Научная статья на тему 'Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания'

Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3195
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
печать / становление журналистики / публицистика. / the press / the formation of journalism / journalism.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ху Тяньге

Русская литература в 19 веке ассоциируется с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные исторические процессы отражены в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Данная статья посвящена представителям золотого века русской публицистики и особенностям этого направления, а также изучению противоречивости его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLICISM OF RUSSIAN WRITERS IN MAGAZINES OF THE XIX CENTURY. GENERAL CHARACTERISTICS OF ROLE AND CONTENT

Russian literature in the 19th century is associated with the rapid flourishing of culture. Spiritual rise and important historical processes are reflected in the immortal works of writers and poets. This article is devoted to the representatives of the Golden age of Russian journalism and the peculiarities of this direction, and the study of the inconsistency of its development

Текст научной работы на тему «Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания»

ПУБЛИЦИСТИКА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ЖУРНАЛАХ XIX ВЕКА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛИ И СОДЕРЖАНИЯ

Ху Тяньге, магистр

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

Коммерческий институт Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли (Китай, г. Гуанчжоу)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n534

Аннотация. Русская литература в 19 веке ассоциируется с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные исторические процессы отражены в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Данная статья посвящена представителям золотого века русской публицистики и особенностям этого направления, а также изучению противоречивости его развития.

Ключевые слова: печать, становление журналистики, публицистика.

Начало 19 века ознаменовалось заметным ростом периодической издательской индустрии в России. В первое десятилетие века, которое можно было бы назвать «золотым веком» русской культуры, в обращении находилось более 80 журналов и газет, освещающих широкий спектр актуальных и социально значимых тем. История и теория русского и мирового искусства получили широкое освещение: эти темы всегда интересовали увлеченных читателей, рассматривались редакторами как приоритетные направления. Перелистывая периодические издания того времени примерно два столетия спустя, мы все еще ощущаем отголосок прошлого, что позволяет нам сформировать впечатление об атмосфере того периода; читая дальше, мы погружаемся в гущу его насыщенной художественной жизни. Богатые, пожелтевшие страницы дают бесчисленные увлекательные подробности и новые факты, касающиеся творчества многих русских мастеров, даже тех, чье творчество, на первый взгляд, кажется хорошо изученным.

Русская публицистика в 19 веке породила такие великие имена, как В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов,

А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин. Прежде всего, на ее развитие оказали влияние Отечественная война 1812 года, смерть великого Наполеона и уход из жизни Байрона. Английский поэт, как и фран-

цузский полководец, долгое время владели умами революционно-настроенных людей в России. Декабристское восстание и Русско-турецкая война, а также отголоски Французской революции, распространившиеся по всей Европе, все эти события превратились в мощный катализатор прогрессивной творческой мысли, являясь отражением мыслей и опыта передовых слоев общества.

Пресса была не только летописцем этих событий, но и активно в них участвовать. Война против армии Наполеона способствовала поднятию свободомыслия. Офицеры-дворяне вынашивали планы политического переустройства России. Круг участников первых политических организаций сначала было небольшим, ограничивался составом четырех тайных обществ -«Союза спасения» (1816-1817), «Союза благоденствия» (1818-1821), «Северного общества» (1821-1825),«Южного общества» (1821-нач. 1826).

Позже это вылилось в восстание, которое состоялось 14 декабря 1825 года и закончилось поражением. Пятеро его руководителей казнены: П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-

Рюмин, П. Каховский.

В первой четверти XIX в. возникло около 150 новых изданий - официальных и частных, столичных и периферийных. Предпочтение отдавалось журналам. Сре-

ди влиятельных общественно-

политических изданий были журналы «Вестник Европы» (1802-1830), основанный М. Карамзиным, и «Сын Отечества», выходившего в Санкт-Петербурге с 1812 по 1852 годов. На титульной странице второго была надпись - журнал исторический, политический и литературный (последнее слово появилось в 1814 год). Печатались здесь прогрессивно настроенные деятели культуры, будущие декабристы. После поражения восстания журнал претерпел некоторые изменения и постепенно утратил свою популярность [3].

Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в произведениях писателей, создавших свои произведения в сороковые годы, в результате чего появилось новое литературное направление, объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Естественная школа» - так назывался этот художественный стиль, который, впрочем, еще называют «Гоголевской школой». Другими представителями этого литературного направления являются НА. Некрасов, В.И. Даль, А.И. Герцен, И.С. Тургенев.

Принципами представителей этого литературного направления стали обличение и искоренение пороков. Характерной чертой в их работе были социальные проблемы. Основные жанры-эссе, социально-психологический роман, социальная история.

Во-вторых, наконец, появилась отраслевая публицистика, которая сочетала в себе научно-популярные статьи, статистику и анализ материала различных тем, рекламу и практические рекомендации для читателя. На страницах изданий нередко можно было найти инфографику и графические иллюстрации.

Восстание декабристов сформировало новую вспышку цензуры в 1826 году, который запрещал публиковать авторам инакомыслящие мысли. Следующий устав 1828 года продолжал ограничивать права журналистов и редакторов.

Однако в 1832 году Николаем I был принят новый юридический акт, согласно которому, в соответствии с циркуляром

министра образования, временно прекращалась выдача таких разрешений, что побудило журналистов перекупать право на издание частных журналов. Усилились позиции правительственной печати [2].

С 1838 года в губернских центрах России по утвержденной правительством программе выдавались официальные сведения. Напуганные карательными мерами, некоторые издатели частных газет и журналов открыто поддержали репрессивные действия правительства. В их числе Ф. Булгарин и М. Греч. После событий 14 декабря 1825 года Булгарин стал агентом Третьего отделения тайной полиции, призванной следить за общественным мнением. Газета «Северная пчела», которую он издавал с 1825 года, удостоилась привилегии, единственная из частных газет, публиковать политическую информацию и тем самым обеспечила широкий круг читателей (до 3 тыс. человек).

Российский периодике этого периода характерна тенденция к многосторонности, энциклопедичности содержания. Раньше других запросы времени почувствовал Н. Полевой. Приступая в 1825 году к изданию «Московского телеграфа», он учел опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности. Первые полтора-два года «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим благодаря усилению общественно-экономической проблематики, разнообразия и популярности изложения материала, интереса к практическим знаниям [4].

Статьи «Московского телеграфа» касались таких тем, как наука, искусство, критика, библиография, мода, новости. Например, зачастую имя Ивана Айвазовского часто можно встретить в таких журнальных и газетных статьях. На протяжении всей своей карьеры его жизнь и творчество всегда внимательно изучали журналисты и комментаторы - одни были преданными последователями художника, другие - его враждебными врагами. В то время как некоторые статьи восхваляли талант художника, другие искали более глубокий смысл в его работах, утверждая, что обнаружи-

вают параллели с литературой. Еще больше упрекнули бы художника-мариниста за его «чрезмерное» воображение, выразив сомнение в точности и объективности того, что он изобразил.

Пресса регулярно следила за событиями жизни Айвазовского, объявляя даты выставок или обсуждая их успех, публикуя частные письма и обзоры. Большинство журнальных и газетных статей, однако, содержали поэтически сформулированные размышления о стиле и методе Айвазовского, все из которых, надо отметить, помогли в итоге принести его произведениям небывалый успех.

Таким образом, структура журнала соответствовала его главной целью, указанной М. Полевым в официальном прошении о печати: представление отечества в контексте истории, географии, статистики, которые иностранцам показывали благословенную Россию в настоящем виде. Журнал выходил раз в две недели, объемом в 4-5 печатных листов. Его корреспондентами были писатели, историки, археологи, географы, филологи: М. Максимович, П. Кеппен, А. Вельтман, А. Галахов, А. Пушкин, В. Жуковский, сам М. Полевой занимался преимущественно драматургией и историей. Первичный тираж журнала составлял 700 экземпляров, позже увеличился до 1200. «Московский телеграф» запрещен в 1834 году за публикацию критической рецензии Н. Полевого на проправительственную пьесу М. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла».

Ареной пушкинских мыслей стали страницы журнала Надеждина «Телескопа», где его поэзия стала печататься в 1831 году. В своих статьях он завершил углубленную психологическую характеристику его личности, исследовал биографию, показал суть литературных произведений и полицейскую деятельность в литературе, разоблачил возглавляемую им прессу. Прием литературной маски, использованный поэтом, получил дальнейшее развитие в сатирической журналистике. С именем Пушкина связано зарождение жанра фельетона в российском периодической печати.

Новый император Александр II был настроен на быстрое решение крестьянского вопроса. К этому побуждали волнения крестьян, непродуктивность подневольного труда, замедляла темпы экономического развития. Не последнюю роль сыграл и этической стороне проблемы: рабство единодушно осуждали образованные европейцы и россияне.

В первые годы нового царствования были возвращены из ссылки декабристы и частным журналам разрешили иметь политический отдел и обсуждать крестьянский вопрос. В дореформенное пятилетие появилось более полутораста новых газет и журналов. Усилила свои позиции демократическая пресса. Образцом такой журналистики стал Некрасовский «Современник», который, год спустя, стал литературно-политическим. Ведущими авторами журнала были Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, а либерально настроенные писатели и публицисты, например, Толстой, Тургенев покинули свой журнал.

Еще одним следствием противоречивого характера русской публицистики стало ее неодинаковое отношение к цензуре в этот период. При разных царях Россия переживала периоды большой литературной свободы, большей, вероятно, чем большинство западных стран, за которыми следовали сокращение и жесткое преследование интеллигенции. Различные судьбы двух подобных писателей, Гоголя, прославленного в свое время и имевшего самого царя, чтобы показать некоторые из своих сатирических произведений, и Достоевского, который был преследуем и почти убит государством, показывают, насколько разными могут быть судьбы великого автора печатного издания и писателя в России 19-го века [1].

В конце 19 века уже наблюдается устойчивый интерес публицистов, литературоведов, историков к проблеме становления периодики в России. Такие исследователи, как В. Богучарский, М. Замков сосредоточили внимание на изучении журналов, выходивших в столицах. Некоторые авторы уже тогда увидели в материалах местной прессы одно из ценных источников, которые отражали провинциальную

общественную жизнь. Однако основное внимание в работах ученых той поры уделялось политике правительства, прежде всего цензурной реформе.

Интерес ученых к истории прессы выдвинул на первый план создание библио-

Библиографический список

1. Сартаков, Е.В. Консервативная идеология в публицистике Гоголя и русской журналистике 1840-х годов. - М.: Ленанд, 2015. - 128 с.

2. Ученова, В. Беседы о журналистике. - Москва: Огни, 2017. - 206 с.

3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Московский Университет, 2015. - 367 с.

4. Реснянская, Л.Л. Журналистика и социология / Л.Л. Реснянская, Л.Н. Федотова. - М.: Московский Университет, 2016. - 200 с.

5. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей. - М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2018. - 192 с.

графических справочников и указателей, необходимых для эффективной работы с таким комплексом источников, как периодика, что актуально и по сей день.

PUBLICISM OF RUSSIAN WRITERS IN MAGAZINES OF THE XIX CENTURY. GENERAL CHARACTERISTICS OF ROLE AND CONTENT

Hu Tiange, Master

Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Russia, Moscow)

Guangdong University of Foreign Languages and International Trade Nango Commercial Institute

(China, Guangzhou)

Abstract. Russian literature in the 19th century is associated with the rapidflourishing of culture. Spiritual rise and important historical processes are reflected in the immortal works of writers and poets. This article is devoted to the representatives of the Golden age of Russian journalism and the peculiarities of this direction, and the study of the inconsistency of its development

Keywords: the press, the formation of journalism, journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.