Научная статья на тему 'Публичная политика как поле: к вопросу методологии исследования'

Публичная политика как поле: к вопросу методологии исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1493
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / ПОЛЕ / АГЕНТ / РUBLIC POLICY / PUBLIC SPHERE / AGENT / FIELD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондрашина Мария Николаевна

Рассматриваются проблемы методологии исследования публичной политики, обосновывается использование комплексного подхода. Автор предлагает использование концепции публичной сферы и теории поля П. Бурдье для анализа пространства публичной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the problems of methodology of research of a public policy are considered, the use of the complex approach is proved. The author offers to use the concept of public sphere and P. Bourdieu"s theory of the field for the analysis of the space of a public policy.

Текст научной работы на тему «Публичная политика как поле: к вопросу методологии исследования»

М.Н. Кондрашина

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА КАК ПОЛЕ: К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы методологии исследования публичной политики, обосновывается использование комплексного подхода. Автор предлагает использование концепции публичной сферы и теории поля П. Бурдье для анализа пространства публичной политики.

Ключевые слова: публичная политика; публичная сфера; поле; агент.

Изучение феномена публичной политики в последнее время становится популярным направлением в отечественной политической науке. Исследования в данной области характеризуются изучением и интерпретацией работ зарубежных авторов, а также поиском новых подходов и метафор, которые могли бы пролить свет на принципы функционирования пространства публичной политики.

Каждый из существующих подходов к анализу публичной политики обладает своими преимуществами. Множественность определений обеспечивает разнообразие исследовательских перспектив. Между тем все они в значительной степени являются произвольными. Именно эта произвольность рождает многозначность и вызывает сомнения в правильности выбора методологии. В той мере, в которой процедура выбора методологии требует обоснований, она не просто порождает множественность альтернативных подходов, но позволяет оценивать адекватность этих подходов.

Как и любая область междисциплинарных исследований, публичная политика использует обширный комплекс представлений и понятий, большей частью заимствованных из смежных дисциплин, главным образом из политической коммуникации, социологии и экономики. Среди отечественных ученых сложилось устойчивое разделение направлений изучения публичной политики, основанное на использовании совокупности вводимых в анализ публичной политики понятий и их обосновании, а также по способу структурирования пространства публичной политики.

Целый ряд теоретических построений в области публичной политики связан с объяснением особенностей государственного и публичного управления, в частности речь идет о взаимоотношениях властных структур и общества, проблеме принятия и реализации правительственных решений. Данное направление анализа, базирующиеся, прежде всего, на понятии «government», чаще всего относят к англосаксонской (или американской) традиции. В рамках концепции публичной сферы, теории политических сетей, анализа роли государства в публичном пространстве развивалось другое направление - западно-европейское. Отечественные исследования нельзя с уверенностью отнести ни к одному из представленных зарубежных направлений, что во многом обусловлено характерным смешением методов и понятий различных научных школ в попытке выработать собственный подход к теоретическому обоснованию публичной политики.

Отдельные методологические направления как отечественных, так зарубежных исследований удачно характеризуются в соответствии с тем, какую метафору они выбирают для описания публичной политики («публичная политика как система» [1. С. 18], «пуб-

личная политика как спроектированная программа» [2. С. 71], «публичная политика как комплекс политических сетей» [3. С. 20-37] и т.д.).

Одним из перспективных в методологическим плане направлений анализа публичной политики представляется, на наш взгляд, синтез двух достаточно известных и продуктивных подходов, взаимное сочетание которых практически не рассматривалось в современных исследованиях. Первый их них - это традиция изучения публичной политики на основе концепции публичной сферы, которая берет начало в трудах Ю. Хабермаса и Х. Арендт. И несмотря на то, что в последнее время неоднократно высказываются мнения относительно неактуальности теоретического наследия немецких ученых, споры вокруг их работ не утихают, а отдельные их аспекты воспроизводятся в большинстве работ по рассматриваемой тематике.

Данный подход отталкивается от базовой характеристики «публичности», которая присутствует и подчеркивается в работах большинства исследователей. Так, Ю. Красин отмечает, что «публичная сфера... позволяет переплавлять частные интересы в общее благо. Она выполняет функции взаимодействия власти и общества в формировании политики, выражающей публичный интерес» [5]. Категория «публичности», «публичной сферы» акцентирует внимание на двух аспектах: «открытость», которая обозначает доступность пространства для определенного круга агентов, и собственно содержание публичной политики - процесс коммуникации между ее агентами. При этом наиболее очевидная характеристика открытости является наименее перспективной с точки зрения понимания сущности публичной политики по причине своего субъективно-оценочного характера. Практически каждый автор, который имеет дело с данной категорией, вводит свои критерии «открытости». Соответственно, именно процесс коммуникации, взаимодействия между агентами публичной политики более существен для ее понимания. Однако этот подход оказывается недостаточно продуктивным, когда речь заходит о проблемах исследования структуры публичной политики и анализе функционирования ее участников.

Второй подход, как представляется, органично дополняет первый и восходит к трудам П. Бурдье. Теория поля может по праву называться междисциплинарной -заимствованная из физики представителями гештальт-психологии и развитая в трудах американского психолога К. Левина [6], она оказала влияние на всю область гуманитарного знания. Работы П. Бурдье были одними из первых, где теория поля была полноценно адаптирована для социологических и политических исследований. Его концепция отражает функциональное деление социального пространства на относительно замкнутые сферы - поля: экономическое, политическое, культур-

ное и т. д. Поле представляет собой сравнительно независимый и целостный ансамбль отношений, который не имеет общего основания с другими полями, но способен в определенных ситуациях с ними пересекаться. Как отмечает В. Ильин, любое социальное поле - это прежде всего граница [7. С. 34]. Иначе говоря, поля функционируют по собственным законам, не растворяются целиком в социальном пространстве, но активно с ним взаимодействуют. Такое деление является одновременно и принципом видения, и категорией оценивания и анализа, основанного на включении объективных структур в социальное пространство. П. Бур-дье замечает, что «можно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме..» [8. С. 55].

Постараемся наметить общие контуры предлагаемого комплексного подхода, основанного на синтезе двух упомянутых подходов. Так, концепция публичной сферы - осмыслить содержание и сущностные характеристики публичной политики, а теория поля П. Бурдье -очертить и структурировать пространство публичной политики, также наметить пути анализа ее агентов.

Кратко остановимся на основных аспектах концепции публичной сферы и ее соотношении с публичной политикой. Под публичной сферой в самом общем виде мы будем понимать пространство, открытое для дискуссий по поводу значимых для общества тем.

Приступая к анализу публичной сферы, отметим, что уже античные мыслители проявляли интерес к тому, что в XX в. обозначили термином «публичность». Первые четкие упоминания публичного пространства жизнедеятельности человека, как феномена, непосредственно связанного со сферой политики, содержат сочинения Платона [9. С. 196-197] и Аристотеля [10. С. 58]. Античные авторы связали формы политической активности граждан с основами человеческой жизнедеятельности. Кроме того, государство рассматривалось вне разделения с обществом, наблюдалась интегрированность публичной сферы и политической власти. Гражданин через публичную сферу ощущал себя членом некой общности. Таким образом, политика имеет место только там, где люди общаются друг с другом, т.е. только там, где существует публичное пространство.

В настоящее время теоретические работы, связанные с проблематикой публичной политики, во многом опираются на анализ границ и сущности публичной сферы. При этом особое место занимает ответ на вопрос о том, каким образом публичная сфера приобретает политическое измерение. Одна из самых значимых концепций в данной области была предложена теоретиком Франкфуртской школы Ю. Хабермасом. В центр внимания Хабермас помещает способность людей формировать политическое сообщество или политическую публику, принимать участие в обсуждении значимых для общества проблем. Публичная сфера понимается как особая коммуникативная среда, где рождается общественное мнение, которое выполняет функцию критики и контроля по отношению к государству.

Таким образом, Ю. Хабермас связал понятие публичной политики не с государством, как это было в

античной модели, а с социальной сферой и феноменом общественного мнения. В пространство публичной политики входят индивиды, которые не вовлечены непосредственно в исполнение властных функций. Даже парламентские обсуждения становятся частью этой сферы, не за счет своей «публичности», а поскольку связанны с «обществом частных, мыслящих индивидов, совокупность которых и есть эта сфера» [11. С. 280]. Отечественная исследовательница Т. Алексеева, ссылаясь на работы Ю. Хабермаса, отмечает, что публичная сфера приобретает политическое измерение, когда интересы общества направлены на деятельность государства [5. С. 145].

Отечественные исследователи, опираясь на работы таких авторов, как Ю. Хабермас, Д. Дьюи, Х. Аренд, Дж. Коэн и Э. Арато, выделили наиболее важные черты публичной политики. К примеру, А. Красин в качестве основы анализа понятий «публичная политика» и «публичная сфера» использует соотношение «частного» и «публичного». Публичная сфера - это пространство «реализации присущих любому обществу комму-нитарных интересов» [12. С. 16]. Так, «публичное» в противовес частному выступает как сфера реализации интересов всего общества в целом. При таком понимании публичная сфера не может исчерпываться коммуникациями граждан и общественным мнением. Важнейшим показателем функционирования публичной политики становится открытое обсуждение, которое порождает стремление к практической реализации общественных интересов.

А. Сунгуров одной из основных характеристик публичной политики называет невозможность ее осуществления без коммуникации общественных групп по поводу целей и задач государственной власти и местного самоуправления [13].

Опираясь на исторический материал и работы Ю. Хабермаса, В.Л. Каплун замечает, что понятия «публичность», «публичная политика», «публичная сфера» исторически и сущностно связаны с социокультурным феноменом Просвещения, т.е. с появлением новой институциональной реальности - публичной сферы и новой общественной силы - общественного мнения [14].

Таким образом, на основе концепций публичной сферы отечественными авторами были актуализированы следующие характеристики публичной политики, которые могут стать узловыми точками анализа:

- коммуникационный процесс, поскольку публичная политика, на каком бы уровне развития она не находилась в той или иной стране, всегда представляет собой информационное взаимодействие;

- открытость, которая означает доступность публичного пространства для определенного круга субъектов (общественных институтов, граждан, СМИ, государства и т.д.) и максимальное свободное циркулирование информации;

- обеспечение условий для участия граждан в политическом процессе, в том числе через создание дискуссионных площадок и формирование общественного мнения;

- содержательная направленность на формулирование и реализацию общественных интересов в целях достижения общего блага.

Важно подчеркнуть, что указанные характеристики актуализированы нами в рамках представлений о публичной сфере. По этой причине возникает необходимость уточнить, что понятие «публичная сфера», несомненно, более объемно, чем «публичная политика». Если в «публичной сфере» могут циркулировать отношения и связи, напрямую не соотносящиеся с властными функциями государства, то «публичная политика» - это феномен, который развертывается в пространстве публичности, и, преимущественно, является сферой коммуникации между обществом и властью по вопросам различных направлений государственной политики. «Публичная политика, - подчеркивает Л. Никовская и В. Якимец, - вопреки мнению некоторых политологов, не является функционалом оппозиционности и борьбы за власть. У нее другие задачи. Их суть в установлении здоровых, взаимополезных отношений между гражданским обществом и властью» [8. С. 32].

Однако полноценное исследование как пространства, так и агентов публичной политики невозможно без определения ее структуры и основных факторов влияния. Возвращаясь к понятию поля, отметим, что П. Бурдье определяет поле как специфическую систему связей между различными позициями, которые находятся в определенных взаимоотношениях, которые во многом определяются условиями взаимодействия [15]. И не смотря на существование множества полей, они тем не менее, являются сходными по структуре и свойствам: «. несмотря на все свои различия, поле политики, поле философии или религии имеют инвариантные законы функционирования. . Всякий раз, когда мы исследуем новое поле... мы открываем специфические особенности, свойственные каждому отдельному полю, и одновременно накапливаем знания об универсальных механизмах полей, которые специфицируются в зависимости от вторичных переменных признаков» [16]. Фактически для П. Бурдье поле является местом нахождения и выражения структуры, здесь структура реализуется и может быть наблюдаема и зафиксирована.

Следуя концепции П. Бурдье, можно выделить следующие характеристики поля:

- автономизация, т.е. относительная независимость от внешних условий;

- наличие специфических практик, которые несводимы к практикам, свойственным другим полям;

- борьба за внутреннее структурирование поля через определение позиций агентов;

- способность к рефракции, т. е. способность преломлять все внешние воздействия в соответствии со спецификой поля.

Однако если эти характеристики рассматривать не только как свойства, но как некие подвижные позиции -действия и взаимодействия, то поля становятся местом циркулирования сил. А точнее, как отмечает А. Добрень-ков, поле представляет собой совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем ходящим и несводимы к намерениям индивидуальных агентов, равно как и к их взаимодействию [17]. Власть при этом приобретает не столько политический смысл, но определяет возможность одних агентов влиять на других помимо их воли.

С одной стороны, поле - это место и способ реализации определенной социальной игры, которая форми-

рует пространство возможностей для агентов. С другой -агенты выстраивают структуру поля пропорционально своей позиции, зависящей от объема их капиталов и специфики взаимоотношений [18. С. 37-39, 54]. Таким образом, поле представляет собой сравнительно независимый и целостный ансамбль отношений, который не имеет общего основания с другими полями, но способный в определенных условиях с ними пересекаться.

В. Ильин предложил различать в структуре поля следующие основные компоненты:

- ресурсы, которые через распределение ограниченных возможностей определяют позицию агентов в поле. С наличием или отсутствием ресурсов тесно связан эффект власти, характер которой определяется спецификой поля;

- программа жизнедеятельности (габитус), в которую входят ценности и номы поведения, запрещающие или предписывающие определенную схему действий;

- средства коммуникации (по В.М. Ильину, язык как в узком, так и в широком смысле слова), которые во многом обеспечивают целостность поля.

Впервые в отечественной практике теория социального поля была применена для анализа публичной политики Н. Шматко в попытке преодолеть «некритич-ность и неясность исследуемого предмета». Публичная политика по Н. Шматко возникает как новая фигуральность, новое качество трех полей: поля политики, журналистики и социальных наук [19. С. 106-112]. Однако картина публичной политики будет неполной если исключить из него публичную сферу, которая не является внутренним субпространством ни одного из названных полей, но в то же время не является отдельным элементом публичной политики. Публичная сфера с точки зрения теории поля может быть определена как пространство взаимодействия, которое позволяет реализовать общую для названных полей цель - претензию на легитимное видение социального и политического мира. Качество коммуникации и специфические особенности публичной сферы оказывают существенное влияние на агентов публичной политики. Однако необходимость концептуального различения пространств публичной политики и публичной сферы не должна скрывать сложных взаимозависимостей и взаимопере-ходов.

Поход, предложенный Н. Шматко, развивает А. Сунгуров обозначает поле публичной политики как новую фигуральность поля политики, где вместо одного традиционного участника - государства появляются гражданское общество, экспертное сообщество, СМИ, структуры бизнеса. Взаимодействие этих акторов в процессе подготовки, принятия и реализации властных решений образует собой поле публичной политики, которое А. Сунгуров предлагает анализировать по степени участия агентов в принятии властных решений [20].

Таким образом, поле публичной политики - это поле конкурентной борьбы за право формировать картину действительности, определять степень актуальности тех или иных проблем, а также говорить от имени других агентов.

Подход к публичной политике, основанный на теории поля П. Бурдье, привлекает внимание к тому фак-

ту, что в публичной политике важны не только агенты и особенности их коммуникации, но и те условия, в которых они взаимодействуют, те ресурсы, которые они используют. И если проанализировать взаимодействие основных агентов публичной политики, то можно заметить, что их поведение нельзя объяснить только набором их характеристик или одним из элементов публичной политики и даже их набором. В ходе взаимодействия пространство публичной политики приобретает новое качество, которое отсутствует в отдельных ее элементах. Само пространство публичной политики выступает в качестве причины того или иного поведения ее агентов, в свою очередь практики агентов формируют поле публичной политики. Агент публичной политики существует одновременно в разных полях, у него нет четкой привязки ни к одному из них, «у него нет однозначного «места» и «точки зрения», его практики всегда полифоничны и многослойны, допускают многовариативное толкование» [19. С. 106-112].

Новизна предлагаемого подхода связана и с тем, что приоритет отдается комплексному изучению практик

агентов публичной политики. Акцент делается не только на эффективности функционального взаимодействия агентов, основное внимание уделяется условиям и возможности существования тех или иных агентов и их практик в поле публичной политики. В свою очередь, изучение соотношений условий и внутренних характеристик агента дает возможность понять законы эффективности функционирования его практик.

Использование категории поля также предполагает акцент на субъективных факторах публичной политики и их объективных последствиях. Из этого методологического принципа следуют и соответствующие стратегии научного анализа: движение от анализа различных параметров пространства (поля) к анализу действующих в нем агентов. В стратегии исследования особое внимание уделяется практике агентов, т. е. их состоянию, деятельности и способам интеграции в поле. При этом практики агентов выполняют роль связующего элемента между агентом и полем. Так, понятие поля является эффективным инструментом для исследования, главная цель которого - дать возможность научного конструирования практик агентов поля.

ЛИТЕРАТУРА

1. EyestoneR. The Threads of Public Policy: A Study in Policy Leadership. Indianapolis: Bobbs-Merril, 1971.

2. Lasswell H., Kaplan A. Power and Society. New Haven: Yale University Press, 1970.

3. Стрежнева М.В. В сетях управления // Pro et contra. 2003. Т. 8, № 2. С. 20-37.

4. Красин Ю.А. Российские проблемы публичного. Режим доступа: http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=451&art_id=23992 • 67 КБ, свободный.

5. Алексеева Т. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? // Проблемы и суждения: голоса российской политологии: Сб. тр. М.:

КДУ, 2004.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.

7. Ильин В.М. Феномен поля от метафоры к научной категории // Рубеж. 2003. № 18. С. 29-49.

8. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

9. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.

10. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

11. Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь Мир, 2003.

12. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении // Публичная политика в России: По итогам российско-канадского проекта «Университет Калгари - Горбачев Фонд». М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

13. Сунгуров А.Ю. Публичная политика в поисках определения. Режим доступа: www.strategy-spb.ru/portal/files/PP-1.ppt, свободный.

14. Каплун В.Л. Что такое публичная политика: историко-теоретический аспект // Отчет о совместном заседании семинара по проблемам публичной политики (19-е заседание) и семинара «Политические идеи и идеологии в публичной сфере». СПб., 23 марта 2007 г. Режим доступа: http://www.rapn.ru/?grup=595&doc=206, свободный.

15. Никовская Л.И. Якимец В.Н. Публичная политика в России: проблема выбора пути развития // Публичная политика - 2005: Сб. ст. СПб.: Норма, 2006.

16. Бурдье П. Некоторые свойства полей (предпубликация). Режим доступа: http://bourdieu.name/content/nekotorye-svojstva-polej, свободный.

17. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М.: Академический проект, 2005.

18. Самоанализ П. Бурдье. СПб.: Алетея, 2001.

19. Шматко Н. Феномен публичной политики // Социс. 2001. № 7. С. 106-112.

20. Сунгуров А. Понятие публичной политики. Публичная политика как поле взаимодействия. Режим доступа: http://www.strategy-spb.ru/edu/?do=manual&pr_id_dl=77

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 13 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.