УДК 615.851
ПСИХОЛОГО-ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЖЕЛУДКА И ХРОНИЧЕСКИМ ГАСТРИТОМ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА РАДИАЦИОННО-ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
О. С. Зиматкина; C.A. Ляликов, к.м.н, доцент
УО «Гродненский государственный медицинский университет»
Наши исследования показали, что по мере перехода функционального расстройства желудка в органическое у детей и подростков нарастает нерешительность в действиях, некоторая тревожность по отношению ко всему новому и необычному, неуверенность в своих силах, склонность все больше стараться походить на окружающих значимых людей, тенденция все реже и в меньшей степени проявлять свои индивидуальные особенности. Результаты, полученные при интерпретации теста Люшера, выявили наличие у них достаточно серьезных внутрилич-ностных конфликтов, которые необходимо решать, а именно, фрустрацию желаний зависимости, помощи и любви.
Ключевые слова: психологические особенности детей и подростков, катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции, функциональное расстройство желудка, хронический гастрит.
Our studies have shown that with the transition of functional disorder ofthe stomach to organic pathology the indecision in actions increases in children and adolescents, there is a certain anxiety to everything new and unusual, a lack of confidence, a wish to resemble surrounding significant people, a tendency to show their own individual particularities less and to a lesser extent. The results ofthe Luscher test showed the presence ofserious inter personal conflicts, which should be solved, namely the frustration of dependence, help and love.
Key words: Chernobyl accident, psychological particularities ofchildren and teenagers, functional disorder of stomach, chronic gastritis.
Введение
Авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) по своим масштабам и нанесенному ущербу признана самой крупной техногенной катастрофой последних десятилетий и изучение ее медико-биологических последствий является актуальной проблемой как отечественной, так и мировой науки [4, 5].
На протяжении ряда лет на радиационно-заг-рязнённых территориях Беларуси, России и Украины проводятся комплексные массовые осмотры, результаты которых стабильно демонстрируют низкое качество здоровья обследованных людей. Наиболее чувствительными к вредному воздействию экологически неблагоприятных факторов являются дети и подростки [4].
Одной из особенностей аварии на ЧАЭС стали некоторые непредвиденные научным сообществом социально-психологические последствия. Их проявления, масштабность и глубина во многом обусловлены социальными предпосылками в виде неподготовленности населения к такому типу и размаху катастроф, закрытостью знаний о ядерной энергетике для общества, низким уровнем информации об аварии и т. д. [6] Установлено, что у детей из экологически неблагоприятных регионов отмечаются нарушения в структуре личности, диспропорции в соотношении стенических и астенических свойств, снижение интеллектуальных способностей, нарушение психической адаптации,
снижение умственной работоспособности. У жителей этих регионов формируется хронический стресс, обусловленный страхом утраты здоровья под воздействием вредных факторов окружающей среды [7].
Результаты комплексного психологического обследования, проведенного Национальным институтом образования Беларуси, показывают, что подростки, перенесшие катастрофу, отличаются повышенной личностной тревожностью, стеническим фрустрационным поведением, преобладанием отрицательных жизненных перспектив. В структуре ценностных ориентаций у них происходит сдвиг в сторону ценности «здоровье». У младших подростков наблюдается снижение концентрации внимания, отмечаются симптомы тревожности, ожидания опасности, беды, страдания [6]. Хронический стресс отрицательно влияет на состояние вегетативной регуляции, иммунную и эндокринную системы и усугубляет проявления, обусловленные прямым токсическим действием экологически неблагоприятных факторов.
Одной из основных мишеней как токсических веществ, так вегетативных и эндокринных дисфункций, обусловленных хроническим стрессом, является желудочно-кишечный тракт. В популяции функциональные нарушения ЖКТ в виде неотчетливых или эпизодических диспепсий, нарушений моторики, дискомфорта и т. п. встречаются не менее чем у 30% людей [3]. В структуре заболевае-
мости органов пищеварения функциональный (психогенный) генез расстройств ЖКТ занимает большой удельный вес. Согласно данным некоторых авторов, расстройства ЖКТ психогенной природы выявляются у 30-60% пациентов с заболеваниями пищеварительной системы. Среди больных, страдающих различной патологией ЖКТ с наличием депрессивных расстройств, у 64% не удавалось найти органического субстрата, при этом обнаруживались абдоминальные боли и синдром раздраженного кишечника [3]. Боль в животе, не имеющая в своей основе органических изменений и носящая реккурентный характер, встречалась у 9095% больных детей с нарушениями ЖКТ. Психосоматический генез гастроэнтерологических болезней у детей прослеживается в той или иной степени в 40-50% случаев.
Целью нашей работы явилось изучение психолого-психометрических особенностей детей и подростков с функциональным расстройством желудка и хроническим гастритом из регионов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Материалы и методы
Всего было обследовано 1902 ребенка, проживающих в радиационно-загрязненных регионах. Подбор детей для обследования осуществляли случайным образом. В период с 2003 по 2006 гг. выездная бригада, состоящая из специалистов Гродненского государственного медицинского университета, посещала населенные пункты, указанные в таблице 1, где в местных школах производила медицинский осмотр всех учеников нескольких классов (от 1 до 8). В осмотре принимали участие педиатр, ЛОР-врач, окулист и невролог. В плане обследования также была электрокардиография и кардиоритмография в положении лежа и ортоста-зе. Информацию о наличии у ребенка хронических заболеваний уточняли по форме 112 «История развития ребенка».
Кроме того, у детей и подростков комплексно оценивали психологическое состояние. По результатам восьмицветного теста Люшера с повторным выполнением теста и оценкой первого и второго выбора определяли эмоциональный статус [9]. Работоспособность и степень астенизации определяли при помощи теста Крепелина, в ходе выполнения которого обследуемые складывали однозначные числа в течение восьми 20-секундных промежутков. При оценке результатов тестирования учитывали количество правильных сложений в каждый временной промежуток и вычисляли отношение суммы первых четырех серий сложений к последним четырем [1]. Типологический профиль личности обследуемых, наличие акцентуаций характера определяли по личностному опроснику ОР1, предназначенному для диагностики состояний и свойств личности [8].
Из общего количества обследованных было выбрано 43 ребенка с диагнозом функциональное расстройство желудка (ФРЖ) — 1-я группа, 56
Таблица 1 — Характеристика обследованных в зависимости от места жительства
Населенный Район Уровень Й7С§* Ки/км2 Количество %
пункт обследованных
Брагин Брагинский 5-15 45 2,4
Ветка Ветковский >15 134 7,1
Гомель Гомельский 1-5 140 7,4
Добруш Добрушский 1-5 132 6,9
Валавск Ельский 5-15 60 3,2
Ельск Ельский 5-15 47 2,5
Бобровичи Калинковичский 1-5 35 1,8
Калинковичи Калинковичский 1-5 94 4,9
Клинцы Клинцовский (РФ) 5-15 88 4,6
Медведово Клинцовский (РФ) 1-5 14 0,7
Лельчицы Лельчицкий 1-5 77 4,1
Стодоличи Лельчицкий 1-5 49 2,6
Мозырь Мозырский 1-5 145 7,6
Василевичи Речицкий 1-5 237 12,5
Озерщина Речицкий 1-5 180 9,5
Речица Речицкий 5-15 133 7,0
Довск Рогачевский 5-15 46 2,4
Хойники Хойницкий 5-15 203 10,5
Полесье Чечерский 5-15 33 1,7
Примечание: * - данные об уровне загрязнения населенных пунктов Гомельской области получены из Постановления Совета Министров Беларуси от 23.12.2004 № 1623 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения».
детей с диагнозом хронический гастрит — 2-я группа. Критерием отбора в эти группы было также отсутствие у ребенка острых заболеваний и обострения сопутствующей хронической патологии.
Группу сравнения составили 274 ребенка, у которых не было хронических заболеваний желудка, а также на момент обследования не было диагностировано какой-либо острой патологии или обострения хронических болезней.
Возрастная структура обследованных с ФРЖ, хроническим гастритом и детей из группы сравнения практически не различалась и была следующей:
• менее 10 лет — 4,2 и 5,3%
• от 10 до 12 лет — 33,3 и 26,2%;
• от 12 до 14 лет — 52,4 и 52,6%
• от 14 до 17 лет — 10,1 и 15,9%, соответственно.
Статистический анализ результатов обследования проводился с использованием пакета прикладных статистических программ STATISTICA 6.0.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного обследования было установлено, что у детей с ФРЖ, по сравнению с группой сравнения, значимо снижены показатели экстраверсии и гипертимности, а также имеется тенденция к снижению уровня соматических жалоб (таблица 2). Дети и подростки с этим расстройством реже предъявляли жалобы соматического характера, характеризовались большим «уходом в себя», в мир собственных переживаний и фантазий, внутренним характером переработки эмоций, большей застенчивостью, замкнутостью, некоторой социальной пассивностью, т.е. склонностью все проблемы решать наедине с собой, чем совместно с внешним миром.
По сравнению с детьми, страдающими ФРЖ, у детей с хроническим гастритом значимо повышен показатель соматических жалоб. При рассмотрении ряда дети группы сравнения — дети с ФРЖ — дети с хроническим гастритом отмечена тенденция к повышению показателей психастенично-сти, ананкастности и конформности по мере перехода функциональных нарушений со стороны ЖКТ в органические.
По сравнению с детьми контрольной группы, у детей с хроническим гастритом значимо снижен показатель экстраверсии и повышен показатель психастеничности, имеется тенденция к снижению показателя гипертимности, повышению показателей ананкастности и конформности. Таким образом, дети второй группы характеризуются обращенностью в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, некоторой социальной пассивностью, избыточной ориентированностью на общепринятые нормы поведения, некоторой нерешительностью, тенденцией скорее полагаться на обстоятельства, чем на собственные силы, склонностью руководствоваться в собственной деятельности не столько стремлением достичь успеха, сколько старанием избежать неудачи в результате допущенной ошибки. Кроме того, у этих детей отмечается повышенная утомляемость и трудности в концентрации внимания.
При интерпретации результатов теста Люшера мы рассматривали цветовой ряд, полученный при втором выборе, т.к. именно второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый.
При рассмотрении результатов цветового теста можно выделить следующие основные особенности детей с ФРЖ и хроническим гастритом: у них блокирована потребность в любви и теплых отношениях, прослеживается четкое стремление к избеганию конфликтов и восстановлению душевных сил, отмечается повышенная ранимость в конфликтных ситуациях при повышенной требовательности к социальному окружению, потребность в спокойной и безопасной обстановке. Тревожность и напряжение нивелируются у них пассивностью и отходом от эмоционально значимых контактов.
Таблица 2 — Психометрические показатели (М ± о) у детей и подростков с функциональным расстройством желудка (группа 1) и хроническим гастритом (группа 2), проживающих на радиационно-загрязненных территориях
Показатель Группа сравнения Группа 1 Группа 2
Соматические жалобы 47,3 ± 9,5 44,7 ± 9,8* 49,2 ± 10,6++
Экстравертированность 49,3 ± 10,3 46,2 ± 9,3** 46,8 ± 9,5**
Гипертимность 50,8 ± 10,7 47,7 ± 12,4* 48,6 ± 8,7*
Психастеничность 47,6 ± 10,7 48,3 ± 12,7 50,8 ± 9,8**
Истероидность 47,8 ± 10,0 45,6 ± 10,1 49,6 ± 10,9++
Ананкастность 47,7 ± 10,6 50,0 ± 10,7 50,0 ± 9,8*
Конформность 50,2 ± 11,4 50,0 ± 11,4 53,0 ± 12,6*
Примечание: * - Р<0,1; ** - Р<0,05 по отношению к группе сравнения; + - Р<0,1; ++ - Р<0,05 по отношению к группе 1.
Полученные нами данные сопоставимы с результатами подобных исследований у взрослых испытуемых, проведенных американским психоаналитиком Ф. Александером. Он выделил группу психогенных расстройств вегетативных систем организма, при которых на определенном этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах. По его мнению, запрет на удовлетворение потребностей приводит к регрессивным состояниям, в которых потребности и связанные с ними эмоции выражаются физиологически. С помощью психоаналитической техники Ф. Александер выделил основные внутриличностные конфликты для большинства психосоматических расстройств. По его мнению, взрослые пациенты с язвенной болезнью вовлечены в конфликт между потребностью в зависимости, опекаемости и нарциссическим стремлением к автономности, потребность в любви у них превращается в желание быть накормленным — при этом хронически активизируется пищеварительный тракт, что приводит к гастриту [1].
Сравнительные клинические исследования, проведенные в Чикагском институте психоанализа, показали, что у всех пациентов, страдающих психогенными желудочными расстройствами, главную роль играют вытесненные тенденции к поиску помощи. Выраженная фиксация на ситуации зависимости в раннем детстве вступает в конфликт со взрослым Эго, в результате чего страдает уважение к себе пациента, а так как установка на зависимость противоречит желанию независимости и самоутверждения, она должна быть вытеснена. В глубине души каждый больной с подобными расстройствами испытывает бессознательное стремление к защищенному существованию маленького ребенка. Однако такие люди чаще всего тщательно скрывают такую установку от самого себя и вытесняют её, чтобы она не могла найти выражение во внешнем поведении и личных взаимоотношениях. В свою очередь, вытесненное стремление к любви является бессознательным психологическим стимулом, непосредственно связанным с физиологическими процессами, приводящими в конечном итоге, к образованию гастрита и язвы [10].
Заключение
Таким образом, в результате психолого-психометрического обследования было установлено, что дети и подростки с функциональным расстройством желудка и хроническим гастритом характеризуются большим «уходом в себя», в мир собственных переживаний и фантазий, внутренним характером переработки эмоций, большей застенчивостью, замкнутостью, некоторой социальной пассивностью, т.е. склонностью все проблемы решать наедине с собой, чем совместно с внешним миром.
По мере перехода функционального расстройства ЖКТ в органическое у детей и подростков
нарастает нерешительность в действиях, некоторая тревожность по отношению ко всему новому и необычному, неуверенность в своих силах, склонность все больше стараться походить на окружающих значимых людей, тенденция все реже и в меньшей степени проявлять свои индивидуальные особенности. Повышение показателя психастенично-сти свидетельствует о неумении правильно организовать свою жизнь, грамотно распределить приоритеты.
Дети с хроническим гастритом чаще обращают внимание на собственные соматические нарушения, наряду с этим, проявляют некоторую демонстративность в поведении, обладают повышенной внушаемостью, повышенной чувствительностью в оценке своих поступков.
Результаты, полученные при интерпретации теста Люшера, дополнили картину личности детей и подростков с рассматриваемой патологией и выявили наличие у них достаточно серьезных внутри-личностных конфликтов, которые необходимо решать, а именно, фрустрацию желаний зависимости, помощи и любви. Желудочные симптомы в данном случае — это всего лишь индикатор внутреннего личностного неблагополучия.
Следует отметить, что указанные психологические особенности проявляются у обследованных детей и подростков даже вне обострения патологии со стороны желудочно-кишечного тракта. Поэтому, независимо от периода заболевания и используемых лечебных процедур, таким детям и подросткам показана психотерапевтическая коррекция с целью формирования уверенности в себе и собственных силах, пересмотра системы ценностей. Их необходимо обучать умению выражать и отстаивать свою собственную точку зрения, проявлять свою индивидуальность вне зависимости от
обстоятельств, а также прививать навыки выражения эмоций и эмоционального отражения ситуации.
Литература
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004
— 336 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2006. — С. 256.
3. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. А.М. Вейна. — М.: Медицина, 1991. — 624 с.
4. Гресь Н.А., Полянова Т.И., Аринчин А.Н. Состояние здоровья детей и подростков районов, подвергшихся радиационному воздействию и некоторые вопросы диспансеризации // Здравоохр. Беларуси, 1990. — №12. — С. 3-6.
5. Зеленкевич И.Б. Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы в Беларуси // Международный журнал радиационной медицины, 2002. -№4. — С. 24-29.
6. Нягу А.И., Прилипко В.А. Социально-психологическое состояние пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы в Украине //Международный журнал радиационной медицины, 2002. -№4.
— С. 279-288.
7. Нягу А.И., Нощенко А.Г., Логановский К.Н. Отдаленные последствия психогенного и радиационного факторов аварии на Чернобыльской АЭС на функциональное состояние головного мозга человека // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1992 — Т. 92. — №4
— С. 72-77.
8. Обухов С.Г. Диагностика и терапия невротических расстройств: Методические рекомендации, утверждённые Министерством здравоохранения Беларуси. — Гродно, 2000. — 36 с.
9. Пергаменщик Л.А. Теоретические подходы к диагностике и реабилитации детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС // Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. — Вып. 1. Минск, 1993.
— С. 22-33.
10. Alexander F. et al.: The influence of psychologic factors upon gastro-intestinal disturbances: A symposium psychoanalytic quart. 3:501, 1934.
Поступила 31.01.08