ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЯЗЫКОВОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА»
Д.В. Володина, канд. филол. наук, доцент Ю.С. Юрьева, канд. пед. наук, доцент
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-124-127
Аннотация. Данная статья рассматривает специфику выполнения междисциплинарного языкового исследовательского проекта в техническом вузе. Описаны умения и навыки, формируемые в ходе выполнения междисциплинарного языкового исследовательского проекта. Особое внимание уделено говорению как виду речевой деятельности. Рассмотрены репродуктивный и продуктивный виды речевой деятельности применительно к публичной защите междисциплинарного языкового исследовательского проекта. Проанализированы умения, формируемые студентами во время публичной защиты междисциплинарного языкового исследовательского проекта.
Ключевые слова: междисциплинарный языковой исследовательский проект, технический вуз, учебная дискуссия, публичное выступление, продуктивная и репродуктивная речевая деятельность, метапредметные умения.
Современным обществом востребован специалист, способный быстро и гибко интегрироваться в международное профессиональное сообщество, обладающий набором компетенций, способствующих как его личностному росту, так и продвижению по карьерной лестнице.
Именно поэтому основной целью системы высшего образования является создание условий, мотивирующих выпускников к формированию востребованных работодателем умений и навыков.
Одной из наиболее продуктивных дея-тельностей в любом профессиональном сообществе является проектная: она позволяет развивать не только так называемые «hard skills» (твердые навыки), но и формировать «soft skills» (мягкие или гибкие навыки). Стоит отметить, что в настоящее время оба вида этих навыков являются значимыми в равной степени: специалист любой сферы деятельности должен обладать как профессиональными навыками и знанием своей предметной области, так и умениями гибко интегрироваться в проектною команду, принимать решение и т.д.
Это объясняет включение изучения основ проектной деятельности в учебные планы многих направлений подготовки и
специальности технических вузов. Умения и навыки, необходимые для реализации учебных проектов, формируются во время обучения в вузе всеми дисциплинами учебного плана.
Дисциплина «Иностранный язык» изучается на всех направлениях подготовки и специальностях в течение первых 3/4 семестров обучения. В рамках ее изучения реализуется междисциплинарный языковой исследовательский проект, работа над которым осуществляет одновременно несколько основных задач: интеграции содержания общеобразовательной («Иностранный язык») и профильных дисциплин; расширения терминологического аппарата на иностранном языке по профилю будущей профессиональной деятельности; умения поиска, анализа и обработки текстовой информации и представления ее в графическом виде; формулирование цели, объекта и предмета исследования и основных методов проведения исследования. Кроме того, выполнение междисциплинарного языкового исследовательского проекта способствует формированию исследовательских навыков, умению самостоятельной работы, творческому мышлению, умению построить диалог и прийти к пониманию сторон, навыкам сотрудниче-
ства и работы в команде, а также к готовности к самообразованию). То есть, выполнение междисциплинарного языкового исследовательского проекта развивают как «hard skills», так «soft skills».
В результате накопленного опыта выполнения междисциплинарного языкового исследовательского проекта на кафедре «Иностранные языки» Сибирского государственного университета путей сообщения разработаны учебно-методические материалы, представляющие собой рекомендации по структурированию, наполнению, оформлению данного типа задания, а также упражнения для закрепления структуры презентации, употребления клишированных выражений на английском, немецком и французском [1]. Междисциплинарный языковой исследовательский проект выполняется студентами в течение каждого семестра и является формой промежуточного (зачет) и итогового (экзамен) контроля.
Реализация междисциплинарного языкового исследовательского проекта осуществляется студентами индивидуально или в небольших группах (2-3 человека) самостоятельно и/или при консультировании преподавателей языковых и профильных дисциплин. Его публичная защита проходит в конце каждого семестра в присутствии консультантов по языку и специальности.
Подготовке и разработке междисциплинарного языкового исследовательского проекта посвящены многие научные работы и методические разработки [2-5].
В данной статье авторами предпринята попытка эмпирическим путем проанализировать результативность публичной защиты междисциплинарного языкового исследовательского проекта. Где условно можно выделить два компонента публичной защиты междисциплинарного языкового исследовательского проекта: подготовка речи выступления и участие в учебной дискуссии.
Оба компонента проявляются в речевых умениях, то есть в говорении. Говорение, как вид речевой деятельности, представляют собой результат всех умений, приобретенных в процессе обучения чтению,
говорению, письму. Если рассматривать языковые умения, то во время говорения активируются ранее усвоенные лексические единицы и структуры, тренируются фонетические и интонационные навыки, закрепляются грамматические явления. Таким образом, говорение «запускает» механизм активации усвоенных ранее языковых и речевых навыков.
Речь выступления представляет собой монологическое, подготовленное высказывание: оно составляется в строгом соблюдении логики изложения и предъявления материала с употреблением клишированных выражений и слов-связок, согласованных с каждой из частей презентации междисциплинарного языкового исследовательского проекта.
Здесь стоит отметить, что в речи выступления можно выделить элементы репродуктивной (оформление логических частей выступления клишированными выражениями и словами-связками формируются презентационные умения) и продуктивной (на основании поиска, анализа и синтеза информации собственно содержания междисциплинарного языкового исследовательского проекта формулирование собственной точки зрения по обсуждаемой тематики проявляют рефлексивные умения) речевой видов деятельности. Причем, в данной ситуации, можно говорить, скорее, о репродуктивном характере речи выступления.
Учебная дискуссия, реализуемая после презентации доклада по содержанию междисциплинарного языкового исследовательского проекта, является диалогической речью, обладающая в большей степени продуктивным характером: здесь происходит обмен идеями, мнениями и суждениями, причем, при кажущейся хаотичности этого процесса, есть смысл говорить о некоем целенаправленном и упорядоченном характере учебной дискуссии, так как, во-первых, все участники обсуждения - каждый по-своему - задействован в организации обмена информацией и мнениями, во-вторых, все вопросы, в основном, задаются в рамках заявленной тематики междисциплинарного языкового исследовательского проекта, в-третьих, как и любая другая
дискуссия учебная построена по формулам высказывание - вопрос - ответ / вопрос -ответ - вопрос - ответ / высказывание -вопрос - ответ - высказывание. Примечательно, что учебная дискуссия, будучи неподготовленным диалогическим высказыванием, позволяет обнаружить элементы репродуктивной речи - при соблюдении логики ведения дискуссии также используются клишированные выражения и слова - связки.
Таким образом, учебная дискуссия способствует обмену информацией; развивает критическое и рефлексивное мышление; создает необходимые условия для общего развития интеллекта и самореализации творческих способностей студента. Важ-
Итак, большая часть респондентов (28%) уверены, что в ходе публичного выступления на защите междисциплинарного учебного исследовательского проекта у них появляется уникальная возможность научиться предъявлять материал аудитории. Ожидаемо высокий показатель (21%) студенты отдали в пользу формируемого умения аргументировать свою точку зрения по содержанию проекта. Только третий по значимости показатель (14%) связан с умением строить высказывание по тематике проекта на иностранном языке. Далее следуют умения, связанные непосредственно с учебной дискуссией: для участников опроса важно научиться принимать участие в обсуждении (12%), отвечать на вопросы (11%) и задавать их (9%). Наименьший процент (5%) респонденты
приятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению в рамках выделенной тематики за счет несовпадения мнений. Более того, формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения; обогащается эмоциональный опыт [6]. Собственно говоря, формируются «hard skills» и «soft skills».
На предмет выявления умений и навыков, формируемых в ходе публичного выступления, авторами было проведено анкетирование студентов 2 курса специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», результаты которого представлены на рисунке 1. Всего в анкетировании приняли участие 47 человек.
отдали умению держать зрительный контакт с аудиторией.
Следуя логике результатов опроса респондентов, междисциплинарный учебный исследовательский проект по дисциплине «Иностранный язык» представляет для них некую площадку для формирования надпредметных или метапредметных умений, то есть тех, которые востребованы во многих учебных дисциплинах и профессиональной деятельности, а иностранный язык выступает как средство формирования этих умений.
Таким образом, междисциплинарный языковой исследовательский проект позволяет моделировать в учебном процессе те виды деятельности, которые способствуют формированию профессионально значимых умений и навыков.
ным является и расширение границ вос-
Рис. 1. Навыки и умения, формируемые при выполнении исследовательского междисциплинарного проекта
Библиографический список
1. Володина Д.В., Демина О.А. Учебно-методическое пособие для выполнения задания «Языковой проект». - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. - 73 с.
2. Рыбинская Т.А. Исследовательские практико-ориентированный междисциплинарный проект // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - С. 87-91.
3. Ковалева А.Г., Губина Д.И., Пономарева Е.В., Ткачева М.В. Междисциплинарная проектная деятельность на иностранном языке в профессиональной сфере (на примере института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2022. - С. 32-38.
4. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. Формирование общих проектировочных умений (на примере выполнения языкового проекта студентами технического вуза // Алея науки. -2018. - Т. 5. - С. 690-695.
5. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. Языковой проект как способ формирования проектировочных умений будущих инженеров // Ростовский научный журнал. - 2017. - №12. -С. 179-187.
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
PUBLIC DEFENSE OF THE "INTERDISCIPLINARY LANGUAGE
RESEARCH PROJECT"
D.V. Volodina, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Yu.S. Yurieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Railway Transport (Russia, Novosibirsk)
Abstract. This article examines the specifics of the implementation of an interdisciplinary language research project at a technical university. The skills and abilities formed during the implementation of an interdisciplinary language research project are described. Special attention is paid to speaking as a type of speech activity. The reproductive and productive types of speech activity are considered in relation to the public defense of an interdisciplinary language research project. The skills formed by students during the public defense of an interdisciplinary language research project are analyzed.
Keywords: interdisciplinary language research project, technical university, educational discussion, public speaking, productive and reproductive speech activity, meta-subject skills.