Научная статья на тему 'Птицы верховьев реки Айкаеган'

Птицы верховьев реки Айкаеган Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
81
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы верховьев реки Айкаеган»

Российская Академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПТИЦ

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Екатеринбург

1998

УДК 598.2:591

Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье

и Западной Сибири. Сборник статей и кратких сообщений.

Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1998. — 236 с.

КВЫ 5-88464-005-6

Третий выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

Ответственный редактор: доктор биологических наук В.К.Рябицев

Сборник выпущен на средства программы Российской Академии наук «Биоразнообразие»

ЙВЫ 5-88464-005-6

© Коллектив авторов, 1998 © Оформление. Издательство «Екатеринбург», 1998

кукушка Cuculus canorus, глухая кукушка С. saturatus, длиннохвостая неясыть Strix uralensis, трехпалый дятел Picoides tridactylus, береговушка Riparia riparia, кедровка Nucifraga caryocatactes, серая ворона Corvus cornix, свиристель Bombycilla garrulus, камышевка-барсучок Acrocephalus schoenobaenus, славка-завирушка Sylvia curruca, синехвостка Tarsiger cyanurus, певчий дрозд Turdus philomelos, поползень Sitta europaea, чечетка Acanthis flammea, снегирь Pyrrhula pyrrhula.

Единичные встречи: морская чернеть Aythya marila, тетеревятник Accipiter gentilis, ворон Corvus согах , теньковка Phylloscopus collybita с «европейской» песней, щур Pinicola enucleator, белокрылый клест Loxia leucoptera.

ЛИТЕРАТУРА

Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана Тюмень' «Вектор Бук», 1996 239 с Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области.

Свердловск Средне-Уральское кн изд-во, 1981 112 с Виноградов В.Г., Кривенко В.Г., Панфилов А.Д. Очах тундровой орнитофауны в верхней части бассейна реки Пур // Мат-лы 10-й Всесоюз. орнитол. конф Минск, 1991 Ч 1 С.52-53 Виноградов В.Г., Кривенко В.Г., Парфенов А.Д. Уникальное сообщество куликов на севере Западной Сибири // Информация Рабочей Группы по куликам Новосибирск, 1992 С 63-65

ПТИЦЫ ВЕРХОВЬЕВ РЕКИ АЙКАЕГАН В.К.Рябицев, В.В.Тарасов

С 8 по 29 июня 1998 г. обследована местность вдоль железной дороги между разъездами Айка и Мотыли, 60-85 км к С от г Когалым на крайнем севере Ханты-Мансийского авт. округа. Пойма небольшой р. Айкаеган занята узкой лентой лесов северо-та-ежного типа, в основном темнохвойных и смешанных. Водораздельные пространства представляют собой плоско-бугристые верховые болота - сфагновые, часто с лишайниками, зарослями ерника и багульника. Физиономически эти болота очень похожи на кустарниковые тундры крайнего юга тундровой зоны. На болотах, особенно по окраинам, растут редкие угнетенные сосны, небольшие деревья и кусты березы извилистой. Болота постепенно переходят в сосновые рямы и, через заболоченные сфагновоягельные сосняки, — в сосняки лишайниковые (боры-беломошни-ки), занимающие значительные пространства. На водоразделе -среди леса, рямов и верховых болот - всюду много плоских озер разной величины и очертаний. Верховое болото в районе иссле-

дований имеет около 15 км в длину, нами довольно детально обследован участок около 4 х 2 км и большие площади рямов и боров-беломошников. Весь июнь пойма реки была затоплена затянувшимся половодьем, что сильно мешало ее обследованию. Параллельно железной дороге, в том числе через «тундру», проходит нефтепровод. В целом местность довольно безлюдна, на разъездах нет постоянного населения. Но на реке и больших верховых озерах часто видны рыбаки и следы их визитов. Осенью местность густо прочесывают охотники, приезжающие из Когапы-ма и Ноябрьска. Почти ежегодно открывают и весеннюю охоту.

Поскольку район относится к числу мало исследованных орнитологами, приводим данные по всем встреченным видам.

Краснозобая гагара Gawa stellata. Очевидно, гнездится. Регулярно слышали токование на одном из водораздельных озер.

Чернозобая гагара G. arctica. Обычный гнездящийся вид водораздельных озер. На обследованной территории было 4-6 пар. Гнезда не осмотрены, т.к., видимо, все они были на островках.

Лебедь-кликун Cygnus cygnus. Несколько раз видели пролетающих и кормящихся птиц - пары, одиночек и группы до 9 особей.

Кряква Anas ptatyrhynchos. Одна встреча самки 10 июня.

Чирок-свистунок А. сгесса. Обычен, встречается в основном в пойме. Найдено 2 гнезда у реки 9 и 10 июня - соответственно с 7 и 10 ненасиженными яйцами.

Свиязь A. penelope. Видели пары, несколько дней слышали призывные крики самца с реки и стариц.

Шилохвость A. acuta. Обычный гнездящийся вид. Регулярно видели пары (до 20-х чисел июня) и одиночек — как в пойме, так и на водоразделе. В найденном с 10 яйцами гнезде 27 июня вылупились птенцы.

Хохлатая чернеть Aythya fuligula. Несколько пар видели на верховых озерах, а 21 июня - группу из трех самцов.

Морская чернеть A. marila. Видели пару 10 июня на верховом озере в сосновом ряме.

Морянка Clangula hyemalis. По-видимому, гнездится: 21 июня на верховом озере встречена пара, самка активно кормилась. Несколько раз в разное время слышали голоса.

Гоголь Bucephala clangula. Регулярно видели одиночных самок и самцов, обычно - на реке. Предполагаем гнездование.

Синьга Melanitta nigra. Обычный гнездящийся вид верховых болот. Гнездо с 7 свежими яйцами найдено 20 июня в нескольких метрах от озера в «тундре» и было под наблюдением до 28 июня.

Луток Mergus albellus. Видели стайку из 5 частично перелинявших селезней, которая пролетела на север 14 июня.

Длинноносый крохаль М. senator. 20 июня видели двух самцов в брачном наряде.

Чеглок Falco subbuteo. Единственная встреча 18 июня, - по-видимому, - годовалая птица.

Дербник F. columbarius. Одиночного самца видели 18 июня.

Белая куропатка Lagopus lagopus. На обследованном участке «тундры» держалось 3 пары — примерно в 700 м друг от друга. Кроме того, слышали токование в сосновых мелколесьях — как на верховых, так и на пойменных (реже) болотах. Заметно было большей частью самцов, что типично для гнездового времени. Много следов зимнего пребывания.

Тетерев Lyrurus tetrix. Местные охотники говорят, что тетерева в небольшом числе встречаются, «раньше было много».

Глухарь Tetrao urogallus. Ни одной встречи, но находили свежие следы на песке и помет.

Рябчик Tetrastes bonasia. За все время не встретили ни разу, находили только помет, больше - старый.

Очевидно, рябчики и другие куриные у железной дороги, как и вдоль шоссейных дорог, выбиты еще в период промышленного освоения района и лишь в небольшом числе существуют под постоянным прессом любительской охоты.

Серый журавль Grus grus. Регулярно по утрам слышали голоса с дальнего болота.

Тулес Pluvialis squatarola. Обычный гнездящийся вид верховых тундроподобных болот. На обследованном участке «тундры» держалось 6-8 пар на расстоянии 600-1000 м друг от друга. Найдено 4 гнезда по 4 яйца.

Черныш Tringa ochropus. Временами видели токующих птиц над пойменным лесом. Беспокоившаяся пара встречена 12 июня.

фифи Т. glareola. Очень обычный вид, как в верховой тундре, так и по открытым местам в пойме. Найдены гнезда.

Большой улит Т. nebularia. Часто встречали токующих и беспокоившихся птиц, - как на верховых, так и на пойменных болотах.

Щеголь Т. erythropus. Регулярно слышали токование, несколько раз встречали беспокоившихся птиц, но гнезд не нашли. Склонны считать щеголя немногочисленным гнездящимся видом.

Перевозчик Actitis hypoleucos. Очень обычны на реке токующие и беспокоящиеся птицы.

Турухтан Philomachus ридпах. Встречена самка на припойменном болоте. Судя по поведению, где-то недалеко было гнездо.

Чернозобик Calidris alpina. На обследованном участке «тундры» встречена всего одна пара, найдено гнездо с 4 яйцами, 25 июня вылупились птенцы.

Гаршнеп Limnocryptes minima. Несколько раз слышали токование над обширным пространством, включавшим как пойменные, так и верховые болота.

Обыкновенный бекас Gallinago gallinago. Обычен. Токующих самцов постоянно было слышно и видно над пойменными болотами.

Средний кроншнеп Numenius phaeopus. Обычный гнездящийся вид верховых тундроподобных болот. На обследованном участке было 6-8 пар. Найдено гнездо с 4 слабо насиженными яйцами 19 июня.

Малый веретенник Limosa lapponica. На том же участке верхового болота было две пары. В гнезде1 среди пышного ягеля, найденном 14 июня, было 2 свежих яйца, слетел самец. Видимо, кладка была повторной. Спустя 4 дня гнездо нашли разоренным, пара осталась на том же месте, но больше не загнездилась.

Короткохвостый поморник Stercorarius parasiticus. На обследованном участке «тундры» держалась одна пара. Гнездо этой пары с 2 сильно насиженными яйцами было найдено 20 июня на сфагновом островке на краю большого озера. Птицы активно отводили.

Длиннохвостый поморник S. longicaudus. 19 июня видели пролетавшего поморника, он был занят ловлей стрекоз.

Восточная клуша Larus heuglini. На обследованной территории держалось 2 пары с гнездовым поведением. Одно из гнезд было на островке среди озера, издали видели насиживающих птиц. Вместе с сизыми чайками постоянно «патрулировали» железную дорогу, встречались особи и в полувзрослых нарядах.

Сизая чайка L. canus. Обычна на верховых озерах, гнездится одиночными парами. В найденном гнезде с 3 яйцами 26 июня вылупились птенцы. На обследованной территории верхового болота гнездилось около 5 пар. Часто встречались вдоль железной дороги.

Речная крачка Sterna hirundo. В естественных местообитаниях не встречены ни разу. Несколько раз видели кормящихся птиц на реке и искусственных водоемах в черте г. Когалыма 9 июня.

Полярная крачка S. paradisaea. На обследованном участке верховых болот гнездилось по озерам не менее 5-6 одиночных пар. В двух найденных 20 и 21 июня гнездах было по 2 яйца слабой насиженности. Одно гнездо на островке на заболоченном пойменном озере возле разъезда Айка не было осмотрено, хорошо разглядели насиживающих птиц.

Обыкновенная кукушка Cuculus canorus. Очень обычна, особенно в полуоткрытых пойменных местообитаниях. 16 июня найдено гнездо овсянки-крошки, в котором было 2 «серых» яйца хозяев и яйцо кукушки очень похожей окраски. Все яйца были совершенно не насижены.

Глухая кукушка С. saturates. Обычна в облесенной пойме, но малочисленнее обыкновенной кукушки.

Болотная сова Asio flammeus. Несколько раз видели охотящихся птиц на верховых болотах и в открытых частях поймы.

Черный стриж Apus apus. Несколько птиц летали над лесом у разъезда Айка 29 июня.

Пестрый дятел Denrdocopos major. Очень обычная птица пойменных лесов и боров-беломошников. Много кузниц и дупел разного возраста.

Малый дятел D. minor. Самец встречен 21 июня, несколько раз слышали голос в пойменном лесу.

Лесной конек Anthus trivialis. Единственная встреча кормящейся птицы в сосняке лишайниковом 21 июня.

Пятнистый конек A. hodgsoni. Поющих самцов встречали на нескольких участках негустых пойменных и припойменных смешанных лесов, местами — по несколько самцов по соседству. Но на других подобных же местах не встречали совсем. Несомненно, гнездящийся вид.

Луговой конек A. pratensis. Обычный вид верховых тундроподобных болот - открытых или с редкими деревьями. Встречали поющих самцов и беспокоящихся птиц.

Желтая трясогузка Motacilla flava thunbergi. Обычный вид тундроподобных болот. Найдено гнездо 20 июня с 6 насиженными яйцами. В 20-х числах видели много птиц с кормом.

Горная трясогузка М. cinerea. Встречена единственная пара: 29 июня на разъезде Айка под помостом для сменных рельсов, в

1,5 м от действующего полотна, нашли гнездо с 5 птенцами 2-3 дней.

Белая трясогузка М. alba. Обычна по антропогенным местообитаниям - вдоль железной дороги, нефтепровода, у строений. Находили гнезда. В естественных местообитаниях не видели.

Кукша Perisoreus infaustus. Единственная встреча - 26 июня

— стайка из 4-5 птиц (видимо, выводок) в пойменном лесу.

Сорока Pica pica. Встречена только в Когапыме, где обычна.

Кедровка Nucifraga caryocatactes. Немногочисленная, но регулярно встречающаяся птица по облесенным поймам.

Серая ворона Corvus cornix. Обычна на гнездовании, больше

- у железной дороги. Вороны постоянно «инспектируют» практически все лесные и открытые местообитания.

Ворон С. согах. Единичные встречи.

Свиристель Bombycilla garrulus. Несомненно, гнездится в пойменных лесах таежного типа: часто встречали пары и одиночных птиц в течение всего времени работы, видели круговые полеты, ухаживания, территориальные погони, птиц с гнездовым материалом, свиристеля, гоняющего кукушку.

Пятнистый сверчок Locustella lanceolate. На маршрутах поющих самцов встречали 10, 12 и 13 июня - на участках поймы с кустарниками и травянистыми болотами, а также в кустах вдоль железной дороги.

Камышевка-барсучок Acrocephalus schoenobaenus. Стационарный самец пел у реки с кустами и травой. Еще одну песню слышали 26 июня - на маршруте.

Славка-завирушка Sylvia curnica. Немногочисленна, встречалась в разных участках леса с кустарниками. Найдено гнездо в сосновой поросли у самого полотна железной дороги: 10 июня было 6 яиц, птенцы вылетели около 27-28 июня.

Весничка Phylloscopus trochilus. Обычный вид окраин пойменных и припойменных лесов и мелколесий. Самка с наседным пятном попала в сеть 25 июня.

Теньковка Ph. collybita. Обычна в пойменных лесах. Самка с наседным пятном попала в сеть 25 июня.

Таловка Ph. borealis. Встречается в общем в тех же местообитаниях, что весничка. Обычна.

Зарничка Ph. inornatus. Самец постоянно пел на участке смешанного пойменного леса. Других регистраций не было.

Малая мухоловка Ficedula parva. Постоянно поющий самец в заболоченном смешанном лесу у реки. Еще дважды встречали поющих самцов на маршрутах.

Каменка Oenanthe oenanthe. Обычна у ж.д., нефтепровода и местами - на верховом болоте. Найдены гнезда. Любопытно, что одно из них находилось в бору-беломошнике.

Горихвостка Phoenicurus phoenicurus. Очень обычна в пойменных лесах и лишайниковых борах, где много дятловых дупел. Видели беспокоящихся и кормящих птиц.

Варакушка Luscinia svecica. Несколько встреч поющих самцов в открытой пойме с кустарниками.

Чернозобый дрозд Turdus atrogularis. Немногочисленный вид пойменных лесов, в основнрм - смешанных. Встречали поющих самцов и тревожащихся птиц.

Белобровик Г. iliacus. Самый обычный из дроздов. Поющих самцов и беспокоящихся белобровиков встречали только по пойменным местообитаниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Певчий дрозд Т. philomelos. Регулярно слышали минимум трех поющих самцов в различных местах на 25 км пойменного леса. Нашли старое гнездо.

Деряба Т. viscivorus. 14 июня слышали пение на маршруте вдоль пойменного леса.

Буроголовая гаичка Parus montanus. Единичные встречи.

Сероголовая гаичка P. cinctus. Обычна в пойменных лесах и борах-беломошниках. Видели птиц с кормом, 25 июня в сеть попала самка с наседным пятном.

Московка P. ater. Слышали пение на окраине Когалыма 9 июня.

Большая синица P. major. Тогда же слышали пение на окраине Когалыма.

Домовый воробей Passer domesticus. Несколько встреч в г. Когалым.

Юрок Fringilla montifringilla. Многочисленный гнездящийся вид пойменных лесов.

Чечетка Acanthis flammea. Постоянно встречали пары и одиночных птиц, в том числе беспокоившихся.

Белокрылый клест Loxia leucoptera. Стайка из 15-20 птиц кормилась на сосновых шишках в лишайниковом бору 26 июня.

Снегирь Pyrrhula pyrrhula. Несколько раз слышали голоса.

Тростниковая овсянка Emberiza schoenidus. Несколько встреч поющих самцов в пойме и на верховых болотах. Беспокоившуюся пару видели 19 июня в зарослях на берегу озера.

Овсянка-ремез Е. rustica. Обычна в пойменном лесу: поющие самцы, беспокоящиеся птицы и птицы с кормом.

Овсянка-крошка Е. pusilla. Гнездится, многочисленна в негустых пойменных лесах и по их окраинам, на верховых болотах -единичные встречи.

* * *

Наиболее интересно, на наш взгляд, нахождение на верховых болотах гнездящихся птиц тундрового комплекса: тулеса, чернозобика, короткохвостого поморника, полярной крачки и ряда других. Это примерно на 100 км южнее, чем они были найдены В.Г.Виноградовым с соавторами (1991). Несколько тундровых видов из этого комплекса мы не нашли, некоторые обнаружены немного севернее нашего места (Юдкин и др., 1997; Рябицев, наст, сборник). Очевидно, что тундровая орнитофауна в северной тайге Западной Сибири - не единичные очаги, а обширная мозаика по столь похожим на южные зональные тундры верховым болотам. Об этом свидетельствуют и исследования, проведенные

пока еще в немногих местностях этого обширного региона (цит. выше, а также Вартапетов, 1998; Покровская, Тертицкий в наст, сборнике).

ЛИТЕРАТУРА

Вартапетов Л.Г. Птицы северной тайги Западно-Сибирской равнины. Новосибирск: Наука, 1998. 327 с.

Виноградов В.Г., Кривенко В.Г., Панфилов А.Д. Очаг тундровой орнитофауны в верхней части бассейна реки Пур // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 1991. 4.1. С.52-53.

Юдкин В.А., Вартапетов Л.Г., Козин В.Г., Ануфриев В.М., Фомин Б.Н. Материалы к распространению птиц в Западной Сибири / / Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1997. С.172-181.

ГНЕЗДОВАНИЕ ТУРУХТАНА И САДЖИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Г. М. Самигуллин

Исследования проведены в степях области в 1970-1997 гг.

Турухтан Philomachus pugnax. Гнездование зарегистрировано нами в степях Урало-Тобольского плато на территории Свет-линского р-на (крайний ЮВ области). Всего обнаружено 5 гнезд: 20 мая 1978 г. — гнездо с кладкой из 3 яиц у оз. Коскуль; 1 июня 1979 г. — с кладкой из 4 яиц у оз. Жетыколь; 27-29 мая 1989 г.

— два гнезда с полными кладками у оз. Коскуль (в 35 м друг от друга); 30 мая 1994 г. — гнездо с полной кладкой у оз. Давлен-коль. Все гнезда располагались в дерновинках злаков по возвышенным участкам с растительностью из полыней, солянок и отдельных дерновин злаков по берегам озер в 20-60 м от воды. В степях Урало-Тобольского плато турухтаны являются обычными пролетными и летующими птицами, гнездование их здесь следует расценивать как эпизодическое.

Саджа Syrrhaptes paradoxus. Гнездование садж зарегистрировано нами в степях Урало-Тобольского плато, в 21 км к ЮЗ от пос. Коскуль Светлинского р-на в 1992 г. Колония из 3 гнезд обнаружена на заброшенной степной дороге, представлявшей собой глинистую площадку размером 1,8 на 18,0 м с небольшим количеством мелкой щебенки. По краям этой площадки произрастала сильно разреженная полынь. Гнезда имели вид неглубоких ямок в глинистом грунте без выстилки. Между гнездами было от

2,5 до 7,0 м. 29 апреля во всех трех гнездах было по 3 яйца. 24 мая два гнезда были пусты, а в третьем гнезде — одно сильно насиженное яйцо и в 3 м от него в редкой полыни сидел затаив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.