Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 198-205. УДК 327.83
DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.198-205
Е. А. Шур
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ИНДИИ: НОВЫЙ ПОДХОД АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. БУША-МЛАДШЕГО
Анализируются тенденции публичной дипломатии США в Индии в период администрации Дж. Буша-младшего. Для развития двухсторонних отношений США начали использовать публичную дипломатию - эффективное средство воздействия на зарубежные страны и общества. Основными направлениями публичной дипломатии США в Индии стали образовательные программы, продвижение демократии и прав человека, а также программы помощи нуждающимся и помощи во время бедствий, техногенных катастроф и природных катаклизмов.
Ключевые слова: публичная дипломатия; США; Индия; американо-индийские отношения; внешняя политика; Дж. Буш-младший; «мягкая сила».
E. A. Shur
U.S. PUBLIC DIPLOMACY IN INDIA: G.W. BUSH'S NEW APPROACH
The article analyzes trends in US Public Diplomacy in India under G.W. Bush administration. To develop bilateral relations the US began to use public diplomacy as effective means of influencing foreign countries and societies. The main areas of the US public diplomacy in India conceptually based on "soft power" became educational programs, the promotion of democracy and human rights, as well as aid diplomacy and disaster diplomacy.
Keywords: public diplomacy; the United States; India; US-Indian relations; foreign policy; G.W. Bush; "soft power".
Введение
После событий 11 сентября 2001 г. публичная дипломатия стала рассматриваться в качестве одного из ключевых инструментов в «борьбе за сердца и умы» населения всего мира [1, р. 2]. Однако теракты 2001 г. нельзя назвать единственной причиной усиления роли публичной дипломатии в качестве инструмента американизации и демократизации, этому способствовал ряд процессов, происходящих на международной арене. К ним следует отнести революцию в области информационных технологий, глобализацию и повышение роли негосударственных акторов.
С самого начала своего президентства Дж. Буш-младший проявлял заметный интерес к установлению партнёрских отношений с Индией [2, р. 551]. Это было обусловлено
© Шур Е. А., 2019
рядом причин: выгодным стратегическим положением страны, опытом и потенциалом для участия в борьбе против терроризма, приверженности демократическим ценностям, статусом регионального лидера и скрытой конфронтацией с Китаем. Для обеспечения американских интересов и оказания влияния на Индию политический истеблишмент США принял решение использовать инструменты и механизмы публичной дипломатии.
Цель данной статьи - определить ключевые направления публичной дипломатии США в Индии в период президентства Дж. Буша-младшего. Данная тема мало изучена российскими и зарубежными специалистами несмотря на всю значимость поворота США к Азии и попытки администраций
Обамы и Трампа укрепить экономическое и военное партнёрство с Индией. В этой связи изучение американо-индийских отношений через призму программ американской публичной дипломатии США в Индии представляется особенно актуальным. Следует отметить, что тема публичной дипломатии Дж. Буша-младшего редко затрагивается как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Образовательные программы как инструмент публичной дипломатии США
Важным этапом на пути сближения США и Индии стала историческая встреча президента Дж. Буша-младшего и индийского премьер-министра Манмохана Сингха в Вашингтоне 18 июля 2005 г. [3, р. 127]. Она стала отправной точкой в развитии не только двухсторонних отношений, но и программ публичной дипломатии США в Индии. Пик сотрудничества и запуск большинства программ приходится на 2005-2006 гг. Впоследствии эти программы продолжали развиваться.
Необходимо подчеркнуть значительную роль Кондолизы Райе в развитии связей с Индией. Государственный секретарь Райе выстраивала прочные отношения как с Индией, так и с Пакистаном, отдавая приоритет первой. При этом особый акцент был сделан на образовательное измерение публичной дипломатии. Такой выбор был не случаен -он был продиктован, тем что Райе, являясь профессором Стэнфордского университета и видным представителем академического сообщества, понимала значимость образования для формирования мировоззрения будущей элиты страны. Именно поэтому в 2005 г., после того как Кондолиза Райе вступила в должность государственного секретаря, были существенно расширены образовательные программы с Индией.
Одной из главных целей образовательного направления публичной дипломатии Дж. Буша-младшего было привлечение индийских студентов в американские университеты. Вашингтон заинтересован в притоке индийских студентов по нескольким причинам. Индийские выпускники американских учебных заведений по точным и естественнонаучным направлениям высоко котируются на американском рынке труда, а также
способствуют развитию инновационного сектора экономики США [4]. Спрос на американские степени со стороны индийских студентов стимулирует дальнейшее развитие системы высшего образования в Соединённых Штатах. Кроме того, индийские студенты легко приобщаются к американским ценностям. Интересно, что даже те индийцы, которые не вернулись на родину, а остались в США, способствуют популяризации американской культуры и распространению американских ценностей благодаря связям с друзьями и родственниками, которые проживают в Индии. Тот факт, что при администрации Дж. Буша-младшего был сделан акцент на вовлечение молодёжи в программы публичной дипломатии, объясняется тем, что в 2001 г. молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет составляли 31 % населения Индии [5], и этот показатель продолжал расти.
Необходимо отметить, что если в первое время после прихода Дж. Буша-младшего в Белый дом образовательные программы были в основном направлены на привлечение индийских студентов и научных сотрудников с целью «утечки мозгов» [6], то в дальнейшем по мере укрепления концепции «мягкой силы» стал расширяться спектр программ, направленных на приобщение участников образовательных и научных обменов к американским ценностям и образу жизни. Это свидетельствует об усилении роли публичной дипломатии в американо-индийских отношениях.
Старейшая образовательная программа Фулбрайт существует с 1950 г. Однако при Дж. Буше-младшем она получила новый импульс развития. 4 июля 2008 г. министр иностранных дел Республики Индия Шившанкар Менон и посол США в Индии Дэвид Мал-форд заключили новое соглашение о программе Фулбрайт [7]. В соответствии с соглашением, Индия и США финансируют программу в равной степени, а образовательный фонд США в Индии был переименован в Американо-индийский образовательный фонд. Более того, бюджет программы был увеличен в два раза [8], благодаря чему расширилось число участников. Ключевое направление программы получило новое название: стипендия имени Дж. Фул-брайта и Дж. Неру - в честь первого пре-
мьер-министра Индии. Смена названий является жестом вежливости и свидетельствует о том, что Вашингтон крайне заинтересован в расширении сотрудничества с Нью-Дели. Программа Фулбрайт-Неру нацелена на все уровни обучения. С одной стороны, она направлена на реформирование системы высшего образования в Индии, с другой, - её целевой аудиторией являются выпускники и научная интеллигенция, которые во время своего пребывания в США смогут приобщиться к американским ценностям.
Отдельно следует выделить программы по подготовке американских граждан в Индии. Данная тенденция с каждым годом продолжала усиливаться в период президентства Дж. Буша-младшего [9]. Это связанно с тем, что посредством личных контактов между американскими участниками и местным населением правительство рассчитывает укрепить имидж США, а также распространить американские ценности. К тому же Соединённые Штаты испытывают дефицит квалифицированных кадров, обладающих знанием местных языков, культуры, религии и менталитета. Это необходимо для налаживания диалога с Индией. Такие специалисты требуются не только в Государственном департаменте, но и в других ведомствах, неправительственных организациях, корпорациях, сотрудничающих с Индией, научно-исследовательских центрах, изучающих эту страну. Реализация программ для американских граждан способствует подготовке специалистов, обладающих подобными знаниями.
В 2007 г. Государственный департамент запустил программу двухгодичных колледжей, которые предоставляют профессиональное образование. В рамках инициативы учащиеся средних специальных учебных заведений имеют возможность провести один академический год в одном из подобных колледжей, расположенных на территории США. Участники проходят стажировки и активно помогают местному сообществу. Это позволяет им повышать уровень английского языка, знакомиться с американской культурой и повседневной жизнью. Учитывая тот факт, что участники программы являются выходцами из традиционно недостаточно представленных и социально ущемлённых групп населения, можно сделать вывод, что программа имеет
своей целью оказать воздействие на те слои общества, которые не имеют доступ к другим программам публичной дипломатии США и, таким образом, мало подвержены американскому влиянию. В этом отличие современной публичной дипломатии, ориентированной на широкие слои населения, от публичной дипломатии XX в., нацеленной в первую очередь на элиту.
Помимо предоставления стипендий и грантов, Государственный департамент активно содействует популяризации высшего образования США среди индийских студентов посредством образовательных выставок и встреч с представителями университетов. Это позволяет студентам напрямую узнавать об особенностях поступления, сдачи необходимых экзаменов, правилах подачи и самой системе обучения в интересующих их вузах. Делегации университетов, которые участвуют в таких выставках, также встречаются с представителями индийских университетов, представителями бизнес-сообщества и чиновниками, с тем чтобы развивать межуниверситетское сотрудничество в рамках двухсторонних отношений. По словам заместителя государственного секретаря по публичной дипломатии и связям с общественностью Каррен Хьюс, президент Дж. У. Буш и государственный секретарь К. Райе определили в качестве приоритета именно работу с университетами [10].
Создание в 2001 г. Индийской школы бизнеса (Indian School of Business, ISB) в Хайдарабаде является ещё одним подтверждением того, что Вашингтон придаёт большое значение реформированию системы индийского высшего образования. ISB основана на модели американских бизнес-школ [11] и является лидером в сфере бизнес-образования не только в Индии, но ив регионе. Школа ориентирована на бизнес-элиту Индии и соседних стран [12].
Под патронажем тогдашней первой леди Лоры Буш, которая была назначена почётным послом Десятилетия грамотности ООН, проводили региональные конференции ЮНЕСКО по вопросам грамотности и образования, одна из которых прошла в Индии [13]. Вклад Л. Буш отражает возросший интерес США к грамотности и образованию, которые являются неотъемлемым атрибутом публичной
дипломатии. Всеобщая грамотность позволит оказывать информационное воздействие на все слои населения Индии, а образование -привить американские идеалы и ценности.
Продвижение демократии и прав человека
Важным направлением публичной дипломатии Дж. Буша-младшего стало продвижение демократии и прав человека. Помимо непосредственного воздействия на Индию, Белый дом использовал Индию в качестве плацдарма для подготовки и проведения программ в странах, нуждающихся в демократических преобразованиях. Так, в 2006 г. на встрече в Нью-Дели президент Буш и премьер-министр Синкх договорились об оказании влияния на правительства Бирмы и Непала, с тем чтобы в этих странах были восстановлены демократические институты и прекратились нарушения прав человека [14]. По мнению Лоры Буш, Индия, гранича с Мьянмой, может оказать большую помощь этой стране, чем Соединённые Штаты [15]. Это связано с уникальным географическим положением Индии, которое позволяет быстро реагировать в постоянно меняющихся условиях. Кроме того, во второй президентский срок Дж. Буша-младшего отношения руководства Индии и военной хунты Мьянмы характеризовались меньшей напряжённостью, чем американо-мьянманские отношения. Такой призыв США к Индии является символичным и демонстрирует, что Белый дом отводит Нью-Дели роль лидера и посредника в урегулировании региональных кризисов. Помимо Индии, Соединённые Штаты обратились и к Китаю, ближайшему союзнику Мьянмы [16]. Это лишний раз доказывает, что Вашингтон пытается играть на соперничестве КНР и Республики Индия.
В рамках продвижения демократии и прав человека США поощряет деятельность Индии в Афганистане. На восстановление экономики и инфраструктуры этой страны Индия потратила 565 млн долл., а также дополнительные 50 тыс. долл. на строительство нового здания Национальной ассамблеи [17]. Кроме того, крупнейшая демократия в мире организовала обучение сотрудников Национальной ассамблеи Афганистана, а также разработала аналогичную программу для избранных депутатов [18]. Проекты Индии
по развитию демократических институтов, с одной стороны, знаменуют успех публичной дипломатии США, а с другой, - иллюстрируют амбиции Индии по укреплению своего статуса глобального лидера.
Глобальная демократическая инициатива является совместным американо-индийским проектом по продвижению демократии, запущенным в июле 2005 г. Имея прочные демократические традиции и институты, Соединённые Штаты и Индия договорились оказывать помощь третьим странам для утверждения в них демократии. Более того, стороны признали, что демократия является основой для экономического процветания и развития [19, р. 232]. Таким образом, Индия одновременно являлась как объектом, так и партнёром по реализации американской публичной дипломатии в других странах.
Соединённые Штаты и Индия стали также инициаторами создания Фонда демократии (ФД) ООН и его главными донорами, выделив по 10 млн долл. Позже Индия стала вторым донором по объёму финансирования после США. В общей сложности Республика Индия перечислила фонду 31,6 млн долл., США - 51,9 млн долл., оставив далеко позади другие страны (третьей в этом списке стала Швеция - 16 млн долл.) [20, р. 178]. ФД ООН был создан на Всемирном саммите 2005 г. и начал свою работу в апреле 2006 г. Фонд занимается предоставлением грантов молодым демократиям на развитие институтов гражданского общества на местах, в отличие от традиционной деятельности ООН, которая характеризуется сотрудничеством с правительствами. Главными целями деятельности ФД ООН являются достижение тендерного равенства, активности местных сообществ, верховенства закона, соблюдение прав человека и избирательных прав, вовлечение молодёжи, усиление взаимодействия гражданского общества с правительством, свобода информации и СМИ [21].
Помимо финансирования ФД ООН, стороны Глобальной демократической инициативы организовали учебные курсы, нацеленные на укрепление демократических институтов и развитие кадрового потенциала для нужд демократического процесса в других странах. Вашингтон и Нью-Дели создали виртуальный координационный и информа-
ционный центр для обмена передовым опытом в области демократии, определения возможностей для совместной поддержки и разработки образовательных программ по наращиванию потенциала в данной сфере. Кроме того, Индия и США покровительствовали мероприятиям ООН, связанным с распространением и утверждением демократии, особенно Саммиту Генеральной Ассамблеи ООН по достижению целей в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия.
В 2005 г. обе страны приняли участие в третьей конференции министров Сообщества демократий. На конференции в Сантьяго представители демократической коалиции при активном участии Индии и США обсудили такие вопросы, как демократическое управление, строительство и укрепление гражданского общества, проблемы экономического развития и угрозы демократии. Данная встреча стала логическим продолжением переговоров, состоявшихся в 1999 г., на которых уполномоченные от десяти стран -США, Индии, Чили, Чехии, Мали, Мексики, Польши, Португалии, Южной Африки и Южной Кореи - договорились о создании Сообщества демократий [22, р. 167]. Цель Сообщества - объединить правительства, гражданские общества и частный сектор для поддержки демократических режимов и укрепления демократических норм и институтов во всём мире [23, р. 134].
Продвижение демократии как направление американской публичной дипломатии проявляет себя не только с помощью программ по укреплению демократических институтов и мониторинга электоральных процессов. Вашингтон также уделяет внимание вопросу поддержки и реализации прав женщин и девочек, который стал одной из приоритетных областей публичной дипломатии. Проблема прав женщин во внешнеполитическом дискурсе США начала возрастать после вступления в должность государственного секретаря Кондолизы Райе [24, р. 398].
Так называемый «женский вопрос» в рамках защиты прав человека включал ряд областей. Забота о женском здоровье и охрана материнства стали одной из ключевых тем. Агентство США по международному развитию реализовывало несколько проектов
по контролю за рождаемостью, снижению смертности во время родов и предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа среди женского населения Индии [25]. Однако не следует считать, что вопрос о правах женщин ограничился только улучшением качества предоставляемых медицинских услуг и защитой материнства. Во время своих визитов в Индию первые лица США активно обсуждали различные проблемы, связанные с правами женщин. Так, Дж. Буш-младший и К. Райе в марте 2006 г. провели беседу с женщинами-предпринимателями и обсудили, какими возможностями обладают жительницы сельских районов Индии для открытия своего бизнеса, особенно в сфере сельского хозяйства [26]. Лора Буш также затрагивала данный вопрос на встречах с инициативными группами индийских женщин.
Не меньшее значение руководство США придавало противодействию насилию и жестокому обращению с женщинами. С этой целью Агентство сотрудничает с местными неправительственными организациями и проводит информационные кампании, направленные на привлечение внимания общественности к данной теме. Особенно остро проблема стоит в отдаленных районах страны [27]. Еще одним направлением деятельности Агентства по международному развитию является повышение числа жительниц Индии, задействованных в общественной жизни страны и в процессе принятия политических решений на различных уровнях. Этот проект является наиболее значимым среди проектов «женской проблематики», так как, с одной стороны, он способствует дальнейшему утверждению демократических ценностей в Индии, которая является стратегическим партнёром США по продвижению демократии в мире, а с другой, - формирует новое поколение женщин, которые в дальнейшем станут объектом информационного влияния США и будут принимать решения, отвечающие американским интересам.
По мнению бывшего сотрудника Агентства США по международному развитию Валида Малуфа, несмотря на то, что формально AMP не является дипломатической миссией, его специалисты рассматривают деятельность агентства как непосредственную основу публичной дипломатии США
и продвижения американских ценностей через реализуемые программы [28, p. 49].
Помощь нуждающимся и помощь во время бедствий, техногенных катастроф и природных катаклизмов
Значительный акцент был также сделан на программы помощи нуждающимся (aid diplomacy) и помощи во время бедствий, техногенных катастроф и природных катаклизмов (disaster diplomacy). В 2002 г. доля продовольственной помощи в бюджете Агентства США по международному развитию в Индии составляла 65 % [29]. В дополнение к продовольственной помощи, Соединённые Штаты участвуют в передаче современных сельскохозяйственных методик и технологий индийским фермерам и предпринимателям. Такие программы составляют часть национального брендинга и дополняют другие инструменты и механизмы публичной дипломатии США в Индии [30, p. 288]. Основной вклад в сельскохозяйственную революцию в Индии Вашингтон вносит посредством государственно-частного партнёрства. Речь идёт о распространении экологически устойчивых методов ведения сельского хозяйства, таких как сохранение земель и управление водными ресурсами, а также создание холодильных складов, цепи поставок и технологии переработки пищевых продуктов [31, p. 317].
Кроме того, в 2005 г. президент Дж. У. Буш запустил американо-индийскую инициативу по обучению, преподаванию, исследованиям, услугам и коммерческим связям в сельском хозяйстве [32, p. 232]. К развитию инициативы привлекаются представители академического сообщества, правительств и частных фирм двух стран. Центральными направлениями сотрудничества в рамках инициативы маркетинг являются биотехнологии, технологии переработки пищевых продуктов, управление водными ресурсами, а также образование, разработка учебных программ и подготовка кадров в области сельского хозяйства. Чтобы перенять американский опыт по преподаванию сельскохозяйственных дисциплин, была создана совместная американо-индийская рабочая группа. Она занимается отбором участников совместных образовательных проектов и межфакультетских обменов, а также орга-
низовывает семинары и конференции. Мероприятия в сфере технологий переработки пищевых продуктов включают в себя обучение, наращивание потенциала и проведение исследований, касающиеся сокращения потерь после сбора урожая, использования побочных продуктов и биотоплива. Для передачи биотехнологий стороны организуют семинары и мастер-классы по развитию трансгенных культур, устойчивых к вирусам, засухам и другим катаклизмам. Инициатива включает в себя проведение исследований и организацию обучения по управлению водными ресурсами и качеством воды, комплексному управлению питательными веществами и высокоточному сельскому хозяйству [33].
Для американского политического истеблишмента важное значение имела электрификация отдалённых областей и регионов проживания наиболее бедных жителей Индии. Это было связано с двумя аспектами публичной дипломатии - aid diplomacy и обеспечением Индии доступа к тем технологиям, которые позволят полномасштабно осуществлять информационное воздействие на население, в том числе проживающее в труднодоступных районах.
Для укрепления своего имиджа США оказывают помощь во время бедствий, техногенных катастроф и природных катаклизмов (disaster diplomacy). Так, после подводного землетрясения в Индийском океане в декабре 2004 г. США оказали помощь Индии. Стоит отметить, что страны запустили совместную инициативу по оказанию помощи в случае стихийных бедствий [34, p. 177]. В инициативе принимают участие Агентство США по международному развитию и Министерство внутренних дел Индии. Благодаря AMP, МВД Индии смогло повысить свою способность реагировать на стихийные бедствия, включиться в процесс разработки и внедрения программ системы раннего предупреждения, создания потенциала реагирования на стихийные бедствия в других странах.
Заключение
Публичная дипломатия президента Дж. Буша-младшего в Индии сводилась к трём направлениям. Во-первых, ключевой составляющей стали образовательные программы, которые затронули как всю систему
образования, так и отдельных выпускников, аспирантов, преподавателей и исследователей. Во-вторых, руководство США делало также акцент на программы по продвижению демократии и прав человека, к которым относила и защиту прав женщин. В рамках распространения демократии и прав человека Индия выступала одновременно и объектом публичной дипломатии, и партнёром по её реализации в других странах. В-третьих, Вашингтон стремился повысить свой имидж в Индии посредством программ помощи нуждающимся (aid diplomacy) и помощи во время бедствий, техногенных катастроф и природных катаклизмов (disaster diplomacy).
Публичная дипломатия позволила Соединённым Штатам утвердить свои позиции в Индии и привлечь её к сотрудничеству и продвижению американских интересов в других странах. Администрация Дж. Буша-младшего рассматривала сотрудничество с Индией в качестве ключа к региону Южной Азии и АТР. Кроме того, программы публичной дипломатии, проводимые совместно с Нью-Дели, способствовали укреплению американского влияния в соседних с Индией государствах, которые являлись приоритетом внешнеполитической стратегии Буша-млад-шего.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 В официальных документах США Мьянму по-прежнему называют Бирмой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Zaharna R. S. Public Diplomacy through the Looking Glass: Obama, US Public Diplomacy and the Islamic World // Symposium on Old and New Media, and the Changing Faces of Islam. -Syracuse : Syracuse University, 2009. - URL: https://www.american.edu/soc/faculty/upload /public-diplomacy-through-the-looking-glass.pdf.
2. Rajagopalan R. P. Indo-US relations in the Bush White House // Strategic analysis. - 2001. -Vol. 25, № 4. - P. 545-556.
3. Burns N. America's Strategic Opportunity With India // Foreign Affairs. - 2007. - Vol. 86, № 6. - P. 125-131.
4. President Discusses Strong U.S.-India Partnership in New Delhi, India. U.S. // Department of State. - 03.03.2006. - URL: https://2001-
2009.state.gov/p/sca/rls/rm/2006/62517.htm (дата обращения: 12.04.2019).
5. Youth in India: Situation and Needs 2006-2007 // International Institute for Population Sciences. -
2010. - URL: https://www.macfound.org/media /article_pdfs/2010PGY_YouthInIndiaReport.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
6. Chou D. S. U.S. Policy Toward India and Pakistan In the Post-Cold War Era // Tamkang Journal of International Affairs. - 2003. - № 1. -P. 27-55.
7. Boucher R. U.S.-India Relations // Remarks at the Annual Convention of the American Association of Physicians of Indian Origin. -27.06.2008. - URL: https://2001-2009.state. gov/p/sca/rls/2008/106476.htm (дата обращения: 12.04.2019).
8. Feigenbaum E. The Future of U.S. - India Rela-
tions // Foreign Press Center Roundtable Brief-
ing with Indian Media. - 17.10.2008. - URL:
https://2002-2009-fpc.state.gov/111202.htm (дата обращения: 14.04.2019).
9. Remarks at the U.S.-India Business Council 32nd Anniversary "Global India" Summit // Secretary Condoleezza Rice. - 27.06.2007. - URL: https://2001-2009.state.gov/secretary/rm/2007 /06/87487.htm (дата обращения: 12.04.2019).
10. Hughes K. P. Higher Education: A Keystone in U.S.-India Relations // The Times of India. -24.03.2007. - P. 3-4.
11. Press Briefing by Assistant Secretary of State for South and Central Asia Richard Boucher and National Security Council Senior Director for South and Central Asia Elizabeth Millard // Office of the Press Secretary. - 03.03.2006. - URL: https://2001-2009.state.gov/pZsca/rls/rm/2006/ 62514.htm (дата обращения: 12.04.2019).
12. President Meets with Young Entrepreneurs at Indian School of Business // The White House Office of the Press Secretary. - 03.03.2006. -URL: https://2001-2009.state.gov/p/sca/rls/rm/ 2006/62500.htm (дата обращения: 13.04.2019).
13. The Global Literacy Challenge. A profile of youth and adult literacy at the mid-point of the United Nations Literacy Decade 2003-2012 // UNESCO Education Sector Division for the Coordination of United Nations Priorities in Education. - 2008. -URL: http://www.unesco.org/education/GAW 2009/TheGlobalLiteracyChallenge.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
14. Remarks by President Bush and Prime Minister Manmohan Singh of India // The White House Office of the Press Secretary. - 02.03.2006. -URL: https://2001-2009.state.gov/p/sca/rls/rm/ 2006/62426.htm (дата обращения: 13.04.2019).
15. India can help Myanmar better than US: Laura Bush // India Today. - 06.05.2008. - P. 2.
16. Spetalnick M., Zakaria T. Bush expands sanctions against Myanmar rulers // Reuters. -19.10.2007.
17. Remarks by President Bush and Prime Minister Manmohan Singh of India // The White House Office of the Press Secretary. - 02.03.2006. -URL: https://2001-2009.state.gov/p/sca/rls/rm/ 2006/62426.htm (дата обращения: 12.04.2019).
18. President Addresses Asia Society, Discusses India and Pakistan // President George W. Bush. -22.02.06. - URL: https://2001-2009.state.gov/ p/sca/rls/rm/2006/61851.htm (дата обращения: 12.04.2019).
19. Ashwarya S. Essays on Iran and Israel: An Indian Perspective: An Indian Perspective. - New Delhi : K W Publishers, 2014. - 254 p.
20. Müller H., Rauch С. Great Power Multilateralism and the Prevention of War. Debating a 21st Century Concert of Powers. - New York : Routledge, 2017. - 268 p.
21. Applying for an UNDEF project grant and selection process // The United Nations Democracy Fund. - URL: https://www.un.org/ democracyfund/about-undef (дата обращения: 14.04.2019).
22. Latif A. I. Three Sides in Search of a Triangle: Singapore-America-India Relations. - Singapore : ISEAS Publishing, 2009. - 213 p.
23. Buchan R. International Law and the Construction of the Liberal Peace. - London : Hart Publishing, 2013. - 258 p.
24. Hughes K. Transformational Public Diplomacy // Public Diplomacy Reader. - Washington D.C. : Waller M. The Institute of World Politics Press, 2007. - P. 392-402.
25. FY 2003 Performance and Accountability Report // U.S. Agency for International Development. -URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/ PDABZ695.pdf (дата обращения: 12.04.2019).
26. FY 2002 Performance and Accountability Report // U.S. Agency for International Development. -URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/ PDABY087.pdf (дата обращения: 14.04.2019).
27. USAID/India. FY 2002 Results Review and Resource Request // U.S. Agency for International
Информация о статье
Дата поступления 27 марта 2019 г.
Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.
Сведения об авторе
Шур Елизавета Александровна - аспирант (история международных отношений) факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 191060,Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
E-mail: [email protected] Для цитирования
Шур Е. А. Публичная дипломатия США в Индии: новый подход администрации Дж. Буша-млад-шего // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 198205. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.3.198-205.
Development. - 10.04.2001. - URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/pdabt511.pdf
(дата обращения: 12.04.2019).
28. Foreign Aid as Public Diplomacy: Is U.S. invest-
ment in the Middle East sowing goodwill? Inter-
view with Walid Maalouf // Public Diplomacy
Magazine. - Winter 2009. - P. 47-51.
29. Where We Work. India. History // United States Agency for International Development. - URL: https://www.usaid.gov/india/history (дата обращения: 14.04.2019).
30. Fraser M. Weapons of Mass Distraction: Soft Power and the Road to American Empire. - Toronto : Key Porter Books, 2003. - 288 p.
31. Ferroni M. Transforming Indian Agriculture-India 2040: Productivity, Markets, and Institutions. -New Delhi : Sage Publications, 2015. - 368 p.
32. Schaffer T. C. India and the United States in the 21st Century: Reinventing Partnership. - Washington, D.C. : CSIS Press, 2009. - 254 p.
33. U.S.-India Knowledge Initiative on Agricultural Education, Teaching, Research, Service, and Commercial Linkages. Fact Sheets // United States Department of Agriculture. - 02.03.2006. -URL: https://2001-2009.state.gov/pZsca/rls/fs/ 2006/62499.htm (дата обращения: 15.04.2019).
34. Wessner C. W., Shivakumar S. J. India's Changing Innovation System: Achievements, Challenges and Opportunities for Cooperation. -Washington, D.C. : The National Academies Press, 2007. - 207 p.
Article info
Received March 27, 2019
Accepted July 29, 2019
About the author
Elizaveta A. Shur - PhD student (History of International Relations) of the School of International Relations of the St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)
Postal address: 1/3, Smolnogo ul., St. Petersburg, 191060, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Shur E.A. U.S. Public Diplomacy in India: G.W. Bush's New Approach. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 198-205. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.198-205 (in Russian).