Научная статья на тему 'Птицы редких урочищ Владимирского ополья'

Птицы редких урочищ Владимирского ополья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Романов Владимир Владимирович

Второе издание. Первая публикация: Романов В.В. 2003. Птицы редких урочищ Владимирского ополья // Орнитология 30: 179-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Птицы редких урочищ Владимирского ополья»

высота 0.4 м; гнездо находилось в дальнем углу, в 1 м от края навеса), 28 апреля и 1 мая было 4 птенца в пуху, причём старшие — в 2-3 раза крупнее самого младшего, покрытого ещё чисто-белым пухом. По наблюдениям К.Н.Плахова, в этой нише филины периодически гнездятся с 1987 года. Среди птенцов лежали две половинки яйца филина и остатки пищи: задняя половина зайчонка, множество игл ушастого He-miechinus auritus и длинноиглого Paraechinus hypomelas ежей (длина иголок до 42 мм) и большое количество костей млекопитающих, среди которых определены: заяц-толай Lepus tolai (3 челюсти), корсак Vulpes corsac (1 череп), жёлтый суслик Spermophilus fulvus (остатки 7 черепов), слепушонка Ellobius talpinus (6), серый хомячок Cricetulus migratorius (11), ушастый ёж (40), большая песчанка Rhombomys opimus (21), малый тушканчик Allactaga elater (21), тушканчик Северцова Allactaga severtzovi (1), краснохвостая песчанка Meriones libycus (24).

Во втором гнезде, расположенном под верхним карнизом небольшого чинка юго-восточной экспозиции, где филин гнездится по крайней мере с 1986 года (длина ниши 3 м, ширина 2 м, высота 0.4 м), 29 апреля 1990 было два пуховичка в возрасте 2-3 дня: на общем белом фоне пухового наряда выделялись тёмно-серые клюв и лапы с белыми «яйцевым зубом» и кончиками когтей, а полуоткрытые тёмные глаза казались чёрными (!); зев бледно-розовый. Рядом с ними лежали зайчонок без головы, задняя часть тушканчика и задняя лапа суслика; здесь же находилась масса выбеленных мелких костей грызунов и иголок обоих видов ежей. Как и в первом гнезде, взрослый филин в полдень находился в гнезде и бесшумно слетел с него, когда мы проходили над гнездом. Перья филина найдены также 25 апреля в центральной части плато (колодец Табынсу) и 8 мая около родника Унэре.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1046: 2818-2821

Птицы редких урочищ Владимирского ополья

В.В.Романов

Второе издание. Первая публикация в 2003*

При изучении птичьего населения территории предпочтение заслуженно отдаётся доминирующим по площади и широко распространённым биотопам. Однако для полноценной характеристики не менее

* Романов В.В. 2003. Птицы редких урочищ Владимирского ополья // Орнитология 30: 179-181.

2818 РУС- орнитол. журн. 2014. Том 23. Экспресс-выпуск № 1046

важно подробное изучение населения птиц редких, малораспространённых урочищ, подчас ничтожных по площади. Применительно к ландшафтной экологии они могут представлять не меньший, а порой и больший интерес, чем широко распространённые.

Владимирское ополье представляет собой «остров» северной лесостепи среди подтаёжных ландшафтов бассейна реки Клязьмы (Миль-ков 1964). В наибольшей мере лесостепные черты выражены в восточной и северо-восточной, Юрьевско-Суздальской, его части. Эта территория, возвышенная по отношению к лежащим севернее, южнее и восточнее зандрово-аллювиальным «полесьям», характеризуется интенсивным эрозионным расчленением. Однако эрозионная сеть здесь пре -имущественно долинно-балочная. Овраги, в отличие от южных ополий, почти отсутствуют. Исключение составляет так называемый Каменный овраг, впадающий в реку Нерль у села Якиманское. Длина оврага 2 км, глубина в средней части 8-12 м. Это урочище резко выделяется среди аналогов своего размера «южным» обликом: V-образным профилем, крутыми (до 30°) пятнистыми от оголённых осыпей склонами, растущими вершинами. Склоны по бортам заняты остепнёнными лугами с отдельными редкими маленькими деревцами и кустами. В составе растительности отмечены элементы степной флоры: типчак Festuca valesiaca, мятлик узколистный Роа angustifolia.

Изучение населения птиц этого местообитания дало весьма примечательные результаты. По результатам обследований в полевые сезоны 1999-2001 годов основу населения птиц составили 5 видов, отмеченных во все три года: лесной конёк Anthus trivialis — 3.0 пары/км2, серая славка Sylvia communis — 2.5 пары/км, садовая овсянка Emberiza hortulana и луговой чекан Saxicola rubetra — по 2.3 пары/км, обыкновенная овсянка Emberiza citrinella — 1 пара/км линейного урочища. В сумме на эти виды приходится 87% всех встреч птиц.

Два года из трёх регистрировались перепел Coturnix coturnix — 0.5 и обыкновенный жулан Lanius collurio — 0.3 пары/км. Только в 2000 году обнаружен коростель Crex crex — 0.3 пары/км. Наконец, два вида встречались лишь в 2001 году: болотная камышевка Acrocephalus palustris — 0.3 и болотная сова Asio flammeus — 0.2 пары/км.

Лесной конёк в Нечернозёмном центре России ведёт себя как птица преимущественно опушечная. Даже заселяя вырубки, кустарниковые заросли на полянах, верховые болота, он, как правило, не отрывается окончательно от лесных опушек. Между тем в преимущественно безлесном Юрьевско-Суздальском ополье лесной конёк распространён практически повсеместно, заселяя не только опушки остаточных островных лесных массивов, но и луговые балки и глубокие речные долины с отдельными, часто единичными небольшими деревцами. С энтузиазмом токует он и с проводов линий электропередачи. Как видно из

результатов, на крайнем востоке Ополья, где располагается Каменный овраг, лесной конёк может довольствоваться и чахлыми кустами. Так, чуть севернее, в окрестностях села Спасское, на крутом склоне высокого коренного берега реки Нерли, абсолютно лишённом какой -либо древесной или кустарниковой растительности, лесной конёк избрал в качестве присады небольшую разлапистую сухую ветку, брошенную в верхней части склона кем-то из садоводов. Очевидно, основным фактором, «соблазнившим» птицу, был крутой перепад высот. Описанное поведение лесного конька в Ополье, по-видимому, сходно с таковым в «зональной» лесостепи. В Мордовском Присурье, в северной части лесостепной ландшафтной зоны, лесной конёк также использует овраги и луговые балки в качестве дополнительной гнездовой стации (Лы-сенков 1998).

Наибольший интерес представляет обнаружение в Ополье садовой овсянки. Садовая овсянка - птица, редкая во Владимирской области. Достаточно заметить, что в пойме Клязьмы на 150 км учётных маршрутов она не была отмечена ни разу (Измайлов, Сальников 1986). Редок этот вид и в долине Оки. На территории Окского заказника (выше города Мурома) при подробном обследовании участка поймы длиной около 10 км летом 1999 года поющий самец садовой овсянки был отмечен единично в окрестностях деревни Усад на восточном берегу озера Урваново (С.Б.Циклов, устн. сообщ.). На большей части территории Владимирской области садовая овсянка очень редка и отмечается преимущественно в период миграций. В расположенной севернее Ивановской области все известные встречи этого вида относятся по времени к весенним и осенним миграциям (Герасимов и др. 2000). По сравнению с окружающими территориями, встречаемость садовой овсянки во Владимирском ополье несколько выше, однако и здесь она должна быть отнесена к редким. Например, в учётах, проведённых нами в 1999 году, в долине реки Уловки на маршруте протяжённостью около 10 км садовая овсянка была встречена единично, а на 25-км маршруте в бассейне реки Поколяйки, где долинно-балочная сеть была обследована полностью, не встречена ни разу. Таким образом, Каменный овраг представляет собой место локального скопления садовой овсянки. Последнее характеризует урочище как биотоп с более выраженными, чем на прилегающих территориях, «южными», степными чертами. Обращает на себя внимание и сравнительно малое изменение численности садовой овсянки: 5 поющих самцов в 1999-2000 годах и 4 — в 2001 году.

В условиях гипермозаичной биотопической среды Владимирского ополья наблюдаются и другие примеры встреч малораспространённых видов редких, занимающих небольшие площади урочищ. Сохранившиеся в пределах «ландшафтного ядра» на водоразделах островные леса представлены преимущественно осинниками с дубом Quercus

robur, в подлеске — лещина Corylus avellana и дубравное разнотравье. Отличительная черта этой территории — отсутствие естественных насаждений ели Picea abies (Красовский 1948; Юрова 1971). Встречи здесь малой мухоловки Ficedula parva преимущественно связаны с участками «редких» видов лесных урочищ, например, сформировавшегося в особых долинных условиях сложного ельника или низкоствольного широколиственного леса.

Влажные луга в пределах Владимирского ополья расположены преимущественно в поймах и крупных котловинах. Сколько-нибудь заметные массивы влажных лугов на водоразделах в условиях тотальной распашки — сравнительно редкое явление. На небольшом вытянутом в длину и ограниченном полями влажном водораздельном лугу между сёлами Кистыш и Вишенки (9 км к северо-западу от Суздаля) 17 июня 2001 была обнаружена беспокоящаяся пара луговых коньков Anthus pratensis (одна из птиц летала с кормом в клюве). Этот вид во Владимирской области исключительно редок, в Ополье ранее был отмечен лишь в долине реки Ирмес на границе с Нерлинской низменностью. Здесь же, на небольшом пруду у села Кистыш, обнаружена колония чёрной крачки Chlidonias niger из 4 пар. Это единственная находка этого вида на территории Ополья. Пруд также представляет пример «редкого урочища», отличаясь от большинства искусственных водоёмов Владимирского Ополья (где пруды распространены весьма ши -роко) более интенсивным развитием прибрежной растительности.

Таким образом, небольшие по площади редкие урочища могут представлять собой биотопические «островки» с особыми условиями, где встречаются редкие на остальной части ландшафта виды птиц.

Литер атур а

Герасимов Ю.Н., Сальников Г.М., Буслаев С.В. 2000. Птицы Ивановской области. М.: 1-125.

Измайлов И.В., Сальников Г.М. 1986. Население птиц речных пойм (Волго-Окского

междуречья) // Птицы Волго-Окского междуречья. Владимир: 46-60. Красовский Л.И. 1948. Растительность лесов Владимирского ополья. Дис. ... канд.

биол. наук. Ярославль: 1-213 (рукопись). Лысенков Е.В. 1998. Структура населения птиц оврагов и балок Мордовии // Экология

животных и проблемы регионального образования. Саранск: 43-48. Мильков Ф.Н. 1964. О природе ополий на Русской равнине // Вопросы регионального

ландшафтоведения и геоморфологии. Львов, 8: 20-27. Юрова Э.Л. 1971. Растительность Владимирского ополья. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: 1-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.