Кухарев А.П. ©
Студент, юридический факультет,
Оренбургский государственный аграрный университет
ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА: ВОПРОСЫ
ПРАВОВОГО СТАТУСА
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ в РФ. Автором рассмотрены положения действующего гражданского законодательства, определяющие понятие, природу и признаки указанных хозяйствующих субъектов, их существенные отличия, а также особенности применения его норм на практике.
Summary
The article is devoted to topical issues of the legal status of public and non-public _ joint stock companies in the Russian Federation. The author considers the provisions of the applicable civil legislation defining the concept, nature and characteristics of these businesses, their essential differences and peculiarities of application of its provisions in practice.
Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, публичное размещение, публичное обращение, корпоративный договор.
Keywords: Civil code of the Russian Federation public joint-stock company, non-public joint-stock company, public offering, public appeal, a corporate contract.
В Государственную Думу ФС РФ в 2012 г. был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ». Указанный проект был разработан в целях реализации Концепции развития гражданского законодательства [1], подготовленной в соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 18.07.2008 г. № 1108 «О
совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений позволяют рассматривать его как проект существенной модернизации Гражданского кодекса России (далее - ГК РФ), прежде всего, его первой части, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.
Разработанный законопроект вступил в силу 1 сентября 2014 года в форме Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [2].
Предусмотренные им зменения в гражданском законодательстве направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании этих отношений, повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, усиление имущественной ответственности их органов, защиту прав участников любых корпораций [3].
Указанным выше федеральным законом существенно изменен правовой статус акционерных обществ в России. Так с 1 сентября 2014 г. в ГК РФ исчезли понятия «открытое» и «закрытое» акционерное общество, а появились понятия «публичного» и «непубличного» акционерного общества. Цель этого деления - установить разные режимы
© Кухарев А.П., 2015 г.
регулирования внутрикорпоративных отношений для хозяйственных обществ,
различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них.
Согласно ст. 66 ГК РФ публичным признается акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах [4].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»:
- публичное размещение - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах;
- обращение ценных бумаг на организованных торгах;
- обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы [5].
Если первые два признака, используемые для определения публичных обществ, на наш взгляд не вызывают вопросов, то последнее требует дополнительного уточнения, поскольку способно вызвать на практике различные варианты его применения.
Акционерное общество, отвечающее любому из перечисленных выше критериев, признается публичным и обязано включить в свое наименование указание на свой публичный статус. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Все остальные общества, не отвечающие перечисленным выше критериям, признаются непубличными. Их наименование не должно содержать каких-либо специальных оговорок. В связи с этим возникает вопрос, как быть с существующими открытыми и закрытыми акционерными обществами сегодня? Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ в п.11 ст. 3 определяет, что акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным [2]. Кроме этого со дня вступления в силу указанного закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ. Положения Федерального закона «Об акционерных обществах» применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. При этом перерегистрация юридических лиц, созданных ранее в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ не требуется.
Исходя из указанного выше, следует определить, чем же отличаются публичные акционерные общества от непубличных.
Еще в середине XX века советскими цивилистами было высказано мнение о том, что общее деление корпораций на публичные и частные в зависимости от характера выполняемых ими функций имеет, разумеется, определенный смысл в области административных, финансовых и иных подобных им отношений (наличие у публичных корпораций отдельных функций власти, налоговых льгот, иной порядок их образования т.п.). В области же гражданско-правовых отношений, как отмечал С.Н. Братусь, деление юридических лиц на публичные и частные «по существу ничего не дает, и потому должно быть признано бесплодным» [6,96]. Аналогичную точку зрения сегодня высказывает и О. А. Серова, которая полагает, что деление коммерческих юридических лиц на публичные и непубличные несколько нелогично и наталкивает на правовую коллизию [7,46].
Однако, прежде всего, необходимо акцентировать внимание, что сегодня основу такого деления составляет подход, в соответствии с которым для публичных компаний действуют жесткие требования к корпоративному управлению, устанавливаемые законодательством, тогда как компании, не вышедшие (и не планирующие выходить) на фондовый рынок, подчиняются более гибкому законодательству, предоставляющему акционерам широкую свободу договора и, следовательно, большие возможности по модификации корпоративного управления в соответствии со стратегией развития бизнеса. Следовательно, законодательное деление обществ на публичные и непубличные с
одной стороны можно объяснить тем, что это более востребовано практикой, с другой - это решение задачи формирования различных режимов корпоративного управления.
Таким образом, по смыслу ГК РФ основным отличием между публичными и непубличными организациями сегодня считается возможность публичного размещения и оборота акций и ценных бумаг предприятия. Публичное акционерное общество обязывается раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах. Ведение реестра акционеров и функции счетной комиссии в публичном обществе выполняются только независимым регистратором. В публичном обществе в обязательном порядке должен быть создан наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти. В публичном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.
В связи с внесенными изменениями в ГК РФ, сформировано такое понятие как «корпоративный договор». Он представляет собой договор, заключаемый между участниками хозяйственного общества об осуществлении своих корпоративных (членских) прав, в соответствии с которым данные участники обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться либо отказаться от их осуществления, в том числе, голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей при наступлении определенных обстоятельств. Решение составлять его или нет, остается за владельцами акций. Однако, для публичных обществ, предусмотрено обязательное раскрытие информации указанной в нем. Если же это не публичное акционерное общество, то содержание договора считается конфиденциальной информацией и не подлежит раскрытию кроме случаев, предусмотренных законом.
Внесенные изменения в гражданское законодательство, определяющие правовое положение публичных и непубличных акционерных обществ, с нашей точки зрения, направлены, прежде всего, на сокращение обязанностей и императивных правил, и значительно улучшают положение всех остальных непубличных обществ. Так, новые нормы закона не предусматривают обязанности для непубличных обществ по раскрытию информации в той или иной форме, отдают на усмотрение акционеров многие вопросы, связанные с управлением обществом. Например, непубличные общества могут отказаться от формирования ревизионной комиссии, передать директору функции наблюдательного совета, изменить установленный законом порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров и т.д. Отсюда можно усмотреть цель нововведений - это установление диспозитивного регулирования правоотношений по управлению акционерным обществом, в том числе по формированию органов управления, их функциям, по порядку принятия решений и уход от жёстких стандартов управления в отношении закрытых акционерных обществ. В то же время, внесенные изменения «осложняют» жизнь некоторым обществам. В частности, это например обязанность любого акционерного общества ежегодно привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности и другие.
Таким образом, сегодня публичным признается любое акционерное общество, акции которого публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Непубличным является общество, не отвечающее перечисленным выше требованиям закона. В основе такого деления акционерных обществ лежит дифференцированный подход к правовому регулированию статуса данных хозяйствующих субъектов. Он заключается в том, что правовое положение публичных акционерных обществ урегулировано в основном императивными нормами, предусматривающими дополнительные требования к их деятельности. Участникам же непубличного акционерного общества предоставлено больше прав по определению состава и
компетенции его органов управления, порядка созыва и проведения общего собрания,
объема правомочий участников общества.
Литература
1. См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
2. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
3. Реформирование гражданского законодательства о юридических лицах (сравнительный анализ изменений, внесенных с 1 сентября 2014 года в главу 4 ГК РФ) // СПС «Гарант».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
6. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., Изд. Юр. Литературы. 1950. 367 с.
7. Серова О.А. Изменение системы юридических лиц в России в условиях реформирования гражданского законодательства: проблемы и перспективы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 9. С. 45-49.