Научная статья на тему 'Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей'

Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ мира / психосемантика / семантический дифференциал / ассоциации / музыканты / звукорежиссеры / image of the world / psychosemantics / semantic differential / associations / musicians / sound engineers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.М. Абдуллаева, О.Г. Корнева

Актуальность изучения образа мира работников музыкальной сферы обеспечивается 1) интересом к изучению творческих профессий, представители которых характеризуются эмоциональной чувствительностью, художественным ви´дением окружающего мира; 2) изменением общественных представлений о профессии музыканта; 3) необходимостью поиска адекватных методов целостного описания специфических характеристик той или иной сферы профессиональной деятельности. Цели исследования: а) выделение психосемантических структур оценок образа мира у работников музыкальной сферы; б) реконструкция особенностей их профессиональной деятельности; в) выявление различий между специалистами разного профиля внутри музыкальной сферы. Выборка. В исследовании приняли участие представители музыкальных профессий: музыканты (вокалисты и инструменталисты академического и эстрадного профиля) (n = 42) и звукотехники (звукорежиссеры, звукооператоры, звукоинженеры, аранжировщики) (n = 38). В качестве контрольной группы выступили представители иных профессиональных сфер (n = 42), не связанные с музыкой и не владеющие игрой на музыкальных инструментах. Всего 122 человека. Методы. Респондентам предъявлялись следующие методики: 1) краткая анкета для сбора демографических сведений о респондентах; 2) 16-шкальный семантический дифференциал «Моя работа» (Абдуллаева, 2016); 3) метод свободных ассоциаций на 12 слов-стимулов, описывающих коммуникативную среду респондентов. Результаты. Получены данные, на разных уровнях репрезентации раскрывающие образ мира через семантические профили образа работы у представителей различных специальностей внутри музыкальной сферы. Факторные структуры оценок для групп музыкантов и звукотехников описывают устойчивый кластер, состоящий из факторов интересности, разнообразия, потенциала развития, личной приязни и творчества. Корреляционные плеяды категорий, выделенных в контент-анализе полученных ассоциаций (р ≤ 0,001), демонстрируют разделение звукотехников и музыкантов по факторам публичности и технической оснащенности. Заключение. Возможность получить данные о внешне не наблюдаемых аспектах трудовой деятельности, творческой по своей природе, позволяет обогатить представления о деятельности этих специалистов и наметить направления их психологической поддержки. Практическое использование результатов связано с применением психосемантического подхода к анализу профессионального опыта и выделением основных характеристик деятельности специалистов в области музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosemantic features of world image in music professionals

Background. The relevance of studying the world image of music professionals is provided by 1) the researchers’ interest to the creative professionals characterized by particular emotional sensitivity and artistic vision of the world; 2) a change in public perceptions of music professions; 3) the need to find adequate methods for a holistic description of the features of different professional activities. Objectives of the study: a) revealing the psychosemantic structures of the world image in the professionals occupied in the music industry; b) reconstruction of the features of their professional activities; c) identifying the differences between the specialists of different profile within the musical sphere. Sample. The study involved musicians — vocalists and instrumentalists of academic and pop profile (n = 42) and sound engineers and arrangers (n = 38). The control group consisted of professionals (n = 42) not related to music and playing no musical instruments. The total sample included 122 people. Methods. 1) a questionnaire to collect demographic information about respondents; 2) 16-scale semantic differential “My work” (Abdullaeva, 2016); 3) the free association method for 12 stimulus words describing the communicative environment of the respondents. Results. The study allowed for obtaining semantic profiles of the image of occupation in different profile specialists within the musical sphere. The data analysis has revealed different level representations of the world image in the respondents. Factor structures for groups of musicians and sound engineers describe a stable cluster consisting of interest, diversity, development potential, personal affinity, and creativity. The correlations of association’s categories (p ≤ 0.001) demonstrate the division of sound engineers and musicians according to publicity and technical equipment. Conclusion. The obtained data on externally unobservable aspects of creative activity on the psychosemantic approach makes it possible to enrich ideas about the activities of specialists in the music sphere and outline the directions of their psychological support. Obtaining data on externally unobservable aspects of creative activity made it possible to enrich ideas about the activities of music professionals and outline the directions for their psychological support. The practical use of the study results is associated with implementing the psychosemantic approach to the analysis of professional experience and identifying the main characteristics of the occupations in the music sphere

Текст научной работы на тему «Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 2

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9.072.432

психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей

М.М. Абдуллаева1*, О.Г. Корнева2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, mehirban@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-4853

2 Министерство обороны РФ, Департамент психологической работы, Москва, Россия, korneva_og@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4510-0641

*Автор, ответственный за переписку: mehirban@rambler.ru

Актуальность изучения образа мира работников музыкальной сферы обеспечивается 1) интересом к изучению творческих профессий, представители которых характеризуются эмоциональной чувствительностью, художественным видением окружающего мира; 2) изменением общественных представлений о профессии музыканта; 3) необходимостью поиска адекватных методов целостного описания специфических характеристик той или иной сферы профессиональной деятельности.

Цели исследования: а) выделение психосемантических структур оценок образа мира у работников музыкальной сферы; б) реконструкция особенностей их профессиональной деятельности; в) выявление различий между специалистами разного профиля внутри музыкальной сферы.

Выборка. В исследовании приняли участие представители музыкальных профессий: музыканты (вокалисты и инструменталисты академического и эстрадного профиля) (п = 42) и звукотехники (звукорежиссеры, звукооператоры, звукоинже-неры, аранжировщики) (п = 38). В качестве контрольной группы выступили представители иных профессиональных сфер (п = 42), не связанные с музыкой и не владеющие игрой на музыкальных инструментах. Всего 122 человека.

Методы. Респондентам предъявлялись следующие методики: 1) краткая анкета для сбора демографических сведений о респондентах; 2) 16-шкальный семантический дифференциал «Моя работа» (Абдуллаева, 2016); 3) метод свободных ассоциаций на 12 слов-стимулов, описывающих коммуникативную среду респондентов.

Результаты. Получены данные, на разных уровнях репрезентации раскрывающие образ мира через семантические профили образа работы у представителей различных специальностей внутри музыкальной сферы. Факторные структуры оценок для групп музыкантов и звукотехников описывают устойчивый кластер, состоящий из факторов интересности, разнообразия, потенциала развития, личной приязни и творчества. Корреляционные плеяды категорий, выделенных в контент-анализе полученных ассоциаций (р < 0,001), демонстрируют разделение звукотехников и музыкантов по факторам публичности и технической оснащенности.

Заключение. Возможность получить данные о внешне не наблюдаемых аспектах трудовой деятельности, творческой по своей природе, позволяет обогатить представления о деятельности этих специалистов и наметить направления их психологической поддержки. Практическое использование результатов связано с при-

менением психосемантического подхода к анализу профессионального опыта и выделением основных характеристик деятельности специалистов в области музыки.

Ключевые слова: образ мира, психосемантика, семантический дифференциал, ассоциации, музыканты, звукорежиссеры.

Для цитирования: Абдуллаева М.М., Корнева О.Г. Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 2 (15). С. 5-27.

GENERAL PSYCHOLOGY

Scientific Article doi:

PSYCHOSEMANTIC FEATURES OF WORLD IMAGE IN MUSIC PROFESSIONALS

Mehirban M. Abdullaeva1*, Oksana G. Korneva2

1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russia, mehirban@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-4853

2 Ministry of Defense of the Russian Federation, Department of Psychological Work, Moscow, Russia, korneva_og@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4510-0641

* Corresponding author: mehirban@rambler.ru,

Background. The relevance of studying the world image of music professionals is provided by 1) the researchers' interest to the creative professionals characterized by particular emotional sensitivity and artistic vision of the world; 2) a change in public perceptions of music professions; 3) the need to find adequate methods for a holistic description of the features of different professional activities.

Objectives of the study: a) revealing the psychosemantic structures of the world image in the professionals occupied in the music industry; b) reconstruction of the features of their professional activities; c) identifying the differences between the specialists of different profile within the musical sphere.

Sample. The study involved musicians — vocalists and instrumentalists of academic and pop profile (n = 42) and sound engineers and arrangers (n = 38). The control group consisted of professionals (n = 42) not related to music and playing no musical instruments. The total sample included 122 people.

Methods. 1) a questionnaire to collect demographic information about respondents; 2) 16-scale semantic differential "My work" (Abdullaeva, 2016); 3) the free association method for 12 stimulus words describing the communicative environment of the respondents.

Results. The study allowed for obtaining semantic profiles of the image of occupation in different profile specialists within the musical sphere. The data analysis has revealed different level representations of the world image in the respondents. Factor structures for groups of musicians and sound engineers describe a stable cluster consisting of interest, diversity, development potential, personal affinity, and creativity. The correlations of asso-

ciation's categories (p < 0.001) demonstrate the division of sound engineers and musicians according to publicity and technical equipment.

Conclusion. The obtained data on externally unobservable aspects of creative activity on the psychosemantic approach makes it possible to enrich ideas about the activities of specialists in the music sphere and outline the directions of their psychological support.

Obtaining data on externally unobservable aspects of creative activity made it possible to enrich ideas about the activities of music professionals and outline the directions for their psychological support. The practical use of the study results is associated with implementing the psychosemantic approach to the analysis of professional experience and identifying the main characteristics of the occupations in the music sphere.

Keywords: image of the world, psychosemantics, semantic differential, associations, musicians, sound engineers.

For citation: Abdullaeva, M.M., Korneva, O.G. (2022). Psychosemantic features of image of the world in representatives of musical professions. Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya (Theoretical and Experimental Psychology), 2 (15), 5-27. doi:

Введение

Современное состояние психологической науки характеризуется общим трендом — обращением исследователей к постнеклассическим моделям детерминации развития человека как субъекта труда, функционирующего в постоянно изменяющемся мире, требующем гибкого и быстрого реагирования на его вызовы (Моросанова, 2017; Степин, 2009; Кшрегэ, 2001 и др.). Если до недавнего времени система «человек—профессия» рассматривалась как целостная многоуровневая система, состоящая из условно независимых друг от друга элементов — «субъективного» и «объективного», то в настоящее время сложность и мультипарадигмальность этой системы приводит к необходимости пересмотра методологии ее изучения, потому что «каждый новый тип системных объектов предполагает соответствующую ему схему метода познавательной деятельности» (Степин, 2009, с. 249). Одним из интересных объектов в этом контексте становится построение образа мира, складывающегося в процессе всей жизнедеятельности профессионалов как самоорганизующаяся система, в которую вписываются все значимые события, детерминированные внешней деятельностью, и которая, в свою очередь, начинает определять значимость этих событий и выбор деятельностей (Климов, 1991; Серкин, 2006; и др.).

Постановка проблемы

Понятие «образ мира», введенное А.Н. Леонтьевым в 1983 г., было обусловлено решением задачи построения целостного и многоуровневого образа реальности в процессе взаимодействия с миром. Несмотря на многообразие трактовок, основные положения А.Н. Леонтьева об образе мира важны для понимания сущности этого конструкта (Марцинковская и др., 2017; Смирнов, 1985). Первый важный аспект касается деятельностной и социальной природы образа. «В процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично

создают; это — знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире» (Леонтьев, 1983, с. 260). Второй аспект связан с амодальным характером образа мира: он не распадается на сенсорные модальности, любая стимуляция вписывается в него как целое, обеспечивая тем самым ориентировку в предметной действительности. В качестве еще одного важного аспекта выделяется активность субъекта в процессе построения образа мира. Образ мира, складывающийся в течение жизни, сохраняя устойчивость и объективность существования мира, позволяет выстраивать «проактивные» отношения со средой, обеспечивая выбор и направление развития. Следовательно, система профессиональных деятельностей субъекта труда тоже будет определенным образом создавать и изменять образ мира, выступая в качестве основания для описания образов мира людей, занятых в той или иной профессии. «Именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерным для нее модусом жизни, и возможность занимать определенный трудовой пост, что, кстати, не может не приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала» (Климов, 1991, с. 20). Рассматривая образ как психический регулятор деятельности, Е.А. Климов выделяет три группы образов — регуляторов поведения субъекта: 1) образ объекта; 2) образ субъекта; 3) образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, адекватность которых обеспечивает эффективность деятельности в изменяющейся среде (Климов, 1998).

Изменения в мире профессий, связанные, в частности, с переходом работников, имеющих специальную подготовку и обладающих особыми компетенциями в какой-то сфере, в группу представителей профессии, которой может заниматься любой желающий, обусловлены появлением новых средств труда, расширением или сужением предметной области, усилением творческой составляющей и сменой приоритетных ценностей. Все это закономерно обеспечивает интерес исследователей к новым специальностям (Орехов, Блинникова, Каранашев, 2021). Например, блогинг как современная профессия обсуждается на сайте https://proforientator.ru, кибермедицина доказала свою необходимость после недавно пережитой ситуации пандемии, дизайн виртуальных миров как сфера развлечения и обучения активно привлекает представителей цифрового поколения и т.п. Однако особый интерес вызывают трансформации традиционных профессий, испытывающих влияние информационно-компьютерных технологий и всей системы общественных отношений (Hugill, 2018).

В своей работе мы обратились к изучению образа мира представителей музыкальных специальностей в связи со значительными изменениями как внутри самой сферы, так и в отношении к ней в обществе (Hallam, Cross, Thaut, 2016; Zhang et al., 2018). «В современной культуре понятие "музыкант" является предельно широким: оно объединяет профессионалов и музицирующих любителей, представителей академической и фольклорной традиций, эстрадных и рок-исполнителей, солистов и ансамблистов, музыковедов и композиторов, африканских барабанщиков и придворных мастеров эпохи барокко и т. п.» (Старчеус, 2005, с. 7). Современные музыковеды говорят о смене академической традиции V-XX столетий, предполагавшей длительное обучение музыке, вклю-

чавшее нотную грамоту и владение инструментом, и, как следствие, «высокий характер» музыки, связанный с ее существованием «здесь и сейчас» — в момент ее живого исполнения (Софронов, 2014). Сегодня же, наряду с общепринятыми представлениями о деятельности музыканта зарождаются совершенно новые формы проявления музыкальной деятельности как профессиональной. Новые течения в музыке и инновационное техническое оснащение создают новые профессии, ранее не существовавшие (Hugill, 2018). Продвижение музыки всегда было важным аспектом для представителей данной профессиональной сферы, однако распространение социальных медиа в эпоху цифровых технологий глубоко изменило то, как именно это продвижение воспринимается и практикуется с точки зрения коммерческой задачи (продажи музыки) и самими профессионалами, и их окружением (Wilcox, 2017). Академизм музыкантов стал уступать свои позиции не только из-за возможностей звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, но и под давлением развивающихся компьютерных технологий с появлением программного обеспечения, допускающего создание музыки без специальной подготовки (Иванченко, Казарян, Кошелева, 2012; Старчеус, 2005; Sovansky et al., 2016).

Профессиональный мир музыки представлен большим количеством специалистов. Это вокалисты, дирижеры, композиторы, музыкальные руководители, диджеи, звукорежиссеры, звукооператоры, звукоинженеры, аранжировщики1 и др. Все они занимаются созданием художественного образа и потому относятся к типу «человек — художественный образ» в классификации профессий Е.А. Климова. Они могут работать автономно и в коллективе, на одном месте и в разъездах, в маленьких клубах и на больших концертных площадках, могут быть фрилансерами и сотрудниками творческих организаций, встроенными в коммуникативную иерархию и соблюдающими трудовую дисциплину. Выбор в нашем исследовании двух групп: (а) профессиональных музыкантов, зарабатывающих исполнением музыки, и (б) звукорежиссеров, обрабатывающих звук при помощи множества компонентов пульта, — связан с выделением их общих особенностей (творческой деятельности, требующей музыкального слуха и понимания природы звука) и серьезных различий, обусловивших выбор именно этих групп профессионалов.

Образ мира музыканта характеризуется сценической составляющей, требующей контакта со слушателями, артистизма и умения произвести впечатление на аудиторию. В планировании и осуществлении своей профессиональной деятельности музыканты должны понимать особенности своей целевой аудитории, которая вносит существенный вклад в ощущение их профессионального успеха. На этом основании музыкантов часто относят к группе социономи-ческих профессий («человек — человек»). В отличие от них звукорежиссеры, обслуживающие концертную деятельность музыкантов, обеспечивающие слаженную работу акустической аппаратуры, не коммуницируют со слушателями, и их работа от публики скрыта. Звукорежиссерская деятельность не содержит

1 Для краткости далее по тексту всех специалистов, занимающихся обработкой звука при помощи специального оборудования, мы будем называть «звукорежиссерами».

в себе сценических элементов, но требует умения работать в команде и выстраивать коммуникацию с другими участниками творческой рабочей группы.

Таким образом, первый профессиографический фактор, по которому осуществлялся поиск характеристик образа мира представителей музыкальной сферы, — это их публичность, понимаемая как ориентация на слушателей и зрителей и включающая зависимость от их мнения и оценки. Вторым фактором стало техническое оснащение — орудийный компонент деятельности, связанный с использованием технических устройств и требующий серьезного программного обеспечения; этот фактор позволяет отграничить звукорежиссера от музыканта.

Трудность выявления творческой составляющей профессиональной деятельности в сфере музыки обусловила наше обращение к методическому аппарату психосемантики, позволяющему описывать разные уровни профессионального опыта, выявлять особенности мировосприятия и оценки себя (Артемьева, 1999; Серкин, 2016). Существующая модель образа мира, включающая три слоя (ядерный, семантический и перцептивный), дает возможность использовать «весь арсенал методов исследования и моделирования значений и систем значений» (Серкин, 2016, с. 73) при изучении профессиональной специфичности данного конструкта. Понятие «образа мира» как интегральная система значений включает в себя «образ мира профессионала» и «мир профессии» как системы значений, детерминированные профессиональной деятельностью (Абдуллаева, 2016).

В данном исследовании были поставлены следующие цели: а) выделить психосемантические структуры оценок образа мира у работников музыкальной сферы; б) реконструировать особенности их профессиональной деятельности; в) выявить различия между специалистами разного профиля внутри музыкальной сферы.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения: 1) семантика описаний образа своей профессии специалистами музыкальной сферы будет отражать значимые характеристики их профессиональной деятельности; 2) семантика описаний образа профессии представителей музыкальной сферы будет отличаться от описаний их профессии у немузыкантов; 3) звукорежиссеры будут отличны от музыкантов в семантике описаний своего образа мира, поскольку их профессиональная деятельность связана с активным использованием технических средств. Музыканты будут отличаться от звукорежиссеров в связи с тем, что их деятельность характеризуется публичностью — непосредственным взаимодействием со своей аудиторией (Кучекеева, Хатмиев, 2019).

Выборка

В исследовании приняли участие представители музыкальных профессий: музыканты (вокалисты и инструменталисты академического и эстрадного профиля) (п = 42) и звукорежиссеры (п = 38). В качестве контрольной группы выступили представители иных профессиональных сфер (п = 42), не связанные с музыкой и не владеющие игрой на музыкальных инструментах. Всего 122 человека. Описание выборки по группам респондентов представлено в табл. 1.

Таблица 1. Описание выборки по группам респондентов

Группы респондентов Средний возраст (лет (а)) Пол (жен/муж) Субъективная оценка успешности (балл (а))

Контрольная группа(п = 42) 30 (11,7) 27/15 59,3 (25,2)

Работники музыкальной сферы (п=89) Музыканты (n = 42) 35,8 (10,1) 32,3 (10,01) 21/68 16/26 63,7 (23,2) 59,7 (22,3)

Звукорежиссеры (n = 38) 39 (9,8) 5/33 67,5 (25,3)

Всего (n = 122) 34 (10,9) 48/83 62,3 (23,8)

Table 1. Description of the sample by groups of respondents

Groups of respondents Average age (years (a)) Sex (female/male) Subjective estimation of success (points (a))

Control group (n = 42) 30 (11.7) 27/15 59.3 (25.2)

Professionals of musical sphere (n = 89) Musicians (n = 42) 35.8 (10,1) 32.3 (10.01) 21/68 16/26 63.7 (23.2) 59.7 (22.3)

Sound engineers (n = 38) 39 (9.8) 5/33 67.5 (25.3)

Total(n = 122) 34 (10.9) 48/83 62.3 (23.8)

Методы

Психосемантический подход позволяет реконструировать внутреннюю категориальную структуру образа мира, опираясь на знаковую форму, в которой представлены ее компоненты. Исследования В.П. Серкина показали, что анализ материальных продуктов деятельности «является одним из наиболее перспективных методов изучения порождающей функции образа мира и функциональной структуры образа мира» (Серкин, 2016, с. 98). Поэтому в качестве одного из методов получения семантических характеристик стимулов, описывающих образ мира музыкантов, в нашем исследовании выступил метод ассоциаций с последующим контент-анализом — как позволяющий учитывать и характер деятельности музыкантов, и их личностные особенности (Крис, 2007; Таршис, 2021). Следует отметить, что вопросы методологии исследования творческой деятельности — одни из самых сложных в силу недостаточной чувствительности опросных методов, традиционно применяемых в психологии музыки. Поэтому разрабатываются новые, узкоспециализированные методики, направленные на выявление специфичных для данного вида деятельности характеристик, например методика «партитурной транскрипции» В.Г. Ражникова (Ражников, 1980) или методика для диагностики «концертной

тревожности» (Бочкарев, 2008). Аппарат психосемантики, позволяющий учитывать специфичность деятельностного контекста и допускающий «измерение измерителя» (по Е.Ю. Артемьевой, 1999), отвечает поставленной исследовательской цели. Образ мира, будучи продуктом преобразования чувственных образов сознания в значения, тесно связывается с категориальными «сетями» понятий, строящихся по определенным правилам. «Совокупность ассоциаций, определяемых деятельностным контекстом значения, называется его семантическим полем» (Серкин, 2016, с. 53) и изучение таких семантических полей позволит выявить своеобразие, присущее представителям различных профессий.

Еще одним методом для получения субъективных оценок профессиональной деятельности респондентами стал семантический дифференциал (СД), обработка которого допускает количественные и качественные методы анализа (Осгуд, Суси, Танненбаум, 2009).

Итак, каждому респонденту предлагалось заполнить:

1. Краткую анкету, включавшую вопросы о возрасте, стаже, месте работы и специальности, а также субъективную оценку профессиональной успешности (от 0 до 100 баллов).

2. 16-шкальный СД «Моя работа» (Абдуллаева, 2016). Респондентам предлагалось оценить по шкалам СД работу «Музыканта», «Звукорежиссера».

3. Метод свободных ассоциаций с последующим качественным контент-анализом. В качестве слов-стимулов для получения списка ассоциаций были отобраны слова, обозначающие: представителей музыкальной сферы («музыкант», «звукорежиссер»); руководство («арт-директор», «администратор», «менеджер»); условных клиентов («зритель», «слушатель», «танцующий»). Данный выбор обусловлен стремлением охватить окружение работника музыкальной сферы на всех уровнях коммуникативной иерархии. Последняя группа слов была ориентирована на анализ самооценки респондента и состояла из стимулов «я», «друг», «неприятный человек». В общей сложности респондент должен был оценить 12 слов.

В соответствии с целью и гипотезами исследования в качестве основы для создания аналитических категорий нами была взята классификация нормативных компонентов труда (Кузнецова, Абдуллаева, 2021), дополненная образами-регуляторами Е.А. Климова (1998): 1. Объект, предмет, результат труда. 2. Условия труда. 3. Орудия и средства труда. 4. Характеристики трудового процесса. 5. Трудовые (профессиональные) задачи. 6. Субъект труда. 7. Образ субъекта. 8. Образ объекта. 9. Образ субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Последние три категории были выделены для анализа ассоциаций на слова «Зритель», «Слушатель», «Танцующий», а также «Я», «Друг», «Неприятный человек», так как эти категории и ассоциации на них нельзя строго причислить к описывающим или относящимся к профессиональной деятельности.

Затем производился подсчет частоты встречаемости выделенных категорий в общем списке. Для анализа большого объема выделенных категорий нами была использована специальная компьютерная программа МАХОБА 18

(http://www.maxqda.com/). Она относится к программам качественного анализа, поддерживающим комбинированные методы, а также допускает работу с большими текстовыми массивами. Статистическая обработка данных велась при использовании программ MS Excel и SPSS Statistic. Отметим, что при сравнении работников музыкальной сферы (n = 80) с контрольной группой (n = 42) из первой случайным образом отбиралось 42 наблюдения, что решало проблему неравных выборок.

Результаты исследования

1. Для проверки гипотезы о различиях в семантических описаниях профессий мы поочередно сравнили каждую группу работников музыкальной сферы (1) с контрольной группой немузыкантов и (2) друг с другом при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни для независимых выборок (выбор данного критерия обусловливается характером данных). Мы предполагали, что наибольшие различия будут получены между группами представителей музыкальной сферы и немузыкантов в семантических описаниях собственных профессий, так как в основе этих оценок лежит собственный опыт специалистов. Сравнение показало наличие значимых различий между группами музыкантов и немузыкантов в описаниях «музыканта» и «звукорежиссера». Музыканты описали свою профессию как менее любимую, но более разнообразную, ответственную и особенную, по сравнению с немузыкантами (р < 0,005). Возможно, относительно небольшое количество шкал, по которым были получены различия, говорит о том, что музыкальные профессии хорошо знакомы немузыкантам. При этом музыканты в сравнении с немузыкантами описали профессию звукорежиссера как менее творческую и более ответственную.

Интересно, что звукорежиссеры описывают свою работу по сравнению с музыкантами как более любимую, нервную, ответственную, активную, особенную, людную, менее малоподвижную и «в разъездах» (р < 0,005). При этом звукорежиссеры считают профессию музыканта более разнообразной по сравнению с немузыкантами. Данные, полученные на группах музыкантов и звукорежиссеров, отчасти подтверждают нашу гипотезу о том, что в оценке собственных профессий специалисты музыкальной сферы отличаются от немузыкантов.

Профессиографический анализ изучаемых профессий позволяет утверждать, что по профессии музыканты — люди публичные, взаимодействующие со слушателями, а звукорежиссеры, работающие с музыкантами, в отличие от них трудятся в условиях четко заданных задач при мощной технической поддержке.

2. Для выявления различий в представлениях респондентов о мире и себе в нем мы обратились к сравнению факторных структур оценок своей профессии по шкалам СД. Использовались методы выделения главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера. В группе музыкантов вращение сошлось за 10 итераций. В результате были получены 6 факторов, объясняющих 74% дисперсии, где на первый фактор приходится 18% нагрузки (табл. 2).

Таблица 2. Деление шкал СД по факторам для выборки музыкантов (п = 42) по шкалам СД «Моя работа» для оценки собственной профессиональной деятельности

Фактор (% объясняемой дисперсии) Шкалы, вошедшие в фактор Нагрузка Условное обозначение фактора

Фактор 1 (18,5) Обычная — Особенная 0,795 «Субъективное принятие деятельности»

Интересная — Скучная -0,729

Однообразная — Разнообразная 0,677

Творческая — Рутинная -0,607

Ненавистная — Любимая 0,522

Фактор 2 (12,8) Конфликтная — Мирная 0,894 «Стрессовость»

Нервная — Спокойная 0,878

Фактор 3 (11,6) Без обязательств — Ответственная 0,772 «Значимость активных взаимодействий»

Малоподвижная — Динамичная 0,686

Уединенная — Людная 0,604

Фактор 4 (11,1) Активная — Пассивная 0,873 «Динамика развития»

Развивающая — Тормозящая 0,762

Фактор 5 (10,6) На одном месте — В разъездах 0,820 «Образ гастрольной деятельности»

Дорогая — Дешевая -0,603

Фактор 6 (9,6) Высокая оплата — Низкая оплата 0,861 «Финансовые перспективы»

Перспективная — Бесперспективная 0,676

Table 2. Factor structure of semantic differential scales "My work" of musicians (n = 42).

Factors (% variance) Scales included in factors Rated power Factor name

Factor 1 (18,5) Regular — Special 0.795 "Subjective acceptance of activities"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Interesting — Boring -0.729

Monotonous — Diverse 0.677

Creative — Routine -0.607

Hated — Loved 0.522

Factor 2 (12.8) Conflict — Peace 0.894 "Work stress"

Nervous — Calm 0.878

Factor 3 (11.6) Without obligation — Responsible 0.772 "Significance of interactions"

Sedentary — Dynamic 0.686

Secluded — Crowded 0.604

Factor 4 (11.1) Active — Passive 0.873 "Dynamics of development"

Developing — Inhibiting 0.762

Factor 5 (10.6) In one place — On the road 0.820 "Image of touring activity"

Expensive — Cheap -0.603

Factor 6 (9.6) High pay — Low pay 0.861 "Financial perspectives"

Promising — Unpromising 0.676

Таблица 3. Деление шкал СД по факторам для выборки звукорежиссеров (п = 38) по шкалам СД «Моя работа» для оценки собственной профессиональной деятельности

Фактор (% объясняемой дисперсии) Шкалы, вошедшие в фактор Нагрузка Характеристика фактора

Фактор 1 (26,5) Интересная — Скучная 0,846 «Субъективное принятие деятельности»

Развивающая — Тормозящая 0,817

Ненавистная — Любимая -0,802

Творческая — Рутинная 0,726

Обычная — Особенная -0,693

Однообразная — Разнообразная -0,653

Фактор 2 (15,4) Уединенная — Людная 0,786 «Социальная динамика деятельности»

Конфликтная — Мирная -0,773

Малоподвижная — Динамичная 0,766

На одном месте — В разъездах 0,462

Фактор 3 (14,5) Активная — Пассивная 0,769 «Рефлексия профессиональных требований»

Без обязательств — Ответственная -0,694

Нервная — Спокойная 0,661

Фактор 4 (14) Высокая оплата — Низкая оплата 0,862 «Финансовый потенциал»

Дорогая — Дешевая 0,771

Перспективная — Бесперспективная 0,564

Table 3. Factor structure of semantic differential scales "My work" of sound engineers (n = 38)

Factors (% variance) Scales included in factors Rated power Factor name

Factor 1 (26.5) Interesting — Boring 0.846 "Subjective acceptance of activities"

Developing — Inhibiting 0.817

Hated — Loved -0.802

Creative — Routine 0.726

Regular — Special -0.693

Monotonous — Diverse -0.653

Factor 2 (15.4) Secluded — Crowded 0.786 "Social dynamics of activities"

Conflict — Peace -0.773

Sedentary — Dynamic 0.766

In one place — On the road 0.462

Factor 3 (14.5) Active — Passive 0.769 "Reflection of professional requirements"

Without obligation — Responsible -0.694

Nervous — Calm 0.661

Factor 4 (14) High pay — Low pay 0.862 "Financial perspectives"

Expensive — Cheap 0.771

Promising — Unpromising 0.564

Факторизация данных, полученных на выборке звукорежиссеров, выявила 4 фактора, объясняющих 70% дисперсии, где на первый фактор приходится 26% нагрузки (табл. 3). В группе звукорежиссеров вращение сошлось за 6 итераций. Полученные данные интересны и носят гипотезопорождающий характер для будущих исследований.

В анализе списка ассоциаций, полученных в группах немузыкантов и работников музыкальной сферы, мы исходили из того, что наиболее часто встречающиеся слова являются «семантическими универсалиями» (по Е.Ю. Артемьевой) и составляют основу сложившегося у человека образа объекта (табл. 4).

Таблица 4. Частота встречаемости ассоциации по выделенным категориям в группах немузыкантов и работников музыкальной сферы

Слово Кол-во упоминаний Немузыканты Музыканты Звукорежиссеры

Субъект труда

Человек 52 1,12 21 13 18

Музыкант 14 0,30 5 6 3

Ответственный 14 0,30 2 9 1

Творческий 11 0,24 3 7 1

Друг 11 0,24 3 1 6

Добрый 11 0,24 2 7 2

Объект, предмет, результат труда

Музыка 53 1,14 32 8 6

Творчество 19 0,41 11 3 5

Звук 15 0,32 2 9 3

Общение 12 0,26 6 4 0

Помощь 12 0,26 6 4 2

Характеристики трудового процесса

Ответственность 30 0,65 12 9 2

Радость 22 0,47 5 5 4

Ритм 17 0,37 7 5 3

Внимание 15 0,32 10 1 2

Организация 15 0,32 7 7 0

Условия труда

Клуб 38 0,82 14 12 7

Деньги 25 0,54 3 16 5

Концерт 23 0,50 13 8 0

Студия 17 0,37 7 4 5

Поддержка 14 0,30 5 5 4

Танцы 14 0,30 4 2 7

Шум 14 0,30 9 3 2

Орудия и средства труда

Наушники 31 0,67 19 7 3

Пульт 22 0,47 7 9 5

Телефон 19 0,41 6 10 3

Вкус 16 0,34 3 6 4

Гитара 13 0,28 10 2 0

Примечание. * — процент от количества раз, которое слово упоминается во всех наблюдениях.

Table 4. Association occurring frequency by selected categories in groups of non-musicians and music professionals

Words Number of mentions %* Non-musicians Musicians Sound engineers

Subject of work

Human 52 1.12 21 13 1S

Musician 14 0.30 5 6 3

Responsible 14 0.30 2 9 1

Creative 11 0.24 3 7 1

Friend 11 0.24 3 1 6

Kind 11 0.24 2 7 2

Object, result of work

Music 53 1.14 32 S 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Creation 19 0.41 11 3 5

Sound 15 0.32 2 9 3

Communication 12 0.26 6 4 0

Help 12 0.26 6 4 2

Characteristics of the work process

Responsibility 30 0.65 12 9 2

Joy 22 0.47 5 5 4

Rhythm 17 0.37 7 5 3

Attention 15 0.32 10 1 2

Organization 15 0.32 7 7 0

Conditions of work

Club 38 0.82 14 12 7

Money 25 0.54 3 16 5

Concert 23 0.50 13 S 0

Studio 17 0.37 7 4 5

Support 14 0.30 5 5 4

Dance 14 0.30 4 2 7

Noise 14 0.30 9 3 2

Tools and devices of work

Headphones 31 0.67 19 7 3

Remote con- 22 0.47 7 9 5

troller

Telephone 19 0.41 6 10 3

Taste/style 16 0.34 3 6 4

Guitar 13 0.28 10 2 0

Note. * - percentage of the number of times the word is mentioned in all observations.

При сравнении наиболее часто используемых слов в группах не-музыкантов и работников музыкальной сферы большая часть наиболее часто используемых слов в группах совпадает, а существующие различия незначительны.

3. Для количественного анализа в нашей работе использовались частоты встречаемости каждой категории в каждом отдельном списке, которые были преобразованы в матрицу (где по строкам располагались тексты, а по столбцам категории). В рамках контент-анализа было проанализировано в общей сложности 4959 слов и закодировано 5552 фрагмента.

При помощи МАХОБА была сформирована матрица частот встречаемости выделенных категорий, к которым относятся (а) нормативные компоненты трудовой деятельности (объект, предмет, результат труда; условия труда; орудия и средства труда; характеристики трудового процесса, трудовые задачи), (б) субъект труда, (в) образы-регуляторы поведения субъекта (образ субъекта, образ объекта, образы субъект-субъектных и субъект-объектных отношений) (табл. 5).

Таблица 5. Процентное соотношение встречаемости выделенных категорий для трех исследуемых групп

Выделенные категории Немузыканты (%) Музыканты (%) Звукорежиссеры (%)

Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений 12,1 13,0 13,2

Образ объекта 9,6 9,2 8,3

Образ субъекта 13,1 13,7 15,4

Объект, предмет, результат труда 10,2 9,9 7,0

Условия труда 10,8 9,2 9,6

Орудия и средства 11,5 10,9 8,3

Характеристики трудового процесса 9,9 10,6 11,4

Трудовые задачи 10,2 10,9 13,2

Субъект труда 12,7 12,7 13,6

СУММА 100,00 100,00 100,00

Table 5. Percentage of occurrence of selected categories for the three study groups

Highlighted categories Non-musicians (%) Musicians (%) Sound engineers (%)

Image of subject-object and subject-subject relations 12.1 13.0 13.2

Image of Object 9.6 9.2 8.3

Image of Subject 13.1 13.7 15.4

Object and result of work 10.2 9.9 7.0

Conditions of work 10.8 9.2 9.6

Tools and devices 11.5 10.9 8.3

Characteristics of work process 9.9 10.6 11.4

Job tasks 10.2 10.9 13.2

Subject of work 12.7 12.7 13.6

Amount 100.00 100.00 100.00

Это дало нам возможность провести корреляционный анализ категорий для каждой из групп отдельно (рисунок).

Немузыканты

Музыканты Звукорежиссеры

Рис. Корреляционные плеяды частот встречаемости выделенных категорий для трех исследуемых групп. В плеяды включались связи с уровнем значимости р > 0,001

Non-musicians

Musicians Sound engineers

Fig. Correlation pleiades of frequencies of selected categories for the three groups. The pleiades included significance correlations (p > 0.001)

Полученные связи свидетельствуют о наличии определенной структуры выделенных категорий внутри каждой из исследуемых групп.

Обсуждение результатов

Сравнивая семантические описания профессий представителями разных музыкальных специальностей, мы предполагали, что звукорежиссеры будут критичны по отношению к музыкантам, а музыканты будут более позитивно оценивать звукорежиссеров, так как от их мастерства зависит качество работы музыканта на сцене и в студии. Действительно, для музыкантов профессия звукорежиссера описывается как более ответственная, но при этом менее творческая, по сравнению с немузыкантами. Интересно, что звукорежиссеры описывают свою работу по сравнению с музыкантами как более любимую, интересную, динамичную, творческую активную, разнообразную, особенную, но считают работу музыкантов более разнообразной, чем немузыканты. Вне зависимости от конкретной профессиональной деятельности образы музыканта у работников музыкальной сферы предстают довольно схожими. Более заметные расхождения есть только между группами немузыкантов и музыкантов. Сами музыканты видят больше различий и особенностей в своей работе по сравнению с другими респондентами (Bigand, РоиНп-СЬаггоппаЪ 2006).

Полученные различия в оценках по шкалам СД обосновали применение процедуры факторного анализа для получения обобщенных описаний образа своей работы музыкантами и звукорежиссерами. Первый фактор, полученный на выборке музыкантов (см. табл. 2), мы условно обозначили как «Субъективное принятие деятельности», так как в него вошли показатели, связанные с переживанием отношения к своей профессии и тем ее сторонам, которые определяют субъективную значимость деятельности. Во второй фактор — «Стрессовость» — вошли шкалы, описывающие уровень «нервности» и конфликтности деятельности. Третий фактор — «Значимость активных взаимодействий» — выделен как динамическая характеристика деятельности и уровня вовлеченности в социальные взаимодействия, связанные с ответственностью. Четвертый фактор — «Динамика развития» — объединяет шкалу активности профессиональной деятельности с потенциалом развития и возможностей в ней. Пятый фактор — «Образ гастрольной деятельности» — обозначен в силу самой высокой нагрузки на шкалу «На одном месте — В разъездах», описывающую специфику организации рабочего процесса в музыкальной деятельности. Соединение этой шкалы с метафорической шкалой «Дорогая — Дешевая» свидетельствует о важности этого фактора в жизни музыкантов. С одной стороны, высокая стоимость труда связана с востребованностью музыкантов, с другой — отсутствие гастролей приводит к падению доходов. Шестой фактор объединяет в себе оценку уровня заработка в профессиональной деятельности с ее перспективностью, поэтому он был обозначен нами как «Финансовые перспективы». Полученная факторная структура подтверждает представления, сложившиеся у немузыкантов о представителях музыкальной профессии и выделяет ключевые параметры, по которым можно не только описывать, но и оценивать деятельность музыкантов.

Факторная структура оценок СД, полученная на выборке звукорежиссеров, дает более компактную картину, что, на наш взгляд, связано с содержательной определенностью профессиональных задач, независимых от пристрастий публики (2айга е! а1., 2021). Первый фактор содержательно схож с первым фактором, полученным на группе музыкантов (см. табл. 3). Разница состоит только в наличии шкалы «Развивающая — Тормозящая» у звукорежиссеров, что, возможно, отражает воспринимаемый человеком потенциал развития в своей деятельности. Несмотря на это отличие, мы полагаем первые факторы двух групп достаточно схожими и потому обозначаем как «Субъективное принятие деятельности». Второй фактор обозначен нами как «Социальная динамика деятельности», что объясняется объединением в данном факторе шкал, характеризующих «людность» деятельности, ее конфликтность и динамику. Третий фактор был обозначен как «Рефлексия профессиональных требований» из-за того, что в нем шкала ответственности связывается с оценкой стрессовости и активности; иными словами, понимание и принятие обязательств, налагаемых деятельностью, видимо, ведет к повышению ее динамики и уровня стресса. Четвертый фактор «Финансовый потенциал» по содержанию идентичен шестому фактору у музыкантов и связывает оценку перспективности профессиональной деятельности с динамикой ресурсов внутри нее.

Таким образом, в обеих группах работников музыкальной сферы выделяется устойчивый кластер, состоящий из оценки особенности, интересности, разнообразия, потенциала развития, личной приязни и содержательного наполнения творчеством.

Содержательный анализ материалов, полученных при помощи метода свободных ассоциаций, дал интересные результаты. Так, например, слово «деньги» попадает в самую редко используемую группу слов у немузыкантов, тогда как у работников музыкальной сферы оно находится среди наиболее частотных слов. А слова «внимание», «концерт» и «гитара» из самой употребляемой группы у немузыкантов входят в группу мало употребляемых слов у работников музыкальной сферы. Такого рода расхождения могут быть связаны с тем, что для профессиональных работников музыкальной сферы финансовый вопрос достаточно важен, в то время как немузыканты считают данный аспект деятельности непринципиальным для описания профессии музыканта. Стоит отметить, что чаще всего слово «деньги» встречается именно в подгруппе музыкантов (16 упоминаний). Важность этого параметра для творческих специальностей подтверждает и выделение фактора «Финансовый потенциал», который в группах музыкантов и звукорежиссеров является коррелятом успешности и востребованности. При подобном сравнении слов в подгруппах работников музыкальной сферы оказывается, что слово «деньги» появляется как ассоциация на стимулы «арт-директор», «администратор», «менеджер», что, на наш взгляд, подчеркивает связь доходов музыкантов с финансовым менеджментом в музыкальной среде. Если же сравнивать немузыкантов с музыкантами и звукорежиссерами, данная ассоциация появляется только на слово «менеджер», что отчасти подтверждает ожидания респондентов относительно этой профессиональной позиции.

Интересно, что на слово «я» ассоциации во всех трех группах не повторялись, т.е., подбирая ассоциации на самого себя, человек выбирал свойственные лично ему уникальные характеристики. Сравнение наиболее часто используемых респондентами слов выявило небольшое количество совпадений между группами (человек, добрый, я, автор). Схожая ситуация наблюдается и для слов «друг» и «неприятный человек».

Обзор общего списка ассоциаций позволяет увидеть, что количество совпадений в группах работников музыкальной сферы и немузыкантов несколько больше, чем при сравнении внутри групп работников музыкальной сферы (114 слов против 95 слов). Мы предполагаем, что это связано с общим культурным контекстом, лежащим в основе представлений людей о музыкальном бизнесе. Большинство респондентов, безотносительно к их профессиональной принадлежности, дают ассоциации «клуб», «концерт» для музыканта и «студия», «пульт» для звукорежиссера. Наибольший интерес вызывают ассоциации, уникальные для профессий (например, такими ассоциациями были «винил», «наркоман», «атмосфера» у музыкантов и звукорежиссеров). Именно такие ассоциации могут передавать специфику образов, формируемых в профессии.

Сравнение корреляционных плеяд показало различия в структуре связей между категориями трех групп (см. рисунок). Процентное соотношение встре-

чаемости выделенных категорий показывает, что наиболее часто используемой у всех респондентов является категория «образ субъекта» (см. табл. 5), ожидаемо связанная с «субъектом труда», но при этом оказывающейся у музыкантов и немузыкантов не связанной с другими объективно выделяемыми характеристиками труда (рисунок). Наименее употребляемая категория «образ объекта» у звукорежиссеров и немузыкантов становится центральной, увязывая между собой прескриптивные компоненты трудовой деятельности (условия труда, характеристики трудового процесса, результаты труда и др.). Наличие связи между двумя видами категорий — нормативными компонентами деятельности и образами-регуляторами трудовой активности, особенно наглядно представленной у музыкантов, — подтверждает ориентацию респондентов либо на выделение субъектных и объектных свойств труда, как у музыкантов, либо на описание своих взаимодействий с окружающими (в нашем исследовании это «зритель», «слушатель», «танцующий», «я», «друг», «неприятный человек») и оценку компонентов профессиональной деятельности, как у звукорежиссеров.

Заключение

Проведенный анализ описаний составляющих образа мира у работников музыкальной сферы, полученных при помощи разных психосемантических методик, позволил выявить различия в семантических профилях образа профессий у музыкантов и звукорежиссеров. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Современная отрасль музыкальных профессий представляет собой кластер классических, формировавшихся годами и даже веками видов деятельности, и новых профессиональных институтов (битмейкеров, экоакустиков, диджеев, саунд-продюсеров и др.), появившихся с развитием общественных вкусов и компьютерных технологий. При этом творческая составляющая новых видов деятельности сохраняется, меняя характер в зависимости от задач, стоящих перед специалистом.

2. Выбранные для исследования группы работников музыкальной сферы — звукорежиссеры, музыканты — демонстрируют особенности современного распределения специальностей по факторам «публичности» и «технической оснащенности» данной профессиональной области, а группа немузыкантов показала особенности обыденного представления о работниках музыкальной сферы.

3. Звукорежиссеры по сравнению с музыкантами более благополучны в своей профессии. Их работа менее нервная, чем у музыкантов. У них складывается понятная структура категорий, описывающих образ профессии. И хотя трудовые задачи звукорежиссеров определяются в процессе профессиональных коммуникаций, эта структура задается образом объекта, понимаемого как «звуковой образ пространства» (Рустамов, 2013), который четко определяет требуемые орудия и средства труда, его условия, характеристики трудового процесса.

Стрессогенность работы музыкантов связана с активными социальными взаимодействиями, и каждому образу-регулятору соответствует свой компонент труда, что, возможно, обусловлено большей зависимостью музыкантов от аудитории и менеджеров музыкального бизнеса.

Практическое применение полученных данных можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это адекватность методологического аппарата психосемантики, который позволяет через анализ сложной системы субъективных значений и смыслов обратиться к различным аспектам образа мира и рассмотреть его связи с профессиональной деятельностью, что особенно актуально для диагностики компонента творчества в работе. Если метод семантического дифференциала ограничивает активность респондентов заданными шкалами, то метод свободных ассоциаций позволяет получать «тексты», отражающие личные пристрастия и собственный опыт их авторов. Учитывая, что в настоящее время существуют компьютерные программы, позволяющие быстро проводить количественный и качественный анализ большого массива данных, применение психосемантических методик парадигмально соответствует образу мира как типичному постнеклассическому объекту исследования. Во-вторых, получены результаты, демонстрирующие различия в образах своей работы у представителей музыкальной профессии, сотрудничающих друг с другом в концертной и гастрольной жизни.

Возможность получить данные о внешне не наблюдаемых аспектах творческой по своей природе трудовой деятельности позволяет обогатить представления о деятельности этих специалистов и наметить направления их психологической поддержки.

Литература:

Абдуллаева М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С. 3-8.

Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: «Классика-XXI», 2008.

Иванченко Г.В., Казарян М. Ю., Кошелева Н.В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции. М.: Смысл, 2012.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Климов Е.А. Образ... чего? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 20-25.

Крис А. Свободные ассоциации: метод и процесс. М.: Когито-центр, 2007.

Кузнецова А.С., Абдуллаева М.М. Структура труда и факторы успешности профессиональной деятельности // Организационная психология. Учебник / Под ред. А.Б. Леоновой. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 97-115.

Кучекеева Л.А. Хатмиев А.Д. Роль звукорежиссера в создании современной музыки // Сб. материалов Международного саммита по культуре и образованию. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2019. С. 106-110.

Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 251-261.

Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. № 2. С. 20-33.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.

Орехов В.Д. Блинникова А.В. Каранашев А.Х Исследование генезиса инновационных продуктов и профессий будущего в условиях технологических революций // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2021. № 3. С. 143-156.

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. М.: Либроком, 2009.

Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 137-141.

Рустамов А.Р. Звуковой образ пространства в творчестве звукорежиссера // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 10-49.

Серкин В. П. Пять определений понятия «образ мира» // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. № 1. С. 11-19.

Серкин В.П. Психосемантика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016.

Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Софронов Ф.М. Русская музыка за двадцать лет // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 7. С. 38-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дисс. ... д-ра пед. наук, Москва, 2005.

Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклас-сика: философия, наука, культура. СПб.: ИД «Мръ», 2009.

Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии. М.: Ленард, 2021.

Bigand E., Poulin-Charronnat B. (2006) Are we "experienced listeners"? A review of the musical capacities that do not depend on formal musical training. Cognition, 100 (1), 100-130.

Hallam, S., Cross, I., Thaut, M. (2016). Oxford handbook of music psychology (2nd ed.). New York: Oxford University Press.

Hugill, A. (2018). The Digital musician. 3nd ed. New York: Routledge.

Kuipers, T. (2001). Structures in Science: Neo-Classical Science Philosophy. Heuristic Patterns Based on Cognitive Structures An Advanced Textbook in Neoclassical Philosophy of Science. N.Y.: Springer.

MAXQDA. The Art of Data Analysis (Retrieved from http://www.maxqda.com/ (review date: 19.12.2021).

Sovansky, E.E., Wieth, M.B., Francis, A.P., Mcllhagga, S.D. (2016). Not all musicians are creative: Creativity requires more than simply playing music. Psychology of Music, 44 (1), 25-36.

Wilcox, C.D. (2017). Of Music and Media: A Producer Study of Promotional Encoding on Social Media Through the Lenses of Paratext and Medium Theory. Masters Theses. Eastern Illinois University. (Retrieved from https://thekeep.eiu.edu/theses/2690 review date: 17.09.2021).

Zattra L., Donin N., Misdariis N., Pecquet F., Fierro D. (2021). Sound Design as Viewed by Sound Designers A Questionnaire About People, Practice and Definitions. In M. Filimowicz (Ed.) Doing Research in Sound Design. UK: Imprint Focal Press.

Zhang, J.D., Susino, M., McPherson, G., Schubert, E. (2018). Using the three-component model of the musician definition, a musician is someone who has six years of musical expertise. In Parncutt, R., Sattmann, S. (Eds.), Proceedings of ICMPC15/ESC0M10 (pp. 503-505). Graz, Austria: Centre for Systematic Musicology, University of Graz.

References:

Abdullaeva, M.M. (2016). To the question of the psychosemantic classification of professions. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psykhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 3, 3-8. (In Russ.).

Artem'eva, E.Yu. (1999). Fundamentals of psychology of subjective semantics. Moscow: Nauka, Meaning. (In Russ.)

Bigand, E., Poulin-Charronnat, B. (2006). Are we "experienced listeners"? A review of the musical capacities that do not depend on formal musical training. Cognition, 100 (1), 100-130.

Bochkarev, L.L. (2008). Psychology of musical activity. Moscow: "Klassika-XXI". (In Russ.).

Hallam, S., Cross, I., Thaut, M. (Eds.). (2016). Oxford handbook of music psychology (2nd ed.). New York: Oxford University Press.

Hugill, A. (2018). The Digital musician. 3nd ed. NY: Routledge.

Ivanchenko, G.V., Kazaryan, M.Yu., Kosheleva, N.V. (2012). Creativity, professionalism, spirituality: implicit concepts. Moscow: Smysl. (In Russ.)

Klimov, E.A. (1998). Introduction to the work psychology Moscow: Kul'tura i sport, YuNITI. (In Russ.).

Klimov, E.A. (1991). Obraz... chego? Vestnik Moskovskogo universiteta (Moscow University Psychology Bulletin), 4, 20-25 (In Russ.).

Kris, A. (2007). Free Association: Method and Process. Moscow: Kogito-tsentr, 2007. (In Russ.).

Kuipers, T. (2001). Structures in Science: Neo-Classical Science Philosophy. Heuristic Patterns Based on Cognitive Structures An Advanced Textbook in NeoClassical Philosophy of Science. N.Y.: Springer.

Kuznetsova, A.S., Abdullaeva, M.M. (2021). The structure of work and factors of success in professional activity. A.B. Leonova (Eds.). In Organizatsionnaya psikhologiya (Organizational psychology). (pp. 97-115). Moscow: INFRA-M. (In Russ.).

Kuchekeeva, L.A. Khatmiev, A.D. (2019). The role of a sound engineer in the creation of modern music. V sbornike materialov Mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniyu. (In: The collection of materials of the International Summit on Culture and Education). (pp. 106-110) Kazan': Izd-vo Kazanskii gosudarstvennyi institut kul'tury. (In Russ.).

Leontiev, A.N. (1983). Image of the world. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya (Selected psychological works). (pp. 251-262). Moscow: Smysl. (In Russ.).

Martsinkovskaya, T.D., Golubeva, N.A., Yurchenko, N.I. (2017). Picture of the world, image of the world, ideas about the world: constants and transformations of the concept and content. Mir psikhologii (World of Psychology), 2, 20-33. (In Russ.).

MAXQDA. The Art of Data Analysis (Retrieved from http://www.maxqda.com/ (review date: 19.12.2021).

Morosanova, V.I. (2017). Conscious self-regulation of arbitrary human activity as a psychological resource for achieving goals. In A. L. Zhuravlev, V. A. Kol'tsova (Eds.), Fundamental and applied research of modern psychology: results and development prospects (pp. 501-509). Moscow: Institut psik-hologii RAS. (In Russ.).

Orekhov, V.D., Blinnikova, A.V., Karanashev, A.Kh. (2021). Study of the genesis of innovative products and professions of the future in the context of technological revolutions. Vestnik Severo-Os-etinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Khetagurova (Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov), 3, 143-156. (In Russ.).

Osgood, Ch., Suci, Dzh., Tannenbaum, P. (2009). Application of the Semantic Differential Technique to Research in Aesthetics and Related Problems. Iskusstvometriya: metody tochnykh nauk i semiotiki (Artometriya: methods of exact sciences and semiotics). (pp. 278-298). Moscow: Librokom. (In Russ.)

Razhnikov, V.G. (1980). Score transcription. Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 1, 137-141 (In Russ.).

Rustamov, A.R. (2013). The sound image of space in the work of a sound engineer. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 5, 10-49. (In Russ.).

Serkin, V.P. (2006). Five definitions of the concept "image of the world". Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psykhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 1, 11-19. (In Russ.).

Serkin, V.P. (2016). Psychosemantics. Moscow: Yurait. (In Russ.).

Smirnov, S.D. (1985). Psychology of the image: the problem of the activity of mental reflection. M.: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russ.).

Sofronov, F.M. (2014). Russian Music in Twenty Years. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki (Journal of the Music Theory Society.), 7, 38-65. (In Russ.).

Sovansky, E.E., Wieth, M.B., Francis, A.P., McIlhagga, S.D. (2016). Not all musicians are creative: Creativity requires more than simply playing music. Psychology of Music, 44 (1), 25-36.

Starcheus, M.S. (2005). Slukh muzykanta: psikhologo-pedagogicheskie problemy stanovleniya i sovershenstvovaniya: Diss. . d-ra ped. nauk, Musician's aural sence: psychological and pedagogical problems of formation and improvement. Ph. D. (Pedagogics). Moscow. (In Russ.).

Stepin, V.S. (2009). Classics, non-classics, post-non-classics: criteria for distinction. In: Post-neklassika: filosofiya, nauka, kul'tura (Post-non-classics: philosophy, science, culture). (pp. 249-295). St. Petersburg: Izdatel'skii dom "Mir". (In Russ.).

Tarshis, E.Ya. (2021). Kontent-analiz: printsipy metodologii. Moscow: Lenard. (In Russ.)

Wilcox, C.D. (2017). Of Music and Media: A Producer Study of Promotional Encoding on Social Media Through the Lenses of Paratext and Medium Theory: Masters theses. Eastern Illinois University.

Zattra L., Donin N., Misdariis N., Pecquet F., Fierro, D. (2021). Sound Design as Viewed by Sound Designers A Questionnaire About People, Practice and Definitions. In M. Filimowicz (Ed.) Doing Research in Sound Design. UK: Imprint Focal Press.

Zhang, J.D., Susino, M., McPherson, G., Schubert, E. (2018). Using the three-component model of the musician definition, a musician is someone who has six years of musical expertise. In Parncutt, R., Sattmann, S. (Eds.), Proceedings of ICMPC15/ESCOM10 (pp. 503-505). Graz, Austria: Centre for Systematic Musicology, University of Graz.

Статья получена 14.06.2022;

принята 25.06.2022 отредактирована 15.07.2022;

Received 14.06.2022; accepted 25.06.2022 revised 15.07.2022;

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Абдуллаева Мехирбан Махаметжановна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, mehirban@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-4853

Корнева Оксана Геннадьевна — ведущий консультант Департамента психологической работы Министерства обороны РФ, korneva_og@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-4510-0641

ABOUT AUTHORS

Mehirban M. Abdullaeva — associate professor, PhD, associate professor of the Department of Work and Engineering psychology, Faculty of Psychology, Lo-monosov Moscow State University, mehirban@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-4853

Oksana G. Korneva — leading consultant of the Department of Psychological Work, Ministry of Defense of the Russian Federation, korneva_og@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4510-0641

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.