Научная статья на тему 'Психолого-правовая оценка личности военнослужащих, совершивших преступления против порядка прохождения воинской службы'

Психолого-правовая оценка личности военнослужащих, совершивших преступления против порядка прохождения воинской службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (СМИЛ) / АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МИННЕСОТСКОГО ОПРОСНИКА (ММPI) / METHOD FOR STUDY OF PERSONALITY (SMIL) / ADAPTED FROM THE MINNESOTA QUESTIONNAIRE (ММPI)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царенко Людмила Сергеевна

Рассматриваются преступления против военной службы, под которыми понимаются общественно опасные деяния предусмотренные уголовным законодательством. Показано, что меры, направленные на установление криминогенных условий, применительно к конкретному военнослужащему разрабатываются на основе глубокого изучения его личности. Приводятся результаты исследования военнослужащих, совершившие преступления против порядка пребывания на военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASSESSMENT IDENTIFICATION OF THE PERSONNEL WHO HAVE COMMITTED CRIMES AGAINST THE WAY OF MILITARY SERVICE

Considered crimes against military service, as that of a socially dangerous acts under the criminal law. It is shown that the measures, aimed at establishing criminogenic conditions, with respect to a particular soldier was developed based on in-depth study of his personality. Results of the study personnel, committed crimes against the order of stay in the military.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовая оценка личности военнослужащих, совершивших преступления против порядка прохождения воинской службы»

Статью рекомендовали к опубликованию: д.юр.н., профессор В.В. Денисенко; д.ф.н., профессор А. Дегтярев.

Савкина Татьяна Борисовна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: savkina.tat@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: +79185579385.

Учебный военный центр; отдел иностранных языков и психологической работы; преподаватель.

Savkina Tatyana Borisovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: savkina.tat@yandex.ru.

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +79185579385.

Military Educational Center; Department of Foreign Languages and Psychological Work, Teacher.

УДК 159.9

Л.С. Царенко

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Рассматриваются преступления против военной службы, под которыми понимаются общественно опасные деяния предусмотренные уголовным законодательством. Показано, что меры, направленные на установление криминогенных условий, применительно к конкретному военнослужащему разрабатываются на основе глубокого изучения его личности. Приводятся результаты исследования военнослужащих, совершившие преступления против порядка пребывания на военной службе.

Метод исследования личности (СМИЛ); адаптированный вариант Миннесотского опросника (ММГТ).

L.S. Tsarenko

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASSESSMENT IDENTIFICATION OF THE PERSONNEL WHO HAVE COMMITTED CRIMES AGAINST THE WAY OF MILITARY SERVICE

Considered crimes against military service, as that of a socially dangerous acts under the criminal law. It is shown that the measures, aimed at establishing criminogenic conditions, with respect to a particular soldier was developed based on in-depth study of his personality. Results of the study personnel, committed crimes against the order of stay in the military.

Method for study ofpersonality (SMIL); adapted from the Minnesota questionnaire (ММГ!).

Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за преступления против военной службы, под которыми понимаются общественно опасные деяния, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в

запасе, во время прохождения ими военных сборов. Общественная опасность такого рода криминальных деяний связана и с тем, что они занимают существенное место в структуре преступности военнослужащих. Причем в последние годы происходит качественное изменение характера этого вида преступности: все чаще такие противоправные деяния связаны с другими преступлениями - насильственными действиями в отношении сослуживцев и командиров, убийствами, хищением огнестрельного оружия и боеприпасов, разбоями и пр. Все это еще более повышает общественную опасность рассматриваемых уголовно наказуемых деяний и определяет необходимость их изучения с целью разработки эффективных мер предупреждения. Надо отметить и высокую латентность рассматриваемого вида преступлений [1].

В качестве главного признака, объединяющего преступления против порядка пребывания на военной службе, в научной литературе указывается цель - нежелание субъекта пребывать на военной службе и исполнять обязанности, вытекающие из нее [2].

Меры, направленные на установление криминогенных условий, применительно к конкретному человеку разрабатываются на основе глубокого изучения его личности. Эффективность борьбы с такого рода воинскими преступлениями и успешное их предупреждение требуют глубокого и всестороннего изучения личности преступника.

Между тем в научной литературе эта проблема остается вне поля зрения исследователей. Ряд работ посвящен криминологическому изучению личности дезертиров и лиц, уклоняющихся от воинской службы. Так, например, П.В. Жестеров [3] среди наиболее криминогенно значимые характеристики личности военно-служащего-дезертира выделяет следующие: неустойчивая психика в сочетании с наиболее криминогенно-активным возрастом; неблагополучное социальное происхождение и положение; низкий общий образовательный уровень, серьезный сдвиг мотивационной составляющей и невозможность обеспечивать критическую самооценку собственного отключающегося поведения и неразвитость правосознания. Интересное исследование личности военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, проведено В.В. Логвиненко [4]. Результаты его исследования личностных особенностей дезертиров отчетливо указывают на наличие у них специфических проблем в области построения взаимоотношений с сослуживцами.

Объектом нашего исследования стали военнослужащие, совершившие преступления против порядка пребывания на военной службе. Всего нами было обследовано 86 человек (ст. 337-339 УК РФ).

Для изучения личностных особенностей военнослужащих нами был использован стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММР1) [5].

Анализируя результаты, полученные в группе военнослужащих, совершивших преступления против порядка пребывания на военной службе, прежде всего следует отметить, что график, отражающий их личностный профиль, занимает промежуточное положение между графиками контрактников и суицидентов. Причем по целому ряду признаков представители этой группы обнаруживают сходство с группой контрактников, а по ряду других - с группой суицидентов.

Усредненный ММР1-профиль (код - 7’498’-/) выявляет противоречивый тип реагирования, в котором объединены разнонаправленные тенденции: с одной стороны, высокий уровень тревоги, выраженная инертность и неустойчивость, с другой - высокая поисковая активность и динамичность процесса возбуждения. Субъективно это проявляется как сочетание высокого уровня притязаний с неуверенно-

стью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью. Такой тип профиля, по мнению Л.Н. Собчик, характерен для неврастенического паттерна дезадаптации. Стремление к достижению завышенных целей и провал попыток в их достижении определяют проявления тревожности. Причем повышение по шкале 9 придает ему оттенок ажитированной тревоги и может указывать на повышенную активность личности в поисках выхода из сложной ситуации, несмотря на растерянность и сниженный фон настроения. Наличие тревоги приводит также к возникновению затруднений в межличностных отношениях и сужению зоны контактов, что и обнаруживается повышением по восьмой шкале.

Следует, однако, отметить, что высокий уровень тревоги (шкала 7), обнаруживаемый этими военнослужащими, может определяться сложившейся жизненной ситуацией. Исследование проводилось в то время, когда следствие по делам об их самовольном оставлении части еще было не закончено, и окончательно их судьба не была решена, что, возможно, и нашло отражение в результатах исследования.

Надо отметить и то обстоятельство, что по своим личностным характеристикам группа дезертиров является гетерогенной, обнаруживая широкий разброс индивидуальных значений по шкалам.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, группа военнослужащих, совершивших самовольное оставление воинской части и/или дезертирство, обнаруживает качественное своеобразие личностных характеристик, достоверно отличающихся от личностных особенностей представителей контрольных групп.

Во-вторых, анализируемая группа обнаруживает противоречивый тип реагирования, что проявляется в сочетании в их профиле разнонаправленных тенденций: с одной стороны, высокий уровень тревоги, выраженная инертность и неустойчивость, с другой - высокая поисковая активность и динамичность процесса возбуждения.

В-третьих, по своим личностным характеристикам группа дезертиров является гетерогенной, обнаруживая широкий разброс индивидуальных значений по шкалам.

Выявление типичных личностных характеристик этих военнослужащих представляется крайне важным как для разработки системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение такого рода преступлений, так и в плане построения военно-воспитательной работы с военнослужащими.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Долгова А.И. Преступность ее организованность и криминальное общество // Российская криминологическая ассоциация. - 2003. - С. 572.

2. Маркелов В.А. Криминологическая характеристика уклонений от военной службы // Российский следователь. - 2005. - № 6. - С. 42-43.

3. Жестеров П.В. Криминологическая характеристика и предупреждение дезертирства среди военнослужащих срочной службы внутренних войск: дис. ... канд. юрид. наук. - 2006. - М., 2008. - С. 169.

4. Логвиненко В.В. Экспертная оценка социально-психологических особенностей личности при расследовании суицидальных попыток военнослужащих: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону ЮФУ, 2007 - С. 21.

5. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности // Теория и практика психодиагностики. - М.: Ин-т прикл. психологии, 2000. - С. 509.

Статью рекомендовали к опубликованию: д.псих.н., профессор О. Михайлова,

д.псих.н. Т. Скрипкина.

Царенко Людмила Сергеевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: pego_307@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: +79282705649.

Учебный военный центр; отдел общевоенной и тактической подготовки; доцент. Tsarenko Liudmila Sergeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: pego_307@mail.ru

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +79282705649

Military Educational Center; Department Obschevoennoy and Tactical Training; Associate Professor.

УДК 355.2. 001

А.В. Бессарабов

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОФИЦЕРСКИХ

КАДРОВ ВМС США

Данная статья представляет собой анализ современного состояния системы профессиональной подготовки офицерских кадров для Военно-Морских Сил США, структуры и принципов обучения и воспитания в данной системе.

В статье, на примере трехвидовой системы учебных заведений профессионального военно-морского образования, рассмотрены особенности отбора курсантов и условия их обучения, структура учебной программы и учебного плана по видам профессиональной подготовки, а так же особенности назначения выпускников на офицерские должности.

Система профессиональной подготовки; Офицерские кадры; Военно-Морские Силы

США.

A.V. Bessarabov

THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE US NAVY COMMISSIONED OFFICERS

Given clause represents the analysis of a modern condition of system of vocational training of the officer staff for the Navies (further - Naval Forces) the USA, structures and principles of training and education of the given system. In this article, features of selection of cadets and conditions of their training, structure of the curriculum and the curriculum by types of vocational training, and also features of purpose of graduates on officer positions are considered on an example of three-specific system of educational institutions professional naval formation.

Professional education system; Commissioned officers; US Navy.

Комплектование Военно-Морских Сил (далее - ВМС) США офицерским составом для замещения первичных должностей осуществляется выпускниками сети образовательных учреждений трех видов:

♦ 20 % будущих офицеров ВМС получают образование в Военно-морском училище (г. Аннаполис);

♦ 40 % - на курсах вневойсковой подготовки при гражданских университетах и колледжах страны;

♦ 40 % - в кандидатских офицерских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.