Научная статья на тему 'ПСИХОСОМАТИКА'

ПСИХОСОМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / САМОТИЗАЦИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / ПСИХОСОМАТИКА / EMOTIONS / SELF-MOTIVATION / AUTOAGGRESSION / PSYCHOSOMATICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корсакова В.К., Куликова М.Е., Шапагатов С.Р.

В данной статье дано понятие термину психосоматика, и ее основных признаков. Как выявить психосоматическое состояние и выйти из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOMATICS

This article gives the concept of the term psychosomatics, and its main features. How to identify a psychosomatic condition and get out of it.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСОМАТИКА»

УДК 159.9

Корсакова В.К. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт

Куликова М.Е. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт

Шапагатов С.Р. студент магистратуры 2 курса Институт машиностроения

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ПСИХОСОМАТИКА

Аннотация: В данной статье дано понятие термину психосоматика, и ее основных признаков. Как выявить психосоматическое состояние и выйти из него.

Ключевые слова: Эмоции, самотизация, аутоагрессия, психосоматика.

Korsakova V.K., undergraduate 2 year, Humanitarian and Pedagogical Institute

Togliatti State University Tolyatti (Russia) Kulikova M.E., undergraduate 2 year, Humanitarian and Pedagogical Institute

Togliatti State University Tolyatti (Russia) Shapagatov S.R., undergraduate 2 year, Institute of Mechanical Engineering

Togliatti State University Tolyatti (Russia)

PSYCHOSOMATICS

Abstract: This article gives the concept of the term psychosomatics, and its main features. How to identify a psychosomatic condition and get out of it.

Key words: Emotions, self-motivation, auto-aggression, psychosomatics.

Психосоматика - термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний.

Можно говорить о том, что существует некий «психосоматический тип личности». Как правило, эти люди, у которых отсутствует так называемая толерантность к переживаниям. Это означает, что у человека, в силу ряда причин, которые могут быть связаны с системой воспитания, травм, передающихся по роду, генетической предрасположенностью, физическим здоровьем и других, могут существовать особенные отношения с

собственными эмоциями (аффектами).

Эмоции - часть нашего повседневного опыта и поэтому мы зачастую не уделяем должного внимания их распознаванию. И только после серии физических недомоганий (таких как боли в области груди, одеревеневшие или слабые мышцы, нарушение двигательной активности в форме гипервозбуждения или ступора, проблем с уровнем сахара в крови, желудком или щитовидкой) мы часто начинаем замечать некоторую связь между подобным симптомами и , например, тревогой, которая сопровождала нас в последнее время и была нашим привычным фоном. Люди живут, годами не видя этой связи, оказываясь неспособными признать, что испытывают это чувство. Между тем, оно «работает», оказывая влияние на все сферы нашего существования, на здоровье.

Независимо от того, знаем мы о его существовании или нет, оно существует.

Итак, эмоция есть. И то, относится к ней, какое значение ей приписывает, является важнейшим фактором, который характеризует способность переживать, как - то обращаться со своей эмоцией. То, как мы отзываемся на изменения своего эмоционального фона, во многом определяет «жизнь и путь» наших эмоций в теле. Речь здесь идет о таком понятии как «эмоциональная устойчивость», то есть способность контейнирования, удержания аффекта в рамках нормального телесного, психического, когнитивного функционирования. А это зависит от нашего диапазона интенсивности эмоций, который мы можем выдерживать. Если этот диапазон достаточно широк, то и информации от нашего эмоционального мозга мы получаем сравнительно много и в том качестве, которое способны обработать когнитивно, то есть осмыслить и принять оптимальное решение для действия.

Как мы уже говорили, в ситуации травмы (субъективно опасной ситуации) эта функция (сигнальная) может быть нарушена перевозбуждением, а реакция на стимул происходит общая адаптивная, недифференцированная, то есть служащая лишь одной цели: сохранения целостности, выживанию. Между тем, только обработка информации в соответствии с уникальными сигналами дает человеку возможности:

• наиболее эффективного ответа на раздражители,

• выбора адекватного пути творческого приспособления,

• принятия подходящего решения для его осуществления.

Следовательно, главную роль здесь играет умение человека

ориентироваться в собственных эмоциях и интегрировать их в опыт своей жизни, опираясь на распознавание смысла эмоции, то есть на содержащееся в ней послание, отвлекаясь от контекста ситуации (сюжета), внутри которого она родилась.

Так, предчувствие опасной ситуации может быть никак не связано с внешней историей, а быть лишь внутренним чувством, обусловленным совсем другим опытом и гораздо более ранней историей.

Таким образом, способ обращения с аффектами и есть тот ключ, который открывает или закрывает двери к нашему здоровью.

Для того чтобы отнести расстройство к психосоматическому, надо выяснить:

• есть ли у личности, какая-нибудь хроническая активность (устойчивый способ организации контакта с миром);

• связана ли она с определенной эмоцией;

• способен ли человек выдерживать ее;

• может ли ее назвать (вербализировать).

Если такая картина есть, то значит, что беспокойство овладело человеком настолько, что у него распадается естественная связь между чувствительностью и осмыслением, и он не может поступить экологично по отношению к себе. То есть, у него нет возможности принять решения, как о себе позаботиться в данном конкретном случае. И тогда эмоция, маркирующая потребность, остается непрочувствованной, не осознанной. Следовательно, из энергии (а эмоция - энергия в чистом виде) не рождается действия, на каком-то этапе импульс к действию блокируется.

Поскольку все жизненные ситуации можно классифицировать по тому или иному эмоциональному ответу, существует целый ряд обстоятельств, вызывающих схожие аффекты. Получается, что человек с некоторой периодичностью в своей истории избегает чувствования определенного спектра эмоций. Почему? Вероятно, некоторые аффекты ассоциируются с травматическим опытом, и они пугают, невыносимы (вовне) и непереносимы (внутри). Обычно к ним относятся эмоции, связанные с чувствами:

• покинутости,

• отверженности,

• ненужности,

• неценности,

• никчемности,

• отчаяния,

• зависти,

• безнадежности,

• беспомощности,

• паники,

• вины,

• стыда.

Как люди обращаются с дискомфортом, который не осознается (не дифференцируются и не обозначается)? Правильно, никак. Привыкают как -то с этим уживаться.

Что значит уживаться? Потребности надо как-то удовлетворять. Например, с помощью соматизации: «Мне так плохо, я разрушаюсь от невнимательного отношения...» И разрушаем себя теми способами, которые хорошо видны тому, кому адресованы невербализованные чувства. Другой способ обращения - агрессивные проявления непереносимого аффекта,

включая компоненты морального мазохизма или садизма как форм аутоагрессии.

Примеры аутоагрессии и соматизации обычно относятся к тем людям, которые столкнулись с фрустрацией (непринятым или тяжелым эмоциональным состоянием, которое возникает вследствие невозможности удовлетворения каких-либо важных потребностей или достижения значимых целей) в детстве до того, как приобрели опыт безопасного переживания гнева, отчаяния, тревоги, утраты, разочарования. Мы называем соматизацию инфантильным способом обращения со своими аффектами. Такой способ при длительном его использовании грозит полной дезорганизацией деятельности человека.

У того же, кто успел в детстве ощутить результат достижения цели и реализации потребности, но был по какой-либо причине лишен этого впоследствии, наблюдается хорошо вербализированная агрессия. При этом другие эмоции, связанные с чувствами, обозначающими слабость и «детское» состояние, часто подавляются и выражаются в виде симптомов.

Такого рода личности часто ограничивают свою активность для того, чтобы уберечься от дополнительных страданий, связанных с недифферцированным беспокойством и тревогой, избежать соматических расстройств, которые являются знаками неосвоенных эмоций. В этом случаи нам как терапевтам стоит обращать внимание на телесные признаки расстройства, связать их с непроработанными аффектами и помочь их осмыслить, придать значение происходящему. Причем, не играет роли, насколько символический смысл симптома будет ему соответствовать. Важно другое: освоение и реализация энергии симптома, развитие переносимости, его породившей.

Если говорить в гештальт - терминах, то все, что происходит с человеком, происходит на границе - контакте с миром. Эта граница -контакт, с одной стороны, обособляет человека от окружающей среды, а с другой - связывает и обеспечивает возможность удовлетворения потребности. И то, как человек организует этот контакт и эту границу, во многом зависит от того, как он обращается со своими потребностями, выражаемыми чувствами. Если эмоции остаются неосознанными или подавляемыми реакциями, то до потребности дело не доходит. Тогда человек общается с миром через симптом, который становится выразителем организации его контакта, заместителем адаптивного обращения с собственными потребностями, защитой от трудно переживаемых аффектов.

Другими словами, терапевт может узнать о наличии некоторой эмоции по психосоматическому симптому, который, в конечном счете, приведет, как маяк, к запрятанной потребности. Здесь важно, как мы уже видели, научить человека способам экологичного переживания. В противном случае мы приведем его к ресоматизации или ретравматизации, то есть возобновлению симптома или активации травмы с большей интенсивностью.

Таким образом, нормальным путем от симптома к исцелению является

вербализация (называние) аффекта, его порождающего, и десоматизация (поиск другого способа контакта с миром, не прибегая к симптому). Этот путь включает в себя несколько этапов:

1. выявление связи симптома с определенной эмоцией;

2. когнитивная обработка этой эмоции и придание ей формы переживания (проживания);

3. обнаружение вытесненной или несформированной потребности;

4. поиск возможных способов ее удовлетворения (сканирование поля на предмет способа удовлетворения потребности);

5. действие, обозначающее вступление в контакт с внешними объектами;

6. анализ успешности произведенного действия в контексте удовлетворения потребности.

Глядя на эту цепочку, соответствующую гештальтисткому циклу контакта, можно хорошо видеть, что аффект, изначально дающий о себе знать дискомфортом, эмоциональным или физическим, является сигналом, маркером возникшей потребности и одновременно энергией для ее реализации. Поэтому мы говорим о том, что важно развивать свою способность контейнировать (переносить в определенных рамках и осознавать) свои эмоции.

Использованные источники:

1. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. - С.704-709

2. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 2016. 160-168

3. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Медицина, 2018. - С. 258-262.

4. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М..: МЕДпресс-информ, 2017. - 608 с. (с. 360-376).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.