДК им. Горбунова), «отрыжка» (кафе «Отрадное» в г. Москва, в котором сцена была отгорожена от зала стальной сеткой где бесновались зрители, чтобы спасти музыкантов от угоревшей толпы) и другие), площадь Казанского собора (Санкт-Петербург) и многие другие места субкультурных тусовок во всех городах России. В конце 1980-х гг. советские люди получили свободу, не зная как этой свободой распорядиться, сдабривая этот дух алкоголем, стали «блюсти свою свободу правом», забыв об обязанностях гражданина, нормах морали и права. В каждой тусовке были спортивные ребята, которые либо нападали сами, либо давали отпор, что выражалось как в бескровных столкновениях,
так и в кровопролитных драках, даже с летальным исходом Ï31. Баттл воспринимался часто как дословный перевод сражения, боя с представителями чуждых субкультур. Философские радикальные основы многих субкультур только добавляли накал страстей и вызывали новый виток насилия.
2007 год стал переломным годом коммерциализации панк-культуры, произошло «опопсение» субкультур вследствие влияния фактора моды: очень много людей стало интересоваться субкультурами панка, но интересовались поверхностно, перенимая материальные элементы субкультуры на которые был модный спрос, особенно на эстетику субкультур панка, не вдаваясь в глубинный философский смысл материальных элементов культуры, т. е. воспринимая транслируемые материальные элементы в отрыве
от духовных элементов культуры J41. Таким образом мода брала на пару лет некоторые материальные элементы субкультуры, тиражировала их, продавала в массы, транслировала в массовую культуру, не привнося ничего нового в совокупность материальных и духовных элементов субкультуры, и так же быстро утрачивала субкультурные элементы не позволяя им закрепиться в сознании масс и стать культурным наследием вследствие изменчивости моды.
Исчезновение большинства субкультур приписывают себе в заслуги различные ведомства: правоохранительные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления и пр. Вероятнее всего представляется реальным зависимость развития субкультур от семилетних жизненных циклов развития человека, которые влияют на жизнь адептов субкультур. Придя в субкультуры в очень сложном подростково-юношеском периоде жизни, который характеризуется нигилистическими тенденциями жизненного опыта, движением против общества, его норм морали и права, против эстетики доминантной культуры, когда молодой человек выходит из тотального родительского контроля, начинает формировать свою собственную систему ценностей через исследование окружающей социальной реальности. Через 7 лет адепты начинают переходить в новый отрезок жизни, старается уйти из маргинального состояния, занимая
определенное им место в обществе. Уже зрелые, но еще молодые люди создают свои семьи, свои дома, упорядочивают системы моральных норм и правил, «ошибки молодости» приводят к зарождению мудрости и опыта.
Сегодня само существование субкультур становится несколько абсурдным вследствие в лия ния дв ух фа кто ро в :
1) появление нового вида виртуального пространства создания, функционирования, трансляции и принятия элементов культуры в социальных сетях интернета при полном или частичном отсутствии физического контакта создателей и носителей элементов культуры;
2) стараниями самих же субкультур общество достигло уровня толерантности, когда все или многое стало допустимо, возможно, приемлемо и терпимо. Контр- и суб- культура отличались всегда именно протестом против элементов доминантной культуры, противостоянием другим субкультурам и обществу в целом, романтизмом полузапрещенного культурного нормотворчества.
Из созданной ситуации под влиянием этих двух факторов создалось условие, когда погружение в субкультуры стало поверхностным, на уровне принятия только материальных элементов субкультур без осознания философских основ субкультуры. Доступность информации, в первую очередь в сети Интернет, появления стриминговых площадок в интернете, не требует от человека погружения в субкультуру, не требует непосредственного контакта с представителями субкультур для трансляции элементов субкультуры, этому же способствует коммерциализация самих субкультур и желание менеджеров и продюсеров получить гиперприбыли на искусственно раздутой популярности контр- и суб- культур. Если в «лето любви» 1968 г. численность «пластмассовых хиппи», тех кто становился хиппи на выходные или неделю отпуска для поездки на музыкальный фестиваль, а в остальное время был добропорядочным гражданином, типичным представителем доминантной культуры, хотя и исчислялась сотнями тысяч, но не превышала численность идейных хиппи, то сегодня практически всех представителей субкультур можно причислить к «пластмассовым» за исключением небольшой выборки людей продолжающих не только материальную атрибутивную сторону субкультурного движения, но и развивающих философские основы контр- и субкультур. Все знают что это такое, но немногие углубляются в это понятие.
Продолжительность жизни суб- и контр- культур, возникших как культурный феномен в середине XX в. стремительно сокращается с ростом скоростей социальных процессов в современном техногенном информационном обществе. Первые субкультуры теддов и модов, хиппи и скинхедов имели жизненные циклы в десятилетия. Возникающие на их источниках последующие суб- и контр- культуры последовательно сокращали жизненный цикл, быстрее возникали на базисе культурных духовных и материальных элементов субкультур-предшественников, скоротечнее создавали собственные уникальные элементы культуры и исчезали, растворяясь в доминантной культуре. Многие культурологи указывают на кризис во всех проявлениях культуры, в первую очередь в российском искусстве, когда не создаются новые образцы культуры, взамен переделываются уже имеющиеся образцы, ставшие культурным наследием: переснимаются популярные фильмы, перепеваются старые песни и т. д. Сегодня мы переживаем смерть субкультур, по крайней мере в том виде, в котором мы их знали ранее.
Библиография
1- Абросимов, В.В. Молодежные субкультуры в процессе развития и идентификации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Абросимов Виктор Викторович ; Краснодарский государственный университет культуры и искусства. - Краснодар, 2006. - 150 с.
2. Чечева, А.В. Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Чечева Анастасия Владимировна ; Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств. - Улан-Удэ, 2011. - 182 с.
3. Иванов, А.В., Козлов, В.Е. Конструирование радикальной субкультурной идентичности в культурно сложном обществе // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 5 (142). - С. 253-257.
4. Хафизов, Д.М. Мода и молодежные субкультуры: читателеведческий аспект // Обсерватория культуры : Южно-Уральский государственный университет. - 2017. -№5 - Том : 14. - С. 569-576.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Политика и общество» автор представил свою статью «Punk not dead? : ретроспективный анализ субкультур в России», в которой проведено исследование особенностей развития контркультр в нашей стране.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в эпоху постмодернизма в условиях перманентной экономической и политической трансформации современной цивилизации любая контркультура и субкультура являются неотъемлемой частью поликультурного мозаичного мира.
Актуальность исследования обусловлена уникальностью феномена музыкальных контркультур в нашей стране и их влиянием на формирование социально-политических взглядов и нравственных ценностей молодого поколения. Научная новизна заключается в рассмотрении и анализе динамики трансформации контркультур в субкультурные элементы доминантной культуры, а затем и в культуры, обладающие доминантными ценностями. Целью исследования, соответственно, является анализ особенностей формирования и трансформации музыкальных субкультур в России на протяжении определенного периода времени.
Методологической базой явился комплексный подход, содержащий в себе описательный, сравнительный и контент анализ. К сожалению, в статье отсутствует информация о теоретическом основании исследования и библиографический анализ научных трудов, посвященный проблематике исследования.
Изучая в своей статье музыкальные субкультуры периода конца ХХ века, автор дает подробное описание таких направлений как панк, ска-панк, эмо-панк, готика, хип-хоп и других. Он представляет характерные черты каждой культуры, а также пропагандируемые ими ценности и социально-политические и философские взгляды. Автор уделяет внимание изучению истории и динамики развития данных контркультур в России от прямого физического противостояния представителей в 1980-е годы ХХ века до популярности и моды на отдельные материальные элементы в начале XXI века и спаду их популярности в настоящее время. Автор выводит такую цикличность в развитии суб- и контркультур в зависимость от семилетних жизненных циклов развития человека. Согласно его мнению, особенную популярность суб- и контркультуры имеют у подростков
в связи с особенностями их возрастного и психического развития, далее, по мере взросления, человек перестает разделять взгляды и ценности, пропагандируемые определенными культурами.
Автор отмечает, что спад популярности контркультур в настоящее время обусловлен двумя факторами: развитие виртуального пространства и как следствие, уменьшение возможности личного контакта и противодействия, и принятие обществом ценностей толерантности, что делает невозможным основную деятельность контркультур - протест против существующего социального строя. Эти факторы явились причиной того, что контркультуры стали элементами современной массовой культуры, они лишились своей философской сущности, социально-политической остроты, на данный момент интерес для молодежи представляют лишь внешние их атрибуты и проявления.
Проведя исследование, автор приходит к выводу, что продолжительность жизни суб- и контр- культур, возникших как культурный феномен в середине XX в. стремительно сокращается вследствие ускорения социальных трансформаций в современном техногенном информационном обществе. Многие факторы позволяют делать вывод о кризисе во всех проявлениях культуры, в первую очередь в российском искусстве, «когда не создаются новые образцы культуры, взамен переделываются уже имеющиеся образцы, ставшие культурным наследием: переснимаются популярные фильмы, перепеваются старые песни и т.д.». Даже протестные по своей сути контр- и субкультуры становятся массовыми, теряют свою философскую и социальную остроту. Автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения вопроса трансформации контр- и субкультур, их влияния на формирование нравственных ценностей представляет несомненный научный и практический культурологический инте ре с .
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Однако библиография статьи состоит всего лишь из 4 источников, что представляется явно недостаточным для анализа научного дискурса по рассматриваемой проблематике.
Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Однако в статье полностью отсутствует теоретический компонент, не исследована степень проработанности проблемы. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.