Научная статья на тему 'Психосоциальные риски преподавателей в условиях реформирования высшей школы'

Психосоциальные риски преподавателей в условиях реформирования высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПУТИ СМЯГЧЕНИЯ СТРЕССА / НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / LABOR PROTECTION / PSYCHOSOCIAL RISK / OCCUPATIONAL STRESS / PROFESSIONAL BURNOUT / STRESS ALLEVIATION / ACADEMIC LOAD REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Тимофеев Семен Сергеевич

Рассмотрено современное законодательство в области охраны труда по управлению психосоциальными рисками. Детально проанализированы последствия стресса на рабочем месте преподавателя высшей школы в условиях затянувшегося реформирования. Определены причины хронического стресса и профессионального выгорания. Предложены практические рекомендации по смягчению профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL RISKS IN TEACHERS UNDER REFORM OF HIGHER SCHOOLS

The article discusses the modern labor protection legislation on psychosocial risk management. It analyzes the effects of occupational stress in higher school teachers under long-running higher school reforms. The article determines the causes of chronic stress and professional burnout, and suggests the ways to lower professional burnout.

Текст научной работы на тему «Психосоциальные риски преподавателей в условиях реформирования высшей школы»

РИСКОЛОГИЯ

По данным проведенного исследо- ника, регулируя ее с помощью вложения

вания, использование рассчитанных моде- денежных средств в охрану труда. лей позволит прогнозировать зону риска Статья поступила 11.02.2016 г. возникновения случая травматизма работ-

Библиографический список

1. ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91). Статистиче- ресурс]. URL: http://rzd.ru/ (20.12.2015).

ские методы. Контрольные карты Шухарта. Введ. 3. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный

15.04.1999. М.: Изд-во стандартов, 1999. 36 с. анализ. М.: Финансы и статистика, 1986. 366 с.

2. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный

Reference

1. GOST R 50779.42-99 (ISO 8258-91). Statisticheskie Russian Railways] Available at: http://rzd.ru/ (accessed metody. Kontrol'nye karty Shukharta [State Standard 20 December 2015).

GOST R 50779.42-99 (ISO 8258-91) Statistics meth- 3. Dreiper N., Smit G. Prikladnoi regressionnyi analiz

ods. Shukhart's control cards]. Moscow, Standartinform [Applied regression analysis]. Moscow, Finansy i statis-

Publ., 1999. 36 p. tika Publ., 1986, 366 p.

2. Ofitsia'nyi sait OAO «RZhD» [Official site of JSC

УДК 378:331.45:159.9

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© С.С. Тимофеева1, С.С. Тимофеев2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрено современное законодательство в области охраны труда по управлению психосоциальными рисками. Детально проанализированы последствия стресса на рабочем месте преподавателя высшей школы в условиях затянувшегося реформирования. Определены причины хронического стресса и профессионального выгорания. Предложены практические рекомендации по смягчению профессионального выгорания. Ключевые слова: охрана труда; психосоциальный риск; стресс на рабочем месте; профессиональное выгорание; пути смягчения стресса; нормирование учебной нагрузки.

PSYCHOSOCIAL RISKS IN TEACHERS UNDER REFORM OF HIGHER SCHOOLS S.S. Timofeeva, S.S. Timofeev

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russia.

The article discusses the modern labor protection legislation on psychosocial risk management. It analyzes the effects of occupational stress in higher school teachers under long-running higher school reforms. The article determines the causes of chronic stress and professional burnout, and suggests the ways to lower professional burnout. Key words: labor protection; psychosocial risk; occupational stress; professional burnout; stress alleviation; academic load regulation.

Введение мирный день охраны труда в целях содей-

Международная организация труда ствия предотвращению несчастных случа-(МОТ) ежегодно 28 апреля отмечает Все- ев и заболеваний на рабочих местах во

Тимофеева Светлана Семеновна, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: timofeeva@istu.edu

Timofeeva Svetlana, Doctor of Engineering Sciences, Professor, Head of Industrial Ecology and Life Safety Department, e-mail: timofeeva@istu.edu

2Тимофеев Семен Сергеевич, старший преподаватель кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: samtim@mail.ru

Timofeev Semyon, Senior Teacher of Industrial Ecology and Life Safety Department, e-mail: samtim@mail.ru

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

всем мире. Проводится информационно-разъяснительная кампания, призванная привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. К этому дню во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют специальные мероприятия.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2016 году: «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». Сегодня все работающие находятся постоянно в условиях стресса, причин которого великое множество, начиная от сложной экономической ситуации в стране, заканчивая различными затянувшимися реформами и модернизациями, нововведениями, новыми технологиями и т.д.

Международная общественность обращает самое серьезное внимание на вопросы безопасности труда и охраны здоровья, признавая психосоциальный риск, стресс на работе, насилие и преследования как значимый вредный производственный фактор. За рубежом в 2011 году принят международный стандарт PAS 1010:2011* «Руководство по менеджменту психосоциальных рисков на рабочем месте» (PAS 1010:2011 «Guidance on the management of Psychosocial risks in the workplace»). Почти каждый третий европейский рабочий, а точнее более 40 миллионов людей, заявляют, что они подверглись стрессу на рабочем месте. Психосоциальные риски могут иметь негативное воздействие в плане человеческих, социальных и финансовых затрат. Негативные последствия на индивидуальном уровне включают плохое состояние здоровья и самочувствия и проблемы в межличностных отношениях на работе и в личной жизни.

В более широкой перспективе психосоциальные риски представляют собой основную проблему безопасности труда и

охраны здоровья и связаны с серьезными экономическими последствиями для общества и всех типов предприятий независимо от размера и отрасли. Согласно четвертому европейскому исследованию условий труда, в среднем 22% рабочих во всех 27 государствах - членах ЕС испытывают стресс. В 15 государствах - членах ЕС до 2004 года ежегодная стоимость стресса на работе была оценена Европейской комиссией в €20 млрд. На национальном уровне болезни, вызванные стрессом, согласно британскому исследованию трудовых ресурсов (LFS)2008/9, ответственны за потерю приблизительно 11,4 млн рабочих дней в Великобритании по сравнению с 10 млн потерянных рабочих дней в 2005/2006 гг., которые тогда стоили экономике свыше €530 млн. В последнем докладе Европейского агентства по безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте (EU-OSHA) [1] сообщается, что во Франции болезни, вызванные стрессом, обошлись обществу €830 и €1,656 млрд, в то время как в Нидерландах приблизительная общая стоимость плохих условий труда достигла €6 млрд, равных 2,96% валового национального продукта.

Европейское исследование о новых и возникающих рисках на предприятиях (ESENER), проведенное EU-OSHA на почти 30000 предприятиях в 31 стране (27 государствах - членах ЕС, а также в Норвегии, Швейцарии, Хорватии и Турции), установило, что лишь приблизительно на половине исследованных учреждений информировали работников о психосоциальных рисках и их воздействии на здоровье и безопасность и только менее трети производств проводили процедуры для борьбы со стрессом на рабочих местах.

В России с 01 декабря 2014 года введен в действие ГОСТ Р 55914-2013 «Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте».

Согласно ГОСТ, стресс проявляет

96

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

себя в виде физических, психологических и социальных недомоганий или дисфункций и возникает в результате того, что человек чувствует себя неспособным преодолеть отставание из-за требований и ожиданий, возложенных на него.

Человек хорошо приспособлен к борьбе с краткосрочным воздействием давления, которое рассматривается некоторыми как мотивирующее. Однако для него намного сложнее справиться с длительным воздействием интенсивного давления. Более того, различные люди по-разному реагируют на одинаковые ситуации, в то время как один и тот же человек способен по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию в разные периоды его жизни.

Стресс, связанный с работой, может вызываться различными факторами, такими как: должностные обязанности, организация и условия работы, коммуникация.

Стресс возникает из-за несоответствия между требованиями и давлением на личность, с одной стороны, и их знаниями и способностями, с другой. Это подвергает сомнению их способность справляться с работой. Сюда включаются ситуации, когда давление на работе превышает способность работника справляться с ним, а также ситуации, когда знания и способности работника используются не в полной мере, что представляет собой проблему.

Стресс, связанный с работой, способен привести к болезненному состоянию здоровья и даже травме. Он также бывает связан с рядом неблагоприятных эффектов, физиологических и психологических.

Стресс на рабочем месте может иметь различное происхождение или вызываться одним-единственным событием. Он способен воздействовать и на сотрудников, и на работодателей. Страх сокращения штата, временные увольнения из-за неопределенной экономической ситуации и увеличенные требования со стороны работодателя о сверхурочной работе в результате сокращения персонала действуют как

негативные стресс-факторы. Сотрудники, которые начинают чувствовать «давление для выполнения работы», попадают в порочный круг увеличивающегося усилия, направленного на то, чтобы оправдать возрастающие ожидания, без увеличения удовлетворенности работой. Неправильная организация труда также способна вызвать стресс.

Стресс - это не заболевание, однако длительное его воздействие может снизить эффективность работы и привести к ухудшению состояния здоровья. Стресс, возникающий вне рабочей среды, также часто приводит к переменам в поведении и снижает производительность труда. Поэтому все проявления стресса на производстве не могут рассматриваться в качестве стресса, связанного с работой.

Результаты исследований показывают, что наиболее стрессовый вид работы тот, который выдвигает чрезмерные требования и оказывает непомерное давление, не соответствующие знаниям и способностям работников, имеющих мало возможностей для осуществления выбора или подстройки, и там, где не ощущается поддержки окружающих. Большинство причин стресса, связанного с работой, кроется в неправильном планировании и управлении организацией. Эти типы проблем называются психосоциальными опасностями.

Люди переживают стресс по-разному. Стресс, связанный с работой, способен привести к различным типам проблем на личностном уровне. Например, он может вызвать необычное или дисфункциональное поведение на работе и содействовать ухудшению физического и психического состояния здоровья человека. Было установлено, что стресс взаимосвязан с депрессией, чувством тревоги, проблемами опорно-двигательного аппарата, диабетом, сердечно-сосудистыми и др. заболеваниями.

В настоящей работе постараемся ответить на ряд вопросов, касающихся

>ГК

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

охраны труда преподавателей высшей школы, а именно:

1. К чему приводит затянувшееся на многие годы реформирование высшей школы, в частности, переход от одних образовательных стандартов к другим?

2. Какие психосоциальные опасности возникают при этом для преподавателя высшей школы?

3. Какие корректирующие действия следует предпринять для предотвращения стресса, связанного с работой, и управления им?

Результаты и их обсуждение

Росаккредагентство устанавливает новые правила аккредитации образовательных учреждений, требующих от участников образовательного процесса - преподавателей высшей школы все больше публикаций в изданиях с высоким индексом цитирования. С одной стороны, Приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», п. 6.3, определено, что учебная нагрузка педагогических работников включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности:

• бакалавриат, специалитет, магистратура (приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367);

• ординатура (приказ Минобрнауки России от 28.01.2014 № 1258);

• аспирантура (адъюнктура) (приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259).

В соответствии с нормативным документом, п. 5.2, «Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) груп-

повые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем». Контактная нагрузка установлена в количестве 900 часов в год, т.е. преподаватель, будь он ассистент или профессор, должен провести это время у доски или на зачетах/экзаменах. Проверка контрольных работ, проверка домашних задач, проверка рефератов, проверка расчетных и графических работ - это все теперь сверх установленных 900 часов.

Вопрос один: когда преподавателю заниматься научной работой и писать статьи в «Scopus» и «Web of Science»? Как выполнять аккредитационные требования Росаккредагентства, в соответствии с которыми при аккредитации образовательной программы необходимо обеспечить:

- среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) организации, реализующей основную образовательную программу в количестве 450 тыс. рублей;

- среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) в журналах, индексируемых в базах данных «Web of Science» или «Scopus», в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), - не менее 8.

Для руководителя магистерских программ еще более жесткие требования, для них регламентируется:

98

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

- количество научно-исследовательских (творческих) проектов по направлению подготовки, выполненных самостоятельно руководителем научного содержания основной образовательной программы или при его участии;

- количество публикаций руководителя научного содержания программы магистратуры по результатам научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях;

- количество выступлений руководителя научного содержания программы магистратуры на национальных и международных конференциях.

Исходя из норм времени для расчета объема учебной работы и других видов работ преподавателей ИРНИТУ [2], а также Трудового кодекса, которые устанавливают продолжительность рабочего времени преподавателей не более 36 часов в неделю или, в среднем, шестичасовой рабочий день, рассчитаем, сколько времени у преподавателя остается на выполнение НИР и требований ФГОС «Техносферная безопасность. Магистратура» [3].

Общий объем работы преподавателей с учетом восьминедельного ежегодного отпуска и праздничных дней составляет в среднем 1548 часов в год. Следовательно, на долю учебной нагрузки приходится 3,5 часа в день. Расчет штатов кафедры осуществляется, исходя из принятой руководством университета средней учебной нагрузки преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от количества студентов.

Естественно, что кафедры заинтересованы в увеличении учебной нагрузки для расширения штатного расписания. Учебная нагрузка напрямую зависит от учебных планов, по которым ведется подготовка студентов, поскольку в учебных планах регламентируется объем аудиторной работы студентов и виды самостоятельной работы, осуществляемой под

непосредственным руководством преподавателей. Поэтому при составлении учебных планов стараются отвести на дисциплину как можно больше контактной работы.

Если преподаватель имеет учебную нагрузку 3,5 часа в день, что он может сделать за 2,5 часа, установленные ему законодательно? Что, в соответствии с Нормами [2], успеет сделать средний преподаватель за эти 2,5 часа в день? Прежде всего, это подготовка к занятиям. Обычно на «звонковую» нагрузку приходится около половины учебной нагрузки (т.е. 450 часов), а из этой нагрузки - одна треть на лекции (150 часов). На подготовку к лекции Нормы отводят один час на один час лекции, на подготовку к практическим занятиям - полчаса. Таким образом, на подготовку к занятиям в аудитории преподаватель тратит в среднем 300 часов. Разработка фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине планируется 10 часов на 1 комплект, а если преподаватель ведет 3-4 дисциплины, то это еще плюс 40 часов. Проверка курсовых проектов, согласно Нормам, - 1 час на 1 проект; если в группе 30 студентов, то плюс еще 30 часов. Если все суммировать, то получается около 370 часов, или, в пересчете на рабочий день, -1,5 часа. Таким образом, у преподавателя от контактной работы и подготовки к ней остается всего лишь 1 час в день.

Какую серьезную научную работу можно выполнить за это время и какое количество публикаций подготовить?

Согласно тем же Нормам [2], на подготовку к изданию статьи или монографии отводится 50 часов за 1 печатный лист. Например, при объеме монографии в 10 печатных листов потребуется 500 часов. А где взять экспериментальные данные? Получается, чтобы выполнить установленные сегодня Росаккредагентством данные по публикационной активности, преподавателям, обеспечивающих реализацию ООП, надо бросить студентов. Второй вариант,

>ГК

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

который сейчас чаще всего реализуется, -увеличение рабочего времени: за счет уменьшения времени на выполнение семейных обязанностей; за счет отказа от культурного отдыха; за счет отказа от мероприятий по укреплению здоровья. Этот способ достаточно распространен и обычно поощряется руководством. Однако он чреват ранней потерей работоспособности, семейными проблемами.

Столь жесткие требования приводят к развитию стресса и профессиональному выгоранию даже у самых стойких и преданных делу преподавателей высшей школы.

Как известно, стресс может быть как полезным, так и вредным. В стрессовом состоянии у человека мобилизуются внутренние резервы, чтобы адаптироваться к новым условиям, - именно это позволяет ему приспособиться и выжить в любых, порой в самых неблагоприятных, условиях. С другой стороны, сильное и продолжительное нервное напряжение может привести к быстрой потере дееспособности организма и его разрушению. Пожалуй, в этом случае можно провести аналогию с физическими усилиями: оптимально подобранная нагрузка помогает развивать мышцы, а чрезмерная приводит к истощению организма.

Когда человек ощущает стресс, в организме начинают вырабатываться адреналин и норадреналин. Первый из них врачи чаще называют гормоном стресса. Попадая в кровь, он вызывает существенные изменения в работе человеческого организма: в крови увеличивается содержание глюкозы, сердце начинает биться быстрее, артериальное давление быстро растет. На пике этих изменений сила и ловкость человека увеличиваются, мозг начинает работать интенсивнее, чтобы как можно быстрее установить причину раздражения и избавиться от нее.

Из всего этого можно сделать вывод, что короткий легкий стресс сам по се-

бе не опасен. Проблемы появляются в тот момент, когда одна стрессовая ситуация накладывается на другую, к ним присоединяется третья, и т.д. К сожалению, восстановительные возможности человеческого организма не так велики, как хотелось бы, поэтому, чтобы оправиться от последствий даже одного несильного стресса, организму может потребоваться не один день. Именно в условиях постоянно нарастающих требований к преподавателям, как участникам образовательного процесса, у них накапливается, прежде всего, эмоциональный стресс.

Рассмотрим причины эмоционального стресса преподавателя высшей школы:

- повышенная ответственность преподавателя в выполнении своих профессиональных обязанностей;

- загруженность в течение рабочего

дня;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокая эмоциональная включенность в деятельность (эмоциональная нагрузка);

- необходимость творческого отношения к профессиональной деятельности;

- необходимость освоения и владения современными методиками и технологиями обучения, новыми знаниями;

- неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте (не всегда на кафедрах складывается благоприятный микроклимат).

Появление стресса у преподавателя вуза зависит от стажа. Признаки стресса проявляются:

- у более 50% преподавателей при стаже работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;

- у 22% преподавателей со стажем от 15 до 20 лет;

- у 8% - со стажем от 1 года до 3

лет.

Если не предпринимать профилактических мер по повышению стрессоустой-чивости, можно войти в стадию профессио-

100

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

нального выгорания. Этот синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающих [4, 5].

В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [6]. Структура синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трех фаз:

1. Напряжение (переживание психо-травмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия).

2. Резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей).

3. Истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения).

Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоционального выгорания [4]:

1. Эмоциональное истощение, которое проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2. Деперсонализация, которая связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со време-

нем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность, проявляющаяся в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

Стадия напряжения характеризуется приглушением эмоций, проявлением излишней тревожности, появлением неудовлетворенности собой, нечувствительности к некоторым вещам, которые ранее вызывали острые реакции. Формируется в течение 3-5 лет.

Стадия накопления усталости и снижения мотивации. На этой стадии наблюдается снижение интереса к работе, нарастание усталости, забывание каких-то моментов, обычно это называют в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Происходят сдвиги в выполнении разных двигательных действий. Формируется в течение 5-10 лет.

Стадия раздражения, искажения социального восприятия. Характеризуется снижением потребности в общении с друзьями и коллегами по роду деятельности; устойчивым появлением негативного восприятия себя и других; нарастанием апатии; появлением повышенной раздражительности. Формируется 8-15 лет.

Стадия творческого и экзистенциального кризиса. Для этой стадии характерны: полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие; ощущение отсутствия сил; озлобленность, грубость, резкость в общении; развитие психосоматических заболеваний; человек стремится к уединению. Формируется эта стадия в течение 10-20 лет [7].

Затянувшееся реформирование высшего образования и привело преподавателей высшей школы к двум последним стадиям. Это можно проследить на примере преподавателей Иркутского национального исследовательского технического уни-

>ГК

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

верситета. Когда в 2010 году мы боролись за право получить данный статус, основная масса преподавателей с энтузиазмом работала на достижение результата. Теперь же, когда требования по публикационной активности выросли непомерно и стали практически не выполнимы, наблюдается полное равнодушие к выполнению критериев, даже введение рейтинговой системы оплаты труда не стимулирует, так как одновременно выполнять поставленные требования становится физически невозможно.

Рекомендации

Что делать и как найти выход из сложившейся ситуации?

С нашей точки зрения, целесообразно пересмотреть условия планирования нагрузки преподавателя и дать возможность заведующему кафедрой регулировать ее с учетом индивидуального подхода к преподавателям.

Раз эффективность вуза оценивается деятельностью преподавателей во второй половине рабочего дня, а не в первой, значит, надо дать преподавателям эту вторую половину в полном объеме: вместо одного часа все три часа. Это вполне возможно. Достаточно включить в те же 900 часов учебной нагрузки преподавателя всю работу, которая неизбежно выполняется при нормальном отношении преподавателя к своей работе, но не выражается в материальной продукции. Сюда относятся следующие виды работ, предусмотренные Нормами: подготовка к занятиям; проведение дополнительных занятий и консультаций; проведение переэкзаменовок; разработка разного рода заданий; проверка текущих контрольных работ; проведение рубежного контроля; составление графиков самостоятельной работы студентов; разработка тестов; взаимное посещение занятий; участие в разного рода семинарах, заседаниях; написание рецензий и отзывов и т.п. Конечно, это можно сделать только при уменьшении числа часов аудиторной рабо-

ты со студентами - нужно пересмотреть учебные планы и изменить соотношение аудиторной и самостоятельной работы с 1:1 до 1:2. Тогда та часть работы, которая ныне учитывается при расчете штатов, сократится примерно до 600 часов. Включение в нормативные 900 часов перечисленных выше видов учебной деятельности преподавателей сделает эти виды обязательными и контролируемыми, так же как и аудиторная работа.

Кроме того, не следует требовать с заведующего кафедрой планирования одинаковой нагрузки для всех: для преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями, можно и снизить учебную нагрузку до 450 часов. Деканаты и ректорат должны слышать мнение заведующего кафедрой, а не заниматься диктатом.

Международная организация труда предлагает разработать программу управления стрессами на рабочем месте [8]. Согласно рекомендациям МОТ, программа борьбы со стрессом на рабочем месте содержит ряд взаимосвязанных элементов, действующих одновременно. Некоторые из них называются программами борьбы со стрессом, другие являются частью общего управления организацией, но предназначены для контролирования стресса. Некоторые элементы направлены на отдельных работников и группы; другие - в целом против факторов, вызывающих стресс на рабочем месте и затрудняющих работу организации как целостного организма. Эти стресс-факторы неизбежно влияют на деятельность отдельных работников или всего коллектива.

Ниже приведем и проанализируем элементы программы управления стрессом. Она содержит несколько направлений.

1. Управление симптомами стресса. Рассматриваются случаи, когда люди уже страдают от стресса. Эта «медицинская модель» пытается выявить людей с симптомами, вызванными стрессом, и убедить их добровольно обращаться за помо-

102

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

к/

щью на предприятии или к профессионалам, которые могут оценить их проблемы, диагностировать причины и предложить соответствующее лечение. Данной работой могут заниматься служба охраны здоровья сотрудников, программа помощи сотрудникам или консультативная служба. В ИРНИ-ТУ создан центр здоровьесберегающих технологий, занимающийся профилактикой и пропагандой здорового образа жизни среди студентов и преподавателей. Совсем недавно открылся также центр психологической помощи при кафедре психологии, спектр услуг которого включает индивидуальные беседы и обследования, «горячие линии» для экстремальных ситуаций.

Особое внимание следует обратить на такие конкретные синдромы, вызванные стрессом, как повышенное артериальное давление, боль в спине, алкоголизм, наркомания или семейные проблемы. Включение этих элементов в программы управления стрессом основаны на следующих положениях.

• Осознание того, что многие повторяющиеся или постоянные соматические жалобы (мышечная боль, боль в спине, головная боль, желудочно-кишечные расстройства и другие) вызываются стрессом. Вместо того, чтобы давать успокаивающие средства и советы, внимательный специалист или консультант поймет ситуацию и направит внимание на факторы, вызывающие стресс.

• Если в конкретном подразделении организации выявлено, что такие функциональные жалобы присутствуют у многих работников, нужно начать поиск стресс-факторов.

• Работа с людьми, которые были участниками или свидетелями таких ситуаций, как несчастный случай со смертельным исходом или насилие.

• По возможности лучше приостановить исполнение сотрудником в стрессовой ситуации своих обязанностей или повлиять на его поведение, с тем, чтобы в дальней-

шем снизить уровень стресса и восстановить нормальное самочувствие и работоспособность человека.

2. Снижение индивидуальной уязвимости. Наиболее общие элементы в программах управления стрессом те, которые помогают людям справиться со стрессом, снижая их уязвимость. Они включают серию семинаров и рабочих групп, дополненных аудиоматериалами или видеозаписями, брошюрами и другими публикациями, которые обучают сотрудников эффективно справляться со стрессом. Они имеют следующие общие элементы.

• Тренинг по распознаванию признаков нарастающего стресса и вызывающих его факторов.

• Тренинг уверенности, дающий возможность сотрудникам становиться более динамичными, сталкиваясь со стрессом.

• Программы общения и отдыха.

• Программы упражнений-трениров-ки по физической подготовке; перерывы для гимнастики.

• Программы релаксации, медитация.

• «Беседы по душам» с руководителем.

3. Межличностные отношения на рабочем месте. В организации могут присутствовать стресс-факторы, обусловленные разнообразным составом трудового коллектива и возникающими межличностными проблемами. Предубеждение и фанатизм не остаются за воротами предприятия и часто усугубляются бестактным и дискриминационным поведением руководителей. Религиозные и расовые предубеждения могут принимать форму домогательств или даже вызвать акты насилия. Если такие отношения преобладают, необходимо их корректировать, разработав детальный план действий, в том числе дисциплинарные меры против виновников и меры по защите жертв, осмелившихся пожаловаться.

>ГК

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

ж

шж

к/

4. Управление факторами, вызывающими стресс на рабочем месте. Организация несет ответственность за снижение до минимума факторов, вызывающих стресс, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на способность человека эффективно трудиться. Очень важно, чтобы руководители всех уровней получили соответствующую подготовку и могли распознавать и эффективно решать проблемы сотрудников, неизбежные на рабочем месте.

5. Управление стрессом в рамках организации. Организация как единое целое подвержена стрессам, которые, если ими не управлять, проникают в среду сотрудников, мешая работе на всех уровнях. Это положение требует формулировки многообещающих, но достижимых целей и задач, касающихся раннего выявления и оценки потенциальных факторов, вызывающих стресс и способных нарушить планы, а также координации возможностей организации по решению данных вопросов и информирования сотрудников о результатах такой деятельности. Последнее особенно важно в периоды экономической напряженности, когда сплоченность коллектива и оптимальная производительность особенно важны для замены в высшем звене управления, угрозы слияния и продажи компаний, закрытия или перемещения компаний и сокращения кадров.

6. Помощь в борьбе с личными факторами, вызывающими стресс. Хотя борьба с факторами, вызывающими стресс в семье и микрорайоне, - это, в основном, личная проблема человека, работодатели приходят к выводу, что данные виды стресса неизбежно переносятся на рабочее место, что, в совокупности с другими стресс-факторами, может повлиять на благосостояние работников и поставить под угрозу их трудоспособность. Соответственно, работодатели считают целесообразным (а в некоторых случаях необходимым) создавать программы, предназначенные для помощи

работникам в управлении стресс-факторами такого рода.

Персональные источники стрессов, встречаемые в коллективах.

• Проблемы эмоционального и поведенческого характера:

- психические заболевания;

- депрессия;

- чувство беспокойства;

- злоупотребление наркотиками и алкоголем;

- непреодолимое влечение к азартным играм.

• Семейные проблемы:

- неадекватное или слишком далеко расположенное жилье;

- груз домашних забот;

- забота об иждивенцах;

- супружеские трудности;

- трудности с детьми.

• Проблемы общественного характера:

- поездки на работу и с работы;

- отсутствие образовательных и тренировочных возможностей;

- доступ к медицинскому обслуживанию.

• Программы по месту работы:

- измененные графики работы;

- гибкие часы;

- отпускное время и свободные субботы.

• Просвещение и консультации:

- информирование и направление по нужному адресу;

- программы помощи сотрудникам;

- группы поддержки из коллег по работе;

- программы перед выходом на пенсию.

• Программы общения и отдыха:

- занятия физической культурой и спортом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальные клубы, хоровые и театральные коллективы.

• Медицинские услуги для работни-

104

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РИСКОЛОГИЯ

ков.

• Финансовая помощь:

- фонды займов;

- необлагаемые налогом расходные

счета.

Рекомендуемые МОТ программы исходят из того, что:

1. Не существует границ, разделяющих стресс на рабочем месте, дома и в обществе. Каждый человек представляет уникальное сочетание всех факторов, которые не имеют четких границ. Нужно рассматривать проблемы стресса комплексно.

2. Стресс передается другим людям. Он влияет не только на конкретных людей, но на коллег по работе.

3. Справиться со стрессом может только сам человек.

4. Контроль стресса на рабочем месте является в основном обязанностью ру-

ководителей.

5. Успешная реализация программы борьбы со стрессом требует тонкого понимания сотрудников и среды, в которой они работают.

Выводы

Исходя из реалий проблем преподавателей вузов в условиях реформирования образования, можно рекомендовать руководителям, прежде всего кафедр, равномерно распределять нагрузку с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, создавать благоприятный микроклимат в коллективе, планировать программы смягчения стрессов, позволяющие защитить и укрепить здоровье, благосостояние и производительность как всего коллектива, так и каждого работника.

Статья поступила 28.01.2016 г.

1. EU-OSHA (2009). OSH in figures: Stress at work -facts and figures [Электронный ресурс]. URL: lib-gost.ru (20.12.2015).

2. Нормы времени для расчета объема учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых научно-педагогическими работниками университета. Приказ № 543-11 от 22.05 2015. Иркутский национальный исследовательский технический университет [Электронный ресурс]. URL: www.istu.edu (20.12.2015).

3. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Направление подготовки 20.04.01. Техносферная безопасность. Магистратура. Утвержден 6.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/ 9/1068 (20.12.2015).

4. Козина Н., Чутко Л. Синдром эмоционального вы-

ши список

горания. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 310 с.

5. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 443-463.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский центр «Филинъ», 1996. 256 с.

7. Полякова О.Б. Профессиональные деформации личности. Понятие, структура, диагностика, особенности. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. 425 с.

8. Конвенции Международной организации труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.gran-dars.ru/college/pravovedenie/konvencii-mot.html (20.12.2015).

References

1. EU-OSHA (2009). OSH in figures: Stress at work -facts and figures. Available at: libgost.ru (accessed 20 December 2015).

2. Normy vremeni dlia rascheta ob"ema uchebno-metodicheskoi, nauchno-issledovatel'skoi i drugikh rabot, vypolniaemykh nauchno-pedagogicheskimi rabotnikami universiteta. Prikaz № 543-11 ot 22.05 2015. Irkutskii natsional'nyi issledovatel'skii tekhnich-eskii universitet [Time standards for calculation the volume of educational and methodical, research and other works performed by scientific and pedagogical employees of the university. Order No. 543-11 of 22:05 2015.

Irkutsk National Research Technical University]. Available at: www.istu.edu (accessed on 20 December 2015).

3. Federal'nyi gosudarstvennyi standart vysshego obra-zovaniia. Napravlenie podgotovki 20.04.01. Tekhnosfernaia bezopasnost'. Magistratura. Utverzhden 6.03.2015 [Federal Standard of the higher education. Program major 20.04.01. Technosphere safety. Master course. Approved on 03.06.2015]. Available at: http://fgosvo.ru/news/ 9/1068 (accessed on 20 December 2015).

4. Kozina N., Chutko L. Sindrom emotsional'nogo vygo-raniia [Syndrome of emotional burning out]. Moscow,

№ 1 (1) 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

PMCKonorna

MEDpress-inform Publ., 2014, 310 p.

5. Vodop'ianova N.E. Sindrom psikhicheskogo vygoran-iia v kommunikativnykh professiiakh. Psikhologiia zdo-rov'ia [Syndrome of mental burnout in communicative professions. Health psychology]. SPbGU Publ., 2000, pp. 443-463.

6. Boiko V.V. Energiia emotsii v obshchenii: vzgliad na sebia i na drugikh [Energy of emotions in communication: self perspective and perspective of others]. Moscow, Informatsionno-izdatel'skii tsentr "Filin" Publ., 1996, 256 p.

7. Poliakova O.B. Professionale deformatsii lichnosti. Poniatie, struktura, diagnostika, osobennosti [Professional personality deformations. Concept, structure, diagnostics, features]. Moscow, NOU VPO Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi universitet Publ., 2013, 425 p.

8. Konventsii Mezhdunarodnoi organizatsii truda [Conventions of the International Labour Organization]. Available at: http://www.grandars.ru/college/ pravove-denie/konvencii-mot.html (accessed on 20 December 2015).

№ 1 (1) 2016 XXI BEK. TEXHOCOEPHAfl BE30nACH0CTb

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.