Научная статья на тему 'Птицы - жертвы нападений озёрной лягушки Rana ridibunda'

Птицы - жертвы нападений озёрной лягушки Rana ridibunda Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
626
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы - жертвы нападений озёрной лягушки Rana ridibunda»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 286: 383-385

Птицы — жертвы нападений озёрной лягушки Rana ridibunda

Н.Н. Березовиков

Лаборатория орнитологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 480060, Казахстан.

Поступила в редакцию 7 декабря 2004

Будучи самой крупной и сильной среди земноводных фауны Казахстана, озёрная лягушка Rana ridibunda отличается выраженными хищническими наклонностями. Считается, что основной добычей лягушек являются насекомые, паукообразные, черви, моллюски. Известны также случаи поедания мальков рыб, головастиков и даже взрослых лягушек других видов (Крестья-нинов 1956; Банников и др. 1977; Бердибаева 1985; Ляпков 1989; Мантей-фель, Бастаков 1989; Домуллоева 2000; Камкина 2001). Наши наблюдения показывают, что появляясь и успешно размножаясь в новых водоёмах, R. ridibunda вытесняет аборигенные виды амфибий, в том числе центрально-азиатскую лягушку Rana asiatica (Dujsebayeva et al. 2002) и данатинскую жабу Bufo danatensis. Интенсивно расселяясь на востоке Казахстана, озёрная лягушка вторглась в область распространения серой жабы Bufo bufo и остромордой лягушки Rana arvalis в бассейне Верхнего Иртыша (Березовиков и др. 2001). Последние, очевидно, в ближайшем будущем станут очередными жертвами её экспансии. Склонность к поеданию конкурентов в этом случае играет решающую роль в вытеснении других видов земноводных из мест совместного обитания. Нападают озёрные лягушки и на мелких млекопитающих, в частности, землероек (Воробьёв 1978). Нередко жертвами R. ridibunda становятся живущие у воды мелкие птицы.

В литературе приводятся факты нападений озёрных лягушек на болотную камышевку Acrocephalus palustris, северную бормотушку Hippolais cali-gata, деревенскую ласточку Hirundo rustica, домового воробья Passer domes-ticus, малую мухоловку Ficedula parva и даже на пуховых птенцов чибиса Vanellus vanellus, белощёкой крачки Chlidonias hybrida, малой поганки Ро-diceps ruficollis (Огнёв, Воробьёв 1923; Луговой 1958).

Свидетелем нападений лягушек на птиц пришлось быть и мне в дельте Урала, где на полуострове Пешной в июне 1992 и 1993 годов озёрная лягушка была исключительно многочисленна на замкнутых, хорошо прогреваемых водоёмах, окружённых зарослями тростника и рогоза. Местами её численность на мелководьях составляла по 10-30 особей на 100 м береговой линии. При этом наблюдались взрослые лягушки весьма крупных размеров, которые держались вдоль уреза воды, на кучах полёгшего на воде тростника и среди надводной растительности. По вечерам, с наступлением темноты, оглушительный хор тысяч лягушек заглушал даже пение многочисленных дроздовидных камышевок Acrocephalus arundinaceus.

С целью отлова камышевок в полосе тростников, затопленных водой, 19 июня 1992 мной была установлена паутинная сеть длиною 5 м. При проверке на следующее утро в её нижнем “кармане” я обнаружил мёртвую болотную камышевку АсгосеркаЫъ ра1тМ8, которая была мокрой и сильно потрёпанной. Влажной оказалась и нижняя часть самой сети, нависавшей над поверхностью воды на 5-10 см. Создавалось впечатление, что какой-то мелкий хищник, находившийся внизу в воде, долго и безуспешно пытался вытащить и съесть птичку. Во второй половине дня, вернувшись к месту установки сети, я вначале осмотрел её в бинокль с берега. В верхнем “кармане” была заметна попавшаяся камышевка. Нижний же край сети был оттянут до самой воды и шевелился. Оказалось, что очень крупная озёрная лягушка, ухватившись за голову запутавшейся в сети камышевки, усиленно тянула её на себя. Время от времени она рывками пыталась вытащить птицу, но это не позволяли сделать крылья и лапки камышевки, запутавшиеся в ячее. Рывки были достаточно сильными, так что сетка в такие моменты колыхалась. Понаблюдав около 10 мин, я был вынужден отпугнуть лягушку и освободить уже мёртвую камышевку, оказавшуюся при вскрытии самцом АсгосерИаШз agricola. Сильно потрёпанная лягушкой, для изготовления коллекционной тушки она была совершенно не пригодной.

Ряд интересных фактов нападения озёрных лягушек на птиц приводит К.А.Воробьёв (1978, с. 33-35): “Как-то в первых числах сентября на песчаных косах взморья я застрелил в ивовом кустарнике бормотушку (ШрроШБ саЩМа). Не успел я сделать несколько шагов, как к ней быстро подпрыгнула крупная лягушка и моментально схватив её в пасть, начала заглатывать. Подобный случай наблюдал зоолог К.Ф.Кесслер: на его глазах озёрная лягушка схватила и унесла подстреленную камышевку, которая упала в воду... А.Н.Формозов наблюдал, как крупная лягушка этого вида схватила молодую болотную камышевку, севшую на ветку, и погрузилась с ней в воду... Однажды наблюдали, как озёрная лягушка схватила ласточку-касатку, коснувшуюся на полёте водной поверхности, и нырнула с ней в глубину”.

Н.В.Шарлемань (1916) пишет о находке на берегу одной старицы, близ Киева, мёртвой озёрной лягушки, “из рта которой торчал также мёртвый пуховой птенец чибиса. Лягушка и птенец были ещё свежи. На боку лягушки, под правой передней ногой, можно было обнаружить острый бугорок — в этом месте находился клюв птенца. Очевидно, что лягушка погибла, подавившись слишком крупной добычей”.

В.Г.Гептнер в Хреновском лесу на берегу реки Битюг (Воронежская область) был свидетелем следующего случая: “Сначала я услышал негромкий отчаянный птичий писк, а затем всего в двух метрах от себя, у самого берега, увидел огромную лягушку, которая лежала, распластавшись на воде, и держала во рту воробья, захватив его за крестец сбоку и сзади. Птица была вся мокрая, клюв широко раскрыт. В попытках вырваться воробей делал отчаянные усилия, хлопая крыльями по воде, подымая водяные брызги. Совершенно измученный он немного продвинулся к берегу; не выпуская добычи, лягушка спокойно ждала, и лишь обессиленная птица прекращала свои попытки спастись, снова оттаскивала её назад. Гибель воробья была неизбежна; он совершенно обессилел и через несколько минут был бы увлечён под воду. Чтобы положить конец этой сцене и достать интересную

парочку для нашей коллекции, я ударил по лягушке палкой, но промахнулся. Птичка снова забилась, а лягушка продолжала спокойно лежать на воде, не выпуская своей жертвы. Вдруг, вероятно, испугавшись, лягва бросила воробья и метнулась на дно. Воробей не двинулся с места и не шелохнулся даже, когда я взял его в руки” (Огнёв, Воробьёв 1923).

Приведём ещё одно конкретное наблюдение, свидетельствующее о нападениях озёрной лягушки на птиц в дельте Волги: “Когда у белощёких крачек появились птенцы, близ птичьих гнёзд стали концентрироваться крупные особи озёрных лягушек. Известно, что лягушки охотятся за движущимися объектами. Лягушки в Сазаньем култуке приноровились ловить пуховых птенцов крачек, осмелившихся отплывать от гнёзд. Мне удалось это сфотографировать. Лягушка явно давилась, но упорно заглатывала птенца, из пасти торчали только ножки и брюшко птицы. Попытка освободить птенца успеха не имела. Лягушка была уже не в состоянии избавиться от добычи, я её вытянул из воды вместе с жертвой. И, когда лягушка всё же плюхнулась в воду, у меня в руке остался трупик, а не живой птенец” (Луговой 1999, с. 25-26).

Таким образом, мелкие околоводные птицы являются жертвами озёрной лягушки. При этом во всех случаях наблюдатели отмечают, что нападают на птиц исключительно крупные экземпляры, для которых, по всей видимости, сложнее прокормиться мелкими беспозвоночными животными и поэтому они вынуждены охотиться на более крупные объекты.

Литература

Банников А.Г., Даревский И.С., Ищенко В.Г., Рустамов А.К., Щербак Н.Н. 1977.

Определитель земноводных и пресмыкающихся. М.: 1-414.

Бердибаева Ж.Ш. 1985. К биологии озёрной лягушки (Rana ridibunda) Восточно-Казахстанской области ИВопросы герпетологии. J1.: 24.

Березовиков Н.Н., Дуйсебаева Т.Н., Хромов В.А., Стариков С.В. 2001. Новые данные по распространению озёрной лягушки на юго-востоке и востоке Казахстана И Вопросы герпетологии. М.; Пущино: 26-28.

Воробьёв К.А. 1978. Записки орнитолога. М.: 1-255.

Домуллоева З.К. 2000. Распространение и образ жизни озерной лягушки R. ridibunda Pall, в Северном Таджикистане. Автореф. канд. дис. ... канд. биол. наук. Душанбе: 1-25. Крестьянинов В.Д. 1956. Биология озёрной лягушки и её значение в прудовом рыбном хозяйстве НТр. Ин-ma зоол. и паразитол. АН УзССР 5: 3-46.

Ляпков С.М. 1989. Выедание зелёными лягушками головастиков и сеголеток бурых лягушек// Земноводные и пресмыкающиеся Московской области. М.: 156-162.

Луговой А.Е. 1958. О биоценотических связях болотных крачек дельты Волги // Учён. зап.

Якут, ун-та 5: 107-117.

Луговой А.Е. 1999. Годы, птицы, люди. Киев: 1-99.

Мантейфель Ю.Б., Бастаков В.А. 1989. Земноводные заказника “Глубокое озеро”: численность и особенности поведения ИЗемноводные и пресмыкающиеся Московской области. М.: 70-80.

Огнёв С.И., Воробьёв К.А. 1923. Фауна позвоночных Воронежской губернии. М.: 1-254. Шарлемань Н.В. 1916. К биологии водяной лягушкиИПрирода: 7-8.

Dujsebayeva T.N., Berezovikov N.N., Chirikova М. А. 2002. Recent status of populations of the Central Asiatic Frog (Rana asiatica) in Kazakhstan. 1. Rana asiatica in the highlands of the Central Tien-Shan Mountains (Southeastern Kazakhstan) // Advances in Amphibian Research in the Former Soviet Union 7: 163-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.