УДК 378 ББК 74.580
К 88
А.А. Куваева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Е.В. Дёмкина
Доктор педагогических наук, профессор кафедры туризма и социальной работы факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована )
Аннотация. В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного выявлению актуальных проблем современного профессионально-педагогического образования. Представлены способы решения проблем. Существующие проблемы рассмотрены в контексте профессионализма и конкурентоспособности педагогов, принимаемой как цель высшего образования. В качестве комплексного способа решения выявленных проблем предложена технология организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения развития личности студентов — будущих педагогов. Описаны этапы психолого-педагогического сопровождения. Охарактеризованы основные формы и методы работы. Приведены статистические данные, подтверждающие эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: развитие личности, конкурентные преимущества современного педагога, психолого-педагогическое сопровождение развития личности студентов.
А.А. Kuvayeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
E.Y. Demkina
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State-University; E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract. This paper presents the results of the theoretical and empirical research on identification of actual problems of modern professional pedagogical education. Ways of the solution of problems are provided. The existing problems are considered in the context of professionalism and competitiveness of teachers
- 35 -
accepted as the purpose of the higher education. The technology of the organization and implementation of psychological and pedagogical maintenance of development of the personality of students — future teachers is proposed as a complex way of the solution of the revealed problems. Stages of psychological and pedagogical maintenance are described. The main forms and methods of work are characterized. The statistical data confirming efficiency of the developed technology are provided.
Keywords: development of the personality, competitive advantages of the modern teacher, psychological and pedagogical maintenance of development of the personality of students.
В современных условиях целью нрофессионально-недагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов (бакалавров, магистров), способных значительно повысить качество российского образования, эффективно решать актуальные воспитательные задачи в новых духовно-идеологических и социально-экономических условиях и, в целом, способствовать прогрессивному развитию общества посредством реализации педагогической миссии [1], [2], [3], [4] и др. В процессе исследования, посвященного выявлению образовательных условий подготовки конкурентоспособных выпускников вузов, в том числе педагогов, был выявлен ряд субъективных и объективных проблем, определяющих требования к организации конкуренторазвиваю-щего процесса в вузе. В числе этих проблем, в частности, следующие.
Первое. Известно, что наибольшая эффективность деятельности достигается тогда, когда субъект выполняет работу, интересную ему лично. Именно интерес является одним из главных механизмов активности человека, с профессиональными интересами связаны наиболее сильные побудительные мотивы деятельности и ее совершенствования [5], [6], [7] и др. Важно отметить, что ожидания от будущего труда, связанные с возможностью реализовать собственные интересы, должны соответствовать содержанию профессиональной деятельности. Кроме того, каждая профессия предъявляет вполне определенные требования к личности субъекта
труда. Соответствие этим требованиям также является фактором эффективности профессиональной деятельности и, в свою очередь, способствует повышению интереса к ней [6], [7], [8] и др.
Следовательно, выбирая специальность, необходимо ориентироваться на собственные интересы, базирующиеся на адекватном представлении о сущности будущей профессиональной деятельности, и учитывать особенности собственной личности, степень своего соответствия профессии.
Однако сегодня, выбирая профессию, подавляющее большинство молодых людей не имеют адекватных представлений о сущности будущего труда и, уж тем более, о тех личностных качествах, которые для его эффективности требуются. Осуществляя профессиональный выбор, большинство школьников, абитуриентов ориентируются либо на рейтинг профессий, их престижность, либо на внешние атрибуты профессии, ее видимое содержание. Второй вариант особенно типичен для будущих педагогов, поскольку все учились в общеобразовательных школах и знакомы с процессуальными характеристиками труда учителя. Эти характеристики могут быть вполне привлекательными для человека, но, во-первых, ими не исчерпывается содержание деятельности, во-вторых, они не всегда однозначно свидетельствуют о тех качествах, которые необходимы для продуктивного труда. В результате неосведомленность будущих студентов о сущности профессии и особенностях труда приводит к тому, что
- 36 -
сделанный выбор вступает в противоречие с личными интересами, целями, ценностями, либо не вполне им соответствует. В дальнейшем это приводит к снижению качества и профессионального образования, и профессиональной деятельности.
Второе. Профессиональная деятельность педагогов полипредметна и включает виды деятельности, а также функции, различающиеся по целям, средствам, действиям, операциям. Овладение всеми видами деятельности обеспечивает полипрофессионализм педагогов — важнейшее современное условие конкурентоспособности [8]. Однако разные виды деятельности (образовательная и воспитательная, исследовательская и культурно-просветительская и пр.), зачастую (в соответствии с конкретными должностными обязанностями, профессиональными функциями и т.д.) предъявляют несовместимые или мало совместимые требования к личностным качествам, установкам, профессиональным целям и ценностным ориентациям работников [6], [7], [8] и др.
Например, решение организационно-управленческих задач в современных социально-экономических реалиях требует актуализации предпринимательских способностей, «рыночных ориента-ций» специалистов, которые слабо коррелируют с гуманистической направленностью — важнейшим качеством педагога. По крайней мере, преодолеть противоречие между указанными требованиями к специалисту может только опытный профессионал и социально зрелая личность. Более того, даже виды деятельности, лежащие «в одной плоскости» например, образовательная и воспитательная, имеют ряд особенностей, не позволяющих думать, что один и тот же человек способен выполнять их в равной степени эффективно.
Таким образом, будущим педагогам необходимо понимать, в какой сфере они в наибольшей
степени могут рассчитывать на профессиональный успех, а для какого вида деятельности им необходима углубленная (дополнительная) подготовка. Профессиональная подготовка на ступени бакалавриата должна осуществляться в направлении наиболее целесообразных для конкретных студентов видов деятельности с возможностью дальнейшего совершенствования сформированных знаний, умений, личностных качеств на ступени магистратуры.
Третье. Конкурентоспособность является экономической категорией и определяется соответствием специалиста требованиям и профессиональной деятельности, и рынка труда. Требования рынка труда обусловливают специфические экономические критерии конкурентоспособности специалистов, которые проявляются не только как качество профессионального труда, но и как особенности общения, взаимодействия с потенциальными или реальными работодателями, с коллегами, с потребителями, как ориентация в социально-экономических реалиях и адекватная реакция на них [9], [10], [11], [12] и др. Па сегодняшний день целевые установки профессионального образования ориентированы на требования профессии, а экономические критерии конкурентоспособности остаются за рамками образовательного процесса.
Таким образом, нами были выделены несколько необходимых направлений в организации кон-куренторазвивающего образовательного процесса в вузе:
— определение для студентов наиболее целесообразных видов профессиональной деятельности в рамках профессии;
- оптимизация содержания профессиональной мотивации и личностных качеств студентов, что предполагает диагностику и коррекцию мотивационной сферы студентов, а также диагностику и
- 37 -
развитие у них необходимых личностных качеств;
— подготовка будущих педагогов к взаимодействию на рынке труда в соответствии с экономическими критериями конкурентоспособности.
Вышесказанные направления деятельности выходят за рамки традиционного образовательного процесса, но, в силу своей актуальной значимости, должны быть под пристальным вниманием специалистов, занимающихся подготовкой педагогов. Это может быть организовано в рамках деятельности по психолого-педагогическому сопровождению развития конкурентоспособности студентов.
Суть психо л ого-педагогического сопровождения состоит том, чтобы не ограждать личность от трудностей, в частности, трудностей выбора, не решать проблемы за нее, а создавать условия для совершения осознанного, ответственного и самостоятельного выбора. Это непрерывный процесс создания для студентов пролонгированных кон куре нтораз-вивающих возможностей в совокупности учебных, воспитательных, практических мероприятий и непосредственных и опосредованных психолого-педагогических воздействий. Под мероприятиями понимаются все целесообразные формы психологической и педагогической работы (беседа, консультация, тренинг, лекция, практическая работа и т.д.) [13], [14], [4] и др.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития личности будущих педагогов заключается в информационно-методическом и организационном обеспечении учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности студентов. Оно включает:
— осуществление диагностики мотивации и личностных качеств студентов;
— разработку рекомендаций для студентов по развитию / саморазвитию конкурентоспособности (в виде
индивидуальных образовательных маршрутов, средств и методов самовоспитания);
— разработку рекомендаций для педагогов по индивидуализации образовательного процесса (по индивидуально-дифференцирован-ному выбору содержания, средств и методов развития конкурентоспособности студентов в процессе теоретической, практической и моральной);
— проведение консультаций и тренингов (индивидуально-дифференцированные консультации и тренинги развития, саморазвития и самооценки конкурентоспособности).
Эффективность конкуренто-развивающего образовательного процесса обусловливается взаимосвязанностью учебно-воспи-тательного процесса и психолого-педагогического сопровождения студентов и педагогов. Целесообразно соблюдение следующей последовательности этапов:
— просветительского, направленного на ознакомление студентов с сущностью и видами их будущей профессиональной деятельности, с требованиями общества и профессии к личности педагога,
— ориентационного, на котором индивидуальные данные студентов (интересы, профессиональные мотивы и цели, способности) осознаются студентами и сопоставляются с требованиями профессионально-педагогической деятельности, определяются векторы профессионального развития, и конструируются индивидуальные образовательные маршруты;
— развивающего, направленного на совершенствование конкретных качеств - детерминантов конкурентоспособности будущих педагогов, подразделяющегося на подэтапы в соответствии со стадиями развития структурных компонентов конкурентоспособности;
— контрольного, включающего диагностику и анализ итоговых ре-
- 38 -
зультатов конкуренторазвивающего образовательного процесса.
Просветительский и ориента-ционный этапы являются подготовительными для перехода на развивающий этап. На протяжении конкуренторазвивающей образовательной деятельности должна осуществляться диагностика исходных, промежуточных и итоговых результатов.
В идеале организация психолого-педагогического сопровождения развития конкурентоспособности студентов предполагает создание специальной структуры (возможно, центра или отдела психолого-педагогического сопровождения), работниками которой станут педагоги и психологи, работающие в системе общего и высшего образования. В рамках экспериментальной работы данная деятельность была организована силами преподавателей (в том числе психологов), кураторов академических групп с приглашением сотрудников образовательных организаций; контингент испытуемых составили студенты бакалавриата — будущие спортивные педагоги.
Результаты педагогического эксперимента, помимо прочего, свидетельствуют о следующем. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов позволяла разрешить названные в начале статьи проблемы, что, в свою очередь, позитивно сказалось на уровне конкурентоспособности выпускников.
В частности, те студенты, которые выбрали в качестве приоритетных для освоения наиболее походящие им виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, за период эксперимента достигли более высокого уровня развития конкурентоспособности. Они составили 87,1% от общего количества учащихся с высоким уровнем конкурентоспособности и 68,3% — от общего количества учащихся с уровнем конкурентоспособности выше среднего (Р<0,05).
У участников ЭГ, характеризующихся гармоничным соответствием профессиональной мотивации и личностных качеств, были зафиксированы более высокие уровни конкурентоспособности по сравнению не только с КГ, но и с другими студентами ЭГ (53,1% от количества студентов с высоким уровнем конкурентоспособности, 35,9% - с уровнем выше среднего).
Студенты ЭГ, которые прошли подготовку ко взаимодействию на рынке труда в соответствии с экономическими критериями конкурентоспособности, продемонстрировали способность к более конструктивным взаимоотношениям с руководителями, коллегами и потребителями, таким выпускникам удалось более эффективно осуществить трудоустройство. Были зафиксированы существенные различия между студентами ЭГ и КГ с точки зрения их поведения на рынке труда (в ситуации трудоустройства) и в реальной профессиональной деятельности. Так, к окончанию вуза 63,7% учащихся ЭГ имели опыт постоянной или временной работы по специальности, соответствующей основному либо альтернативному выбору вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Работу они находили преимущественно либо путем самостоятельного поиска, либо благодаря высокой оценке их деятельности во время учебных практик. Опрос данных студентов показал, что большинство из них руководители соответствующих организаций готовы оставить (либо вновь принять) на работу по завершении образования. Из оставшихся (36,3% учащихся, не имеющих к окончанию вуза профессионального стажа) две трети (71,2%) отметили, что собираются работать по специальности, причем многие также имели предложения о работе — преимущественно по месту жительства. В КГ совмещали работу с учебой 45,7% студентов, причем
- 39 -
более половины из них работали не по специальности. Более половины представителей КГ (52,1%) отметили, что не испытывают желания работать по специальности.
Результаты проведенного исследования и их анализ позволяют сделать ряд научно-практических рекомендаций, позволяющих эффективно осуществить процесс развития конкурентоспособности будущих педагогов:
1. Развитие конкурентоспособности будущих педагогов целесообразно начинать в системе общего среднего образования в рамках про-фориентационной работы. В этот период возможно полноценное профессиональное просвещение потенциальных абитуриентов и определение их соответствия требованиям профессионально-педагогической деятельности.
2. При сопровождении ори-ентационной деятельности студентов по выбору приоритетных видов профессиональной деятельности следует стремиться к гармонизации интересов и способностей учащихся.
3. Разрабатывая индивидуальные образовательные маршруты студентов, следует ориентироваться на выбранные ими приоритетные виды профессиональной деятельно-
сти и учитывать все детерминанты конкурентоспособности.
4. В процессе профессиональной подготовки способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности помогать с трудоустройством — это обеспечит будущим педагогам накопление профессионального опыта еще в период профессиональной подготовки, существенно повышая тем самым конкурентоспособность выпускников вузов.
5. Для обеспечения когнитивной основы развития конкурентоспособности будущих педагогов включить в учебный план дисциплину «Основы конкурентоспособности педагога», содержание которой позволит студентам ознакомиться с содержанием, специфическими особенностями и функциями различных видов профессионально-педагогической деятельности, соответствующим требованиям к личности специалиста, а также с требованиями общества к личности современного гражданина.
6. Систематически и непрерывно осуществлять мониторинг индивидуальных результатов студентов, вносить необходимые коррективы в содержание образовательного процесса.
Примечания:
1. Бондырева С.К. Толерантность. Сознание и формирование толерантных отношений. М.: Изд-во Московского нсихолого-социального института, 2006. 368 с.
2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище: докл. междунар. комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж: Изд-во UNESCO, 1996.
3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института: МОД ЭК, 2009. 16 с.
4. Хазова С.А. Психо лого-педагогическое сопровождение как компонент конкуренторазвивающего образовательного процесса // Образование и общество. Орел, 2011. Вып. 2.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
6. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000. 124 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 244 с.
- 40 -
8. Хазова С.А. Конкурентные преимущества современного человека и теоретические основы их достижения в системе образования (на примере образования в области физической культуры и спорта) // Новые технологии. Майкоп, 2011. Вып. 2.
9. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 25 с.
10. Носкова А. Управление конкурентоспособностью на рынке труда. URL: http://j obsmarket. ru/index.php
11. Славова JI.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях. URL: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm
12. Хазова С.А. Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки // Известия ВГПУ. Сер. Недагогические науки. Волгоград, 2009. № 9 (043). С. 42-45.
13. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.]; под ред. В.А. Сласте-нина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288 с.
14. Сопильняк Ю.Н. Недагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 24 с.
11. Славова, Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] / Л.Д. Славова. - Режим доступа: http:// rusnauka.com/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm
12. Хазова, С.А. Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки / С.А. Хазова // Известия ВГНУ. Сер. Недагогические науки. - Волгоград, 2009. - № 9 (043). - С. 42-45.
13. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.]; под ред. В.А. Сла-стенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
14. Сопильняк, Ю.Н. Недагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.Н. Сопильняк. - Майкоп, 2007. - 24 с.
References:
1. Bondyreva S.K. Tolerance. Consciousness and formation of tolerant relations. M.: Publishing house of Moscow psychological and social institute, 2006. 368 pp.
2. Delors J. Learning: the treasure within: The International Education Commission report for the XXI century, presented by UNESCO. Paris: UNESCO publishing house, 1996.
3. Feldstein D.I. Essential features of modern childhood and problems of theoretical and methodological support of education process. M.; Voronezh: Publishing house of Moscow psychological and social institute: MODEK, 2009. 16 pp.
4. Khazova S.A. Psychological and pedagogical support as a component of competitive educational process // Education and society. Oryol, 2011. Iss. 2.
5. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of human motivation. M.: MSU publishing house, 1990. 288 pp.
6. Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psychology of professional development: a manual. M.: RAGS publishing house, 2000. 124 pp.
7. Zeer E.F. Psychology of professions. Yekaterinburg: UGPPU publishing house, 1997. 244 pp.
8. Khazova S.A. Competitive advantages of the modern person and theoretical bases of their achievement in the education system (based on education in the field of physical culture and sports) // New technologies. Maikop, 2011. Iss. 2.
- 41 -
9. Virina I.V. Formation and development of competitiveness of young specialists on the labour market: Diss, abstract for the Cand. of Economy degree. M., 2007.
25 pp.
10. Noskova A. Management of competitiveness on the labour market. URL: http://jobsmarket.ru/index.php
11. Slavova L.D. Competitiveness of a young specialist in modern realities. URL: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm
12. Khazova S.A. Determinants and conditions of development of experts' competitiveness in the course of vocational training // VGPU News. Ser. Pedagogical sciences. Volgograd, 2009. No. 9 (043). P. 42-45.
13. Child's pedagogical support in education: a manual / N.N. Mikhaylova, S.M. Yusfin, E.A. Alexandrova [etc.]; ed. by ViA. Slastenin, LA. Kolesnikova. M.: Academia, 2006. 288 pp.
14. Sopilnyak Yu.N. Pedagogical support of vocational training of experts in the field of law-enforcement activity: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2007. 24 pp.
-42-