Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение подростков с творческой одаренностью'

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с творческой одаренностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / СПОСОБНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены особенности восприятия одаренности учеными на разных стадиях развития психологической науки. Заявлена научная проблема диагностики одаренности. От теории автор переходит к опыту педагогов-практиков, обозначив показатели детской одаренности с их точки зрения. В соответствии с данными показателями выявлено два направления работы с одаренными подростками: тренинги на снижение тревожности и рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с особыми учениками. Автор предлагает метод проектов в качестве одного из результативных и возможности использования данного метода при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе или курсе предмета «Литература» СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с творческой одаренностью»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ подростков с творческой

ОДАРЕННОСТЬЮ Кузнецова Ю.В.

Кузнецова Юлия Владимировна - преподаватель психологии

общения, Сибирский геофизический колледж, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассмотрены особенности восприятия одаренности учеными на разных стадиях развития психологической науки. Заявлена научная проблема диагностики одаренности. От теории автор переходит к опыту педагогов-практиков, обозначив показатели детской одаренности с их точки зрения. В соответствии с данными показателями выявлено два направления работы с одаренными подростками: тренинги на снижение тревожности и рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с особыми учениками. Автор предлагает метод проектов в качестве одного из результативных и возможности использования данного метода при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе или курсе предмета «Литература» СПО.

Ключевые слова: одаренность, потенциал, способности, диагностика, метод проектов.

Понятие «одаренность» прошло нелегкий и извилистый путь. Равно как и сама наука «психология» в целом. И подобно стадиям восприятия психологической науки обществом на той или иной стадии развития цивилизации претерпевало изменение понятие «одаренности» и отношение к этому феномену. В период становления психологии как науки о душе (4 век до н.э.) одаренность воспринимали как «божий дар», а одаренного ребенка не

35

иначе как гением, посланным на землю, чтобы нести свет истины: «...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения» (Платон) [2]. Соответственно, диагностика одаренности была затруднена. Да и попросту невозможна, а перед одаренными людьми принято было скорее преклоняться, нежели чем «сопровождать» и «направлять» их.

В период торжества сознания над прочими элементами психики (17 век) одаренность стала более светской, а сам одаренный ребенок - tabula rasa (чистой доской). У Дж. Локка мы видим синонимичными понятия «одаренность», «гениальность» и слово «ум». «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас <...> Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта» [1]. Таким образом, в эпоху психологии как науки о сознании одаренность признавалась продуктом исключительно социальным, а значит, ученые «ударились» в другую крайность и предположили, что одаренного ребенка можно воспитать, как бы создать искусственно, несмотря на его первоначальные задатки. Так сказать, биологическую природу. Развивалась методология формирования одаренности, но не ее диагностика.

В период развития психологии как науки о поведении (20 век) Фр. Гальтон вернулся к понятию одаренности как врожденной характеристике человека и предпринял попытку доказать это экспериментально. Хорошая попытка, господин Гальтон: путем анализа родственных связей одаренных личностей Англии он пришел к ряду интересных выводов, к примеру, что одаренным в семье может родиться только один из четырех детей.

Наконец, современный этап развития психологической науки о закономерностях развития и проявления психики определяет одаренность как многовариантный феномен, который не исчерпывается лишь одаренностью интеллектуальной. Впрочем, последняя поддается

психологической диагностике наилучшим образом. Тем не менее, организационная, творческая, духовная и прочие виды одаренности более не смешивались с интеллектуальной, для каждой из них разработана своя модель диагностики.

Останавливая свое внимание на одаренности творческой, мы признаем более обоснованной трактовку Б. М. Теплова: «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [4]. К слову, его докторская диссертация посвящена исследованию специальных, а именно, музыкальных способностей. К сожалению, разработано крайне мало методик психодиагностики одаренности под авторством отечественных психологов, поэтому принято использовать зарубежные: тест креативности для детей Дж. Гилфорда, тест Торранса на образное творческое мышление, тест групповой оценки С. Пимм, тест креативного потенциала Р. Хорнера и Ю. Хеменвей. Последняя методика направлена исключительно на выявление интеллектуальной одаренности, тест Гилфорда посвящен социальному интеллекту, фактически ему же - и тест групповой оценки С. Пимм. Таким образом, при ближайшем рассмотрении проблемы мы обнаружили, что не разработано сколько -нибудь действенных методов четко ответить на вопрос: одаренный перед нами ребенок или нет?

Впрочем, педагоги-практики получают ответ на данный вопрос иначе, без тестовых методик. Самый поверхностный опрос педагогов покажет, что им известно, какие учащиеся достигли или способны достичь явных успехов. Для педагогов эти показатели - решение учебных задач повышенного уровня, постоянная готовность к диалогу с преподавателем, результативное участие в предметных олимпиадах. Это так называемая актуализированная одаренность - та, которая проявилась. Дополнительная диагностика нужна для тех, чьи задатки еще не развиты, кто не подозревает о собственной одаренности. Трихотомия детской одаренности В.С. Юркевич [6], нашей современницы

и практикующего психолога, дополняет этот ряд признаков более высокой критичностью. То есть, одаренный ребенок не верит на слово, это «неудобный» для посредственного преподавателя ребенок, такой ученик не склонен к компромиссу. Итак, можно назвать три показателя детской одаренности:

- решение учебных задач повышенного уровня сложности;

- постоянная готовность к диалогу с преподавателем;

- критичность восприятия информации.

Интересно, что критичность предполагает оценочный компонент, а оценочность часто мешает человеку на этапе выдвижения идей или гипотез. Впрочем, противоречия управляют нашим развитием, а значит, движение вперед невозможно без внутренней борьбы и преодоления себя.

Итак, одаренные дети могут быть выявлены путем простого опроса преподавателей на предмет выявления наиболее успешных учащихся, психодиагностика может играть в данном процессе вспомогательную роль, а именно - уточнять, не перепутал ли преподаватель творческую одаренность с социальной, не поддался ли он обаянию талантливого организатора. Кроме того, к основным задачам психодиагностики одаренности можно отнести выявление потенциальных одаренных детей, которые себя еще не проявили.

Психологическое сопровождение творчески одаренных детей в таком случае может идти в двух направлениях: тренинги на снижение тревожности с детьми и рекомендации для педагогов, как эффективно взаимодействовать с особыми учениками.

Тренинг на снижение тревожности будет способствовать возрастанию творческого потенциала и открытости миру и новым идеям. Психологии известны следующие способы коррекции тревожности [5]:

- переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);

- отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);

- снижение значимости («это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);

- план Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у нас 33 плана»);

- дополнительные справки (вам дали незнакомый адрес -найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);

- физминутка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);

- временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);

- проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми, следующие:

- применять разноуровневые здания на самостоятельной работе, задачи со звездочкой;

- постоянно усложнять объем теоретического материала, например, в курс биологии вводить латынь, русского языка -сведения о праязыке и пр.;

- проблемные вопросы, которые активизируют критическое мышление;

- специфические приемы развития критического мышления, такие как синквейн, ассоциативные ряды, фишбоун, перекрестная дискуссия и пр.;

- опыты и эксперименты, моделирование процесса, воспроизведение реальных условий того или иного открытия в науке.

Впрочем, подобные рекомендации педагогам-практикам давно известны и широко применяются вне зависимости от того, какой профиль выбирает ребенок, какой технологии обучения придерживается преподаватель. В старшей школе и

СПО в период реформирования нуждаются в совершенствовании и методы работы с творчески одаренными подростками. Личностные и метапредметные результаты обучения, заявленные во ФГОС нового поколения, многоаспектны и практикоориентированны, к примеру, соотношение теоретических и практических дисциплин 40/60, а соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы 75/25, что позволяет сделать вывод о растущем объеме самостоятельной работы школьников и студентов СПО. Считаем, что наиболее актуальным, отвечающим всем перечисленным выше требованиям является проектный метод - именно посредством проекта преподаватель имеет возможность развивать потенциал творчески одаренных детей. Свобода в выборе учебной проблемы, средств ее решения, форм презентации достигнутого результата - все это дает богатейшие возможности как для достижения результатов, заявленных во ФГОС, так и для развития творческого потенциала подростков, как специфической задачи.

Рассмотрим возможность использования метода проектов при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе или курсе предмета «Литература» СПО. Ясно, что проблематика данного романа делится на несколько блоков:

- философская проблематика (вера и безверие, добро и зло, слабость и сила духа и пр.);

- социальная проблематика (социальное неравенство, взяточничество, кумовство, пьянство, приспособленчество, власть и пр.);

- психологическая проблематика (любовь, одиночество, фрустрация, конформизм, обман, творчество и пр.);

- историческая проблематика (республика, коммунистический строй, жизнь некоторых персоналий, таких как Иисус, Кант, Понтий Пилат, прототипы литераторов советской России - Сергей Есенин, Александр Ильич Безыменский (поэт), Демьян Бедный и Леопольд Леонидович Авербах (председатель РАППа), Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Лев Троцкий и пр.).

Крупные исторические пласты, вскрывающиеся при более детальном анализе произведения, позволят самым требовательным к выбору учебной проблемы школьникам выбрать те, которые им наиболее близки. Представляет интерес также сопоставление античного мира и советской эпохи в различных их проявлениях через текст Булгакова.

Интересным логическим ходом будет являться сопоставление реальных исторических персонажей - поэтов, писателей, деятелей от литературы с булгаковскими героями. К примеру, Алоизий Могарыч, сосед Мастера, присмотревший себе уютный подвальчик и незамедлительно въехавший в него после ухода Мастера в дом скорби - это не кто иной, как «друг» М.А. Булгакова Сергей Ермолинский, который вел биографию мистификатора в период его травли и, возможно, агент ГПУ.

Прототипом Александра Рюхина мог быть и Маяковский, для этого студенту предлагается проанализировать сцену в конце 6 главы, где Рюхин цитирует А.С. Пушкина: «Буря мглою» и заносит руку над чугунным человеком. Задачей одаренного подростка и критерием наличия этой одаренности будет являться способность обнаружить и сопоставить литературного героя с биографическим фактом. В. Маяковский протягивает руку памятнику А.С. Пушкина для рукопожатия и произносит: «Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. Дайте руку! Вот грудная клетка! Слушайте, уже не стук, а стон». Сравнение жестов приведет к любопытным выводам и интерпретациям, ведь у Рюхина рука поднята не для приветствия, а в злобе и ненависти, как бы замахнувшись для удара.

Рассмотренные нами три показателя детской одаренности в данном случае в ходе выполнения проекта будут реализованы: сопоставление литературного и биографического (исторического) материала, работа с историческими источниками (письмами, воспоминаниями, биографиями), вывод и углубленное изучение романа на основе этого материала - это задача повышенного уровня сложности. Выполнение данного проекта невозможно без

постоянного диалога с преподавателем, обнаружения новых фактов, попытки рассмотреть данное явление под разным углом зрения. Критичность восприятия информации реализуется на всех этапах подготовки проекта, поскольку педагог может лишь указать в случае затруднения, на какую сцену и в какой главе нужно обратить внимание. Впоследствии подросток сам осуществляет поиск таких биографических пародий, обнаруживая скрытые смыслы и суть пародийного эффекта. В случае, если подросток интересуется историей, он может воссоздать исторический портрет интеллигента в постреволюционной России, достигая все большей степени обобщения - воссоздать особенности менталитета, его изменения с разрушением монархии и приходом советской власти, проследить роль этого эпизода в «спирали истории». Как видим, в данном случае педагог имеет второстепенную роль направляющего, так сказать наставника, а не организатора и идейного вдохновителя. Последние функции - за одаренным учеником, ведь это именно те функции, реализация которых поможет подростку актуализировать свои способности и развить потенциал.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский

A.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик- Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич

B.С. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003.

2. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. Ученые записки МГПИ им. В. II. Ленина. М., 1994.

3. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». - 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/n9-conferences-and-reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students (дата обращения 24.08.2011).

4. Теплое Б.М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9-20.

5. Филипенко К.П. Тренинг как средство коррекции тревожности у детей старшего подросткового возраста // «Символ науки». 2016. №3. с. 170-172.

6. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. с. 99-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.