Научная статья на тему 'Психотерапевтические возможности физической культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества'

Психотерапевтические возможности физической культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юношеский возраст / проблемное одиночество / адаптация / копинг-поведение / психотерапия спорта / adolescence / problem loneliness / adaptation / coping behavior / sports psychotherapy.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифорова Светлана Андреевна

В статье рассматриваются результаты исследования индивидуально-психологических характеристик как возможных факторов проблемного одиночества студентов. Исследование выявило связь субъективного ощущения одиночества с ситуативной тревожностью, личностной тревожностью, уровнем депрессии, эмоционально-ориентированным поведением, коммуникативными и организаторскими склонностями. Рассматриваются особенности психотерапевтического влияния занятий физической культурой и спортом на состояние проблемного одиночества студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOTHERAPEUTIC OPPORTUNITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE SITUATION OF EXPERIENCY OF PROBLEM LONELINESS

The article discusses the results of the study of individual psychological characteristics as possible factors of problem loneliness of students. The study revealed a link between the subjective feeling of loneliness and situational anxiety, personal anxiety, level of depression, emotion-oriented behavior, communicative and organizational tendencies. The features of the psychotherapeutic influence of physical culture and sports on the state of problem loneliness of students are considered.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтические возможности физической культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества»

УДК 159.9.07 + 159.91

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИТУАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО

ОДИНОЧЕСТВА

Никифорова Светлана Андреевна.

Казахстан, г. Караганда, Карагандинский государственный медицинский университет, магистр психологии и педагогики, старший преподаватель, svetlanik_krg@mail. ru.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования индивидуально-психологических характеристик как возможных факторов проблемного одиночества студентов. Исследование выявило связь субъективного ощущения одиночества с ситуативной тревожностью, личностной тревожностью, уровнем депрессии, эмоционально-ориентированным поведением, коммуникативными и организаторскими склонностями. Рассматриваются особенности психотерапевтического влияния занятий физической культурой и спортом на состояние проблемного одиночества студентов

Ключевые слова: юношеский возраст, проблемное одиночество, адаптация, копинг-поведение, психотерапия спорта.

PSYCHOTHERAPEUTIC OPPORTUNITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE SITUATION OF EXPERIENCY OF PROBLEM LONELINESS

Nikiforova Svetlana.Andreevna.

Kazakhstan, Karaganda, Karaganda State Medical University, Master of Psychology and Pedagogy, senior teacher, [email protected].

Abstract. The article discusses the results of the study of individual psychological characteristics as possible factors of problem loneliness of students. The study revealed a link between the subjective feeling of loneliness and situational anxiety, personal anxiety, level of depression, emotion-oriented behavior, communicative and organizational tendencies. The features of the psychotherapeutic influence of physical culture and sports on the state of problem loneliness of students are considered.

Key words: adolescence, problem loneliness, adaptation, coping behavior, sports psychotherapy.

В настоящее время в развитых социальных сообществах все более актуальной становится проблема личностного одиночества, которое может быть свойственно представителям любого статуса, возраста и ранга, но наиболее остро переживается в подростковом, юношеском и пожилом возрасте.

Рассмотрим юношеский возраст как особую ступень в индивидуальном развитии личности. На этом этапе происходят значимые изменения в области мышления, эмоционального восприятия жизни, социальных контактов и отношений, ощущения собственной уникальности. Появляется необходимость переосмысления интересов и жизненных ценностей. Все это сказывается на новом восприятии одиночества как состояния и переживания, где сочетаются беспокойство по поводу реального или мнимого отсутствия желательных социальных контактов и, одновременно, присутствует стремление к уединению [1].

На стадии социально-экономического и профессионального самоопределения многие молодые люди продолжают учебу в высших учебных заведениях, где проходят адаптацию к новым условиям учебы, быта, социальных взаимодействий. Этот процесс связан с большими нагрузками, сложностями, изменением привычного уклада жизни и структуры связей, вызывает тревогу и беспокойство даже у стабильных и успешных представителей студенчества младших курсов. В период адаптации или, скорее, дезадаптации, ощущение субъективного одиночества усиливается. Исследования показывают разницу в переживании одиночества в зависимости от социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик студентов [2].

Такие индивидуально-психологические характеристики, как темперамент, повышенная личностная и ситуативная тревожность, наличие признаков депрессии, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, предпочитаемое копинг-поведение (особенно в стрессовых ситуациях), выраженный перфекционизм и др. могут вызвать усугубление негативных реакций на состояние одиночества.

Для определения факторов, способных повлиять на развитие проблемного одиночества студентов, было проведено эмпирическое исследование, экспериментальной базой которого выступил Карагандинский государственный медицинский университет (Республика Казахстан). Для участия в исследовании была сформирована выборка, представленная студентами 1-2 курсов КГМУ в количестве 123 человек, в возрасте 18-22 лет. Таким образом, в составе испытуемых были преимущественно представлены студенты младших курсов, где обычно наиболее сложно происходит адаптация к новообразованиям студенческой жизни (особенно принимая во внимание учебу в медицинском высшем учебном заведении), что гипотетически могло повлиять на субъективное переживание одиночества молодыми людьми.

Был использован ряд методик, среди которых: «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюссона; «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева; «Методика диагностики самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина; «Шкала самооценки депрессии» Зунге; «Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности» ("КОС-1),

разработанная В.В. Синявским и В.А. Федорошиным; Методика «Определение копинг-поведения в стрессовых ситуациях» C1SS.

Выяснилось, что у большинства испытуемых (60 человек - 48%) наблюдается средний уровень, у 55 (45%) - низкий, и у 8 (7%) - высокий уровень переживаемого одиночества.

В соответствии с методикой Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина была измерена тревожность студентов, как свойство, во многом обусловливающее поведение человека. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов показало средний уровень присутствия как ситуативной, так и личностной тревоги у большинства испытуемых (72% и 82% соответственно).

У 12% испытуемых присутствовала легкая депрессия невротического или ситуативного характера. Возможно, это состояние являлось результатом конкретных обстоятельств учебного или личного плана.

С помощью методики «Определение копинг-поведения в стрессовых ситуациях» было выяснено, что большинство испытуемых студентов придерживаются эмоционально-ориентированного стиля поведения и избегания как копинга. Менее представлены показатели копинг-поведения, ориентированного на решение задач, что составляет проблему, так как предполагается, что студенты вуза (тем более, медицинского профиля) должны в большей степени уметь принимать на себя ответственность в стрессовых ситуациях, адекватно решать задачи, а не уходить от проблем. В то же время, возможно, с помощью выбранных поведенческих стилей студенты пытаются самосохраняться в условиях повышенных нагрузок, избирательно относясь к использованию разных поведенческих практик в определенных обстоятельствах.

Корреляционный анализ показал положительные значимые связи субъективного ощущения одиночества с ситуативной тревожностью (г = 0,556 при р = 0,00), личностной тревожностью (г = 0,384 при р = 0,00), уровнем депрессии (г = 0,662 при р = 0,00), ЭОК - эмоционально-ориентированным поведением (г = 0,343 при р = 0,00) (Рис.1).

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Условные обозначения: -* Прямая зависимость

-----------Обратная зависимость

Рис. 1. Корреляционная плеяда «Субъективное ощущение одиночества»

Какими могут быть предложения и рекомендации по осуществлению системных действий на уровне личности и группы для снижения негативных эффектов состояния личностного одиночества студента?

Это может быть достигаемо разными способами, среди которых мощным психотерапевтическим эффектом, с нашей точки зрения, обладает активное привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом.

В процессе как индивидуальных, так и групповых, командных занятий происходят личностные изменения, появляются значимые новообразования, позволяющие пересмотреть многие позиции и способствовать:

- улучшению самочувствия и общего физического состояния, в результате чего наблюдается увеличение работоспособности, гармонизация эмоционального фона; способность к выдерживанию значительных нагрузок; решению задач в стрессовых ситуациях;

- оформлению отношения к себе как к самоценности, достойной уважения и признания;

- снижению уровня личностной и ситуативной тревожности;

- формированию и развитию коммуникативных/ организаторских навыков, командных качеств;

- расширению зоны добровольной ответственности по отношению к себе и другим за принимаемые решения;

- сосредоточению внимания на основном, а не частном и малозначительном;

- вовлечению в разнообразные формы занятий активного типа с целью увеличения и осознанного использования позитивных возможностей одиночества, во время которого происходит осмысление и анализ наработанного опыта;

- освоению новых социальных ролей и статусов, позволяющих лучше адаптироваться в различных сферах, а не только спортивной и физкультурно-оздоровительной;

- развитию настойчивости, целеустремленности, стремления к самопознанию и саморазвитию;

- привыканию к постановке и решению задач, к осознанному риску ради достижения значимой цели, к напряжению и преодолению себя;

- ориентации на выбор не эмоционально-ориентированного, а проблемно-ориентированного копинг-поведения.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом способны выполнять психотерапевтическую функцию в ситуации субъективно переживаемого проблемного одиночества, позволяя добиться позитивной динамики психофизического состояния студентов, способствуя проявлению социальной активности, формированию независимости и уверенности в собственных силах.

Библиографический список:

1. Никифорова С.А., Мантурова Н.М. Социальные переменные как фактор переживания одиночества студентами младших курсов в период адаптации к вузу / Мир науки, культуры, образования. — Новосибирск: Издательство: Редакция международного научного журнала "Мир науки, культуры, образования" (Горно-Алтайск), 2016. — №2 (57). — С. 276-279.

2. Никифорова С.А., Мантурова Н.М. Переживание одиночества студентами в период адаптации к вузу// Инновации в медицине, психологии и педагогике: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, МуйНэ, 27 апреля - 7 мая 2016 г.). - Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. - С. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.