Научная статья на тему 'Психотерапевтические аспекты текстов "Нью Эйдж"'

Психотерапевтические аспекты текстов "Нью Эйдж" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕННЕЛИНГ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / САКРАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОТЕРАПИЯ / CHANNELING / LITERATURE / SACRED LITERATURE / PERSONAL DEVELOPMENT / PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арпентьева М.Р.

Статья посвящена изучению представлений текстов ченнелинга о развитии человека и человечества. В ходе контент-анализа 30 классических текстов ченнелинга, созданных в последние несколько десятилетий и, по мнению их трансляторов, отражающих духовную ситуацию развития человечества в настоящий момент, выявлены пересечения с текстами психотерапевтической направленности. Отмечается, что ченнелинги как тексты находятся на пересечении литературы художественной и литературы сакральной. Ченнелинги включают специфическую модель психотерапевтической помощи человеку, а также модель развития человека и человечества, выступающую в качестве основы модели помощи ему. В результате анализа выделены и описаны основные компоненты данных моделей развития человека и помощи в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYHOTHERAPEUTICAL ASPECTS OF THE NEW AGE TEXTS

The article is devoted to the study of the representations of texts of channeling on the development of man and humanity. Based on the content analysis of 30 classic texts of channeling made in the last few decades and, according to their translators, reflecting the spiritual situation of human development the author identified the intersection with the texts of psychotherapeutic orientation. It is noted that channelings as texts are at the intersection of fiction literature and sacred literature. Channelings include the specific model of the psychological care, as well as the model of development of man and humanity, acting as the basis of the model of assistance to him. The analysis identified and described the main components of data models development of a person and help of this development.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтические аспекты текстов "Нью Эйдж"»

Психологические науки

УДК 159.9

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕКСТОВ «НЬЮ ЭЙДЖ»

М.Р. Арпентьева, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Калуга, Россия), e-mail: mariam_rav@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению представлений текстов ченнелинга о развитии человека и человечества. В ходе контент-анализа 30 классических текстов ченнелинга, созданных в последние несколько десятилетий и, по мнению их трансляторов, отражающих духовную ситуацию развития человечества в настоящий момент, выявлены пересечения с текстами психотерапевтической направленности. Отмечается, что ченнелинги как тексты находятся на пересечении литературы художественной и литературы сакральной. Ченнелинги включают специфическую модель психотерапевтической помощи человеку, а также модель развития человека и человечества, выступающую в качестве основы модели помощи ему. В результате анализа выделены и описаны основные компоненты данных моделей развития человека и помощи в развитии.

Ключевые слова: ченнелинг, художественная литература, сакральная литература, развитие личности, психотерапия

UDC 159.9

PSYHOTHERAPEUTICAL ASPECTS OF THE NEW AGE

TEXTS

M.R. Arpentieva, Kaluga State University (Kaluga, Russia)

Abstract. The article is devoted to the study of the representations of texts of channeling on the development of man and humanity. Based on the content analysis of 30 classic texts of channeling made in the last few decades and, according to their translators, reflecting the spiritual situation of human development the author identified the intersection with the texts of psychotherapeutic orientation. It is noted that channelings as texts are at the intersection of fiction literature and sacred literature. Channelings include the specific model of the psychological care, as well as the model of development of man and humanity, acting as the basis of the model of assistance to him. The analysis identified and described the main components of data models development of a person and help of this development.

Keywords: channeling, literature, sacred literature, personal development, psychotherapy

Эзотерическая литература включает в себя несколько различных типов текстов: начиная с художественных и полухудожественных «эзотерических романов» и заканчивая текстами-медитациями и молитвами, сакральными текстами. В современной культуре создание таких текстов стало весьма популярным, а сами тексты определяются как результаты «ченнелингов» - прямых диалогов с высшими сущностями (термин «ченнелинг» - channeling-«прокладываниеканала»или«передачапоканалу»;заменил А. Костенко, его болееранний аналог -«контрактерство») [3; 4; 5; 13; 16; 31; 48].

Данные диалоги могут быть посвящены современным событиям и пророчествам, разъяснению прошлого и настоящего, могут быть обращены как к конкретным группам или конкретным лицам, так и ко всему человечеству в целом. Однако, общее, что объединяет эти тексты - попытка сформулировать и передать другим некоторые общие, мировоззренческие аспекты жизни, и, в том числе, развития человека [10; 19; 20; 21; 25 - 28; 30; 33; 49; 52]. Несмотря на то, ченнелинг стал популярен в конце XX - начале XXI веков, сам по себе он существует в человеческой духовной культуре очень давно: был широко распространен во всех языческих и шаманистских религиях мира, описан

в пророчествах христианства, мусульманства, даосизма. буддизма и т.д. [2; 3]. Он является составной частью практик и религий, обращенных к «темным», «негативным силам» (разрушения, падения, преступления). Шаманы, отправлявшиеся в мир духов, и жрецы, вызывавшие богов, пророки христиан, йоги и т.д., задавали своим собеседникам самые разные вопросы и получали ответы, которые потом облекали в словесную форму для соплеменников-мирян. Однако, в последние годы практика ченнелинга обрела намного большую «демократичность»: она включает не только священнослужителей, шаманов и иных специалистов, но и обычных людей, не только «несвятых святых», но откровенных «грешников»: «время Божьего суда», кризисы и коллапсы, приблизились, а, значит, к человеку приблизилась и необходимость подготовки к ним, совладания с ними. Вместе с тем, ченнелинг стал одним из инструментов «личного роста»: он практикуется наряду с медитациями, молитвами, иными религиозными и шаманскими техниками, ритуалами. Иногда он рассматривается как направление психотерапевтической помощи, одна из духовно-ориентированных психотерапевтических практик.

В этом понимании ченнелинг, как контакт с духовными смыслами вселенной, доступен всем искренне желающим, ему можно научиться. Более того, существуют тексты, которые можно прочитать и перечитать. Однако, и сами по себе - как литературные произведения, насыщенные большей или меньшей долей фантастического, тексты ченнелинга представляют немалый интерес. Для нас важно то, что данные тексты прямо обращены к осмыслению путей развития человека и человечества, и, как показывает осуществленный нами анализ, отражают множество идей, лежащих в основе современных практик психотерапевтической помощи и практик духовного развития. Кроме того, эти идеи часто находятся «на стыке» фантастического и реального, на границе того, что человек может и готов принять для себя [35-49].

Рассмотрим основные понятия ченнелинга. Первое из них -вознесение - это перенос духа вместе с физическим телом в высшие измерения без прохождения через опыт физической смерти. Происходит вознесение благодаря изменению психофизиологических параметров тела, изменению «частот клеточных вибраций», при котором тело уже не

может оставаться таким же, как раньше. Это увеличение «частоты» сопровождается состоянием духовного просветления и осознанным выравниванием - гармонизацией всех аспектов человеческого существа, человека и мира. Вознесение - это точка равновесия, которой возможно достичь в процессе физического существования или посмертно. Она позволяет перейти на новый уровень сознания и новый тип существования или бытия. На этом уровне становится возможным понимание течения эволюции и творческого развития мира и самого себя во все более широких перспективах. Эта точка равновесия достигается путем объединения физического, эмоционального (астрального), мыслительного (ментального) и духовного (ценностного) аспектов бытия, достижение состояния их совершенного взаимодействия, в котором каждый из аспектов является равноправным партнером в системе соответствующих им четырех «тел». Этот баланс также требует понимания равенства противоположностей, например, добра и зла, женского и мужского начал, их гармоничного сотрудничества, взаимосвязи и взаимного превращения. Такой баланс позволяет душе полностью воссоединиться с физическим телом, привнести более высокие измерения, их феномены (такие как любовь и чудо) в повседневную, материальную и психическую реальность. Душа -внутренняя, духовная часть человека, которая осознает свою целостность и связь со своей группой (других душ). Сознание, облеченное духовностью, является центром опыта. Измерения или аспекты человеческого бытия - это сферы сознания. Альтернативные измерения существуют как иные формы сознания, «точки» которых относительно немногочисленны, например, известным нам как «сон», «транс», «бодрствование», а также описаны в классических и современных шаманских практиках, например движении NewAge. При этом существует исток - точка сознания, из которой распространяется и эволюционирует мироздание. В едином сознании в процессе эволюции происходит индивидуализация отдельных аспектов, разделение их на ангелов и со-творцов. В результате накопления творческого опыта индивидуальные сознания постепенно интегрируются в целое, что рассматривается как кульминация и разрешение опыта существования. Человек становится со-творцом. Со-творец - существо, достигшее

предельной реализации своего творческого потенциала как части сознания Истока, Бога. На этой стадии осознания в полной мере постигается единство с целым при сохранении индивидуального сознания (вознесение). В процессе физического существования человек исследует определенные аспекты своих индивидуальных способностей, свой творческий потенциал. В процессе становления совершенным со-творцом человек учится интегрировать данные аспекты.

Цель исследования - изучение представлений текстов ченнелинга о развитии человека и человечества.

Методы и методика исследования. В ходе осуществленного нами исследования анализировалось 30 текстов ченнелинга, созданных в последние несколько десятилетий и, по мнению их создателей / трансляторов, отражающих духовную ситуацию развития человечества в настоящий момент. Данные тексты своей направленностью прямо пересекаются с текстами трансперсональной психотерапии и некоторых других психотерапевтических подходов [1; 6; 7; 9; 12; 15; 17; 18; 22; 23; 29; 32;34; 50; 51; 52]. Они находятся на пересечении литературы художественной и литературы сакральной, приписываясь самым разным персонам (Ра, Мельхиседек, Архангелы Уриил, Гавриил и Михаил, Эль Мория, Учителя ДжуалКхул и Кут Хуми, Владыка Майтрейя, Афина, Элохим, Сен-Жермен, Гелиос, Орин, Крион, Аштар, Вивамус, Мельхиор, СанатКумара, Архангел Метатрон, Серапис Бей, Птах [35-49].

Изучая данные тексты, мы исходили из того, что ченнелинги включают специфическую модель психотерапевтической помощи человеку, а также модель развития человека и человечества, выступающую как основу модели помощи ему. Модель помощи, как мы покажем ниже, отличается несколькими аспектами:

1. Высокой толерантностью в отношении проблем «клиента» и индивидуальных путей развития каждого человека наряду с существованием представления об «идеальном» состоянии - состоянии духовного осмысления человеком себя и мира. В текстах ченнелинга транслируется необходимость и готовность мира («высших сил») и человека «ждать сколько понадобится», например, момента, когда партнер созреет, а также представление об «ускоряющемся» характере духовного созревания человека и человечества по мере их внутренней и

внешней реинтеграции и гармонизации, а также интеграции в мировое /космическое духовное сообщество.

2. Разработкой типологии клиентов и их проблем на основе выделения способов совладания разными людьми с угрожающими их физическому и духовному благополучию и жизни и духовному развитию, реальностями, указанием на тенденции саморазвития и синергии на каждой из стадий развития человека как духовной сущности, указанием на существование «свободы» и «Божьей воли» в развитии, диалоге между человеком как частью мира и всем миром.

3. Разработкой типологии психотерапевтических - духовно развивающих проходов, которые можно с успехом использовать по отношению к разным группам клиентов, описанием возможностей и ограничений помощи разным клиентам, связанным как с возможностями их духовных наставников как «психотерапевтов», учителей, так и возможностями самих «клиентов».

4. Развитие понимание человеком себя и мира практически приравнивается к духовному развитию: процесс преобразования человека со стороны мира или преобразования самого себя человеком -это процесс выбора, основанного на более или менее полном понимании себя и мира, в том числе, на осознании первичности духовной реальности (реальности сознания) в противовес реальности физической.

5. Осмысление человека как части его группы, в пределах которой он работает над своим духовным развитием и развитием ее членов, а также трансляция идеи необходимости духовных школ - школ развития духовной культуры человека, необходимости наставников и руководителей, указания на существование ловушек и опасностей духовного поиска, а также огромного опыта прохождения этих ловушек и избегания опасностей, накопленных человечеством и миром.

Приведем некоторые фрагменты текстов и прокомментируем их, отметив, что выделенные аспекты свойственны в том или ином сочетании и при тех или иных акцентах 90-100% проанализированных текстов.

А.: «Мы хотим помочь вам преодолеть ограниченность материального восприятия, осознать в себе божественное существо...

Вы все имеете опыт существования на многих планетах, во многих измерениях, в качестве различных существ. Когда-нибудь вы сможете вспомнить этот опыт, ... он станет частью вашего сознательного понимания того, кем и чем вы являетесь. .То, над чем вы сейчас работаете, - это начало; начало пути к пониманию себя как космических существ... Вы учитесь объединять свои усилия для создания мира, в котором каждый осознает свое духовное "Я" и живет в счастии и любви. Мы поддерживаем ваше духовное "Я", которое направляет вас, руководит вами в земном опыте; оно наполняет вас любовью; оно знает все ваши желания и помогает создавать условия для их осуществления» [25, с. 37].

Как видно из данного фрагмента, можно выделить два основные направления помощи «консультанта» (понимание и изменение):

1) помощь «клиенту» в понимании своего опыта и сущности, осознание ограничений и возможностей своего понимания себя;

2)помощь в построении отношений (в изменении) любви с собой и с миром, в создании условий осуществления изменений (развития), т.е. изменения понимания себя и мира.

М.: «Ваши представления о том, чтобы вы хотели сделать, тоже становятся реальностью, в которой вы можете свободно передвигаться и пользоваться любой ее частью, делиться этой реальностью с другими. Единственное, чего вы не должны делать, -это таить ее в себе. Необходимо, чтобы поток не прекращался, иначе в своем творчестве вы можете оказаться без его поддержки» [37, с. 7].

Э.П.: «Так мы возвращаемся к первому и последнему постулату: мысль творит. В какой бы ситуации вы ни оказались, привели вас туда именно ваши мысли. ... Нам очень нравится учить вас тому, что только вы сами должны решать, что делать; только вы сами отвечаете за свою жизнь, мы - не отвечаем» [37, с. 24].

Аф.: «.Если вы женщина, вы никогда не станете творческой личностью, просто воспринимая мужскую энергию.Вы должны отзываться на нее таким образом, чтобы возникало новое движение. Мужчина не может быть творцом, если он только стимулирует, но не отзывается и не способствует росту, который является

естественным результатом стимуляции. ... Считайте себя существами, которые одновременно имеют женское и мужское начала. несут духовный потенциал полной завершенности...» [39, с. 29].

В данных отрывках отмечается, что понимание и поведение (преобразование) тесно связаны:

1) представления и переживания человека становятся реальностью, «мысль творит», ограниченное понимание ограничивает поведение, для развития человека важно осознание энергии, управление ею;

2) понимание не должно «таиться» в себе, им нужно пользоваться, реализовывать, делится с другими и т.д., а также отзываться, отвечать на «энергии» других людей, понимание дает возможность изменения - освобождения и развития, для развития человека также;

3) позволить, помочь другому понять и дать ему время.

М.: «... Если вам кажется, что что-то не работает, поверьте - вы просто не позволяете себе это увидеть. Дайте время измениться вашему мировосприятию, дайте себе время научиться: понимать, как действует План и каким образом вы являетесь его частью; Если в вас есть желание нести на Землю свет и любовь, будьте уверены, что вы - уже частица Плана, в нем предусмотрено ваше предназначение и он не оставит вас в одиночестве» [39, с.44].

Кр.: «Пожалуйста, поймите следующее: вы все - высокие сущности, которые ходят по этой планете в масках простых биологических существ... и в масках дураков. В этом и заключается основа, двойственности. . Ирония в том, что вы воспринимаете призрак как реальность, а реальность воспринимаете как призрак... Основные успехи, которых вы достигнете в своем росте, будут основаны на понимании того, как работает двойственность, и окончательном понимании подмены ролей "реального" и "призрачного". ... Все, через что вы сейчас проходите, является частью плана, приведенного в действие вами же. Пожалуйста, не путайте это с предназначением. . Истинное предназначение создает проблемы и диктует решения. В нынешней же ситуации вы только ставите перед собой проблемы. ... Вы получаете проблемы вместе с силой и

инструментами для их решения . Кроме того, вы ведь, на самом деле, не одиноки в своем уроке. Вы ведете серьезную внутреннюю работу вместе с теми, кто находится вокруг вас.» [39, с.65].

В данных фрагментах вновь отмечается связь понимания и изменения себя людьми, а также роль любящих отношений между людьми в процессе развития:

1) человеку нужно позволить и дать себе и другим время и пространство понять, что происходит вне и внутри них;

2) осознать свои проблемы и необходимое для их решения одиночество, самостоятельность как свободу выбора;

3) осознать свое предназначение и связанное с ними свое неодиночество, поддержку мира и группы.

Духовное развитие как ведущий аспект человеческого развития, позволяющий интегрировать другие аспекты, включает осознание себя и осознание своего предназначения.

А.Г.: «...если вы хотите нести мир ...вы постепенно достигнете намеченного. Вы обнаружите других людей, которые хотят работать с вами, увидите свою связь с ними, вы найдете поддержку, как материальную, так и нематериальную, необходимую вам для создания мира... Если ваши намерения и цели не будут соответствовать Плану, то вы увидите, что в своих действиях вы не достигаете результата. Вы имеете полную свободу следовать своему несовершенному замыслу как угодно долго, и вы даже сможете черпать в нем силы. Но в этом случае вы будете подвержены фрустрации...» [39, с.102].

В текстах даются указания на условия достижения цели, отмечается важность правильного выбора жизненной цели -согласование этой цели с целями мира, с жизнью:

1) духовная жизнь, реализация предназначения, дает удовлетворение и позволяет находить единомышленников для воплощения общего замысла, получать поддержку и достигать результата

2) следование эгоистическим замыслам, постановка ошибочных целей, не включающих задачи развития, приводит к фрустрации, изоляции.

А.: «Каждый из вас продвигается по собственному участку Плана. .Порой вам кажется, что происходит слишком мало событий, иногда же, наоборот, они проносятся так быстро. вы интегрируете в единое целое и полностью поймете все. Когда вы закончите подводить итоги, то сможете собрать воедино все свои силы, и, направив их в русло творческого усилия и очистив себя настолько, чтобы стать каналом для Плана» [40, с. 32].

Дж.К. «...сотрудничество - это наиболее важная вещь, над которой вы работаете в настоящее время. Мы стараемся помогать человечеству видеть больше сходства, чем различий» [39, с. 121].

А.М.: «.Многие из вас сейчас начинают видеть свои задачи в пределах целого и понимать важность совместной работы в группе .... Время индивидуальных усилий прошло ... По мере того, как группа растет и приобретает зрелость, она оказывается способной управлять большим количеством ... видов энергий...» [39, с.87].

Ченнелинг подчеркивает связь индивидуального и группового компонентов духовного, хотя каждый продвигается по собственному жизненному - духовному - пути своими стадиями, важно сотрудничество: человеку нужны умения и знания работать в группе (совместно), путь постижения сходств, а не различий, акцентируется роль взаимопонимания между людьми, а также сотрудничества и взаимопонимания с духовными учителями.

Э.М.: «Другая вещь, которая, как иногда кажется, пропадет, если вы подчинитесь своей душе, - это чувство важности вашей индивидуальности... механизм страха, который заставляет вас "держаться подальше" от души . необходимо установить равновесие между вашей уникальностью и нуждами Целого... В ком мы действительно нуждаемся, - это в личностях, которые знают о своих уникальных силах и с готовностью предлагают... присоединить их к общим усилиям. .Нам нужны люди, которые распространяют свою любовь к друзьям и к семье на любовь ко всему человечеству» [37, с. 97]. Более того, именно баланс, гармония, соответствие индивидуальных и общечеловеческих интересов позволяют и человеку, и человечеству развиваться.

Ра: «Земные существа просили помочь им сформировать их

собственные школы мистерий и инициатические школы высшего измерения - для этого часть из них должны были эволюционировать, получать просветление и оставаться в высших измерениях вокруг Земли, чтобы помогать своим земным собратьям., чтобы создать эфирные "карты" и "карты" сознания, которым могли бы следовать другие; они были и остаются первопроходцами эволюции... Тем, кто покидает физический мир, предоставляется уйти. Те, кто остается на Земле, будут нести ответственность за оказание помощи друг другу как в физическом выживании, так и в духовной эволюции. Когда будет достигнута . критическая масса пробудившихся существ... волна энергии просветления пройдет через всю планету и ее население.» [10, с.38].

В текстах ченнелинга подробно обсуждаются типы людей и сценарии их развития, в том числе в экстраординарных обстоятельствах:

1) существуют объединения духовно развитых людей, создающих «духовные карты» и «карты сознания», которые налаживают «каналы вознесения», помогая осознать духовные истоки бытия другим людям, оказывают помощь в избавлении от непонимания, иллюзорных реальностей (создание атмосферы, дающей возможность духовного развития - «перехода»);

2) люди, которые смогут помогать друг другу, захотят пройти по «каналам вознесения», готовые совершить вне и внутри себя «скачок» в новую реальность;

3) существуют люди, чьи нарушения развития значительны, а уровень духовного развития недостаточен, чтобы развиваться, люди, которых «невозможно преобразовать» - слишком далеко зашел процесс инволюции. Такие люди часто просто погибают и физически, и духовно -«растворяясь» во Вселенной;

4) люди, с неразвитым сознанием, ориентированным на выживание, которые растут в общении с духовно развитыми сущностями, не смогут измениться в этой жизни, поэтому будут раз за разом продолжать свое обучение на примере других ситуаций (образа жизни).

Развитие выступает как выбор, который существует на каждом шаге пути: духовный прогресс через опыт (понимание) или продолжение

жизни в иллюзии (непонимание) и страхе понимания

Ра: «Вы и ваша планета в настоящее время совершаете уникальный и чудесный переход в своей духовной эволюции. . вся Галактика вступила в период очищения от кармических структур прошлого... Все, что осталось нерешенным на предыдущей эволюционной спирали, выносится на поверхность и выполняется в последний раз в целях трансмутации и трансценденции. После завершения этой "генеральной уборки" начинается другой эволюционный цикл... В переходный период часто случаются инициатические духовные "прыжки"... Людям становится доступно все знание предшествующей спирали, хотя они пользуются им чаще всего бессознательно» [41, с.45].

А.: «.Хотя не всегда узнаете свои духовные корни.. вы всегда остаетесь частицей космоса...» [25, с. 228].

В ченнелингах описываются разные типы духовного развития человека (человечества):

1) существование «духовных прыжков» и «спиралевидное» развитие духовных сущностей (мира в целом), связанных с внутренним развитием души или с внешней помощью;

2) стадиальность развития и стадиальность помощи, а также феномен ускорения роста по мере развития человека как духовной сущности.

Описывается и процесс, и результаты работы с духовными и иными проблемами, в том числе:

1) «разрешение» проблем, дающее возможность перехода человека и человечества на новый уровень бытия, открытие новых каналов опыта и «пониманий»;

2) перенос некоторых из нерешенных проблем в превращенном, «трансцендированном виде» на новый уровень развития (бытия), в новые ситуации;

3) попадание человека и группы в «замкнутый круг» проблем, требующих усилий для своего «размыкания» посредством обращения к духовности (любви, веры, надежды, мудрости).

Ра: «... Вы, ныне живущие на Земле, должны решить: готовы ли вы стать духовно ответственными людьми. Те, кто намерен остаться на

Земле, должны обучиться новому танцу Эпохи Света, который требует открытия и активизации Божественного Ка» [10, с. 78].

Э.М.: « ... вы должны отказаться только от чувства, что материальные вещи - наиболее важные. ...Должны достичь баланса, который позволяет духовной стороне вашей сущности пользоваться ими возможно более эффективным образом» [39, с. 38].

Развитие описывается как осознание и преобразование телесного и духовного, их баланса и поэтапности:

Л.: « .любовь - это прекрасный инструмент творчества, и понимание ваше будет расти с каждым днем, вы сможете пользоваться им для того, чтобы более осознанно жить среди света на Земле» 37, с.4].

А.М.: «Чтобы использовать силу великой божественной творческой мощи, заложенной в вас, вы должны быть чистыми. Нужно очистить ваше психическое тело от зацикленности на низких целях, личностных или материальных желаниях и уметь конкретизировать идеал» [44, с.78].

Э.П.: «Мы хотим, чтобы вы не привязывались ни к какой отдельной понравившейся вам идее и вместе с тем старались охватить то, что для вас сомнительно, чего вы боитесь. Поймите, что, когда вы сталкиваетесь с так называемыми "темными" частями самих себя, вы создаете возможность освобождения для всего или от всего, что с этим связано» [10, с. 33].

Ра: «... каждый, кто останется на Земле, должен понимать .Все мироздание священно - независимо от того, насколько оно удовлетворяет нуждам отдельного "я"» [37,с.110].

Духовное развитие, таким образом, требует гармонии и «чистоты» как свободы от стереотипности, свободы и готовности исследовать непонятное, а само развитие - прогрессирующая гармонизация человеческого существа.

С.Б.: «Понимание и мудрость - основные качества, которые вы должны привнести в свою жизнь. Вы должны научиться воспринимать руководство тех частей вашего существа, которые иногда кажутся чуждыми, посторонними сущностями . Самое главное - знать, что многие из вас достигли того, что могут привносить

энергию души в свою жизнь и использовать ее в физическом теле. Это сделает вас более уравновешенными» [39, с.35].

Ра: «... большинство людей на Земле всегда верило в любовь и доброту... для вас важно знать, что вы обладаете достаточной силой, чтобы освободиться от психического контроля» [37, с. 8].

Вера в «судьбу» (контроль извне) мешает развитию и духовному освобождению человека (человечества), также как стремление к контролю (злу), сочетающееся с общей установкой на добро, приводит к существованию циклов борьбы добра и зла, иллюзии превосходства ненависти над любовью.

Э.: «Мы - Элохим. Мы - высшая сущность ваших истинных "Я". Мы существуем как единица, которая полностью осознает наше единство с Истоком в качестве со-творцов всего сущего... Мы просим вас позволить любви в вашем сердце излучаться . Позволяя своей душе стать вашей частью, частью вашей жизни и того, какими вы видите себя» [37, с. 31].

М.: «Как только каждый из вас откроет свое сердце тому, что находится внутри вас, а не только тому, что вовне, двери вашего разума распахнутся и придет глубокое понимание вашей истинной природы. Тогда начнет расти та часть вас, которая знает о своих связях с Космосом» [47, с.77].

Э.П.: «.Завершенность предполагает, что вы должны понять, кто вы такие, - а затем продолжать эксперимент. .Вскоре должен произойти переход, сдвиг измерений, . вы будете функционировать во многих реальностях... Человечеству предстоит получить великий урок. Вы осознаете свою божественность, свою связь с Первотворцом и со всем сущим. Вы осознаете, что все взаимосвязано и вы - часть всего» [21, с. 56].

Утверждается, что человеку нужна временная изоляция, создающая предпосылки начала диалога с собой, возможность понять себя и свой мир, а также свои ограничения и возможности в общении с другими мирами. После периода одиночества, развивая свое понимание себя, человек становится способным понимать других.

Дж.Кх.: «.Чтобы быть чистым каналом для Плана . вы должны постоянно трудиться над очищением самих себя от ложных

понятий. . Внутри вас должен происходить постоянный поиск того, от чего нужно освободиться и что необходимо изменить. . Каждый раз, когда вы достигаете следующего уровня понимания, - этот новый уровень оказывается всего лишь основанием для следующего уровня, к которому вы будете двигаться. .От вас требуется быть личностью, имеющей желание учиться на любом отрезке своей жизни у любого жизненного испытания» [37, с. 5].

Ра: «Ваше участие во всем этом состоит в том, чтобы жить правильно, учиться безупречности и практиковать ее, молиться о познании Божественного Плана и вашей роли в нем, исцелять и очищать себя на всех уровнях, насколько возможно. .Каждый человек должен выполнять свою часть работы в деле распознавания и исцеления . кармических структур, от наиболее очевидных до тончайших» [37, с. 92].

Таким образом, развитие самопонимания и понимания мира предполагает приобретение новых возможностей и постоянную открытость для изменений внутри и вне личности. Человеку важно принимать свое несовершенство, работая над устранением старых и новых ошибок, трансформируя и разрешая текущие и старые жизненно важные проблемы на поведенческом, сознательном и ценностном уровнях. Цели - безупречность поведения, осознанное понимание, развивающаяся духовность.

Дж. Кх.: «Вы должны рассматривать себя очень объективно и глубоко, но, вместе с тем, с большой любовью принимая самих себя так же, как и других ., чтобы научиться... Нужно еще хотеть служить, помогать другим и позволять себе любить их» [37, с. 6].

В.М.: «Моя цель - быть фокусом, через который направляется к вам творческий поток, выражающий Любовь Творца. Это моя работа - помочь вам узнать об этом, вобрать в себя как можно больше любви и наиболее полно выражать ее на Земле» [37, с. 27].

М.: «Мы понимаем, что вам трудно совершить прыжок в сознании с Земли в точку в бесконечном пространстве, где, как вы интуитивно почувствовали, пребывает ваше сердце. Мы надеемся, что своей любовью мы поможем вам построить мост через эту пропасть, понять, что в своем сердце вы уже находитесь на космическом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наблюдательном пункте» [39, с.55].

Развитие в общении с другими людьми и учителями предполагает отношения взаимопомощи. Учитель как консультант - это фокус, через который приходит к «клиенту» творческий поток - поток любви, он транслирует опыт выражения любви и опыт осознавания-переживания любви, дающий «клиентам» возможность сделать больше, он помогает вобрать в себя «любовь» и научиться полно выражать ее и жить как душа.

Л.: «В духовной школе я обучал процессу "развертывания", который позволяет перейти с физического уровня на следующий, более высокий уровень целостного совершенного сознания. обучал вознесению. . На Земле вы учитесь помещать любовь в центр каждого вашего переживания, независимо от того, осознаете вы это или нет. .Любовь - это механизм, совмещающий и уравновешивающий духовную и физическую стороны вашего бытия» [37, с.11].

В.: «Я откликаюсь на мысли, которые несут в себе свет, а также на мысли, которым особенно необходим свет или помощь учителя. В ответ вы получаете поток любви. Вы вольны выбирать, что принять из потока любви. Сейчас я хочу помочь вам осознать ваше творческое могущество» [37, с. 5-6].

Таким образом, учитель как консультант, как наставник и помощник, и как равный по духу собеседник, обладает полезным для «клиентов» опытом, он помогает сфокусировать любовь в конкретной области, осознать свое могущество и перейти на новый уровень понимания и бытия.

Ра: «Вы здесь для того, чтобы стать Учителями, а не инвалидами, которых нужно спасать. Не позволяйте никому говорить, что он будет делать за вас вашу работу или спасать вас. Настало время, чтобы вы сами спасали себя с помощью упорного и преданного целительства, роста и непрерывного духовного пробуждения» [21, с. 45].

Э.П.: «Вы нужны нам, как и мы нужны вам.....Именно через вас

произойдет трансформация. То, что вы делаете сейчас, очень сильно сказывается на нас.Мы здесь для того, чтобы помогать, учить и развиваться по мере того, как мы проходим через этот процесс

вместе» [21, с. 76].

С.Б.: «Ваша душа - это часть вашего существа. Она делает вас равным нам и позволяет вам действовать полноценно, будучи со-творцами на Земле. До тех пор, пока вы не сможете полностью реализовать потенциал этого носителя света внутри вас, вы не поймете до конца пути взаимодействия с другими» [37, с.35].

Таким образом, в представленных фрагментах называются развивающие эффекты взаимодействия учителя (консультанта) с учениками (клиентами): «клиенты» становятся консультантами для других и себя, а «консультанты» помогают тем, кто хочет, чтобы им помогли и делают это так, чтобы это не была помощь «инвалидам», но помощь в самоспасении. При этом «консультанты» выражаютжелание развивать самих себя, свое сознание, их работа вместе с клиентом - это сотрудничество, основанное на всеобщей взаимосвязи духовных существ: совместный процесс развития.

К.Х.: «.по мере того, как растет и развивается осознание собственной сущности, вы все яснее понимаете, что любовь - самое важное в вашей теперешней работе. Тьма - это вовсе не зло на Земле. Это просто та часть Истока, которую вы еще не узнали, не интегрировали как свет и поэтому пока что не можете творчески, созидательно использовать» [37, с.115].

Э.М.: «Когда вы достигаете точки, в которой вы должны подчиниться воле души, некоторым из вас кажется, что вы теряете существенную часть самих себя, что-то уходит от вас и, вероятно, вам придется отказаться от чего-то очень важного для вас» [37, с. 5].

Таким образом, ченнелинг обращает внимание на то, что понимание есть осознание любви, что человеку необходимо осознание «границ» (возможностей и ограничений) своего и чужого понимания и бытия.

В целом, осуществлённый нами контент-анализ текстов «ченнелинга» показывает, что они в изобилии содержат компоненты модели развития человека и помощи к развитию, близкие представлениям, заложенным в основе психотерапии и психологического консультирования. Однако, в данных практиках усиливаются моменты, связанные с решением наиболее «болезненных»

для каждого консультанта проблем: проблемы эффектов и эффективности помощи, в том числе ее возможности - в контакте данного клиента с данным консультантом; вопросы стратегий организации помощи - в конкретной ситуации общения; вопросы стратегий осмысления человеком себя и мира - отчужденно-объективного, пристрастно-субъективного или духовного -интерсубъективного. Поскольку главным конструктом в данных текстах выступает духовность / любовь, то решение всех этих научно-практических проблем осуществляется именно через обращение к данному понятию - через «трансценденцию» данных вопросов на уровень духовного общения. Духовная сущность человека постигается и реализуется им - как область осознания себя в процессе постановки и решения проблем. Она постигается часто с трудом, однако, все необходимое для решения этой задачи у человека и человечества есть. Каждый этап развития позволяет стать более уравновешенным, конгруэнтным: более гармонично соотнести компоненты взаимопонимания, понимание себя и окружающего мира), умение конкретизировать духовные цели (соответствие духовного идеала, понимания и поступков) и «толерантность» как осознание священности (одухотворенности) мироздания и его феноменов, противопоставление ее узким (недуховным) интересам «частного Я». Недоверие человека к себе и к другим, непонимание себя и мира, связано с завесой, отделяющей человека от его внутреннего духовного опыта, а также от опыта человечества и Вселенной, мешает развитию. Необходимо доверие к «чуждому» не только вне человека, но и к «чуждым» частям Я, осознание своих ограничений и возможностей, в том числе на примере взаимосвязей духовного и телесного бытия. Цели помощи учителей / консультантов - в расширении реальностей через исследование «парадигм» учеников, исследовании и активизации внутреннего опыта. Духовная поддержка: позволяет «негативному» протекать мимо, не разрушая, но, при необходимости, формируя любовный отклик, помогает сфокусировать любовь в конкретной области, осознать творческое могущество человека, создает атмосферу любви. Он обучает переходу с одного уровня сознания на другой (вознесению) и транслирует ему: «вы не одиноки», подтверждая его бытие, равенство и ценность.

Таким образом, несмотря на всю свою спорность, литература «Нью эйдж» имеет ярко выраженные психотерапевтические функции. Она не только позволяет человеку «адаптировать» старые духовно-религиозные доктрины к реальности современного мира, но и создать ощущение постоянно поддержки-сопровождения, ощущение постоянного присутствия Бога в своей жизни. Очевидно, что постоянное «высматривание» Бога и пришедших от Него Учителей, стремление переложить ответственность на Них по поводу самых малых дел, -одно из проявлений невротической зависимости, которыми активно пользуются и которые активно усиливаются в некоторых группах «контактёров» и сектах. Но в ситуации жизненного кризиса, когда человек остается один на один с проблемами, когда он разочарован бездуховностью и бессмысленностью повседневности, тексты ченнелинга несут большой оптимистический, жизнеутверждающий заряд. При этом «позитивное переопределение» в них настолько интенсивно и открыто выражено, настолько важных моментов человеческой жизни оно касается, что «противопоставить» в окружающем человека мире этим текстам часто ничего не удается. Поэтому многие люди прибегают к поддержке собственного развития с помощью данных текстов весьма длительное время. В контексте трансперсонального подхода этот момент можно описать, как попытку установить постоянную связь с собственным Высшим «Я» человека. В контексте религиозной психотерапии и консультирования - как попытку научиться верить себе и Жизни.

Литература:

1. Андерхилл Э. Мистицизм. Киев: София, 2000. 496 с.

2. Антология даосской философии / Под ред. В.В. Малявина, Б.Б. Виногродского. М.: Клышников Комаров и Киев, 1994. 446 с.

3. Аргуэльес Х. Скользящие по волнам Зувуйи: Рассказы о путешествиях в другие измерения. Киев: София, 1999.192 с.

4. Арпентьева М.Р. Психотерапевтические сказки и развитие человека в зрелом возрасте // Арт-терапия. 2014. №3, 4. С. 67-79.

5. Арпентьева М.Р., Терентьев А.А. Сказкотерапия в развитии понимания себя и мира: монография. Калуга: Изд-во Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2016. 792 с.

6. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. М.: Урания, 1995.124 с.

7. Ассаджиоли Р., Феруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика / Отв. ред. В.Данченко. М.: REFL-book, 1994. 313 с.

8. Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: София, 1993. 831 с.

9. Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. 240 с.

10. Гуань-Инь А. Наследие Плеяд: Пробуждение энергии Ка.Киев: София, 2001. 384 с.

11. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. Киев: София, 1992. 176

с.

12. Друри Н. Трансперсональная психология. М.: ИОГИ; Львов: Инициатива, 2001. 208 с.

13. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное: Психология коммуникативного развития человека как личности. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1992. 225 с.

14. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. М.: Совершенство, 1998. 224 с.

15. Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. 318 с.

16. Клименко А. Дети Вселенной. Донецк: Рекламно-издательское объединение ДЦЮ, 1991. 176 с.

17. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии: истоки, история, современное состояние. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2000. 302 с.

18. Корнфилд Дж. Путь с сердцем. Киев: София, 1997. 308 с.

19. Кэрролл Л. Крайон: Последние времена. Ченнелингинформация, переданная с любовью / Пер. с англ. А. Костенко, А. Хомик. Киев: София, 2002. 176 с.

20. Лидер Н. Говорят Дзэты: Ченнелинг XII. Киев София, 2000.

208 с.

21. Марсиниак Б. Приносящие Рассвет: Учения Плеяд. Киев: София, 2000. 288 с.

22. Минделл А. Дао Шамана.Киев; М.: София, Трансперсональный институт, 1996. 288 с.

23. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М.: НФ "Класс", 1997. 160 с.

24. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М.: "МИР ИДЕЙ", АО АКРОН, 1995. 432 с.

25. Орис О.В. (Цвелев С.В.) Мои Контакты с Внеземлянами и Духовными Учителями. М.: издательство, 2006. 596 с.

26. Партнеры Бога: Сб. бесед знаменитых духовных учителей современностиРамтхи и Криона / Сост. А. Костенко; Пер. с англ. Н. Рябовой под ред. А. Костенко. СПБ: Экслибрис, 2002. 160 с.

27. Райдалл К. Ченнелинг XI: Теория и практика. Киев: София, 2000.160 с.

28. Садецкий Т.А., Садецкий В.А. Большой Огонь Галактики И МЫ. М.: Жоалино; Белые альвы, 1997. 652 с.

29. Тарт Ч. Пробуждениепреодоление препятствий к реализации человеческих возможностей. М.: Издво Трансперсонального института, 1997. 400 с.

30. Томас Т., Марсиниак К. Земля: Плеядеанские ключи к живой библиотеке / При участии Б. Марсиниак. Киев: София, 2000. 320 с.

31. Торрес В. HomoSpiritus. Инструменты для духовного роста. М.: София, 2012. 352 с.

32. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. М.: София, 2003. 176 с.

33. Уолш Н.Д. Беседы с Богом: Необычный диалог. Кн. 1 / Пер. с англ. Р. Тихонова, Н. Рябовой, под ред. И. Старых. М.; Киев: ИД Гелиос, 2000. 288 с.

34. Уолш Н.Д. Беседы с Богом: Необычный диалог. Кн. 2 / Пер. с англ. Н. Рябовой, под ред. И. Старых. Киев: М: ИД Гелиос, 2001. 368 с.

35.Уолш Н.Д. Беседы с Богом: Необычный диалог. Кн. 3 / Пер. с англ. Н. Рубан, Н. Шпет под ред. И. Старых. М.; Киев: ИД Гелиос 2001. 416 с.

36. Феррер Х. Новый взгляд на трансперсональную теорию. М.: АСТ, 2004. 476 с.

37. Ченнелинг I: Послания Старших Братьев человечества / Пер. с англ. А. Костенко, С. Симакова. Киев: София, 1999. 208 с.

38. Ченнелинг II: Галактическая семья. Киев: София, 1999. 208 с.

39. Ченнелинг III: Вознесенные учителя. Киев: София, 1998. 192

с.

40. Ченнелинг IV: Аштар. Киев: ^фия, 1998. 176 с.

41. Ченнелинг IX: «Я есмь»: Традиция Вознесенных Владык. Киев: София, 1999. 160 с.

42. Ченнелинг V: Учение Сириуса. Киев: София, 1999. 160 с.

43. Ченнелинг VI: Говорит Сетх. Киев: София, 1999. 144 с.

44. Ченнелинг VII: Учение Михаила. Киев: София, 1999. 208 с.

45. Ченнелинг VIII: Духовная иерархия. Киев: София, 1999. 160 с.

46. Ченнелинг X: Команда Аштара. Киев: София, 1999. 160 с.

47. Ченнелинг XIII: Космология Михаила / Пер. К. Коваленко, А. Соломарского, А. Костенко; Сост. и ред. А. Костенко. Киев: София, 2000. 128 с.

48. Ченнелинг XIV: Кинг Г.Р. Раскрытые Таинства / Пер. с англ. И. Трудолюбова. Киев: София, 2001. 162 с.

49. Ченнелинг XV: На пороге Новой Эры. Киев: София, 2001. 144

с.

50. Чокет С. Душа, ее уроки и цель. Практическое ченнелинговое руководство. М.: Оофия, 2008. 320 с.

51. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London:Routledge, 1980. 224 p.

52. Hunt H.T. Lives in Spirit. New York: IVP Academic, 2003. 357 p.

53. Montgomery R. A Search for the Truth: Unravel the Misteries of the Universe through this Adventures in the Spirit World. Massachusetts: Fawcett, 1992. 256 p.

References:

1. Anderhill Je. Misticizm.Kiev: Sofija, 2000.496 p.

2. Antologija daosskoj filosofii / Pod red. V.V. Maljavina, B.B. Vinogrodskogo. M.: Klyshnikov Komarov i Kiev, 1994. 446 p.

3. Argujel'es H. Skol'zjashhie po volnam Zuvuji: Rasskazy o pu-teshestvijah v drugie izmerenija. Kiev: Sofija, 1999. 192 p.

4. Arpent'eva M.R. Psihoterapevticheskie skazki i razvitie cheloveka v zrelom vozraste // Art-terapija. 2014. № 3, 4. Pp. 67-79.

5. Arpent'eva M.R., Terent'ev A.A. Skazkoterapija v razvitii ponimanija sebja i mira: monografija.Kaluga: Izd-vo Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. Je. Ciolkovskogo, 2016. 792 p.

6. Assadzhioli R. Tipologija psihosinteza: sem' osnovnyh tipov lichnosti. M.: Uranija, 1995. 124 p.

7. Assadzhioli R., Feruchchi P., Joumens T., Krjempton M. Psiho-sintez: teorija i praktika / Otv.red. V.Danchenko. M.: REFL-book, 1994. 313 p.

8. Aurobindo Sh. Sintez jogi. M.:Sofija, 1993. 831.

9. Grof C. Za predelami mozga: rozhdenie, smert' i transcendencija v psihoterapii. M.: Izd-vo Transpersonal'nogo instituta, 1994. 240 p.

10. Guan'-In' A. Nasledie Plejad: Probuzhdenie jenergii Ka.Kiev: Sofija, 2001. 384 p.

11. Gurdzhiev G.I. Besedy s uchenikami.Kiev: Sofija, 1992. 176 p.

12. Druri N. Transpersonal'naja psihologija. M.: IOGI; L'vov: Iniciativa, 2001. 208 p.

13. Kabrin V.I. Transkommunikacija i lichnostnoe: Psihologija kommunikativnogo razvitija cheloveka kak lichnosti. Tomsk: IzdvoTom. gos. un-ta im. V. V. Kujbysheva, 1992. 225 p.

14. Kal'vajt H. Shamany, celiteli, znahari. M.:Sovershenstvo, 1998.

224 p.

15. Kapra F. Uroki mudrosti.M. Izd-vo Transpersonal'nogo instituta, 1996. 318 p.

16. Klimenko A. Deti Vselennoj.Doneck: Reklamnoizdatel'skoe ob"edinenie DCJu, 1991. 176 p.

17. Kozlov V.V., Majkov V.V. Osnovy transpersonal'noj psihologii: istoki, istorija, sovremennoe sostojanie. M.: Izd-vo Instituta transpersonal'noj psihologii, 2000. 302 p.

18. Kornfild Dzh. Put' s serdcem. Kiev: Sofija, 1997. 308 p.

19. Kjerroll L. Krajon: Poslednie vremena. Chennelinginformacija, peredannaja s ljubov'ju / Per. s angl. A. Kostenko, A. Homik. Kiev: Sofija, 2002. 176 p.

20. Lider N. Govorjat Dzjety: Chenneling XII. Kiev Sofija, 2000. 208

p.

21. Marsiniak B. Prinosjashhie Rassvet: Uchenija Plejad. Kiev: So-fija, 2000. 288 p.

22. Mindell A. Dao Shamana.Kiev; M.: Sofija, Transpersonal'nyj institut, 1996. 288 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Mindell Je. Psihoterapija kak duhovnaja praktika. M.: NF "Klass", 1997. 160 p.

24. Nalimov V.V., Drogalina Zh.A. Real'nost' nereal'nogo. M.: "MIR IDEJ", AO AKRON, 1995. 432 p.

25. Oris O.V. (Cvelev S.V.) Moi Kontakty s Vnezemljanami i Duhovnymi Uchiteljami. M.: izdatel'stvo, 2006. 596 p.

26. Partnery Boga: Sb. besed znamenityh duhovnyh uchitelej sovremennostiRamthi i Kriona / Sost. A. Kostenko; Per. s angl. N. Rjabovoj pod red. A. Kostenko. SPB: Jekslibris, 2002.160 p.

27. Rajdall K. Chenneling XI: Teorija i praktika.Kiev: Cofija, 2000.160

p.

28. Sadeckij T.A., Sadeckij V.A. Bol'shoj Ogon' Galaktiki I MY. M.: Zhoalino; Belye al'vy, 1997. 652 p.

29. Tart Ch. Probuzhdeniepreodolenie prepjatstvij k realizacii chelovecheskih vozmozhnostej. M.: Izdvo Transpersonal'nogo instituta, 1997. 400 p.

30. Tomas T., Marsiniak K. Zemlja: Plejadeanskie kljuchi k zhivoj biblioteke / Pri uchastii B. Marsiniak. Kiev: Sofija, 2000. 320 p.

31. Torres V. HomoSpiritus. Instrumenty dlja duhovnogo ros-ta.M.: Sofija, 2012. 352 p.

32. Uilber K. Nikakih granic: vostochnye i zapadnye puti lich-nostnogo rosta. M.: Sofija, 2003. 176 p.

33. Uolsh N.D. Besedy s Bogom: Neobychnyj dialog. Kn. 1 / Per. s angl. R. Tihonova, N. Rjabovoj, pod red. I. Staryh. M.; Kiev: ID Gelios, 2000. 288 p.

34. Uolsh N.D. Besedy s Bogom: Neobychnyj dialog. Kn. 2 / Per. s angl. N. Rjabovoj, pod red. I. Staryh. Kiev: M: ID Gelios, 2001. 368 p.

35. Uolsh N.D. Besedy s Bogom: Neobychnyj dialog. Kn. 3 / Per. s angl. N. Ruban, N. Shpet pod red. I. Staryh. M.; Kiev: ID Gelios 2001. 416 p.

36. Ferrer H. Novyj vzgljad na transpersonal'nuju teoriju. M.: AST, 2004. 476 p.

37. Chenneling I: Poslanija Starshih Brat'ev chelovechestva / Per. s angl. A. Kostenko, S. Simakova. Kiev: Cofija, 1999. 208 p.

38. Chenneling II: Galakticheskaja sem'ja. Kiev: Cofija, 1999. 208 p.

39. Chenneling III: Voznesennye uchitelja. Kiev: Cofija, 1998.192 p.

40. Chenneling IV: Ashtar. Kiev: Cofija, 1998. 176 p.

41. Chenneling IX: «Ja esm'»: Tradicija Voznesennyh Vladyk. Ki-ev: Cofija, 1999. 160 p.

42. Chenneling V: Uchenie Siriusa. Kiev: Cofija, 1999. 160 p.

43. Chenneling VI: Govorit Seth. Kiev: Cofija, 1999. 144 p.

44. Chenneling VII: Uchenie Mihaila. Kiev: Cofija, 1999. 208 p.

45. Chenneling VIII: Duhovnaja ierarhija. Kiev: Cofija, 1999. 160 p.

46. Chenneling X: Komanda Ashtara. Kiev: Cofija, 1999. 160 p.

47. Chenneling XIII: Kosmologija Mihaila / Per. K. Kovalenko, A. Solomarskogo, A. Kostenko; Sost. i red. A. Kostenko. Kiev: Cofija, 2000. 128 p.

48. Chenneling XIV: King G.R. Raskrytye Tainstva / Per. s angl. I. Trudoljubova. Kiev: Cofija, 2001. 162 p.

49. Chenneling XV: Na popoge Novoj Jery. Kiev: Cofija, 2001. 144 s.

50. Choket S. Dusha, ee uroki i cel'. Prakticheskoe chennelingovoe rukovodstvo. M.: Cofija, 2008. 320 p.

51. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge, 1980. 224 p.

52. Hunt H.T. Lives in Spirit. New York: IVP Academic, 2003. 357 p.

53. Montgomery R. A Search for the Truth: Unravel the Misteries of the Universe through this Adventures in the Spirit World. Massachusetts: Fawcett, 1992. 256 p.

— • —

Сведения об авторе

Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физического воспитания, Югорский государственный университет (Югра, Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.