Научная статья на тему 'Психопрофилактика отклоняющегося поведения студента в деятельности куратора академической группы как направление развития психологической безопасности'

Психопрофилактика отклоняющегося поведения студента в деятельности куратора академической группы как направление развития психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУРАТОР / СТУДЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кечина М.А.

В данной статье раскрыты особенности развития психологической безопасности студента средствами профилактики отклоняющегося (девиантного) поведения, реализуемой куратором академической группы, подчеркнута важность раннего выявления и устранения признаков аддиктивного, делинквентного, суицидального и агрессивного поведения молодежи в высшей школе для их будущей профессиональной деятельности, подчеркнута специфика направлений воспитательно-профилактической деятельности куратора со студентами первого курса, раскрыты технологии профилактики отклоняющегося поведения в рамках системы высшего профессионального образования, представлены результаты проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактика отклоняющегося поведения студента в деятельности куратора академической группы как направление развития психологической безопасности»

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

© Кечина М.А.* *

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

В данной статье раскрыты особенности развития психологической безопасности студента средствами профилактики отклоняющегося (девиантного) поведения, реализуемой куратором академической группы, подчеркнута важность раннего выявления и устранения признаков ад-диктивного, делинквентного, суицидального и агрессивного поведения молодежи в высшей школе для их будущей профессиональной деятельности, подчеркнута специфика направлений воспитательно-профилактической деятельности куратора со студентами первого курса, раскрыты технологии профилактики отклоняющегося поведения в рамках системы высшего профессионального образования, представлены результаты проведенной работы.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, внутренние психологические ресурсы, психологическая безопасность, куратор, студент, воспитательно-профилактическая деятельность.

В современный период социально-экономической действительности одной из наиболее ярких тенденцией является формирование у молодежи активной гражданской позиции в отношении здорового образа жизни, соблюдения правовой культуры, развития внутренних психологических ресурсов для позитивного преодоления, возникающих трудных жизненных ситуаций. Одним из эффективных подходов в решении данной проблемы является психопрофилактика отклоняющегося (девиантного) поведения молодых людей.

Змановская Е.В. определяет отклоняющееся поведение личности как «поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам». Наиболее распространенными его формами являются делинквентное, аддиктивное, суицидальное и агрессивное поведение личности [3].

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

* Преподаватель кафедры Психологии.

80

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки

Необходимо отметить, что на сегодняшний день органами Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков отмечено распространение новых наркотических и токсических средств по различным регионам России, заметное снижение возраста, с которого начинается употребление наркотиков и алкоголя, шокирующими становятся случаи смерти всего лишь от крошечной дозы наркотика, кроме того широкое распространение получили психоактивные вещества, не входящие в перечень наркотических средств и психотропных веществ, но обладающие психостимулирующим и одурманивающим действием. Эти вещества получили название «наркотики-аналоги» (курительные смеси, соли для ванн, так называемые «кристаллоидах», целая группа летучих химических веществ токсического действия (ингалянты), закись азота («веселящий газ») [7]. Растет число молодежи, привлекаемых к административной ответственности за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом состоянии. Кроме того, с бурным развитием информационных технологий резко увеличилось количество молодых людей с интернет-зависимостью, возникли электронные наркотики, которые называются «цифровыми наркотиками», базирующиеся на принципах бинаурального аудиовоздействия на мозг. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что именно молодые люди чаще всего подвержены данным негативным влияниям, которые наносят значительный урон соматическому и нервнопсихическому здоровью (самые распространенные среди них - агрессивное и зависимое поведение, попытки суицида, депрессии, морально -нравственный распад личности и т.д.), при злоупотреблении психоактивными веществами у них искажается социальное мышление, представление о ценности здоровья и поведенческих паттернах в обществе.

Обучение студентов, будущих педагогов, основам развития социального мышления позволит начать процесс целенаправленного его развития у подрастающего поколения [2, с. 21], тем самым, формируя потребность в здоровом образе жизни как неотъемлемой части общественного сознания молодежи. Мешков Н.И. утверждает, что «потребностный характер мотивации заключается в том, что потребность в самом начале проявляется как определенное эмоциональное состояние, которое затем, становясь устойчивым, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности» [6, с. 89].

Учитывая особенности студентов первого курса, куратору необходимо определить основные задачи для успешной реализации воспитательного процесса. Главными задачами куратора являются: создание оптимальной профессионально-образовательной среды, активизация процесса социальной и профессиональной адаптации студентов; оказание помощи студентам в раскрытии его внутренних возможностей, создание условий для самоутверждения и самореализации; создание воспитывающей среды в группе; совершенствование системы социальной защиты студентов; развитие студенче-

Психологические науки

81

ского самоуправления на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса [5]. В большинстве случаев данная проблема рассматривается через призму разработки и апробации ряда профилактических программ в образовательных учреждениях. В рамках высшей школы одним из эффективных источников решения обозначенной проблемы выступает работа куратора академической группы, который является организатором воспитательных мероприятий, их участником совместно со студентами, помощником подопечным в адаптации, организации и мониторинге их учебно-воспитательного процесса и хозяйственно-бытового уклада. Куратор в силу своих личностно-профессиональных возможностей осуществляет комплексное психолого-педагогического сопровождение отдельной группы учащихся, выражающееся в оказании психологической помощи (индивидуальные и групповые консультации, профилактическая и развивающая работа в студенческой группе), проведении воспитательной деятельности (участие в мероприятиях разного рода и уровня), выполнении диспетчерской функции (оказание помощи студентам в трудных жизненных обстоятельствах, учебно-профессиональных трудностях, ориентировка студентов и их родителей на каких-либо специалистов).

Основой данных направлений работы куратора является развитие психологической безопасности студентов в академической группе и создание комфортных и безопасных условий. Колесникова Т.И. под психологической безопасностью личности понимает «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [4, с. 4]. Варданян Ю.В. пишет, что «наиболее эффективным путем одновременного восстановления психологической безопасности и повышения эффективности профессионального труда становится проявление мобильности в приобретении профессионального образования и самообразо-вания»[1, с. 14].

Таким образом, куратор, осуществляя комплексное личностно-профессиональное сопровождение студента, снижает факторы «риска» нарушения психологической безопасности, способствует продуктивному формированию профессиональной компетентности будущего педагога.

С целью решения заявленной нами проблемы на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева среди студентов первого курса факультета психологии и дефектологии направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология образования» нами была реализована программа, которая содержала психопрофилактический и психоразвивающий блоки. Развитие психологической безопасности студентов академической группы осуществлялось посредством профилактики отклоняющегося поведения при помощи диагно-

82

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

стики психологического состояния в группе, проведения мероприятий на знакомство, сплочение, проведение тренингов на командообразование, противостояния манипуляциям и индивидуальному и групповому давлению, выработку алгоритма эффективного разрешения конфликтных ситуаций, развития стрессоустойчивости, самоконтроля, снятие тревожности, профилактику пагубных пристрастий химической (наркотики, алкоголь, курение, токсические вещества) и нехимической (азартные игры, видеоигры, интернет-зависимость, аддикции (зависимость) от отношений (сексуальная, любовная и аддикция избегания) зависимостей. В начале и в конце учебного года нами был проведен контрольно-диагностический срез для определения продуктивности проводимой работы. С данной целью мы использовали методику «Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Оре-ла» [8, с. 253]. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели склонности к отклоняющемуся поведению студентов академической группы до и после формирующего эксперимента

Наименование шкал отклоняющегося поведения Показатели группы до эксперимента Показатели группы после эксперимента

1. Шкала установки на социальную желательность а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 14 (40 %) 11 (31,4 %) 10 (28,6 %) 6 (17,1 %) 10(28,6 %) 19 (54,3 %)

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 16 (45,7 %) 10 (28,6 %) 9 (25,7 %) 8 (22,9 %) 12 (34,3 %) 15 (42,9 %)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 17(48,7 %) 10 (28,6 %) 8 (22,9 %) 11(31,4 %) 13 (37,1 %) 11(31,4 %)

4. Шкала склонности к самоповреждающему и само-разрушающему поведению а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 14 (40 %) 12 (34,3 %) 9 (25,7 %) 8 (22,9 %) 13 (37,1 %) 14 (40 %)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 14 (40 %) 11 (31,4 %) 10 (28,6 %) 9 (25,7 %) 13 (37,1 %) 13 (37,1 %)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 16 (45,7 %) 13 (37,1 %) 6 (17,1 %) 8 (22,9 %) 17 (48,7 %) 10 (28,6 %)

7. Шкала склонности к делинквентному поведению а) выраженная б) маловыраженная в) невыраженная 15 (42,9 %) 10 (28,6 %) 10 (28,6 %) 10 (28,6 %) 12 (34,3 %) 13 (37,1 %)

Психологические науки

83

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что до проведения формирующего эксперимента по шкале «установка на социальную желательность» выраженный характер имели 14 (40 %) испытуемых, маловыраженный характер - 11 (31,4 %) испытуемых, невыраженный характер 10 (28,6 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 6 (17,1 %) испытуемых, маловыраженный характер 10 (28,6 %) испытуемых, невыраженный характер 19 (54,3 %) испытуемых, по шкале «склонности к преодолению норм и правил» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 16 (45,7 %) испытуемых, маловыраженный характер характерен 10 (28,6 %) испытуемых, невыраженный характер 9 (25,7 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 8 (22,9 %) испытуемых, маловыраженный характер у 12 (34,3 %) испытуемых, невыраженный характер 15 (42,9 %) испытуемых, по шкале «склонности к ад-диктивному поведению» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 17 (48,7 %) испытуемых, маловыраженный характер 10 (28,6 %) испытуемых, невыраженный характер 8 (22,9 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 11 (31,4 %) испытуемых, маловыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых, невыраженный характер 11 (31,4 %) испытуемых, по шкале «склонности к самопо-вреждающему и саморазрушающему поведению» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 14 (40 %) испытуемых, маловыраженный характер 12 (34,3 %) испытуемых, невыраженный характер 9 (25,7 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 8 (22,9 %) испытуемых, маловыраженный 13 (37,1 %) испытуемых, невыраженный характер 14 (40 %) испытуемых, по шкале «склонности к агрессии и насилию» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 14 (40 %) испытуемых, маловыраженный характер 11 (31,4 %) испытуемых, невыраженный характер 10 (28,6 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 9 (25,7 %) испытуемых, маловыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых, невыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых, по шкале «волевого контроля эмоциональных реакций» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 16 (45,7 %) испытуемых, маловыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых, невыраженный характер 6 (17,1 %) испытуемых, после проведения эксперимента выраженный характер имеют 8 (22,9 %) испытуемых, маловыраженный характер 17 (48,7 %) испытуемых, невыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых, по шкале «склонно сти к делинквентному поведению» до проведения формирующего эксперимента выраженный характер имели 15 (42,9 %) испытуемых, маловыраженный характер 10 (28,6 %)

84

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

испытуемых, невыраженный характер 10 (28,6 %) испытуемых, после эксперимента выраженный характер имеют 10 (28,6 %) испытуемых, маловыраженный характер 12 (34,3 %) испытуемых, невыраженный характер 13 (37,1 %) испытуемых.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что проведенная нами работа является эффективной, так как произошли позитивные изменения, заключающиеся в снижении доли лиц студентов, имеющих негативные характеристики отклоняющегося поведения, тем самым повысился уровень психологической безопасности студентов, выражающийся в снижении склонности к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к невыраженному волевому контролю эмоциональных реакций, к делинквентному поведению.

Список литературы:

1. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза / Ю.В. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3 (19). - С. 13-18.

2. Вдовина Н.А. Развитие социального мышления и профессиональноценностных ориентаций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе изучения курсов по выбору / Н.А. Вдовина, С.В. Сергунина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). -С. 20-24.

3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

5. Маркина В.М. Кураторская работа как составляющая воспитательного процесса в вузе / В.М. Маркина, Н.Л. Хилкова, Е.Г. Прудникова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -С. 179-185.

6. Мешков Н.И. Природа мотивации в контексте развития личности / Н.И. Мешков // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). -С. 87-90.

7. Профилактика наркомании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fsknmsk.ru/konf/prophylaxis/. - Загл. с экрана.

8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.