первую очередь, с недостаточностью финансирования и материально-технической базы) указали почти треть (30,5 %) опрошенных. Оценка гигиенического содержания отделения, качества постельного белья, питания, соблюдение режима в отделении и наличие (отсутствие) предложений о платных услугах не оказывали статистически значимого влияния на уровень удовлетворенности качеством оказанной помощи.
На вопрос о желании лечиться в другом ЛПУ положительно ответили 3,5 % опрошенных, 18,8 % не смогли определиться в своем выборе.
Различные предложения, направленные на улучшение качества стационарной медицинской помощи высказали 54,2 % опрошенных. Они касались преимущественно (в 52,3 % случаев) повышения уровня финансирования; 14,7 % предложений касались улучшения материально-технической базы; 10,1 % - увеличения доступности помощи; 3,7 % - улучшения условий пребывания; 4,6 % - повышения уровня и культуры обслуживания; 14,7 % - прочих аспектов.
Таким образом, проведенный анализ показал, что пациенты достаточно высоко оценивают качество стационарной медицинской помощи. В подавляющем большинстве случаев они довольны отношением медицинского персонала; большинство из них удовлетворено качеством обследования и лечения, условиями пребывания. Наличие тех или иных проблем в оказании помощи пациенты связывают преимущественно с недостаточным финансированием.
Список литературы:
6. Ливанчук А.В., Филиппов В.Л., Крини-цын Н.В. с соавт. Современные подходы к определению риска возможного влияния промышленных предприятий на состояние здоровья населения // Проблемы городского здравоохранения. Вып.8: Сб. науч.тр. / Под ред. проф. Н.И.Вишнякова.
- СПб, 2003. с.103-107.
7. Миняев В.Л., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. - М.: Мед.пресс-информ, 2002. - с.520.
8. Сурмиевич П.Е., Коротких И.Н. О некоторых результатах изучения диспансеризации сотрудников органов внутренних дел // Актуальные вопросы организации медицинской помощи металлургам: Сборник научно-практических работ. - Череповец, 2003. - с.24-26.
9. Чертухина О.Б. Программно-целевое планирование как метод управления здоровьем населения // Проблема управления здравоохранением. - 2003. - № 4. - с.9-11.
10. Шеметова М.В. Возможные подходы к оптимизации работы МСЧ в условиях реформирования системы здравоохранения // Актуальные вопросы организации медицинской помощи металлургам: Сборник научно-практических работ.
- Череповец. - 2003. - с.32-33.
SUMMARY ANALYSIS OF ORGANIZATION AND QUALITY OF MEDICAL CARE ON THE BASIS OF QUESTIONNAIRES
FOR LABOURERS OF KIROVO-CHEPETSK CHEMICAL COMPANY A. A. Rozuvan Medical Hospital № 52 of the Medical Biological Agency of Russia
The major goal of the article was to analyze organization and quality of medical care on the basis of questionnaires for labourers of Kirovo-Chepetsk Chemical Company. Four types of questionnaires were developed. They were based on up-to-date questionnaires used both in Russia and abroad. The above questionnaires covered a wide range of diverse aspects of health care and quality of health care services. The questionnaires were focused on frequency of the responders' admissions to inpatient and outpatient subdivisions for the past 3 years, information on annual prophylactic examinations and levels and quality of medical evaluation in different diagnostic departments.
Е. В. Старкова, профессор С. А. Куковякин ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЭВАКОГОСПИТАЛЯ №1322
Кировская государственная медицинская академия
Великая Отечественная война и временная оккупация значительной части территории нашей страны немецкой армией, массивная миграция населения и эвакуация его в Кировскую область потребовали от органов здравоохранения значительного напряжения, мобилизации сил и средств лечебных учреждений и медицинских работников по организации лечения раненых бойцов и командиров Красной Армии. Все лучшее, что имелось в сети медицинских учреждений того времени из материальных средств и медицинских кадров, было направлено на организацию госпиталей [1].
Формирование эвакогоспиталя N° 1322 началось 2 июня 1941 г. Для госпиталя были выделены 4 здания, значительно отдаленные друг от друга. В трех зданиях (школы № 6, 17, 15) размещались медицинские отделения и лечебно-диагностические кабинеты, в четвертом здании (помещение Нарсуда Сталинского района г. Кирова) был размещен штаб госпиталя [2].
Госпиталь имел 6 отделений. Среди лечебно-диагностических кабинетов были рентгеновский, зубоврачебный, физиотерапевтический, лаборатория, кабинеты ЛФК, операционные, перевязочные [3].
Изначально госпиталь был рассчитан на 600 коек. Но постепенно число коек увеличивалось и достигло к сентябрю-октябрю 1941 г. 800, а к февралю 1942 г. -1000 коек [5].
По своему назначению эвакогоспиталь № 1322 был организован как общехирургический. В первый год существования госпиталя терапевтического отделения в нем не было, поэтому пациенты данного профиля поступали в госпиталь случайно. Среди таких пациентов было 27 неврологических и 36 психиатрических [4].
Со второго полугодия 1942 г. контингент больных в госпитале меняется. Это связано с организацией психиатрического, а позднее и неврологического отделений [6].
24 июня 1942 г. в г. Кирове в эвакогоспитале № 1322 было организовано психиатрическое отделение на 180 коек. Задачами этого отделения были диагностика, лечение, экспертиза (судебная и военная) раненых бойцов, офицеров, страдающих психическими и резко выраженными пограничными заболеваниями. Организовано это отделение было в спешном порядке, т. к. койки в Кировской психиатрической больнице, где до этого оказывалась специализированная помощь воинам Красной Армии, были ликвидированы в связи со срочным переводом больницы за пределы города [10].
Для устройства психиатрического отделения госпиталя было выделено здание школы № 15, до этого занимаемое хирургическим отделением. Оно было совершенно не приспособлено для размещения в нем душевнобольных. Это было двухэтажное здание с печным отоплением, с широкими оконными переплетами, с неудобно расположенными санузлами и коридорами [10].
Уже через три часа после организации отделения, когда еще нижний этаж был занят хирургическим отделением, из психобольницы поступила первая партия беспокойных душевнобольных в количестве 35 человек. Они были размещены на верхнем этаже этого здания - в совершенно не изолированном помещении [10].
В последующие дни отделение стало быстро заполняться переводимыми душевнобольными из других госпиталей. К 1 июлю душевнобольных было уже 71 человек. К тому времени хирургические больные были выписаны, а душевнобольные переведены на нижний этаж [12].
Неприспособленность помещения затрудняла работу медперсонала. Из-за недостатка подходящих материалов его приспособление шло медленными темпами (постановка перегородок, деревянные щиты к окнам, замки в дверях) [12].
Несмотря на то, что в первые дни в отделении работало повышенное количество персонала, удержать пациентов на своем месте было очень сложно. Душевнобольные бродили по отделению, забирались куда хотели, стремились бить стекла, прыгать в окна, пытались бежать [12].
Кировская психиатрическая больница по-
могала кадрами. В госпиталь была переведена одна медсестра, принят ряд бывших санитарок психобольницы, сокращенных по штату в связи с переездом последней. Но, в основном, средний и младший медперсонал остался от хирургического отделения, а, следовательно, не был подготовлен к работе с психическими больными [11].
На базе психиатрического отделения была развернута психиатрическая клиника Военно-морской медицинской академии в составе профессора А.К. Ленц, доцента Н.В. Канторович, ассистента И.М. Фейгина и ординатора С.С. Калинер. Но она могла помочь лишь немногим: ведением 50-и душевнобольных, 8-ю дежурствами в месяц и квалифицированной консультацией [12].
Начальником отделения и изначально единственным врачом был назначен работавший в хирургическом отделении врач-психиатр А.В. Трейтер [10].
В июле 1942 г. в психиатрическое отделение госпиталя прибыли два врача: Бессонова К.И. и Скворцова А.К. [12].
Постепенно все становилось на свои места. Начались обходы отделения с профессором, его консультации, конференции с разбором неясных в диагностике больных. Наладились консультации с врачами смежных специальностей: хирургом, терапевтом и т.д. Началась техучеба со средним и младшим медперсоналом [12].
С 1 сентября по 1 октября 1942 г. начальником отделения была ленинградский психиатр М.А. Матусова [12].
С 1 октября 1942 г. должность начальника отделения занял доктор медицинских наук, профессор Ленинградского института им. Бехтерева Е.С. Авербух. Обладая значительным организационным опытом и большой научной эрудицией, Е.С. Авербух энергично взялся за реорганизацию отделения. Ему удалось в короткие сроки приспособить помещение для психиатрических целей, четко разграничить и определить круг обязанностей каждого работника, определить взаимоотношения с психиатрической клиникой ВММА, наладить научную работу в отделении [13].
Он подобрал себе в отделение хорошие работоспособные кадры врачей, средних и младших медицинских работников. В отделении регулярно проводились научные конференции с демонстрацией больных. С сестрами и санитарами систематически проводились занятия по повышению их знаний в области психиатрии [22].
Врачи, помимо своей работы в отделении, регулярно консультировали больных во всех госпиталях г. Кирова и на периферии области. Начальник отделения Авербух был назначен инспектором по психоневрологии эвакопункта [13].
В отделение поступали пациенты из госпиталей г. Кирова, периферии, санитарных поездов, из частей местного гарнизона, военкоматов. Интенсивное движение больных требовало от персонала напряженной работы [13].
За время существования отделения всего поступило 3438 больных, выписано 3192, умерло 42. По годам отмечалась тенденция к увеличению поступлений. Количество выписанных приблизительно равнялось количеству поступивших [13].
Среди заболеваний преобладали функциональные расстройства нервной системы: истерия, коммоционно-контузионные синдромы (последствия черепно-мозговых травм), экзогенные пос-лераневые психозы, эндогенные же психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) занимали скромное место. Их было несколько больше в 1942-1943 г.г., что объяснялось случайным попаданием в армию и постепенным отсеиванием [13].
Все поступающие больные тщательно обследовались клинически, лабораторно, инструментально, проводились консультации специалистов, научных работников госпиталя. При работе использовались новые методы диагностики и лечения. Из лечебных мероприятий помимо медикаментозного лечения широко применялись физиотерапия, психотерапия и трудотерапия [15].
Трудотерапия изначально возникла из подсобных работ по отделению, для этого была выделена специальная палата для выздоравливающих. Позднее трудотерапия была распространена и на другие палаты в виде клейки пакетов для спич-фабрики, плетения корзин из ивовых прутьев, оформления стенгазет, изготовления бутафории для самодеятельных постановок, в которых участвовали и персонал, и административные работники [14].
Научная работа в отделении проводилась в виде регулярных конференций с приглашением психиатров и невропатологов г. Кирова. На конференциях заслушивались доклады, рефераты, проводились демонстрации тематических больных. Всего за время существования отделения было напечатано 8 научных работ, 1 брошюра, на конференциях было заслушано 36 докладов, продемонстрировано 68 диагностически трудных и интересных пациентов. Кроме того, доклады читались и на межгоспитальных конференциях [16].
Работники психиатрической клиники ВММА способствовали повышению знаний работников психиатрического отделения госпиталя и поддерживали научно-практическую и научно-исследовательскую работу отделения [23].
Достижения отделения были отмечены командованием госпиталя передачей переходящего Красного Знамени 1 мая 1943 г. и 7 ноября 1944 года [16].
Высокую оценку (почетную грамоту и благодарность) получила художественная самодеятельность отделения на областном межгоспитальном смотре самодеятельности [17].
15 октября 1942 г. у госпиталя было изъято здание школы № 6, что привело к сокращению общего числа коек в госпитале до 650. Психиатрическое отделение оставалось в прежнем здании (школа № 15) и при прежнем штатном числе коек [7].
С 9 апреля 1943 г. штатное количество коек эвакогоспиталя увеличивается до 850. В хирургическом корпусе (школа № 17) количество коек было доведено до 510, в психиатрическом - до 200. Кроме того, госпиталю было предоставлено здание бывшего Облфо, в котором было организовано неврологическое отделение на 140 коек [7]._
Однако здание, выделенное для неврологического отделения, оказалось не пригодно с точки зрения санитарно-гигиенических условий, поэтому 3 февраля 1944 г. неврологическое отделение было эвакуировано из здания Облфо. Половина неврологических больных (70 человек) была размещена на 1 этаже хирургического корпуса (здание школы № 17), другая половина (70 человек) - на втором этаже психиатрического корпуса (здание школы № 15). ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 12, 90, 121. Количество же хирургических коек было уменьшено до 310. Госпиталь вновь стал на 600 коек [8].
В психиатрическом корпусе размещались неврологические больные с коммоционно-конту-зионным синдромом (закрытые травмы черепа), их курировала молодой врач Фесикова. Неврологические больные с остальной нетравматической патологией (нейроинфекция, нейротоксикозы) размещались в хирургическом корпусе, их вела начальник неврологического отделения врач-невропатолог М.Е. Калинина [9].
В апреле 1944 г. произошло слияние неврологического отделения, расположенного в психиатрическом корпусе, с психиатрическим. Отделение получило название психоневрологического. Штатное количество коек данного отделения было увеличено до 220. Был добавлен пятый штатный врач ординатор Фесикова [17].
В апреле 1944 г., вместо уехавшего в 1943 г. врача Скворцова, ординатором была зачислена врач К.В. Васильева. В июле 1944 г. после окончания курсов по логопедии в качестве субординатора начала работать медсестра Логинова Е.С. [17].
Благодаря регулярным занятиям по повышению знаний большинство средних медработников были хорошо подготовлены в области ухода и лечения психиатрических и неврологических больных. Дисциплина в отделении поддерживалась на высоком уровне [23].
В течение весны и лета 1944 г. стали разъезжаться сотрудники психиатрической клиники ВММА. Но их отъезд не отразился на практической деятельности отделения [17].
В августе 1944 г. уволилась ординатор Феси-кова. 7 сентября того же года уехал в Ленинград начальник отделения Авербух. Вся работа была возложена на плечи трех оставшихся врачей. На одного из врачей - К.И. Бессонову - были возложены и административные функции начальника отделения [17].
Молодой энергичный врач К.И. Бессонова с 8-летним врачебным стажем в психиатрическом отделении была требовательным и исполнительным работником. Ее фото висело на Доске почета
госпиталя. Ею была получена грамота Кировского Облкома ВКП(б) и Кировского Облисполкома, а также медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.г.» [23].
Нагрузка на врачей была большой. Движение больных оставалось интенсивным, но врачи продолжали работать не только в отделении, но и осуществляли консультации в госпиталях, а также больных, амбулаторно направляемых с пересыльного пункта, военкоматов, из частей местного гарнизона [99].
К отрицательным сторонам работы отделения следует отнести ряд хозяйственных затруднений: перебои с топливом, недостаток белья, постоянную неисправность санузлов. Сюда же следует отнести практику госпиталей отправлять в психиатрическое отделение всех дезорганизаторов, т.е. тех, кто нуждался в дисциплинарном воздействии [18].
Психоневрологическое отделение было ликвидировано в ноябре 1945 г. Душевнобольные частично были выписаны домой, частично переведены в психолечебницы городов Котельнич и Киров. Неврологические больные были переведены в нервное отделение хирургического корпуса [20].
Нервное отделение в здании школы № 17 было ликвидировано 5 октября 1945 г., но 15 октября было вновь развернуто на 40 коек, которые существовали до 20 декабря 1945 г. [19].
С закрытием психоневрологического отделения здание школы № 15 было взято у госпиталя и осталось одно здание школы № 17, где помещались хирургические больные [19].
20 декабря 1945 г. эвакогоспиталь № 1322 был ликвидирован, и в его здании был развернут Протезно-ортопедический госпиталь для долечивания инвалидов Отечественной войны [21].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в эвакогоспитале № 1322 бойцы Красной Армии, страдающие психическими расстройствами, получали специализированную медицинскую помощь.
Список литературы:
1. ГАКО. фонд. 2248. оп. 9. д. 100. л.7.
2. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 2, 6.
3. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 6.
4. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 6, 8.
5. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 6, 12.
6. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 9.
7. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 12.
8. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 13.
9. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 90, 91.
10. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 94.
11. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 94, 95.
12. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 95.
13. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 96.
14. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 97.
15. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 97, 98.
16. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 98.
17. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 99.
18. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 99, 100.
19. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 121.
20. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 121, 172.
21. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 122.
22. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 171.
23. ГАКО. фонд. 2248. оп. 6. д. 272. л. 172.
Summary PSYCHONEUROLOGICAL DEPARTMENT OF EVACUATION HOSPITAL №1322
E.V. Starkova, S.A. Kukovyakin Kirov State Medical Academy
Soldiers of the Red Army received specialized psychiatric care and treatment in the city of Kirov during the Great Patriotic War. Specialized psychiatric department was established at Military Hospital №«1322 onJune, 24 in 1942. This department performed required psychiatric care until November 1945.
Профессор В.Ф. Трушков
ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ КОМБИНИРОВАННОМ, КОМПЛЕКСНОМ, СОЧЕТАННОМ ВЛИЯНИИ НА ОРГАНИЗМ Кировская государственная медицинская академия
С учетом литературных данных [1,2], а также по результатам ранее проводимых исследований, оценки изолированного, комбинированного, комплексного и сочетанного действия веществ [3,4] выделено 4 группы химических соединений по степени проявления ядовитых свойств:
1. особо ядовитые вещества;
2. сильноядовитые вещества;
3. среднеядовитые вещества;
4. малоядовитые вещества.
Для веществ каждой группы коэффициенты импульсного полинома для описания острого опыта имеют строго определенную величину (табл. 1).
С учетом полученных результатов для веществ каждой группы можно определить средние коэффициенты импульсного полинома для ингаляционного и перкутанного воздействия химических веществ, которые могут быть учтены в ходе гигиенического нормирования. Данные представлены в табл. 2.
Известно, что для большинства медико-биологических исследований достоверными считаются доверительные границы, установленные при вероятности безошибочного прогноза Р = 95 % и более.
В экспериментальных исследованиях различия биологического эффекта в условиях опыта по сравнению с контролем менее 5, в том числе 4,9 % следует считать недостоверными. Следовательно, на основании того, что безопасным является