(А.Г. Асмолов, В.Е. Клочко, П.А. Мясоед, В.С. Степин), к более сложному уровню системности профессионального мышления (Т.А. Ваулина, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, И.О. Логинова, и др.).
Преодолевая логику бинаризма, экзистенциальная психология, вплотную подошла к изучению «становящегося», а теперь стоит перед порогом понимания «самого становления», и мышление ученых «должно подняться к реальной много-
мерности человеческих миров, устойчиво существующих только в динамике их становления, самодвижения, саморазвития» [2, с. 17]. Только приходя к пониманию человека как сложной открытой психологической системы (В.Е. Клочко), становится возможным понять и объяснить, что саморазвитие, механизмом которого является переход возможностей в действительность, выступает в качестве источника устойчивого существования человека во времени и пространстве.
Библиографический список
1. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология / Ю.В. Тихонравов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
2. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск: ТГУ, 2009.
3. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2007. - № 2.
4. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.
5. Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: Транзиткнига: АСТ, 2005.
6. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2000.
7. Сартр, Ж.-П. Экзистенция - это гуманизм // Хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
8. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.
9. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире. - М.; Киев: Рефл-Бук: Ваклер, 1999.
10. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. - М.: «Класс», 1994.
11. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, 2001.
12. Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009.
13. Леонтьев, Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово: ИПК «Графика». - 2002.
14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychology in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Petrenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.
Bibliography
1. Tikhonravov, Yu.V. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / Yu.V. Tikhonravov. - M.: ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 1998.
2. Klochko, V.E. Psikhologiya innovacionnogo povedeniya / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj. - Tomsk: TGU, 2009.
3. Guseljceva, M.S. Paradigmih razvitiya v psikhologii / M.S. Guseljceva, A.G. Asmolov // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.
4. Yung, K. G. Analiticheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. - SPb.: Piter, 2001.
5. Fromm, Eh. Zdorovoe obthestvo. Dogmat o Khriste / Eh. Fromm. - M.: Tranzitkni-ga: AST, 2005.
6. Frankl, V. Osnovih logoterapii. Psikhoterapiya i religiya / V. Frankl. - SPb.: Rechj, 2000.
7. Sartr, Zh.-P. Ehkzistenciya - ehto gumanizm // Khrestomatiya po pedagogicheskoyj aksiologii / cost. V.A. Slastenin, G.I. Chizhova. - M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEhK», 2005.
8. Kjerkegor, S. Naslazhdenie i dolg. - Kiev, 1994.
9. Binsvanger, L. Bihtie-v-mire. - M.; Kiev: Refl-Buk: Vakler, 1999.
10. Mehyj, R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsuljtirovaniya. - M.: «Klass», 1994.
11. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / pod red. R. Mehyj. - M.: Aprelj Press, 2001.
12. Mamardashvili, M.K. Lekcii po antichnoyj filosofii. - M.: Progress-Tradiciya, Fond Meraba Mamardashvili, 2009.
13. Leontjev, D.A. Simbioz i adaptaciya ili avtonomiya i transcendenciya vihbor lichnosti v nepredskazuemom mire // Lichnostj v sovremennom mire: ot strategii vih-zhivaniya k strategii zhiznetvorchestva / pod red. E.I. Yacutih. - Kemerovo: IPK «Grafika». - 2002.
14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychol-ogy in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Petrenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.
Статья поступила в редакцию 05.06.11
УДК 159.922.7
Gavrilova E.V., Safronova M.V., Hfyzova E. V. PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF RUSSIAN CHILDREN. In work attempt to define feature of psychosocial well-being of Russian children is made on the basis of empirical research and the comparative analysis of the western models.
Key words: children; psychosocial well-being; factors; model.
Е.В. Гаврилова, асп. НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
М.В. Сафронова, канд. психол. наук, н.с. ГУ НИИ физиологии СО РАМН, доц. НГТУ, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
Е.В. Хлызова, соискатель НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ1
В работе делается попытка определить особенности психосоциального благополучия российских детей на основании эмпирического исследования и сравнительного анализа западных моделей.
Ключевые слова: дети; психосоциальное благополучие; факторы; модель.
Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
Благополучие имеет внешние и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое
внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе через профессиональную деятельность [1].
Психосоциальное благополучие направлено на психологическое регулирование человека относительно его социальной среды. Данное понятие затрагивает психологические
аспекты опыта человека (мысли, эмоции, поведение) и социальные события (отношения, традиции, духовность и культура). Эти два аспекта благополучия взаимосвязаны. Каждый из них непрерывно влияет на другой [2].
Психосоциальное благополучие является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Термин «психосоциальное благополучие» был введен европейскими психологами в конце двадцатого века. Необходимость его появления была вызвана тем, что употребляемое ранее понятие «психологическое благополучие» не давало полной картины понимания благополучия ребенка. В процессе развития ребенка психологические и социальные аспекты находятся в близком взаимодействии. Психологическое развитие включает способность чувствовать, анализировать, обучаться и испытывать эмоции. Социальное развитие включает способность формировать и поддерживать социальные отношения, принимать социальные нормы поведения собственной культуры. Многие психологи подчеркивают воздействие социального влияние на развитие ребенка и указывают на связь между чувствами, мыслями, восприятием ребенка, и его развитием как социального существа в пределах его социального окружения.
В зарубежной литературе можно выделить следующие основные теории, которые описывают психосоциальное благополучие ребенка: концепции Psychosocial Working Group [З,4], Woodhead М. [5], и модель Williamson J., Robinson M. [6]. Все эти модели иллюстрируют полное психосоциальное благополучие, зависящее от многих факторов, включая способность человека улучшить свою физическую, умственную, познавательную, эмоциональную, духовную и социальноэкономическую область жизни.
Как объясняет Hart J. [7], дети - в большей степени социальные существа, для умственного и эмоционального здоровья которых жизненно важно обладать положительными связями с другими, очень важную роль играет последовательность, непрерывность и взаимность в отношениях.
Psychosocial Working Group [З] определяет психосоциальное благополучие с точки зрения трех основных областей: способности человека: а именно, физическое и психическое здоровье, знания и навыки; социальная экология. К этой области относится качество отношений с семьей, социальная поддержка; культура и ценности. В данную область относятся социальные нравы и традиции. Psychosocial Working Group (PWG) признает, что психосоциальное благополучие или неблагополучие связаны с экономическими, физическими и экологическими ресурсами, но считает важным их отделение от личных, социальных и культурных областей. Психосоциальное благополучие зависит от способности воспользоваться ресурсами этих трех областей, в случае возникновения проблемной ситуации.
Прикладной подход, выявленный PWG, был далее развит Armstrong М. с коллегами [4], изучавшими процессы, способствующие благополучию всех детей в определенной окружающей среде, а также факторы риска для психосоциального благополучия ребенка.
Woodhead М. [5] определяет пять показателей психосоциального благополучия: познавательные способности и культурная компетентность (например, коммуникативные способности, и технические навыки); личная безопасность, социальная реабилитация и социальная компетентность (например, положительные отношения со взрослым/сверстником, социальная уверенность, ощущение сплоченности); личная идентичность и самооценка (например, самовосприятие, чувство собственного достоинства, и чувство самоуважения); саморегуляция (например, внутренний локус контроля, позитивное восприятие); эмоциональные и телесные выражения благополучия (например, необходимые сон и еда, общее состояние здоровья).
Williamson J., Robinson M. [6] утверждают, что детское благополучие зависит от различных факторов, с одной стороны в большой степени взаимосвязанных, а с другой стороны, каждый из которых может играть отдельную роль. Они уверены, что детское психосоциальное благополучие частично
зависит от некоторого минимального уровня удовлетворения во всех этих областях. Модель этих авторов включает в себя семь факторов психосоциального благополучия и полного здоровья: биологический (физическое здоровье и пища); умственный (познавательные способности, знание, навыки); материальный (небиологические аспекты физической среды, включает экономические ресурсы); эмоциональный (чувства ребенка и эмоции); социальный (социальные взаимодействия и отношения со сверстниками и взрослыми); духовный (вера); культурный (характерные мысли, поведение, ценности в стране, социальных институтах и семье).
В то время как все эти области затрагивают полное психосоциальное благополучие ребенка, авторы данной теории предполагают, что эмоциональный, умственный, духовный и культурный факторы в наибольшей степени относятся к психосоциальному благополучию. Авторы уточняют, что эти семь областей довольно произвольны. Любая из них может быть подразделена и представлена в дополненном варианте. Например, биологический аспект можно разделить на неврологический и физиологический факторы. Социальный аспект подразделяется на политические, экономические и другие факторы. Эти семь областей были выбраны с намерением предложить лишь основные понятия для их дальнейшего обсуждения и дополнения.
Анализируя данные теории можно отметить, что традиционное определение психосоциального благополучия ограничено, и не в полной мере охватывает анализ факторов, с которыми дети сталкиваются в трудных жизненных ситуациях. Кроме того, не представлена специфика психосоциального благополучия детей, проживающих в разных социальных условиях.
Для выявления особенностей психосоциального благополучия российских детей нами было проведено исследование, которое включало опрос учителей, родителей и подростков. Было опрошено 494 респондента (243 учителя, 183 подростка от 12 до 17 лет и 68 родителей), которым предлагался список из 24 утверждений - характеристик психосоциального благополучия. Респонденты отмечали по пятибалльной шкале перечисленные характеристики в зависимости от их важности для психосоциального благополучия ребенка и вписывали критерии, не вошедшие в предложенный список.
В результате факторного анализа была получена модель психосоциального благополучия российских детей и подростков, включающая пять факторов: психологическое, психическое и физическое здоровье; успешность; социокультурные и социальные условия (социальная экология); общение и социальный статус; воспитание (рис. 1).
Первый фактор «Психическое и физическое здоровье» включил такие условия психосоциального благополучия как психическое здоровье, эмоциональные благополучие и устойчивость, отсутствие физических наказаний, адекватную самооценку, способность к сопереживанию и физическое здоровье.
Второй фактор «Успешность» объединил в себе способности, успешность в обучении и хорошие отношения с учителями, наличие цели и смысла жизни, культуру поведения и ряд личностных особенностей.
Третий фактор «Социокультурные и социальные условия» включил в себя такие характеристики как национальность и принадлежность к вероисповеданию, что определяет социокультурный аспект благополучия ребенка, а также особенности семьи, ее демографическая характеристика и материальное благополучие - что можно обозначить как социальные условия или социальную экологию развития ребенка.
Четвертый фактор «Общение и социальный статус» содержит в себе такие утверждения как хорошая социальная адаптация и включенность в разные группы, наличие друзей и авторитет в классе, благополучный двор (место жительства) и наличие домашних животных.
Пятый фактор «Воспитание» содержит два компонента, определяющих детско-родительские отношения, это включенность родителей в учебный процесс - то есть родительский контроль и заинтересованность в успехах, а также заботу родителей, то есть теплоту отношений.
Рисунок 1. Модель психосоциального благополучия российских детей
Таким образом, модель психосоциального благополучия российских детей не противоречит западным представлениям. Однако, можно отметить в ней некоторые особенности. Духовный, культурный и материальный факторы, отдельно выделенные Williamson J., Robinson M. [6], в российской модели образовали единый фактор - социальная экология, включающий кроме этого национальность и демографические характеристики семьи. Только в российской модели психосоциального благополучия детей выделился фактор «воспитание», включающий поддержку и контроль родителей, который, однако, можно сравнить с фактором, предложенным Wood-
Бибилиографический список
head М. [5], предполагающим личную безопасность и социальную реабилитацию.
Несмотря на некоторые представленные прояснения, в дальнейшем, требуется работа по уточнению и конкретизации выявленных факторов благополучия детей и подростков в рамках кросскультурного исследования, что позволит более точно определить особенности психосоциального благополучия российских детей.
1 Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ, 11-06-00517а «Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты»
1. Сафронова М.В. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей: региональный аспект / М.В. Сафронова, Л.А. Осьмук. // Качество жизни населения в России и ее регионах. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - С. 403-429
2. Доклад исполнительного директора Детского фонда Организации Объединенных Наций на 55-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения / ВОЗ, Женева, 2002 (режим доступа: http://apps.who.int/gb/archive/pdf files/WHA55/ra55d8.pdf)
3. Psychosocial Working Group. Psychosocial intervention in complex emergencies: a framework for practice. Centre for international health studies Queen Margaret university college. - Edinburgh., 2003
4. Armstrong M. Piloting methods for the evaluation of psychosocial programme impact in Eastern Sri Lanka / M. Armstrong, J. Boyden, A. Gala-patti, J. Hart. - Oxford: Refugee studies centre, 2004.
5. Woodhead M. Understanding Children’s Work. Psychosocial impacts of child work: a framework for research, monitoring and intervention / M. Woodhead - London: The centre for childhood, development and learning, 2004.
6. Williamson J., Robinson M. Psychosocial interventions, or integrated programming for well-being? // By Journal of Mental Health, Psychosocial Work and Counselling in Areas of Armed Conflict. August 26, 2005.
7. Hart J. Children’s participation in humanitarian action: learning from zones of armed conflict. Oxford: Refugees Studies Center, 2004.
Bibliography
1. Safronova MV Psychosocial well-being and professional activities of Russian teachers: a regional perspective / MV Safronova, LA Osmuk. // Quality of life in Russia and its regions. - Novosibirsk: publishing house of the NSTU, 2009. - S. 403-429
2. Report of the executive director of the Children's fund, United Nations 55-th World health assembly / WHO Geneva, 2002 (access mode: http://apps.who.int/gb/archive/pdf files/ WHA55Zra55d8.pdf)
3. Psychosocial Working Group. Psychosocial intervention in complex emergencies: a framework for practice. Centre for international health studies Queen Margaret university college. - Edinburgh., 2003
4. Armstrong M. Piloting methods for the evaluation of psychosocial programme impact in Eastern Sri Lanka / M. Armstrong, J. Boyden, A. Gala-patti, J. Hart. - Oxford: Refugee studies centre, 2004.
5. Woodhead M. Understanding Children’s Work. Psychosocial impacts of child work: a framework for research, monitoring and intervention / M. Woodhead - London: The centre for childhood, development and learning, 2004.
6. Williamson J., Robinson M. Psychosocial interventions, or integrated programming for well-being? // By Journal of Mental Health, Psychosocial Work and Counselling in Areas of Armed Conflict. August 26, 2005.
7. Hart J. Children’s participation in humanitarian action: learning from zones of armed conflict. Oxford: Refugees Studies Center, 2004.
Статья поступила в редакцию 05.06.11
20З