РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN _LITERATURE AND LITERATURE OF THE PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION_
DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2023.41.44
ПУБЛИЦИСТИКА М.А. ШОЛОХОВА И А.Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫХ ЛЕТ (1941-1945 ГГ.) В ВОСПИТАНИИ
ПАТРИОТИЗМА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Научная статья
Чэнь В.1' *
1 ORCID : 0000-0001-9793-435X;
1 Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (chenagnes9[at]163.com)
Аннотация
В статье раскрываются сходства и различия в изобразительных средствах выражения патриотических идей в публицистике А. Толстого и М. Шолохова 1941-1945 гг. В военной публицистике А. Толстого и М. Шолохова раскрывается суть патриотизма - сильные переживания за судьбы Родины и всего человечества и яркое чувство национального достоинства, представляющее собой национальное самосознание и беззаветную самоотверженность. Однако у А. Толстого переживания за судьбы страны и мира идут от человеческой сущности русского человека, а в публицистике М. Шолохова переживания определяются трагедией войны, человеческих отношений и бытия, что подчеркивается подробным описанием фронтовых будней, окружающей среды, пейзажа.
Ключевые слова: патриотизм, изобразительные средства, публицистика 1941-1945 гг., А.Н. Толстой, М.А. Шолохов.
PUBLICISM OF M.A. SHOLOKHOV AND A.N. TOLSTOY DURING THE WAR YEARS (1941-1945) IN NURTURING PATRIOTISM OF THE YOUNG GENERATION
Research article
Chen W.1' *
1 ORCID : 0000-0001-9793-435X; 1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation
* Corresponding author (chenagnes9[at]163.com)
Abstract
The article describes similarities and differences in visual means of expression of patriotic ideas in the publicism of A. Tolstoy and M. Sholokhov 1941-1945. The military journalism of A. Tolstoy and M. Sholokhov discloses the essence of patriotism - strong feelings for the fate of the Motherland and all mankind and a bright sense of national dignity, which represents the national consciousness and selfless dedication. However, Tolstoy's experience of the fate of the country and the world comes from the human essence of Russian people, and in Sholokhov's journalism the experience is defined by the tragedy of war, human relations and existence, which is emphasized by the detailed description of everyday life at the front, the environment and the landscape.
Keywords: patriotism, imagery, publicism in 1941-1945, A.N. Tolstoy, M.A. Sholokhov.
Введение
Особый интерес для осмысления такого явления, как патриотизм в литературе, представляет русская литература ХХ в., прежде всего литература военных лет (1941-1945 гг.).
Современные гуманитарные науки обращают большое внимание на патриотическое воспитание народа на примерах из произведений военной тематики. Так, в работе О.В. Дружбы рассматриваются вопросы влияния Великой Отечественной войны на историческое сознание русского общества в послевоенные годы [1]. В работе Е.С. Сенявская делает упор на анализ психологии советского солдата в военные годы. Указывая истоки патриотизма, автор отмечает, что в экстремальных условиях раскрываются все присущие человеку качества [5]. В статье Е.М. Михайловой исследованы вопросы патриотического воспитания бойцов Красной Армии в годы войны [2]. Методы патриотического воспитания студентов на произведениях Великой Отечественной войны активно исследованы в работе А.И. Павлий [3].
Следует отметить, что патриотическое воспитание народа на произведениях советских писателей изучалось не только в России, но и в других странах. В диссертации Ли Наня анализируется патриотизм в русской литературе о Второй мировой войне, исследуется значение патриотического воспитания на материале произведений Б. Васильева. Автор указывает, что в современных условиях России и Китая важно сохранить у молодого поколения присущую патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности государства, воспитывать высокую ответственность за его судьбу [10]. В статье Чжао Сина делается акцент на сравнительном анализе отражения патриотизма в современной китайской и русской литературе. Автор делает выводы, что выражение патриотизма в современной китайской литературе ориентировано на сильную любовь к китайской нации, а патриотизм, отраженный в современной русской литературе, в большей степени ориентирован на переживаниях русского народа за судьбы всего человечества [11].
Вышеупомянутый анализ позволяет утверждать, что вопросы патриотического воспитания людей разных поколений и национальностей на примере военных произведений не утратили свой актуальности, а, наоборот,
приобретают все большее значение в современном обществе, когда идеи патриотизма привлекают писателей и читателей с новой силой.
Актуальность исследования определяется непреходящей ценностью военной прозы А. Толстого и М. Шолохова не только с точки зрения воспитания патриотизма, но и постижения базовых черт русского национального характера (культурного кода). Сопоставительный анализ произведений, созданных в 1941-1945 гг., позволит лучше понять не только творчество А. Толстого и М. Шолохова, но и важнейшие аксиологические свойства русской литературы.
Каждый писатель по-своему может трактовать суть патриотизма, это зависит от миропонимания писателя, его отношения к действительности, его художественного эстетического идеала, способности объективно оценивать события и использовать изобразительные средства, усиливающие патриотический дух произведения. Несомненно, суть патриотизма у М. Шолохова и А. Толстого будет похожа, но выбор изобразительных средств для передачи идей и духа патриотизма будет различаться.
Патриотизм представляет собой внутренние потребности человеческой природы, способствующие устойчивому и здоровому развитию страны и нации. Учитывая важность патриотизма, воспитание любви к Родине чрезвычайно важно для любой страны на любом этапе развития. Патриотизм постоянно встречается в литературе, в то же время литература неизбежно служит мощным средством патриотического воспитания.
Научная новизна исследования состоит в обобщении опыта и тенденций в подаче материала по патриотическому воспитанию, выявлении сходств и различий в изобразительных средствах выражения патриотических идей в публицистике А. Толстого и М. Шолохова 1941-1945 гг. с помощью сравнительно-сопоставительного анализа.
Цель исследования заключается в раскрытии сходства и различий в изобразительных средствах выражения патриотических идей в публицистике А. Толстого и М. Шолохова 1941-1945 гг.
В задачи статьи входит:
1) исследование публицистики А. Толстого и М. Шолохова военных лет;
2) анализ патриотических элементов в публицистике А. Толстого и М. Шолохова военных лет;
3) осмысление сути патриотизма на материалах военной публицистики А. Толстого и М. Шолохова;
4) выявление выразительных средств, позволяющих сравнить художественные приемы, создающие патриотический настрой произведений.
В качестве основного материала для статьи использована публицистика А. Толстого и М. Шолохова, написанная в 1941-1945 гг.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении представления о сути патриотизма и аксиологических свойств русской литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении лекций и спецкурсов по прозе и публицистике 1941-1945 гг.
Методы и принципы исследования
В исследовании использованы методы и принципы: культурно-исторический и сравнительно-исторический методы.
Основные результаты
К началу Великой Отечественной войны у А. Толстого и М. Шолохова много общего - оба со склонностью к эпике, с присущим ей глубоким исследованием человеческой природы и души; оба в своём творчестве обращали внимание на вопросы о смысле жизни, о спасении народа от бед и страданий. В военные годы, в сложной международной и внутриполитической обстановке А. Толстой и М. Шолохов делали упор на пропаганду патриотизма и героизма, описывали трагедию простых людей и великого русского народа. Патриотизм отражен в публицистике А. Толстого и М. Шолохова через сильные переживания за судьбы Родины и всего человечества, ярко выраженного чувства национального достоинства.
Многие столетия очень непростой истории воспитали у русского народа жизнестойкость, терпение к страданию и озабоченность судьбой всего человечества. По мнению А. Толстого, у русских людей сложная психика, они чрезвычайно смышленые и упорные, легко пренебрегают своей жизнью. В статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда», А. Толстой напоминал читателям об истории русской культуры, определял «Родину» как самовозобновляемое поколение людей, рождённых на одной земле и объединённых общим духом, ярко выражал патриотическую убеждённость в величии русского народа.
Военные главы романа «Они сражались за Родину», созданные М. Шолоховым в мае 1943 г., также выражают патриотизм через переживания за судьбу Родины. Николай Стрельцов - один из главных героев романа - интеллигент, постоянно переживает о Родине, о судьбе народа. В отличие от Николая Стрельцова Пётр Лопахин - весельчак, человек остроумный, даже легкомысленный в мирной жизни. Несмотря на то, что Пётр Лопахин отличается от Николая Стрельцова своим происхождением и характером, Пётр Лопахин тоже очень переживает за судьбу страны и народа, но он скрывает свою боль за Родину и народ, сосредотачивается на настоящем, верит в свои силы и в светлое будущее страны.
Чувство национального достоинства как духовное качество всего народа, прежде всего включает в себя национальное самосознание. В годы Великой Отечественной войны, перед лицом жестокой немецко-фашистской агрессии, национальное самосознание русского народа достигло невиданного уровня, люди из всех слоев общества по всей стране объединились, чтобы встать на борьбу с врагом. В статье «Семеро чумазых» А. Толстого рассказывается об одной из заповедей, которой всем кавалеристам необходимо придержаться - «живым не сдаваться» [7, С. 609]. В статье «Странная история» заметен образ Петра Горшкова, который не разрешал немцам смеяться над русскими и делал все, чтобы приблизить победу своего народа. Егор Дрёмов - главный герой рассказа «Русский характер», по-настоящему сильный человек, потерял свою красивую внешность, он признал себя уродом, но не инвалидом. Главный
герой рассказа «Наука ненависти», опубликованного М. Шолоховым 22 июня 1942 г., Герасимов - человек с сильным чувством национального достоинства. Он прошёл через пытки, постоянный голод и жестокие издевательства в плену, но не потерял надежду и сумел бежать и вновь стать бойцом за Родину. Перед самым отправлением на фронт отец Герасимова ему говорит: «Наша фамилия сотни лет железо для родины делала», «и должен ты врага бить крепко» [9, С. 306].
Чувство национального достоинства включает в себя ещё беззаветную самоотверженность. Беззаветная самоотверженность - это высокая концентрация патриотизма и национального духа, сгущенных в публицистике А. Толстого и М. Шолохова военных лет. В военных главах романа «Они сражались за Родину» представлен мир любви и добра, который защищают солдаты, показана бестрепетная самоотверженность всего народа. Мысль романа заключается в том, что отдать свою жизнь за достоинство и честь Родины - это славно, ведь долг и интересы Родины -превыше всего. 18 октября 1941 г. в «Правде» была опубликована статья А. Толстого «Москве угрожает враг», в которой писатель призывал к беззаветной самоотверженности: лучше умереть за Родину и народ, чем сдать Москву.
Таким образом, становится понятным, что суть патриотизма в публицистике А. Толстого и М. Шолохова 19411945 гг. заключается в сильных переживаниях за судьбы Родины и всего человечества, в ярком чувстве национального достоинства, представляющего собой национальное самосознание и беззаветную самоотверженность. Однако отмечается ряд сходств и различий в изобразительных средствах выражения патриотизма в публицистике А. Толстого и М. Шолохова 1941-1945 гг.
И в публицистике А. Толстого, и в публицистике М. Шолохова активно используются мифологические конструкции. Русский народ, по мнению А. Толстого, как мифологический герой, у которого благородная задача от природы. А. Толстой создавал такие мифологические элементы, как незнакомая бабушка в рассказе «Ночью в сенях на сене» - она умерла, но сидела на завалинке. Ее желание - вечный покой в родной земле - читателям напоминало о разгроме врага. Когда фашисты были разгромлены по всему московскому фронту, население села Старая Буда стало снова верить в силу «русского бога» и все решили немедленно начать мстить врагу, несмотря на то, что у них пока нет оружия и соратника [7, С. 594]. Еще заметно высказывание о том, что Дед Мороз и «все лешие из области собрались сюда помогать русским» сражаться за свободу [7, С. 608].
М. Шолохов в рассказе «Наука ненависти» описывал росший на берегу безымянной речушки «старый дуб», который много пережил: «немецкий снаряд попал в его ствол, рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева» [9, С. 303]. Все считали, что он уже идёт к смерти, но «вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой» [9, С. 303]. На самом деле здесь старый дуб - это символ непоколебимой силы и бессмертия, он символизирует весь русский народ. Таким символом веры народа в победу становится и «единственный, чудом уцелевший подсолнечник» из очерка «По пути к фронту», «листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей», но он «упорно живёт среди всеобщего разрушения и смерти» [8, С. 87].
Однако, по сравнению с А. Толстым, М. Шолохов более тщательно описывал фронтовые будни, жизнь воюющей армии, окружающую среду, пейзаж в тылу и на фронте. М. Шолохов особо подбирал такие яркие краски для описания войны - чёрные стены жилищ, выгоревшие дотла села; жёлтая кошка и золотой подсолнух; красные гроздья рябин и флажки, чтобы обострять напряжённую атмосферу. Более того, описание жизни донского казачества - особое изобразительное средство патриотизма в публицистике М. Шолохова военных лет. В очерках «На Дону» и «В казачьих колхозах» национальное единодушие и сплочённость демонстрирует каждый из героев очерков, особенно широких народных масс: «донские казаки всех возрастов к службе готовы» [9, С. 327]. По словам Василия Целикова из очерка «В казачьих колхозах», они пока в тылу, трудом защищают родину, если придёт нужда, то они будут защищать родину на фронте оружием.
Кроме того, в публицистике А. Толстого военных лет переживания русского народа рождаются от природы, что заметно уже в первой «военной» статье А. Толстого «Что мы защищаем», опубликованной 27 июня 1941 г. в «Правде». По словам А. Толстого, у русского народа благородная задача от природы - «дать родине мир, покой, вечную свободу, изобилие, всю возможность дальнейшего развития» [7, С. 472]. А в публицистике М. Шолохова переживания русского народа за судьбу страны рождается из трагедий войны. Войны несут зло и ввергают народ в пучину бедствий, русские люди страдают от преступлений фашистов. Но несмотря ни на что, в публицистике М. Шолохова военной поры наглядно показаны жизнестойкость и жизнерадостность русского народа: самые обычные люди уверены в том, что со всем можно справиться и ко всему найти подход.
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Суть патриотизма в публицистике А. Толстого и М. Шолохова заключается в сильных переживаниях за судьбы Родины и мира, в ярком чувстве национального достоинства, представляющего собой национальное самосознание и беззаветную самоотверженность. Изобразительные средства, которые используют авторы в своих публикациях для выражения патриотических идей, с одной стороны, идентичны, а с другой, имеют свои особенности. И в публицистике А. Толстого, и в публицистике М. Шолохова активно используются мифологические конструкции. А. Толстой рассматривал русский народ как мифологического героя, у которого благородная задача от природы - борьба за мир всего человечества; М. Шолохов в творчестве создавал несколько символов бессмертия и веры, чтобы показывать непоколебимую силу и величие русского народа. Однако в публицистике А. Толстого переживания за судьбу народа, вера в победу справедливости имеют природную основу, а в публицистике М. Шолохова все это определяется трагедией войны. В публицистике М. Шолохова военной поры наглядно прослеживается тенденция веры обычных людей в то, что со всем можно справиться и ко всему найти подход. Более того, по сравнению с А. Толстым, М. Шолохов более тщательно описывал детали фронтовых будней, прифронтовую жизнь, то есть все, что окружало людей на фронте и в тылу. При описании
жизни донского казачества М. Шолохов использовал особые выразительные средства, которые делали эти произведения такими берущими за сердце и не оставляющими никого равнодушным.
В разных исторических условиях патриотические литературные произведения вносят ценный вклад в развитие русского народа, национальной ментальности. М. Шолохов и А. Толстой в своих произведениях создавали образ защитника Родины, передавали национальный дух из поколения в поколение, воспитывали у своих читателей патриотизм и желание защищать свой дом и свою страну. Военная публицистика М. Шолохова и А. Толстого показывает благородство и величие народа, борющегося за свою свободу и независимость, формирует непобедимую волю русского народа, что в конечном итоге имеет большое значение для воспитания народного патриотизма.
Перспектива дальнейших исследований видится в осмыслении сути патриотизма на материалах военной публицистики 1941-1945 гг. не затронутых в рамках исследования писателей, в выявлении их сходств и различий в изобразительных средствах выражения патриотических идей с помощью сравнительно-сопоставительного анализа.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Дружба О.В. Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества / О.В. Дружба. — Ростов-на-Дону, 2000. — 508 с.
2. Михайлова Е.М. Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи / Е.М. Михайлова // Вестник Российского университета кооперации. — 2015. — № 2 (20). — С.138-143.
3. Павлий А.И. Патриотическое воспитание студентов высших учебных заведений / А.И. Павлий // Воспитание в современной образовательной среде. — Санкт-Петербург: Ленинградский областной институт развития образования, 2019. — С. 82-88.
4. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А. Шолохова) / Д.В. Поль. — М.: ИХО РАО, 2008. — 276 с.
5. Сенявская Е.С. Психология советского солдата в годы Великой Отечественной войны / Е.С. Сенявская // Социология власти. — 2004. — № 6. — С. 5-22.
6. Солдаткина Я.В. Категория «Национального характера» в творчестве М.А. Шолохова / Я.В. Солдаткина // Известия ВГПУ. — 2009. — № 7. — С. 198-201.
7. Толстой А.Н. Собр. соч.: в 10 т. / А.Н. Толстой. — М.: Гослитиздат, 1958-1961.
8. Шолохов М.А. Собр. соч.: в 8 т. / М.А. Шолохов. — М.: Художественная литература, 1985-1986.
9. Шолохов М.А. Судьба человека: главы из романа, рассказы, очерки / М.А. Шолохов. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. — 352 с.
10. тш.
2005. 81 Ш.
11. шш. ж 2006 (3).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Druzhba O.V. Velikaya Otechestvennaya vojna v istoricheskom soznanii sovetskogo i postsovetskogo obshchestva [The Great Patriotic War in the Historical Consciousness of Soviet and Post-Soviet Society] / O.V. Druzhba. — Rostov-na-Donu, 2000. — 508 p. [in Russian]
2. Mihajlova E.M. Istoricheskaya pamyat' o geroike v Velikoj Otechestvennoj vojne kak faktor vospitaniya patriotizma i nacional'nogo samosoznaniya molodezhi [Historical Memory of Heroics in the Great Patriotic War as a Factor of Education of Patriotism and National Consciousness of Youth] / E.M. Mihajlova // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii [Bulletin of the Russian University of Cooperation]. — 2015. — № 2 (20). — P. 138-143 [in Russian].
3. Pavlij A.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Patriotic Education of Students of Higher Educational Institutions] / A.I. Pavlij // Vospitanie v sovremennoj obrazovatel'noj srede [Education in a Modern Educational Environment]. — Saint-Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development, 2019. — P. 82-88 [in Russian].
4. Pol' D.V. Universal'nye obrazy i motivy v russkoj realisticheskoj proze XX veka (hudozhestvennyj opyt M.A. SHolohova) [Universal Images and Motifs in Russian Realistic Prose of the XX Century (artistic experience of M.A. Sholokhov)] / D.V. Pol'. — M.: IHO RAO, 2008. — 276 p. [in Russian]
5. Senyavskaya E.S. Psihologiya sovetskogo soldata v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Psychology of the Soviet Soldier during the Great Patriotic War] / E.S. Senyavskaya // Sociologiya vlasti [Sociology of Power]. — 2004. — № 6. — P. 5-22 [in Russian].
6. Soldatkina YA.V. Kategoriya «Nacional'nogo haraktera» v tvorchestve M.A. SHolohova [The Category of "National Character" in the Works of M.A. Sholokhova] / YA.V. Soldatkina // Izvestiya VGPU [Bulletin of VSPU]. — 2009. — № 7. — P. 198-201 [in Russian].
7. Tolstoy A.N. Sobr. soch.: v 10 t. [Collected Works: in 10 vol.] / A.N. Tolstoy. — M.: Goslitizdat, 1958-1961 [in Russian].
8. SHolohov M.A. Sobr. soch.: v 8 t. [Collected Works: in 8 vol.] / M.A. SHolohov. — M.: Hudozhestvennaya literatura, 1985-1986 [in Russian].
9. SHolohov M.A. Sud'ba cheloveka: glavy iz romana, rasskazy, ocherki [Fate of a Man: chapters from the novel, short stories, essays] / M.A. SHolohov. — SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2021. — 352 p. [in Russian]
10. Li Nan. eluosi fan faxisi zhanzheng wenxue zhong de aiguozhuyi yu aiguozhuyi jiaoyu—yi bao^waxiliyefu zuopin wei li. shandong daxue shuoshi lunwen [Patriotism and Patriotic Education in Russian Anti-fascist War Literature—take the works of Bao Vasiliev as an example. Master's Thesis of Shandong University] / Li Nan. — 2005. — P. 81. [in Chinese]
11. Zhao Xing. aiguozhuyi minzu jingshen yu xian dangdai zhong ewen xue [Patriotism, National Spirit and Modern and Contemporary Chinese and Russian Literature] / Zhao Xing // anhui: ke jiaowen hui [Anhui: Science, Education and Culture], 2006 (3) [in Chinese]