В.Э. Медведев1, А.В. Епифанов2, С.Е. Мартынов3
1 — Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПКМР Медицинского института РУДН, Москва, Россия
2 — ГКБ им М.Е.Жадкевича, Москва, Россия
3 — Международный институт психосоматического здоровья, Москва, Россия
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ И КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
V.E. Medvedev, A.V. Epifanov, S.E. Martyinov
1 — People's Friendship University of Russian, Moscow, Russia
2 — City Clinical Hospital after M.E.Zhadkevich, Moscow, Russia
3 — International Institute of Psychosomatic Health, Moscow, Russia
PSYCHOSOMATIC TYPOLOGY AND CLINICAL-DYNAMIC CHARACTERISTICS OF CARDIOVASCULAR DISEASES
Актуальность. Противоречивость данных литературы указывает на отсутствие согласованного мнения относительно характера взаимодействий и причинно-следственных отношений между психосоциальными факторами, особенностями личности, психической патологией и развитием сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ).
Цель — изучение психосоматических корреляций, обусловливающих особенности манифестации, клинической картины и течения ССЗ.
Материалы и методы. Основными методами исследования являлись клинико-психопатологиче-ский с привлечением данных катамнеза, патопсихологический, клинико-инструментальный статистический.
Результаты. Обследованы 307 пациентов (192 женщины и 115 мужчин; средний возраст больных — 58,3 ± 4,2 лет) с ГБ — 127 набл., ИБС — 97 набл., фибрилляцией предсердий — 83 набл.
При анализе соматических и психопатологических проявлений была установлена неоднородность выборки. Выделены две группы больных: с психосоматическим (синергическим) и соматическим (альтернирующим) типами течения ССЗ.
Синергический тип динамики ССЗ отличает наличие признаков реактивной соматопсихической лабильности (66,5% женщины, 33,5% — мужчины; средний возраст — 57,4±2,1 лет; средняя длительность ССЗ на момент включения в исследование по данным анамнеза и медицинской документации 9,4±3,1 лет).
Анализ патохарактерологического склада показал преобладание акцентуаций (118 набл.) и расстройств личности (73 набл.). При ретроспективной оценке анамнестических данных и медицинской документации обнаружено, что манифестация, клинические проявления и течение собственно ССЗ у пациентов этой группы связаны с патологической патохарактерологической динамикой (реакции, аффективные фазы, ипохондрические развития).
Среди защитных механизмов преобладают реактивное образование (131 набл.) и регрессия (47 набл.). При этом остальные механизмы (отрицание, вытеснение, проекция и т.д.), хотя и не приобретают ведущего значения, активно используются пациентами.
У пациентов с альтернирующим типом течения ССЗ (116 пациентов, 69% женщин, 31% — мужчины; средний возраст 58,4±1,5 года) в подавляющем большинстве случаев влияния психосоциальных факторов и психопатологических расстройств на клиническую картину заболевания не отмечается.
Первые проявления ССЗ у пациентов отмечались в более раннем, чем в первой группе, среднем возрасте — 41,2±1,4 лет. Основными провоцирующими манифестацию сердечно-сосудистой симптоматики факторами у них являлись чрезмерная физическая активность (93 набл.) или резкое изменение метео-климатических условий (17 набл.). В дальнейшем у всех больных течение ССЗ реализовалось вне непосредственной связи обострений CCЗ с какими-либо психогенными триггерами или психопатологическими расстройствами. Отношение
пациентов к соматическому на протяжении жизни неблагополучию характеризуется гипо-, анозо-гнозией.
В репертуаре психологических защит на протяжении жизни у больных преобладают отрицание (39 набл.), вытеснение (35 набл.), компенсация (27 набл.) и гиперкомпенсация (15 набл.).
Заключение. Совокупность представленных выше данных позволяет сделать вывод о существовании как минимум двух полярных вариантов
ССЗ, отличающиеся по психосоматическим соотношениям (личностной предиспозиции, условиям манифестации, коморбидности с психической патологией, стереотипам течения) и, как следствие, прогнозом и подходами к терапии. Полученные данные позволяют объяснить противоречивость результатов исследований взаимного влияния личностной, психической и кардиальной патологии, а также имеют важное практическое значение и указывают на необходимость дифференцированного подхода в комплексном (сомато- и психотропном) лечении ССЗ.
Н.Э. Бабаджанова
Ташкентская Медицинская Академия, Ташкент, Узбекистан
ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ У БОЛЬНЫХ С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА
N.E. Babadjanova
Tashkent Medical Academy, Tashkent, Uzbekistan
DEPRESSIVE SYNDROME AND IT'S TREATMENT IN PATIENTS WITH HEART ISCHEMIC DISEASE
Актуальность. Депрессивные расстройства сочетаются с коронарной патологией чаще, чем с целым рядом других заболеваний. Согласно данным литературы, депрессии возникают в среднем у 20% больных ишемической болезнью сердца (ИБС). Комбинация этих болезней ухудшает клинический и социальный прогноз каждой из них.
Целью исследования явилось изучение клинической специфичности депрессивных расстройств у больных с ИБС. При обследовании и оценке факторов риска ИБС учитывали возраст, пол, длительность ИБС, профессиональные и поведенческие факторы риска, вредные привычки (курение, алкоголь), наследственную отягощенность сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ).
Материал и методы. Для решения поставленных задач было проведено обследование 48 больных (муж-28, 58,3%; жен-20, 41,7%), которые находились на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Критерии включения в исследование: больные мужчины и женшины старше 18 лет с ИБС и депрессивными расстройствами. Критерии исключения из исследования — тяжелые сопутствующие заболевания (нарушения функции печени и почек и т.д.). Длительность анамнеза ИБС — 34 лет; у ряда больных она выявлена впервые. У большин-
ства больных ИБС диагностирована в возрасте 4560 лет. У 10 больных в анамнезе был ишемический инсульт.
Результаты. Клинико-катамнестические исследования больных с ИБС и депрессивными расстройствами позволили выделить их, как соматогенные, эндогенные и психогенные расстройства.
Все больные были обследованы кардиологами с применением шкалы HADS. Госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS) использовали в целях скринингового выявления депрессии и тревоги. Для верификации скрининга и оценки тяжести симптомов депрессии применяли шкалу Гамильтона
(HADS).
После назначения антидепрессантов состояние у 38 (62,5%%) больных улучшилось. В связи с этим, целесообразно назначение антидепрессантов в терапевтической практике.
Заключение. Результаты настоящего исследования подтверждают рациональность комплексного подхода в лечении больных с ИБС, который позволяет оптимизировать лечебно-диагностический процесс, способствует тактике реабилитации, улучшению качества жизни таких больных.