ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. А.Зверева Л. Д. Кузнецова
О. В. Князева
Создание психолого-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями является важным элементов современного образовательного процесса в системе среднего профессионального образования.
The development of psycho-pedagogical support for students with disabilities is an important element of the modern educational process in secondary vocational education.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональные навыки, компетенции.
Key words: Individualization of learning, psycho-pedagogical support, professional skills, competences.
Одной из важных проблем среднего профессионального образования на современном этапе является увеличение количества студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), нуждающихся в специальных подходах как в обучении, так и воспитании. Наличие инвалидности у студентов образует значительное ограничение их жизнедеятельности, приводит к затруднениям в общении со сверстниками и в обучении, в овладении профессиональными навыками и знаниями, а также является социальной проблемой неравных возможностей. Важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система среднего профессионального образования, способная создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.
Важное место в образовательном процессе учебного заведения занимают вопросы психического здоровья всех студентов, но особое внимание уделяется созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды обучающихся с ОВЗ. В Пермском химико-технологическом техникуме обучение студентов с ограниченными возможностями ведется по программам среднего профессионального образования и является одним из важных направлений деятельности учебного заведения. Получение образования по программам среднего профессионального образования, качественных профессиональных навыков и умений студентами с ОВЗ дает им возможность успешно существовать в современном обществе, позволяет получить независимость и экономическую самостоятельность от родителей и опекунов.
Важное значение в решении поставленной задачи приобретает создание действенной системы обучения и воспитания студентов с ОВЗ, которая позволит каждому из них достичь наибольшего уровня развития личности, образованности и профессиональных компетенций. Учебное заведении разрабатывает специальные программы психолого-педагогического сопровож-
42
дения учебного процесса, что создает социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента. Правильно созданное сопровождение помогает преодолеть проблемы в обучении, открывает перспективы личностного роста, предполагает поиск новых ресурсов развития, базу собственных возможностей и создание на этом базисе условий для развития социальных связей. Как показывает практическая деятельность, студенты с ОВЗ, обучающиеся в техникуме, нуждаются в психолого-педагогической поддержке при решении проблем профессионального самоопределения, развития социальной активности и личности в целом. У студентов с ОВЗ, например слабослышащих, возникают проблемы в построении межличностных отношений. У студентов-инвалидов возникает неудовлетворенность отношений с окружающим миром, нарушение социальнопсихологической адаптации и неуверенность в будущем. Психологопедагогическое сопровождение студентов с ОВЗ состоит в создании условий, способствующих их психологическому здоровью, успешности в овладении знаниями и умениями, развитию навыков общения, расширению позитивного личного и социального опыта. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с о ОВЗ включает изучение личности студента и создание благоприятных социально-педагогических условий для развития его личности, успешности обучения.
Важное место в учебном процессе уделяется индивидуализации обучения, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Учебный процесс студентов и обучающихся с ОВЗ основан на интеграции очного и элементов дистанционного обучения. Справиться с возникшими проблемами им помогают студенты группы и классные руководители, а также психолог и социальный педагог техникума. Основной формой организации внеурочной деятельности студентов и обучающихся с ОВЗ в становится социально значимая проектная деятельность. Включение молодых людей с ОВЗ в такого рода деятельность имеет для них особое значение, так как способствует их социализации.
Кроме обучения по специальности студентов с ОВЗ привлекают к проведению регулярных внеурочных мероприятий, а также к участию в интернетконкурсах, праздниках, ярмарках достижений, интеллектуальных играх и др. Данные мероприятия способствуют повышению их самооценки, коммуникабельности, раскрытию новых возможностей, порой неожиданных для самих обучающихся и их преподавателей. Проводится просветительская работа не только для педагогов, но и родителей.
Работа по всем этим направлениям позволила создать в нашем учебном учреждении систему обучения студентов с ОВЗ, что существенно повышает качество и доступность образования данной категории молодежи.
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. -
М., 2004.
2. Жуков В. И. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М., 1997.
3. Курбатова В. И. Социальная работа: учеб. - Ростов н/Д., 1999.
4. Словарь-справочник по социальной работе. - М., 1997.
43