Научная статья на тему 'ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дети / роды / беременность / масса / тела / неонтология / children / childbirth / pregnancy / weight / bodies / neontology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эргашбаева Д.А.

Выявить особенности физического и психомоторного развития (ПМР) у недоношенных детей в неонатальном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эргашбаева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF PREMATURE BABIES IN THE NEONATAL PERIOD

To identify features of physical and psychomotor development (PMR) in premature infants in the neonatal period.

Текст научной работы на тему «ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

УДК 612.36:615.6:616-134

Эргашбаева Д.А., к.м.н.

доцент

заведующий кафедрой неонотологии, эндокринологии,

неврологии и психиатрии, повышения квалификации врачей Андижанский государственный медицинский институт

Узбекистан, Андижан

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ В

НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. Выявить особенности физического и психомоторного развития (ПМР) у недоношенных детей в неонаталъном периоде.

Ключевые слова: дети, роды, беременность, масса, тела, неонтология.

Ergashbaeva D.A., Ph.D. associate professor

Head of Department neonotology, endocrinology, neurology and

psychiatry, Advanced training for doctors Andijan State Medical Institute Uzbekistan, Andijan

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF PREMATURE BABIES IN THE

NEONATAL PERIOD

Annotation. To identify features ofphysical and psychomotor development (PMR) in premature infants in the neonatal period.

Key words: children, childbirth, pregnancy, weight, bodies, neontology.

Актуальность. В мире показатели преждевременных родов в среднем не превышают 7-8%, среди них при сроке менее 32 недель около 3%, а 28 недель и менее составляют около 1%. В Узбекистане переход на международные критерии живорожденности с 500 грамм и 22 недели гестации, внедрение программы «безопасное материнство» привели к коренным изменениям в организации работы по охране здоровья матери и ребенка, неуклонному снижению показателей материнской, младенческой и неонатальной смертности.

По мнению ряда исследователей, первый год жизни ребенка - это особый период манифестации перинатальных поражений особенно для недоношенных детей, отстающих от сверстников по корригированному возрасту. Имеются лишь единичные рекомендации о том, что постоянное

наблюдение должно проводиться до возраста, когда по параметрам развития недоношенный ребенок сравнивается с доношенными сверстниками.

Цель исследования. Выявить особенности физического и психомоторного развития (ПМР) у недоношенных детей в неонатальном периоде.

Материалы и методы. В исследовании проведена сравнительная оценка психомоторного развития (ПМР) доношенных и недоношенных новорожденных в двух возрастных периодах: 1) первая неделя жизни; 2) в возрасте одного месяца, рожденных и находившихся на выхаживании в перинатальном центре г. Андижана в период с 2021 года по 2023 год включительно. Группу контроля составили 30 доношенных детей, в основную группу были включены 30 недоношенных детей со средним сроком гестации 31,70±2,67 (от 25 до 35 недель). Динамическое наблюдение и оценка ПМР проведены в месяц жизни у 22-х недоношенных детей.

Оценка ПМР проводилась по шкале количественной оценки возрастного развития ребенка], в рекомендованных первых двух возрастных группах, по основным сферам развития: двигательных, речевых (пред-речевое для новорожденных) и психических функций ребенка, с учетом факторов риска поражения ЦНС, для раннего выявления задержки возрастного развития. Критериями исключения для новорожденных являлись врожденные пороки развития, родовые травмы ЦНС, тяжелые перинатальные состояния.

Результаты собственных исследований. Анализ количественной оценки ПМР у 30 недоношенных новорожденных на первой неделе жизни проведен в сравнении с группой доношенных детей.

Таким образом, выявленное у недоношенных детей равномерное нарушение психомоторного развития по областям развития; двигательное, сенсомоторные, предречевое и коммуникабельность, было обусловлено непосредственно незрелостью недоношенностью детей, их гестационной незрелостью. Оценка динамики ПМР проведена по результатам наблюдения к 1 -му месяцу жизни недоношенных детей группы исследования. Выраженная степень задержки ПМР специфического характера, обусловленная незрелостью мозговых структур и их функции у недоношенных детей отмечалось практически у каждого второго недоношенного ребенка (р<0,001). У детей со средним сроком гестации 31,70±2,67 физиологическая норма целостного ПМР отмечалась только у одного из 10 детей. Количественная оценка на 1 месяце жизни позволила выявить достоверный поступательный характер ПМР развития в неонатальном периоде. Количество детей соответствующих своей возрастной норме выросло 3 раза, более чем 3 раза снизилось число детей с выраженной задержкой развития на 1 недели жизни. Показатели детей в категории «риска развития» к месяцу повысились до 59,09± 10,98.

Таким образом, ПМР недоношенных детей с гестацией 31,70±2,67 значительно улучшилось к концу неонатального периода, однако сохраняющиеся риски развития, указывает на необходимость проведения коррекции.

Использованные источники:

1. Аронскид Е.В., Ковтун О.П., Кабдрахманова О.Т. и др. Сравнительные результаты катамнестического наблюдения детей, перенесших критические состояния неонатального периода // Педиатрия. - 2010. - Т. 89, № 1. - С.47-50.

2. Виноградова И.В., Краснов М.В. Постнатальная адаптация сердечнососудистой системы у новорожденных с экстремально низкой массой тела // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 3. - С. 63-69.

3. Журба Л.Т., Тимонина О.В.. Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития // Медицинский научный и учебно-методический журнал. - 2003. -№14. -С.15-43.

4. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А., Зиборова М.И. Недоношенность как медико-социальная проблема здравоохранения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2017. - №62 (4).

5. Фатыхова Н.Р., Прусаков В.Ф. Неврологические проблемы детей, рожденных с экстремально низкой массой тела // Казань: Практическая медицина. - 2010. - №7 (46). - С. 136.

6. Intrauterine, early neonatal, and postdischarge growth and neurodevelopmental outcome at 5,4 years in extremely preterm infants after intensive neonatal nutrition support / A.R. Franz, F. Pohlandt, H. Bode // Pediatrics. - 2009. - Vol. 123. - P.101-109.

7. Katherine L.P., Rosychuk R.J., Hendson L. et al. Improvement of short - and long-term outcomes for very low birth weight infants: Edmonton NIDCAP Trial // Pediatrics. - 2009. - Vol. 124. - P.1009-1018.

8. Powers C., Ramamurthy G.R. et al. Post discharge growth and development in a predominantly 6. Hispanic, very low birth weight population // Pediatrics. -2008. - Vol. 122. - P.1258-1265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.