Научная статья на тему 'Психосоциальная зрелость в контексте преодоления трудных ситуаций и предупреждения личностных деструкций'

Психосоциальная зрелость в контексте преодоления трудных ситуаций и предупреждения личностных деструкций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРЕОДОЛЕВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / PSYCHOSOCIAL MATURITY / PERSONAL AGENCY / HARMONIOUSNESS / INDEP PERSONAL AUTONOMY OF THE PERSONALITY / DIFFICULT SITUATIONS / OVERCOMING ACTIVITY / SUBJECT-EXISTENTIAL APPROACH / PERSONAL DESTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиповская В.В., Гусейнов А.Ш.

Исследование посвящено актуальной проблеме психосоциальной зрелости, которая рассматривается в экзистенциально-онтологическом аспекте в контексте преодоления сложных ситуаций и предупреждения деструктивности. Цель исследования: выявление предикторов психосоциальной зрелости и их связи со стратегиями преодоления сложных ситуаций. Представлены результаты анализа основных психологических подходов и концепций к пониманию многоаспектного, полисистемного и субъектоцентрического явления психосоциальной зрелости и его критериев. Рассматриваемый феномен в субъектно-бытийной интерпретации предстает как сложное интегральное свойство личности, формирующееся на разных этапах онтогенеза в процессе внутренней работы по преобразованию и гармонизации различных бытийных пространств. Продемонстрировано, что достигнутый уровень зрелости обусловлен содержанием и качеством преодолевающей активности личности, которая подразумевает континуум гармоничности, ответственности и психосоциальной зрелости. В эмпирическом исследовании студенческой молодежи (N=60) использован тестовый инструментарий: методика «Психосоциальная зрелость» (Б.К. Пашнев), методика «Интегральная гармоничность личности» (О.И. Мотков), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл). Использован множественный регрессионный анализ (МРА), корреляционный анализ по Ч. Спирмену. Обосновано и доказано, что важнейшими предикторами зрелости являются гармоничность и самостоятельность личности, позволяющие достигать согласованности субъективного мира и объективных пространств бытия, конструировать просоциальную модель преодолевающего поведения в усложненных условиях и устанавливать эффективную коммуникацию с социумом. Дефициты психосоциальной зрелости сниженный самоконтроль эмоций, эгоцентризм, пассивность, неспособность противостоять влиянию сверстников и прогнозировать последствия своих действий препятствуют преодолению трудных ситуаций и являются условием для формирования деструктивной протестной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL MATURITY IN THE CONTEXT OF OVERCOMING DIFFICULT SITUATIONS AND PREVENTION OF PERSONAL DESTRUCTIONS

The study is devoted to the actual problem of psychosocial maturity, which is considered in the existential-ontological aspect in the context of overcoming difficult situations and prevention of destructiveness. Objective: to identify predictors of psychosocial maturity and their connection with coping strategies. The author presents the results of the analysis of the main psychological approaches and concepts to understanding of multi aspect, polysystemic and subject-centered phenomenon of psychosocial maturity and its criteria. The considered phenomenon in the subject-existential interpretation appears as a complex integral personality trait, which is formed at different stages of ontogenesis in the process of inner work on the metaphysis and harmonization of various existential spaces. It is demonstrated that the achieved level of maturity is determined by the content and quality of the overcoming activity of the personality, which implies a continuum of harmoniousness, responsibility and psychosocial maturity. In the empirical study of student youth (N=60) the following test tools are used: the technique of “Psychosocial maturity” (B.K. Pashnev), the technique of “Integral harmony of personality” (O.I. Motkov), the questionnaire «Strategic Approach to Coping Scale» (SACS) (S. Hobfoll). Moreover, multiple regression analysis (MRA) and the correlation analysis by C. Spearman are also used. It is substantiated and proved that the most important predictors of maturity are the harmoniousness and personal autonomy of the personality, allowing to achieve coherence of the subjective world and objective spaces of being, to design a pro-social model of overcoming behavior in complicated conditions and to establish effective communication with society. Such deficits of psychosocial maturity as subdued self-control of emotions, egocentrism, passivity need, inability to resist the influence of coevals and predict the consequences of their actions hinder the overcoming of difficult situations and are a condition for the formation of destructive protest activity.

Текст научной работы на тему «Психосоциальная зрелость в контексте преодоления трудных ситуаций и предупреждения личностных деструкций»

УДК 159.9

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ

В.В. Шиповская, А.Ш. Гусейнов1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта №18-413-230020 «Экстремизм в контексте протестной активности личности: психологические факторы готовности, система профилактики и преодоления»

Аннотация. Исследование посвящено актуальной проблеме психосоциальной зрелости, которая рассматривается в экзистенциально-онтологическом аспекте в контексте преодоления сложных ситуаций и предупреждения деструктивности. Цель исследования: выявление предикторов психосоциальной зрелости и их связи со стратегиями преодоления сложных ситуаций. Представлены результаты анализа основных психологических подходов и концепций к пониманию многоаспектного, полисистемного и субъектоцентрического явления психосоциальной зрелости и его критериев. Рассматриваемый феномен в субъектно-бытийной интерпретации предстает как сложное интегральное свойство личности, формирующееся на разных этапах онтогенеза в процессе внутренней работы по преобразованию и гармонизации различных бытийных пространств. Продемонстрировано, что достигнутый уровень зрелости обусловлен содержанием и качеством преодолевающей активности личности, которая подразумевает континуум гармоничности, ответственности и психосоциальной зрелости. В эмпирическом исследовании студенческой молодежи (N=60) использован тестовый инструментарий: методика «Психосоциальная зрелость» (Б.К. Пашнев), методика «Интегральная гармоничность личности» (О.И. Мотков), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл). Использован множественный регрессионный анализ (МРА), корреляционный анализ по Ч. Спирмену. Обосновано и доказано, что важнейшими предикторами зрелости являются гармоничность и самостоятельность личности, позволяющие достигать согласованности субъективного мира и объективных пространств бытия, конструировать просоциальную модель преодолевающего поведения в усложненных условиях и устанавливать эффективную коммуникацию с социумом. Дефициты психосоциальной зрелости - сниженный самоконтроль эмоций, эгоцентризм, пассивность, неспособность противостоять влиянию сверстников и прогнозировать последствия своих действий препятствуют преодолению трудных ситуаций и являются условием для формирования деструктивной протестной активности.

Ключевые слова: психосоциальная зрелость, субъектность, гармоничность, самостоятельность, трудные ситуации, преодолевающая активность, субъектно-бытийный подход, личностные деструкции.

PSYCHOSOCIAL MATURITY IN THE CONTEXT OF OVERCOMING DIFFICULT SITUATIONS AND PREVENTION OF PERSONAL DESTRUCTIONS

V. Shipovskaya, A. Guseynov

Abstract The study is devoted to the actual problem of psychosocial maturity, which is considered in the existential-ontological aspect in the context of overcoming difficult situations and prevention of destructiveness. Objective: to identify predictors of psychosocial maturity and their connection with coping strategies. The author presents the results of the analysis of the main psychological approaches and concepts to understanding of multi aspect, polysystemic and subject-centered phenomenon of psychosocial maturity and its criteria. The considered phenomenon in the subject-existential interpretation appears as a complex integral personality trait, which is formed at different stages of ontogenesis in the process of inner work on the metaphysis and harmonization of various existential spaces. It is demonstrated that the achieved level of maturity is determined by the content and quality of the overcoming activity of the personality, which implies a continuum of harmoniousness, responsibility and psychosocial maturity. In the empirical study of student youth (N=60) the following test tools are used: the technique of "Psychosocial maturity" (B.K. Pashnev), the technique of "Integral harmony of personality" (O.I. Motkov), the questionnaire «Strategic Approach to Coping Scale» (SACS) (S. Hobfoll). Moreover, multiple regression analysis (MRA) and the correlation analysis by C. Spearman are also used. It is substantiated and proved that the most important predictors of maturity are the harmoniousness and personal autonomy of the personality, allowing to achieve coherence of the subjective world and objective spaces of being, to design a pro-social model of overcoming behavior in complicated conditions and to establish effective communication with society. Such deficits of psychosocial maturity as subdued self-control of emotions, egocentrism, passivity need, inability to resist the influence of coevals and predict the consequences of their actions hinder the overcoming of difficult situations and are a condition for the formation of destructive protest activity.

Keywords: psychosocial maturity, personal agency, harmoniousness, indep personal autonomy of the personality, difficult situations, overcoming activity, subject-existential approach, personal destructions.

В последнее время значительно возросло количество исследований, посвященных проблеме психосоциальной зрелости. Их востребованность определяется

макросоциальными причинами: жизнь в неопределенном, транзитивном мире, доминирование культуры «псевдо», возрастание сложности социальной организации жизни, повышенная виктимность и ценностно-смысловая дезориентация российского общества, связанная с неэффективностью социальных институтов [17;20], высокая степень угрозы экстремизма. В силу специфики актуального исторического периода, ключевым признаком которого является необходимость принятия решений в условиях неопределенности и ситуациях «вызова», возрастают требования к процессу обретения психосоциальной зрелости, личностной регуляции субъектной активности и развития субъектного отношения к своим побуждениям. Интерес к изучению факторов, способствующих наращиванию потенциала субъектности, связан с попыткой определить условия, позволяющие успешно преодолевать повышенную сложность жизненных ситуаций, продуктивно включаться в социум и тем самым противостоять принятию радикальной идеологии и реализации деструктивной активности по отношению к себе и социальным институтам.

Проблема психосоциальной зрелости попадает в фокус внимания исследователей и включается в обновленный дискурс в связи с тем, что это понятие отвечает постмодернистской методологии, отражая постнеклассический этап психологической науки (открытость и переинтерпретация конструктов, поиск новых обобщений, движение от адаптивной парадигмы к экзистенциальной) и кардинальные изменения, происходящие в современном обществе. Вместе с тем, в психологии как относительно молодой и бурно развивающейся метанауке наблюдаются естественные трудности в построении методологического аппарата, уточнении и обогащении психологических категорий [13]. Еще в 1915 г. З. Фрейд утверждал, что базовые понятия, данные в форме определений, постоянно меняются по содержанию, и это обусловлено тем, что «развитие знаний не терпит ригидности, даже в определениях» [цит. по: 15, с.66]. Соответственно, феномен психосоциальной зрелости остро нуждается в дальнейшей индивидуально-психологической проработке и переинтерпретации.

Психологические традиции в понимании психосоциальной зрелости. Несмотря на то, что проблема психосоциальной зрелости с давних пор

активно разрабатывается в психологии, размытость и неопределенность содержания, вплоть до отождествления с другими понятиями, характерна и для этой категории, которой наряду с другими категориями отводится «роль основных «сгустков» и опорных компонентов психологического знания» [10, с.6]. Вероятно, отмеченная несогласованность взглядов и концепций, освещающих содержание категории зрелости, связана не столько с разными научными подходами к этой проблеме, сколько с различными уровнями и аспектами анализа данного феномена, спецификой проблематизации его содержания. Феномен психосоциальной зрелости рассматривался в традициях академической психологии в следующих существенных аспектах:

- в аспекте развитого социального интереса, преодоления конформизма, эгоцентризма и отчуждения, позволяющих продуктивно разрешать внутренние конфликты и противоречия и достигать зрелого репертуара межличностных отношений (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливан) [15];

- как показатель зрелости индивидуального сознания, личностной автономности, способности к многомерной, системной рефлексии и конструктивной протестной активности (А.Ш. Гусейнов) [3-5];

- в контексте построения внутренней системы ценностей как саморуководства, достижения личностной целостности, конгруэнтности и гендерной идентификации, готовности к семейной жизни, профессиональной деятельности и принятию гражданской ответственности (К.Г. Юнг, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Хавигхерст) [15; 19];

- в аспекте определенной фазы социального развития, на которой происходит «переход от воображаемой жизни к практической», освобождение от юношеского максимализма, кристаллизация чувства личной идентичности, свидетельствующая о том, что индивид готов к творческой самореализации и принятию ответственности за разные аспекты своего поведения (И.С. Кон) [6, с.210-211];

- в аспекте способности к осуществлению самопроизвольного контроля поведения, который складывается путем интеграции идентичности, интериоризации этических ценностей, внутренней мотивации, обеспечивая возможность личностного роста и зрелые формы самореализации (Н.Е. Харламенкова, Е.А. Сергиенко) [13];

- как компонент преодолевающей активности, определяющей способность к

удержанию субъектной метапозиции и реализации предельного модуса бытия, поднимающей жизнедеятельность на качественно новый уровень личностной бытийности (С.Л. Рубинштейн, Г.Ю. Фоменко, В.В. Шиповская) [11; 14; 16].

Таким образом, совокупность рассмотренных характеристик, формируемых в онтогенезе, оформляет психосоциальную зрелость личности.

В предложенной L. Steinberg и E. Cauffman теоретической модели психосоциальной зрелости акцентируются ее дефициты, ведущие к конфликтам, агрессивному поведению и, как следствие, к правонарушениям. Главной особенностью незрелости являются

эгоцентрическая ориентация на быстрое удовлетворение потребностей (принцип удовольствия), сниженный самоконтроль эмоций, обусловливающие агрессивное реагирование при разочаровании или пассивное, безразличное поведение. Такие компоненты как способность противостоять влиянию сверстников и прогнозировать последствия своих импульсивных действий (для себя и для других), принятие ответственности за свое поведение, зафиксированные в многочисленных

исследованиях, являются факторами развития психосоциальной зрелости в подростковом и юношеском возрасте [23]. В разных работах также обращается внимание на то, что рост психосоциальной зрелости в период перехода во взрослую, самостоятельную жизнь дает возможность многим юным правонарушителям в возрасте от 14 до 25 лет реже совершать необдуманные поступки, подавлять агрессию и воздерживаться от антисоциальной активности. Дефициты в развитии психосоциальной зрелости увеличивают вероятность формирования устойчивого девиантного поведения и приводят к тому, что молодые люди, взрослея, становятся хроническими правонарушителями [21;22].

Рассмотренные аспекты конструкта психосоциальной зрелости даже при первичном рассмотрении показывают их тесную взаимосвязь и взаимовлияние. При этом как западная, так и отечественная часть научного сообщества признает, что психосоциальная зрелость не является функцией определенного возрастного этапа[1;7;12]. Ее критериями являются активная жизненная позиция, ответственность, позитивное мировоззрение, автономность, самоконтроль, объемная рефлексия, аутентичность,

конструктивная протестная активность, готовность к преодолению трудных ситуаций. В качестве базовых признаков феномена психосоциальной зрелости исследователи

фиксируют процессуальность, динамичность и принципиальную незавершенность данного феномена [1;8;12]. Относительность достигнутой зрелости реальной системы отмечает А.Н. Поддьяков [13].

В научных подходах (психоаналитический, акмеологический, системно-субъектный,

экзистенциально-гуманистический и др.) подчеркивается ведущая роль

смыслообразования, нравственных ценностей в формировании психосоциальной зрелости. Речь идет не просто о некритичном, автоматическом усвоении ценностей, приводящем к конформизму, но об индивидуализации социальных норм и самостоятельной выработке ценностей и смыслов. В целом, изучаемое явление рассматривается как многоаспектное, субъектоцентрическое и полисистемное, представляющее собой сцепление разнообразных качеств и свойств, оформляющееся в реальном жизненном контексте ситуаций.

В рамках субъектно-бытийного подхода, где личность рассматривается в соотнесенности с модусами ее бытия, предпочитаемые способы существования личности раскрывают меру ее психосоциальной зрелости через соотнесение с конкретно-историческими условиями [14;17;18]. Бытие предстаёт не только внешней причиной, обусловливающей становление личности, но и пространства бытия, в которых с разной степенью успешности реализуется личность,

непосредственно включаются в её организацию [9, с.237]. Обретение психосоциальной зрелости связывается с деконструкцией и гармонизацией бытийных пространств, развитием истинной субъектности, такими ее параметрами, как аутентичность, способность к

самотрансцендированию и самобытию, понимание границ личной ответственности, потребность в самосовершенствовании и самоосуществлении [5, с.390]. Такое психологическое понимание зрелости создает возможность увидеть то, что позволяет личности преодолеть ограничительные условия своего бытия и, что важно, возможные колебания ее субъектности [18]. В наших предшествующих исследованиях выявлено, что социально зрелая личность, способная к конструктивной протестной активности, не всегда может удерживать высокую планку истинной субъектности. Сталкиваясь с косностью и недостаточной восприимчивостью социальной системы к инновациям, человек с расширенным личностным масштабом и потребностью в объективации нередко проявляет излишнюю настойчивость в достижении целей, враждебность

и агрессию, что говорит о неустойчивости субъектной позиции [4;5]. Соответственно, достигнутый успех в какой-либо сфере и удачное построение карьеры не обязательно означают обретение зрелости и реализацию ответственного и гармоничного просоциального поведения [17;20].

Психосоциальная зрелость в субъектно-бытийной интерпретации предстает как сложное интегральное свойство личности,

формирующееся на разных этапах жизненного пути в процессе постоянного духовного усилия по преобразованию бытийных пространств, позволяющее эффективно действовать в динамично изменяющихся условиях и максимально реализовывать бытийные возможности. Конструкт психосоциальной зрелости, традиционно противопоставляемый конструктам социальной инфантильности, беспомощности, содержательно раскрывает самодвижение к высшему уровню субъектности, проявляемое в динамическом процессе преодолевающей активности. В свою очередь, направленность на преодоление собственной ограниченности результирует в достижение гармоничной согласованности субъективного мира и объективных пространств бытия, позволяя человеку стать по-настоящему свободным. Обретение ответственной свободы дает возможность собственными поступками творчески преобразовывать бытийные условия и противодействовать деструктивности. Иными словами психосоциальная зрелость является результатом эффективной преодолевающей активности, реализующейся в соответствии с личностными ценностями и социокультурными эталонами. Соответственно, достигнутый уровень зрелости обусловлен содержанием и качеством преодолевающей активности личности, которая подразумевает континуум гармоничности личности, ответственности и психосоциальной зрелости. Таким образом, в субъектно-бытийном подходе феномен психосоциальной зрелости наиболее активно изучается в связи с проблематикой истинной/ложной субъектности, протестной активности личности, предпочтения того или иного модуса бытия, преодолевающей активности личности.

Несмотря на наличие значительного количества исследований, посвященных изучению феномена психосоциальной зрелости, существует необходимость в уточнении внутренних факторов и механизмов психосоциальной зрелости, их соотношения с преодолевающей активностью личности. Цель исследования - выявление предикторов

психосоциальной зрелости и их связи со стратегиями преодоления сложных ситуаций. Исходя из понимания психосоциальной зрелости как системообразующего компонента преодолевающей активности, мы предположили, что зрелость будет способствовать эффективному преодолению сложных ситуаций и инициативной включенности личности в социум.

Настоящее исследование проводилось на протяжении 2018 г. В нем приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Объем выборки N=60. В качестве методов исследования были использованы следующие: 1) методика «Психосоциальная зрелость» (Б.К. Пашнев); 2) методика «Интегральная гармоничность личности» (О.И. Мотков); 3) опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой). Обработка статистических данных производилась с помощью статистического пакета «StatSoft Statistica v.10.0». Использован корреляционный анализ по Спирмену, процедура множественного регрессионного анализа (МРА). В интерпретации результатов мы следовали субъектно-бытийной методологии.

Обнаружено, что показатель общего индекса психологической зрелости личности методики Б.К. Пашнева демонстрирует положительные связи с показателем ассертивности (г = 0,445; p < 0,01). Выявлены значимые позитивные связи индекса психологической зрелости личности (г = 636; p < 0,01) с интегральным индексом гармоничности личности методики О.И. Моткова. Наличие плотной системы взаимосвязей между показателями подтверждает, что личностная зрелость позволяет достигать гармоничной согласованности субъективного мира и объективных пространств бытия и конструировать активную, просоциальную модель преодолевающего поведения в усложненных условиях, которая дает возможность устанавливать эффективную коммуникацию с социумом.

С целью минимизации ошибок измерения, и выявления влияния перемененных на отдельные ключевые показатели психологической зрелости личности применялся множественный регрессионный анализ (МРА). В анализе использованы и описаны только значимые модели МРА. Индекс психологической зрелости личности (ОПЗ) методики Б.К. Пашнева представлен в виде зависимой переменной регрессионного анализа. Независимыми переменными в моделях МРА выступили шкалы методик «Интегральная гармоничность

личности» и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS).

Рассмотрим статистические показатели регрессионной модели 1. Индекс модели: ОПЗ = -10,174 (Константа) + 0,101 Интегральная гармоничность личности - 0,416 Избегание -0,470 Асоциальные действия. Переменные Интегральная гармоничность личности, а также Избегание и Асоциальные действия определяют 50% вариации переменной индекса психологической зрелости. Модель значима, статистики модели 1: R = 0,704; R2 = 0,495; F (3, 59) = 18,302; p= 0,0001.

Представим статистические показатели регрессионной модели 2. Индекс модели: ОПЗ = 4,621 (Константа) + 0,112 Интегральная гармоничность личности + 0,686 Самостоятельность - 0,549 Асоциальные действия - 0,281 Ценности духовные. Переменные Интегральная гармоничность личности, Самостоятельность, Ценности духовные, а также Асоциальные действия определяют 57% вариации переменной индекса психосоциальной зрелости. Модель значима, статистики модели 1: R = 0,752; R2 = 0,566; F (4, 59) = 17,948; p= 0,0001.

Анализ статистически значимых

регрессионных моделей свидетельствует о том, что зрелость во многом определяется гармоничностью личности. Интегральная гармоничность личности подразумевает высокую, но не чрезмерную развитость всех наиболее важных сфер активности личности, в частности, высокую самооценку, способность к самоопределению и самореализации, удовлетворенность общением, межличностными отношениями, жизнью в целом.

Другой важный предиктор зрелости -самостоятельность, определяемый как опора на собственные силы, самодостаточность, независимость в решениях, вера в себя. Самостоятельность, свойственная зрелой личности, дает возможность принимать экзистенциальные решения в условиях неопределенности жизненных ситуаций, формирует готовность и способность к надситуативной активности и преодолению внешних и внутренних барьеров повседневности.

Личностная зрелость негативно регрессирует на шкалу избегание. Это значит, что зрелая и гармоничная личность не склонна избегать трудных ситуаций, ей свойственна активность, инициативность и стремление своевременно разрешать проблемы. Вышеназванные свойства являются ведущими параметрами при конструировании предельного модуса бытия [14].

Эти свойства выступают в качестве ключевых характеристик, «обусловливающих достижение социального успеха, характеризующих творческое отношение субъекта к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению» [2, с.134-135]. Гармоничное сочетание инициативы, самостоятельности и ответственности позволяет сохранять социальную продуктивность, автономность и поддерживать высокий уровень преодолевающей активности личности. Поэтому достаточно предсказуемо выглядит обнаруженный в исследовании низкий уровень асоциальной активности, характерный для зрелой личности.

Выявлено, что дефицит психосоциальной зрелости обусловливает стремление использовать манипулятивные стратегии, унижать других, демонстрировать свое превосходство и власть. Стремление к доминированию и власти характерно для негативизма [4;5], следовательно, можно прогнозировать деструктивную протестную активность лиц с дефицитом зрелости. Полученные данные согласуются с мнением С. Хобфолла о том, что индивидуальные усилия по преодолению всегда имеют потенциальные социальные последствия.

Исследование демонстрирует, что даже у зрелой личности могут доминировать материальные и утилитарные ценности, а нравственные, духовные, познавательные и эстетические ценности уходят на второй план. Слабая выраженность духовных ценностей у контингента молодежи, обладающего психосоциальной зрелостью, определяет важную задачу духовного развития молодежи, формирования экологического мышления, эстетического воспитания и экзистенциального миропонимания.

Выводы.

1. Психосоциальная зрелость в субъектно-бытийной интерпретации предстает как сложное интегральное свойство личности, формирующееся на разных этапах жизненного пути в процессе постоянного духовного усилия по преобразованию и гармонизации бытийных пространств. Конструкт психосоциальной зрелости содержательно раскрывает самодвижение к высшему уровню субъектности, проявляемое в динамическом процессе преодолевающей активности.

2. Важнейшими предикторами зрелости являются гармоничность и самостоятельность личности, позволяющие достигать согласованности субъективного мира и объективных пространств бытия, конструировать активную, просоциальную модель

преодолевающего поведения в усложненных условиях и устанавливать эффективную коммуникацию с социумом. В то же время выявленная расстановка ценностных приоритетов с выходом на первый план утилитарных ценностей определяет задачу духовно-эстетического развития молодежи на разных ступенях образования.

3. Дефициты психосоциальной зрелости -сниженный самоконтроль эмоций, эгоцентризм, социальная пассивность, неспособность

противостоять влиянию сверстников и прогнозировать последствия своих поступков препятствуют преодолению усложненных ситуаций и инициативной включенности в социум. Выбор непродуктивных стратегий преодоления трудностей, склонность к асоциальным действиям дают основание прогнозировать деструктивную протестную активность у лиц с дефицитом психосоциальной зрелости.

Литература:

1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта; Наука, 1998.

2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ, 2011. - Вып. 1(103). - С. 131-136.

3. Гусейнов А.Ш. Протестное поведение личности: зрелость или инфантилизм: акмеологический подход / А.Ш. Гусейнов // Акмеология. - 2007. - № 3(23). - Т. 1. - С. 135-138.

4. Гусейнов А.Ш. Протестные формы в контексте обретения личностной зрелости / А.Ш. Гусейнов // Акмеология. - 2014. - СВ № 1-2. - С. 69-70.

5. Гусейнов А.Ш. Психология протестной активности личности: монография / А.Ш. Гусейнов. -Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 488 с.

6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.

7. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

8. Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений / А.В. Микляева // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. - 2016. - № 4(17). - Т. 5. - С. 473-477.

9. Знаков В.В. Психология человеческого бытия / В.В. Знаков, З.И. Рябикина. - М.: Смысл, 2017.

10. Разработка понятий современной психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2003.

12. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник ЮУрГУ, 2010. - № 27. - С. 6674.

13. Феномен и категория зрелости в психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

14. Фоменко Г.Ю. Модусы бытия личности в контексте субъектно-бытийного подхода / Г.Ю.

Фоменко // Психология субъекта и психология человеческого бытия; под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. - Краснодар: КубГУ, 2010. - С. 158-174.

15. Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И.Б. Гриншпун. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

16. Шиповская В.В. Модусы преодолевающей активности личности в контексте субъектно-бытийного подхода / В.В. Шиповская // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 4-2(28). - С. 89-93.

17. Шиповская В.В. Личностная беспомощность как фактор виктимизации субъекта / В.В. Шиповская,

A.Ш. Гусейнов // Международный научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика». -2018. - № 12. - С. 137-140.

18. Шиповская В.В. Флуктуации субъектности в контексте преодолевающей активности личности / В.В. Шиповская, Г.Ю. Фоменко // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности; отв. ред.

B.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - С. 1764-1771.

19. Юнг К.Г. Стадии жизни: В кн. Психология зрелости / К.Г. Юнг. - Самара: Бахрах-М», 2003.

20. Юревич А.В. Социально-психологические механизмы кадровой политики / А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2017. - № 6. - Т. 38. - С. 8897.

21. Cauffman E., Steinberg L. (Im)maturity of judgment in adolescence: Why adolescents may be less culpable than adults // Behavioral Sciences and the Law, 2000. 18:741-760.

22. Monahan K.C., Steinberg L., Cauffman E., Mulvey E. Trajectories of antisocial behavior and psychosocial maturity from adolescence to young adulthood // Developmental Psychology, 2009. 45(6):1654-1668.

23. Steinberg L., Cauffman E. Maturity of judgment in adolescence: Psychosocial factors in adolescent decision making // Law and Human Behavior, 1996. 20:249-272.

Сведения об авторах:

Шиповская Виктория Владимировна (г. Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, докторант Кубанского государственного университета, e-mail: victship@mail.ru

Гусейнов Александр Шамильевич (г. Краснодар, Россия), доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, e-mail: AGuseinov@yandex.ru

Data about the authors:

V. Shipovskaya (Krasnodar, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Doctoral candidate Kuban State University, e-mail: victship@mail.ru

A. Guseinov (Krasnodar, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor of Department of psychology of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: AGuseinov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.