Научная статья на тему 'Психотерапевтические возможности автобиографического фильма'

Психотерапевтические возможности автобиографического фильма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова София Александровна

В тексте приводятся результаты пилотажного исследования возможностей использования автобиографического фильма в качестве психотерапевтической методики и описываются некоторые психологические механизмы, обеспечивающие психотерапевтический потенциал данной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтические возможности автобиографического фильма»

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ФИЛЬМА

С. А. Гончарова

В тексте приводятся результаты пилотажного исследования возможностей использования автобиографического фильма в качестве психотерапевтической методики и описываются некоторые психологические механизмы, обеспечивающие психотерапевтический потенциал данной методики.

В связи с интенсивным развитием и распространением психологической практики появилась потребность в разработке новых методов психологического консультирования и психотерапии, учитывающих современный культурный контекст, который буквально пропитан мультимедийными средствами коммуникации (Интернет, телевидение, кино- и видеоиндустрия).

В данной статье приводятся результаты пилотажного исследования, в котором создание автобиографического фильма используется в качестве психотерапевтической методики.

В нашем исследовании мы опираемся на разработанные Д. А. Леонтьевым представления об искусстве как о механизме трансляции смыслов [1]. В концепции Д. А. Леонтьева речь преимущественно идет о воздействии искусства на сознание читателя или зрителя, в нашей же работе акцент делается на трансформации сознания автора произведения.

Процедура исследования была организована следующим образом. В качестве испытуемых были приглашены 5 студентов-психологов IV курса. Им предлагалось создать фильм на волнующую их личную тему. Экспериментатор занимал несколько позиций: собственно экспериментатора-исследователя, позицию «ассистента режиссера» (экспериментатор знаком с основами кинорежиссуры и операторского мастерства) и позицию психотерапевта. В сознании испытуемых экспериментатор был представлен преимущественно в образе «ассистента», помогающего создать сценарий, снять и смонтировать фильм. Однако для самого экспериментатора основной была позиция психотерапевта и он стремился направить процесс создания фильма в психотерапевтическое русло.

Работа над фильмом проходила в несколько этапов. В первую очередь участникам было необходимо выбрать актуальную

тему и образы, которые ей соответствуют. Для психотехнической подготовки им были предложены несколько арттерапевтических упражнений, таких как ассоциирование чувств с цветами палитры, изображение чувства в фотопортрете. Также участники выражали чувства в позе, мизансцене, натюрморте и фотографировали их. После этого испытуемые переходили к работе над сценарием. Им был предложен ряд правил для составления сценария. Хронометраж итогового фильма ограничивался пятью минутами, поэтому участникам необходимо было найти емкую метафору для выражения своей темы. На этом этапе каждый из участников индивидуально обсуждал трудности в создании сценария с экспериментатором. На этапе съемок испытуемым оказывали техническую помощь студенты, обучающиеся на курсе «Видеотехнологии» в МИЭМ, которые выезжали на съемки с профессиональной техникой и полностью выполняли указания «молодых режиссеров». Затем эти же студенты-инженеры помогали испытуемым смонтировать и озвучить материал. Для работы с техническими специалистами испытуемым приходилось четко объяснять, что именно они хотят увидеть в результате. Ход работы и трудности, возникшие на этапе воплощения замысла, индивидуально обсуждались с экспериментатором. Это позволило экспериментатору при необходимости включаться в процесс работы и удерживать его в психотерапевтическом русле.

На следующем этапе участники демонстрировали свои фильмы друг другу. Экспериментатор при просмотре задавал «первым зрителям» следующие вопросы: «Какие чувства и эмоции вызывает этот фильм?», «О чем говорит автор в фильме?», «Что хочется ответить автору на его послание?», «Что остается непонятным после просмотра фильма?», «Какие рекомендации по доработке фильма можно дать автору?». Автор активно участвовал в обсуждении своего

© С. А. Гончарова, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2

фильма, поясняя свою идею, отвечая на вопросы «зрителей» и т. д.

Участники могли внести изменения в фильм после обсуждения, а затем демонстрировали его большой группе своих однокурсников (40 человек). Зрители делились впечатлениями, которые вызвали авторские произведения в свободной форме. Они высказывали суждения, замечания, эмоциональные реакции, а также задавали вопросы. Это был завершающий этап работы над фильмом.

Для выявления психотерапевтического потенциала данной методики было проведено качественное феноменологическое исследование.' У каждого участника было взято интервью (40 — 50 минут), направленное на выяснение мотивации участия в эксперименте, чувств и эмоций, сопровождающих каждый этап работы над фильмом. Интервьюер интересовался, как изменилось отношение к проблеме, положенной в основу фильма, после окончания работы, а также спрашивал об общем впечатлении от процесса работы и от результата. Все интервью были расшифрованы и проанализированы.

По отчетам испытуемых прослеживается, что за время участия в эксперименте сама мотивация участия и значимость разных аспектов полученного опыта сильно менялись. Большинство участников входили в эксперимент с развлекательной мотивацией и желанием «научиться снимать кино», но по мере работы над фильмом для них все более значимым становился диалог по поводу содержания фильма с «ассистентом режиссера» (экспериментатором), с помощниками (студентами-инженерами), с другими участниками и со зрителями. На основании ответов участников можно выделить три измерения диалога, возникающего в процессе работы над фильмом:

— диалог с самим собой («Что я хочу показать зрителю?», «Как я хочу, чтоб меня поняли?»);

— диалог с «ассистентом режиссера» и помощником по содержанию и воплощению внутреннего содержания («Какое эмоционально насыщенное событие или переживание хочется отразить?», «Какое значение это имеет для меня?», «Какие образы соответствуют моему состоянию?», «Какая метафора?», «Какова последовательность кадров и их сочетание в моем автобиографическом фильме?», «Какое музыкальное сопровождение будет выбрано и почему?»);

— диалог со зрителями («Правильно

ли меня поняли?», «Какие чувства вызывает мое произведение?», «Какие чувства я хотел вызвать?», «Совпадает ли то, что я хотел выразить с тем, как меня поняли?», «Что значит для меня это совпадение или несовпадение?»).

Полученные результаты позволяют выделить некоторые психологические механизмы, обеспечивающие реальный психотерапевтический потенциал этой методики. Первый диалог, который ведется на протяжении всей работы, способствует самопознанию через глубокое погружение во внутреннее содержание проблемы. Испытуемые отмечают, что такой диалог помогает сформировать позицию Внутреннего Зрителя, умение дистанцироваться от переживания для того, чтобы создать произведение для другого и быть понятым.

Второй диалог способствует самораскрытию через представление своего внутреннего содержания Другому, поиск «означающего», подбор формулировок. Испытуемые отмечают, что необходимо очень четко описать то, что хочешь увидеть на экране, чтобы тебя правильно поняли и помогли снять, смонтировать, озвучить. В этом диалоге формируется позиция Режиссера (авторская позиция по отношению к собственной жизни), который знает, чего хочет, может менять и создавать «реальность» и оценивать результат своих действий.

Третий диалог связан с презентацией фильма и получением обратной связи от зрителей. Этот диалог способствует обогащению смысловой структуры сознания автора благодаря «встрече» со смысловым миром других людей. Отражение и преломление авторского содержания во взгляде Другого дает возможность встать в метапозицию, выйти за пределы своего Я. Испытуемые также отмечают, что в результате такого диалога удается эстетически пережить и «присвоить» то эмоционально значимое содержание, которое «упаковано» в законченный творческий продукт.

Проведенное пилотажное исследование позволяет сделать предварительный вывод, что описанная методика способствует развитию многогранного диалогического сознания, влияет на формирование у автора разных позиций и взглядов на свою жизнь, помогает и оказывает содействие продуктивному переживанию трудных жизненных ситуаций. Таким образом, данное исследование обладает достаточным психотерапевтическим потенциалом.

Серия «Психологические науки»

11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 111 с.

Поступила 12.04.11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Е. В. Дементьева

В представленной статье осуществлен анализ современного состояния проблемы психологической культуры человека. В ней рассматриваются различные подходы к определению понятия психологической культуры, характеризуются ее структурные компоненты, функции, детерминанты, планы, уровни, а также механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Разнородность и несогласованность существующих на сегодняшний день подходов свидетельствуют об отсутствии целостной, непротиворечивой теории психологической культуры.

Развитие человека как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и конкретных людях как ее носителях. Благодаря ему происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений, навыков, т. е. всего, что делает человека человеком и обеспечивает его полное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например, культурой общения, нравственной культурой, бытовой культурой, психологической культурой и т. д. Все это вместе называется общей культурой человека. Именно она и делает человека человеком и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить

либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем с другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов в семье и за ее пределами: в детском саду, в школе, во дворе, в профессиональных учебных заведениях, на работе и т. д. Развитие психологической культуры человека происходит в основном стихийно. Важную роль в этом играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психологическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредованы людьми. Поэтому психологическая культура как структурный компонент личности представляется важнейшим инструментом взаимодействия с людьми, фактором приспособления,

© Е. В. Дементьева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.