Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАН В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА'

ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАН В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГОРОЖАНЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асриева Снежана Вячеславовна

Актуальность темы статьи обусловлено, тем, что сегодня публичное искусство становится важнейшим ресурсом и возможностью творческой самореализации жителей города. В статье дается обоснование, на то, что эта возможность связана с ролью общественных пространств города, как мест притяжения жителей и туристов города. Проведенное исследование показало, что, развитие общественных пространств, где присутствует публичное искусство, творческая самореализация горожанина во многом зависит от того, является ли он (гражданин) активным участников или отстранённым прохожим. Целью исследования является выявление отношения горожан к возможности творческой самореализации в условиях общественного пространства и меняющихся форм города. Задачи: проанализировать основные теоретические аспекты, с поставленной целью позволяющие определить специфику общественного пространства и подходы к ним; рассмотреть новые форы публичного искусства к возможности творческой самореализации горожанина в условиях общественного пространства Новизна и достигнутые результаты: обобщено понятие публичное искусство и сформирован подход к возможности творческой самореализации горожанина в условиях общественного пространства. Результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения теоретических и практических аспектов. В результате исследования можно сделать вывод, что обосновано внедрение публичного искусства как формы, так как производство культурного продукта становится доступным для любого сегмента аудитории в условиях общественного пространства города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ART AS A FORM OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF CITIZENS IN THE PUBLIC SPACE OF THE CITY

The relevance of the topic of the article is due to the fact that today public art is becoming an important resource and an opportunity for creative self-realization of city residents. The article provides a justification for the fact that this possibility is associated with the role of public spaces of the city as places of attraction for residents and tourists of the city. The conducted research has shown that the development of public spaces where public art is present, the creative self-realization of a citizen largely depends on whether he (citizen) is an active participant or a detached passerby.The purpose of the study is to identify the attitude of citizens to the possibility of creative self-realization in the conditions of public space and changing forms of the city.Tasks: to analyze the main theoretical aspects, with the aim to determine the specifics of public space and approaches to them; to consider new handicaps of public art to the possibility of creative self-realization of a citizen in a public spaceNovelty and achieved results: the concept of public art is generalized and an approach to the possibility of creative self-realization of a citizen in a public space is formed. The results can be used for further study of theoretical and practical aspects. As a result of the study, it can be concluded that the introduction of public art as a form is justified, since the production of a cultural product becomes accessible to any segment of the audience in the conditions of the public space of the city.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАН В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА»

Публичное искусство как форма творческой самореализации горожан в общественном пространстве города

Асриева Снежана Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства, ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств» E-mail: sgii@mail.ru

Актуальность темы статьи обусловлено, тем, что сегодня публичное искусство становится важнейшим ресурсом и возможностью творческой самореализации жителей города. В статье дается обоснование, на то, что эта возможность связана с ролью общественных пространств города, как мест притяжения жителей и туристов города. Проведенное исследование показало, что, развитие общественных пространств, где присутствует публичное искусство, творческая самореализация горожанина во многом зависит от того, является ли он (гражданин) активным участников или отстранённым прохожим. Целью исследования является выявление отношения горожан к возможности творческой самореализации в условиях общественного пространства и меняющихся форм города. Задачи: проанализировать основные теоретические аспекты, с поставленной целью позволяющие определить специфику общественного пространства и подходы к ним; рассмотреть новые форы публичного искусства к возможности творческой самореализации горожанина в условиях общественного пространства

Новизна и достигнутые результаты: обобщено понятие публичное искусство и сформирован подход к возможности творческой самореализации горожанина в условиях общественного пространства. Результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения теоретических и практических аспектов. В результате исследования можно сделать вывод, что обосновано внедрение публичного искусства как формы, так как производство культурного продукта становится доступным для любого сегмента аудитории в условиях общественного пространства города.

Ключевые слова: общественное пространство города, публичное искусство, творческая самореализация, горожане.

о с

CJ

см см

Заметным вкладом в дискурс, связанный с общественным пространством, является определение М. Хайдеггера, пространство - это не данность, а скорее как нечто, для чего в нём «создано место». Речь идёт о пространстве «открытого для всех», которое ассоциируется не только с физическими условиями места, но, что более важно, с теми, кто его занимает. [2].

Следует отметить, что термин «общественное пространство», имеет различную интерпретацию. На анализе литературы, согласно теме исследования, общественное пространство - это:

- элементы застроенной среды - парки, городские площади, улицы, к которым общественность имеет неограниченный доступ:

- площадка для открытого взаимодействия между знакомыми и незнакомыми людьми, способствующая внутригрупповым отношениям и гражданской активности.

В научной литературе достаточно широко описан спектр подходов к термину «общественное пространство».: концепция «третьего места» (Р. Ольденбург), социологический подход (М. Ве-бер, Э. Дюркгейм, Дэвид Б., Кларк, Г. Зиммель, А. Лефевр, Л. Мамфорд); семиотический подход (Ю.М. Лотман и другие); социологический подход (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дэвид Б., Кларк, Г. Зим-мель, А. Лефевр, Л. Мамфорд); архитектурно-эстетический подход (Я. Гейл, Д. Фризби, У. Митчелл и другие); антропологический подход.

В данной работе акцентировано внимание на социокультурном подходе, который определяет роль общественного пространства города к возможности творческой самореализации горожанина - «создание уникальной развивающей среды, обладающей вариативностью самоорганизованных форм неформального общения людей на основе досуговых интересов и культурных потребностей, где инициаторами выступают сами члены данного сообщества различных возрастов» [1].

Значимость данной проблемы определена тем, что само по себе пространство не содержит ресурс для творческой самореализации, до тех пор, пока не возникнут социальные отношения через целый спектр взаимодействия горожан, которые повлияют на формы использования этого пространства.

Современная форма города постоянно развивается, как «... метафора социальных изменений, символ настоящего на грани трансформации прошлого в будущее» (Джон Р. Шорт) [2]. Эти формы возникают не просто спонтанно, они подвергаются влиянию многих факторов, через которые меняются привычки, практики и места проведения досуга населения.

Одной из таких меняющихся форм, становятся постоянное составляющее города - горожане, которые адаптируют и используют улицу, набережные, тротуары и другие невостребованные пространства, существующие вне дома с «творческими намерениями». Как таковые, общественные пространства представляют собой важные, но часто упускаемые из виду ресурсы для творческой самореализации жителей города и самого развития города.

Основным результатом творческой самореализации выступает личностное совершенствование субъекта (горожанина), который создает самостоятельно культурный продукт, Реализация культурного продукта возможно через публичное искусство.

Понятие «публичность», весьма субъективно. «Публичное искусство» не имеет чёткого определения

На основе анализа научной литературы, по мнению многих исследователей, публичное искусство - обобщённое понятие, и по отношению к общественному пространству рассматривается, как художественная практика, существующая вне (галереи, музеев), к которой люди имеют доступ без разрешения.

Термин может относиться к объекту, размещённому в общественном пространстве, так и к уличному пейзажу. Публичное искусство может быть постоянным и временным, и принимать различную форму: от арт-объекта до перформанса.

Существуют и другие термины, часто используемые в отношении публичного искусства: диалогическое искусство, искусство в общественных местах, искусство, основанное на сообществе, вовлеченное искусство, искусство как культурное развитие сообщества.

Феномен «публичное искусство имеет длительную историю и интерпретируется в разном художественном контексте.

Как характерное явление «искусство в общественных местах», определяющее «общественное» из того, что делает, повлиявшее на развитие городских пространств, возникло в 1960-1970 х. в США. Этот феномен рассматривался как скульптура, размещённая на открытом воздухе с целью украшения или обогащения городских пространств.

Примерно, в этот же период появляется и другая интерпретация этого понятия как «пространство, демонстрирующее интеграцию искусства, архитектуры и ландшафта». Роль заключается в том, что произведение становится посредником, средством связи между произведением и аудиторией (горожанами). Масштабным проектом Наклонная дуга, установленная в 1981 году на Федерал Плаза в Нью-Йорке. Она была построена для «вовлечения общественности в диалог», чтобы зритель осознавал себя и свое движение по площади, то есть, когда он двигается, скульптура меняется.

С 1990-х годов начинается период, когда публичное искусство рассматривается как «art in public interest» или «искусство в общественных интересах», «искусство отношений», где акцент переносится не на том, где оно находится, а на том,

как оно «работает», благодаря активности вовлеченных и заинтересованных граждан [2].

Сегодня, современные формы публичного искусства базируются на интерактивных формах взаимодействия уличной жизни, которые вызваны стремлением к непосредственному взаимодействию между людьми.

Стрит-арт или искусство городских пространств, включает: граффити, постеры, муралы, теги, рисунки на асфальте.

Граффити - любой вид и искусств на стене.

Самые популярные техники граффити «Рай-тинг» (writing)- процесс рисования граффити любого стиля; «бомбинг» (bombing)- очень быстрое рисование в условиях экстрима,«тэггинг» (tagging)- изображение никнейма художника. стили, как bubble-letter - огромные буквы, похожие на пузыри, throw-up- с простыми формами в два цвета. Стильные герои, характерные для конкретного автора - техника character.; оптические иллюзии «3D-style». Новый вид граффити, представляющий проекты по украшению городских пространств -вязаное граффити. (Группа Knitta Please, США)

Тенденция к переходу от художественных галерей к стрит-арту, свидетельствует о признании этого вида искусства, и становится объектом притяжения туристов. Одно из самых известных граффити в «диком стиле», с теневыми эффектами трехмерности - создано художниками TRAP, DEZ и DAZE, появившееся в нью-йоркском метро, в1982 году: самый знаменитый объект европейского стрит-арта - Берлинская стена East Side Gallery - «Галерея восточной стороны,

В России стрит-арт всё больше набирает популярность, особенно среди молодёжи. Так, Набережная Красноярска превращается летом в арт-берег-молодежное пространство, где проходят выставки, работает свободный микрофон, каждый может высказать свою точку зрения. В этом же пространстве проходят концерты, акции.

Фестивали уличного искусства приобретают статус международного уровня, являясь площадкой для творческих экспериментов, где каждый может открыть для себя новую грань города, как, например, Satka Strit Art Fest (г. Сатке, Челябинская область), «STENOGRAFIA (Екатеринбург), всероссийский «Граффити.#ятаквижу» в рамках проекта Арт-Маяковский (г. Смоленск.) и другие [4].

Важно отметить, в одном и том же общественном пространстве города, публичное искусство люди рассматривают в разном контексте. Для одних публичное искусство является причиной, по которой горожане посещают в первую очередь, и почему они продолжают возвращаться, другие отстранённо могут наблюдать происходящее. Они могут или не могут рассматривать его как искусство, готовы или не готовы принять участие в «уличном производстве».

По мнению учёных, публичное искусство должно создавать прочную связь между общественным пространством и горожанами, если основано на их активном участии, поощряющее интерактив-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

ность и общение непосредственно через формы публичного искусства [3].

В таком понимании участия есть важные, взаимосвязанные компоненты:

- участник является сотворцом, вовлечённым в создание культурного продукта;

- участник чувствует некоторую степень социальной связи друг с другом;

- участник считает, что его вклад имеет значение;

- отсутствие барьеров для творческого самореализации;

- существует поддержка создания и обмена творениями с другими, своего рода неформальное наставничество;

Вовлечение участников в разные формы публичного искусства возможно способами:

- регулярные мероприятия, которые поощряют случайные посещения горожан, а не только организованные события, могли бы увеличить постоянное использование общественного пространства и усилить роль публичного искусства;

- специальные мероприятия, такие как «выставки без жюри», привлекающие всех, от начинающих художников до профессиональных художников, чтобы обменяться мнениями, обсудить работы;

- предоставление современных материалов и средств для создания оригинальных визуальных композиций: от граффити до объёмно-пространственных арт - объектов, поощряя горожан, не просто проходить мимо, а участвовать и созидать;

- поощрение работ со стороны кураторов экспозиций, горожан местных сообществ и представителей городской администрации;

- дополнительные мероприятия, которые включают: познавательные лектории и образовательные программы, конференции, выставки, дискуссии об актуальных вопросах искусства, мастер-классы, что позволит функционировать общественному пространству не только «поставщиком» искусства, но и как информационно-просветительской платформой для горожан;

- реклама мероприятий - основной канал СМИ, Инстаграм, интернет-афиша.

Таким образом, исследование показало, публичное искусство как форма общественного пространства посредством вовлечения участников в творчество, расширяет возможности творческой самореализации горожанина, раскрывая новый смысл и значение общественного пространства.

Литература

1. Акунина, Ю.В. Проектирование креативных общественных пространств: социокультурный подход / Ю.В. Акунина, О.В. Ванина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. - № 3(89). - С. 169173. - Текст: непосредственный

2. Гродач, К. Арт-пространства, общественное пространство и связь с развитием сообщества / Карл Гродач // Журнал общественного развития. - 2008. - № 45 (4). - С. 474-493.

3. Силаева, В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: специальность: 09.00.11 - Социальная философия: диссертация кандидата философских наук / В.Л. Силаева. - М., 2004. -115 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=16032984 (дата обращения 21.10.2022). -Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Текст: электронный.

4. Лозинская Р. Стрит-арт. искусство или вандализм? / Рита Лозинская. - Текст: электронный // Артхив: сайт. - URL: https://artchive.ru/ encyclopedia/4379~Street_art. (дата обращения: 02.10.2022).

PUBLIC ART AS A FORM OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF CITIZENS IN THE PUBLIC SPACE OF THE CITY

Asrieva S.V.

Smolensk State Institute of Arts

Abstract. The relevance of the topic of the article is due to the fact that today public art is becoming an important resource and an opportunity for creative self-realization of city residents. The article provides a justification for the fact that this possibility is associated with the role of public spaces of the city as places of attraction for residents and tourists of the city. The conducted research has shown that the development of public spaces where public art is present, the creative self-realization of a citizen largely depends on whether he (citizen) is an active participant or a detached passerby. The purpose of the study is to identify the attitude of citizens to the possibility of creative self-realization in the conditions of public space and changing forms of the city.

Tasks: to analyze the main theoretical aspects, with the aim to determine the specifics of public space and approaches to them; to consider new handicaps of public art to the possibility of creative self-realization of a citizen in a public space Novelty and achieved results: the concept of public art is generalized and an approach to the possibility of creative self-realization of a citizen in a public space is formed. The results can be used for further study of theoretical and practical aspects. As a result of the study, it can be concluded that the introduction of public art as a form is justified, since the production of a cultural product becomes accessible to any segment of the audience in the conditions of the public space of the city.

Keywords: public space of the city, public art, creative self-realization, citizens.

References

1. Akunina, Yu.V. Designing creative public spaces: a sociocultur-al approach / Yu.V. Akunina, O.V. Vanina // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2019. - № 3(89). -Pp. 169-173. - Text: direct

2. Grodach, K. Art spaces, public space and connection with community development / Karl Grodach // Journal of Social Development. - 2008. - № 45 (4). - Pp. 474-493.

3. Silaeva, V.L. Substitution of reality as a socio-cultural mechanism of virtualization of society: specialty: 09.00.11 - Social philosophy: dissertation of Candidate of Philosophical Sciences / V.L. Silaeva. - M., 2004. - 115 p. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=16032984 (accessed 21.10.2022). - Access mode: Scientific Electronic Library eLIBRARY.RU. - Text: electronic.

4. Lozinskaya R. Street art. art or vandalism? / Rita Lozinskaya. -Text: electronic // Art Archive: website. - URL: https://artchive. ru/encyclopedia/4379~Street_art. (accessed: 02.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.