Иванова О.Б.,
д.э.н., профессор кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected] Денисенко С.Н.,
к.э.н., главный специалист отдела сводного бюджетного планирования Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону E-mail: DenisenkoSvetlana@mail. ru
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ ПРОЕКТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА КАК ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена исследованию практики проведения публичных слушаний проекта местного бюджета, а также анализу проблем организации и проведения публичных слушаний в городе Ростове-на-Дону.
Ключевые слова: открытый бюджет, публичные слушания проекта местного бюджета, полномочия, вопросы местного значения, органы местного самоуправления, население муниципального образования.
Ivanova O.B., Denisenko S.N.
PUBLIC HEARINGS OF THE DRAFT OF THE LOCAL BUDGET AS A FORM OF PUBLIC PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT
The article is sanctified to research of practice of realization of the public listening of local budget statement, and also analysis of problems of organization and realization of the public listening in city Rostov-on-Don.
Keywords: open budget, local budget public hearing of the project, the authority, local issues, local authorities, the population of the municipality.
Приоритетной задачей государственной финансово-бюджетной политики является обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и бюджетного процесса. Ре-
шение поставленной задачи реализуется как в направлении открытости бюджетных параметров (доступность утвержденных параметров бюджета, информации о ходе исполнения бюджета), так и в возможности граждан непосредственно принимать участие в формировании бюджета. И что чрезвычайно важно, практика инициативного бюджетирования предполагает не только участие в принятии бюджетных назначений и осуществление контроля за их исполнением, но и возможную корректировку в процессе исполнения бюджетов на региональном и муниципальном уровне. Такая возможность, по мнению законодателей, обеспечивает тесное взаимодействие финансовых органов с населением в процессе планирования и исполнения бюджетов, то есть непрерывное участие граждан в процессах, связанных с реализацией народовластия.
Очевидно, управление общественными финансовыми ресурсами на уровне муниципальных образований в обязательном порядке требует непосредственного участия населения. Вопросы определения приоритетов расходования бюджетных средств близки и понятны жителям муниципалитетов, напрямую связаны с созданием и поддержанием максимально комфортных условий для них. А общественный контроль за реализацией этих проектов весьма значим как для повышения уровня прозрачности деятельности органов власти, так и для повышения эффективности бюджетных расходов. О практическом интересе, который проявляют граждане при решении вопросов местного значения, свидетельствует и нарастающая тенденция роста активности, в том числе посредством участия в публичных слушаниях проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, а также перечень проектов документов и вопросов, которые обязательно выносятся на публичные слушания, определены в статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].
Дальнейшее раскрытие данной формы управления населением муниципальным имуществом и муниципальными финансами уточняется в уставах и других нормативно-правовых актах муниципального образования.
Так, в городе Ростове-на-Дону решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 29.11.2005 №72 «О принятии Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону» публичные слушания определены как «процесс обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием членов городского сообщества» [2].
Вместе с тем анализ действующего законодательства Российской Федерации и муниципалитетов свидетельствует об отсутствии терминологического единства понятий «публичные слушания» и «публичные слушания проекта бюджета». Коллизии проявляются в том, что и в финансовой науке, и в экономической литературе общепринятых и законодательно закрепленных понятий «публичные слушания», «публичные слушания проекта бюджета» не существует.
На наш взгляд, наиболее точно раскрывает понятие «публичные слушания» определение их как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, проявляющейся в обсуждении проектов муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам местного значения. Инициаторами такого обсуждения могут выступать как жители муниципалитета, так и представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
Вместе с тем анализ множества источников подтверждает, что в законодательстве и в экономической литературе не раскрывается институционально-
функциональная роль публичных слушаний проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении, нет единства в трактовке этого понятия.
Однако, на наш взгляд, именно публичные слушания проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении занимают особое место в системе публичных
институтов, поскольку формирование и исполнение местного бюджета играют ключевую роль для жителей муниципального образования. Активное внедрение инструментов инициативного бюджетирования позволяет не только решать вопросы, связанные с управлением финансами муниципального образования, но и оказывать влияние на выработку принимаемых решений в сфере публичных финансов, что, безусловно, способствует повышению эффективности бюджетных расходов.
В этой связи следует отметить, что публичные слушания проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении можно считать результативными, только в случае если существует четко выстроенная система их проведения, в границах которой определены субъекты, объекты, роль и место, принципы их организации и функционирования.
Рассмотрим и проанализируем сложившуюся практику проведения публичных слушаний проекта бюджета в муниципальном образовании - городском округе Ростова-на-Дону. Публичные слушания по проекту городского бюджета проводятся по инициативе Председателя городской Думы - главы города Ростова-на-Дону и являются главным этапом перед рассмотрением основного финансового документа на заседании городской Думы.
Порядок проведения публичных слушаний проекта бюджета определен решением Ростовской-на-Дону городской думы от 29.11.2005 № 72 «О принятии Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону» [2] и ежегодным постановлением Председателя городской Думы - главы города Ростова-на-Дону «О проведении публичных слушаний по проекту бюджета города Ростова-на-Дону».
Нормы указанных правовых актов определяют организационные основы рассматриваемого института: круг участников публичных слушаний, их права и обязанности, предмет обсуждения, а также возможные формы организации городских публичных слушаний. В статье 7 [2] достаточно подробно изложен порядок проведения публичных слушаний, описана проце-
дура создания консультативных и совещательных органов из числа представителей местных жителей.
Так, городские публичные слушания могут проводиться в виде заседания городской Думы и коллегии администрации города с участием представителей членов городского сообщества и (или) общественности города, депутатских слушаний с участием представителей членов городского сообщества и (или) общественности города. Возможно проведение встреч с населением. Приоритетным форматом является организация собраний (конференций), а также круглых столов или пресс-конференций. Такая вариативность позволяет выбрать форму проведения в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, что в конечном счете значительно повышает институционально-процедурный уровень публичных слушаний.
Публичные слушания проекта бюджета организуются в форме депутатских слушаний. Однако в слушаниях принимают участие не только депутаты городской Думы, представители структурных подразделений администрации города, но и в обязательном порядке представители городского сообщества и средств массовой информации.
Следует особо подчеркнуть, что вопрос определения участников публичных слушаний проекта городского бюджета представляется чрезвычайно важным, поскольку тематика слушаний в этом случае затрагивает интересы жителей всех районов городского округа. Необходимо обеспечить учет мнений большинства горожан, участие максимального числа жителей в слушаниях. Законодательно установлено, что участниками публичных слушаний могут быть все без исключения заинтересованные члены городского сообщества [2]. Вместе с тем к концептуальному недостатку правовой базы регулирования следует отнести отсутствие нормы о минимальном количестве представителей городского сообщества, при котором слушания можно считать состоявшимися.
Также определенные затруднения накладывает специфика города с миллионным населением. Так, вопросы организационного характера, связанные с определением места и времени проведения слушаний представляются не менее важными. Нельзя не принимать во внимание ограничения, связанные с помещением, в котором проводятся слушания. В положении отмечено, что «члены городского сообщества, желающие присутствовать при проведении публичных слушаний без права выступления, допускаются в помещение, предназначенное для слушаний, при наличии письменного заявления, поданного в комиссию, организующую слушания, не позднее чем за три дня до даты проведения публичных слушаний и свободных мест в помещении» [2]. Как уже отмечалось, правом выступления обладают не все присутствующие, а только внесшие в письменной форме предложения по проекту бюджета, причем не позднее, чем за три дня до предполагаемой даты проведения публичных слушаний.
Представляется, что публичные слушания проводятся именно для граждан, поэтому следует проводить их по будням во внерабочее время или в выходной день. Решением Ростовской-на-Дону городской думы одним из требований ко времени проведения публичных слушаний является следующее ограничение: в рабочие дни слушания могут начинаться не ранее 17 часов, в нерабочие дни - с 9 часов соответственно. Продолжительность слушаний официально не установлена и полностью зависит от характера обсуждаемого вопроса.
Представим процесс подготовки и проведения слушаний проекта бюджета города, как последовательность реализации определенного алгоритма. Такое видение носит чисто условный характер, но при этом возникает возможность проследить последовательность этапов и процедур, сопровождающих каждый этап в ходе подготовки к принятию основного финансового документа (рис. 1).
Заседание комиссии по проведению публичных слушаний, подготовка плана работы по проведению публичных слушаний по проекту бюджета города
I этап предва-ритель ный
Информационное оповещение жителей о времени и месте проведения слушаний
Подготовка и размещение проекта бюджета в СМИ и на интернет-портале городской думы и администрации (за 10 дней)
Формирование списка участников публичных слушаний
Сбор информации и докладов от ГРБС
1 л к
члены комиссии
члены городского сообщества, внесшие в письменной форме свои предложения
представители администрации города
председатель, депутаты городской Думы
II
э тап
орга-
низа-
цион-
ный
Ознакомление членов городского сообщества с материалами по проекту бюджета
Анализ и группировка вопросов и предложений членов городского сообщества
Создание условий для проведения публичных слушаний
ш
этап проведение слушаний
IV
этап
за-ключи-тель ный
V этап
р езуль-
татив-
ный
Процедура слушаний (мероприятия)
Выступления и обсуждения докладов ГРБС
Обсуждение проекта бюджета с учетом вопросов и предложений членов городского сообщества
Внесение вопросов
и предложений в проект заключения о результатах публичных слушаний
Подготовка проекта заключения о результатах слушаний
Голосование по проекту заключения
зОе:
Заключение по итогам слушаний
Подготовка и публикация заключения в бюллетене «Ростов официальный» Направление заключения Председателю городской Думы и главе Администрации города Подготовка письма по итогам публичных слушаний в городскую Думу; формирование протоколов комиссии по проведению публичных слушаний
Мониторинг реализации решений, принятых по итогам слушаний проекта бюджета
Информирование о степени достижения запланированных показателей
Оценка деятельности органов власти и управления
Оценка результатов (улучшение качества предоставления муниципальных услуг, улучшение качества и обоснованности бюджетных расходов)
Рисунок 1 - Алгоритм подготовки и проведения публичных слушаний проекта
бюджета города Ростова-на-Дону1
1 Составлен автором.
Проект решения Ростовской-на-Дону городской думы «Об утверждении бюджета города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» публикуется на городском интернет-сайте, а также в газете «Ростов официальный» заранее, чтобы граждане могли с ним ознакомиться.
Проект городского бюджета на 20172019 гг. сформирован Муниципальным казначейством города Ростова-на-Дону в формате «скользящей трехлетки». Возвращение к трехлетнему бюджетному планированию повышает предсказуемость бюджетной политики в среднесрочной перспективе, позволяет учесть влияние принимаемых бюджетных решений на процессы социальных преобразований и экономического развития муниципалитета.
В основу проекта положены ключевые направления бюджетной и налоговой поли-
тики Ростовской области и города на 20172019 гг., прогноз социально-экономического развития города и двадцать муниципальных программ (табл. 1).
Общий объем расходов бюджета города на 2017 год запланирован в сумме 28 083,3 млн. рублей, на 2018 год - 24 543,7 млн. рублей, на 2019 год - 25 498,7 млн. рублей. Управление расходами, как уже отмечалось, будет обеспечено посредством реализации муниципальных программ города Ростова-на-Дону. Всего на реализацию 20-ти муниципальных программ в 2017 году предусмотрено 26 532,5 млн. рублей, в 2018 году - 21 097,7 млн. рублей, в 2019 году - 21 474,6 млн. рублей. Удельный вес программных расходов бюджета города в 2017 году составит 94,5%, в 2018 - 86% и в 2019 - 84,2% соответственно.
Таблица 1 - Программная структура расходов бюджета на 2017-2019 годы
млн руб.
Наименование программы Бюджет на 2017 год % Бюджет на 2018 год % Бюджет на 2019 год %
Развитие здравоохранения в городе Ростове-на-Дону 582,6 2,2 224,0 1,1 224,6 1,0
Развитие системы образования города Ростова-на-Дону 8 696,5 32,8 8 941,8 42,4 8 385,9 39,1
Молодежь Ростова 5,5 0,0 5,5 0,0 5,5 0,0
Социальная защита населения города Ростова-на-Дону 5 952,3 22,4 5 273,5 25,0 5 305,2 24,7
Стимулирование жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий населения и обеспечения жильем льготных категорий граждан в городе Ростове-на-Дону 267,6 1,0 141,6 0,7 415,9 1,9
Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Ростова-на-Дону 2 243,2 8,5 1 780,2 8,4 1 746,2 8,1
Профилактика правонарушений и немедицинского потребления наркотиков в городе Ростове-на-Дону 1,9 0,0 1,9 0,0 1,9 0,0
Противодействие коррупции в городе Ростове-на-Дону 0,9 0,0 0,9 0,0 0,9 0,0
Профилактика терроризма и экстремизма, гармонизация межнациональных отношений 15,7 0,1 15,7 0,1 15,7 0,1
Защита населения и территории города Ростова-на-Дону от чрезвычайных ситуаций 154,1 0,6 148,2 0,7 150,6 0,7
Сохранение и развитие культуры и искусства города Ростова-на-Дону 937,0 3,5 876,2 4,2 876,8 4,1
1 Составлена автором по данным http://rostov-gorod.info/administration/structure/municipal-treasury/byudzhet-na-2017-god/
Охрана окружающей среды города Ростова-на-Дону 723,4 2,7 365,0 1,7 1 441,4 6,7
Развитие физической культуры и спорта в городе Ростове-на-Дону 1 075,4 4,1 429,1 2,0 430,2 2,0
Стимулирование экономической актив-
ности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростова-на-Дону 132,2 0,5 127,2 0,6 128,1 0,6
Развитие градостроительной деятельности в городе Ростове-на-Дону 143,9 0,5 133,4 0,6 137,0 0,6
Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону 4 736,9 17,9 1 782,4 8,4 1 343,6 6,3
Развитие системы муниципального управления в городе Ростове-на-Дону 570,5 2,2 555,5 2,6 564,2 2,6
Управление муниципальным имуществом города Ростова-на-Дону 145,3 0,5 145,1 0,7 150,3 0,7
Управление муниципальными финансами 138,9 0,5 138,2 0,7 141,7 0,7
Доступная среда в городе Ростове-на-Дону 8,7 0,0 12,3 0,1 8,9 0,0
Итого, программные расходы 26 532 ,5 94,5 21 097,7 86,0 21 474,6 84,2
Непрограммные расходы 1 550,8 5,5 3 446,0 14,0 4 024,1 15,8
Всего расходов 28 083,3 100,0 24 543,7 100,0 25 498,7 100,0
Ключевым приоритетом бюджетной политики города Ростова-на-Дону в области расходов остается социальная сфера. Сформированный проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов обеспечивает исполнение всех принятых социальных обязательств города.
Следует подчеркнуть, что в городе сформирован передовой опыт информационного взаимодействия с населением. Городской сайт, на котором размещается проект бюджета и другая нормативно-правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью органов местного самоуправления, признан лучшим сайтом муниципального образования по информационному взаимодействию с населением по итогам конкурса, организованного правлением Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области».
Вместе с тем существенной проблемой, на наш взгляд, следует считать то, что преобладающая часть населения не обладает нужным уровнем знаний в области бюджетного процесса, что не позволяет в полной мере реализовать возможности влияния на принятие решений о распределении бюджетных расходов. Совершенно очевидно, что исключение формального подхода при проведении публичных слушаний проекта местного бюджета невоз-
можно без решения проблемы недостаточной финансовой грамотности населения и неспособности анализировать представленную информацию о бюджете.
Решающим условием изменения сложившейся ситуации должны стать доступные и адаптированные для восприятия неподготовленных пользователей материалы по проекту бюджета. Так, в соответствии с Приказом Минфина России от 22.09.2015 № 145н «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении рекомендуется использовать бюджет для граждан [4].
Важнейшим мероприятием на этапе, предшествующем проведению публичных слушаний проекта местного бюджета, должно стать вовлечение максимального числа граждан в бюджетный процесс посредством организации органами местного самоуправления «обратной связи» с гражданами. Для этого следует использовать все возможные способы опросов мнения горожан: через средства массовой информации, портал городской администрации,
горячую линию или онлайн-приемную, а также анкетирование в социальных сетях. Именно на данном этапе нам представляется целесообразным сформировать консультативно-совещательные органы, в состав которых вошли бы представители местных жителей и администраций города и районов, для ответов на возникающие вопросы, учета предложений и устранения основной массы замечаний, которые могут возникать в ходе проведения публичных слушаний. Только так, на наш взгляд, может быть сформирована единая позиция по выносимым на рассмотрение вопросам.
Здесь следует еще раз подчеркнуть, что одной из причин недостаточной эффективности механизма публичных слушаний проекта городского бюджета можно определить незаинтересованность жителей муниципального образования в непосредственном участии в решении вопросов местного значения, что обусловлено, в том числе сложностью для восприятия информации и формирования предложений в закон о бюджете. Таким образом, можно констатировать, что именно уровень бюджетной грамотности определяет готовность населения активно участвовать в бюджетном процессе.
Следующий этап связан непосредственно с процедурой слушаний и предусматривает обсуждение с членами городского сообщества стратегических целей развития муниципального образования, направленных на сохранение социальной ориентированности бюджета, создание условий для выравнивания доступности населения к муниципальным услугам, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала.
Особое внимание на данном этапе уделяется вопросам, выносимым на обсуждение членами городского сообщества и депутатами городской Думы. Традиционно в дискуссии затрагиваются наиболее значимые сферы деятельности органов местного самоуправления, к числу которых относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство, содержание и развитие учреждений здравоохранения, образования, культуры. В ходе
дискуссии докладчики дают исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. На данном этапе речь идет о четком обосновании механизмов реализации, финансового обеспечения и мониторинга достижения конкретных, измеряемых социально-экономических результатов, что позволит определить влияние проводимой бюджетной политики муниципальных образований на реализацию стратегических и тактических целей развития муниципалитета.
Отдельного рассмотрения заслуживает порядок принятия решения по проекту городского бюджета и представленным замечаниям.
Поэтому следующий, выделенный нами этап связан с формированием итогового документа - заключения по итогам слушаний. Очевидно, что институт публичных слушаний по проекту бюджета может быть эффективным только в том случае, когда информация и предложения, полученные от граждан в ходе подготовки и проведения слушаний, используются для принятия решений по вопросам бюджетной политики.
Как следует из практики, по итогам слушаний проекта бюджета в заключении в обобщенном виде отражаются позиции всех участников. Предложения, поступившие от членов городского сообщества, также включаются в заключение.
После окончательного формирования заключения все участники публичных слушаний голосуют за его принятие. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту бюджета города принимается простым большинством от числа принявших участие в слушаниях и публикуется в очередном номере информационного бюллетеня «Ростов официальный».
Практика показывает, что в соответствии с положением, регламентирующим проведение публичных слушаний в городе, участники рекомендуют городской Думе при принятии решения об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону учитывать и результаты проведенных публичных слушаний.
Анализ организации и проведения общественного обсуждения проекта бюд-
жета в Ростове-на-Дону показывает, что опыт публичного управления муниципальными финансами города можно считать положительным. Население достаточно активно участвует в обсуждении актуальных вопросов при формировании городского бюджета, особенно тех, которые имеют большой общественный резонанс. Вместе с тем, опираясь на позитивный практический опыт, мы считаем, что формирование гражданского бюджета должно совершенствоваться в направлении максимального учета мнения жителей муниципального образования при решении вопросов управления публичными финансами. Для решения этой задачи представляется целесообразным:
-уточнить подробный порядок организации и проведения публичных слушаний проекта бюджета (участники, их количество, механизм доведения информации о проведении публичных слушаний проекта бюджета и бюджетных параметров до максимального количества жителей, условия проведения публичных слушаний и формирования заключения, позволяющих выявить и максимально учесть общественное мнение);
-на этапе, предшествующем проведению публичных слушаний, проводить в различных форматах опросы граждан и создавать консультативно-совещательные и иные органы из числа представителей местных жителей для формирования доступной информации о проекте бюджета и выносимым на рассмотрение вопросам и разъяснительной работе;
-выделить еще один этап - результативный, на котором необходимо обеспечить не только слушания проекта годового отчета об исполнении бюджета на стадии составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетности, но и доведение до широких слоев населения информации о степени достижения запланированных показателей и реализации проектов и последующем общественном контроле.
В заключение можно сделать вывод о том, что публичные слушания проекта местного бюджета - тот инструмент, при
полноценном использовании которого органы власти получают обратную связь по важным вопросам управления муниципальными финансами.
Вместе с тем, несмотря на сложившуюся в целом позитивную практику проведения публичных слушаний, следует констатировать, что реальное влияние населения муниципальных образований на принимаемые законы о местных бюджетах незначительно. Очевидно, необходимо расширение существующих возможностей общественного обсуждения принимаемых решений по управлению общественными финансами, что особенно актуально в условиях проявляющегося в последнее время роста гражданской активности населения и повышения интереса к вопросам муниципального управления. Не вызывает сомнений высокий потенциал публичных слушаний проектов местных бюджетов, которые будут способствовать повышению степени проработанности документов и их социальной ориентированности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Приказ Минфина России от 22.09.2015 № 145н «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»
3. Решение Ростовской-на-Дону городской думы от 29.11.2005 №72 «О принятии Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону»
4. Министерство финансов Российской Федерации, Доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budge
5. Зенин С.С. Публичные слушания в истории развития форм участия населения в управлении общественными и государствен-
ными делами // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3.
6. Иванова О.Б., Денисенко С.Н. Бюджетная грамотность населения - необходимое условие развития муниципальных образований //Финансовые исследова-ния.2016. №2.
7. Кириенко Г.С. Государственно-правовой потенциал «опережающего» правотворчества субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2.
8. Сигарев А.В. Публичные слушания: типичные проблемы муниципально-правового регулирования // Российская юстиция. 2012. № 4.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Federal law from 06.10.2003 № 131-ФЗ «About general principles of organization of local self-government in Russian Federation».
2. Order of Ministry of the Finance to Russia from 22.09.2015 № 145н «About claim of Methodical recommendations on the idea of budgets of subjects of Russian Federation and local budgets and reports about their execution in an accessible for citizens form»
3. The decision of the Rostov-on-Don City Duma from 29.11.2005 №72 «On adoption of the Regulations on public hearings in the city of Rostov-on-Don»
4. The Ministry of Finance of the Russian Federation the Report on best practice in the development «Budget for citizens» in the constituent entities of the Russian Federation and municipal formations [Electronic resource]. - Mode of access: http://minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budge t/budget_citizen/
5. Zenin S. S. Public hearing in the history of the development of forms of public participation in the management of public and state affairs // Government and local self-government. 2012. № 3.
6. Ivanova O.B., Denisenko S.N. Budget literacy - a necessary condition for the development of municipalities // Financial re-searches.2016. №2.
7. Kiriyenko G.S. Public-legal capacity «advanced» law-making of the Russian Federation // the Government and local self-government. 2012. № 2.
8. Sigarev A.V. Public hearing: common issues of municipal legal regulation // the Russian justice. 2012. № 4.