Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ИНДИИ: НАСЛЕДИЕ ОБАМЫ'

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ИНДИИ: НАСЛЕДИЕ ОБАМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / НОВАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / АМЕРИКАНО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ОБАМЫ В АТР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЖЕНСКИЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЯГКАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шур Елизавета Александровна

В статье рассматриваются основные тенденции развития публичной дипломатии США в Индии при Бараке Обаме. Президентство Обамы характеризовалось «поворотом на Восток». Индия сразу заняла одну из доминирующих позиций в азиатской стратегии Обамы. Ведущим инструментом стратегии стала публичная дипломатия. Особое внимание уделяется эволюции концепций публичной дипломатии, где превалировали два направления - образовательные программы и «женский вопрос». Вашингтон также запустил программы по повышению уровня грамотности населения и доступа к технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US PUBLIC DIPLOMACY IN INDIA: OBAMA’S LEGACY

The article discusses the main trends in US public diplomacy in India under Barack Obama. The Obama presidency was characterized by “Pivot to Asia”. India took one of the dominant positions in Obama’s Asian strategy. Furthermore, public diplomacy became the leading strategy tool. Particular attention is paid to the evolution of public diplomacy concepts. Two areas prevailed in public diplomacy in India - educational programs and the “women’s issue”. Washington also launched programs to increase literacy and access to technology.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ИНДИИ: НАСЛЕДИЕ ОБАМЫ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 72-78 Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: History. International Relations, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 72-78

Научная статья УДК 327.83

https://d0i.0rg/l 0.18500/1819-4907-2021 -21 -1 -72-78

Публичная дипломатия США в Индии: наследие Обамы

Е. А. Шур

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольная, д. 1/3

Шур Елизавета Александровна, аспирант факультета международных отношений, elshur@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4197-5088

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития публичной дипломатии США в Индии при Бараке Обаме. Президентство Обамы характеризовалось «поворотом на Восток». Индия сразу заняла одну из доминирующих позиций в азиатской стратегии Обамы. Ведущим инструментом стратегии стала публичная дипломатия. Особое внимание уделяется эволюции концепций публичной дипломатии, где превалировали два направления - образовательные программы и «женский вопрос». Вашингтон также запустил программы по повышению уровня грамотности населения и доступа к технологиям.

Ключевые слова: публичная дипломатия, новая публичная дипломатия, американо-индийские отношения, стратегия Обамы в АТР, образовательные программы, женские программы, стратегическая коммуникация, мягкая сила

Для цитирования: Шур Е. А. Публичная дипломатия США в Индии: наследие Обамы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 72-78. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-1-72-78

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article

https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021 -21 -1 -72-78 US public diplomacy in India: Obama's legacy

Elizaveta A. Shur, elshur@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4197-5088

Saint Petersburg University, 1/3 Smolny St., St. Petersburg 191060, Russia

Abstract. The article discusses the main trends in US public diplomacy in India under Barack Obama. The Obama presidency was characterized by "Pivot to Asia". India took one of the dominant positions in Obama's Asian strategy. Furthermore, public diplomacy became the leading strategy tool. Particular attention is paid to the evolution of public diplomacy concepts. Two areas prevailed in public diplomacy in India - educational programs and the "women's issue". Washington also launched programs to increase literacy and access to technology. Keywords: public diplomacy, new public diplomacy, US-Indian relations, Obama Administration's Asia-Pacific Strategy, educational programs, women's programs, strategic communication, soft power

For citation: Shur Е. А. US public diplomacy in India: Obama's legacy. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: History. International

Relations, 2021, vol. 21, iss. 1, рр. 72-78 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-1-72-78

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

В последние несколько лет наблюдается резкое изменение политических и экономических интересов США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР). Особенно активной в этом направлении была администрация Б. Обамы. Сдвиг региональных приоритетов в сторону данного региона стал краеугольным камнем внешнеполитической стратегии администрации Б. Обамы1. Индия оказалась одним из приоритетных государств в «азиатском повороте» (Asia Pivot) в силу своего географического положения, территориальной близости к Китаю, экономического роста и научного потенциала2.

В реализации азиатской концепции Вашингтона особую роль играла публичная дипломатия,

или комплекс мероприятий в области информации (пропаганды), образования и культуры, служащий инструментом для продвижения интересов США «мягкими» средствами3. Несмотря на постоянно возрастающую роль Индии в американской внешней политике4 и публичной дипломатии, данная тема мало изучена как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Цель данной статьи - выявить основные тенденции в использовании программ публичной дипломатии для решения политических и экономических задач США в АТР на примере Индии.

Статья состоит из 4-х разделов. В первом разделе рассматривается эволюция концепций

публичной дипломатии США в Индии. Во втором разделе анализируются ключевые тенденции образовательных программ. В третьем разделе показана роль женщин в качестве целевой аудитории публичной дипломатии США в Индии. Четвертый раздел посвящен программам, которые позволят со временем осуществлять стратегическую ком -муникацию в Республике Индия.

Эволюция концептуальных основ публичной дипломатии США в Индии

В противовес силовым методам своего предшественника и в ответ на падение имиджа США Барак Обама стал активно обращаться к инструментам публичной дипломатии при реализации своей внешнеполитической стратегии и выстраивании отношений с зарубежными партнерами. Вашингтон имел своей целью воздействовать на руководство и политический курс зарубежных стран посредством оказания влияния на их население. Концепция «мягкой силы» Дж. Ная легла в основу так называемой новой публичной дипломатии5, которая реализовывалась администрацией Обамы во время его первого президентского срока. Новая публичная дипломатия не обошла стороной и Индию в качестве ключевой фигуры азиатской стратегии Обамы.

Особый акцент был сделан на образовании и проектах, направленных на поддержку женщин. Несмотря на то, что публичная дипломатия первого президентского срока Обамы характеризовалась активным использованием современных технологий, цифровая дипломатия в Индии не была в полной мере реализована. Это во многом обусловлено низким уровнем грамотности населения и недостаточной технической обеспеченностью, которые не позволяли полномасштабно проводить публичную дипломатию нового поколения. Именно поэтому Соединенные Штаты приняли решение о запуске ряда программ по электрификации отдаленных районов страны, так как это позволило бы местному населению пользоваться современными гаджетами и иметь доступ к сети Интернет.

В связи с тем, что новая публичная дипломатия не привела к ожидаемым результатам по демократизации на Ближнем Востоке, политическая элита США стала утрачивать интерес к концепции Ная6 во второй президентский срок Обамы. Взамен стремительно теряющей популярность концепции Дж. Ная, на основе которой построена новая публичная дипломатия, во внешнеполитических кругах получила распространение концепция «стратегической коммуникации», которая начала вытеснять «мягкую силу». Вовлечение определенных групп населения, приобщение к американским ценностям и поощрение дискуссий, темы которых выгодны США, уступили место контрпропаганде и доне-

сению позиции США по различным вопросам до зарубежной аудитории.

Концепция стратегической коммуникации предусматривает двусторонний обмен информацией с объектами воздействия, что повышает силу воздействия на целевую аудиторию7. В рамках стратегической коммуникации американские эксперты изучают настроения и мнения зарубежного общества, на основе которых осуществляют информационные кампании и ведут диалог с населением иностранного государства8.

Несмотря на то, что стратегическая коммуникация стала замещать концепцию Ная во внешнеполитическом дискурсе Вашингтона, в Индии преобладают программы новой публичной дипломатии. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, стратегическая коммуникация направлена в первую очередь на противостояние враждебным авторитарным режимам, к которым Вашингтон причислял Китай, Россию и ИГИЛ. Что касается Индии, то Обама, как и его предшественник, рассматривал эту страну как надежную опору в борьбе с вышеупомянутыми противниками. В связи с этим Индия не была включена в группу стран, которым американская стратегическая коммуникация уделяла первостепенное значение. Тем не менее внешнеполитический истеблишмент США в дальнейшем планирует применять методы и средства стратегической коммуникации, с тем чтобы нивелировать угрозы пропаганды террористического и экстремистского толка. Во-вторых, для реализации стратегической коммуникации необходим достаточный уровень грамотности населения, которого Индия пока не достигла. Как и в случае с цифровой дипломатией, стратегическая коммуникация подразумевает минимальный уровень грамотности и доступ населения к технологиям, так как основной акцент делается именно на интернет-пропаганду. В-третьих, для государственных структур характерна инертность9. В связи с тем, что стратегическая коммуникация - передовое направление, консервативные внешнеполитические ведомства не торопились осуществлять его на практике.

Необходимо отметить, что Соединенные Штаты преследуют в Индии сразу несколько целей. Во-первых, навязывание американских ценностей и формирование положительного образа США в глазах местного населения. Это позволит в дальнейшем вовлечь Индию в более тесные партнерские отношения, в том числе и в потенциальное сотрудничество против Китая. Во-вторых, организация протестных движений. В связи с тем, что Индия является демократическим государством и не нуждается в построении демократии и движениях против авторитаризма как страны Ближнего Востока, данная цель реали-зовывается через затрагивание вопросов об ущемлении прав женщин. В-третьих, после смещения концептуальных основ в сторону стратегической коммуникации Индия стала рассматриваться в

качестве арены для информационной борьбы. Такой интерес к Индии не случаен, так как она одновременно сохраняет партнерские отношения с Россией, Китаем (даже несмотря на территориальные споры) и Ираном, которые рассматриваются Соединенными Штатами как главные оппоненты. Кроме того, в Индии достаточно большой процент населения исповедует ислам. В связи с этим данная категория населения может стать объектом для пропаганды со стороны экстремистских террористических организаций. Тем не менее к концу второго президентского срока Барака Оба-мы проекты стратегической коммуникации так и не получили развитие в Индии.

Образовательные программы

При Обаме образование продолжало занимать особое место среди программ публичной дипломатии в Индии. Это наиболее старое и проверенное средство, существующее еще с древнейших времен10. Все образовательные проекты направлены на долгосрочную перспективу, однако их эффективность окупает длительное ожидание. Традиционно образовательные программы публичной дипломатии США развиваются по двум основным направлениям. Первое - подготовка и обучение элиты и научной интеллигенции, а также научные обмены. Второе направление включает в себя реформы системы образования на различных уровнях и оказание поддержки местным образовательным учреждениям.

Образовательные программы построены по сетевому принципу, т. е. к их реализации привлекаются внешние акторы, такие как компании частного сектора, международные корпорации, неправительственные организации, различные фонды. По мнению президента и исполнительного директора корпорации по публичному теле- и радиовещанию и бывшего главы Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США П. Харрисона, высшее образование является ключевым инструментом для подготовки будущих лидеров, способных оказать существенное влияние на развитие своих стран11.

Это обусловлено тем, что изменения, которые они привнесут в жизнь своих стран, могут быть основаны на американских ценностях. Поэтому в определенной степени приверженность американским ценностям представляется более важной, чем благосклонное отношение участников к США. В будущем это может способствовать укреплению отношений между Соединенными Штатами и этими странами.

Образовательное измерение публичной дипломатии США состоит из двух типов программ. Первый тип - сотрудничество между американскими и индийскими университетами, а также программы обмена для студентов, преподавательского состава и сотрудников учебных заведений. Они занимают видное место в образовательном

компоненте публичной дипломатии в Индии12. Преобладают именно научные обмены. Американо-индийский диалог и саммит по высшему образованию осуществляет всестороннюю поддержку программам обмена. В работе диалога и саммита участвуют ведущие представители бизнес-элиты и высокопоставленные чиновники. Помимо научного обмена, сотрудничество включает в себя внедрение образовательных инноваций, а также реформирование всей системы образования. Данные компоненты направлены на американизацию системы образования Индии и распространение американских ценностей и основ политической культуры.

Необходимо также отметить, что в последние годы появилась тенденция - все больше программ образовательного сотрудничества относятся не только к публичной дипломатии самих Соединенных Штатов, но и Индии. Правительство Республики Индия все чаще выступает с инициативами. В качестве примеров можно привести открытие центра передовых технологий для двустороннего сотрудничества в сфере образования и программу под названием «Глобальная инициатива академических обменов», которая создана для повышения уровня образования среди индийских студентов. Для этой цели в лучшие университеты Индии приезжают приглашенные преподаватели и читают лекции по математике, информационным технологиям, инженерии и другим точным наукам. Заинтересованность руководства Индии объясняется тем, что страна нуждается в повышении качества предоставления образовательных услуг и уровня проводимых исследований.

Однако не следует считать, что только Индия нуждается в подобных программах, для США они также выгодны. Благодаря таким программам Вашингтон популяризирует американскую культуру, приобщает к своим ценностям студентов лучших индийских вузов. Возможно, некоторые из них займут высокое положение в обществе и смогут оказывать влияние на решения, выгодные США. Кроме того, лекции американских профессоров позволят еще больше повысить привлекательность американского высшего образования среди индийских студентов, многие из которых и без того стремятся уехать учиться в Соединенные Штаты и получить там работу. Студенты из Индии занимают второе место по численности среди иностранцев, обучающихся в США13.

Реформирование системы образования является еще одним приоритетным направлением публичной дипломатии США в Индии14. Особое внимание при этом уделяется переподготовке и повышению квалификации учителей школ. Например, проект «Поддержка учителей Индии» предполагает трехмесячное обучение в университете штата Аризона, где индийские учителя изучают педагогику, инновационные методы в области методологии преподавания, а также методы оценки качества преподавания15. Благодаря таким

проектам правительство США планирует постепенно внедрить реформы в систему образования Индии. Интерес к системе школьного образования обусловлен демографической ситуацией в этой стране, в которой преобладает население в возрасте до 30 лет. Молодежь будет определять развитие страны в будущем, именно поэтому она является объектом воздействия программ американской публичной дипломатии.

Примечательный факт - программы переподготовки направлены на учителей из штатов, расположенных на востоке и северо-востоке Индии. Эти штаты находятся на границе с Китаем, с которым у Индии исторически напряженные отношения. Учителя, прошедшие обучение в США, смогут служить «ретрансляторами» американских идей и ценностей для своих учеников. Кроме того, подготовка учителей необходима для повышения уровня грамотности, без которой невозможно проводить информационные кампании в рамках стратегической коммуникации. Это позволит повысить интерес будущих поколений местных жителей к потенциальному партнерству Индии и США против КНР.

Несмотря на то, что большая часть программ публичной дипломатии в Индии направлена на индийское общество, существует ряд программ, которые нацелены на население других стран Южной Азии. Речь идет о Пакистане, Афганистане и Непале. В данном случае Индия как региональная держава является платформой для укрепления американского влияния в этих странах. Примером подобных программ служит «Tibetan Education Project», в которой принимают участие учащиеся начальной и средней школы тибетского происхождения, проживающие на территории Индии и Непала. Официальная цель «Tibetan Education Project» - улучшение качества образования через повышение квалификации учителей и уровня преподавания дисциплин, а также подготовку студентов для получения высшего образования в дальнейшем16. Однако основной интерес США заключается в распространении американских ценностей, а также в осуществлении достаточной подготовки учащихся для правозащитной деятельности и вовлечения их в диалог о предоставлении Тибету независимости. Инициатива принадлежит правительству Тибета в изгнании, которое не признают власти КНР Таким образом, этот проект нацелен на скрытое противостояние с Китаем.

«Женский вопрос»

Не менее важные программы, составляющие основу новой публичной дипломатии США в Индии, затрагивают женщин как целевую аудиторию. Данное направление получило особое развитие при Бараке Обаме. Назначение Хиллари Клинтон на пост Государственного секретаря и присвоение ранга посла советнику Государственного департамента по делам женщин продемонстрировали

намерение администрации Обамы использовать женский вопрос как действенный инструмент в достижении своих внешнеполитических интересов. Сразу после вступления в должность Барака Обамы вопросы, касающиеся женщин, стали неотъемлемой темой американо-индийских переговоров.

Кроме персональной дипломатии Хиллари Клинтон, к которой относились регулярные встречи с женщинами-лидерами, мероприятия, посвященные защите прав женщин и посещение женских колледжей, был также запущен целый комплекс программ в данной области. Более того, Бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента начало осуществлять мониторинг гендерного соотношения участников для каждой программы17. Стратегия по поддержке и реализации прав женщин стала играть особую роль в Индии. Это обусловлено тем, что в Индии вопрос гендерного неравенства во всех сферах жизни стоит достаточно остро. Через вовлечение женщин в решение проблем общества Вашингтон надеется оказать влияние на формирование их взглядов и тем самым вовлечь Индию в выгодное для США партнерство.

Ведущее место отводится программам, нацеленным на поддержку женщин, занимающих важное место в обществе, в экономической, социальной или политической жизни Индии или в некоторых случаях всей Южной Азии18. Как уже упоминалось, США рассматривают Индию как базу для укрепления своего влияния в регионе. Особое внимание уделяется женщинам, занимающимся социальным предпринимательством, женщинам-преподавателям и исследователям. Вашингтон предоставляет гранты, оказывает информационные услуги, организовывает программы обмена опытом, повышения квалификации и научные семинары19. Цель таких семинаров -стимулировать участие женщин в научной жизни, особенно в таких областях, как инженерия, математика и современные технологии. Это во многом связано с тем, что женщины мало представлены в данных отраслях.

Ко второй группе программ, нацеленных на женскую аудиторию, относятся программы, посвященные предотвращению насилия над женщинами. Например, посольство США в Нью-Дели и консульства проводят кинофестивали, имеющие своей целью привлечь внимание общественности к проблеме насилия над женщинами и сформировать социальное движение против данного вида насилия20. Эти программы являются частью общей стратегии Вашингтона по формированию протестных движений.

Внедрение мобильных технологий в сфере здравоохранения также направлено на защиту прав женщин и борьбу против насилия. Благодаря мобильным приложениям женщины из труднодоступных районов страны и трущоб, подвергающиеся домашнему насилию, смогут записываться на

приемы к врачу и получить результаты анализов, не выходя из дома.

Вопросы гражданского строительства и городской инфраструктуры также играют немаловажную роль в противодействии насилию над женщинами. С помощью мер в области гражданского планирования и градостроительства снижается уровень насилия над женщинами в общественных местах. Этому также способствуют и информационные кампании среди мужской части населения, которые проходят в школах, колледжах и средствах массовой информации.

Другим направлением развития публичной дипломатии США по вопросам прав женщин является предотвращение ранних браков. Для этого создан Центр быстрого реагирования для поиска и спасения жертв незаконной торговли с целью трудового или сексуального рабства и принудительных браков21, который сотрудничает с полицией в нескольких штатах на севере. Кроме того, Агентство по международному развитию США финансирует малоимущие семьи, в которых дочери не вступают в брак до 18 лет.

Приобщение девочек и женщин к спорту - еще одна сфера публичной дипломатии, с помощью которой США поощряют женскую часть населения занимать более активную жизненную позицию. Программа «Расширение возможностей для женщин и девочек через спорт» состоит из трех компонентов: спортивное наставничество, спортивные стажировки, а также визиты известных американских спортсменов22.

Одной из целей администрации Обамы было формирование протестных движений. Данное направление было слабо развито в Индии по сравнению со странами Ближнего Востока. Тем не менее существуют две программы в рамках данной стратегии. Речь идет о медиакампаниях «Engage» и «Half The Sky». «Engage» имеет своей целью доказать общественности важность школьного образования для девочек. Проект распространяет фильм «Girl Rising», состоящий из рассказов о девочках, которые, благодаря образованию, смогли выбраться из нищеты и добиться успеха. Фильм переведен на многие языки и диалекты Индии, его можно посмотреть по телевидению, в социальных сетях, а также во время проведения семинаров и других мероприятий различными некоммерческими организациями. Такой формат позволяет не только поднять в обществе вопрос об образовании для девочек, но и показать, что США активно выступают за права женщин. Эта кампания является экспериментом по управлению народными массами и созданию общественных движений с помощью передовых медиатехноло-гий. В дальнейшем США планируют использовать такие технологии для воздействия на все сферы жизни общества.

Еще один проект - медиакампания «Half The Sky», нацеленная на изменение представлений общественности о равенстве и правах женщин.

Небольшие образовательные видео распространяются в социальных сетях и демонстрируются местными некоммерческими гуманитарными организациями (НГО). Также были разработаны специальные игры для мобильных телефонов23. Оба проекта «Engage» и «Half The Sky» служат примером подготовки протестных движений и активного использования цифровых методов.

Таким образом, США готовят общественное мнение Индии к тому, что женщины должны быть более независимыми и играть более заметную роль в жизни общества. Подобная позиция повышает имидж Вашингтона как сторонника защиты прав женщин и повышает лояльность женского населения Индии к американской культуре и ценностям.

Стратегическая коммуникация в Индии?

Во время пребывания Б. Обамы на посту президента США программы новой публичной дипломатии преобладали в Индии. Помимо того, что Индия не рассматривалась в качестве значимой мишени стратегической коммуникации, на пути осуществления реформы публичной дипломатии в Индии стояли серьезные преграды - недостаточный уровень грамотности и обеспеченности технологиями. По этой причине Вашингтон ре-ализовывал программы, которые должны были создать основу для проведения стратегической коммуникации, а также стать связующим звеном при переходе от новой публичной дипломатии к дипломатии будущего24. Кроме того, данные программы должны стать платформой для расширения участия женщин и молодежи (основной целевой аудитории) в проектах новой публичной дипломатии США в Индии. К ним следует отнести программы по обеспечению населения электричеством и другими технологиями, без которых невозможно приступить к полномасштабной реализации стратегической коммуникации в Индии. Еще одним условием для проведения программ стратегической коммуникации является уровень грамотности населения. К таким программам относятся обучение чтению и письму.

Следует отметить, что программы по электрификации и распространению технологий начали применять еще во время первого президентского срока Б. Обамы, когда во внешнеполитических кругах широкое распространение получила идея цифровой дипломатии. Однако технологическая отсталость служит барьером для реализации не только цифровой дипломатии, но и контрпропаганды и информационных кампаний в рамках стратегической коммуникации.

Программы по доступу к электроэнергии проводятся в основном в отдаленных районах страны среди малоимущего населения. Речь идет об установке очень дешевых средств освещения и предоставления мобильных телефонов, заряжающихся от микроэнергосетей. Кроме того,

электроэнергия покрывает нужды домашних хозяйств и позволяет подключить радио, Интернет и телевидение, посредством которых Вашингтон планирует вовлечь в информационное взаимодействие все слои населения разных районов Индии и перейти к следующему этапу реализации публичной дипломатии. По данным Агентства США по международному развитию (АМР), одна из таких программ по доступу к электроэнергии обеспечивает электричеством около 61 млн семей, которые не имели доступа к электричеству25. Энергосети работают на возобновляемых источниках энергии, в частности на солнечной. Благодаря экономии за счет масштабов производства, солнечная энергия становится доступной даже для беднейшей прослойки общества. В рамках отдельных программ по электроэнергии используется «интеллектуальный счетчик» - система предоплаты, которая предполагает покупку определенного количества электроэнергии и возможность контролировать расходы26. Это позволит малоимущим семьям пользоваться современными технологиями, что увеличивает аудиторию, подверженную американскому влиянию.

Второе направление программ, которые создают основу для осуществления стратегической коммуникации в Индии - повышение уровня грамотности. Для этого правительство США поддерживает развитие новейших методик обучения чтению и письму. Помимо этого, инновации внедряются в систему переподготовки учителей и учебные планы, особенно это касается обучения информатике, игровым методам и использования современных технологий. Проекты по повышению уровня грамотности можно одновременно отнести как к новой публичной дипломатии, так и к программам, способствующим реализации стратегической коммуникации. В основном они нацелены на учащихся младшего школьного возраста, которые станут объектом информационных кампаний в будущем. Отдельно стоит отметить участие в этих программах детей из бедных или иммигрантских семей, так как, по мнению Вашингтона, они являются изгоями общества и наиболее восприимчивы к воздействию публичной дипломатии.

Программы в области повышения грамотности реализуются не только через систему образования, но и с помощью телевидения, аудиокниг и образовательных лагерей. Например, проект «Planet Read» использует субтитры при трансляции музыкальных роликов, сериалов и фильмов по телевидению. Благодаря субтитрам ребенок быстрее овладевает навыком чтения. Схожая система лежит в основе применения аудиокниг, которые идут в комплекте с бумажными или электронными книгами. Еще один действенный инструмент для развития грамотности - обучающие лагеря. С помощью инновационных методов волонтеры обучают навыкам чтения детей, в основном из сельских районов.

В заключение следует подчеркнуть, что внешняя политика Барака Обамы ознаменовала собой смену внешнеполитических приоритетов в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, в который стала включаться Индия. Для того чтобы укрепить американское влияние в этой стране, США используют инструменты публичной дипломатии. Более того, публичная дипломатия в Индии преследует несколько ключевых целей. Речь идет об американизации индийского общества, получении поддержки местного населения в выстраивании партнерских отношений с руководством страны, в том числе против Китая, а также информационной победе над Индией, которая является объектом пропаганды России, Ирана, Китая и экстремистских организаций. Ключевое место занимают программы новой публичной дипломатии в сфере образования и поддержки прав женщин. Однако в последнее время начали реализовываться программы, которые позволят в будущем перейти к стратегической коммуникации - публичной дипломатии следующего поколения.

Примечания

1 Adamson T., Brown M., SutterR. Balancing Acts : The US Rebalance and Asia-Pacific Stability. Washington, D.C : Sigur Center for Asian Studies, August 2013. 40 р.

2 Sharma R. The Rise of the Rest of India // Foreign Affairs. 2013. Vol. 92, № 5. P. 75-85. URL: https://www.foreignaf-fairs.com/articles/india/2013-08-12/rise-rest-india (дата обращения: 05.04.2020).

3 Долинский А. В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. № 1 (25). C. 63-73. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/695/ Dolinskiy-25.pdf. (дата обращения: 06.04.2020).

4 Blackwill R., Chandra N., Clary C. The United States and India a Shared Strategic Future : Joint Study Group Report. New York City : The Council on Foreign Relations and Aspen Institute India, September 2011. 64 р. URL: https://www.cfr.org/report/united-states-and-india-shared-strategic-future (дата обращения: 05.04.2020).

5 Nye J. Soft Power : The Means to Success in World Politics. New York City : Public Affairs, 2004. 191 р.

6 Lynch M. US public diplomacy and the Arab uprisings // Foreign Policy. 2011. April. URL: https://foreign-policy. com/2011/04/13/u-s-public-diplomacy-and-the-arab-uprisings/ (дата обращения: 05.04.2020).

7 Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» // Международные процессы. 2015. № 3 (42). C. 121-133. URL:http:// intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1248/A7xHW3zLY9. pdf (дата обращения: 06.04.2020).

8 Ayres A., Kaye С., Nye J. How the US should respond to the rise of India // Fortune. 2015 November. URL: https:// fortune.com/2015/11/12/india-narendra-modi-tpp/ (дата обращения: 05.04.2020).

9 FitzpatrickK. US Public Diplomacy in a Post-9/11 World : from Messaging to Mutuality // CPD Perspectives on

Public Diplomacy. 2011. № 6. P. 5-54. URL: https://www. uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/ legacy/publications/perspectives/CPDPerspectives_Mutu-ality.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

10 Byrne C., Hall R. International Education as Public Diplomacy // Research Digest. The International Education Research Network's. 2014. № 3. P. 1-10. URL: https:// www.ieaa.org.au/documents/item/258 (дата обращения: 05.04.2020).

11 Dessoff A. Higher Education and Public Diplomacy. Interview with Patricia Harrison. Voices // International Educator. NAFSA. September-October 2008. P. 16-20.

12 Scott-Smith G. Exchange Programs and Corporate Public Diplomacy // Handbook of Public Diplomacy. New York City : Routledge, 2009. P. 50-56.

13 Education and People-to-People Ties. Fact Sheet // Department of State. 2011. 19 July. URL: https://2009-2017.state. gov/r/pa/prs/ps/2011/07/168742.htm (дата обращения: 06.04.2020).

14 Ravi S. Strengthening India-US Relations through Higher Education : India-US Policy Memo. Washington D.C : Brookings Institute, 2014. September. URL: https://www. brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/23-india-us-relations-higher-education-ravi.pdf (дата обращения: 05.04.2020).

15 United States and India Cooperate to Strengthen Teaching Skills. Press Release // USAID. 2014. 6 August.

16 United States Helps Strengthen Learning Outcomes for Tibetan Refugee Youth in India and Nepal. Press Release // USAID. 2012. 12 October.

17 Kala А., Mandhana N., Zhong R. 5 Gaps That Define the India-China Relationship // The Wall Street Journal. 2015. URL: https://blogs.wsj.com/briefly/2015/05/13/5-gaps-that-define-the-india-china-relationship-in-charts-and-maps/ (дата обращения: 05.04.2020).

18 Promoting Gender Equality to Achieve Our National Security and Foreign Policy Objectives // Office of Global Women's Issues. Press Release 2012. 27 March. URL:

http://www.state.goV/s/gwi/rls/other/2012/187001.htm (дата обращения: 07.04.2020).

19 Verveer M. Public Diplomacy as a Tool for Advancing Women's Issues and Closing the Gender Gap // Women in Public Diplomacy. Special Issues. Center on Public Diplomacy Monitor. Fall 2012. Vol. 3, iss. 6. P. 22-27.

20 US Consulate Sponsors Short Film Festival on Women's Safety and Empowerment. Press release. Consulate General of the United States in Mumbai, India. 2014. 5 December. URL: https://in.usembassy.gov/u-s-consulate-sponsors-womens-safety-and-empowerment-short-film-festival-finale/ (дата обращения: 06.04.2020).

21 Leading India's FightAgainst Human Trafficking, Bondage, Slavery and Servitude. Annual Report 2014-2015. New Delhi : Shakti Vahini. 2015. P. 7. URL: https://ru.scribd. com/document/283247003/ANNUAL-REPORT-SHAKTI-VAHINI-2014-2015-pdf (дата обращения: 05.04.2020).

22 LegacyH., Preuss L. Sustainability and CSR at Mega Sport Events. Wiesbaden : Springer Gabler, 2014. 255 р.

23 Kristof N., Wu Dunn S. Half the Sky : Turning Oppression into Opportunity for Women Worldwide. New York City : Random House, 2010. 320 р.

24 Hocking B. Rethinking the 'New' Public Diplomacy // The New Public Diplomacy. New York City : Palgrave Macmillan, 2005. P. 28-43. https://doi.org/10.1057/ 9780230554931_2 (дата обращения: 04.04.2020).

25 MurrayS. Developing world : Small-scale innovation brings vital help to poor communities // Financial Times. October 28, 2011. URL: http://www.ft.com/cms/s/34eb8824-fe25-11e0-bac4-00144feabdc0,Authorised=false. html?_i_location = http%3A%2F%2Fwww. ft.com%2Fcms%2Fs%2F0%2F34eb884-fe25-11e0-bac4-00144feabdc0.html&_i_referer=http%3A%2F%2Fwww. usaid.gov%2Fnow-leaving#axzz1eOjcqXtv (дата обращения: 05.04.2020).

26 Smart Meters For Off-Grid Electricity. USAID. URL: https://www.usaid.gov/div/portfolio/gram (дата обращения: 06.04.2020).

Поступила в редакцию 10.05.2020, после рецензирования 15.05.2020, принята к публикации 05.11.2020 Received 10.05.2020, revised 15.05.2020, accepted 05.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.