Научная статья на тему 'Публичные библиотеки зарубежных стран: уроки пандемии'

Публичные библиотеки зарубежных стран: уроки пандемии Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная библиотека / зарубежные страны / пандемия / деятельность публичных библиотек / информационно-коммуникационные технологии / цифровое неравенство / антикризисный менеджмент / public libraries / foreign countries / pandemic / public libraries performance / information and communications technologies / digital inequality / crisis management

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Варганова Галина Владимировна

Рассматривается деятельность публичных библиотек зарубежных стран в условиях пандемии КОВИД-19. Определены основные направления деятельности публичных библиотек. Особое внимание уделено управлению персоналом, технической оснащенности библиотек, комплектованию фондов документами на традиционных носителях и электронными ресурсами, наиболее распространенным формам и методам обслуживания населения, организации взаимодействия с национальными, академическими, специальными библиотеками и издательскими домами. Пандемия способствовала переосмыслению роли информационно-коммуникационных технологий в деятельности публичных библиотек. Цифровое неравенство рассматривается в качестве основного барьера, препятствующего внедрению инновационных подходов в процессы обслуживания населения. КОВИД-19, оказавший влияние на все направления работы публичных библиотек, поставивший вопрос о необходимости совершенствования профессиональных компетентностей персонала. Подчеркивается необходимость разработки проблем кризисного менеджмента для публичных библиотек в условиях цифровых трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Варганова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public libraries in foreign countries: lessons learned during pandemic

The article provides analysis of foreign countries public libraries response to COVID-19 pandemic. Best practices in key areas of their performance are determined. Main accents are placed on managing personnel, technical services staff operations, acquisitions and electronic collection development, expanding services to the greater community, collaboration with other community agencies: national, academic, special libraries, publishing houses. Public libraries activity during pandemic period helps personnel to rethink and interpret differently the value of information and communications technologies in everyday library performance. Digital inequality is considered as the main barrier for designing and updating library services for communities. COVID-19 affected the performance of public libraries in foreign countries, help to conceptualize their role and professional skills of library specialists in the context of digital transformations. The necessity for working out crisis management issues in the context of digital environment in public libraries is emphasized.

Текст научной работы на тему «Публичные библиотеки зарубежных стран: уроки пандемии»

УДК 027.4(100)

Г. В. Варганова

Публичные библиотеки зарубежных стран: уроки пандемии

Рассматривается деятельность публичных библиотек зарубежных стран в условиях пандемии КОВИД-19. Определены основные направления деятельности публичных библиотек. Особое внимание уделено управлению персоналом, технической оснащенности библиотек, комплектованию фондов документами на традиционных носителях и электронными ресурсами, наиболее распространенным формам и методам обслуживания населения, организации взаимодействия с национальными, академическими, специальными библиотеками и издательскими домами. Пандемия способствовала переосмыслению роли информационно-коммуникационных технологий в деятельности публичных библиотек. Цифровое неравенство рассматривается в качестве основного барьера, препятствующего внедрению инновационных подходов в процессы обслуживания населения. КОВИД-19, оказавший влияние на все направления работы публичных библиотек, поставивший вопрос о необходимости совершенствования профессиональных компетентностей персонала. Подчеркивается необходимость разработки проблем кризисного менеджмента для публичных библиотек в условиях цифровых трансформаций.

Ключевые слова: публичная библиотека, зарубежные страны, пандемия, деятельность публичных библиотек, информационно-коммуникационные технологии, цифровое неравенство, антикризисный менеджмент

Galina V. Varganova Public libraries in foreign countries: lessons learned during pandemic

The article provides analysis of foreign countries public libraries response to COVID-19 pandemic. Best practices in key areas of their performance are determined. Main accents are placed on managing personnel, technical services staff operations, acquisitions and electronic collection development, expanding services to the greater community, collaboration with other community agencies: national, academic, special libraries, publishing houses. Public libraries activity during pandemic period helps personnel to rethink and interpret differently the value of information and communications technologies in everyday library performance. Digital inequality is considered as the main barrier for designing and updating library services for communities. COVID-19 affected the performance of public libraries in foreign countries, help to conceptualize their role and professional skills of library specialists in the context of digital transformations. The necessity for working out crisis management issues in the context of digital environment in public libraries is emphasized.

Keywords: public libraries, foreign countries, pandemic, public libraries performance, information and communications technologies, digital inequality, crisis management DOI 10.30725/2619-0303-2024-1-148-154

Пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием для публичных библиотек зарубежных стран и привела к существенным социальным, экономическим и технологическим проблемам. Анализ публикаций в зарубежных журналах би-блиотечно-информационного профиля, а также информации, размещенной на официальных сайтах библиотек, позволяет выявить основные практики и проблемы, являющиеся общими для библиотек данного вида, но острота и масштаб которых различались как в библиотеках разных странах, так и в библиотеках одной страны.

Начало пандемии привело библиотечное сообщество к пониманию появления новых вызовов, связанных с необходимостью вве-

дения и соблюдения протоколов социальной дистанции, процедур дезинфекции как средств сдерживания распространения пандемии, соблюдения требований сохранения здоровья и безопасности сотрудников библиотек и пользователей.

Публичные библиотеки многих стран закрыли свои двери для читателей в связи с государственными регулятивами и высокой заболеваемостью персонала. В Японии в начале пандемии были закрыты 97,3% публичных библиотек [1]. При этом в Швеции 85% библиотек оставались открытыми, но были отменены ранее запланированные массовые и групповые мероприятия [2]. Протоколы дезинфекции,

меры профилактики, требования к редизайну помещений с учетом социальной дистанции появились практически во всех библиотеках. В дальнейшем открытие публичных библиотек происходило в разных странах в разные сроки и определялось национальной статистикой распространения пандемии, динамикой количества вновь заболевших, действенностью осуществляемых государствами профилактических мер и др.

Объемы сокращения финансирования публичных библиотек в разных странах различны и, как правило, определяются уровнем экономического развития страны, финансированием данного сектора экономики в предшествующие годы и др. Несмотря на предпринимаемые антикризисные шаги и стремление к сохранению программ поддержки публичных библиотек, в ряде стран прошло сокращение финансирования, повышение стоимости коммунальных услуг, изменение ценовой политики издательств, обусловивших возрастание стоимости традиционных и электронных документов, что затруднило комплектование фондов и др.

Наблюдались процессы сокращения персонала. Причинами стали летальность, личные пожелания сотрудников, не принявших правила работы в условиях «новой нормальности», пессимистические оценки владения информационно-коммуникационными технологиями, а также инициативы вышестоящих организаций по расторжению трудовых договоров. Примечателен пример Италии. При трудоустройстве является возможным заключение библиотекарями двух видов договора: либо с руководителем публичной библиотеки, либо с представителем государственной структуры, ответственным за этот сектор экономики. Сокращение коснулось только сотрудников, заключивших договор с директорами публичных библиотек. Эта ситуация была расценена как неуважение общества к библиотекарям и поставила на повестку дня Итальянской библиотечной ассоциации вопрос о необходимости защиты библиотечной профессии. Наряду с сокращением персонала происходил временный отзыв библиотечных работников с сохранением заработной платы на выполнение социально-значимых работ в условиях пандемии, в частности в колл-центрах государственных учреждений (Германия, Бельгия) и др. [2; 3].

Работа публичных библиотек усложнялась отсутствием знаний о влиянии и распространении коронавируса на документах. Институт музейного и библиотечного обслуживания (IMLS), О^С и Мемориальный институт Батте-

ля (США) провели исследование, посвященное изучению жизнеспособности вируса SARSCoV-2 на документах с различной материальной основой: обложки книг в твердом и мягком переплетах; пластиковая крышка переплета; футляр для DVD-дисков, листы бумаги внутри закрытой книги, в ходе которого были установлены требуемые сроки карантина до 5-7 дней [4]. Схожие результаты были получены специалистами Австрийского федерального института оценки рисков [2]. ИФЛА достаточно оперативно проинформировала библиотечное сообщество через национальные библиотеки и национальные библиотечные ассоциации о проведенных исследованиях. Это позволило не только в некоторой степени снять тревожность библиотечных специалистов, но также организовать работу по обслуживанию читателей и выдачу документов с учетом установленных в исследованиях процедур и сроков карантина. Сотрудниками библиотек были реорганизованы сайты с выделением раздела COVID-19, разработаны новые правила работы библиотек, которые размещались в социальных медиа, в том числе на страницах местной печати, транслировались по радио.

Правила стационарного обслуживания населения изменились. Была организована выдача для новых пользователей временных разрешений на доступ к традиционным и электронным ресурсам, введена система предварительной записи для посещения библиотеки, резервирование места работы в читальном зале, обязательного предварительного заказа необходимых документов и др. Одновременно было увеличено количество выдаваемых книг, приостановлены штрафные санкции за несоблюдение сроков их возврата и др. (Китай, Люксембург, Сербия, Швейцария, Финляндия).

Внестационарное обслуживание документами на бумажных носителях получило большое распространение. Книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания доставлялись сотрудниками библиотек непосредственно к месту проживания пользователей, в связи с чем были подготовлены руководства по обеспечению безопасности библиотекаря, выполняющего эту работу, а также инструкции для пользователей о правилах возврата полученных документов (упаковка) и др. В Японии доставка книг рядом публичных библиотек осуществлялась при помощи услуг почтовой связи. Во многих странах широко использовались библиобусы [5; 6; 7].

Кризис, вызванный пандемией, поставил вопрос об изменении политики доступа к электронным ресурсам: был разрешен доступ

без предварительного посещения библиотеки пользователями, разработаны руководства, путеводители, памятки, видео-инструкции, видеоконференции, обучающие онлайн-семина-ры по использованию баз данных, по поиску информации в электронных каталогах и др. (Бельгия, Швеция, Словения).

COVID-19 и связанные с ним ограничительные меры, особенно на первом этапе пандемии, оказали, безусловно, негативное влияние на качество библиотечного обслуживания пользователей. Помимо заболеваемости персонала, другими значимыми причинами стали недостаточная техническая и технологическая обеспеченность библиотек, а также не всегда высокий уровень владения сотрудниками ИКТ. Однако библиотечные специалисты смогли переосмыслить потенциал информационно-коммуникационных технологий, что во многом способствовало сохранению роли публичной библиотеки как центра местного сообщества, подтвердило ее значимость для поддержания и развития социальных коммуникаций в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией.

Переход с традиционного формата обслуживания пользователей к дистанционному, позволявшему обеспечить доступ к информации и предотвратить распространение инфекции, реализовывался как из стен библиотеки, так и из дома. Взаимодействие с населением осуществлялось с использованием социальных сетей, микроблогов, электронной почты, официального сайта библиотек, каналов YouTube, мессенджеров Whats app, Telegram и (запрещенных с недавних пор в России) Tik Tok, Facebook, Instagram, Twitter.

Важнейшей задачей публичных библиотек была трансляция пользователям достоверной информации о заболеваемости COVID-2019, получаемой от ВОЗ и государственных органов власти. Фейковая информация, не соответствующая официальным данным ВОЗ и национальной статистике, активно транслировались по каналам масс-медиа. Фрустрацию и стресс населения усугубляли троллинги блогеров, предсказания астрологов, экстрасенсов, таро-логов и др. Термин «фейковая информация» хорошо известен библиотечному сообществу, которое уже на протяжении многих лет предпринимает усилия по защите населения.

Период пандемии привел к появлению нового термина «инфодемия», которая «представляет собой переизбыток онлайновой и офлайновой информации. Она включает в себя намеренные попытки распространения ложных сведений в целях срыва ответных мер

общественного здравоохранения и продвижения альтернативных групповых или индивидуальных целей» [8]. В условиях пандемии ЮНЕСКО, ИФЛА, национальные библиотечные ассоциации и публичные библиотеки уделяли большое внимание данному вопросу и проводили для библиотечных специалистов и пользователей семинары по медиа- и информационной грамотности, сформированность которых закономерно рассматривалась в качестве важнейших факторов, позволяющих отделять фейковую и деструктивную информацию от достоверной [9; 10].

При обслуживании населения особое внимание уделялось тематическим обзорам и обзорам вновь поступившей литературы, которые сопровождались виртуальными выставками, выполненными с использованием программ и платформ Са1атео, Р1юШРеас1"1, Тг^Ыпк, ArtSteps, МОУЮ, Nextiz и др.

Большой востребованностью пользовались оборы по вопросам преодоления фрустрации и стресса (Швеция, Финляндия, Австралия), сохранения ментального здоровья (Великобритания, США), и укрепления иммунитета в условиях пандемии (Италия, Испания, Бельгия, Германия) и др. Такое направление библиотечной деятельности, как библиотерапия, обрело новое дыхание [11; 12; 13].

В публичных библиотеках большей части стран проводилось 20-60-минутное общение с пользователями по каналу YouTube «Время читать» - чтение художественных произведений или их фрагментов библиотечными специалистами, представителями литературной общественности. В Японии в подобного рода программах были задействованы артисты кукольных и драматических театров, закрытых во время пандемии. Писатели, поэты и литературоведы стали более активными участниками и ведущими книжных клубов и клубов чтения, читали лекции и проводили семинары о жизни и деятельности национальных классиков и современных писателей. Библиотеки-партнеры, находящиеся в разных регионах страны, организовывали литературные мосты для обсуждения вновь вышедших художественных произведений. Библиотеки, имевшие оборудование для стримов и подкастов, приглашали для онлайн-встреч с читателями представителей литературных профессиональных ассоциаций, ученых и практиков в области вирусологии, медицины, гражданского здравоохранения и психологии [2]. Активно проводились фестивали любимых книг, книжные марафоны, конкурсы чтецов, онлайн-викторины, онлайн-квесты и фотоквесты по прочитанным произведениям,

ток-шоу, конкурсы лучших эссе по прочитанным книгам и др.

В фокусе внимания библиотечных специалистов были фандомы - группы читателей-подростков и молодежи, являющихся фанатами каких-либо художественных, музыкальных, кинопроизведений и др. Мероприятия подобного рода всегда несли в себе мощный творческий импульс и состязательность. В условиях пандемии не потеряли свою значимость лекции, круглые столы, дебаты, баттлы по темам, предложенным читателями, и др. Укрепилось межбиблиотечное взаимодействие по линии обеспечения доступа к документам на традиционных и электронных носителях. Сотрудничество развивалось как с публичными библиотеками, так и с библиотеками национальными, университетскими, академическими, библиотеками концернов и консорциумов, музеев, арт-галерей, художественных студий и др. Обслуживанию пользователей публичных библиотек способствовало взаимодействие с ЮНЕСКО, которая предоставила свободный доступ к материалам образовательного, научно-популярного, научного характера [14; 15].

Большую роль сыграли национальные библиотеки зарубежных стран, которые на период ковида предоставили доступ населению к своим ресурсам. Так, Национальная библиотека и архив Ирана предоставила доступ к базам данных «Периодические издания Ирана», «Цифровая детская библиотека», «Цифровая библиотека» [16]. Помощь оказали издательские дома, а также библиотеки университетов разных стран мира, которые в период пандемии также разрешали пользоваться электронными ресурсами, в том числе без предварительной регистрации.

Гибридная модель обслуживания населения в публичных библиотеках зарубежных стран документами на бумажных и электронных носителях стала основной. Данная модель, не отвергающая значимости ни бумажного, ни электронного носителя информации, оценивается зарубежными специалистами в качестве приоритетной, эффективной и имеющий объективные возможности для сохранения своей значимости и дальнейшего развития на многие годы вперед [17]. Проведенный анализ деятельности публичных библиотек зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что качество обслуживания населения значительно затруднялось усилением цифрового разрыва, который в период пандемии привел к более ощутимому неравенству в доступе к информации разных социально-демографических групп населения как в разных странах мира, так и в

разных административно-территориальных единицах одной страны (областях, штатах, графствах, провинциях и др.) [18-20].

Понимание библиотечными специалистами того, что переход от стационарного обслуживания в онлайн, в том числе. работа из дома, стали настоятельной необходимостью, наталкивалось на отсутствие или недостаточность технической и технологической оснащенности (качественной компьютерной техники с хорошей производительностью, высокоскоростного Интернета, необходимой инфраструктуры), усугублялось сокращением финансирования и персонала [2; 12; 21-24].

Адаптация к режиму онлайн показала, что многие библиотекари не обладали достаточным уровнем владения дистанционными технологиями, испытывали проблемы с выбором и использованием программ, приложений, электронных сервисов, были психологически и морально не готовы работать в новой реальности и др., что стало серьезным ограничением при обслуживании пользователей. К данным проблемам, препятствующим техноло-гизации, в ряде стран неизбежно добавлялись проблемы, касающиеся нерешенных вопросов оцифровки и соблюдения авторского права.

Изменилось информационное поведение пользователей, возросло количество запросов на электронные ресурсы для удовлетворения профессиональных и личностных потребностей. Библиотеки не всегда могли оперативно отвечать на запросы, в том числе по причине недостаточности или отсутствия сформированной информационной грамотности пользователей, умения осуществлять поиск в электронных каталогах, базах данных, работать в платформах. В связи с тем, что подобные обстоятельства снижали показатели обслуживания населения, библиотечные специалисты приступили к составлению регламентов и правил пользования электронными ресурсами, разработке рекомендации по навигации и др. Обучение пользователей информационной грамотности стало серьезной проблемой, нерешенность которой препятствовала доступу к необходимой им информации. Библиотекари Испании, Швеции, Канады, США, Дании организовали обучающие семинары для населения различных возрастных категорий с использованием видеохостинга YouTube, сервиса Zoom, мессенджеров Telegram, iMessage Snapchat, Whatsapp, Facebook Messenger, размещали информацию о них в социальных сетях, направляли инструкции и руководства на электронную почту пользователей и др.

Пандемия привела к переосмыслению значимости цифровой трансформации публичных библиотек, необходимости увеличения инвестиций и внедрения инноваций в ее деятельность как важнейших инструментов реализации библиотеками своей социальной миссии.

СОУЮ-19 стал мощным катализатором появления новых идей, концептов и подходов, связанных с необходимостью внесения изменений практически во все направления деятельности публичных библиотек, функционирующих в цифровой среде: формирование ресурсов на традиционных и электронных носителях, онлайн-обслуживание пользователей в широте их социально-демографических характеристик и информационных потребностей, определение эффективных каналов коммуникации с населением, повышение уровня цифровых компетенций библиотечных специалистов и пользователей и др.

Таким образом, публичная библиотека как сложная социальная система существует в условиях постоянно возникающих изменений в социуме, затрагивающих сферы политики, экономики, образования, культуры, и порождающих неопределенность, неустойчивость и непредсказуемость, которые создают риски и угрозы ее функционированию. Выполнение основной миссии публичной библиотеки возможно только на основе сохранения устойчивости, ее гибкой и оперативной адаптации к изменениям, надежности в реализации миссии, непрерывности в выполнении основных направлений деятельности.

Анализ зарубежных изданий показывает, что в публикациях, касающихся библиотечно-информационной деятельности, используются термины «кризисный менеджмент», «антикризисный менеджмент», «управление изменениями», «менеджмент изменений», «новая наука о переменах». Но подобного рода статьи связаны, главным образом, с деятельностью не публичных библиотек, а библиотек других типов: академических, университетских, школьных, библиотек, созданных при корпорациях, компаниях и др.

Достижения в области библиотечного менеджмента требуют обогащения новыми обоснованными знаниями в области теоретико-методологических вопросов безопасности публичных библиотек в кризисных ситуациях в условиях цифровых трансформаций. К числу приоритетных вопросов следует отнести следующие: разработка моделей антикризисного управления публичными библиотеками с использованием прогностических методов

(экстраполяции, моделирования, экспертизы, форсайта) и определение критериев оценки их эффективности; управление рисками в кризисных ситуациях, выявление методов негативного влияния и нейтрализации их остроты и масштабов, а также поиск поведенческих сценариев действия библиотечного коллектива. Особое значение приобретает совершенствование профессиональных компетенции библиотечно-информационных специалистов, необходимых для антикризисного управления публичными библиотеками и сохранения ее стабильного функционирования. Не менее значимой задачей является формирование информационной грамотности различных социально-демографических групп населения.

Проблемы менеджмента публичных библиотек в контексте кризисных ситуаций и цифрового развития социума могут быть успешно решены при активном участии библиотечного сообщества, имеющего научные знания, практический опыт и творческую инициативу. Это позволит публичной библиотеке, стремящейся сохранить за собой высокое звание общественного блага [25-27], обладающей безусловной социальной полезностью и обеспечивающей равенство индивидуального и коллективного доступа к информационным ресурсам, активно и оперативно отвечать на кризисные трансформации.

Список литературы

1. Response to Covid-19 by public libraries in Japan: research by the National Diet Library / transl. Okada Aya // Current Awareness Portal. URL: https://current. ndl.go.jp/en/e2497_en (дата обращения: 04.01.2024).

2. COVID-19 and the Global Library Field // Information Federation of Library Associations and institutions (IFLA). URL: ifla.org/covid-19-and-the-global-library-field (дата обращения: 03.01.2024).

3. Canadian public libraries played an important role during the pandemic report // CTV News. URL: https://www.ctvnews.ca/canada/canadian-public-libraries-played-an-important-role-during-the-pandemic-report-1.6589164 (дата обращения: 04.01.2024).

4. COVID Research Simulating Virus on common library museum materials published in Journal of applied microbiology // Institute of Museum and Library Services (IMLS). URL: https://www.imls.gov/news/covid-research-simulating-virus-common-library-museum-materials-published-journal-applied (дата обращения: 04.01.2024).

5. Carbery A., Fallon H., Higgins M. Irish libraries and COVID-19: First reflections // Insights. 2020. Vol. 33. URL: https://insights.uksg.org/articles/10.1629/uksg.522 (дата обращения: 03.02.2024).

6. Survey results on public libraries' responses to COVID-19 in Japan // Access - Library Learning Space. URL: https://librarylearningspace.com/survey-results-on-public-libraries-responses-to-covid-19-in-japan (дата обращения: 04.01.2024).

7. Begum D., Roknuzzaman M., Shobhanee M. Public libraries' responses to a global pandemic: Bangladesh perspectives // IFLA Journal. 2022. Vol. 48, № 1. P. 174-188.

8. Борьба с инфодемией на фоне пандемии Совид-19: поощрение ответственного поведения и уменьшения пагубного воздействия ложных сведений и деизинформации // Всемирная организация здравоохранения. URL: www.who.int/ru/news/ item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation (дата обращения: 04.01.2024).

9. UNESCO MIL Alliaice // UNESCO. URL: https:// en.unesco.org/themes/media-and-information-literacy/ gapmil/covid19 (дата обращения 04.01.2024).

10. Fighting back the infodemic: continuing professional development opportunities and initiatives for LIS professionals // Information Federation of Library Associations and institutions (IFLA). URL: https:// repository.ifla.org/handle/123456789/2249 (дата обращения: 04.01.2024).

11. Alajm B. M. Albudaiwi D. Response to COVID-19 Pandemic: Where Do Public Libraries Stand? // Public Library Quarterly. 2021. Vol. 40, iss. 6. P. 540-556.

12. Tammaro A. M The New Normal: Public Libraries in Italy Post Covid-19 // International information and Library Review. 2021. Vol. 53, № 1. P. 63-68.

13. Wakeling S., Garner J. The challenge now is for us to remain relevant: Australian public libraries and the COVID-19 crisis // IFLA Journal. 2022. Vol. 48, iss. 1. P. 138-154.

14. UNESCO's education response to COVID-19 // UNESCO. URL: https://www.unesco.org/en/covid-19/ education-response/initiatives (дата обращения: 03.02.2024).

15. Impact of COVID-19 on UNESCO's programme and activities // UNESDOC. Цифровая библиотека. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000373757 (дата обращения: 04.01.2024).

16. Memari H. Redefining the Role of Libraries: Strategies of the National Library and Archives of Iran during Pandemic // The Serials Librarian. 2022. Vol. 83, iss. 1. P. 51-59.

17. Matthews J. R. COVID-19 and Public Libraries: A Real Paradigm Shift // Public Library Quarterly.2020. Vol. 39, № 5. P. 389-390.

18. Keeping Communities Connected: Library Broadband Services During the COVID-19 Pandemic // American Library Association (ALA). URL: https://www.ala.org/advocacy/sites/ala.org.

advocacy/files/content/telecom/broadband/Keeping_ Communities_Connected_030722.pdf (дата обращения: 04.01.2024).

19. Syn S., Sinn D., Kim S. Innovation public library services during the COVID-19 pandemic. Application and revision of social innovation typology // Library&Information Science Research. 2023. Vol. 45, iss. 3. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC10167268 (дата обращения: 04.01.2024)

20. LaPierre S. Digital Access During COVID-19 // A Publication of the Public Library Association. Public Libraries Online. 2020. URL: https://publiclibrariesonline. org/2020/05/digital-access-during-covid-19/ (дата обращения: 03.02.2024).

21. How innovative library staff have achieved the virtually impossible during lockdown // Charles Sturt University. URL: https://news.csu.edu.au/opinion/ how-hard-working-and-innovative-library-staff-have-achieved-the-virtually-impossible (дата обращения: 03.02.2024).

22. Covid-19 and Finnish public libraries // Libraries. fi. URL: https://www.libraries.fi/functional-society/covid-19-and-Finnish-libraries?language_content_entity=en (дата обращения 03.02.2024).

23. Winberry J., Potnis D. Social Innovations in Public Libraries: Types and Challenges // Library Quarterly: Information, Community, Policy. 2021. Vol. 91, № 3. P. 337-365.

24. Otike F. W.,Bouaamri A., Barat A. H., Kiszl P. Emerging roles of libraries and librarians during and post COVID-19 challenges and opportunities // IGI Global Publishing Tomorrow's Researsh Today. URL: https://www.igi-global.com/viewtitlesample.aspx?id =284714&ptid=265487&t=emerging+roles+of+librar ies+and+librarians+during+and+post+covid-19+pan demic%3A+challenges+and+opportunities (дата обращения: 04.01.2024).

25. Matthews J. R. What Is the Value of a Public Library? Possibilities, Challenges, Opportunities // Public Library Quarterly. 2019. Vol. 38, iss. 2. P. 121-123.

26. Rubin R. E., Rubin R. G. Foundations of Library and Information Science. Chicago: ALA Neal-Schuman, 2020. 648 p.

27. Mehra J. R. Social Justice Design and Implementation in Library and Information Science. Abingdon, UK; New York: Routledge. 312 p.

References

1. Okada Aya (transl.). Response to Covid-19 by public libraries in Japan: research by the National Diet Library / transl.. Current Awareness Portal. URL: https://current. ndl.go.jp/en/e2497_en (accessed: Jan.04.2024).

2. COVID-19 and the Global Library Field. Information Federation of Library Associations and institutions (IFLA). URL: ifla.org/covid-19-and-the-global-library-field (accessed: Jan.03.2024).

3. Canadian public libraries played an important role during the pandemic report. CTV News. URL: https://www. ctvnews.ca/canada/canadian-public-libraries-played-an-important-role-during-the-pandemic-report-1.6589164 (accessed: Jan.04.2024).

4. COVID Research Simulating Virus on common library museum materials published in Journal of applied microbiology. Institute of Museum and Library Services (IMLS). URL: https://www.imls.gov/news/ covid-research-simulating-virus-common-library-museum-materials-published-journal-applied (accessed: Jan.04.2024).

5. Carbery A., Fallon H., Higgins M. Irish libraries and COVID-19: First reflections. Insights. 2020. 33. URL: https:// insights.uksg.org/articles/10.1629/uksg.522 (accessed: Febr.03.2024).

6. Survey results on public libraries' responses to COVID-19 in Japan. Access - Library Learning Space. URL: https://librarylearningspace.com/survey-results-on-public-libraries-responses-to-covid-19-in-japan (accessed: Jan.04.2024).

7. Begum D., Roknuzzaman M., Shobhanee M. Public libraries' responses to a global pandemic: Bangladesh perspectives. IFLA Journal. 2022. 48 (1), 174-188.

8. Combating the infodemic amid the Covid-19 pandemic: encouraging responsible behavior and reducing the harmful effects of misinformation and disinformation. World Health Organization. URL: www.who.int/ru/news/ item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and- disinformation (accessed: Jan.04.2024) (in Russ.).

9. UNESCO MIL Alliaice. UNESCO. URL: https:// en.unesco.org/themes/media-and-information-literacy/ gapmil/covid19 (accessed: Jan.04.2024).

10. Fighting back the infodemic: continuing professional development opportunities and initiatives for LIS professionals. Information Federation of Library Associations and institutions (IFLA). URL: https:// repository.ifla.org/handle/123456789/2249 (accessed: Jan.04.2024).

11. Alajm B. M. Albudaiwi D. Response to COVID-19 Pandemic: Where Do Public Libraries Stand? Public Library Quarterly. 2021. 40 (6), 540-556.

12. Tammaro A. M The New Normal: Public Libraries in Italy Post Covid-19. International information and Library Review. 2021. 53 (1), 63-68.

13. Wakeling S., Garner J. The challenge now is for us to remain relevant: Australian public libraries and the COVID-19 crisis. IFLA Journal. 2022. 48 (1), 138-154.

14. UNESCO's education response to COVID-19. UNESCO. URL: https://www.unesco.org/en/covid-19/ education-response/initiatives (accessed: Febr.03.2024).

15. Impact of COVID-19 on UNESCO's programme and activities. UNESDOC. Digital Library. URL: https://

unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373757 (accessed: Jan.04.2024).

16. Memari H. Redefining the Role of Libraries: Strategies of the National Library and Archives of Iran during Pandemic. The Serials Librarian. 2022. 83 (1), 51 -59.

17. Matthews J. R. COVID-19 and Public Libraries: A Real Paradigm Shift. Public Library Quarterly.2020. 39 (5), 389-390.

18. Keeping Communities Connected: Library Broadband Services During the COVID-19 Pandemic. American Library Association (ALA). URL: https:// www.ala.org/advocacy/sites/ala.org.advocacy/files/ content/telecom/broadband/Keeping_Communities_ Connected_030722.pdf (accessed: Jan.04.2024).

19. Syn S., Sinn D., Kim S. Innovation public library services during the COVID-19 pandemic. Application and revision of social innovation typology. Library&Information Science Research. 2023. 45 (3). URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC10167268 (accessed: Jan.04.2024).

20. LaPierre S. Digital Access During COVID-19. A Publication of the Public Library Association. Public Libraries Online. 2020. URL: https://publiclibrariesonline. org/2020/05/digital-access-during-covid-19/ (accessed: Febr.03.2024).

21. How innovative library staff have achieved the virtually impossible during lockdown. Charles Sturt University. URL: https://news.csu.edu.au/opinion/ how-hard-working-and-innovative-library-staff-have-achieved-the-virtually-impossible (accessed: Jan.04.2024).

22. Covid-19 and Finnish public libraries. Libraries. fi. URL: https://www.libraries.fi/functional-society/covid-19-and-Finnish-libraries?language_content_entity=en (accessed: Febr.03.2024).

23. Winberry J., Potnis D. Social Innovations in Public Libraries: Types and Challenges. Library Quarterly: Information, Community, Policy. 2021. 91 (3), 337-365.

24. Otike F. W.,Bouaamri A., Barat A. H., Kiszl P. Emerging roles of libraries and librarians during and post COVID-19 challenges and opportunities. IGI Global Publishing Tomorrow's Researsh Today. URL: https://www. igi-global.com/viewtitlesample.aspx?id=284714&ptid=26 5487&t=emerging+roles+of+libraries+and+librarians+du ring+and+post+covid-19+pandemic%3A+challenges+and +opportunities (accessed: Jan.04.2024).

25. Matthews J. R. What Is the Value of a Public Library? Possibilities, Challenges, Opportunities. Public Library Quarterly. 2019. 38 (2), 121-123.

26. Rubin R. E., Rubin R. G. Foundations of Library and Information Science. Chicago: ALA Neal-Schuman, 2020. 648.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Mehra J. R. Social Justice Design and Implementation in Library and Information Science. Abingdon, UK; New York: Routledge. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.