Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
985
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акулова Н.А.

В данной статье рассмотрены наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в различных муниципальных образованиях и сформулированы предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822; СЗ РФ. 2020. № 52 (Часть I). Ст. 8591.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2019 года № 931-О-О [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 04.04.2021).

4. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. 2018. С. 310-314.

© Акулова Н. А., 2021

УДК 342.571

Акулова Н. А.

Студент - магистрант 3 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены наиболее распространенные проблемы правового регулирования публичных слушаний в различных муниципальных образованиях и сформулированы предложения по их решению.

Ключевые слова:

Органы местного самоуправления, публичные слушания, народовластие, решение вопросов местного значения.

Институт публичных слушаний предусмотрен ст. 28 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] качестве одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Цель публичных слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. В соответствии с законом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты таких актов, как устав муниципального образования, планы и программы его развития, правила землепользования и застройки территорий, а также ряд других важнейших вопросов, касающихся жизни муниципального образования.

Очевидно, что применение различных процедур обсуждения проектов общественно значимых решений особенно важно именно на муниципальном уровне как наиболее приближенном к населению уровне публичной власти. Однако на практике нередко встречается формальное отношение к публичным слушаниям со стороны органов и должностных местного самоуправления. В силу того, что Федеральный закон № 131 предусматривает обязательное проведение публичных слушаний, они проводятся довольно часто, но нередко наблюдается подмена цели их проведения - вместо объективного обсуждения проблем они используются для формального одобрения заранее определенных решений.

Порядок организации и проведения публичных слушаний регулируется в ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь в самых общих чертах, поэтому ведущую роль в правовом регулировании этого вопроса играют муниципальные

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

правовые акты.

Мной был проведен сравнительный анализ муниципально-правовых актов (положений) о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальных образований разных субъектов Российской Федерации с целью выявления типичных проблем правового регулирования данного института и поиска путей его совершенствования.

Поскольку главной целью публичных слушаний является выявление и учет мнения жителей муниципального образования, в качестве критерия оценки муниципальных правовых актов о публичных слушаниях рассматривалась возможность проведения действительно объективного обсуждения проектов. В ходе исследования был выявлен ряд проблем.

Первая проблема касается общей процедуры. В большинстве муниципальных образований публичные слушания организуются стандартно в форме собраний, на которые приглашаются представители общественности, депутаты и должностные лица органов местного самоуправления, представители средств массовой информации и заинтересованные граждане. Однако такой подход имеет существенный недостаток.

На слушания выносятся вопросы, различающиеся по содержанию и уровню общественной значимости. Как показывает практика, публичные слушания по проекту планировки территории, вызывает намного больший общественный интерес и участие граждан, чем, например, по проекту отчета об исполнении бюджета. Существующая нормативная база публичных слушаний в большинстве муниципальных образований не позволяет варьировать процедуру их проведения в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Это снижает эффективность института публичных слушаний, делая его в значительной мере формальным.

Большой интерес представляет опыт тех муниципальных образований, где положения о публичных слушаниях предполагают вариативность форм их проведения. Например, в Положении о публичных слушаниях от 28 апреля 2019 г. Сокольского муниципального района Нижегородской области [2] предусмотрены следующие формы проведения публичных слушаний:

1. Слушания по проектам муниципальных правовых актов в представительном органе муниципального образования, в местной администрации с участием жителей муниципального образования (слушания в органе местного самоуправления муниципального образования); Массовое обсуждение населением проектов муниципальных правовых актов;

2. Рассмотрение на заседании представительного органа муниципального образования проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования.

Вариативность форм проведения публичных слушаний предусмотрена в Положении о публичных слушаниях от 20 августа 2020 г. Кочубеевского муниципального района Ставропольского края [3].

Вторая проблема связана с процедурой назначения публичных слушаний. Если инициатором выступают граждане, то реализация их права на проведение слушаний определенные гарантии. В большинстве рассмотренных нами положений использованы формулировки, не позволяющие уяснить: назначение публичных слушаний по инициативе населения - это право или обязанность представительного органа муниципального образования? Вправе ли указанный орган отказать инициативной группе граждан в проведении публичных слушаний по мотиву нецелесообразности?

Для уяснения этого вопроса в положении о слушаниях необходимо четко закрепить основания для отказа. В частности, отказ в назначении публичных слушаний будет правомерен в случаях:

1) если проект правового акта, выносимый на публичные слушания, регулирует общественные отношения, не относящиеся к вопросам местного значения;

2) если проект не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам;

3) если не соблюден порядок выдвижения инициативы;

4) если данный вопрос ранее выносился на публичные слушания и с момента окончания публичных слушаний прошло менее определенного периода времени (например, года).

Третья проблема связана с формированием и составом оргкомитета по проведению публичных

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

слушаний. Этот вопрос обычно тоже не регулируется в положениях о публичных слушаниях, между тем он весьма важен. Если оргкомитет формируется целиком из муниципальных служащих (что обычно и бывает), то с большой вероятностью можно предположить, что на слушаниях будет преобладать позиция муниципалитета.

Представляется правильной формулировка, согласно которой лица, замещающие государственные должности, должности государственной гражданской службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы не должны составлять более половины состава оргкомитета. Остальная часть должна формироваться из представителей общественности муниципального образования.

Четвертая проблема касается определения перечня лиц, приглашенных для участия в публичных слушаниях. Это достаточно важный вопрос, от решения которого также в значительной степени зависит исход мероприятия. Данная проблема тоже обычно не затрагивается в муниципальных правовых актах о публичных слушаниях. Поэтому в положениях о публичных слушаниях целесообразно закрепить норму о том, что при определении круга лиц, приглашенных для участия в публичных слушаниях, оргкомитет должен исходить из принципа плюрализма мнений по обсуждаемому вопросу.

Пятая проблема связана со временем проведения публичных слушаний. В положениях разных муниципальных образований по этому вопросу есть две различных позиции: либо публичные слушания проводятся только в рабочее время, либо допускается их проведение во внерабочее время. Выбор той или иной позиции связан с тем, для кого это время должно быть удобно - для служащих органов местного самоуправления или для граждан. Представляется, что публичные слушания проводятся именно для граждан, поэтому более правильно проводить их во внерабочее время или в выходной день.

Шестая проблема - это создание надуманных, искусственных ограничений и препятствий для участия граждан в организации и проведении публичных слушаний. Так, в Положении о публичных слушаниях от 18 октября 2020 г. Мамонтовского сельского поселения Московской области [4] содержатся нормы, излишне подробно регламентирующие порядок сбора подписей инициативной группой в поддержку проведения публичных слушаний.

Наконец, седьмая проблема связана с итогами публичных слушаний. По результатам проведения публичных слушаний должен быть подготовлен итоговый документ (рекомендации, заключение). Однако вопрос о том, как «рождается» этот документ, обычно в положениях не раскрывается. Как следствие, на практике нередки случаи, когда по итогам слушаний оргкомитет составляет заключение, не отражающее весь спектр выраженных мнений (отражающее лишь «нужное» организатору мнение).

В этом случае публичные слушания просто теряют смысл, теряется и доверие граждан к этому институту. Чтобы не допустить этого, в положении о публичных слушаниях следует указать, что заключение должно отражать в обобщенном виде позиции всех участников.

Таковы лишь некоторые проблемы. Проведенный сравнительно- правовой анализ положений о публичных слушаниях позволяет сделать вывод о достаточно низком качестве правового регулирования этого института на муниципальном уровне. Многие принципиально важные вопросы, напрямую определяющие эффективность публичных слушаний, оказываются вне поля правового регулирования. Для того чтобы превратить публичные слушания в работающий механизм диалога органов местного самоуправления и населения, предстоит проделать достаточно большую работу.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822; СЗ РФ. 2020. № 52 (Часть I). Ст. 8591.

2. Положении о публичных слушаниях от 28 апреля 2019 г. Сокольского муниципального района Нижегородской области [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/944943881 (Дата обраще ния 04.04.2021).

3. Положении о публичных слушаниях от 20 августа 2020 г. Кочубеевского муниципального района Ставропольского края [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/561712652 (Дата обраще ния 04.04.2021).

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

4. Положении о публичных слушаниях от 18 октября 2020 г. Мамонтовского сельского поселения Московской области [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/494697002 (Дата обраще ния 04.04.2021).

© Акулова Н. А., 2021

УДК 342.571

Акулова Н. А.

Студент - магистрант 3 курса, факультета магистратуры и аспирантуры, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

г. Саратов, Российская Федерация

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрено и исследовано состояние идейных, исторических и правовых основ публичных слушаний, как формы институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов муниципальной власти и местного сообщества. А так же статья посвящена исследованию идеалов и правовых аспектов технологий, используемых при проведении публичных слушаний, являющих собой современную форму Российской муниципальной делиберальной демократии.

Ключевые слова:

Делиберальная демократия, публичные слушания, идеалы и правовые технологии, используемые при проведении публичных слушаний.

Рассматривая генезис современной системы российского местного самоуправления следует обратить особое внимание, что в ее содержании (наряду с формами непосредственной и представительной демократии) в последнее время начинают приобретать все большее значение формы так называемой делиберальной (диалоговой) демократии, представляющей собой совокупность форм институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов муниципальной власти и местного сообщества [2]. Делиберативная (диалоговая) демократия (демократия обсуждения, консультативная демократия), как общественный феномен, сочетает в себе элементы представительной демократии (representatative democracy), прямой демократии (direct democracy) и демократии участия (participatory democracy) [3].

В общественной жизни современных муниципалитетов используется немало форм правовой институализации и налаживания диалога органов местного самоуправления и местного сообщества, таких как сходы, собрания и конференции граждан; работа муниципальных общественных палат и общественных советов; интерактивные телепередачи с участием представителей власти. Однако, в нашем понимании, наиболее важное значение в современной системе российской диалоговой демократии играет такая ее форма, как публичные слушания, представляющие собой форму участия жителей муниципального образования в осуществлении местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, проводимого органами местного самоуправления в соответствии с установленной процедурой в целях выявления спектра мнений населения муниципального образования.

Публичные слушания (как отдельный правовой институт муниципального права) были закреплены в виде самостоятельной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и введены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.