Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью как одно из условий социализации'

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью как одно из условий социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е. В.

Статья посвящена одной из актуальных проблем коррекционной психологии и специальной педагогики – совершенствованию системы оказания психолого-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Автором рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения лиц с тяжелыми формами умственной отсталости как одно из важнейших условий социализации детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью как одно из условий социализации»

Список литературы:

1. Белова С. Профессионализм учителя - способность к нескончаемому диалогу/ С. Белова // Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 103.

2. Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя / В.Н. Козиев // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика / АПН РСФСР - М., 1992. -С. 36-45.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 319 с.

4. Налчяджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Налчяджян. - Ереван: АН Армянской ССР, 1988. - 352 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© Попова Е.В/

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан

Статья посвящена одной из актуальных проблем коррекционной психологии и специальной педагогики - совершенствованию системы оказания психолого-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Автором рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения лиц с тяжелыми формами умственной отсталости как одно из важнейших условий социализации детей данной категории.

В современном мире в условиях модернизации системы образования происходят значительные изменения и в образовательной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, в Российском обществе возросло внимание к проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Этому во многом способствовала деятельность международных институтов, таких как Организация объединенных наций, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по изучению умственной

♦ Преподаватель кафедры Коррекционной педагогики, аспирант

отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым лицам.

Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), а также Конвенция о правах ребенка (1989) признают необходимость включения данной категории детей в различные виды обучения и общественно-полезную деятельность. Пути решения проблем воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью приобретают все более выраженную гуманистическую направленность, с включением их в систему специального образования.

Однако процесс вовлечения все большего количества детей с тяжелыми формами умственной отсталости в сферу специального образования показал, что она в настоящее время не готова в полной мере обеспечить их всестороннее развитие, так длительный период времени ориентировалась на образовательные возможности ребенка с легкими формами умственной отсталости [2].

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты. В соответствии с действующей инструкцией Министерства социальной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения направляются и принимаются дети с умеренной отсталостью в степени имбе-цильности и идиотии, а также в степени дебильности при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата. Воспитанники, находящиеся в таких учреждениях, живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет. В дальнейшем большинство из них переводится в психоневрологические интернаты.

В последнее десятилетие во многих крупных городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других -открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяжелым нарушением интеллектуального развития, обучая также родителей воспитательной работе.

В настоящее время семьи, в которых появляется ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы социальной защиты [5].

Родители остро нуждаются в психологической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать такого ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней и месяцев жизни пока нет. Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью и их семьям только начинает реализовываться Министерством социальной защиты. Необходимо отметить, что это находит отражение пока только в цен-

тральных районах страны. Что же касается отдаленных регионов, то пока система психолого-педагогической помощи представляет собой лишь попечение лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Исследования Л.Б. Баряевой, Г.С. Гоголевой, С.Д. Забрамной, Т.Н. Ивановой, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич и других специалистов посвящены изучению особенностей развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Они отмечают, что для лиц с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Внимание их характеризуется малоустойчивостью. Они легко отвлекаются и в последующем им трудно сосредоточиться. Восприятие детей носит поверхностный характер. Мышление характеризуется беспорядочностью, бессистемностью, отсутствием и слабостью смысловых связей, затрудненностью обобщений. Логическая и механические виды памяти находятся на низком уровне развития [3].

Тем не менее, накопленный специалистами опыт работы с умеренно и тяжело умственно отсталыми детьми (Е.К. Грачева, А.Н. Граборов, С.Д. Забрамная, М.И. Кузьмицкая, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото) свидетельствует о том, что при специально организованной учебно-воспитательной работе, при благоприятных условиях окружения компенсаторные возможности лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью оказываются довольно значительными. Максимальный коррекцион-ный эффект может быть достигнут в тех случаях, когда медико-педагогическое воздействие осуществляется с учетом клинических и психологических особенностей детей [6].

Бабушкина А.В., Ватажина А.А., Еремина А.А., Маллер А.Р., Пого-сов Н.В., Полосатова Н.Г., Цикото Г.В., Юдилевич Я.Г. придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и организации является иной, чем с детьми с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью являются инвалидами с детства. Отмеченные у них нарушения познавательной деятельности, речи, эмоциональной сферы, нарушения ориентировочной деятельности не позволяют им полноценно существовать без опеки со стороны взрослых. Соответственно резко встает вопрос о необходимости психолого-педагогического сопровож-

дения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта Лица, имеющие умеренную и тяжелую степени интеллектуальной недостаточности, нуждаются в процедуре психолого-педагогического сопровождения гораздо сильнее, чем дети с более легкими формами умственной отсталости.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой. Она дает следующее определение понятию сопровождение. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающая система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [1].

Психолого-педагогическое сопровождение может осуществляться в разных формах. Это создание психолого-педагогических медико-социальных служб, работа медико-психолого-педагогических консилиумов и консультаций, образование диагностических классов, наличие различных вариантов обучения и другие формы [4].

Образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает постоянное и целенаправленное сопровождение специалистами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей детей. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми, но обязательно и работу с администрацией и сотрудниками учреждения. Систематическое сопровождение развития каждого ребенка и разработка индивидуальных коррек-ционных программ в зависимости от уровня знаний детей, их потенциальных возможностей, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи способствует наиболее эффективной и адекватной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. - 286 с.

2. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер // Дефектология. -1994. - № 3.

3. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото - М., 2003. - 212 с.

4. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. - М., 2003. -205 с.

5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. - СПб., 2002. - 315 с.

6. Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Я.Г.Юдилевич // Дефектология. - 1981. - № 3.

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ

© Сароянц К.С.

г. Астрахань

В данной статье рассматривается влияние творчества в деятельности педагога на развитие креативности у студентов, раскрывается сущность и специфика творческого подхода преподавателя, описывается актуальность внедрения креативной педагогики.

Общество за всю историю своего развития накопило огромный потенциал для раскрытия и реализации человеческой сущности. Однако следует признать, что традиционная система образования до сих пор содействовала развитию рационализма, веры в линейный прогресс и абсолютную истинность науки. Анализ кризисов образования привел сегодня к пониманию необходимости разработки новой образовательной парадигмы, направленной прежде всего на развитие духовности и творческой сущности человека. При этой главной задачей образовательной практики становится не только обучение законам природы и общества, но и помощь в деятельном овладении гуманистической методологией творческого преобразования мира и гармонизации отношений в системе «человек-природа-общество» [5].

Задача преподавателя, желающего работать по-современному, заключается в овладении новыми образовательными технологиями. При освоении педагогической деятельности на более высоком уровне важно не только развивать те знания, умения и навыки, которые необходимы для определенной деятельности, но и качества, значимые для ее освоения и творческого выполнения. Таким образом, обучение должно учитывать не только освоение деятельности, но и развитие субъекта деятельности. Наи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.