Неблагоприятное влияние ограничения двигательной активности в наибольшей степени проявлялось на 2-3-й неделе после травмы. Основные показатели эритроцитов, характеризующие состояние процессов ЛПО и АОЗ, у пациентов травматологического отделения представлены в таблице. Усиление процессов ЛПО на фоне снижения ресурсов АОЗ выражалось увеличением интенсивности ХЛ, содержания МДА, ДК и снижением АОА, АРА, а также активности ферментов-антиоксидантов — каталазы, СОД, ГП, ГР. На 5-й неделе по сравнению с контролем активность каталазы и ГР была выше на 29,5% и на 10,7%, что свидетельствовало о компенсаторной реакции организма. В то же время активность СОД и ГП была ниже, чем в контроле, соответственно на 14,6% и 18,0%.
Содержание ХС повышалось на 42,9% на фоне снижения содержания ФЛ на 40,0%, соответственно отношение ХС/ФЛ увеличивалось на 138,2%. Следует отметить некоторую стабилизацию данного процесса к 5-й неделе иммобилизации. В опытах на животных нами ранее было показано снижение содержания ХС в скелетных мышцах при гиподинамии.
ВЫВОДЫ
1. Снижение ресурсов антиоксидантной защиты и усиление процессов липоперокси-дации в условиях гиподинамии являются одним из ведущих молекулярных механизмов, нарушающих работу компенсаторноприспособительных механизмов организма.
2. Исследование в эритроцитах показателей, характеризующих процессы липопе-роксидации, антиоксидантной защиты, а также содержания холестерола и фосфолипидов служит надежным критерием для оценки влияния ограничения двигательной активности на организм.
3. На основании полученных данных можно рекомендовать использование антиоксидантов и антигипоксических средств в комплексной терапии больных, находящихся в состоянии вынужденной гиподинамии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубинина Е.Е., Сальникова Л.А., Ефимова Л.Ф. Активность и изоферментный спектр супероксиддис-мутазы эритроцитов и плазмы крови человека // Лаб. дело. - 1985. - №11. - С. 678 - 681.
2. Камышников В.С. Клиникобиохимическая лабораторная диагностика: справочник: в 2-х т., 2-е изд. — Минск: Интерпрессервис, 2003. — 953 с.
3. Тизул А.Я. Болезни человека, обусловленные дефицитом двигательной активности и здоровья. — М.: Сов. спорт, 2001. — 246 с.
4. Тукмачев А.Г., Горев С.Г., Цапок П.И. Определение наличия и продолжительности стрессового состояния при травме // Практ. врач. — 2002. — №1 — С. 123.
УДК 616.314-76-089.23: 616-05-06: 615.851
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ОРТОПЕДИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ
И АДАПТАЦИИ К ПРОТЕЗАМ
Наталья Викторовна Лапина Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар
Реферат
Цель. Оценка роли психотерапевтической подготовки пациентов с сопутствующими заболеваниями в период проведения ортопедического лечения и адаптации к зубным протезам.
Методы. Психотерапевтическая подготовка пациентов во время ортопедического лечения с обязательным участием самого больного в лечебных мероприятиях.
Результаты. У всех пациентов, прошедших психотерапевтическую подготовку, повысился уровень доверия к врачу, появился положительный настрой на проводимую терапию, изменилась оценка качества ортопедического лечения, снизился период адаптации к зубным протезам.
Выводы. Тесная этиологическая и патогенетическая связь сопутствующего заболевания и психологического состояния пациента диктует необходимость учета психического статуса в общей клинической оценке больного, а также взаимдействия врачей разных специальностей в процессе лечения пациента.
Ключевые слова: психотерапия, ортопедическое лечение, адаптация, протезы.
*Автор для переписки: [email protected] 510
PSYCHOTHERAPY TRAINING OF PATIENTS OF THE DENTAL PROFILE FOR ORTHOPEDIC TREATMENT AND ADAPTATION TO THE PROSTHESIS. N.V. Lapina. Kuban State Medical University, Krasnodar. Aim. To assess the role of psychotherapeutic preparation of patients with concomitant diseases at the time of orthopedic treatment and adaptation to the dental prosthesis. Methods. The psychotherapeutic training of patients during orthopedic treatment with the obligatory participation of the patient in the treatment activities. Results. All patients who underwent psychotherapeutic training showed increased confidence in the doctor, there was a positive attitude towards the treatment, evaluation of the quality of orthopedic treatment had changed, the period of adaptation to the dental prosthesis was reduced. Conclusions. Close etiologic and pathogenetic relationship of the concomitant disease and the psychological condition of the patient dictates the necessity to integrate the mental status in the overall clinical assessment of the patient as well as the cooperation of doctors of different specialties in the process of treating the patient. Key words: psychotherapy, orthopedic treatment, adaptation, prosthesis.
Посещение стоматолога, как правило, сопровождается сильным эмоциональным стрессом у многих пациентов. Реакция на предшествующие манипуляции выражается эмоциональным напряжением в стоматологическом кабинете [1, 2]. Стойкая психоэмоциональная установка на боль, отрицательный опыт предыдущего лечения и страх перед вмешательством приводят к позднему обращению больных за стоматологической помощью. Таким образом, помимо оказания специализированной ортопедической помощи, перед стоматологом стоит задача скорректировать психическое состояние с учетом индивидуальных особенностей пациента на протяжении всего курса лечения. Содержание и направленность психотерапии определяются прежде всего психическим и соматическим состоянием больного, особенностями его личности и последствиями болезни. В соответствии с этим выделяются три основных этапа психотерапии [3]:
1. При первой встрече с пациентом (консультативный прием) врач ставит перед собой задачу успокоить его, вселить уверенность в благополучном исходе стоматологического лечения.
2. В период последующего общения создается установка на адекватное восприятие лечебных манипуляций, формируются правильные представления о видах ортопедических конструкций, объясняются смысл и значение проводимых лечебных мероприятий.
3. После окончания лечения психотерапия должна быть направлена на формирование новой линии поведения пациента и адекватного отношения к стоматологическому здоровью.
Многие соматические заболевания сопровождаются девиациями психики пациентов. На фоне сопутствующих заболеваний они более подвержены депрессиям, чем соматически здоровые люди. Депрессия, в свою очередь, сказывается на выполнении ими врачебных предписаний. Любое непра-
вильное воздействие врача-стоматолога может вызвать психотравму у пациента с прямыми и опосредованными последствиями [1, 5]. Под прямым действием подразумевается непосредственная реакция организма, выражающаяся в обострении сопутствующего заболевания. При опосредованном действии возникают нарушения в поведении больного, в частности невыполнение рекомендаций врача [3, 4]. Необходимо завоевать доверие пациента и найти компромисс в решении его проблем, т.е. повысить уровень коммуникативной толерантности. Иногда до начала ортопедического лечения необходимы 2-4 посещения для подобного диалога и общения.
Целью настоящего исследования являлась оценка роли психотерапевтической подготовки пациентов с сопутствующими заболеваниями в периоде проведения ортопедического лечения и адаптации к зубным протезам.
Весь контингент взятых на лечение больных (100 человек) был условно подразделен на следующие группы.
I. К категории «рассудительных пациентов» были отнесены 32 человека: 17 без сопутствующих заболеваний, 4 с медикаментозно компенсированным сахарным диабетом, 9 с гиперацидным гастритом, 2 с невротическими расстройствами. Вопросы задавались в лаконичной форме. Больных интересовали все варианты ортопедического лечения, цены, гарантии. Ортопедическое лечение у таких личностей проходит благополучно, жалоб и претензий к качеству работы врача нет.
II. Группу «многословных пациентов», наиболее сложных, составил 31 человек:
4 без сопутствующих заболеваний, 16 с медикаментозно компенсированным сахарным диабетом, 3 с гиперацидным гастритом, 8 с невротическими расстройствами. Мышление у них было вязким, неконкретным, внимание — рассеянным. Оперативная память ограничена в объеме, имелись завышенные личностные притязания. Общение с такими пациентами до начала лечения
требует 3-4 посещений. Врач должен проявить максимум терпения для деликатного подведения больного к сути его проблемы и наметить с ним совместный план лечения.
III. «Обеспокоенных» пациентов было 29:
5 без сопутствующих заболеваний, 7 с медикаментозно компенсированным сахарным диабетом, 3 с гиперацидным гастритом, 14 с невротическими расстройствами. У больных наблюдались повышенная активность, торопливость и обеспокоенность своим состояние, что сочеталось с раздражительностью и заостренным интересом к профессиональной подготовке врача-стоматолога, срокам выполнения работы, ожидаемому результату и качеству лечения. Тактика врача — изложение аргументированной и успокаивающей информации, с помощью которой происходит психологическое единение личности пациента и врача. Адаптационный период затягивается на 3 — 4 недели. Врач терпеливо устраняет все сомнения больного, иногда подключает для консультации 2-3 специалистов, которые закрепляют положительный эффект ортопедического лечения.
IV. «Негативно» настроенных пациентов оказалось 8: один без сопутствующих заболеваний, 3 с медикаментозно компенсированным сахарным диабетом, 2 с гиперацидным гастритом, 2 с невротическими расстройствами. Данные пациенты проявляют агрессивность, с сарказмом выясняют у врача интересующие сведения, пессимистичны в отношении результатов лечения, стоимости и гарантии. Тактика врача — терпеливо и доступно разъяснять суть лечебных манипуляций, ни в коем случае не настаивать на выполнении ортопедической работы. Во время 2-3-го посещения пациент, как бы делая одолжение, соглашается на предложенный план лечения. После завершения про-
тезирования больной недоволен буквально всем. Адаптационный период длится 5 — 7 недель. Врач постоянно в содружестве с другими специалистами уверяет пациента в высоком качестве ортопедической работы. В дальнейшем такие лица становятся постоянными клиентами, т.е. доверить свое здоровье могут только данному врачу.
У всех пациентов, прошедших психотерапевтическую подготовку, повысился уровень доверия к врачу, появился положительный настрой на проводимую терапию, изменилась оценка качества ортопедического лечения, снизился период адаптации к зубным протезам.
Таким образом, психотерапевтическая подготовка к стоматологическому лечению пациентов с сопутствующими заболеваниями имеет свои особенности и является залогом успешного выполнения работы и последующей адаптации к зубным протезам. Подобная подготовка к лечению не требует специализации врача в области психотерапии. Патогенетическая связь сопутствующего заболевания и психологического состояния пациента диктует необходимость учета психического статуса больного, а также взаимодействия врачей различных специальностей в процессе лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айер У. Психология в стоматологической практике. — СПб: Питер, 2008. — 224 с.
2. Бойко В.В. Физический дискомфорт на стоматологическом приеме: формы, выявления, преодоление. — СПб: Сударыня, 2003. — 80 с.
3. Свешницкий АЛ. Социальная психология. — М.: Проспект. — 2004. — 147 с.
4. Семенова Н.Д., Кудрявая Н.В. Психологические исследования в стоматологии // Стоматология. — 1999. — Т. 78. — №6.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 186 с.