Научная статья на тему 'Психолого-правовые особенности экспертной деятельности в системе государственной службы'

Психолого-правовые особенности экспертной деятельности в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василенко В. В.

На материалах социологических и акмеологических исследований рассматривается проблема внедрения эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их служебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL FEATURES EXPERT PERFORMANCE IN THE PUBLIC SERVICE

On materials of sociological research and acmeologic be regarded the problem of introducing efficient technologies and modern methods using human resource management aimed at improving the professional competence of public servants and to provide conditions for increasing the effectiveness of their performance.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовые особенности экспертной деятельности в системе государственной службы»

В.В.Василенко

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Одной из задач завершения реформирования государственной службы является становление и развитие ее как эффективного социально-правового института, важнейшего механизма государственного управления. Темпы реформы могли бы быть выше, если бы своевременно была создана система управления государственной службой Российской Федерации, последовательно осуществлялись принципы, нормы, правила кадрового обеспечения государственных органов власти, установленные законодателем, Президентом и Правительством РФ. В Послании Федеральному Собранию РФ (2008 г.) Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что нужна «новая система формирования кадрового резерва», необходим поиск «наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей».

В этих условиях значительно возросло внимание к экспертизе в системе государственного управления, возникла проблема создания и развития института независимой экспертизы (как организаций, так индивидуальных специалистов). В рамках проведенного исследования под термином «экспертная деятельность» понимается определенный вид высококвалифицированной деятельности, состоящей в проведении уникальными по своим профессиональным параметрам специалистами - независимыми экспертами при помощи специально разработанных для этой цели психолого- правовых технологий специфических экспертных исследований в системе государственной службы. При этом под экспертом (независимым экспертом) в системе государственной службы понимается лицо, не заинтересованное лично в результатах экспертной деятельности, обладающее специальными познаниями в области государственной службы и экспертной деятельности, в установленном порядке назначенное для проведения экспертизы (экспертного исследования) профессиональной деятельности государственных служащих, с вынесением определенной оценки в рамках проведения конкурсов, аттестации, принимающее на легитимной основе участие в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов, подбора кадров, реформирования государственной службы.

Существующая правовая база экспертной деятельности в системе государственной службы не отвечает современным требованиям и нуждается в соответствующей доработке. Созданию действенного, эффективного института независимой экспертизы, привлекаемой к решению кадровых вопросов на государственной гражданской службе мешает инерционный формальный подход и тенденция к упрощению процедур при взаимодействии органов государственной власти с институтами гражданского общества. Поэтому институт независимой экспертизы, применяемой в работе комиссий по вопросам кадровой работы в системе государственной службы, пока не дает ожидаемого результата в достижении поставленных в федеральной программе «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009-2013)» задач.

Проведенный анализ практики экспертной деятельности в системе государственной службы выявил нарушения процедур применения экспертиз и установил тот факт, что в современных условиях экспертная деятельность не влияет существенно на эффективность функционирования системы государственной службы вследствие того, что данный весьма значимый ресурс непрофессионально и бессистемно используется существующей практикой экспертной деятельности в системе государственной службы.

В соответствии с замыслом исследования, проведенного в рамках НИР «Разработка квалификационных требований к уровню и характеру профессиональных знаний и опыту работы независимых экспертов, приглашаемых для участия в работе конкурсных, аттестационных комиссий и комиссий по урегулированию конфликта интересов, и методики их отбора», шифр темы - 10.002» в июне 2010 года с участием автора было опрошено 160 экспертов. Численность респондентов каждой целевой группы - по 32 чел. Отбор респондентов в каждую целевую группу осуществлялся в равных долях пропорционально полу и возрасту, т.е. в каждой целевой группе по 12 женщин и 12 мужчин, по 6 чел в возрасте 20-29 лет, 6 чел. в возрасте 30-49 лет, 6 чел. в возрасте 50-59 лет, 6 чел. в возрасте свыше 60 лет. В качестве экспертов выступили госслужащие федеральных и региональных органов исполнительной власти - слушатели краткосрочных курсов РАГС при Президенте РФ, а также значительная группа независимых экспертов, участвующих в

работе кадровых комиссий. Целевые группы: госслужащие, проходившие конкурс или аттестацию на занятие вакантной должности в системе государственной службы; госслужащие, имеющие опыт работы в кадровых комиссиях (конкурсных, аттестационных и др.) государственных органов, независимые эксперты, имеющие опыт работы в кадровых комиссиях (конкурсных, аттестационных и др.) государственных органов; потенциальные независимые эксперты: работники образовательных организаций, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме - научно-исследовательский и профессорско-преподавательский состав научных и учебных заведений, специализирующиеся в данной предметной области; потенциальные независимые эксперты: граждане и представители общественных и других негосударственных организаций, имеющие широкую практику взаимодействия с органами государственной власти. Поиск респондентов первой, второй и третьей целевых групп для опроса осуществлен через кадровые службы федеральных органов власти (аппарат Правительства Российской Федерации, министерства и ведомства, агентства, Государственная Дума и Совет Федерации Российской Федерации). Поиск респондентов четвертой и пятой целевых групп для опроса осуществлен через общественные и другие негосударственные организации, имеющие практику взаимодействия с органами власти - профсоюзы, саморегулирующиеся сообщества, ассоциации, объединения, союзы коммерческих и некоммерческих организаций, научно-исследовательские организации, работающие над вопросами совершенствования системы государственного управления и государственной службы, учебные заведения, специализирующиеся на подготовке кадров для работы в органах власти, а также при помощи координационных структур при органах власти и Общественной палаты РФ.

Проведенное исследование показало, что степень влияния независимых экспертов в настоящее время на решение кадровых вопросов в системе государственной службы

незначительно (табл. 1).

Таблица 1. Степень влияния независимых экспертов

Степень влияния Не

Виды деятельности Не влияют Слабо Умеренно Сильно ответил

влияют влияют влияют и

Проведение конкурсов Проведение аттестаций Проведение квалификационных экзаменов Рассмотрение соблюдения требований к служебному поведению Урегулирование конфликтов интересов Снижение коррупции в органе власти Повышение качества работы госслужащих 20,6 10,6 12,5 26.3 24.4 46,3 23,1 32.5 33,8 25.6 28,8 34.4 28,8 32.5 33,1 41,3 40,0 32,5 23,8 8,8 35,0 10,6 12.5 18,1 6,3 11,3 10.6 6,9 3,2 1,8 3,8 6,1 6,1 5,5 2,5

Особенно это касается вопросов, связанных со снижением коррупции в органе власти -75,1% (не влияют и слабо влияют); урегулированием конфликтов интересов - 58,8% (не влияют и слабо влияют); рассмотрением соблюдения требований к служебному поведению - 55,1% (не влияют и слабо влияют).

Особенно тревожно, что, по мнению большинства респондентов, введение в комиссии независимых экспертов практически не повлияло на снижение коррупции (46,3%) и повышение качества работы госслужащих (23,1%). При этом практически все респонденты единодушны в том, что утверждение квалификационных характеристик независимых экспертов проблему снижения уровня коррупционных рисков в системе государственной службы не решит (44,4%).

Цель функционирования института независимой экспертизы:

— повышение качества кадровой составляющей государственной службы на основе объективной, комплексной оценки состояния кадров и научного обоснования путей их развития, принятия конкретных управленческих кадровых решений;

— обеспечение обновления и обогащения кадрового потенциала государственных органов с учетом новых потребностей государственного управления в кадрах современных квалификаций и специализаций.

Исследование показало, что введение экспертов высшей квалификации определяется необходимостью выполнения новых функций, которые могут повлиять на повышение

эффективности деятельности органа власти. Работа таких экспертов не должна ограничиваться заседаниями кадровой комиссии. Их задача состоит в совершенствовании госслужбы, личностном развитии и карьерном росте персонала, повышении научной обоснованности деятельности «кадровых» комиссий, внедрении современных технологий управления персоналом с учетом научных разработок. Такие эксперты могли бы оценить полноту использования человеческого потенциала, степень учета способностей рассматриваемых кандидатов и дать рекомендации по его развитию в будущем.

Для данной категории независимых экспертов формы участия и направления деятельности могут быть самыми разнообразными Респонденты отмечают наибольшую потребность в оказании помощи со стороны экспертов высшей квалификации в следующих видах деятельности:

- экспертно-консультационные услуги кадровым комиссиям, научная обоснованность их работы (56,9 %).

- внедрение новых кадровых технологий и методик работы с государственными служащими (56,9 %).

- содействие в урегулировании конфликтов на госслужбе (конфликта интересов, конфликтов в коллективе, с общественными организациями, гражданами) (46,3 %).

- консультации, тренинги по разработке и реализации индивидуальных планов личностного развития (36,9 %).

- помощь в подготовке итоговых документов комиссий, рекомендации по развитию, карьерному росту (31,9 %).

- консультации по практике соблюдения этики, принципа служения отечеству, противодействию коррупции (30,0 %).

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий (оценка профессионального развития, карьерного роста, самосознания, самореализации, самоконтроля, степени использования потенциала) (30,0 %).

- консалтинговое сопровождение испытаний при назначении на должность, стажировок, подведения итогов профессиональной деятельности (отчета) руководителя (28,8 %).

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий на предмет оценки профессиональной компетенции и исполнения должностных обязанностей (25,0 %) и др.

Следует отметить, что респонденты разных категорий несколько расходятся во мнениях о степени важности видов работ, которые следует поручать независимым экспертам высшей квалификации. Так, респонденты из числа госслужащих, проходивших аттестацию или конкурс, не входивших в состав кадровых комиссий, на первое место для независимых экспертов высшей квалификации ставят «внедрение новых кадровых технологий и методик работы с государственными служащими» (65,7 %), «содействие в урегулировании конфликтов на госслужбе (конфликта интересов, конфликтов в коллективе, с общественными организациями, гражд анами)» (54,3 %) и экспертно-консультационные услуги кадровым комиссиям, научная обоснованность их работы» (54,3 %). Далее ответы распределяются следующим образом:

- помощь в подготовке итоговых документов комиссий, рекомендации по развитию, карьерному росту (37,1 %),

- консультации по практике соблюдения этики, принципа служения отечеству, противодействию коррупции (35,7 %),

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий (оценка профессионального развития, карьерного роста, самосознания, самореализации, самоконтроля, степени использования потенциала (34,3 %),

- консультации, тренинги по разработке и реализации индивидуальных планов личностного развития (34,3 %).

Сравнивая мнение респондентов на распределение работы между независимыми экспертами, отметим, что независимым экспертам-практикам они склонны доверить наибольшую часть работ:

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий на предмет оценки профессиональной компетенции и исполнения должностных обязанностей (70 %).

- принятие квалификационного экзамена (66,3 %).

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий (оценка профессионального развития, карьерного роста, самосознания, самореализации, самоконтроля, степени использования потенциала) (51,9 %).

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий (оценка соблюдения требований к служебному поведению и этики, ограничений, налагаемых на них, при заключении трудовых договоров (46,9 %).

- помощь в подготовке итоговых документов комиссий, рекомендации по развитию, карьерному росту (48,8 %).

- консультации, тренинги по разработке и реализации индивидуальных планов личностного развития (45,0 %).

- помощь в подготовке материалов к заседанию комиссий (44,4 %).

- содействие в урегулировании конфликтов на госслужбе (конфликта интересов, конфликтов в коллективе, с общественными организациями, гражданами) (36,3 %).

- проведение экспертизы по кандидатурам до заседания комиссий (оценка соблюдения ими принципа служения отечеству, а не конкретному должностному лицу) (33,8 %).

- внедрение новых кадровых технологий и методик работы с государственными служащими (31,3 %).

На основании исследования разработана и апробирована психолого-правовая модель эксперта в системе госслужбы, включающая системный подбор эксперта по ряду критериев: а) наличие соответствующего базового образования, в том числе обучение акмеологическим основам экспертной деятельности; б) профессионализм в системе госслужбы и экспертной деятельности; в) признание в профессиональной среде; г) ученая степень, ученое звание по профилю профессиональной деятельности; д) опыт экспертной деятельности; е) наличие необходимых социально-психологических и профессиональных качеств: креативность, эвристичность, профессиональная интуиция, способность предвидеть будущее состояние исследуемого объекта, независимость, ответственность.

С учетом действующего законодательства Российской Федерации результаты реализованного исследования позволили выделить два принципиально разных варианта организации подбора независимых экспертов в оценочные комиссии с возможным использованием или одного из них, или двух одновременно на разных уровнях государственного управления.

Первый. Органы по управлению госслужбой (в условиях их отсутствия непосредственно государственные органы) представляют запрос в образовательные учреждения, другие организации, в которых указывается в какие комиссии и сколько требуется независимых экспертов. При этом персонально приглашаемые эксперты не указываются. Руководители организаций по согласованию с кандидатами (их участие осуществляется на добровольной основе) предлагают состав экспертов. На основании предложений руководителей образовательных, научных учреждений, других организаций независимые эксперты включаются приказом руководителя государственного органа в состав комиссий.

В условиях, когда государственный орган по управлению государственной службой еще не создан, по данному алгоритму и происходит отбор независимых экспертов.

Во втором варианте независимые эксперты персонально за государственным органом не закрепляются. Органом по управлению госслужбой создается «Банк независимых экспертов». Для включения в состав независимых экспертов кандидат должен пройти испытание, получить сертификат.

И по мере необходимости на конкретные заседания комиссий государственных органов из общего состава кандидатов органом по управлению государственной службой предлагается необходимое количество независимых экспертов. В связи с тем, что, во-первых, совершенствуется нормативная база государственной гражданской службы, а во-вторых, накапливается определенный опыт, независимые эксперты периодически (не реже одного раза в три года) должны проходить повышение квалификации.

Предлагаемый вариант № 2 имеет ряд преимуществ:

— алгоритм строго соответствует требованиям нормативных правовых актов в части того, что независимые эксперты приглашаются именно органом по управлению государственной службой;

— орган по управлению государственной службой имеет возможность вести учет работы независимых экспертов;

— исключается возможность попадания в состав комиссий случайных, недостаточно подготовленных экспертов;

— сертификация предполагает допуск экспертов к достаточно сложной и важной деятельности;

— работая в различных государственных органах, независимые эксперты будут способствовать передаче передовых, рациональных методов работы

В рамках исследования была подтверждена гипотеза о необходимости организованной работы по совершенствованию профессиональных качеств не только государственных служащих, но и членов кадровых комиссий и независимых экспертов. Так, на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, должны быть механизмы, обеспечивающие повышение квалификации независимых экспертов?» ответы респондентов распределились следующим образом (табл. 2). Одним из подходов к реализации данной цели — введение специального учебного курса для членов комиссий государственного органа в образовательном учреждении, ведущим подготовку государственных служащих, включая процедуру принятия соответствующего экзамена с выдачей сертификата эксперта в области кадровых технологий.

Таблица 2. Механизмы, обеспечивающие повышение квалификации независимых экспертов (%)_

Обмен опытом работы и проведение научно-практических конференций Периодическое повышение квалификации независимых экспертов по специальной программе

Периодическая сертификация независимых экспертов (выдача документа на право экспертной деятельности)

Подготовка и распространение методических пособий

Акмеологическое тестирование и последующее сопровождение деятельности, Другое

Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить основные направления оптимизации экспертной деятельности в системе государственной службы. К ним относятся развитие механизмов сетевого взаимодействия с независимыми экспертами; создание банка данных экспертов; правовое регулирование процедур привлечения экспертов к текущей работе кадровых служб (комиссий); создание советов и ассоциаций независимых экспертов; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации независимых экспертов; разработка этических стандартов профессионального поведения экспертов; создание благоприятных условий профессиональной деятельности экспертов, в том числе разработка и внедрение системы материальных и моральных стимулов, формирующих мотивацию независимых экспертов, нацеленную на повышение качества экспертной деятельности; информирование граждан об участии экспертов в работе комиссий и о результатах деятельности независимых экспертов в комиссиях государственных органов. Как показало исследование, повышению эффективности экспертной деятельности будет способствовать разработка и принятие в системе государственной службы «Положения о независимых экспертах».

Разработанные психолого-правовые технологии: изучения личности госслужащего; противодействия коррупции в системе государственной службы; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации независимого эксперта; экспертного оценивания в рамках процедур участия независимых экспертов в работе конкурсных, аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; обеспечения транспарентности профессиональной деятельности комиссий и особенно независимых экспертов обеспечивают не только доступность информации об экспертной

деятельности и роли экспертов в решении установленных законом кадровых процедур для всех заинтересованных лиц, но и способствует усилению влияния экспертизы в решении вопросов повышения эффективности государственной службы.

В целях повышения эффективности экспертной деятельности в системе госслужбы предложена система методов и технологий экспертной оценки: интервью, беседа, анкетирование, метод комиссий, метод «Суда», метод «мозговой атаки», метод Делфи, метод 360 градусов, позволяющих, при условии их комплексного применения, повышать уровень объективности экспертных оценок. Разработанная и предложенная для практического применения система критериев оценки госслужащих, в рамках проведения конкурсов, аттестаций и работе комиссий по урегулированию конфликта интересов, состоит из трех блоков: 1) соответствие культуре госслужбы: профессиональная мотивация; гражданская позиция; активность профессиональной позиции; готовность к саморазвитию; 2) профессиональная компетентность госслужащего: образовательный уровень; профессиональный опыт; специальные профессиональные знания, умения и навыки; общие инструментальные навыки; 3)личностно-деловые качества: навыки эффективной коммуникации; соблюдение этики делового общения; ответственность; организаторские способности.

На основании анализа результатов проведенного исследования была разработана система прикладных научно- практических выводов и рекомендаций.

1. Необходима разработка Положения «О независимых экспертах», в котором определить статус независимого эксперта, регламент организации его работы, порядок отбора и назначения экспертов, а также финансирования их деятельности.

2. Практика нуждается в специальной системе управления экспертной деятельностью: создании банка данных экспертов, целенаправленном обучении и постоянном повышении уровня профессиональной подготовки экспертов.

3. Для совершенствования деятельности независимых экспертов предлагается также усиление мер стимулирующего и мотивационного характера, разработка критериев (показателей) результативности деятельности независимых экспертов, используемых при их аттестации, а также мер стимулирующего характера (в т.ч. меры, касающиеся морального и материального поощрения и другие).

4. Дополнительной разработки требуют вопросы ответственности независимых экспертов за результаты работы в составе кадровых комиссий.

5. Необходимо принятие этических стандартов поведения экспертов.

Перспективы дальнейших исследований автор видит в разработке и внедрении в широкую практику государственной службы системы психолого-правовых технологий экспертной деятельности.

Р.В. Вольнов

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Научно-технологический прогресс, усовершенствовав средства коммуникации, сделал современный мир более взаимосвязанным, более управляемым, но и более уязвимым, подвергающим национальную безопасность трансформациям, испытаниям неопределенного характера и масштаба. Процессы глобализации проходят в мире отнюдь не безболезненно. И каков этот мир будет в будущем, во многом зависит от той модели мироустройства, которая будет спроецирована на психику и сознание человека сегодня.

Внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Человечество становится заложником глубины, сложности используемых информационных технологий, способности обеспечить их безопасное использование.

Системное понимание самого явления, противодействие негативному информационно-психологическому воздействию индивидуальному, групповому и общественному сознанию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.