Научная статья на тему 'Пцр-идентификация гена азотфиксации nifh у Azotobacter sp'

Пцр-идентификация гена азотфиксации nifh у Azotobacter sp Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИМЕРАЗНО-ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ (ПЦР) / ПРАЙМЕРЫ / AZOTOBACTER SP / POLYMERASE CHAIN REACTION (PCR) / PRIMERS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Налбандян А.А., Безлер Н.В., Черепухина И.В.

В работе представлены результаты апробирования родоспецифичной пары праймеров NifH-g1 F / NifH-g1 R, позволивший выявить ген азотфиксации у изолятов бактерий рода Azotobacter. Выявлен ампликон длиной 400 п. н., специфичный для бактерий Azotobacter sp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Налбандян А.А., Безлер Н.В., Черепухина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the work the results of approbation of the NifH-g1 F / NifH-g1 R genus-specific primers pair that have enabled determination of nitrogen-fixation gene in Azotobacter genus bacteria isolates are presented. An amplicon of 400 b. p. in length specific for Azotobacter sp. bacteria has been revealed.

Текст научной работы на тему «Пцр-идентификация гена азотфиксации nifh у Azotobacter sp»

УДК 633.63:575:632.52.577.1

ПЦР-идентификация гена азотфиксации nifH у Azotobacter sp.

А.А. НАЛБАНДЯН, канд. биолог. наук (е-mail: arpnal@rambler.ru)

Н.В. БЕЗЛЕР, д-р c/х. наук

И.В. ЧЕРЕПУХИНА, канд. биолог. наук

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свёклы и сахара имени А.Л. Мазлумова»

Введение

Биологическая фиксация азота играет большую роль в поддержании гомеостаза биосферы и является основным источником азота, доступного для сельскохозяйственных культур. Фиксация азота — одно из наиболее интересных проявлений жизнедеятельности микробных сообществ. Диазотрофы, как свободно-живущие, так их ассоциативные формы, встречаются в самых разных средах обитания. Микроорганизмы катализируют биологическую азотфиксацию с помощью фермента нитрогеназы, которая практически не изменилась в процессе эволюции. Нитрогеназы состоят из двух белков: динитрогеназы и динитроге-наз-редуктазы. Динитрогеназа, также называемая белком MoFe или компонентом 1, является продуктом деятельности генов т/Б и т/К. Динитрогеназ-ре-дуктаза, также называемая белком Fe или компонентом 2, является продуктом экспрессии гена т/Н [1, 2].

Разнообразие генов азотфиксации было исследовано путём амплификации фрагмента гена т/Н, который кодирует белок Fe комплекса нитрогеназы. С использованием полимеразно-цепной реакции и вырожденных олигонуклеотидных праймеров были обнаружены высококонсервативные области т/Н. Далее сегмент ДНК т/Н был амплифицирован и про-секвенирован. После проведённых исследований по выравниванию последовательностей и филогенетического анализа был разработан родоспецифичный праймер т/Н^1, позволяющий выявлять наличие гена азотфиксации, характерный именно для бактерий рода ЛгоОЬа^ег. Примечательно, что кодирующий динитрогеназ-редуктазу т/Н-ген эволюционно консервативен и часто используется для обнаружения азотфиксирующих микроорганизмов, а именно ЛгоОЬа^ег sp. в природных микробных сообществах [3, 4].

Азотобактер является свободноживущей азотфик-сирующей бактерией, которая используется в качестве биоудобрения при выращивании большинства культур. Он вызывает большой интерес у учёных, которые работают над поддержанием высокого уровня эффективного плодородия почвы. Полевые испыта-

ния показали, что при определённых условиях окружающей среды инокуляция азотобактером оказывает благоприятное воздействие на урожайность растений из-за увеличения фиксированного содержания азота в почве и микробной секреции стимулирующих гормонов, таких как гиббереллины, ауксины и цито-кинины. Лго^Ьа^ег sp. имеет очень высокую частоту дыхания, и его способность фиксировать N2 в экстремальных условиях является объектом исследований в течение многих лет [5, 6].

Внедрение молекулярно-генетических методов, в частности ПЦР-анализа, значительно облегчило изучение диазотрофов в бактериальных сообществах. Многочисленные исследования показали результативность использования различных ПЦР-праймеров, высокоспецифичных для сегментов т/Н (структурного гена, кодирующего динитрогеназ-редуктазу), для амплификации частичных последовательностей т/Н из различных образцов окружающей среды и из чистых культур диазотрофов [7—9].

Целью данной работы являлось апробирование ро-доспецифичного праймера, позволяющего выявлять ген азотфиксации в штаммах бактерий Лго^Ьа^ег sp. в чистой культуре.

Условия и методы исследований

В 2010 г. на опытном поле ВНИИСС был заложен многолетний стационарный полевой опыт с запашкой соломы озимой пшеницы и ячменя в зернопа-ропропашном севообороте с чередованием культур: пар — озимая пшеница — сахарная свёкла — ячмень. Почва опытного участка — чернозём типичный тяжелосуглинистый малогумусный на покровных лёссовидных суглинках.

Общая площадь полевого опыта составила 1209,6 м2, площадь делянки — 75,6 м2. Повторность опыта четырёхкратная. Доза внесения соломы — 4—5 т/га (при запашке соломы после уборки зерновых культур из расчёта их средней урожайности). Дополнительные компоненты (целлюлозолитический микромицет, минеральное удобрение и питательную добавку) вносили вручную непосредственно перед вспашкой.

В качестве удобрения, содержащего азот, была использована АФК из расчёта 40 кг д.в/га. В качестве питательной добавки (ПД) применяли патоку, которая была использована при разведении 1 : 1000. Расход рабочей жидкости — 200 л/га. Целлюлозолитиче-ский микромицет вносили на делянки в виде иноку-люма (344 тыс. КОЕ/м2), предварительное компостирование проводили согласно методу инфицирования почвы [10].

Схема опыта, варианты:

1 — контроль (без внесения соломы);

2 — солома озимой пшеницы и ячменя (в соответствии с севооборотом);

3 — солома + минеральное удобрение (солома + N);

4 — солома + минеральное удобрение + Humi-colafuscoatra ВНИИСС 016 + патока (солома + N + H. fuscoatra + ПД).

Почвенные образцы отбирали в посевах сахарной свёклы в мае, июле, сентябре с глубины 0—15 см. Был проведён учёт численности свободноживущих в них диазотрофов методом обрастания почвенных комочков на родоспецифичной для Azotobacter sp. агаризо-ванной среде Эшби с маннитом.

Наиболее активные штаммы были отобраны для поддержания в коллекции чистых культур и затем стали материалом для проведения молекулярно-ге-нетического анализа.

Для проведения экспериментов экстрагировалась ДНК бактерий: 2 мл суточной культуры ресуспенди-ровали в TE-буфере на водяной бане около 10 мин с дальнейшим применением 20 % SDS и 8М ацетата аммония. Полученный осадок бактериальной ДНК растворяли в 50 мкл ТЕ-буфера. Концентрацию нуклеиновой кислоты определяли в 1%-м агарозном геле [11].

Для проведения ПЦР-амплификации были подобраны следующие параметры:

1) предварительная денатурация: 95 оС в течение 5 мин;

2) 40 циклов: 94 оС — 1мин; температура отжига 60 оС - 1мин; 72 оС - 60 с;

3) финальный этап элонгации цепи: 72 оС — 10 мин.

ПЦР-анализ проводили на амплификаторе Genius

(Великобритания).

Анализ ПЦР-продуктов (ампликонов) проводили при помощи электрофореза в 1,8%-м агарозном геле, в присутствии TBE буфера и бромистого этидия. Визуализация результатов происходила под УФ-лучами и фиксировалась гель-документирующей системой Vilber.

Изоляты бактерий были протестированы с помощью следующей пары праймеров [6]:

NifH-g1 F: 5/-GGTTGTGACCCGAAAGCTGA-3/

NifH-g1 R: 5/-GCGTACATGGCCATCATCTC-3/

Результаты экспериментов и их анализ

Результаты исследований показали, что доля комочков почвы, на которых были идентифицированы бактерии Ат.оМа^ег с^оососсыт, составляла 29—30 % и не менялась с глубиной. При внесении соломы их количество практически не изменилось и в среднем за вегетационный период 2018 г. составило 28—30 %. Использование дополнительного азота при запашке соломы способствовало увеличению в почве А. С^оососсыт, а доля комочков почвы с этими бактериями составила 38—47 % (рис. 1).

Максимальное их количество отмечено при использовании соломы с целлюлозолитическим микроми-цетом (НыткоЬ ^соаШ ВНИИСС 016) в среднем за вегетационный период в слое 0—15 см — 56 %, в слое 15—30 см — 55 %. Однако, несмотря на большое количество исследуемого рода диазотрофов, стоит отметить невысокую скорость их роста в сравнении с предыдущим годом исследований.

Для поддержания в коллекции чистых культур были отобраны наиболее активные штаммы, которые зафиксированы в коллекции под № 1, 2, 3. Все они были отобраны в почве варианта с использованием соломы и целлюлозолитического микромицета; № 1 и 2 выделены в июле, № 3 — в сентябре (рис. 2, 3).

В ходе работы проводилась амплификация ДНК-образцов трёх изолятов бактерий, предположительно

о/ %

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

2 3 0-15 см

2 3 15-30 см

Рис. 1. Изменение численности А1о(оЬа&ег с^оососсыт в почве за вегетационный период 2018 г., %: 1 — контроль, 2 — солома, 3 — солома + N, 4 — солома + N + + Ныт1со1а^соаШ+ПК

\

Л

^ н

\v53frj г

Рис. 2. Рост чистой культуры через две недели

8 САХАР № 9 • 2019

Рис. 3. Рост чистой культуры через 10 недель

относящихся к Azotobacter sp. Использовалась пара молекулярно-генетических маркеров NifH-gl F / NifH-gl R.

Амплификация с данной парой праймеров позволила обнаружить ожидаемый ампликон длиной в 400 п. н. только у одного ДНК-образца (рис. 4). Это подтверждает наличие гена азотфиксации у данного штамма, а также его принадлежность к роду Azotobacter.

Рис. 4. Электрофореграмма разделения ПЦР-продуктов, полученных с помощью пары праймеров NifH-g1 F /NifH-g1 R.1 — 3: ДНК бактерий; К — контроль (-) (ПЦР-смесь без ДНК-образца); М — маркер молекулярных масс (сибэнзим) 100-1500 п. н.

Выводы

В результате проведённых молекулярно-генетиче-ских экспериментов апробирована пара праймеров (NifH-gl F / NifH-gl R)для обнаружения гена азотфиксации у аборигенных штаммов Azotobacter sp. в чистой культуре. Так как указанный праймер является родоспецифичным, его можно рекомендовать для предварительной опосредованной идентификации бактерий рода Azotobacter в природных бактериальных сообществах, что имеет важное практическое значение для рутинных микробиологических исследований.

Список литературы

1. Dixon, R. Genetic Regulation of Biological Nitrogen Fixation / R. Dixon, D. Kahn // Nature Microbiol (Reviews). — 2004. - Vol. 2. - Р. 621-631.

2. Rubio, Luis M. MINIREVIEW Maturation of Nitrogenase: a Biochemical Puzzle / Luis M. Rubio, Paul W. Ludden // Journal of Bacteriology. - 2005. - Vol. 187. - No. 2. -Р. 405-414.

3. Betancourt, D. Characterization of Diazotrophs Containing Mo-Independent Nitrogenases, Isolated from Diverse Natural Environments / D. Betancourt [and oth.] // Environmental Microbiology. - 2008. - Vol. 74. - № 11. - Р. 3471-3480.

4. Satoko, N. Nitrogen Fixation Genes Expressed in the Symbiotic Microbial Community in the Gut of the Termite Coptotermes formosanus / N. Satoko, M. Ohkuma, T. Kudo // Microbes Environ. - 2002. - Vol. 17. - Р. 139-143.

5. Aquilanti, L. Comparison of different strategies for isolation and preliminary identification of Azotobacter from soil samples / L. Aquilantia, F. Favillib, F. Clementia // Soil Biology & Biochemistry. - 2004. - Vol. 36. - Р. 1475-1483.

6. Rajeswari, K. Molecular characterization of Azotobacter spp. nifH gene Isolated from marine source / K. Rajeswari, G.M. Kasthuri // African Journal of Biotechnology. - 2009. - Vol. 8 (24). - P. 6850-6855.

7. Church, M. Temporal Patterns of Nitrogenase Gene (nifH) Expression in the Oligotrophic North Pacific Ocean / M. Church [and oth.] // Appl. Environ. Microbiol. - 2005. - Vol. 71. -Р. 5362-5370.

8. Charles, R. Molecular Analysis of Diazotroph Diversity in the rhizosphere of the smooth Cordgrass, Spartina alterniflora / R. Charles [and oth.] // Appl. Environ. Microbiol. - 2000. -Vol. 66. - Р. 3814- 3822.

9. Lei, Z. Design and Application of an Oligonucleotide Microarray (nifH-Phylochip) for nifH Gene-Based Detection of Nitrogen-FixingProkaryotes//UniversityofBremen, Germany. -Thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in (natural) science. -2004. - 185 pp.

10. Колесникова, М.В. Формирование плодородия чернозёма выщелоченного при интродукции аборигенного штамма целлюлозолитического микромицета и дополнительных компонентов при запашке соломы озимой пшеницы / М.В. Колесникова, Н.В. Безлер, Б.Л. Агапов // Агрохимия. - 2014. - № 8. - С. 17-25.

11. Налбандян, А.А. ПЦР-идентификация бактерий рода Azospirillum / А.А. Налбандян [и др.] // Сахар. - 2018. -№ 8. - С. 36-38.

Аннотация. В работе представлены результаты апробирования родоспецифичной пары праймеров NifH-g1 F / NifH-g1 R, позволивший выявить ген азотфиксации у изолятов бактерий рода Azotobacter. Выявлен ампликон длиной 400 п. н., специфичный для бактерий Azotobacter sp. Ключевые слова: полимеразно-цепная реакция (ПЦР), праймеры, Azotobacter sp.

Summary. In the work the results of approbation of the NifH-g1 F / NifH-g1 R genus-specific primers pair that have enabled determination of nitrogen-fixation gene in Azotobacter genus bacteria isolates are presented. An amplicon of 400 b. p. in length specific for Azotobacter sp. bacteria has been revealed. Keywords: polymerase chain reaction (PCR), primers, Azotobacter sp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.