ПСИХОСИСТЕМАТИКА
КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ
PSYCHOSYSTEMATICS AS A NEW TREND IN LINGUISTICS
Т.Г. Игнатьева T.G. Ignatieva
Психосистематика, оперативное время, глоссогенез, праксеогенез, хроногенез, градуальная декомпозиция, квантование информации.
Статья посвящена новому направлению в языкознании, известному под названием «Психосистематика». Рассматриваются французская и российская школы этого направления. Предлагается психосистематическая интерпретация ментального структурирования художественного текста в системе автора. Данная интерпретация может быть использована как в синхронии, так и в диахронии.
Psychosystematics, operative time, glossogenesis, praxeogenesis, chronogenesis, gradual decomposition, quantization of information. This article concerns a specific trend of linguistics known as psychosystematics. The French and Russian schools working in this direction are described. Psychosystematic interpretation of mental structuring of literary text in the author's system is offered. This interpretation can be used both in synchrony and diachrony.
Психосистематика как новое направление в языкознании восходит к имени выдающегося французского учёного Гюстава Гийома (1883-1960). Новым это напрвление можно назвать лишь условно, так как первая работа Г. Гийома «Проблема артикля во французском языке» появилась в 1916 году. В течение, уже можно говорить, столетнего периода существования идей учёного его теория психосистематики языка, в других терминах: психомеханика, психосемиология, векторная лингвистика, позиционная лингвистика, операциональная лингвистика - прошла путь от полного отрицания до всеобщего признания и в настоящее время оформилась в оригинальное, отдельное направление в языкознании, органично вписывающееся в новейшие течения антропологической лингвистики, такие как когни-тивистика и концептология.
Мы оставили тем не менее в заглавии статьи словосочетание «новое направление», учитывая тот факт, что психосистематика в России наиболее известна кругу учёных, занимающихся французским языком. На материале других языков данная теория применяется довольно редко, неизвестна специалистам, в частности, из-за своеобразия терминологии. Таким образом, в задачи статьи входят популяризация указанной теории, её развитие на современном этапе и попытка примене-
Psychosystematics as a new trend in linguistics dates back to the name of a prominent French scientist Gustave Guillaume (1883-1960). This trend can be called new only conditionally, as the first work of G. Guillaume «The Problem of the Article of the French language» appeared in 1916. Today we can say that throughout a century of the existence of the scientist's ideas, his theory of language psychosystematics, in other terms psychomechanics, psychosemiology, vector linguistics, positional linguistics, operational linguistics, has gone a way from a complete denial to the universal recognition and has turned into the original, separate field in linguistics, organically fitting into the latest trends of anthropological linguistics, such as cognitive science and conceptology.
However, we left the phrase «new trend» in the title of the article, taking into account the fact that in Russia psychosystematics is best known for the circle of scientists involved in French. This theory is rarely used in other languages; it is unknown in the art, in particular, because of the identity of its terminology. Thus, the tasks of the article include popularization of the theory, its development at present and an attempt to apply its provisions at the level of text linguistics in our interpretation.
ния ее положении на уровне лингвистики текста в нашей интерпретации.
В отечественной романистике теория психосистематики получила широкое освещение и распространение благодаря исследованиям в научной школе, созданию и функционированию которой посвятила свою жизнь замечательный учёный, доктор филологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Луиза Михайловна Скрелина (1930-2004), воспитавшая 15 докторов и 56 кандидатов наук, которые работают во всех регионах России и за рубежом, развивая идеи своего учителя. Автор этих строк, проработав более четверти века с Луизой Михайловной и защитив две диссертации под её руководством, также имеет честь принадлежать к российской школе психосистематики.
Весь объём информации, касающийся направления, о котором идёт речь, можно получить в научных трудах Луизы Михайловны, и особенно в последней публикации «Школа Гийс-ма: психосистематика», вышедшей уже после ее смерти в издательстве «Высшая школа» в 2009 году. Здесь пытливый читатель найдёт основные положения психосистематики, описание методов исследования (гипотетико-дедуктивный метод и метод векторного анализа), прочтет Гий-омовскую интерпретацию происхождения языка (теория глоттогенеза), оригинальную трактовку теории частей речи в целом и детальную разработку двух главных из них: глагола (категории времени и вида, включая архитектонику времени в германских и русском языках), а также имени существительного (категория определенности / неопределенности и способы её выражения как в романских и германских, так и в русском языке). Помимо этого, в книге дана библиография трудов Г. Гийома, значителен перечень работ самой Луизы Михайловны в списке литературы на русском языке. Полный список трудов профессора Л.М. Скрелиной опубликован в книге: [^отатса Ре1:горо1^апа11 / отв. ред. А.Б. Черняк. СПб.: Нестор - История, 2012. С. 8-34. Отсылаем читателя также к единственному переводу трудов Г. Гийома на русском языке «Принципы теоретической лингвистики», опубликованному под общей редакцией Луизы Михайловны в 1992
In domestic Romanist the theory of psy-chosystematics received a widespread coverage and semination through the researches in the scientific school, whose establishment and operation a remarkable scientist, Doctor of Philology, Professor of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen Luisa M. Skrelina (1930-2004) devoted her life to; she raised 15 doctors and 56 candidates of sciences, who work in all the regions of Russia and abroad, developing the ideas of their teacher The author of these lines, having worked for more than quarter of a century with Luisa Skrelina and having defended two theses under her tutelage, also has the honor to belong to the Russian school of psychosystematics.
All the information concerning the trend in question can be obtained in the scientific works of Luisa Skrelina, and especially in her last posthumous publication "School of Guil-laume: psychosystematics", published in the publishing house "High School" in 2009. Here an inquisitive reader can find basic provisions of psychosystematics, the description of research methods (hypothetical-deductive method and method of vector analysis), read Guillaume's interpretation of the origin of the language (the theory of glottogenesis), an original interpretation of the theory of parts of speech in general and detailed design of the two main ones: the verb (categories of time and type, including the architectonics of time in German and Russian), and the noun (category of certainty / uncertainty and ways of its expression both in the Romance and Germanic languages and in Russian). In addition, the book provides a bibliography of G. Guillaume's works and a significant list of works of Luisa Skrelina in the list of reference. A full list of works of Professor L.M. Skrelina is published in the book "Romanica Petropolitana II" / Ed A.B. Chernyak. St. Petersburg: Nestor - History, 2012. Pp. 8 - 34. The reader is also referred to the only translation of G. Guillaume's work in Russian "Principles of theoretical linguistics", published under the general editorship of Luisa Skrelina in 1992 [Guillaume, 1992]. Especially we highlight the latest work of our teacher in
году [Гийом, 1992]. Особо выделяем последнюю работу нашего учителя в соавторстве с Л.А. Становой «Теоретическая грамматика французского языка» [Скрелина, Становая, 2012], предназначенную для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям бакалавров и магистров Лингвистика, Педагогическое / Филологическое образование, специалистов Лингвистика, Иностранный язык. Данную работу можно использовать не только при обучении французскому языку, но и в курсах теоретических дисциплин на материале других языков: теоретической грамматики, общего языкознания, введения в языкознание, культурологии, курсах по выбору и др. По широте охвата теоретического описания, а это четыре базовые концепции второй половины XX века, укоренившиеся в языкознании: традиционная грамматика, функциональная грамматика, дескриптивная грамматика, психосистематика, по простоте и ясности дефиниций и толкования терминов, что всегда представляет большую трудность, особенно для начинающих исследователей, данная работа представляет собой целостную, системно изложенную картину диалектической природы языка на уровне морфологии
Постулаты психосистематики, которые мы используем в своих исследованиях в области лингвистики текста, предлагая концептуальную модель структурирования художественного текста в системе автора, состоят в следующем.
Идея оперативного времени. Категория времени осмысливается как многомерное пространственное протяжение, в котором происходят ментальные (психические) операции порождения языковых единиц. Многомерность заключается в том, что каждое последующее время входит составной частью в предыдущее и каждое предыдущее время включает в себя последующее. Так, космическое время, которое не имеет ни начала, ни конца, включает в себя глоссогенетическое время - это время, которое в психосистематике детерминируется как время конструирования языка как потенциальной системы. Мы его понимаем как историческое время становления и развития человеческого естественного языка в ходе глотто-генеза. Интересно пояснение о том, что в терминах на -лог (глоссологический, морфологический, лексикологический и др.) содержится идея логи-
collaboration with L.A. Stanovaya "Theoretical grammar of the French language" [Skre-lina, Stanovaya, 2012], designed for university students studying in bachelor's, master's and specialist's programs "Linguistics", "Teacher / Philological education", "Foreign Language". This work can be used not only in teaching the French language, but also in the courses of theoretical disciplines on the material of other languages: theoretical grammar, general linguistics, introduction to linguistics, culturol-ogy, elective courses, etc. Due to the breadth of the theoretical description (this is four basic concepts of the second half of the twentieth century, rooted in linguistics, such as traditional grammar, functional grammar, descriptive grammar, psychosystematics), this work represents a holistic, systematically outlined picture of the dialectical nature of the language at the level of morphology according to the simplicity and clarity of definitions and interpretations of terms, which always presents a great difficulty, especially for novice researchers.
Psychosystematics' postulates that we use in our studies in the field of text linguistics, offering a conceptual model for structuring of literary text in the author's system, are as follows.
The idea of operative time. The category of time is interpreted as a multidimensional spatial extent where there are mental operations of the generation of linguistic units. Multidi-mensionality is in the fact that each subsequent time is a part of the previous one and each previous time includes the subsequent one. Thus, cosmic time, which has neither beginning nor end, includes glossogenetic time - the time that is determined as the time of the language design as a potential system in psychosystematics. We understand it as a historic moment of formation and development of the human natural language during glottogenesis. There is an interesting explanation of the fact that the terms with -log (glossological, morphological, lexicological, etc.) contain the idea of a logical thought, generating the classification, the terms with -gen contain the idea of a spontaneous thought, this is an ontological (or ontoge-
[22 1
ческой работы мысли, производящей классификацию; в терминах на -ген - идея спонтанной работы мысли, это онтологический (или онтогенетический) признак языка [Скрелина, 2009]. Глоссоге-нетическое время включает в себя праксеогене-тическое - время производства устной или письменной речи, т. е. дискурсивное время, и оно измеримо. Г. Гийом ввёл понятие оперативного времени как неизмеримого, составляющего материальный субстрат взаимодействия языка и речи в речевой деятельности, на пространстве которого развёртываются ментальные психические операции рождения слова. Это глубинное время создания в нашем сознании слова, и оно неизмеримо. Это разделяющая система языка как потенциальной системы (парадигматика), и речи как системы актуализации фразы (синтагматика). Оперативное время, таким образом, включено одновременно в праксеогенетическое, глоссогене-тическое и космическое время. Г. Гийом использует идею интеграла как суммы неизмеримо малых величин, существующих тем не менее материально и несущих с собой представление о ре-чемыслительных операциях порождения каждой языковой единицы, а также построения речи. Для нас принципиально важно отметить, что художественный текст является речевым образованием, одной из форм высказывания, средством передачи информации от источника информации к получателю и конструируется в ходе речемыслитель-ной деятельности человека в дискурсивном времени, т. е. на уровне праксеогенеза.
Рассматривая язык как динамическое образование, психосистематика постулирует тезис об учёте внутреннего кинетизма языковых единиц. Мы осмысливаем это положение в соответствии с понятием кинетической энергии, носителем которой является созидающая мысль человека. При диалектическом подходе можно говорить о том, что любая языковая единица обладает внутренней кинетической энергией, которая свойственна ей как на уровне системы в потенции, т. е. в свёрнутом, квантовом виде, это своего рода «дремлющий кинетизм», так и в развёрнутом, реализованном виде в речи - «действующий кинетизм». Внутренний кинетизм языковых единиц «получает жизнь» в процессе хроногенеза - операции мысли, которая состоит в разделении мыслен-
netic) sign of the language [Skrelina, 2009]. Glossogenetic time includes praxeogenetic time - the time of the production of the oral or written language, ie discursive time which is measurable. G. Guillaume introduced the concept of operative time as immeasurable constituting the material substrate of the interaction of the language and speech in speech activity, whose space is where mental operations of a word's generation happen. This is a deep time of words' creation in our minds and it is immeasurable. This is a separating system of the language as a potential system (paradigmatics), and the speech as a system of phrases' update (syntagmatics). In this way, operative time is simultaneously included in praxeogenetic, glossogenetic and cosmic time. G. Guillaume uses the idea of the integral as a sum of infinitely small quantities, however, existing materially and presenting verbal and cogitative operations of each unit's generation, as well as the formation of speech. In our opinion, it is crucial to note that literary text is a speech form, a form of expression, a means of transmitting information from source to destination and it is constructed during verbal and cogitative human activity in discursive time, ie at the level of praxeogenesis.
Considering the language as a dynamic formation, psychosystematics postulates the thesis about the accounting of internal kinetism of linguistic units. We make sense of this provision in accordance with the concept of kinetic energy; a creating human thought is its bearer. In the case of a dialectical approach we can say that any linguistic unit has internal kinetic energy, which is peculiar to it both at the level of the system in potency, ie in a collapsed, quantum form, this is a kind of "dormant kinetism", and in a deployed, implemented form in speech -this is "acting kinetism". Internal kinetism of linguistic units "gets life" during chronogene-sis - the operation of thought which is the division of mental temporary space into segments called chronotheses. Here it should be noted that "time can not be represented by itself, it borrows its representation from space (that is how time spacialisation occurs)" [Guillaume,
ного временного пространства на отрезки, называемые хронотезами. Здесь нужно заметить, что «время не может быть представлено самим собой, оно заимствует своё представление у пространства (получается опространствливание времени, его спасиализация - зраааПза^оп)» [Гийом, 1992, с. 9-10; Скрелина, 2009, с. 210]. По аналогии с хроногенезом как необходимой операцией формирования глагола как части речи мы используем данное понятие как ряд мыслительных операций во временной протяженности при формировании семантической структуры художественного текста. Хроногенез разворачивается в рамках слова как текстовая операция.
Поясним ещё одно понятие, которое мы использовали при структурировании семантической сферы репрезентации текста. Речь идёт о понятии градуальной декомпозиции [Скрелина, 1987, с. 36]. Слово «декомпозиция» означает «расщепление, разделение, поэтапность». Представление о поэтапности, многоуровневое™ лежит в основе практически всех существующих в настоящее время моделей порождения текста, которые различаются между собой количеством выделения уровней, степенью их дробности, различной интерпретацией этапов. Так, известна модель порождения предложения С.Д. Кацнельсона, где выделяются три ступени процесса: речемыслитель-ная (семантическая), лексико-морфологическая и фонологическая [Кацнельсон, 1972, с. 106-123].
В психосистематике процесс порождения языковых единиц репрезентируется также в три этапа: ¡проБэе (в потенциальной возможности действительности), ¡пАеп (в реальной возможности действительности), ¡пеББе (в реальности действительности). Рассмотрим архитектонику художественного текста, понимая под таковой мысленный конструкт представления времени создания текста в системе автора.
При градуированном представлении процесс порождения текста, имеется в виду система автора, предстаёт как развёртывание интенции автора на участках ¡проБзе через промежуточный этап ¡пАеп к заключительному этапу ¡пезБе. Структурирование идёт в направлении от виртуального к реализованному. Этапы ¡проББе и птНем представляют собой довербальный уровень, ¡пеээе -вербальный.
1992, p. 9-10; Skreiina, 2009, p. 210]. By the analogy with chronogenesis as a necessary verb forming operation as a part of speech, we use this concept as a series of mental operations in time space during the formation of a semantic structure of literary text. Chronogenesis unfolds within a word as a text operation.
We will explain another concept, which we used in the structuring of the semantic sphere of text representation. Here we mean the concept of gradual decomposition [Skreiina, 1987, p. 36]. The word "decomposition" means "splitting, separation, gradualism". The idea of gradualism, multilevel system underlies almost in all currently existing models of text generation, which differ in the number of levels' isolation, the degree of their granularity, different interpretations of stages. Thus, there is a model of sentence generation by S.D. Katsnelson where three stages of the process are identified: verbal and cogitative (semantic), lexical-morpho-logical and phonological [Katsnelson, 1972, p. 106-123].
In psychosystematics the generation process of linguistic units is also represented in three stages: inposse (in potential possibility of reality), infieri (in practical possibility of reality), inesse (in practical reality). Let us consider the architectonics of literary text, understanding it as a mental construct of representation of text creation's time in the author's system.
Basing on the author's system, when there is a graded representation, the process of text generation appears as the deployment of the author's intention in the areas of inposse through the intermediate stage of infieri to the final stage of inesse. Structuring goes in the direction from the virtual to the realized. The stages of inposse and infieri represent a prever-bal level, inesse - a verbal one.
At the first stage - inposse - depending on the author's communicative goal setting the formation of the most general, undifferentiated notion of textual situation in its spatial and temporal nature happens. This holistic notion of text situation finds its expression in the form of the author's intention.
Intention defines the subject of speech and
[24 1
На первом этапе - inposse - в зависимости от коммуникативной целеустановки автора происходит образование самого общего, нерасчле-ненного представления о текстовой ситуации в её пространственной и временной сути. Это целостное представление ситуации текста находит выражение в форме авторского замысла.
Замысел определяет предмет речи и его границы, он есть образное представление будущего текста. Это синтезированный образ, представляющий собой свёрнутое содержание - сквозную тему, имеющую иерархическое строение. Элементы этого содержания, выступающие в роли подтем, задают основные линии развития текста и тем самым ограничивают тему по широте. В свою очередь, подтема также является свёрткой, содержащей микротемы, подтемы и т. д. Можно сравнить семантику художественного текста с образом дерева, где ствол представляет собой тему, скелетные ветви - подтему, отростки от них - микротемы, и так до листочков, отождествляемых со стилистическими приёмами автора, и вся совокупность этого созидания передаёт авторскую реальную картину мира той эпохи, в которой он живёт, или фикционную картину мира прошлых эпох, либо будущих. На этом этапе в результате ряда системных операций от общего к частному в когнитивном Универсуме автора вычленяется материальный субстрат текста, его логическое лицо, опора текста как виртуальное понятие о персонаже. Мы полагаем, что, наряду с такими категориями, как художественное время и художественное пространство [Папина, 2002, с. 158-265; Лукин, 2005, с. 188-234], в художественном тексте существует категория, которую мы обозначаем как категорию художественного лица, и данная категория реализуется в системе персонажа, являясь при этом фокусом антропометрической структуры текста [Игнатьева, 2013, с. 180-185], причиной и целью художественной коммуникации, т. е. коммуникации между автором и читателем посредством текста.
На втором этапе - infieri - сознание производит анализ текстовой ситуации, её расчленение в соответствии с коммуникативными целями автора. Расчленение содержания, являющегося мыслительным образованием, происходит методом квантования элементов сознания. Представляется, что в ходе хроногенеза имеют место остановки
its boundaries, it is a figurative representation of a future text. This is a synthesized image, which appears as minimized content - a cross-cutting theme, having a hierarchical structure. The elements of this content, which act as sub-themes, set the main lines of development of the text and thereby limit the breadth of the theme. In turn, the subtheme is also a convolution containing microthemes, subthemes, etc. Semantics of literary text can be compared with the image of the tree where the trunk is a theme, boughs are a subtheme, their processes are microthemes, and so on up to the leaves, which are identified with the stylistic techniques of the author, and the totality of this creation conveys the author's realistic world-image of the epoch when they live, or the fictional world-image of the past epochs or future ones. At this stage, the text material substrate, its logical person, the text support as a virtual concept of the character is singled out as a result of a series of system operations from the general to the specific in the author's cognitive Universum. We believe that along with such categories as literary time and literary space [Papina, 2002, p.158 - 265; Lukin, 2005, p.188- 234], there is a category in literary text, which we denote as a category of literary person, and this category is implemented in the system of character, being a focus of the text anthropometric structure [Ignatieva, 2013, p.180-185], the reason and purpose of literary communication, ie the communication between the author and the reader through the text.
At the second stage - infieri - consciousness produces the analysis of a textual situation, its dismemberment in accordance with the communicative goals of the author. Dismemberment of content, which is a formation of thought, happens by means of the method of quantization of the elements of consciousness It seems that in the course of chronogenesis there are the stops of creative, constructing thought, which are understood as interceptions of itself (saisies) and can be correlated with the moments of information quantization, as "identification of selective discrete units in continuum, which allow restoring a complete block
созидающей, конструирующей мысли, которые понимаются как перехваты самой себя (saisies), и их можно соотнести с моментами квантования информации, поскольку «выделение в континууме выборочных дискретных единиц, которые позволяют восстановить целостный участок действительности, называется квантованием. Перерабатывая информацию, писатель её сначала квантует, а потом кодирует» [Арнольд, 1981, с. 31]. Созидающая мысль не может двигаться безостановочно. Остановки необходимы, чтобы человек мог осознать то, о чём он думает. Г. Гийом пишет о том, что оперативный характер мысли противопоставляется результативному по признаку бессознательное - сознательное начало в размышлениях [Гийом, 1992, с. 206]. На этапе infieri созидающая мысль автора намечает «смысловые вехи» текста, кванты, сгущенные частички мышления, языка, которые в соответствии с закономерностями его линейной структуры образуют некоторую схему, отражающую порядок следования элементов содержания. Такая схема составляет композицию текста, и она имеет, по нашему мнению, модульную природу. Каждый элемент композиционной структуры (завязка, конфликт, кульминация, развязка и др.) представляет из себя текстовой модуль, т. е. частицу сложного целого, гомогенную в когнитивном и модальном аспектах. На данном этапе оформляются ментально-лингвистические заготовки текста, другими словами, оформляется модульная, или когниотипичная, структура текста, именуемая в традиционном литературоведении композиционной структурой. Можно сказать, что это когниотипичная модель текста, где каждый элемент является одновременно модулем и ког-ниотипом. Как модуль он есть частичка текста, которая может «выниматься» из общей композиционной структуры, заменяться на другую, если, например, изменился замысел автора. Как когнио-тип он есть фрейм, инвариант, строящийся по достаточно жёсткой схеме.
Модульная структура текста превращается в «реальную текстовую ткань» на этапе «inesse», где происходит экспликация мыслительного содержания путём воплощения в материальные знаки языка. Это этап актуализации речевого наполнения текста. Он имеет две стадии: первая -стадия перехода языковых единиц (частей речи)
of reality, is called quantization. Processing the information, at first the writer quantizes it, and then encodes it" [Arnold, 1981, p. 31]. A creating thought can not move without stopping. Stops are required so that a person could realize what he was thinking about. G. Guillaume writes that the operational nature of thought is opposed to the effective one on grounds of unconscious / conscious origin in reflections [Guillaume, 1992, p. 206]. At the stage - infieri - the author's creating thought outlines text "meaningful milestones", quanta, concentrated particles of thinking, language, which, in accordance with the laws of its linear structure, form some chart showing the order of content elements. This scheme is the text's composition and, in our opinion, it is modular in nature. Each element of the composition structure (plot, conflict, culmination, denouement, etc.) is a text module, ie a particle of the complex entire, which is homogeneous in cognitive and modal aspects. At this stage mental-linguistic text plots are formed; in other words, a modular or cognitive text structure, called a composition structure in traditional literary studies, is formed. We can say that this is a cogniotypi-cal text model, where each element is both a module and a cogniotype. As a module it is a particle of text that can be "taken out" of the overall composition structure, replaced by another if the original author's plot has changed, for example. As a cogniotype it is a frame, an invariant, which is formed under a rather tough scheme.
The modular structure of the text is converted into "real textual fabric" at the stage of "inesse", where the explication of mental content through the embodiment in tangible signs of the language occurs. This is the stage of update of speech filling of the text. It has two stages: the first is the stage of the transition of linguistic units (parts of speech) from the language as a system to speech. Linguistic units receive the semantic volume that corresponds to the content of the transmitted thought. The indication of the number of transmitted concepts is implemented using name actualizers, the main of which is article in the French Ian-
из языка как системы в речь. Языковые единицы получают тот семантический объём, который соответствует содержанию передаваемой мысли. Указание на объём передаваемых понятий осуществляется при помощи актуализаторов имени, основным из которых во французском языке является артикль. На второй стадии осуществляется функционирование лексически значимых, определившихся по грамматической форме актуализо-ванных языковых единиц, которые занимают синтаксические позиции в структуре предложения в ходе линейного развертывания текста в форме внешней речи. Порождение текста в системе автора имеет конечным результатом факт внешней речи - текст, произнесенный или записанный на бумаге. Принимая во внимание поэтапность рождения текста-высказывания, отметим, что иерархия этапов носит условный характер и является лишь способом рассуждения. Вопрос о том, что первично - семантические процессы или языковые, или, другими словами, довербальные либо вербальные, в науке однозначного ответа не нашёл. В психосистематике принято положение о том, что операции построения мысли и языка идут вместе. Операцией, фундаментальной для построения, является перехват мышлением самого себя, остановка. Без такой остановки, без самослежения мышление не существует относительно самого себя, соответственно, не может строиться язык. Это же условие остаётся в силе и для построения речи [Скрелина, 1992, с. 80]. Этапы ¡прозБе, ¡пАеп, теББе в процессе порождения текста в системе автора являются такими остановками, перехватами созидающей мысли самой себя, во время которых происходит конструирование конститутивных семантических узлов текста.
Психосистематическая интерпретация текста в системе автора вскрывает его динамическую природу, находящую выражение в процессе конструирования, порождения ряда элементов, которые с различной вероятностью следуют друг за другом. При данном подходе создание текста представляет собой процесс речемыслительной деятельности человека познающего. Постановка в центр текстовой деятельности «человека познающего» вместо «человека говорящего» отражает смену лингвистической парадигмы на современном этапе и находится в русле экспликативного
guage. At the second stage, the operation of lexically significant, actualized linguistic units that have a specific grammatical form and occupy syntactic positions in the sentence structure in the course of text linear unfolding in the form of external speech occurs. Text generation in the author's system has the fact of external speech as the final result that can be a spoken text or the one that is written down on paper Taking into account the gradualism of the generation of a text statement, we shall note that the hierarchy of stages is conditional and is just a way of reasoning. The question of what comes first - semantic or linguistic processes, or in other words, preverbal or verbal ones -has not found a clear answer in science. There is a provision in psychosystematics that the operations of thought and language formation go together. The operation that is fundamental for the formation is the interception of thinking by itself, a stop. Without this stop, without self-control thinking does not exist in relation to itself, therefore, the language can not be formed. The same condition is true for the formation of speech [Skrelina, 1992, p. 80 ]. The stages of in-posse, infieri, inesse in the process of text generation in the author's system are those stops, a creative thought's interceptions of itself, during which the construction of constitutive semantic text nodes occurs.
Psychosystematic interpretation of the text in the author's system reveals its dynamic nature that finds expression in the process of formation, generation of a number of elements, which follow each other with different probability. In this approach, the creation of the text is a process of a knowing person's verbal and cogitative activity. Putting textual activity of "a knowing person" instead of "a speaking person" into the center reflects the shift of linguistic paradigm at present and keeps with explicative linguistics designed to answer such eternal questions as "how?" and "why?"
References
1. Arnold I.V. Stylistics of the modern English language: Textbooks. Leningrad: Prosvesh-cheniye, 1981. P. 294 p.
языкознания, призванного ответить на вечные вопросы: «как?» и «почему?».
шблиографический описок
1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: учеб. пособие. Л.: Просвещение, 1981. 294 с.
2. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики: пер. с фр. М.: Прогресс - Культура, 1992. 218 с.
3. Игнатьева Т.Г. Анторопометрическая парадигма диахронического художественного текста: материалы юбилейной XVI Международной конференции научной Школы-семинара имени Л.М. Скрелиной. Санкт-Петербург, 25-27 сентября 2013 г. СПб.: Скифия. 2013. С. 180-185.
4. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. 215 с.
5. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд. перераб. и доп. М,: Ось-89, 2005. 560 с.
6. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
7. Скрелина Л.М. Грамматическая синонимия: учеб. пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. 84 с.
8. Скрелина Л.М. Двадцатый век: окрытия и признания. Лингвистические проблемы искусственного интеллекта: материалы 7 симпозиума, 27 октября 1992 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1992. С.75-92.
9. Скрелина Л.М., Становая Л.А. Теоретическая грамматика французского языка: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 386 с.
10. Скрелина Л.М. Школа Гийома: психосистематика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2009. 367 с. (Лингвистика XX века).
11. Douay С., Roulland D. Ces mots de Gustave Guillaume. Vocabulaire technique de la psychomécanique du langage. Rennes: Presses Universitaires de Rennes~2, 1990. 217 p.
2. Guillaume G. Principles of theoretical linguistics: Transl. from French. Moscow: Publishing group Progress - Culture, 1992 218 p.
3. Ignatieva T.G. Anthropometric paradigm of diachronic literary text // Proceedings of the XYI International Conference of Scientific School-Seminar named after L.M. Skreiina. St. Petersburg, 25-27 September 2013 St. Petersburg: Scythia, 2013. P. 180-185,
4. Katsnelson S.D. Typology of language and verbal thinking. Leningrad: Nauka, 1972, 215 p.
5. Lukin V.A. Literary Text: Fundamentals of linguistic theory. The analytical min. 2nd ed. rev. and add. Moscow: Os-89, 2005. P. 560 p.
6. Papina A.F. Text: its units and global categories / tutorial for students-journalists and philologists. Moscow: Editorial URSS, 2002. 368 p.
7. Skreiina L.M. Grammatical synonymy: Textbooks for the course. Leningrad: Publishing House of LSPI named after A.I. Herzen, 1987. 84 p.
8. Skreiina L.M. Twentieth Century: discoveries and recognition. Linguistic problems of artificial intelligence // Proceedings of the 7th Symposium on October 27, 1992. St. Petersburg: Publishing House of RSPU named after A.I. Herzen, 1992. P.75 - 92.
9. Skreiina L.M., Stanovaya L.A. Theoretical Grammar of the French language / Tutorial. St. Petersburg: Publishing House of RSPU named after A.I. Herzen, 2012 386 p.
10. Skreiina L.M. School of Guillaume: psycho-systematics: Textbooks. Moscow: Higher school, 2009. 367 p. (Linguistics of the twentieth century).
11. Douay C., Roulland D. Ces mots de Gustave Guillaume. Vocabulaire technique de la psychomiicanique du langage. Rennes. Presses Universitaires de Rennes-2, 1990, 217 p.