Научная статья на тему 'Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения'

Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОИСК НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL ACTIVITY / CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE DRUGS / ADDICTIVE BEHAVIOUR / SEARCH OF NEW SENSATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Потапов А. С., Гафаров В. В., Кабанов Ю. Н., Морозова Н. И.

Изучены объективные и субъективные характеристики образа жизни молодого поколения, а именно уровень физической активности и потребление психоактивных препаратов. Показано, что уровень физической активности студентов недостаточный. Большинство студентов подвержены гиподинамии. Потребление психоактивных препаратов, алкоголя, табака более всего выражено в группе студентов с низкой физической активностью. Показана роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни. Анализируется поиск путей по улучшению существующей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOSOCIAL DETERMINANTS OF HEALTHY STYLE OF LIFE AND ROLE OF EDUCATIONAL PROCESS IN HEALTH PROMOTION AMONG THE YOUTH

We have studied objective and subjective characteristics of lifestyle of young generation, namely their level of physical activity and consumption of psychoactive drugs. We have revealed an insufficient level of physical activity among the students. The majority of students have been subject to hypodynamics. The consumption of psychoactive drugs, alcohol and tobacco referred mostly to students with low physical activity. The education in a university plays a very important role in promotion of a health lifestyle. We analyze the obtained data to work out the ways to improve the lifestyle amongst the young.

Текст научной работы на тему «Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения»

УДК 159.9

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, академик Международной академии энерго-информационных наук, член Союза журналистов России, г. Новосибирск

A.С. Потапов, д-р пед. наук, проф. НГПУ, член-корреспондент МАНПО, академик Международной педагогической академии А.С. Потапова, г. Новосибирск

B.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф. Новосибирского центра высшего спортивного мастерства, академик Российской Академии естественных наук, Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, г. Новосибирск

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск Н.И. Морозова, канд. пед. наук, декан социально-психологическогофакультета Кемеровского государственного университета, докторант НГПУ, г. Новосибирск

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Изучены объективные и субъективные характеристики образа жизни молодого поколения, а именно уровень физической активности и потребление психоактивных препаратов. Показано, что уровень физической активности студентов недостаточный. Большинство студентов подвержены гиподинамии. Потребление психоактивных препаратов, алкоголя, табака более всего выражено в группе студентов с низкой физической активностью. Показана роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни. Анализируется поиск путей по улучшению существующей ситуации.

Ключевые слова: физическая активность, потребление психоактивных препаратов, аддиктивное поведение, поиск новых ощущений, образовательный процесс, здоровый образ жизни.

Проблема здорового образа жизни приобретает все большую актуальность не только в зарубежных странах, но и в России. Призыв к здоровому образу жизни как высшей общечеловеческой ценности чаще всего оказывается пустой декларацией, поскольку человек своим образом жизни зачастую вступает в противоречие с этой точкой зрения. Для того, чтобы вести здоровый образ жизни, необходимы не только знания об особенностях и закономерностях функционирования человеческого организма, что уже немало, но и мотивация на сохранение здоровья. Люди очень редко допускают мысль о том, что нечто, доставляющее им непосредственное приятное ощущение, например, пассивный малоподвижный отдых или вкусная еда, может вызвать заболевание или сократить сроки жизни. Объяснение такого парадоксального поведения связано с противоречивой природой человеческих потребностей, которым, по мнению С.Л. Рубинштейна, присущ пассивно-активный характер, а также со спецификой мотивационной сферы личности в целом, определяющей отношение человека к здоровью [1]. Это явление давно известно и в настоящее время приобретает большое значение, потому что повышение экономического уровня предоставляет все большему числу людей такие возможности: испытать приятные ощущения от всевозможных гедонических стимулов, которые могут непосредственно или в конечном итоге вести к расстройству здоровья или полностью его разрушать.

Образ жизни человека претерпевают все более обширные негативные изменения, характеризующиеся все большим уменьшением его физической активности как в процессе труда, так и в других сферах деятельности.

По расчетам академика А.И. Берга, доля физической активности в течение жизни человека за последние 100 лет снизилась с 95% до 5-6% [2], при этом его физиологическое устройство осталось прежним, таким, как было у первобытного человека. Сегодня, вступив в эпоху нового тысячелетия, жители крупного промышленного города, вынуждены приспо-

сабливаться к его ритму с практически полным избавлением от необходимости физической активности (по нашим данным

- низкая физическая активность - до 4 МЕТ - у 65% населения г. Новосибирска), тогда как еще их деды имели физическую активность, гипотетически, не менее 8 МЕТ - в два раза больше. При этом человек не осознает и, вероятно, не чувствует, что живет неправильно. Современное общество не удивляет и не устрашает, что в мире и в России в частност нарастает психосоматическая патология, потребление психоактивных препаратов, избыточный вес и другие «болезни цивилизации».

Двигательная функция нервно-мышечного аппарата в течение всей истории развития человека как биологического вида была основной функцией, формировавшей организм и игравшей важную роль в обеспечении адекватной жизни человека на Земле. Потребность в двигательной активности, её объем, и характер закреплены в процессе длительного эволюционного развития человека. Двигательная активность- необходимое условие самой жизни. Ход эволюционного развития человека предопределил нормальное функционирование всех органов и систем в условиях высокой двигательной активности. По мнению Г. Селье (1979), «наша психическая организация рассчитана на суровый физический труд...». По данным ряда авторов [3; 4], у школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом регулярно, не исключая и период сессии, в момент экзаменов менее выражены вегетативные сдвиги и выше средний балл успеваемости. Занятия физкультурой способствуют развитию более слаженной деятельности коры больших полушарий и совершенствованию регуляторных механизмов центральной нервной системы, повышающих функциональные возможности организма и эмоциональную устойчивость к экзаменационным стрессам.

С началом системного обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% [5; 6], а период обучения в ВУЗе характеризуется отрывочным и фрагментарным обучением двигательным навыкам и еще большим

уменьшением физических тренировок у большинства студентов [7; 8]. Что касается правильного питания, то ни школьный режим, ни режим обучения в ВУЗе не способствуют его обеспечению, что приводит к нарушению различных аспектов здоровья, вытекающих из неправильного питания - заболевания желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, снижения иммунитета и др.

Многие исследователи [9; 10] считают, что физическая культура и спорт оказывают существенное влияние на неспецифическую резистентность организма человека, способствуют поддержанию здоровья и повышению физической работоспособности, имеют значение в профилактике заболеваний. По мнению С.Г. Ахмеровой [11], заболеваемость школьников и студентов находится в тесной связи с длительностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом. Можно предполагать, что низкая двигательная активность снижает функциональные резервы и защитные силы организма, повышает утомляемость и, как следствие, ведет к невозможности полноценной реализации интеллектуального потенциала человека, снижает общую активность, создает стремление к пассивному отдыху.

Цель исследования. Проблема здорового образа жизни является актуальной не только в плане сохранения здоровья населения, но и как научная проблема, направленная на раскрытие механизмов нормальной жизнедеятельности, причин формирования некоторых видов нарушения здоровья, таких, как потребление психоактивных препаратов; а также на раскрытие механизмов использования функциональных резервов в спортивной деятельности. Поэтому целью исследования явилось изучение образа жизни молодого поколения, его объективных и субъективных характеристик, включающих уровень физической активности и потребление психоактивных препаратов, а также поиск путей по улучшению существующей ситуации.

Материал и методы исследования. Для того, чтобы получить общую картину в отношении образа жизни, потребления психоактивных препаратов, мотивационной направленности, двигательной активности у молодежи промышленных мегаполисов, нами были обследованы студенты новосибирских и кемеровских ВУЗов (НГПУ, СибГУТИ, НГТУ, КемГУ), всего 586 человек обоего пола, студенты 1-5 курсов, из них 256 человек - студенты гуманитарных факультетов, 330 человек -студенты технических факультетов, 308 девушек и 278 юношей. Возраст испытуемых 17-25 лет, из них 86% в возрасте 18-20 лет. Предполагалось, что люди, получающие высшее образование, будущая интеллектуальная элита общества, хорошо осведомлены о необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдают его.

Оценка физической активности (ФА) проводилась с помощью специально составленного опросника, который предполагал изучение ФА в течение 12 месяцев, предшествовавшие обследованию, и включал следующие основные разделы: профессиональная ФА (работа сидя или стоя, ходьба, легкий и тяжелый физический труд); ФА по пути на работу или за покупками; ходьба на досуге или как упражнение; энергичная домашняя физическая работа; занятия садоводством, спортом, физическими тренировками, упражнениями. Учитывались частота, продолжительность и интенсивность как профессиональной ФА, так и ФА в свободное от профессиональной работы время (табл. 1). Гиподинамию фиксировали, если 50% дневного времени (5 часов и более) приходилось на занятия в положении сидя, при этом физическая активность вне рабочего времени составляла менее 10 часов в неделю. «Высокоинтенсивной» считалась активность с уровнем энергозатрат

6,0 МЕТ и выше, среднеинтенсивной - при уровне энергозатрат от 4,5 до 5,5 МЕТ, низкоинтенсивной - до 4,0 МЕТ.

Кроме вопросов, касающихся фактической физической активности, были включены утверждения по самооценке физической активности - мнение респондента о том, насколько интенсивна и достаточна ли его физическая активность. Полученные сведения были сравнены с фактической физической активностью. Для целей данной работы использовался расчетный показатель - индекс массы тела, определяемый как отношение массы тела к квадрату роста и выражаемый в кг/м2 [12] (таблица 1)

Таблица 1

Виды физической активности и их энергетическая оценка в МЕТ

Г руппы активности и примеры METs

Высокоинтенсивная домашняя работа (например, чистка снега, перенос или подъем тяжелых предметов [>9 кг], колка дров) 6,0

Высокоинтенсивная производственная деятельность (например, перенос или подъем тяжелых грузов [>9 кг], копка котлованов, тяжелые плотницкие работы, тяжелые механические работы, тяжелые сельскохозяйственные работы [например, ирригационные работы] 8,0

Бег трусцой, спортивный бег, быстрая ходьба, бег на лыжах по пересечен ной местности 8,0

Интенсивные спортивные игры с ракеткой 8,0

Быстрая езда на велосипеде (>16 км/час), гребля, прыжки со скакалкой 8,0

Плавание, другие интенсивные виды активности на воде (например, водные лыжи) 6,0

Другие интенсивные спортивные упражнения, акробатические танцы, быстрые танцы 6,0

Другие требующие больших энергозатрат спортивные упражнения (например, скоростной спуск на лыжах, езда на лыжероллерах, футбол, баскетбол) 7,0

Интенсивная тренирующие упражнения (например, интенсивная гимнастика, универсальная тренировка, тяжелая атлетика) 6,0

Малоинтенсивная домашняя работа, работа в саду 5,0

Работа по дому (например, окраска, чистка ванной), уход за ребенком 4,5

Малоинтенсивная работа (например, официант, медсестра, поднимание, перенос груза >9 кг) 4,5

Малоинтенсивные домашние физические упражнения, гимнастика 4,0

Малоинтенсивные спортивные занятия (например, стрельба, бадминтон) 4,0

Боулинг, гольф 3,5

Другие виды ходьбы (не включенные в предыдущие пункты), пеший туризм 4,0

Изучение проблемы потребления психоактивных препаратов и потребности в поиске острых ощущений. Потребление психоактивных препаратов широко распространено в молодежной среде [13; 14; 15]. Побуждения обусловлены потребностями, которые могут быть биологическими и социальными, осознаваемыми и неосознаваемыми. По нашему мнению, естественная потребность в отдыхе, смене деятельности может быть неправильно интерпретирована человек и представляться как желание «расслабиться» с помощью алкоголя. Любые потребности связаны с возбуждением определенных чувствительных центров головного мозга, центров эмоций, с возникновением временного или постоянного (как в случае с аддиктивным поведением) доминантного очага возбуждения, также связанного с центром эмоций. Потребность

вызывает внутреннее напряжение и стремление, желание устранить напряжение. Удовлетворение потребности по механизму обратной связи напрямую возвращается к эмоциям -это подкрепление, положительное или отрицательное, которое позволит в дальнейшем поддерживать эту потребность или забыть о ней.

Все аддиктивные агенты - алкоголь, наркотики, пища, табак, секс и др., сами по себе имея право на существование и приносящие в ряде случаев неоспоримую пользу, у аддикта удовлетворяют одну потребность - потребность в приятных ощущениях, переживаниях, в изменении своего состояния, своего сознания, получении новых впечатлений, стимуляции чувств, эмоций, что в целом обеспечивает более яркое, образное и холистическое восприятие мира. (Заметим, что эти функции несет правое полушарие мозга, которое недостаточно активируется при низкой физической активности и как следствие вступает в депрессию. Дефицит концентрированной мысли, конкретных планов, а, следовательно, и целеполага-ния на деятельность порождает ведет к углублению аддик-ции. И как результат, мир суживается до размера бутылки или колоды карт. Человек входит в радужно - иллюзорное психическое состояние, сущность которого в обманчивом ощущении мотива потребления, положительной роль для субъекта в решении каких-то его проблем, удовлетворении каких-то потребностей.

Таким образом, мы сочли необходимым анализировать не отдельные мотивы потребления психоактивных препаратов, а выявлять психологическую сущность общей мотивационной направленности личности, связанную именно с личностными диспозициями - установками, склонностями, интересами, влечениями, желаниями, перерастающими в потребности, - в частности, связанные с поиском новых впечатлений, ощущений, чувств и эмоций. Наиболее подходящим инструментом для решения этой задачи мы посчитали методику М. Цукермана «Стремление субъекта к самостимуляции», в модификации Е.П. Ильина - тест «Диагностика потребности в поисках ощущений». Тест выделяет субъектов с повышенным стремлением к самостимуляции, поиску новых впечатлений, авантюр, со склонностью к изменению своего сознания, позволяет выяснить общую мотивационную направленность испытуемых.

При анализе теста Цукермана мы учитывали, что низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации, отсутствие стремления к новым впечатлениям и ощущениям. Респонденты с такими показателями предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному, это спокойные, уравновешенные люди, которые живут по строго упорядоченному графику. Напротив, высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) выявляет личность с постоянной неудовлетворенностью в своих впечатлениях, ощущениях, и означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, в том числе вызывать стремление к поведению, которое впоследствии перерастает в аддиктивное. Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) характеризует человека гармоничного, и свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т. е., с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой — о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни, о разумности риска.

Для выявления потребления психоактивных препаратов (табака, алкоголя, наркотиков) применялся специально разра-

ботанный опросник, включающий вопросы по изучению употребления табака, алкоголя и наркотиков. Опрос был анонимный, беседа проводилась психологом наедине со студентом с гарантией неразглашения сведений. Опросник позволил выявить количество испытуемых в выборке, употребляющих химические аддиктивные агенты. Последующая беседа с испытуемым и обсуждение отдельных пунктов опросника позволило сделать вывод о склонности испытуемого к аддиктивно-му поведению и аддиктивным реализациям.

Результаты.

Употребление психоактивных веществ студентами ВУЗов. На психологическую готовность к употреблению алкоголя молодежью влияют установки, приобретенные в период жизни: спиртное употребляется на праздниках, похоронах, для поднятия настроения и т.п., данные стереотипы внедряются в подсознание больше, чем последующие рациональные умопостроения, поэтому анализ знакомства со спиртным у молодежи является отражением питейных традиций взрослого населения изначально на уровне подражания, потом на уровне время провождения, развлечения, затем обыденной привычки, и на конец на уровне психологической зависимости Что касается употребления молодежью других психоактивных препаратов, то это прерогатива чисто молодежной среды, традиции и установки формируются не всегда одинаково и не всегда поддаются учету.

Мотивацией к употреблению алкоголя и наркотиков в среде молодежи, по результатам опроса, в первую очередь является потребность в развлечениях. Студенты приходят на дискотеку, в клуб чтобы «покайфовать», при этом для расслабления и облегчения контактов принимаются алкоголь и наркотики, в зависимости от ситуации. Во-вторую очередь, мотивацией для употребления алкоголя и наркотиков является потребность «быть такими, как все», не выходить за рамки групповых норм, просто «за компанию», чтобы не быть «слабаками», в третью - конфликты с взрослыми, родителями, сверстниками, безответная любовь, чтобы снять напряжение, забыть свои проблемы. Для девушек употребление алкоголя и наркотиков имеет тесную связь с любовными увлечениями, влиянием старших приятелей.

При обследовании студентов получены следующие результаты. Возраст начала курения табака у юношей от 7 до 17 лет, в среднем 14,3±2,46, у девушек от 14 до 17 лет, в среднем 15,3±1,77; на момент опроса ежедневно курили 46% юношей и 33% девушек, количество выкуриваемых сигарет от 1-2 до 10-12, в среднем 6,8±2,1 у юношей и 5,4±2,3 у девушек. Эпизодическое курение признают 88,6% юношей (242 чел.) и 56,3% девушек (172 чел.). Интересно, что «бросили» курить 15% всех опрошенных. Основной мотивацией начала курения респонденты отмечают «желание почувствовать себя взрослым» и «любопытство».

Возраст первичного знакомства с алкоголем 11,3±1,8 лет у юношей и 12,6±1,1 у девушек, впервые испытали состояние алкогольного опьянения - юноши в возрасте 14,6±2,4 лет, девушки в возрасте 15,3±2,1 лет. Если у юношей инициаторами выпивки чаще всего были родители, затем другие родственники, затем ровесники, то у девушек - чаще всего - старшие приятели, затем другие родственники, затем родители и ровесники. В настоящее время считают, что употребляют алкоголь сравнительно регулярно 68% юношей и 65% девушек, из них несколько раз в году - 33%, ежемесячно - 56%, еженедельно - 10%, чаще 1 раза в неделю - 1%. Рвоту и другие неприятные соматические явления после выпивок отметили 49% юношей и 31% девушек. Поступки в состоянии опьянения, о которых потом приходилось сожалеть, отметили 36% юношей

и 42% девушек. Если в отношении табака и алкоголя у «гуманитариев» и «технарей» картина примерно одинаковая, то в отношении наркотиков имеются различия. Наркотики приходилось употреблять «гуманитариям» - 65%, «технарям» -52%. Самыми популярными были препараты индийской конопли - 68%, затем производные мака - 21%; другие наркотики, которые упоминались - 11% - это героин, кокаин, ЛСД, экстази, 86% респондентов отмечают только одноразовое или эпизодическое употребление наркотиков. Основные мотивации наркотизации - это желание испытать что-то новое (56%), испытать приятные ощущения (55%), расслабиться (46%), «оттянуться» (33%), любопытство (53%), назло близким (15%) и др. За легализацию наркотиков высказались 18% респондентов. Таким образом, 52-65% опрошенных студентов в возрасте 18-25 лет пробовали употреблять наркотики или употребляют их от случая к случаю. Абсолютное число их составило 338 человек, из них 258 юношей (76,3%) и 80 девушек (23,7%).

По данным анкетирования, 338 человек из общей выборки пробовали различные наркотические препараты или употребляют их эпизодически, а также признают систематическое или эпизодическое употребление алкоголя и табака, 248 человек отрицают достаточно систематическое употребление алкоголя, табака и наркотиков. Таким образом, выборка разделилась на две полярные группы: 1 группа - употребляющие аддиктивные химические агенты (338 человек) и 2 группа - не употребляющие аддиктивные химические агенты (248 человек). В каждой из этих двух групп анализировался уровень потребности в ощущениях.

Известно, что скука, депрессия, желание «пощекотать себе нервы» появляются у человека независимо от его материального положения и общественного статуса. Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие влечения, которое в данном случае трудно контролируется, к новым впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах. Неумение современной молодежи развивать свой мыслительный процесс, анализировать ситуации, прогнозировать и логически выстраивать информацию приводит к недостатку конструктивного общения и замене его суроррогатами. Наиболее доступный способ испытать новые ощущения - изменить свое состояние с помощью химических агентов.

Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т. е., с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой — о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни. Очевидно, что данную группу составляют субъекты наиболее зрелые как в эмоциональном состоянии, так и в достаточной мере владеющие способностью проблемно рассматривать информацию, способные контролировать чувственно-эмоциональную сферу.

Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному. Несмотря на кажущееся благополучие данной группы, это тип обывателей, людей недостаточно творческих, с трудом адаптирующихся, и не всегда адекватно реагирующих на ситуацию.

Уровень потребности в новых ощущениях и впечатлениях у испытуемых, которые с разной степенью активности проявляют признаки аддиктивного поведения, приведены в таблице (таблица 2).

Таблица 2

Уровни потребности в новых ощущениях у студентов ВУЗов

Г руппы Высокий абс.(%) Средний абс.(%) Низкий абс.(%)

1 группа (338 чел.) 233 (69%) 98 (29%) 7 (2%)

2 группа (248 чел.) 72 (29%) 126 (51%) 50 (20%)

Всего 586 чел. 305 (52%) 224 (38%) 57(10%)

Таким образом, больше половины студентов (52%) имеют высокую потребность в поиске и ощущении новых впечатлений. Это нормальное распределение для молодой популяции. Однако, при сравнении с уровнем потребления психоактивных препаратов, в частности, наркотиков, выявлено, что высокая поисковая активность может обернуться негативной стороной. Результаты, приведенные в таблице 2, показывают, что студентам, употребляющим аддиктивные агенты, присущ достоверно более высокий уровень потребности в ощущениях - более, чем в 2 раза, чем у студентов без признаков употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Физическая активность обследованной группы студентов. Получены сведения по физической активности 586 обследованных студентов, которые, в зависимости от ее интенсивности, выраженной в МЕТ, были разделены на 3 группы. Данные приведены в таблице (таблица 3).

Таблица 3

Физическая активность студентов (586 чел.)

Пол Уровни физической активности, МЕТ

Высокий >6 МЕТ Средний 4,5-5,5 МЕТ Низкий до 4,0 МЕТ

Мужской 48 чел. 84 чел. 146 чел.

278 чел.

(47,5%) (17,3%) (30,2%) (52,5%)

Женский

308 чел. 24 чел. 82 чел. 202 чел.

(52,5%) (7,8%) (26,6%) (65,6%)

Всего

586 чел. 72 чел. 166 чел. 348 чел.

(100%) (12,3%) (28,3%) (59,4%)

Из табл. 3 следует, что почти 60% обследованных студентов имеют низкую физическую активность, а 40% - среднюю и высокую, причем среди мужчин средняя и высокая физическая активность встречается достоверно чаще, чем у женщин -в 47,5% против 34,4% (р < 0,005).

Исследование выявило интересный феномен: самооценка физической активности (рис. 1) превышает фактическую ФА (рис. 2). Причем женщины оказались более объективны, чем мужчины, и более правильно оценивали свою двигательную активность.

Несмотря на выявленную низкую физическую активность, избыточную массу тела имели немногие студенты. Дефицит массы тела выявлен у 34 человек (4%), нормальный индекс массы тела имели 86% обследованных (728 чел.), избыточную массу тела - 85 человек или 10%, причем морбидное ожирение выявлено всего у 4 студентов (0,5%). Образ жизни любого студента содержит больше единиц движения, да и потребность

Физическая активность, %

80

60

40

20

0

□ Высокая ФА □ Средняя ФА □ Низкая ФА Рис. 1. Самооценка физической активности студентов

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Высокая ФА □ Средняя ФА □ Низкая ФА

Физическая активность, %

Шш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего Мужчины Женщины

ЕШ

Всего Мужчины Женщины

Таблица 4

Потребность в поиске новых ощущений и потребление психоактивных препаратов в связи с уровнем физической активности у студентов ВУЗов

Уровни физической активности,

МЕТ

Высокий Средний Низкий

>6 МЕТ, 4,5-5,5 до 4,0

72 чел. МЕТ, 166 чел. МЕТ, 348 чел.

Потребность в поиске

острых ощущений:

Высокая - 11-16 бал., 50 - 189 -54,3% 128 -36,8% 31 - 8,9%

всего 305 чел. 69,4% % % % ,8,66% т ° 1 6 4 16 681

Средняя - 6-10 бал., всего 224 чел. Низкая - 0-5 бал., 57 чел. 12 -16,7% 10 -

13,9%

Потребление

психоактивных

препаратов:

Курение, в том числе 18 110 266

эпизодическое

Всего 414 чел. 12 116 229

Алкоголь, всего 389 чел. 4 112

Наркотики, в том числе 222

однократно,

всего 338 чел.

Всего 586 чел. (100%) 72 чел. 166 чел. 348 чел.

(12,3%) (28,3%) (59,4%)

Рис. 2. Фактическая физическая активность студентов

в движении у молодежи выше, чем у лиц зрелого возраста и пожилых. Избыточная масса тела у каждого десятого молодого человека - это много или мало? Можно ли считать этих молодых людей будущими пациентами психосоматических клиник? Ответить на эти вопросы трудно. Известно, что в нашей стране отсутствует мода на здоровье. Так, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских студентов при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских - девятое [9]. Этот тезис косвенно подтверждается анализом фактической физической активности новосибирских студентов и их самоуспокоенностью в отношении образа жизни.

Физическая активность, потребность в острых ощущениях и потребление психоактивных препаратов. Проведено сравнительное изучение уровней потребности в острых ощущениях (мотивационной направленности испытуемых) в связи с их физической активностью и потреблением психоактивных препаратов (табл. 4). Анализировались три группы студентов: с высокой, средней и низкой физической активностью.

Полученные результаты свидетельствуют, что большая часть студентов, имеющих высокую потребность в поиске новых ощущений, имеет также высокую физическую активность, за счет которой, судя по всему, и удовлетворяется их высокая потребность в ощущениях (ПО). Однако большая часть студентов с высоким ПО имеет среднюю и низкую физическую активность. Потребление психоактивных препаратов, алкоголя, табака более всего выражено в группе студентов с низкой физической активностью. Разница статистически достоверна при р< 0,05.

Обсуждение результатов. Уровень физической активности студентов оставляет желать много лучшего. Занятия большую часть времени в образовательном процессе в принципе не предусматривают высокую физическую активность, поэтому физкультура и спорт должны являться потребностью организма, чего мы, к сожалению не наблюдали. Большинство студентов подвержены гиподинамии. Хотя сами студенты в большинстве случаев считают, что их физическая активность достаточная и даже высокая. Следует заметить, что насыщение информацией при обучении в ВУЗах до сих пор является основной целью, в меньшей степени формируются умения и навыки опираясь на полученные знания анализировать ситуации, делать обобщения, сравнения, выводы, прогнозировать, логически выстраивать доказательства, проблемно рассматривать информацию и интерпретировать ее. Развивать и совершенствовать функциональную специализации правого полушария и левого полушария и одновременно способствовать процессу приобретения сущностных характеристик правого полушария для субъетов с доминантой левого полушария и соответс-венно левого полушария для субъектов с домиантой правого полушария головнго мозга (одним словом, развивать рефлексию учащихся - функция правого полушария и формировать способности левополушарного выполнить эту рефлексию за счет приобретенных навыков правого полушария). Не секрет, что студенты слабо владеют указанными мыслительными процессами. Недооценка физиологической, морфологической, химико-биологической, психической основы развития психических познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, мышления и т. д.) с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга как психофизиологической закономерерности жизнедеятельности мозга при-

вела к механическому развитию речи, памяти (левое полушарие), и не развитию сознания (правое полушарие) и сопровождению его положительными эмоциями в процессе усвоения информации [16]. Информация становится «субъектом» образовательного процесса, а учащийся - придатком к ней. Нарушается баланс воздействия на левое полушарие, ответственное за переработку текстов, и возникает «недобор» конструктивных, созидающих эмоций и чувств. Недостаток наблюдается также в коммуникативных связях, общении, полезной информации. Неумение осмыслить происходящее самостоятельно создает отрицательные условия для искажения, как информации, так и нравственных ценностей. Студентам не хватает эмоционального оформления жизнедеятельности, в физиологическом смысле - не хватает выработки эндорфи-нов и связанного с ними гедонического ощущения. Эти недостающие ощущения легко могли бы возникнуть в процессе физической активности, но возникают они после приема пищи, или - что более страшно - приема психотропных препаратов

- табака, алкоголя, наркотиков, а также в процессе противоестественной активности - компьютерных игр, развлекательных телевизионных передач. Субъекты, с доминантой правого полушария не приобретя сущностные характеристики левого полушария не имеют интеллектуального навыка выстраивать мысли по законам однозначной логики и как результат при попытке выразить свои мысли уже на первых словах своей фразы утопают в бурно развивающих эмоциях, чувствах, внутренних переживаниях переходящих в волнения и психические стрессы. Они сами признаются в том, что мысли есть, а слов не хватает. К глубокому сожалению у них не многого: логики, доказательности, аргументации и т. д. Вышеперечисленные проблемы - одна из главенствующих психологических основ стрессов, депрессий, адикций и т.д. Главнейшая первопричина психофизиологической деструкции - внутренних пси-холгичеких качеств субъекта как личности. Первопричина разочарований, недооценки себя, снижения своей социальной роли, социальной активности, социальной значимости, социального статуса, своего девиантного поведения и аддикции. Недооценка целенаправленного и систематического воспитания эмоционально-чувственной сферы учащихся показывает главную слабую сторону учебного процесса. Отсутствие высоких чувств и добрых эмоций порождает готовность к наркотизации, суициду и преступности. Невозможно воспитывать чувства только словами и текстами, необходимо невербальное воспитание, направленное на живое переживание этих чувств, их онтогенетического опыта, что оптимально происходит при чередовании интеллектуальных и физических нагрузок. Сила любого образовательного процесса должна проявляться не в перегрузках детей информационными технологиями, а в гармоничном развитии физической и чувственно-эмоциональной сферы. Когнитивный стресс приводит к снижению уровня культуры вообще, к агрессии, отчуждению и психосоматической патологии. Невозможность справиться с неконструктивными состояниями приводит к применению химических релаксиру-ющих средств и других аддиктивных агентов. Не соответствующий нормальной физиологии человека образовательный процесс стимулирует глубинные процессы разрушения здоровья.

Образовательный процесс строится на вербальном монологе, текстах и средствах, сориентированных на обучающихся с доминантой левого полушария головного мозга, при этом остается почти не задействовано правое полушарие, ответ-

Библиографический список

ственное за эстетическое восприятие мира, за развитие образного мышления и эмоциональную окрашенность и насыщенность. Отсутствие гармоничного и равноправного развития двух сфер личности студента - сознания и чувств - нарушает принцип природной целесообразности. Так качество образовательного процесса влияет на сферу поведения субъекта обучения. Такая особенность образовательного процесса может приводить к разбалансировке согласованной деятельности полушарий головного мозга со всеми вытекающими негативными последствиями. В учебном процессе недостаточно полно используются индивидуальные особенности проявления познавательных способностей, и вообще не исследована проблема оптимизации взаимодействий субъектов учебного процесса с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга.

Итак, в обществе с высокой степенью технического развития и цивилизации, к которому принадлежат обследованные нами студенты, а также в образе жизни, которого общество требует и к которому побуждает, наряду со многими хорошо известными преимуществами проявляются и такие сопутствующие отрицательные явления, как снижение естественных требований к физической активности, развитию физической силы и общей физической выносливости; значительное повышение требований, предъявляемых к нервной и психической устойчивости и работоспособности вследствие воздействия огромного количества раздражителей и поступающей информации, повышение уровня социального взаимодействия и возросшая сложность решаемых задач; поощрение потребительского образа жизни. Исходя из полученных нами данным об образе жизни студентов, можно сделать общий вывод, что человек в процессе развития как общественное существо в определенной степени утратил инстинктивное ощущение того, что является необходимым и полезным для его организма с точки зрения здоровья, и внес в область удовлетворения своих биологических потребностей ряд искусственных факторов, например, психоактивные вещества, что не только может поставить, но и уже ставит под угрозу его дальнейшее существование.

Студентов следовало бы не только как можно больше информировать о серьезности последствий ошибок, допускаемых им в формировании своего образа жизни, но и чаще пробуждать их, предоставляя им больше случаев убедиться в конечных результатах своего равнодушия, небрежности и безответственности по отношению к защите своего собственного здоровья и жизни, а также здоровья и жизни других людей. Необходимо доказать человеку обманчивость ощущения, что лично его эти проблемы не касаются.

Выводы

1. У молодых людей 17-25 лет городской популяции (студентов ВУЗов) в 60% случаев наблюдается низкая физическая активность и в 10-12% случаев - избыточная масса тела.

2. Самооценка физической активности существенно превышает реальную физическую активность студентов.

3. Студенты с низкой физической активностью достоверно чаще потребляют психоактивные препараты (алкоголь, табак, наркотики).

4. Образовательный процесс в ВУЗе не благоприятствует здоровому образу жизни. Необходима широкая, адресная и агрессивная пропаганда здорового образа жизни среди студентов, более разумного отношения к своему здоровью.

1. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен. Автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. М., 2006.

2. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л. Апанасенко. - СПб. : МГП «Петрополис», 1992.

3. Мурсалбекова, Л.В. Динамика изменения психического состояния студентов под влиянием экзаменационной тревожности / Л.В. Мурсалбекова // Личность, спорт и окружающая среда: материалы всероссийской конфю с междунар.участием, Новосибирск, 2008. - Новосибирск, 000 «Альфа Виста», 2008.

4. Головин, О.В. К вопросу об организации мониторинга физического здоровья детей и подростков в условиях учебно-тренировочного процесса / О.В. Головин // Личность, спорт и окружающая среда: материалы всероссийской конф. с междунар.участием, Новосибирск, 2008. - Новосибирск: 000 «Альфа Виста», 2008.

5. Лурье, С.Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников / С.Б. Лурье, Е.А. Анисова // Валеология, 2004. - №4.

6. Mendelson R. Think tank on school-aged children: nutrition and physical activity to prevent the rise in obesity. Appl Physiol Nutr Metab. 2007 Jun; 32(3):495-499.

7. Александрова, А.В. Молодежь и здоровье: ценностно-установочное взаимодействие / А.В. Александрова // Здоровье человека: со-циогуманитарные и медико-биологические аспекты. - М.: ИС РАН, 2003.

8. Fujii T, Ohsawa I, Nozawa A, Mori K, Kagaya M, Kajioka T, Oshida Y, Sato Y The association of physical activity level characteristics and other lifestyles with obesity in Nagoya University alumni, Japan. Scand J Med Sci Sports. 1998 Feb;8(1):57-62. Links

9. Головин, О.В. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизиологическое развитие дошкольника / О.В. Головин, РИ. Айзман //Валеология, 1999. - №1.

10. Волкова, Л.Ю. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки / Л.Ю. Волкова, М.В. Копытько, И.Я. Конь, М., 2004.

11. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья / С.Г. Ахмерова, 2001. - № 2.

12. World Health Organization Expert Committee. The Use and Interpretation of Antropometry, WHO Tech. Rep. Ser. no. 854, 1995.

13. Басов, А.В. Отношение к здоровью среди подростков и образ жизни / А.В. Басов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 1.

14. Шилова, Л.С. Подростки и молодежь в России - перспективная группа распространения социальных заболеваний / Л.С. Шилова // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики. - М.: ИС РАН, 2000.

15. Clark C, Haines MM, Head J, Klineberg E, Arephin M, Viner R, Taylor SJ, Booy R, Bhui K, Stansfeld SA. Psychological symptoms and physical health and health behaviours in adolescents: a prospective 2-year study in East London. Addiction. 2007 Jan;102(1):126-35.

16. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка: Монография /А.С. Потапов. Научный ред. В.М. Монахов. 2 Е ИЗД. - Новосибирск: Изд - во НИПК и ПРО, 2004.

Статья поступила в редакцию 5.05.09

УДК 152.32+ 378.14

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск О.А. Белобрыкина, канд. псхол. наук, доц. НГПУ, г.Новосибирск

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНА

Статья посвящена выявлению закономерностей профессионального развития спортсменов. Показано, как в процессе становления спортсмена-профессионала развитие личности происходит внутри когнитивной перестройки сознания, формирования типов мотивационного поведения, осознания необходимости профессионального поведения и совершенствования, самоопределения в спортивной специализации, интеграции в профессиональную общность, персонализации, в которых перестраивается структура качеств и идет самореализация и осознание себя как профессионала.

Ключевые слова: спортивная психология, спортивная мотивация, профессионализация, личность спортсмена, трансформация личности.

В условиях возрастания социальных требований к деятельности спортсмена как представителя государства отсутствуют комлексные исследования профессионализации в спорте от момента выбора спортивной специализации и в дальнейшей профессиональной спортивной деятельности. В системе современной подготовки спортсменов большое внимание уделяется физической стороне деятельности, но, вместе с тем, недостаточно учитываются психологические факторы и закономерности профессионального развития спортсмена, что зачастую приводит к формированию профессиональной и личностной дезадаптации в стрессогенных условиях спортивной деятельности. Недостаточный учет индивидуально-психологических особенностей, механизмов и стратегий развития личности в социальном пространстве высших спортивных достижений уменьшает возможности для полноценной реализации спортивного потенциала и не способствует сохранению и ук-

реплению психического здоровья спортсмена, особенно в период завершения его спортивной карьеры. Все это актуализирует необходимость поиска наиболее оптимальных средств профессионализации спортсменов с целью обеспечения системной и предельно эффективной подготовки субъекта к профессиональной спортивной деятельности. Профессионализация личности в психологической науке рассматривается как неравномерное гетерархическое развитие индивида как субъекта профессиональных отношений, наделенного генетическими свойствами и приобретенными психологическими качествами, способного к активной саморегуляции поведения и саморазвитию способностей, что в совокупности позволяет успешно овладевать знаниями, умениями и навыками для реализации себя в профессии [1]. Необходимость соответствия требованиям профессии индивидуальных психологических качеств человека, согласование структуры личности и структуры про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.