УДК 159.99
Елшанский Сергей Петрович
доктор психологических наук, профессор Московский педагогический государственный университет
Ануфриев Александр Федорович
доктор психологических наук, профессор Московский педагогический государственный университет
Камалетдинова Зульфия Фаридовна
кандидат психологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет
Сапарин Олег Евгеньевич
кандидат психологических наук, доцент Московский институт психологии
Семенов Дмитрий Владимирович
кандидат психологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет [email protected], [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ТЕСТА «СКЛОННОСТЬ К ЛЮБОПЫТСТВУ И ИССЛЕДОВАНИЮ» (CEI-II)
В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) (этот тест был представлен в 2009 году группой американских психологов из Университета Джорджа Мейсона). Шкала теста состоит из десяти утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценить по пятибалльной шкале на соответствие тому, как утверждение отражает привычное самоощущение или поведение испытуемого. Количество баллов шкалы показывает уровень склонности к любопытству и исследованию испытуемого. Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта теста - его надежность, валидность, внутренняя согласованность. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Проводилась оценка ретестовой надежности теста и его валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), а также анализ ряда показателей внутренней согласованности. В ходе исследования авторами была разработана оригинальная русскоязычная версия теста, получены новые данные о его психометрических показателях. Всего в исследовании приняли участие 358 человек в возрасте от 17 до 66 лет, 91 мужчина и 267 женщин. В целом результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II), его хорошую внутреннюю согласованность, показали определенный уровень его валидности. Представленный вариант теста может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и помощь в личностном росте.
Ключевые слова: склонность к любопытству и исследованию, шкала, позитивная психология, психодиагностика, валидность теста, надежность теста, внутренняя согласованность теста.
В статье представлены результаты иссле- Описание шкалы дования психометрических показателей Название (русскоязычное): Склонность к любо-русскоязычной версии теста «Склон- пытству и исследованию. ность к любопытству и исследованию» (CEI-II) [5, Что измеряет: степень выраженности склон-13-15]. Склонность человека к любопытству и ис- ности к любопытству и исследованию. следованию в современной позитивной психо- Оригинальное название: Curiosity and логии рассматривается как значимое позитивное Exploration Inventory (CEI-II). качество личности [14; 15]. Любопытство рядом Авторы: Todd B. Kashdan, Matt Gallagher, Paul авторов [15] считается свойством, противопостав- Silvia (Университет Джорджа Мейсона, США). ленным межличностной агрессивности. Любопыт- Для адаптации теста нами был сделан его ори-ство также очень близко к такому понятию пози- гинальный перевод на русский язык. тивной психологии, как интерес [15]. Инструкция: оцените представленные ниже утВ настоящее время на кафедре психологии тру- верждения, насколько точно они отражают то, как да и психологического консультирования МИТУ Вы обычно чувствуете или ведете себя. Не оцени-ведется работа по переводу на русский язык вайте исходя из того, как, по Вашему мнению, Вы и адаптации некоторых психодиагностических те- должны или хотели бы делать, или из того, как Вы стов позитивной психологии [1-12]. В рамках этой больше не делаете. Пожалуйста, будьте максималь-работы был осуществлен перевод теста «Склон- но искренними. ность к любопытству и исследованию» на русский Шкала оценки утверждений. язык [5] и проведено исследование ряда психоме- Очень мало или совсем нет - 1. трических параметров этого теста. Немного - 2.
© Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2 Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В., 2016
Средне - 3.
Значительно - 4.
Максимально - 5.
Процедура.
Рядом с каждым утверждением в бланке опроса шкалы размещаются цифры от 1 до 5, испытуемому необходимо обозначить свой выбор, обведя нужную цифру.
Утверждения.
1. Я активно ищу столько информации, сколько я могу найти в новых ситуациях.
2. Я такой человек, что я реально радуюсь неизвестности повседневной жизни.
3. Я делаю все возможное, когда делаю что-то сложное и требующее напряжения сил.
4. Куда бы я ни шел, я ищу новые вещи или переживания.
5. Я рассматриваю сложные ситуации как возможность расти и учиться.
6. Мне нравится делать вещи, которые немного пугают.
7. Я всегда ищу переживания (ситуации), которые проверяют мое мнение о себе и мире.
8. Я предпочитаю работу, которая возбуждающе непредсказуема.
9. Я часто ищу возможности бросить вызов себе и при этом расту как личность.
10. Я такой человек, который выбирает незнакомых людей, новые события, незнакомые места.
Обработка результатов: суммируются баллы по 10-ти утверждениям. Всего можно «набрать» от 10 до 50 баллов.
Набранное количество баллов отражает уровень склонности к любопытству и исследованию.
Результаты исследования психометрических показателей теста на склонность к любопытству
и исследованию на российской выборке
Выборка. В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 358 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,61±0,48 года). 91 мужчина и 267 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,79±1,21 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 57 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера [угловое преобразование]; р>0,05) и возраста (критерий Манна-Уитни; р>0,05) были статистически однородными.
Распределения. Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из десяти
утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для р на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для р на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро-Вилка на уровне 0,05 [р=0,67]). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.
Ретестовая надежность.
Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, р<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.
Корреляции между результатами теста и рете-ста для отдельных пунктов шкалы.
Пункт 1. R=0,47, р=0,00003. Корреляция статистически значима.
Пункт 2. р=0,075. Корреляция статистически не значима.
Пункт 3. R=0,335, р=0,004. Корреляция статистически значима.
Пункт 4. R=0,49, р=0,000015. Корреляция статистически значима.
Пункт 5. R=0,26, р=0,027. Корреляция статистически значима, однако менее уровня 0,3.
Пункт 6. R=0,37, р=0,0015. Корреляция статистически значима.
Пункт 7. R=0,27, р=0,02. Корреляция статистически значима, однако менее уровня 0,3.
Пункт 8. R=0,46, р=0,00004. Корреляция статистически значима.
Пункт 9. R=0,36, р=0,002. Корреляция статистически значима.
Пункт 10. R=0,53, р=0,000002. Корреляция статистически значима.
Сумма баллов. R=0,49, р=0,00001. Корреляция статистически значима.
Таким образом, для суммарного показателя и для всех пунктов шкалы, кроме пункта 2, обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. В целом, ретестовая надежность шкалы достаточно высокая.
Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.
Для тестового исследования между всеми парами параметров шкалы (результатами по отдельным утверждениям и суммарным показателем) обнаружены статистически значимые положительные корреляции (метод Спирмена, р<0,05). То есть, полученные результаты показывают хорошую корреляционную согласованность образующих интегральный показатель пунктов шкалы и взаимос-
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
вязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.
Внутренняя согласованность по Кронбаху (а, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,8581. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «высокий» (>0,8).
Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) - высокие для всех пунктов (минимальная - для пункта 2), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат мно-
жественной регрессии) - достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 2 - 0,18). Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, - очень «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пункта 2 наблюдается некоторое (незначительное) повышение согласованности по сравнению с показателем для всех десяти пунктов. То есть, пункт 2 влияет на согласованность шкалы негативно (хотя изменения показателя крайне незначительны - всего 0,005).
В целом шкала уровня склонности к любопытству и исследованию обладает хорошей внутренней согласованностью.
Валидность шкалы.
Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).
В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [1; 5]. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 1
Показатели внутренней согласованности шкалы
Пункт шкалы Корреляция между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален
1 0,44 0,29 0,854
2 0,37 0,18 0,863
3 0,52 0,30 0,848
4 0,62 0,42 0,841
5 0,52 0,36 0,848
6 0,67 0,48 0,835
7 0,57 0,40 0,844
8 0,67 0,53 0,835
9 0,70 0,56 0,832
10 0,59 0,41 0,843
Таблица 2
Корреляции со «сходным» параметром. По результатам тестового исследования
Корреляция с уровнем субъективного благополучия для пункта R р-1еуе1 Наличие значимой положительной корреляции
1 0,06 0,28 -
2 0,07 0,20 -
3 0,14 0,01 +
4 0,12 0,02 +
5 0,14 0,01 +
6 0,03 0,58 -
7 0,07 0,16 -
8 0,15 0,005 +
9 0,10 0,049 +
10 0,06 0,25 -
Для суммы баллов 0,15 0,01 +
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
Таблица 3
Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования
Корреляция с уровнем депрессии по Беку для пункта R p-level Наличие значимой отрицательной корреляции
1 -0,13 0,02 +
2 -0,19 0,0003 +
3 -0,08 0,16 -
4 -0,07 0,17 -
5 -0,03 0,57 -
6 -0,04 0,43 -
7 -0,04 0,4 -
8 -0,12 0,02 +
9 -0,05 0,37 -
10 0,001 0,98 -
Для суммы баллов -0,13 0,02 +
Таким образом, для пунктов 3, 4, 5, 8, 9 и для интегрального показателя шкалы были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Хотя «сила» обнаруженных корреляций очень невысокая (не более 0,15). Для пунктов 1, 2, 6, 7 и 10 значимых корреляций обнаружено не было.
В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таким образом, обнаружены статистически значимые отрицательные корреляции с условно «противопоставленным» показателем - уровнем депрессии по А. Беку - для пунктов 1, 2, 8 и для суммарного показателя шкалы. «Сила» обнаруженных значимых корреляций невысокая.
Можно резюмировать, что в ходе проведенного исследования были выявлены значимые прямые корреляции между интегральным показателем русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (СЕ1-11) и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Полученные результаты позволяют говорить об исследуемой шкале как о валидной (или как претендующей на валидность, обнаруживающей определенные признаки валидности). Хотя в ходе будущих исследований была бы интересна дополнительная проверка валидности, возможно, с использованием в качестве «сходного» и «противопоставленного» параметров каких-то других показателей, в частности, в качестве «сходного» показателя имеет смысл рассмотреть не уровень субъективного счастья, а что-то более близкое по смыслу к любопытству. Для ряда пунктов шкалы также были обнаружены
значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами.
Выводы
В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II), его хорошую внутреннюю согласованность, показали определенный уровень его валидности. Представленный вариант теста может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и помощь в личностном росте.
Библиографический список
1. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетди-нова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7 (35). - С. 136-139.
2. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью // Гуманитарные научные исследования. - 2015. -№ 10 (50). - С. 154-161.
3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса // Психология, социология и педагогика. - 2014. -№ 7 (34). - С. 56-60.
4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностика в позитивной психологии. - М.: МПГУ, 2016. - 8 с.
116
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. -М.: МПГУ, 2016. - 8 с.
6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 10 (49). -С. 85-96.
7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетди-нова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9-2 (41). -С. 92-98.
8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 3. - С. 43-49.
9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. -№ 3. - С. 23-30.
10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шка-
лы удовлетворенности жизнью // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9 (53). - С. 444-458.
11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10 (54). - С. 547-558.
12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7 (39). - С. 245-248.
13. Kashdan T.B., Gallagher M.W., Silvia P.J., Winterstein B.P., Breen W.E., Terhar D., StegerM.F. The Curiosity and Exploration Inventory-II: Development, factor structure, and initial psychometrics // Journal of Research in Personality. - 2009. - № 43. - P. 987-998.
14. Kashdan T.B., McKnight P.E., Fincham F.D., Rose, P. When curiosity breeds intimacy: Taking advantage of intimacy opportunities and transforming boring conversations // Journal of Personality. -2011. - № 79. - P. 1369-1401.
15. Kashdan T.B., Dewall C.N., Pond R.S., Silvia P.J., Lambert N.M., Fincham F.D., Savostyanova A.A., Keller P.S. Curiosity protects against interpersonal aggression: Cross-sectional, daily process, and behavioral evidence // Journal of Personality. - 2013. -№ 81. - P. 87-102.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
117